Особенности коммуникативных навыков умственно отсталых младших школьников (Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях)
Проведено экспериментальное исследование.
Принимали участие 10 учащихся первого класса, обучающихся по программе VIII вида.
В данной работе не указана название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы коммуникативных навыков умственно отсталых младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 5
1.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 9
2 Экспериментальное исследование особенностей коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 14
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 14
2.2 Анализ результатов исследования сформированности коммуникативных навыков младших дошкольников с умственной отсталостью 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
В период младшего школьного возраста ребёнок должен научиться отвечать за свою речь и её правильную организацию. Также начинает формироваться навык самодисциплины, самоорганизации и организации коллективной деятельности, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Исследования, проведённые в области специальной психологии и педагогики О.К. Агавелян, В.А. Вяренен, Л.И. Даргевичене, Н.Л. Коломинским, Ж.И. Намазбаевой показали отрицательное влияние умственной отсталости у детей младшего школьного возраста на уровень их межличностного общения, приводящее к недостаточному формированию коммуникативных навыков.
Проблема исследования. Несмотря на большое количество литературы, затрагивающей проблему общения лиц с умственной отсталостью, в ней мало затрагиваются вопросы, связанные с формированием навыка общения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети, которые поступают в коррекционные школы, не обладают социальной зрелостью на необходимом уровне, выражающейся в отсутствии потребности общаться со сверстниками, т.е. дети не подчиняют свое поведение общим правилам детской группы и не обладают способностью исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. В связи с этим большая часть периода адаптации к новой для детей учебной деятельности посвящена упорядочиванию процесса общения внутри класса.
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: коммуникативные навыки умственно отсталых младших школьников являются недостаточно развитыми и нуждаются в специальном развитии.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования – особенности коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
3. Выявить и проанализировать уровень сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Поставленные задачи решались посредством следующих методов исследования: теоретических – анализа психолого-педагогической литературы, обобщение и классификация, реферирование и цитирование; эмпирических – тестирование; анализ и интерпретация данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. У дошкольников с нарушением интеллекта страдает в первую очередь восприятие, которое неразрывно связано с мышлением. Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия.
Дети с умственной отсталостью гиперболизировано критично относятся к поступкам других людей, свою тревожность они выражают в грубой и агрессивной форме. Причиной этому являются специфические особенности нарушений когнитивной деятельности, являющихся результатом органических поражений в коре головного мозга, а, следовательно, депривированности высших психических функций. Это служит причиной затруднения в восприятии эмоциональных состояний другого человека.
Наличие умственной отсталости у школьников усугубляет процесс формирования и развития навыков общения, приводящий к существенным недостаткам формирования представлений об окружающих людях и умении устанавливать контакты. Умственно отсталые дети, обучающиеся по программе VIII вида, не обладают нужным уровнем социальной зрелости, которая является важным аспектом психологической готовности к обучению.
Нами была проведена экспериментальная работа, в работе принимали участие 10 учащихся первого класса, обучающихся по программе VIII вида. Целью экспериментальной работы было выявление уровня сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Мы выделили показатели сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста, а также подобрали методики исследования.
Методика эксперимента включала следующие диагностические задания: «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Подели игрушки» (по В.М. Орловой), «Продолжи ситуацию» (по В.М. Холмогоровой), «Схема наблюдения навыков общения» (по М.Я. Басову).
Результаты эксперимента показали, что высокий уровень сформированности навыков общения выявлен не был, в то время как низкий уровень был диагностирован у большей части детей.
Тем самым, гипотеза о том, что коммуникативные навыки умственно отсталых младших школьников являются недостаточно развитыми и нуждаются в специальном развитии, подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Венгер, Л.А. Психология [Электронный ресурс] / Л.А Венгер, Мухина B.C. // URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19330, дата обращения 19.05.2021.
2. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости [Электронный ресурс] / Л.С Выготский // http://dugward.ru/library/ vygotskiy/ vygotskiy_problema_umstvennoy_otstalosti.html, дата обращения 11.05.2021.
3. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Электронный ресурс] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова // http://psychlib.ru/mgppu/GVo-1985/GVo-072.htm#$p1, дата обращения 23.05.2021.
4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
5. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик, В.Н. Секачев. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 144 с.
6. Зайцева Е.А. Современные взгляды и представления на проблему оценивания учебных достижений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью / В сб.: Инновационные тенденции развития системы образования. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия О.Н. Широков, 2017. – С. 170-171.
7. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения / Л. В. Занков. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.
8. Зарубина Н.В. Реализация СИПРа в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Сб.: Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. – Т.1. – № 2. – С. 36 – 40.
9. Катаева, А.А. Развитие речи у детей с нарушением интеллекта и их умственное воспитание / А.А Катаева // Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 153-156.
10. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – Спб. : Питер, 2004. – 480 с.
11. Лебединская, К. С. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией / К. С. Лебединская. – М. : Просвещение, 1981. – 162 с.
12. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.Смысл, 2001. – 511 с
13. Лубовский, В. И. Специальная педагогика и специальная психология / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
14. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – М. : Питер, 2006. – 320 с.
15. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская.- М. : Просвещение, 1971. – 415 с.
16. Мещеряков, А. И. Теоретические вопросы психического развития индивида / А. И. Мещряков. – М. : Просвещение, 2001. – 120 с.
17. МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://mkb- 10.com/index.php?pid=4380, свободный. Дата обращения 20.05.2021.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М., 1999. – 488 с.
19. Немов, Р.С. Психология / Р.С Немов // Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
20. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция: научно-популярная литература / Т. Н. Овчинникова. – Екатеринбург, 2000.– 192 с.
21. Особенности развития коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-kommunikativnih-umeniy-u-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-893043.html, свободный. Дата обращения 23.05.2021.
22. Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Е. А. Панько. – М. : Просвещение, 1988. – 190 с.
23. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены: изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения / М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1959. – 159 с.
24. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов / В. Г. Петров. – М:. «Просвещение», 1968. – 160 с.
25. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Педагогика, 1979. – 241 с.
26. Пиаже Ж., Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. – 192с.
27. Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6114/, свободный. Дата обращения 21.05. 2021.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб, М.: «Питер», 2000. – 712 с.
29. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М. : Политиздат, 1972. – 97 с.
30. Стадненко, Н. М. Очерки по олигофренопсихологии / Н. М. Стадненко, А. Г. Обуховская. – М. : Просвещение, 2002. – 96 с.
31. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика / Е.А.Стребелева, А.А Катаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
32. Сухарева, Г. Е. Стойкие психические нарушения в отдаленном периоде органических поражений головного мозга / Г. Е. Сухарева. – М. : Просвещение, 2008. – 48 с.
33. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
34. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. – М. : Просвещение, 1965. – 343 с.
35. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с