Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические факторы электорального поведения (на примере современной России и стран СНГ)

Работа №7257

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы172 стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
710
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 13
1.1. Исторические предпосылки изучения политической проблематики в социальной психологии 13
1.1.1. Основные направления изучения политической проблематики в западной социальной психологии 15
1.1.2. Основные направления изучения политической проблематики в отечественной социальной психологии 16
1.2. Электоральное поведение как социально-психологический феномен 22
1.3. Анализ основных детерминант электорального поведения 43
1.3.1. Когнитивные элементы электорального поведения 46
1.3.2. Мотивационно-потребностные компоненты электорального поведения 47
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 74
2.1. Объект, предмет и репрезентативность выборочной со-вокупности социально-психологического исследования электорального поведения 74
2.2. Основные подходы к исследованию электорального
поведения 78
2.2.1. Ситуационный подход 80
2.2.2. Социологический подход 81
2.2.3. Манипулятивный подход 83

3
2.2.4. Индивидуально-психологический подход
86
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ДЕТЕРМИНАНТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 93
3.1. Исследование основных социально-психологических детерминант электорального поведения 93
3.2. Использование манипулятивных механизмов управления поведением избирателей 125
ВЫВОДЫ 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
БИБЛИОГРАФИЯ 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 173



Актуальность исследования. Изучение электорального поведения российских граждан стало актуальным, начиная с первых выборов народных депутатов СССР, прошедших весной 1989 года. Выборы впервые за многие предшествующие десятилетия советского периода были альтернативными, предполагали возможность выбора депутатов из нескольких кандидатур. Изменение характера выборов по сравнению с советской безальтернативной моделью стимулировало спрос на прогнозирование результатов выборов. Для решения этой задачи в период первой избирательной кампании периода перестройки стали проводиться опросы общественного мнения, направленные на выявление предпочтений избирателей.
Результаты таких опросов и прогнозы итогов выборов стали с этого периода публиковаться в средствах массовой информации, и это вызывало большой общественный интерес. Электоральное поведение российских граждан представляет собой сложный социально-психологический феномен, который необходимо изучать не только с помощью опросов общественного мнения, но и с помощью специальных психологических методов и приемов, которые действительно могут дать достаточно информации для обоснованного прогноза результатов выборов. В отличие от опросов общественного мнения именно они измеряют не только вербальное, но и реальное электоральное поведение граждан.
Современное государство нуждается в систематическом получении и осмыслении разносторонней информации об особенностях восприятия своими гражданами политической, экономической и социально¬психологической сторон общественно-политической жизни своего народонаселения, его отношения ко всему этому, и, в первую очередь, о его постоянно изменяющихся потребностях, ценностях и намерениях. Эта информация приобретает особое значение в современном российском обществе, уже длительное время находящемся в кризисном состоянии. Однако любой кризис можно и должно рассматривать как проявление, прежде всего, каких- либо противоречий: несоответствие новых целей старой структуре их достижения, новых требований к лидерам государственных и общественных организаций и их старых, сложившихся в прежние годы, систем ценностей и методов управления.
Россия является страной с чрезвычайно разнообразным спектром этнических, географических и социально-культурных условий. В последнее десятилетие в стране в целом и в ее федеральных структурах (прежде всего, в многочисленных субъектах федерации) разрабатывались и реализовывались разноуровневые проекты стратегического и тактического характера, которые предусматривали регулярное обновление управленческих органов путем (методом) региональных и федеральных выборов с вовлечением в этот процесс возможно большего числа взрослого населения, имеющего, согласно законодательству, право избирать и быть избранными. Многие социально-политические и общественно-психологические установки, когда-то детерминировавшие поведение электората, сменились.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении хотелось бы остановиться на перспективах развития политического консалтинга с точки зрения социальной психологии. Прежде всего, использование “грязных” технологий, которые из года в год совершенствуются, становятся изощренными и применяются не только специалистами в области политической рекламы, но и самими кандидатами, несомненно, приведут к очень негативным последствиям. Мы согласны с Президентом консалтинговой группы “ИМИДЖ-Контакт” А. Ситниковым, который считает, что “грязные” технологии применяются не технологами, а против технологов. Поэтому политическим консультантам необходимо совершенствоваться не столько в области социальных наук, сколько в формировании собственных гуманистических и демократических ценностей, морали, уважению и порядочному отношению к конкурирующим командам. Обливание друг друга грязью и в дальнейшем, повидимому, вызовет рост негативизма по отношению не только к политике, но и к роли в ней социального психолога. Понизится интерес к политической жизни страны, обострится недоверие к политикам, возрастут финансовые, временные и другие затраты, например, для обеспечения явки избирателей, станут обычными срывы вы¬боров, а, возможно, их проведение окажется абсолютно бессмысленным. Возможно, социальная психология - наука, аккумулирующая гуманистические ценности и методы воздействия на массовое сознание, позволит избежать столь пессимистичного развития событий.



1. Абульханова-Славская К.А. Отечественная социальная психология. // Психологическая наука в Росссии ХХ столетия. М., ИП РАН, 1997.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1981.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997.
4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.
5. Асмолов А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установка в об¬щей и социальной психологии// Теоретический и методологические проблемы социальной психологии. М., 1979.
6. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского об¬щества. М., «Наука», 1990.
7. Бердяев Н. Судьба России. М., Советский писатель, 1990.
8. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических иссле-дованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл,1996.
9. Богомолова Н.Н., Стефаненко Г.М. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992.
10. Бурлачук В.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагности¬ке. СПб.: Питер Ком, 1999. 528с.
11. Вихалемм П.А. Роль социальных установок в восприятии газетной ин-формации (опыт экспериментального исследования). Автореф.... дисс. канд. психол. наук. Л., 1964.
12. Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснения к воздействию// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие

144
для высших учебных заведений./ Под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петров¬ской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. С.129-150.
13. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Р-н-Д.: Фе- никс,1996. 446с.
14. Гришин Е.В. Социально-психологические детерминанты предвыборных кампаний в России. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль: Яр- ГУ, 2004. 22 с.
15. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы иссле-дования. М.: Политиздат,1987. 368с.
16. Грюнфельд О.А., Маренков А.В. Анализ выборов: основные тенденции. // Социальная психология в периоды кризиса общества. Тезисы докла¬дов Всероссийской научной конференции. Набережные Челны, 2000, С. 63-67.
17. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология. // Во¬просы философии, 1988, №1, стр. 56.
18. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. М., Смысл, 1997.
19. Дейян А. Реклама. М.: Прогресс-универс, 1993. 175с.
20. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. Учебное посо¬бие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996. 352с.
21. Добряков С.А. Психобиография политического лидера. Автореф.... дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. 20с.
22. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защи¬та. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.344с.
23. Егорова Е.В. Прикладные исследования американской политической психологии роли буржуазного политического лидера во внешней поли¬тике// Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983.

145
24. Ерина С.И., Полетаев Ю.А. Некоторые особенности женского полити¬ческого поведения// Психология и практика. Ежегодник РПО. т.4, вып.5. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, РПО, 1998.С. 198-200.
25. Журналистика в политической структуре общества: некоторые пробле¬мы политической организации средств массовой коммуникации и про¬паганды. /Под. ред. Я. Н. Засурского. Рабочая книга менеджера PR. СПб.: Союз, 1997. 288с.
26. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Тео-ретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. 271с.
27. Каменская О.И. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. 154с.
28. Кассирер Э. Техника современных политических мифов// Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия,1990, 2. С. 58-69.
29. Киселев И.Ю. Политическая элита: ее сущность и психология. Яро¬славль: ЯрГУ, 1995. 152с.
30. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Россия в поисках идентичности. // Про¬блемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль, №3/1, 1999.
31. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: Пан ЛТД, 1994. 284с.
32. Клюева Н.В. Ценностно-рефлексивный подход к психологическому обеспечению деятельности педагога. // Ярославский психологический вестник. Вып. 1. Москва-Ярославль , 1999, С. 91-105
33. Клюхин С.В. Социально-психологические аспекты восприятия телепе¬редачи региональной аудиторией. Автореферат дисс. канд. психол. на¬ук. Иваново, 1998. 24с.
34. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия//Психология воздействия. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С.4-43.
35. Козлов В.В. Истоки осознания. 3-е изд. Волгоград, 1999. 288с.
36. Коробейников В.С. Редакция и аудитория. М., 1983.

146
37. Котов С.С. Методологические основы социально-политического взаи-модействия: Дис. в виде научного доклада ... д-ра полит. наук. Тверь: АССР, 2002. 84 с.
38. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1985. 431с.
39. Крижанская Ю.С. Влияние социальных установок на восприятие в мас¬совых коммуникациях. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л.,
40. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при¬кладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 390с.
41. Лауристин М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных га¬зет// Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Тарту, 1976.
42. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в россий¬ской рекламе. М.: Академия, 1998. 136с.
43. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1996.
44. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
46. Ляпина Т.В. Политическая реклама. Киев, ВИРА-Р, 2000.
47. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.
48. Макиавелли Н. Государь. М., «Планета», 1990.
49. Максимов А. Чистые и грязные технологии выборов (Российский опыт). М, 1999.
50. Малютин М. В. Электоральные предпочтения россиян: “парадокс ста-бильности”// Общественные науки и современность .1998. №1. С.44-50.
51. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М.: Изд- во "Весь мир", 1997. 544с.
52. Мануйлов Г.М. Психологическое управление в рыночных условиях. М.: МАПН, 1997. 438с.

147
53. Маренков А.В. Социально-психологические феномены в политике. // Проблемы психологии и эргономики, №3/1, Тверь-Ярославль, 1999. С. 85-87.
54. Маренков А.В. Планирование предвыборной кампании. // Социальная психология - XXI век. Т. 2, Ярославль, 1999. С. 55-60.
55. Маренков А.В. Феномен лидерства в предвыборной кампании. // Психо-технологии в социальной работе. Ярославль, 2000. С. 135-140.
56. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт ком-плексного социологического исследования. Под общ. ред. Б.А. Груши¬на, Л.А. Оникова. М., 1980.
57. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: СПбГУ, 1996. 160с.
58. Мельников М.А. СМИ в условиях социально-политического конфлик¬та// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1993, №1. С. 90-97.
59. Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических соци¬ально-психологических задач// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.:Смысл,1996.
С.265-281.
60. Мельникова О.Т. Критерии типологии молодежной аудитории телепро¬грамм// Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Тарту, 1976.
61. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. Спб, 1901.
62. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуника¬ции. М.: Наука,1986. 224с.
63. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: кон¬цепции, модели, технологии. М., Росспэн, 1999.
64. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии. 1998.

148
65. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М., Евразий¬ский регион, 1998, Т. 2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ