ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ
РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ
РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день орган, выполняющий функции проектного управления, действует практически во всех муниципальных образованиях Белгородской области, в том числе в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район». При этом статус данного органа и ведомственная подчиненность варьируются.
Проекты могут составлять особый класс так называемых основных мероприятий, в которых и будет заложен источник развития отраслей экономики и сфер жизнедеятельности.
У Губернатора Белгородской области в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, развитие сельского хозяйства и сельских территорий, инновационного и производственного малого и среднего бизнеса, реализация мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, проведение активной политики импортозамещения, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда, подготовка квалифицированных рабочих кадров, освоение рекреационно - сервисного потенциала области, дальнейшее развитие социального сектора, повышение стандартов и уровня жизни населения области.
В 2015 году состояние экономики Белгородской области характеризовалось позитивными тенденциями. Этому способствовал системный подход к решению поставленных задач и конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением. Основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики являются проектный и программно- целевой методы управления регионом.
Кластерный подход к развитию территорий начинается с создания и развития современной производственной базы, социально-культурного развития сельских поселений. Забота о благоустройстве сельских населенных пунктов является составной частью стратегического курса всеобъемлющих преобразований в интересах каждого жителя области. Эту конечную цель преследует региональная Программа улучшения качества жизни населения. Человеку на селе необходимо не только работать в современных условиях и получать при этом достойную зарплату.
Белгородская область - один из тех регионов Российской Федерации, которые сумели добиться значительных успехов в социальном развитии села. Эта линия губернатора Евгения Савченко, подкрепленная управленческими программами поддержки и развития сельских поселений.
Реализация приоритетных стратегических направлений экономической политики позволит минимизировать угрозы зависимости экономики области, обеспечить повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе кластерного подхода с использованием механизмов государственно-частного партнерства, программного и проектного управления.
Анализ степени изученности выбранной темы:
В качестве основы выпускной квалификационной работы выступают исследования отечественных ученых, посвященные проблемам управления проектами на уровне муниципальных образований.
Большой вклад в изучении данного вопроса внесли труды В.И. Воропаева, в работе «Управление проектами в России» он впервые в отечественной практике в систематизированном виде изложил методологические основы, проблемы развития и применения методов управления проектами в специфических условиях современной России. Ю.Н. Лапыгин рассматривал управления проектами от планирования до
Основы проектного управления в муниципальных образованиях, и в частности в Белгородской области, представлены в работах О.А.Павловой Е.С. Савченко, В.А.Сергачева, в статьях К.В. Харченко, таких как «Проектное управление в органах власти», «Технологии проектного управления в деятельности муниципалитета», «От стратегии развития города к жизненной стратегии человека», «Муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам», который рассмотрел муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам и пришел к выводу, что внедрение в местных администрациях проектного управления позволяет делать упор на выявление и поддержку социальных и организационных инноваций .
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью совершенствования практик управления сельским поселением и ограниченностью ресурсов и возможностей, применением проектного подхода, недостаточным методологическим обеспечением и кадровой составляющей в проектном управлении сельскими муниципальными образованиями.
Предмет исследования. В качестве предмета выступает организация проектного управления в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию проектного управления в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проектного управления в муниципальных образованиях.
2. Проанализировать проектное управление в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
3. Предложить пути совершенствования управления развитием
сельского поселения на основе проектного подхода.
Теоретико-методологические основы исследования основываются на отечественных научных трудах. В работе использованы системный и научный подход, функциональный и проблемный анализ материалов книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, семинаров, научных конференций.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: наблюдение, систематизация и обобщение, а так же анализ и синтез.
Эмпирическая база:
- Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» ;
- Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ;
- Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 588 «Об
утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» ;
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года ;
- Постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013 г.
№ 526-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской
области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы» ;
- Постановление Правительства Белгородской области от 31.05.2010 г.№ 202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» ;
- Распоряжение Губернатора Белгородской области от 22.11.2012 г.№ 794 «Об утверждении регламента администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области» ;
- Постановление главы администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 1.09.2014 г. № 614 «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» Белгородской области» ;
- Методические рекомендации по оформлению инициативной заявки по вопросу открытия проекта .
Практическая значимость исследования. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы предложен новый социально-культурный проект, направленный на формирование инвестиционной привлекательности сельского поселения, научно разработана и теоретически обоснована система мер, направленных на реализацию условий повышения эффективности управления проектами в условиях сельского поселения. Практическая значимость заключается в возможности использования её результатов и разработок в деятельности администрации Новослободского сельского поселения, а также при чтении специальных курсов для студентов-бакалавров по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех последовательных разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проекты могут составлять особый класс так называемых основных мероприятий, в которых и будет заложен источник развития отраслей экономики и сфер жизнедеятельности.
У Губернатора Белгородской области в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, развитие сельского хозяйства и сельских территорий, инновационного и производственного малого и среднего бизнеса, реализация мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, проведение активной политики импортозамещения, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда, подготовка квалифицированных рабочих кадров, освоение рекреационно - сервисного потенциала области, дальнейшее развитие социального сектора, повышение стандартов и уровня жизни населения области.
В 2015 году состояние экономики Белгородской области характеризовалось позитивными тенденциями. Этому способствовал системный подход к решению поставленных задач и конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением. Основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики являются проектный и программно- целевой методы управления регионом.
Кластерный подход к развитию территорий начинается с создания и развития современной производственной базы, социально-культурного развития сельских поселений. Забота о благоустройстве сельских населенных пунктов является составной частью стратегического курса всеобъемлющих преобразований в интересах каждого жителя области. Эту конечную цель преследует региональная Программа улучшения качества жизни населения. Человеку на селе необходимо не только работать в современных условиях и получать при этом достойную зарплату.
Белгородская область - один из тех регионов Российской Федерации, которые сумели добиться значительных успехов в социальном развитии села. Эта линия губернатора Евгения Савченко, подкрепленная управленческими программами поддержки и развития сельских поселений.
Реализация приоритетных стратегических направлений экономической политики позволит минимизировать угрозы зависимости экономики области, обеспечить повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе кластерного подхода с использованием механизмов государственно-частного партнерства, программного и проектного управления.
Анализ степени изученности выбранной темы:
В качестве основы выпускной квалификационной работы выступают исследования отечественных ученых, посвященные проблемам управления проектами на уровне муниципальных образований.
Большой вклад в изучении данного вопроса внесли труды В.И. Воропаева, в работе «Управление проектами в России» он впервые в отечественной практике в систематизированном виде изложил методологические основы, проблемы развития и применения методов управления проектами в специфических условиях современной России. Ю.Н. Лапыгин рассматривал управления проектами от планирования до
Основы проектного управления в муниципальных образованиях, и в частности в Белгородской области, представлены в работах О.А.Павловой Е.С. Савченко, В.А.Сергачева, в статьях К.В. Харченко, таких как «Проектное управление в органах власти», «Технологии проектного управления в деятельности муниципалитета», «От стратегии развития города к жизненной стратегии человека», «Муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам», который рассмотрел муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам и пришел к выводу, что внедрение в местных администрациях проектного управления позволяет делать упор на выявление и поддержку социальных и организационных инноваций .
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью совершенствования практик управления сельским поселением и ограниченностью ресурсов и возможностей, применением проектного подхода, недостаточным методологическим обеспечением и кадровой составляющей в проектном управлении сельскими муниципальными образованиями.
Предмет исследования. В качестве предмета выступает организация проектного управления в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию проектного управления в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проектного управления в муниципальных образованиях.
2. Проанализировать проектное управление в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
3. Предложить пути совершенствования управления развитием
сельского поселения на основе проектного подхода.
Теоретико-методологические основы исследования основываются на отечественных научных трудах. В работе использованы системный и научный подход, функциональный и проблемный анализ материалов книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, семинаров, научных конференций.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: наблюдение, систематизация и обобщение, а так же анализ и синтез.
Эмпирическая база:
- Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» ;
- Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ;
- Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 588 «Об
утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» ;
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года ;
- Постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013 г.
№ 526-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской
области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы» ;
- Постановление Правительства Белгородской области от 31.05.2010 г.№ 202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» ;
- Распоряжение Губернатора Белгородской области от 22.11.2012 г.№ 794 «Об утверждении регламента администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области» ;
- Постановление главы администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 1.09.2014 г. № 614 «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» Белгородской области» ;
- Методические рекомендации по оформлению инициативной заявки по вопросу открытия проекта .
Практическая значимость исследования. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы предложен новый социально-культурный проект, направленный на формирование инвестиционной привлекательности сельского поселения, научно разработана и теоретически обоснована система мер, направленных на реализацию условий повышения эффективности управления проектами в условиях сельского поселения. Практическая значимость заключается в возможности использования её результатов и разработок в деятельности администрации Новослободского сельского поселения, а также при чтении специальных курсов для студентов-бакалавров по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех последовательных разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
1. В качестве основных задач формирования механизма проектного управления в сельском поселении необходимо рассматривать обеспечение единого коммуникативного пространства, единства правовой регламентации социального проектирования в муниципальном управлении, использование современных методов и технологий муниципального управления.
Проектное управление как метод стратегического планирования предполагает развитие и укрепление принципов самоорганизации в деятельности органов местного самоуправления на основе стратегических программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Стратегической задачей органов местного самоуправления является создание и развитие условий для оказания муниципальных услуг другими субъектами муниципальных образований; осуществление перманентных и опережающих социально-экономических изменений в муниципальных образованиях.
Проектное управление как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы позволит уменьшить степень социально-управленческого отчуждения населения и муниципальных служащих в осуществлении местного самоуправления.
2. Новослободское сельское поселение расположено в самом центре Белгородской области, в 55 километрах от областного центра - города Белгород и в 18-ти километрах от районного центра - города Короча.
Административным центром поселения является сельское поселение Новая Слободка. В состав Новослободского сельского поселения входят 9 населенных пунктов: село Новая Слободка, село Александровка, село Самойловка, хутор Должик, хутор Коломыцево, хутор Меркуловка, хутор Свиридово, хутор Холодное, хутор Шутово.
Проектное управление в Новослободском сельском поселении является одним из механизмов контроля достижения целей, определенных Стратегией
- инициация проекта;
- планирование проекта;
- реализация проекта;
- закрытие проекта.
На данный момент администрацией Новослободского сельского поселения реализуется «Проект ландшафтного благоустройства села Новая Слободка».
В Новослободском сельском поселении имеется хорошая база для плодотворной проектной деятельности, которая может охватить не только благоустройство территорий, но и в большей степени социальную сферу.
В проектную деятельность сельского поселения должны активно включаться объекты социально-культурной сферы: школа, дом культуры, библиотека.
Проектный подход в управлении социально-экономической сферой сельского поселения имеет ряд преимуществ. Первое, принципиальное преимущество состоит в эффективном взаимодействии экономических субъектов - участников проекта.
Второе преимущество состоит в том, что проектный подход позволяет наилучшим образом распорядиться ограниченными ресурсами для достижения экономически и социально значимых целей.
Третье преимущество выражается в том, что представление проекта как комплекса взаимосвязанных работ с конкретными сроками начала и завершения позволяет получить всестороннюю полноценную экономическую оценку как на этапе разработки проекта, так в ходе его реализации и по итогам реализации проекта.
3. Современное управление развитием сельского поселения сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территории и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Новослободского сельского поселения является эффективное и качественное социально-культурное, экономическое и территориальное управление. В условиях сельского поселения проектный подход к его развитию становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-культурных и экономических проблем.
Проектный подход к современному эффективному развитию сельским поселением опирается на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования с применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления.
Проектный подход, являясь элементом управления Новослободским сельским поселением, должен не только определять для себя перспективы развития территории, но и устанавливать связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, акцентировать внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействовать достижению общественного согласия.
Инвестиционная привлекательность сельского поселения оценивается по возможности вложения средств создания массовых культурно-зрелищных мероприятий, популяризации сельского туризма, создания платных рекреационных зон.
Включение данных составляющих в процесс проектного подхода сельского поселения способствует:
- повышению инвестиционного имиджа территории;
- эффективному использованию ограниченных ресурсов с учетом приоритетных направлений развития;
- повышению конкурентоспособности экономики;
- возможности сформировать тесные взаимосвязи экономики сельской местности, а также между различными социально-экономическими группами сельского поселения;
- увеличению доходности местного бюджета.
4. Социально направленная политика в Новослободском сельском поселении должна включать в себя совокупность проектов, направленных на жизнеобеспечение населения посредством повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов.
Разработка учреждениями культуры районов программ исторической реконструкции уникальных семейных обрядов своей местности, сопровождающихся историческими справками о месте его бытования, позволит расширить кругозор молодежи и вызвать у неё интерес к истории родного края.
Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах совершенствования проектного подхода в социально-экономическом развитии сельских поселений Белгородской области.
Проектное управление как метод стратегического планирования предполагает развитие и укрепление принципов самоорганизации в деятельности органов местного самоуправления на основе стратегических программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Стратегической задачей органов местного самоуправления является создание и развитие условий для оказания муниципальных услуг другими субъектами муниципальных образований; осуществление перманентных и опережающих социально-экономических изменений в муниципальных образованиях.
Проектное управление как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы позволит уменьшить степень социально-управленческого отчуждения населения и муниципальных служащих в осуществлении местного самоуправления.
2. Новослободское сельское поселение расположено в самом центре Белгородской области, в 55 километрах от областного центра - города Белгород и в 18-ти километрах от районного центра - города Короча.
Административным центром поселения является сельское поселение Новая Слободка. В состав Новослободского сельского поселения входят 9 населенных пунктов: село Новая Слободка, село Александровка, село Самойловка, хутор Должик, хутор Коломыцево, хутор Меркуловка, хутор Свиридово, хутор Холодное, хутор Шутово.
Проектное управление в Новослободском сельском поселении является одним из механизмов контроля достижения целей, определенных Стратегией
- инициация проекта;
- планирование проекта;
- реализация проекта;
- закрытие проекта.
На данный момент администрацией Новослободского сельского поселения реализуется «Проект ландшафтного благоустройства села Новая Слободка».
В Новослободском сельском поселении имеется хорошая база для плодотворной проектной деятельности, которая может охватить не только благоустройство территорий, но и в большей степени социальную сферу.
В проектную деятельность сельского поселения должны активно включаться объекты социально-культурной сферы: школа, дом культуры, библиотека.
Проектный подход в управлении социально-экономической сферой сельского поселения имеет ряд преимуществ. Первое, принципиальное преимущество состоит в эффективном взаимодействии экономических субъектов - участников проекта.
Второе преимущество состоит в том, что проектный подход позволяет наилучшим образом распорядиться ограниченными ресурсами для достижения экономически и социально значимых целей.
Третье преимущество выражается в том, что представление проекта как комплекса взаимосвязанных работ с конкретными сроками начала и завершения позволяет получить всестороннюю полноценную экономическую оценку как на этапе разработки проекта, так в ходе его реализации и по итогам реализации проекта.
3. Современное управление развитием сельского поселения сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территории и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Новослободского сельского поселения является эффективное и качественное социально-культурное, экономическое и территориальное управление. В условиях сельского поселения проектный подход к его развитию становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-культурных и экономических проблем.
Проектный подход к современному эффективному развитию сельским поселением опирается на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования с применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления.
Проектный подход, являясь элементом управления Новослободским сельским поселением, должен не только определять для себя перспективы развития территории, но и устанавливать связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, акцентировать внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействовать достижению общественного согласия.
Инвестиционная привлекательность сельского поселения оценивается по возможности вложения средств создания массовых культурно-зрелищных мероприятий, популяризации сельского туризма, создания платных рекреационных зон.
Включение данных составляющих в процесс проектного подхода сельского поселения способствует:
- повышению инвестиционного имиджа территории;
- эффективному использованию ограниченных ресурсов с учетом приоритетных направлений развития;
- повышению конкурентоспособности экономики;
- возможности сформировать тесные взаимосвязи экономики сельской местности, а также между различными социально-экономическими группами сельского поселения;
- увеличению доходности местного бюджета.
4. Социально направленная политика в Новослободском сельском поселении должна включать в себя совокупность проектов, направленных на жизнеобеспечение населения посредством повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов.
Разработка учреждениями культуры районов программ исторической реконструкции уникальных семейных обрядов своей местности, сопровождающихся историческими справками о месте его бытования, позволит расширить кругозор молодежи и вызвать у неё интерес к истории родного края.
Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах совершенствования проектного подхода в социально-экономическом развитии сельских поселений Белгородской области.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



