ВВЕДЕНИЕ 3стр.
ГЛАВА I. Современные холдинги в структуре медиарынка 7стр.
1.1 Медиакомпания как субъект рыночных отношений: генезис и
идентификация 7 стр.
1.2 Аудиторный фактор функционирования медиахолдинга
«Коммерсантъ» 17 стр.
1.3 Образ бизнес-героя в делового СМИ 26стр.
ГЛАВА II. Эксперт как источник информации 31стр.
2.1 Роль экспертов в работе медиахолдингов 31стр.
2.2 Типология экспертного сообщества 39стр.
ГЛАВА III. Медиахолдинг «Коммерсантъ»: оценка продуктивности работы 59стр.
3.1 Экспертные комментарии: критерии качества 59 стр.
3.2 Методика выбора экспертов внутри одного
медиахолдинга 62стр.
3.3 Анализ эффективности деятельности медиахолдинга
«Коммерсантъ» 80стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88стр.
ЛИТЕРАТУРА 95стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные средства массовой информации, как и любые другие компании, являются субъектом рыночных отношений. На данном этапе российский рынок массмедиа включает в себя множество игроков разного уровня, как по качеству, так и по размеру. В последние два десятилетия на медиарынке появились крупные компании, которые сосредоточены в руках одного владельца. Это говорит о том, что в медиабизнесе, как и в любой иной предпринимательской деятельности, наблюдается явление концентрации. Сегодня в рамках относительно немногих медиагрупп объединены различные по типу средства массовой информации и коммуникации. Кроме того, медиахолдинги начинают играть заметную роль в общественно¬политической жизни страны.
Представленное исследование посвящено работе издательского дома «Коммерсантъ», который начал своё развитие еще в 1991 году и зарекомендовал себя как медиахолдинг с уклоном на деловую информацию. С момента создания в состав этой компании вошли более десяти СМИ.
Для того чтобы СМИ деловой специализации имело практическую значимость и вызывало доверие аудитории, необходимо предоставить читателям не только факты, но и мнение эксперта, то есть специалиста, который объяснит причины и условия развития событий, определит скрытые мотивы и намерения действующих лиц в той или иной ситуации. И от особенностей подхода журналистов к выбору экспертов зависит, как аудитория интерпретирует тот или иной факт, мнение, ситуацию. В связи с этим важно проанализировать алгоритм работы журналиста с экспертным сообществом.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития информационного общества запрос аудитории направлен на получение информации от компетентных источников. Для этого журналисты обращаются к экспертам, выступая посредником между экспертом и
аудиторией. Поэтому необходимо понять алгоритм взаимодействия журналиста с экспертным сообществом и выработать рекомендации по повышению эффективности взаимоотношений редакций и экспертов.
Степень изученности проблемы. В научных трудах медиахолдинги рассматривались, преимущественно, с точки зрения медиаэкономики. Можно выделить работы С. С. Смирнова, который уделяет внимание исследованию медиарынков России и стран СНГ 1, а также Б. Я. Мисожникова . Интерес с точки зрения оценки качества информации, подаваемой деловыми СМИ, представляют исследования А. В. Вырковского и С. В Шарояна . А. Айрис и Жак Бюген в своем труде предлагают стратегии управления медиакомпаниями . Изучением условий возникновения и развития медиахолдингов занимается С. М. Гуревич . Однако, можно констатировать, что до настоящего времени исследователи не уделяли внимание такому важному аспекту в работе медиахолдинга, как взаимодействие с экспертным сообществом.
Объектом настоящего исследования являются российские деловые медиахолдинги на примере издательского дома «Коммерсантъ».
Предметом исследования стали приемы взаимодействия журналистов с экспертами.
Цель данного исследования - выявить особенности взаимодействия делового медиахолдинга с экспертным сообществом.
Гипотеза исследования: разнообразие экспертов в рамках одного медиахолдинга сведено к минимуму. Нередко на страницах различных изданий, а также в эфире радиостанций можно встретить одних и тех же представителей экспертного сообщества, которые высказываются на одну и ту же тему.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд конкретных задач:
• Идентифицировать медиахолдинги как субъект рыночных отношений.
• Сформировать типологию экспертов по разным критериям.
• Выработать критерии качества экспертных комментариев.
• Определить характерные особенности взаимодействия журналистов с экспертным сообществом.
• Провести оценку эффективности деятельности медиахолдинга.
Основными методами настоящего исследования являются контент- анализ, частотный анализ, мониторинг и типологизирование.
Эмпирической базой исследования стали печатные издания, а также сайт и радиопрограммы, то есть различные СМИ, входящие в медиахолдинг «Коммерсантъ».
Положения, выносимые на защиту:
• ИД «Коммерсантъ» образовался и развивается по полимедийному пути, то есть охватывает несколько сегментов таких как: печать, Интернет, радио, в прошлом - телевидение.
• Появление нетипичного для издательского дома актива, такого как радио, способствует проникновению нетрадиционных для аудиальных СМИ жанров периодической печати, например, зарисовок для описания бизнес - процессов.
• Разработанная типология экспертного сообщества доказывает, что журналисты медиахолдинга «Коммерсантъ» обладают обширной экспертной базой в различных сферах деятельности.
• Журналисты различных СМИ внутри медиахолдинга «Коммерсантъ» в каждом пятом случае обращаются к одним и тем же экспертам за комментариями в рамках одного и того же события.
• Проведенный анализ эффективности медиакомпании показал, что деловой ИД «Коммерсантъ» практически не имеет конкурентов на российском рынке бизнес медиа за счет разнообразия активов, входящих в медиахолдинг.
Научно-практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться журналистами в практической деятельности, например, при создании экспертной базы данных или в качестве краткого руководства по взаимодействию журналистов с экспертным сообществом.
Материалы исследования прошли апробацию на научно-практических конференциях различного уровня. Подготовлены тезисы и доклады для международных конференций «Ломоносов-2015» и «Ломоносов-2016» в МГУ им. М. В. Ломоносова, «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2016), «Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения» в СПбГУ, а также для Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» (2015-2016 гг.), которая проходила в Томском государственном
университете. Кроме того, работа была отмечена за «Высокий научный уровень доклада».
Издательский дом «Коммерсантъ» успешно функционирует с 1991 года и достойно пережил уже не один кризис в стране. В ходе работы над диссертационным исследованием медиахолдинги были идентифицированы как субъекты рыночных отношений. Крупные игроки на рынке массмедиа способны образовываться путем концентрации СМИ. Это явление в период экономического кризиса все чаще проявляется на российском медиарынке за счет поглощения мелких игроков.
Была выведена универсальная формула делового издания, основанную на тематических характеристиках, которые являются видообразующими. Исходя из данной формулы следует, что издание можно назвать деловым в случае, если в нем содержится чуть менее 50% экономической информации, порядка 30% политической информации, но с уклоном в экономику (в газете «Коммерсантъ» есть даже отдельная рубрика «экономическая политика»), информации из социальной жизни, а также спорту отведено примерно по 10 %, духовная сфера должна быть представлена в номере на 5% от всего номера. Настоящая формула позволяет упростить универсальную
тематическую концепцию для делового издания и в зависимости от того, как аудитория будет реагировать на такое распределение тем, в дальнейшем можно варьировать процентное соотношение тем.
Кроме того, была разработана собственная типология экспертов по разным критериям, среди них: персона эксперта и его социальная принадлежность; период времени (прошлое/настоящее), о котором рассуждает эксперт; обсуждаемая тематика (сфера деятельности), а также приемы подачи информации экспертом. Было доказано, что все предложенные нами типы экспертов можно встретить на страницах такого журнала, как «Власть», входящего в ИД «Коммерсантъ». Мы полагаем, что эта типология может считаться универсальной. Проведенное исследование показало, что журналистам ИД «Коммерсантъ», в частности журнала «Власть», следует направить усилия на установление деловых контактов с таким типом экспертов, как эксперты узкого профиля, так как с помощью СМИ можно популяризировать ту или иную область человеческой деятельности и повысить общественный интерес к ней. В среднем один выпуск журнала «Власть» состоит из шестидесяти страниц, а средний текст занимает три-пять страниц, при этом лишь в четырех-пяти материалах встречаются экспертные мнения, поэтому для повышения уровня доверия читателей необходимо чаще привлекать открытых экспертов.
Так же была предложена стратегии поведения журналистов с представителями экспертного сообщества. Согласно различным тактикам при беседе с экспертом корреспондент или аналитик может занимать следующие позиции: журналист - «коллега» (друг), журналист -
«провокатор», журналист - «блокатор», журналист - «ребенок», журналист- разоблачитель», журналист - «эрудит».
Еще одна задача была реализована на практике. Основываясь на исследованиях, которые ранее проводили А. В. Вырковский и С. В Шароян, которые предлагали оценить качество материалов в деловых СМИ, а также сравнить отношение производителей информации и потребителей контента к одному и тому же тексту, удалось разработать критерии качества экспертных комментариев. Это новый виток в данной проблематике. Мы сконцентрировали свое внимание отдельной важной составляющей материала бизнес направленности - экспертному комментарию и создали, так называемый, стандарт качества экспертного комментария. Это исследование позволит журналисту заранее подбирать экспертов, которые способны дать комментарий, соответствующий предложенным критерием качества.
Центральной задачей исследования являлось определение специфических особенностей взаимодействия журналистов с экспертным сообществом. Так, можно сделать вывод о том, что даже в рамках одного события журналисты тех СМИ, которые входят в состав одного медиахолдинга, способны привлечь различных экспертов из совершенно разных отраслей, чтобы воссоздать полную картину происходящего.
Разнообразие экспертов говорит о грамотно наработанной экспертной базе, которой владеют журналистская команда. В итоге можно сделать вывод о том, что основная гипотеза данного исследования не подтвердилась. Однако аудиторию деловых медиа может смутить следующее обстоятельство. Нами было установлено, что нередко на страницах СМИ, которые подверглись нашему анализу, можно встретить экспертов, которых не называют по именам. Соотношение «открытых» и «закрытых» экспертов находится в той точке, которая со временем может стать критической. Проведенные подсчеты показали, что в среднем каждый пятый эксперт, который появляется в СМИ, входящих в ИД «Коммерсантъ», редакция предпочитает не раскрывать.
Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, требуется наработать собственную базу с контактами ньюсмейкеров и экспертов. Для удобства журналистов эта база данных может быть электронной. В настоящее время функционируют различные платформы по созданию БД, однако нет ни одной программы, которая была бы адаптирована под нужды журналистов. Успешно апробированная многими редакциями платформа для хранения информации Microsoft Access уже не отвечает современным требованиям и реалиям функционирования медиа. В качестве рекомендаций при составлении технического задания для IT-специалистов предложены следующие положения. Для удобства использования база данных должна быть разбита на блоки исходя из сфер влияния экспертов. Далее необходимо указать профессию собеседника. Указание на его узкую специализацию поможет точно определить степень компетентности эксперта и уместность его комментария в том или ином материале. Для быстрого поиска контакта в экспертной базе нужно делать пометки с указанием характерных личностных особенностей собеседника, в том числе здесь могут содержаться и пометки о
выборе стратегии поведения журналиста при общении с конкретным экспертом. При поиске нужного контакта в базе данных необходимо помнить про тегирование, выделение ключевых слов с обозначением профессии или сферы деятельности специалистов.
Стоит отметить, что сегодня нередко электронные системы крупных редакций становятся объектом кибератак, поэтому нужно принимать меры по защите этих данных. Существует необходимость создания новой программы, доступ к которой был бы открыт со всех редакционных компьютеров, а также ее мобильной версии, позволяющей журналистам с помощью процедуры инициализации пользователя оперативно получить какой-либо экспертный комментарий. Экспертная база данных должна быть синхронизирована со всеми устройствами, то есть редакционными компьютерами и личными мобильными гаджетами творческих сотрудников редакции и постоянно обновляться. Условно все контакты в редакционной базе данных могут быть поделены следующим образом: 1. Пакет «Стажер»
2. Пакет «Внештатный»; 3. Пакет «Штатный»; 4. Пакет «Спецпроекты»; 5. Пакет «Профи». Эти пакеты дают разную степень доступа к контактам внутри редакции. Важно, что каждый журналист того или иного издания должен обладать технической возможностью и правом дополнять экспертную базу данных новыми контактами. В этой части также должно быть разделение. Обновления базы данных могут осуществляться по нескольким путям, а именно по закрытому типу (только для личного пользования) или открытому (доступный всем или только определенной категории людей). При этом полный доступ ко всей информации, содержащейся в экспертной базе, предоставлен главному редактору - его компьютер является администратором ресурса. Именно он решает каким «пакетом» данных может пользоваться тот или иной сотрудник редакции.
Последняя часть настоящего исследования состояла в том, чтобы обобщить полученные нами ранее данные, и на основании этих умозаключений представить законченный подробный SWOT - анализ. Были выявлены сильные и слабые стороны медиахолдинга, который на протяжении многих лет удерживает лидирующие позиции согласно данным информационно - аналитической системы «Медиалогия». Среди сильных сторон компании необходимо отметить: высокий индекс цитирования практически всех СМИ, входящих в ИД «Ъ». Кроме того, «Коммерсантъ» - это узнаваемый бренд с неизменным логотипом на протяжении более 20 лет. Характер выбираемых тем и качество представленных сюжетов и публикаций указывает на компетентность работников и высокий уровень их образования. Это доказывается и наличием собственной академии, где обучают журналистов под стиль «Коммерсанта». Кроме того, компания имеет ряд договоренностей с ВУЗами крупных городов, которые направляют лучших студентов на практику. Еще один важный аспект - это лица газет/ журналов/радиостанции, то есть журналисты, ради которых покупают конкретный номер/слушают отдельный выпуск.
Важный стратегический момент: журнал «Огонек» стал входить в «Ъ» уже после того, как он стал самостоятельным успешны брендом с многолетней историей. Проведя анализ разнообразия экспертов в отдельных СМИ, входящих в медиахолдинг, можно говорить о широкой экспертной базе в различных отраслях, а также эксклюзивных источниках. К положительным сторонам также отнесем и то, что издания «Ъ» имеют четкие представление о своей целевой аудитории: руководство медиахолдинга часто заказывает медиаизмерения у TNS. Эти данные находятся в открытом доступе на сайте. Большое количество качественной и дорогостоящей рекламы, говорит о доходах компаний. И еще один немало важный аспект на данный момент - это отсутствие иностранного капитала в составе
медиаходинга, а, следовательно, по новому закону нет основания для прекращения деятельности. Среди слабых сторон предприятия, низкая оснащенность подпиской на печатные версии изданий в некоторых
регионах РФ, а также отсутствие мобильных приложений для некоторых СМИ внутри холдинга, что тоже говорит о возможных оттоках аудитории. Среди минусов и сокращение полос - газета и журналы становятся тоньше.
Предложим ряд рекомендаций, которые помогут оптимизировать имеющиеся возможности. Так, например, компания может заработать на увеличении продаж электронных версий изданий. Для этого необходимо разработать качественные мобильные приложения для разных операционных систем, Следует рекламировать различные СМИ медиахолдинга на подконтрольных сайтах, а также в печатных изданиях и на радиостанции, а также уделить больше внимания SSM.
Так, для оптимизации производства печатной продукции, руководству ИД «Коммерсантъ» стоило бы подумать о собственной типографии или же о типографии, которая будет выступать в качестве подрядчика, но на территории России. Это необходимо для того, чтобы обезопасить выход печатной продукции вне зависимости от принимаемых законов или дипломатических отношений с другими странами. В качестве еще одной рекомендации, предлагаем снизить количество экспертов, чьи имена не указываются, чтобы обеспечить еще более высокую степень доверия к СМИ, входящих в медиахолдинг.
Кроме того, был составлен портрет современного бизнес - героя на радио. Это позволило доказать гипотезу о том, что эксперт может в одинаковой степени как излагать ранее неизвестные факты, так и высказывать экспертное мнение по определенному вопросу. Поэтому разница между информатором и экспертом лишь в том, что эксперт способен дать обоснованное заключение по проблематике, касающейся его непосредственной сферы знаний и при этом способен озвучить совершенно новую информацию.
Интересным могло бы быть дальнейшее изучение особенностей взаимодействия медиахолдинга с экспертным сообществом: как мы уже отмечали, роль этих взаимосвязей пока исследователями явно недооценена. Исходя из всего вышеизложенного можно констатировать, что изучению такой цепи, как «эксперт - журналист - аудитория» без которой трудно представить себе качественные изданий, могло бы быть весьма полезным в современных непростых для медиаиндустрии условиях. Это обуславливается тем, что наличие качественной экспертной базы данных с установленными контактами способно удерживать СМИ наплаву, благодаря аудиторным факторам развития СМИ.
1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика. -М.: Аспект Пресс, 2012. - 142 с.
2. Айрис А., Бюген, Ж. Управление медиакомпаниями: реализация творческого потенциала Текст. / Аннет Айрис, Жак Бюген / Пер. с англ. Ю. А. Константинова, Д. И. Эркенова. М.: Издательский дом «Университетская книга»: АНО «ШКИМБ», 2010. - 560 с.
3. Бартделдс В. Гражданская журналистика. - Press Now, Хильверсум, Нидерланды, 2008. - 39 с.
4. Бочаров А., Шостак А., Калашников Л. Журнальная периодика России. - М., 1996. - 60 с.
5. Вартанова Е. Л. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие / Вартанова Е.Л. и др. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 400 с.
6. Виханский О. С. Менеджмент: учебник // О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-е изд. стереотипн. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 670 с.
7. Ганапольский М. Ю. Кисло - сладкая журналистика. - М.: АСТ, 2009. - 368 с.
8. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учеб.пособие Учеб.пособие для вузов Текст. / С.М. Гуревич М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.
9. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ: Учеб.пособие для вузов Текст. / С. М. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
10. Деловая журналистика / Отв. ред. Вырковский А. В. — М.: МедиаМир, 2012. - 728с.
11. Дмитриев И. Социология журналистики. - Мн.: БГУ, 2001. - 368 с.
12. Журналистское расследование. История метода и современная практика. / Отв. ред. Константинов А.Д. - СПб: «Издательский Дом "Нева"»;М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. - 480 с.
13. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л. Средства массовой информации постсоветской России. - М.: Аспект Пресс , 2002. - 303с.
14. История русской журналистики XVIII-XIX веков : учебник / отв. ред. Громова Л. П. - СПб.: СПбГУ, 2013. - 599 с.
15. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 340с.
16. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учеб. пособие / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический Проект; Культура, 2008. - 280 с.
17. Кириллова, Н.Б. Медиакультура новой России / Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург-Москва: Академический проект, 2007. - 512 с.
18. Князев А. А. «Журналистика конфликтов» .- Бишкек, 2001. - 117 с.
19. Кулев В.С. Деловая пресса России: настоящее и будущее, М., 1999. - 117 с.
20. Мельник Г.С. Деловая журналистика: Учебное пособие / С.М.
Виноградова, Г.С. Мельник. -СПб.: Питер, 2010. - 340с.
21. Ненашев М. Ф. Иллюзии свободы : российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009) - М.: Логос, 2010. - 380 с.
22. Проблемы теории и истории журналистики: сб. науч. тр./ под ред. Ткачева В.С. - Иркутск: БГУЭП, 2007. - 107 с.
23. Социология журналистики / под ред. Корконосенко С. Г. - М., 2007. — 318 с.
24. Смирнов С. С., Медиахолдинги России: национальный опыт
концентрации СМИ. - М.: Медиамир, 2014.. —160 с.
25. Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. Т. 47. — М.: Тера, 2006. — 453 с.
26. Шиткина И. С. Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний. — М. : Волтерс Клувер, 2008. — 648 с.
27. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика : учеб. пособие /; под общ. ред. Герасимова Б.И. и Косова Н.С. -Тамбов : ТГТУ, 2009. - Ч. 1. - 231 с.
Статьи
1. Вырковский А. В., Шароян С. В. Критерии воспринимаемого качества журналистских материалов (на примере деловых СМИ) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2015.
2. Вырковский А. В., Шароян С. В. Отношение к качеству материалов в СМИ у производителей и потребителей контента // Медиаскоп (электронный журнал). — 2015. — № 3.
3. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - № 1.
4. Мисонжников Б. Я. Современный медиахолдинг: генезис, состояние и перспективы развития // Журналистский ежегодник. — 2012. — № 1.
5. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы//Вестн. Моск. ун-та Сер.10, Журналистика. - 2003.-№2.
Интернет-ресурсы
1. Гуревич С.М. От издательского дома - к медиахолдингу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: . http://www.mediascope.ru/?q=en/node/184 (дата обращения: 23.01.16.
2.Официальный сайт «Блог молодого аналитика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://humeur.ru/page/etapy-provedenija-swot-analiza (дата обращения: 10.04.16)
3. Официальный сайт «Газета. Ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL: http://www.gazeta.ru/2007/08/01/oa_245845.shtml (дата обращения:
01.12.15)
4. Официальный сайт «Грани.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://d2i3c4yj91a1b5.cloudfront.net/Society/Media/Television/m.198638.ht ml (дата обращения: 23.12.15)
5.Официальный сайт «КоммерсантЪ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kommersant.ru/about (дата обращения: 01.12.15)
6. Официальный сайт «Медиалогия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.mlg.ru/ratings/ (дата обращения: 9.01.16)
7. Официальный сайт «Новое решение» Рекламное агентство полного цикла
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http ://nradv.ru/uslugi/reklama/v-presse/gazety/reklama-v-gazete-kommersant (дата обращения: 05.12.15)
8. Официальный сайт«Granat Group» Рекламное агентство полного цикла
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.ra-
granat.ru/reklama-v-presse1/natsionalnaia-pressa/reklama-v-gazete-kommersant (дата обращения: 05.12.15)
9. Официальный сайт TNS-media [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tns-global.ru/ (дата обращения: 10.09.15)
Законы
1.Закон "О средствах массовой информации" 1991.
2. Закон РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 (с изм. и доп. на 17 марта 1997 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927; СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1381. Утратил силу.
2. На английском языке
1. Forsith D. The business press in America. -Philadelphia, 1964.
2. Roush C. Profits and losses: business journalism and it is role in society. - Oak Park, 2006.
3. Sanchez-Tabernero A. Some Controversial Ideas about Media Quality // Evolving Media Markets: Effects of Economic and Policy Changes / Picard R. (ed.). Turku, 1998.
4. The Dynamic of Media Concentration: The American Experience//The Media Industries and their Markets. Quantitative Analyses 2010. - Hampshire: Palgrave Macmillan. - P.9