Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности коммуникативных навыков умственно отсталых младших школьников (Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях)

Работа №72553

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы30
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Принимали участие 10 учащихся первого класса, обучающихся по программе VIII вида.
В данной работе не указана название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы коммуникативных навыков умственно отсталых младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 5
1.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 9
2 Экспериментальное исследование особенностей коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 14
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 14
2.2 Анализ результатов исследования сформированности коммуникативных навыков младших дошкольников с умственной отсталостью 19
Заключение 26
Список использованных источников 28


В период младшего школьного возраста ребёнок должен научиться отвечать за свою речь и её правильную организацию. Также начинает формироваться навык самодисциплины, самоорганизации и организации коллективной деятельности, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Исследования, проведённые в области специальной психологии и педагогики О.К. Агавелян, В.А. Вяренен, Л.И. Даргевичене, Н.Л. Коломинским, Ж.И. Намазбаевой показали отрицательное влияние умственной отсталости у детей младшего школьного возраста на уровень их межличностного общения, приводящее к недостаточному формированию коммуникативных навыков.
Проблема исследования. Несмотря на большое количество литературы, затрагивающей проблему общения лиц с умственной отсталостью, в ней мало затрагиваются вопросы, связанные с формированием навыка общения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети, которые поступают в коррекционные школы, не обладают социальной зрелостью на необходимом уровне, выражающейся в отсутствии потребности общаться со сверстниками, т.е. дети не подчиняют свое поведение общим правилам детской группы и не обладают способностью исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. В связи с этим большая часть периода адаптации к новой для детей учебной деятельности посвящена упорядочиванию процесса общения внутри класса.
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: коммуникативные навыки умственно отсталых младших школьников являются недостаточно развитыми и нуждаются в специальном развитии.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования – особенности коммуникативных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
3. Выявить и проанализировать уровень сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Поставленные задачи решались посредством следующих методов исследования: теоретических – анализа психолого-педагогической литературы, обобщение и классификация, реферирование и цитирование; эмпирических – тестирование; анализ и интерпретация данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. У дошкольников с нарушением интеллекта страдает в первую очередь восприятие, которое неразрывно связано с мышлением. Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия.
Дети с умственной отсталостью гиперболизировано критично относятся к поступкам других людей, свою тревожность они выражают в грубой и агрессивной форме. Причиной этому являются специфические особенности нарушений когнитивной деятельности, являющихся результатом органических поражений в коре головного мозга, а, следовательно, депривированности высших психических функций. Это служит причиной затруднения в восприятии эмоциональных состояний другого человека.
Наличие умственной отсталости у школьников усугубляет процесс формирования и развития навыков общения, приводящий к существенным недостаткам формирования представлений об окружающих людях и умении устанавливать контакты. Умственно отсталые дети, обучающиеся по программе VIII вида, не обладают нужным уровнем социальной зрелости, которая является важным аспектом психологической готовности к обучению.
Нами была проведена экспериментальная работа, в работе принимали участие 10 учащихся первого класса, обучающихся по программе VIII вида. Целью экспериментальной работы было выявление уровня сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Мы выделили показатели сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста, а также подобрали методики исследования.
Методика эксперимента включала следующие диагностические задания: «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Подели игрушки» (по В.М. Орловой), «Продолжи ситуацию» (по В.М. Холмогоровой), «Схема наблюдения навыков общения» (по М.Я. Басову).
Результаты эксперимента показали, что высокий уровень сформированности навыков общения выявлен не был, в то время как низкий уровень был диагностирован у большей части детей.
Тем самым, гипотеза о том, что коммуникативные навыки умственно отсталых младших школьников являются недостаточно развитыми и нуждаются в специальном развитии, подтвердилась. Цель работы достигнута, задачи решены.



1. Венгер, Л.А. Психология [Электронный ресурс] / Л.А Венгер, Мухина B.C. // URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19330, дата обращения 19.05.2021.
2. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости [Электронный ресурс] / Л.С Выготский // http://dugward.ru/library/ vygotskiy/ vygotskiy_problema_umstvennoy_otstalosti.html, дата обращения 11.05.2021.
3. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Электронный ресурс] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова // http://psychlib.ru/mgppu/GVo-1985/GVo-072.htm#$p1, дата обращения 23.05.2021.
4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
5. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик, В.Н. Секачев. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 144 с.
6. Зайцева Е.А. Современные взгляды и представления на проблему оценивания учебных достижений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью / В сб.: Инновационные тенденции развития системы образования. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия О.Н. Широков, 2017. – С. 170-171.
7. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения / Л. В. Занков. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.
8. Зарубина Н.В. Реализация СИПРа в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Сб.: Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. – Т.1. – № 2. – С. 36 – 40.
9. Катаева, А.А. Развитие речи у детей с нарушением интеллекта и их умственное воспитание / А.А Катаева // Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 153-156.
10. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – Спб. : Питер, 2004. – 480 с.
11. Лебединская, К. С. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией / К. С. Лебединская. – М. : Просвещение, 1981. – 162 с.
12. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.Смысл, 2001. – 511 с
13. Лубовский, В. И. Специальная педагогика и специальная психология / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
14. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – М. : Питер, 2006. – 320 с.
15. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская.- М. : Просвещение, 1971. – 415 с.
16. Мещеряков, А. И. Теоретические вопросы психического развития индивида / А. И. Мещряков. – М. : Просвещение, 2001. – 120 с.
17. МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://mkb- 10.com/index.php?pid=4380, свободный. Дата обращения 20.05.2021.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М., 1999. – 488 с.
19. Немов, Р.С. Психология / Р.С Немов // Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
20. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция: научно-популярная литература / Т. Н. Овчинникова. – Екатеринбург, 2000.– 192 с.
21. Особенности развития коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-kommunikativnih-umeniy-u-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-893043.html, свободный. Дата обращения 23.05.2021.
22. Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Е. А. Панько. – М. : Просвещение, 1988. – 190 с.
23. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены: изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения / М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1959. – 159 с.
24. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов / В. Г. Петров. – М:. «Просвещение», 1968. – 160 с.
25. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Педагогика, 1979. – 241 с.
26. Пиаже Ж., Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. – 192с.
27. Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6114/, свободный. Дата обращения 21.05. 2021.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб, М.: «Питер», 2000. – 712 с.
29. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М. : Политиздат, 1972. – 97 с.
30. Стадненко, Н. М. Очерки по олигофренопсихологии / Н. М. Стадненко, А. Г. Обуховская. – М. : Просвещение, 2002. – 96 с.
31. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика / Е.А.Стребелева, А.А Катаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
32. Сухарева, Г. Е. Стойкие психические нарушения в отдаленном периоде органических поражений головного мозга / Г. Е. Сухарева. – М. : Просвещение, 2008. – 48 с.
33. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
34. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. – М. : Просвещение, 1965. – 343 с.
35. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ