Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования сбытовой политики промышленного предприятия 6
1.1 Цели, задачи и основные элементы сбытовой политики предприятия 6
1.2 Алгоритм формирования сбытовой политики промышленного
предприятия 17
Глава 2 Анализ сбытовой политики промышленного предприятия на
примере ОАО «Лебединский ГОК» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 30
2.2 Анализ сбытовой политики и внешней среды предприятия 42
2.3 Проектные рекомендации по совершенствованию сбытовой политики
предприятия и оценка их эффективности 53
Заключение 73
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день роль и необходимость изучения сбытовой политики в деятельности предприятия занимает важное место. Недостаточное внимание к сбытовой политике может негативно сказаться на мероприятиях по продаже и
продвижению товара, и наоборот, грамотно сформированная политика по организации сбыта способна увеличить объемы продаж и принести немалый
доход предприятиям.
В современных экономических условиях важность и необходимость
эффективной сбытовой политики обусловлена усилением конкуренции и
насыщением торговых рынков. Предприятиям требуется вкладывать значительные средства и силы на продвижение имеющихся товаров и создание
уникальных, принципиально новых. Именно поэтому правильная сбытовая
политика позволяет предприятию в течение всего года поддерживать стабильный уровень продаж, своевременно удовлетворять потребности различных групп населения, а также продолжать развиваться. Жесткая конкуренция
вынуждает предприятия придерживаться оборонительной стратегии для сохранения уже имеющейся доли рынка и поддержания конкурентных преимуществ в пределах занятого сегмента рынка. Однако, необходимо постоянно проводить анализ рыночной ситуации и быть готовым к завоеванию новых рынков сбыта, если появляется такая возможность. Значительную помощь в этом может оказать грамотно построенная система сбыта организации, способная обеспечить конкурентоспособность. Именно поэтому сбытовая политика, традиционно считавшаяся второстепенной, вышла на первый
план и для большинства предприятий стала весьма актуальной.
Объектом исследования является горнодобывающее предприятие
ОАО «Лебединский ГОК».
Предметом исследования являются организационно-экономические
параметры сбытовой политики ОАО «Лебединский ГОК».4
Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию основных элементов сбытовой политики ОАО «Лебединский ГОК» и
обосновать их эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
– систематизировать теоретические аспекты сбытовой политики предприятия;
– проанализировать существующую сбытовую политику ОАО «Лебединский ГОК»;
– предложить рекомендации по совершенствованию сбытовой политики предприятия в условиях неопределённости внешней среды;
– оценить экономическую эффективность разработанных рекомендаций.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме управления сбытом на
предприятии.
В работах А.П. Панкрухина [35], М. Мельник [22] и М. Чеботарева
[43] подробно описаны общие вопросы использования основ маркетинга с
целью достижения целей предприятий в области сбыта товаров или услуг.
Вопросы относительно сбыта, а также модернизации сбытовой политики предприятий, освещены в трудах таких известных российских ученых,
как: В.В. Бурцев [4], В.С. Демидов [10] и В.Н. Наумов [31, 33].
В исследованиях М. Джеффри [11], Ф. Котлера [17], а также Ж.-Ж.
Ламбена [19] описан зарубежный опыт решения проблем маркетинга и стимулирования сбытовой деятельности предприятий, который можно использовать, адаптируя его к российским условиям.
Свои методики, имеющие узкую направленность в отношении изучения сбытовой политики промышленных предприятий, предложили такие
ученые, как Г.А. Васильев [6], В.П. Пилипчук [36]. Зарубежный опыт Ф.
Уэбстера [42] также позволяет применить особые способы для формирования5
сбытовой политики по отношению к отечественным предприятиям в различных отраслях и сферах промышленной деятельности.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые
документы, информационные документы, статистические журналы, а также
устав предприятия, бухгалтерский баланс и годовой отчет ОАО «Лебединский ГОК».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы, метод экономического
анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования основных элементов и форм сбытовой политики ОАО «Лебединский
ГОК» и аналогичных промышленных предприятий.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что сбытовая
политика имеет незаменимое значение в маркетинговой деятельности каждого предприятия. Ее основной целью для предприятий различных сфер деятельности является обеспечение доступности производимых товаров и услуг
для потребителей. Как правило, достижение данной цели требует необходимости решения комплекса взаимосвязанных задач. Во-первых, следует выявить, на какой целевой рынок она ориентирована и какие у него потребности. Во-вторых, необходимо определить эффективные каналы распределения.
Не менее важными задачами являются формирование эффективной системы
сбыта, а также выбор методов продвижения товаров по различным группам и
сегментам рынка.
При совершенствовании сбытовой политики промышленного предприятия следует придерживаться особого алгоритма. Его использование поможет изменениям произойти более организованно и по возможности с
наименьшими издержками. Именно сбытовая политика концентрирует на себе весь результат от маркетинговых мероприятий, а значит является незаменимым звеном в формировании эффективного управления предприятием.
Особое значение сбытовая политика имеет для такого предприятия, как
ОАО «Лебединский ГОК», потому как оно сотрудничает не только с предприятиями на внутреннем, но и на внешнем рынке. ОАО «Лебединский
ГОК» входит в состав холдинга «Металлоинвест» и является крупнейшим в
России предприятием по добыче и обогащению железной руды, производству высококачественного железорудного сырья и металлоресурсов. Отгрузка железорудной продукции осуществляется в адрес металлургических предприятий, расположенных в России, а также странах СНГ, Европы и Азии.
Основной способ транспортировки железнодорожный транспорт, а также
морские порты на Балтийском и Черном морях.74
В целом, ОАО «Лебединский ГОК» является устойчивым предприятием в условиях сложившейся экономический ситуации за счет высокого качества производимой продукции и широкой географией поставок. В настоящий
момент на предприятие идет подготовка к запуску нового цеха по производству горячебрикетированного железа №3, благодаря которому производственные мощности по данному виду товара увеличатся с 1,8 млн. тонн/год
до 4,3 млн. тонн/год. Ко всему прочему, с начала 2016 года в основную ассортиментную линейку продукцию добавили еще несколько видов более высокого качества. Однако, падение чистой прибыли предприятия в связи с ростом расходов по различным статьям затрат заставляет уделить им особое
внимание. Отрицательно на данном факторе сказалось и изменение курса
иностранных валют по отношению к рублю.
Большую роль на рынке готовой продукции предприятия играет спрос
со стороны других предприятий-потребителей, а так как на сегодняшний
день в отрасли наблюдается перепроизводство железорудного сырья и как
следствие значительное снижение цен на продукцию, необходимо уделить
особое внимание развитию рынков сбыта и, в частности, сбытовой политики.
Для поддержания своего стабильного положения и увеличения прибыли,
ОАО «Лебединский ГОК» следует уделить внимание как внешнему, так и
внутреннему рынку сбыта.
Целью усовершенствованной сбытовой политики ОАО «Лебединский
ГОК» является увеличение объемов продаж производимой продукции в 2017
году по сравнению с 2015. Для достижения данной цели ОАО «Лебединский
ГОК» следует выбрать для себя клиент-ориентированную сбытовую стратегию, смысл которой будет заключаться в производстве и поставке вида продукции в соответствие с требованиями потребителей.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Рос-сийской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Андрианов К.Н. Модернизация промышленности как основа обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития экономики России / К.Н. Андрианов // Горизонты экономики. - 2012. - №2. - С.1-5.
3. Балашов В.Г. Система маркетинга на предприятии / В.Г. Балашов // Практический маркетинг. - 2011. - №3. - С. 14-17.
4. Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы / В.В. Бурцев. - М.: Экзамен, 2013. - 224 с.
5. Бухгалтерская отчетность Открытого акционерного общества «Лебединский горно-обогатительный комбинат» за 2013 - 2015 гг.
6. Васильев Г. А. Совершенствование деятельности сбытовых служб промышленных предприятий / Г.А. Васильев, Л.В. Осипова // Обзорная ин¬формация - М.: ЦНИИТЭИМС, 2012. - 208 с.
7. Ветров А. Время, вперед! / А. Ветров // I’ron Magazine. - 2015. - № 2. - С.9-11.
8. Виханский О.С. Менеджмент: век XXI: Сборник статей / О.С. Виханский. - М.: Инфра-М, Магистр, 2016. - 352 с.
9. Гутенев В.В. Основные проблемы металлургии / Российская газе¬та - Спецвыпуск «Металлургия». - 2013. - №28. - С.51-59
10. Демидов В.С. Повышение эффективности управления сбытовой политики предприятия / В.С. Демидов // Маркетинг, Реклама и Сбыт. - 2013. - № 3. - С.32-33.
11. Джеффри М. Маркетинг, основанный на данных / М. Джеффри. - М.: МИФ, 2013. - 58 с.
12. Железная руда in USD / Котировки и графики в реальном времени, Биржевые товары, Железная руда в 2011 - 2015 гг. // [Электронный ресурс]: http: //www. finanz. ru
URL: http://www.finanz.ru/birzhevyye-tovary/grafik/zheleznaya-ruda-cena
13. Особенности металлургического маркетинга / Металлоснабжение и сбыт. - 2015. - №09. - С. 64 - 68.
14. ИИС «Металлоснабжение и сбыт» Рейтинг ведущих российских производителей и поставщиков металлопродукции за 2-е полугодие 2014 го¬да// [Электронный ресурс]: http://www.metalinfo.ru
URL: http: //www.metalinfo .ru/ru/magazine/rate/2014/2014 2
15. Интерфакс Центр раскрытиякорпоративной информации, АО «Лебединский ГОК» // [Электронный ресурс]: http://www.e-disclosure.ru
URL: http://www.edisclosure.ru/portal/event.aspx?EventId=pmY78y53X0qs BvIA8tmcXQ-B-B
16. Казаков С.П. Актуальные маркетинговые технологии в развитии российской экономики / С. Казаков. - М.: Палеонтип, 2012. - 296 с.
17. Казаков С.П. Рыночная ориентация как эффективный подход к организации маркетинга на предприятиях сферы услуг / С.П. Казаков // Мар¬кетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - № 01. - С.42-55.
18. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 211 с.
19. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. - СПб.: Питер, 2011. - 800 с.
20. Леонтьев С. Достойно ответить на вызовы времени / С. Леонтьев // Газета «Бизнес-центр. Старый Оскол - Губкин - Белгород». - 2015. - №17 [Электронный ресурс]: http://www.oskolnews.ru
URL: http://www.oskolnews.ru/?cid=pr&t=l&id=2965
21. Макаров М. Черная металлургия России: текущие результаты и основные направления развития / 10-й международный Металлургический Саммит в России г. Москва, - 26.06.2012. - С.4-22.
22. Мельник М.В. Эволюция экономического анализа и его роль в системе управления предприятием / М.В. Мельник // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С.3-6.
23. Металлоинвест Интерактивный годовой отчет // [Электронный ресурс]: http: //www.metalloinvest.com
URL:http://annualreport2014.metalloinvest.com/reports/metalloinvest/html
24. Металлоинвест Операционные результаты за 4-й квартал и 12 ме¬сяцев 2013 - 2015 гг.
25. Металлоинвест Стратегия развития // [Электронный ресурс]: http://www.metalloinvest.com
URL: http://www.metalloinvest.com/about/development-strategy/
26. Металлургические выставки и литейные выставки 2016 / Интер-нет-проект выставочной компании ЕГУС ЭКСПО Интернэшнл // [Электрон¬ный ресурс]: http://www.expoclub .ru
URL: http: //www.expoclub .ru/exhibition calendar/metallurgy/
27. Металлургический бюллетень Железорудный концентрат, Рос-сия, экспорт, DAF/FOB граница России // [Электронный ресурс]: http: //www.metalbulletin.ru
URL: http: //www. metalbulletin.ru/allprices/191/921/
28. Металторг Аналитическая группа, итоги первого полугодия 2014 года в черной металлургии // [Электронный ресурс]: http://www.metaltorg.ru
URL: http://www.metaltorg.ru/analytics/black/?id=601
29. Милохина И. Кто, если не мы / И. Милохина, новость от 28.04.2015. // [Электронный ресурс]: http://deputatugarov.ru
URL: http: //deputatugarov .ru/news/kto-e sl i-ne-myi .html
30. Мотышина М.С. Оценка эффективности менеджмента предприя-тия / М.С. Мотышина // Проблемы современной экономики. 2012. - № 4. - С.53-56.
31. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Н. А. Нагапетьянц. - М.: Рид Групп, 2013. - 272 с.
32. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта / В.Н. Наумов. - СПб.: Приор, 2013. - 368 с.
33. Наумов В.Н. Управление взаимодействием в системе сбыта: стра¬тегии / В.Н. Наумов. - СПб.: Политехника-сервис, 2012. - 292 с.
34. Откуда берут начало подъемы. Российский и мировой рынок стали
- итоги недели (24 апреля - 1 мая 2016 г.) / 1.05.2016 г. / [Электронный ре¬сурс]: http: //www. metalinfo .ru
URL: http: //www. metalinfo .ru/ru/news/85462
35. Панкрухин А. П. Маркетинг российских территорий / А.П. Пан- крухин // доклад на XI Международном симпозиуме по имиджелогии «Запад
- Восток: имиджевый диалог», 2013. - 14 с.
36. Пилипчук В. П. Промышленный маркетинг / В.П. Пилипчук, А.Ф. Оснач, Л.П. Коваленко - М.: ЦУЛ, 2012. - 364 с.
37. Прогноз социально-экономического развития Российской Федера¬ции на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов // [Электронный ре¬сурс]: http: //www.garant.ru
URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70648384/
38. Разумов А. Новые горизонты сотрудничества / А. Разумов // Газе¬та «Рабочая трибуна» - Лебединский ГОК, Металлоинвест. - 22.04.2016.
39. Российский статистический ежегодник: Белгородская область 2014 // Росстат, 2014.
40. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуа-ции для анализа / А.А Томпсон, А. Стрикленд. - М.: Вильямс, 2012. - 500 с.
41. Устав Открытого акционерного общества «Лебединский горно-обогатительный комбинат», 2011.
42. Уэбстер Ф. Основы промышленного маркетинга / Ф. Уэбстер. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2013. - 416 с.
43. Чеботарев М.В. Маркетинговая политика предприятия / М.В. Че¬ботарев. - Спб.: Питер, 2011. - 244 с.
44. Эрихман М.Н. Стратегическое управление организацией / Эрих- ман М.Н. - М.: Дело, 2012. - 367 с.
45. Commodity market monthly / Research department, Commodities unit
of International monetary fund / 15.01.2016 // [Электронный ресурс]:
http: //www.imf.org
URL: http: //www.imf.org/external/np/res/commod/pdf/monthly/011516 .pdf
46. Gilroy A. Is Iron Ore’s Recent Price Rally Sustainable? / A. Gilroy / Market Realist, provider of investment research / 1.03.2016 // [Электронный ре¬сурс]: http://marketrealist.com
URL:http://marketrealist.com/2016/03/iron-ore-demand-supply- fundamentals-still-point-weakness/
47. Riseborough J. Iron Ore Jumps Most on Record as Market Goes «Ber¬serk» / J. Riseborough / 7.03.2016 // [Электронный ресурс]:
http: //www.bloomberg.com
URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-03-07/iron-ore-jumps- most-on-record-as-market-goes-berserk-on-china
48. Steel production in 1980 - 2015 / World Steel Association, Steel Statis¬tical Yearbook // [Электронный ресурс]: http://www.worldsteel.org
URL: http: //www.worldsteel. org/dms/internetDocumentList/statistics- archive/steel-annually-1980-2015/document/steel%20annually%201980-2015.pdf
49. Stringer D. Iron Ore in $30s Seen Near Tipping Point for Largest
Miners / D. Stringer / 9.12.2015 // [Электронный ресурс]:
http://www.bloomberg.com
URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-12-08/iron-ore-in-the- 30s-seen-near-tipping-point-for-largest-miners
50. Stringer D. Iron Ore Wars / D. Stringer, J. Ng / 8.03.2016 // [Элек-тронный ресурс]: http://www.bloomberg.com
URL: http: //www.bloomberg.com/quicktake/iron-ore