ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В СФЕРЕ
РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
1.1. Сущность и значение экономической эффективности компании в сфере
реализации нефтепродуктов 9
1.2. Показатели, характеризующие оценку экономической эффективности
компании в сфере реализации нефтепродуктов и методы ее оценки 19
1.3. Пути повышения эффективности деятельности для компании в сфере
реализации нефтепродуктов 35
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
«ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» 55
2.1. Характеристика деятельности компании «Иркутскнефтепродукт» и ее
системы управления 55
2.2. Анализ финансового состояния компании «Иркутскнефтепродукт» 64
2.3. Анализ и оценка основных показателей экономической эффективности
деятельности компании «Иркутскнефтепродукт» 82
3. ПРОЕКТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИИ «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» 96
3.1. Рекомендации по повышению эффективности деятельности компании
«Иркутскнефтепродукт» 96
3.2. Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий по
повышению эффективности деятельности компании 108
3.3. Анализ устойчивости проекта 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Расчеты в программе «альт-финанс» для компании «Иркутскнефтепродукт» 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Оценка эффективности проекта для компании «Иркутскнефтепродукт» 17
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В СФЕРЕ
РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
1.1. Сущность и значение экономической эффективности компании в сфере
реализации нефтепродуктов 9
1.2. Показатели, характеризующие оценку экономической эффективности
компании в сфере реализации нефтепродуктов и методы ее оценки 19
1.3. Пути повышения эффективности деятельности для компании в сфере
реализации нефтепродуктов 35
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
«ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» 55
2.1. Характеристика деятельности компании «Иркутскнефтепродукт» и ее
системы управления 55
2.2. Анализ финансового состояния компании «Иркутскнефтепродукт» 64
2.3. Анализ и оценка основных показателей экономической эффективности
деятельности компании «Иркутскнефтепродукт» 82
3. ПРОЕКТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИИ «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» 96
3.1. Рекомендации по повышению эффективности деятельности компании
«Иркутскнефтепродукт» 96
3.2. Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий по
повышению эффективности деятельности компании 108
3.3. Анализ устойчивости проекта 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Расчеты в программе «альт-финанс» для компании «Иркутскнефтепродукт» 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Оценка эффективности проекта для компании «Иркутскнефтепродукт» 17
С развитием производственных сил, формированием мирового рынка и появлением транснациональных корпораций каждое предприятие стремится сохранить и улучшить текущее рыночное положение. Высокая скорость изменения внешней среды, появления и внедрения инноваций в процесс работы и повышение экономической эффективности является неотъемлемой, неотчуждаемой частью деятельности компаний. От умения руководства компании оперативно адаптироваться к изменяющейся рыночной конъюктуры зависит уровень эффективности ее деятельности, в том числе конкурентоспособности оказываемой услуги, производимого товара или производимой работы. Все это оказывает значительное влияние на конечный финансовый результат.
На протяжении мировой истории человечество стремится повысить эффективность деятельности, разделение труда, машинное производство, снижение себестоимости, повышение производительности труда — меры, направленные на повышение экономической деятельности компании. Человечество ведет исследование проблемы производительности труда на протяжении всего своего развития, начиная с первых держав Востока и древних греков и до сегодняшнего дня. Смысл понятия изменялся вместе с развитием и появлением новых инструментов, технологий и методик.
Первые попытки исследовать данную проблему предпринимали древние греки, дальнейшее развитие было в работах представителей школы физиократов во главе с Ф. Кенэ, они отождествляли эффективность и результативность, в свою очередь представитель классической школы Д. Рикардо трактовал как отношение результата к определенному виду затрат. Дж. М. Кейнс описывал эффективность как отношение между доходом, приносимым новой произведенной единицей и ценой производства данной единицы.
В настоящее время вопросом эффективности занимается большое количество иностранных и отечественных ученых. Среди представителей отечественной науки Г. В. Савицкая, С. Л. Соркин, И. С. Филиппов, А. И. Базылева,
Таким образом, в области такой темы, как экономическая эффективность компании уже наработан определенный опыт различными учеными, как экономистами, представляющими различные экономические школы, так и учеными в области менеджмента и управления.
Концепция эффективности применима ко всем организациям, вне зависимости от размера и направлений деятельности. Она универсальна для компаний в области оказания услуг, промышленности, а также государственных и муниципальных учреждений. Важно отметить, что не все субъекты экономики ставят своей основной целью получение прибыли, некоммерческие и государственные организации преследуют иные цели, однако любая цель, вне зависимости от ее природы, имеет возможность быть оцененной с позиции эффективности ее достижения.
На современном этапе развития российской экономики проблема повышения экономической эффективности деятельности компаний является ключе-вой для любого хозяйствующего субъекта, она отражает результативность деятельности компаний на конкурентном рынке. Особенно данная проблема актуальна для компаний нефтегазовой отрасли, являющейся ключевой для отечественной экономики, в рамках внешнеполитической ситуации и кризисных проявлений экономики. Актуальность исследования заключается в необходимости повышения экономической эффективности деятельности российских компаний с целью повышения их конкурентоспособности и совокупного роста отечественной экономики посредством поиска путей повышения эффективности.
Особенно вопрос повышения эффективности деятельности компании актуален в периоды экономических спадов, кризисов и рецессий. В текущих макроэкономических условиях, в числе которых негативные изменения на рынке нефти, а также неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, компании
Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли такие ученые, как П. Друкер, Е. В. Осипова, А. М. Жемчугова, Н. И. Морозко, В. С. Порядин, Г. В. Савицкая. Эффективности деятельности предприятий в составе нефтегазового холдинга посвящены работы М. П. Болодуриной, С. В. Еланцев, О. С. Сычевой.
Целью исследования является определение текущего уровня экономической эффективности деятельности и разработка стратегии ее повышения в компании «Иркутскнефтепродукт».
Для достижения данной цели в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение экономической эффективности компании в сфере реализации нефтепродуктов.
2. Рассмотреть показатели, характеризующие оценку экономической эффективности компании в сфере реализации нефтепродуктов и методы ее оценки.
3. Выявить пути повышения эффективности деятельности для компании в сфере реализации нефтепродуктов.
4. Дать характеристику компании и произвести анализ основных технико-экономических показателей ее деятельности;
5. Проанализировать финансово-экономическое состояние компании «Иркутскнефтепродукт».
6. Провести анализ и оценку основных показателей экономической эффективности деятельности компании «Иркутскнефтепродукт»
7. Дать характеристику предлагаемого проекта повышения экономической эффективности.
8. Произвести оценку затрат, связанных с реализацией проекта.
9. Произвести оценку эффективности и чувствительности проекта, оценить влияние проекта на уровень затрат.
Объектом исследования является компания «Иркутскнефтепродукт».
В первой разделе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты темы, в том числе раскрыта сущность понятия «эффективность компании» и представлены позиции разных научных школ. Вместе с этим сформирована комплексная система показателей оценки экономической эффективности с использованием нескольких методов. И, наконец, рассмотрены наиболее перспективные пути повышения экономической эффективности компаний в сфере нефтепродуктообеспечения.
Во втором разделе работы проведен комплексный анализ эффективности деятельности компании «Иркутскнефтепродукт». В том числе рассмотрено устройство компании «Иркутскнефтепродукт» и направления ее деятельности. Также выполнена оценка ее финансово-экономического состояния с использование данных за три предшествующих отчетных года. И, наконец, был выполнена комплексная оценка экономической эффективности компании при помощи системы показателей.
В третьем разделе представлен проект, направленный на повышение экономической эффективности деятельности компании «Иркутскнефтепродукт». Первоначально дана его развернутая характеристика, в том числе основные преимущества, описание функционирования. В том числе определены география проекта, анализ рынка. Произведен поиск действующих аналогичных проектов. Далее осуществлена оценка затрат на проект, в том числе с разбивкой проекта на составные части. И, наконец, произведена оценка эффективности и чувствительности проекта с использованием специализированных программ, выполнения анализа чувствительности. Определен вклад проекта в повышение общей экономической эффективности компании.
В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение теоретических научных материалов, классификация подходов к значению и определению экономической эффективности деятельности компаний
Источниками исследования являются исследования зарубежных и отечественных ученых. В работе использованы научные статьи и иные формы исследований: в частности, труды Дж. М. Кейнса и Д. Эмерсона в области исследования эффективности деятельности компаний, П. Друкера в области менеджерского подхода к повышению эффективности, Д. Нортона и Р. Каплана о системе сбалансированных показателей оценки эффективности.
В работе используются результаты трудов отечественных ученых докторов экономических наук, И. В. Матяша и методики Н. Савицкой, и А. Шеремета по оценке эффективности деятельности компании. Также в исследовании ис-пользовались документы, связанные с деятельностью компании «Иркутскнефтепродукт», в число которых входят также финансовый отчет и финансовый анализ предприятия.
На протяжении мировой истории человечество стремится повысить эффективность деятельности, разделение труда, машинное производство, снижение себестоимости, повышение производительности труда — меры, направленные на повышение экономической деятельности компании. Человечество ведет исследование проблемы производительности труда на протяжении всего своего развития, начиная с первых держав Востока и древних греков и до сегодняшнего дня. Смысл понятия изменялся вместе с развитием и появлением новых инструментов, технологий и методик.
Первые попытки исследовать данную проблему предпринимали древние греки, дальнейшее развитие было в работах представителей школы физиократов во главе с Ф. Кенэ, они отождествляли эффективность и результативность, в свою очередь представитель классической школы Д. Рикардо трактовал как отношение результата к определенному виду затрат. Дж. М. Кейнс описывал эффективность как отношение между доходом, приносимым новой произведенной единицей и ценой производства данной единицы.
В настоящее время вопросом эффективности занимается большое количество иностранных и отечественных ученых. Среди представителей отечественной науки Г. В. Савицкая, С. Л. Соркин, И. С. Филиппов, А. И. Базылева,
Таким образом, в области такой темы, как экономическая эффективность компании уже наработан определенный опыт различными учеными, как экономистами, представляющими различные экономические школы, так и учеными в области менеджмента и управления.
Концепция эффективности применима ко всем организациям, вне зависимости от размера и направлений деятельности. Она универсальна для компаний в области оказания услуг, промышленности, а также государственных и муниципальных учреждений. Важно отметить, что не все субъекты экономики ставят своей основной целью получение прибыли, некоммерческие и государственные организации преследуют иные цели, однако любая цель, вне зависимости от ее природы, имеет возможность быть оцененной с позиции эффективности ее достижения.
На современном этапе развития российской экономики проблема повышения экономической эффективности деятельности компаний является ключе-вой для любого хозяйствующего субъекта, она отражает результативность деятельности компаний на конкурентном рынке. Особенно данная проблема актуальна для компаний нефтегазовой отрасли, являющейся ключевой для отечественной экономики, в рамках внешнеполитической ситуации и кризисных проявлений экономики. Актуальность исследования заключается в необходимости повышения экономической эффективности деятельности российских компаний с целью повышения их конкурентоспособности и совокупного роста отечественной экономики посредством поиска путей повышения эффективности.
Особенно вопрос повышения эффективности деятельности компании актуален в периоды экономических спадов, кризисов и рецессий. В текущих макроэкономических условиях, в числе которых негативные изменения на рынке нефти, а также неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, компании
Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли такие ученые, как П. Друкер, Е. В. Осипова, А. М. Жемчугова, Н. И. Морозко, В. С. Порядин, Г. В. Савицкая. Эффективности деятельности предприятий в составе нефтегазового холдинга посвящены работы М. П. Болодуриной, С. В. Еланцев, О. С. Сычевой.
Целью исследования является определение текущего уровня экономической эффективности деятельности и разработка стратегии ее повышения в компании «Иркутскнефтепродукт».
Для достижения данной цели в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение экономической эффективности компании в сфере реализации нефтепродуктов.
2. Рассмотреть показатели, характеризующие оценку экономической эффективности компании в сфере реализации нефтепродуктов и методы ее оценки.
3. Выявить пути повышения эффективности деятельности для компании в сфере реализации нефтепродуктов.
4. Дать характеристику компании и произвести анализ основных технико-экономических показателей ее деятельности;
5. Проанализировать финансово-экономическое состояние компании «Иркутскнефтепродукт».
6. Провести анализ и оценку основных показателей экономической эффективности деятельности компании «Иркутскнефтепродукт»
7. Дать характеристику предлагаемого проекта повышения экономической эффективности.
8. Произвести оценку затрат, связанных с реализацией проекта.
9. Произвести оценку эффективности и чувствительности проекта, оценить влияние проекта на уровень затрат.
Объектом исследования является компания «Иркутскнефтепродукт».
В первой разделе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты темы, в том числе раскрыта сущность понятия «эффективность компании» и представлены позиции разных научных школ. Вместе с этим сформирована комплексная система показателей оценки экономической эффективности с использованием нескольких методов. И, наконец, рассмотрены наиболее перспективные пути повышения экономической эффективности компаний в сфере нефтепродуктообеспечения.
Во втором разделе работы проведен комплексный анализ эффективности деятельности компании «Иркутскнефтепродукт». В том числе рассмотрено устройство компании «Иркутскнефтепродукт» и направления ее деятельности. Также выполнена оценка ее финансово-экономического состояния с использование данных за три предшествующих отчетных года. И, наконец, был выполнена комплексная оценка экономической эффективности компании при помощи системы показателей.
В третьем разделе представлен проект, направленный на повышение экономической эффективности деятельности компании «Иркутскнефтепродукт». Первоначально дана его развернутая характеристика, в том числе основные преимущества, описание функционирования. В том числе определены география проекта, анализ рынка. Произведен поиск действующих аналогичных проектов. Далее осуществлена оценка затрат на проект, в том числе с разбивкой проекта на составные части. И, наконец, произведена оценка эффективности и чувствительности проекта с использованием специализированных программ, выполнения анализа чувствительности. Определен вклад проекта в повышение общей экономической эффективности компании.
В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение теоретических научных материалов, классификация подходов к значению и определению экономической эффективности деятельности компаний
Источниками исследования являются исследования зарубежных и отечественных ученых. В работе использованы научные статьи и иные формы исследований: в частности, труды Дж. М. Кейнса и Д. Эмерсона в области исследования эффективности деятельности компаний, П. Друкера в области менеджерского подхода к повышению эффективности, Д. Нортона и Р. Каплана о системе сбалансированных показателей оценки эффективности.
В работе используются результаты трудов отечественных ученых докторов экономических наук, И. В. Матяша и методики Н. Савицкой, и А. Шеремета по оценке эффективности деятельности компании. Также в исследовании ис-пользовались документы, связанные с деятельностью компании «Иркутскнефтепродукт», в число которых входят также финансовый отчет и финансовый анализ предприятия.
В процессе разработки проекта по повышению экономической эффективности деятельности компании «Иркутскнефтепродукт», занимающейся реализацией нефтепродуктов на рынке Иркутской области, были рассмотрены теоретические аспекты оценки экономической эффективности. На данный момент нет единого подхода к трактовке данного понятия, в том числе возможно ее разделение на внутреннюю и внешнюю. Общеупотребимая в экономической науке трактовка понятия «экономическая эффективность» — отношение результата реализации проекта, выполнения услуги или работы на размер затрат на них. Чем выше результаты и ниже расходы, тем выше эффективность деятельности. Вместе с этим были рассмотрены различные пути повышения экономической эффективности для компаний в сфере нефтепродуктообеспечения, в том числе выявлены наиболее перспективные.
Был проведен комплексный анализ деятельности компании с позиции экономических и финансовых показателей, в том числе использовалась методика многоуровневого анализа Г. В. Савицкой. Была рассмотрена структура компании. Было определено положение фирмы на рынке и определены основные конкуренты, которыми являются в большей степени региональные игроки, действующие на рынках нескольких субъектов федерации.
По результатам анализа финансового состояния компании были сделаны следующие выводы:
1. Компания увеличивает свой имущественный комплекс, вместе с тем более 50% совокупного капитала относится к оборотным активам, что говорит о высокой мобильности капитала.
2. Долгосрочные финансовые вложения демонстрируют тенденцию к снижению, что говорит о снижении инвестиционной активности компании.
3. Низкий, менее 4% от всех оборотных активов, размер денежных средств на счетах компании негативно сказывается на абсолютной ликвидности фирмы.
Вместе с этим значительно снижается тем рост выручки, а затраты на 1 рубль готовой продукции демонстрируют рост, что является сигналом о снижении эффективности работы компании. Параллельно существенно растет уровень производительности труда, что объясняется оптимизацией персонала, в том числе относительно малый прирост численности работников. В силу того, что возрастает доля себестоимости, нельзя говорить о повышении эффективности за счет производительности труда.
Таким образом, удалось определить текущие состояние компании, выявить и произвести оценку приоритетных проблем, требующих решений. Это позволило сформировать систему инструментария и комплекс показателей, которые необходимо анализировать и контролировать, чтобы получить максимальную эффективность от реализации проекта.
Сам проект по повышению эффективности представляет собой запуск на территории Иркутска и близ лежащих территорий автоматических автозаправочных станций, в проект включено оборудование 2 ААЗС с нуля, а также модернизация 3 действующих ААЗС. В техническом плане автоматическая авто-заправочная станция представляет собой АЗС, осуществляющую работу без постоянного присутствия на объекте обслуживающего персонала.
Все бизнес-процессы производятся в автоматизированном режиме, контроль за работой АЗС осуществляется диспетчером через удаленный диспетчерский пункт. Данные ААЗС широко представлены в Европе и США, вместе с тем их российская география также обширна, включает в себя в том числе Дальневосточный федеральный округ. Это заправки нового формата, по принципу устройства, схожие с магазином самообслуживания. География проекта включает в себя территорию Марковского МО, а также Ленинский район г. Иркутска, обладающий значительным автомобильным трафиком.
Первым шагом в разработке проекта являлось ознакомление с успешными практиками организации данных ААЗС в России, оценка текущей рыночной ситуации в области розничной реализации нефтепродуктов в Иркутской области. Определены перспективные зоны для запуска проекта. Далее было необходимо разработать финансовый план проекта, определить величину первоначальных затрат, источники финансирования, коими были выбраны собственные средства компании и трансферты от ПАО «НК Роснефть», выбран ключевой поставщик необходимого высоко технологичного оборудования. Для формирования максимально полной картины проекта была произведено отдельное моделирование работы модернизируемых ААЗС, с учетом упущенной выгоды и сэкономленных затрат, а также функционирования новых ААЗС.
Наконец, был проведена оценка устойчивости проекта с применением анализа чувствительности, сценарного анализа и аналитики основных экономических показателей проекта в динамике. Это показало, что данный проект, как и вся отрасль нефтепродуктообеспечения, крайне чувствителен к изменению уровня розничных цен и оптовых на нефтепродукты. Это объясняется торговой деятельностью АЗС. Вместе с этим необходимо отметить, что проект остается привлекательным даже при снижении базисного объема продаж до 40%. Автоматизированная система управления и оказания услуг на ААЗС позволяет сократить постоянные расходы, что позволяет производить меньшую корректировку цен в случае наступления неблагоприятных событий, таких как рост акцизов.
Была произведена оценка основных рисков проекта, а также представлены мероприятия по их снижению или полной ликвидации. В рамках сценарных анализов, в которых моделировались негативные внешние эффекты, а также внутренние ошибки в ходе реализации проекта, такие как неправильная оценка первоначальных затрат и планируемых объемов реализации, были выявлены следующие особенности. Новые ААЗС в силу большего объема реализации и объема первоначальных инвестиций демонстрируют крайне негативные результаты в случае роста цен на сырье и повышения акцизов на 10%.
Проект становится убыточным, однако в случае роста первоначальных затрат на 40% и снижении объема на 30% при сохранении действующих цен проект имеет положительное значение накопленной чистой прибыли. Модернизированные ААЗС более устойчивы к изменениям себестоимости, аналогичное
Результатом работы стал разработанный комплексный проект запуска ААЗС в г. Иркутске, направленный на повышение экономической эффективности работы компании «Иркутскнефтепродукт». Новые ААЗС и модернизированные действующие станции выходят на окупаемость в течение 8 кварталов. Достигаются размеры нераспределенной прибыли накопленным итогом на уровне 105 671 тыс. р, при ЧДД равном 43 101 тыс. рублей.
Внедрение проекта обеспечивает комплексное повышение эффективности работы компании «Иркутскнефепродукт», в том числе крайне важно отметить снижение затрат на 1 рубль готовой продукции в размере 7 к. Объемы выручки и чистой прибыли также прирастают, однако важнее акцентировать внимание на рентабельности основного капитала и коэффициента оборачиваемости. Данные показатели являются одними из фундаментальных при оценке экономической эффективности работы компании. Их улучшение на 0,19 и 0,21 процентных пункта соответственно демонстрируют не только эффективность и инвестиционную привлекательность совокупного проекта, но и его положительное влияние на экономическую ситуацию в компании в целом, повышая ее эффективность, как рыночного субъекта.
Все это доказывает эффективность и целесообразность проекта для внедрения компанией «Иркутскнефтепродукт».
Был проведен комплексный анализ деятельности компании с позиции экономических и финансовых показателей, в том числе использовалась методика многоуровневого анализа Г. В. Савицкой. Была рассмотрена структура компании. Было определено положение фирмы на рынке и определены основные конкуренты, которыми являются в большей степени региональные игроки, действующие на рынках нескольких субъектов федерации.
По результатам анализа финансового состояния компании были сделаны следующие выводы:
1. Компания увеличивает свой имущественный комплекс, вместе с тем более 50% совокупного капитала относится к оборотным активам, что говорит о высокой мобильности капитала.
2. Долгосрочные финансовые вложения демонстрируют тенденцию к снижению, что говорит о снижении инвестиционной активности компании.
3. Низкий, менее 4% от всех оборотных активов, размер денежных средств на счетах компании негативно сказывается на абсолютной ликвидности фирмы.
Вместе с этим значительно снижается тем рост выручки, а затраты на 1 рубль готовой продукции демонстрируют рост, что является сигналом о снижении эффективности работы компании. Параллельно существенно растет уровень производительности труда, что объясняется оптимизацией персонала, в том числе относительно малый прирост численности работников. В силу того, что возрастает доля себестоимости, нельзя говорить о повышении эффективности за счет производительности труда.
Таким образом, удалось определить текущие состояние компании, выявить и произвести оценку приоритетных проблем, требующих решений. Это позволило сформировать систему инструментария и комплекс показателей, которые необходимо анализировать и контролировать, чтобы получить максимальную эффективность от реализации проекта.
Сам проект по повышению эффективности представляет собой запуск на территории Иркутска и близ лежащих территорий автоматических автозаправочных станций, в проект включено оборудование 2 ААЗС с нуля, а также модернизация 3 действующих ААЗС. В техническом плане автоматическая авто-заправочная станция представляет собой АЗС, осуществляющую работу без постоянного присутствия на объекте обслуживающего персонала.
Все бизнес-процессы производятся в автоматизированном режиме, контроль за работой АЗС осуществляется диспетчером через удаленный диспетчерский пункт. Данные ААЗС широко представлены в Европе и США, вместе с тем их российская география также обширна, включает в себя в том числе Дальневосточный федеральный округ. Это заправки нового формата, по принципу устройства, схожие с магазином самообслуживания. География проекта включает в себя территорию Марковского МО, а также Ленинский район г. Иркутска, обладающий значительным автомобильным трафиком.
Первым шагом в разработке проекта являлось ознакомление с успешными практиками организации данных ААЗС в России, оценка текущей рыночной ситуации в области розничной реализации нефтепродуктов в Иркутской области. Определены перспективные зоны для запуска проекта. Далее было необходимо разработать финансовый план проекта, определить величину первоначальных затрат, источники финансирования, коими были выбраны собственные средства компании и трансферты от ПАО «НК Роснефть», выбран ключевой поставщик необходимого высоко технологичного оборудования. Для формирования максимально полной картины проекта была произведено отдельное моделирование работы модернизируемых ААЗС, с учетом упущенной выгоды и сэкономленных затрат, а также функционирования новых ААЗС.
Наконец, был проведена оценка устойчивости проекта с применением анализа чувствительности, сценарного анализа и аналитики основных экономических показателей проекта в динамике. Это показало, что данный проект, как и вся отрасль нефтепродуктообеспечения, крайне чувствителен к изменению уровня розничных цен и оптовых на нефтепродукты. Это объясняется торговой деятельностью АЗС. Вместе с этим необходимо отметить, что проект остается привлекательным даже при снижении базисного объема продаж до 40%. Автоматизированная система управления и оказания услуг на ААЗС позволяет сократить постоянные расходы, что позволяет производить меньшую корректировку цен в случае наступления неблагоприятных событий, таких как рост акцизов.
Была произведена оценка основных рисков проекта, а также представлены мероприятия по их снижению или полной ликвидации. В рамках сценарных анализов, в которых моделировались негативные внешние эффекты, а также внутренние ошибки в ходе реализации проекта, такие как неправильная оценка первоначальных затрат и планируемых объемов реализации, были выявлены следующие особенности. Новые ААЗС в силу большего объема реализации и объема первоначальных инвестиций демонстрируют крайне негативные результаты в случае роста цен на сырье и повышения акцизов на 10%.
Проект становится убыточным, однако в случае роста первоначальных затрат на 40% и снижении объема на 30% при сохранении действующих цен проект имеет положительное значение накопленной чистой прибыли. Модернизированные ААЗС более устойчивы к изменениям себестоимости, аналогичное
Результатом работы стал разработанный комплексный проект запуска ААЗС в г. Иркутске, направленный на повышение экономической эффективности работы компании «Иркутскнефтепродукт». Новые ААЗС и модернизированные действующие станции выходят на окупаемость в течение 8 кварталов. Достигаются размеры нераспределенной прибыли накопленным итогом на уровне 105 671 тыс. р, при ЧДД равном 43 101 тыс. рублей.
Внедрение проекта обеспечивает комплексное повышение эффективности работы компании «Иркутскнефепродукт», в том числе крайне важно отметить снижение затрат на 1 рубль готовой продукции в размере 7 к. Объемы выручки и чистой прибыли также прирастают, однако важнее акцентировать внимание на рентабельности основного капитала и коэффициента оборачиваемости. Данные показатели являются одними из фундаментальных при оценке экономической эффективности работы компании. Их улучшение на 0,19 и 0,21 процентных пункта соответственно демонстрируют не только эффективность и инвестиционную привлекательность совокупного проекта, но и его положительное влияние на экономическую ситуацию в компании в целом, повышая ее эффективность, как рыночного субъекта.
Все это доказывает эффективность и целесообразность проекта для внедрения компанией «Иркутскнефтепродукт».



