Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специализированная психологическая помощь выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения

Работа №7252

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы175стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
784
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы конституционально-психотипологической предиспозиции личности в российской психологии
1.1. Исследование проблемы конституциональной предиспозиции личности в российской психологии 15
1.2. Конституционально-континуальная изменчивость личности как проблема психического и психологического здоровья в подростковом возрасте 36
1.3. Теоретические основы психологической помощи детям с задержкой психического развития 51
Глава II. Материал, методы исследования и психологического сопровождения выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, имеющих конституционально-психотипологическую
предиспозицию личности
2.1. Организация эксперимента и состав испытуемых 71
2.2. Методы психологического исследования 73
2.3. Программа специализированной психологической помощи в виде психологического сопровождения выпускников классов коррекционно-развивающего обучения 84
Глава III. Результаты экспериментально-психологического исследования и эффективности психологического сопровождения как вида специализированной психологической помощи подросткам, имеющим конституционально-психотипологическую предиспозицию личности
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ обследованных подростков 117
3.1.1. Анализ анамнестических данных обследованных групп, полученных из карт развития ребенка 117
2

3.1.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной личностной и поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционно¬
развивающего (компенсирующего) обучения 119
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения как вида специализированной психологической помощи выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения 125
3.3. Практические рекомендации 131
Заключение 132
Выводы 135
Литература 138
Приложение 154


Актуальность темы исследования. Сложившиеся под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, неблагоприятные условия существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Наиболее уязвимыми в современных условиях оказываются дети с проблемами в развитии, а именно, с задержкой психического развития, что проявляется в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, в отставании развития их познавательных процессов (К.С.Лебединский, 1982; В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984; Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова, 1986, 1992 и др.), в школьной неуспеваемости и хронической астенизации (Н.Г.Лутонян, 1977;, В.Л.Подобед, 1981;, Е.С.Слепович, 1978; Н.Ю.Борякова, 1983; С.А.Домишкевич, 1977, И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова, 1982 и др.).
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20% - 30% общего числа детской популяции. Среди стойко не успевающих младших школьников учащиеся с задержкой психического развития составляют около 50% (У.В.Ульенкова, 1994; О.Н.Усанова, 1995; Б.П.Пузанов, 1998).
В Российской Федерации свыше ста тысяч школьников с задержкой психического развития обучаются в классах выравнивания (В.И. Лубовский, 1994), ныне классах компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения, которые функционируют для младших школьников общеоБразовательной школы.
У значительной части выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения конституционально-адаптационный потенциал вхождения в среднее звено общеобразовательной школы ослаблен за счет эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных,
4

эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации
познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной сферы.
В отечественной и зарубежной психологии, специальной педагогике и психологии понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, имеющим резидуальные (остаточные) состояния после перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженные органические повреждения центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей (М.С.Певзнер, 1966; Г.Е.Сухарева, 1974; М.Г.Рейдибойм, 1977; Т.А.Власова, К.С. Лебединская, 1975).
По мнению ряда авторов, к рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы. (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984; З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, 1986; В.И.Мачихина, 1987, 1992).
Изначально неполноценная биологическая основа (различные формы недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами социальной среды, детерминирует более адекватные или менее адекватные реакции личности подростка (Л.С.Выготский, 1960;. Б.М.Теплов, 1961; В.М.Русалов, 1979; В.В.Ковалев, 1985).
В этих случаях наблюдается конституционально детерминированное более полноценное иЛи менее полноценное, более синхронное или менее
5

синхронное созревание отдельных систем друг относительно друга (психофизиологической, нейроэндокринной, нейрохимической, биологической, интеллектуально-мнемической, эмоциональной, волевой и т. д.), что приводит к психотипологической и конституционально-типологической личностной изменчивости за пределы границ статистической и вероятностной нормы, в континууме от нормы-акцентуаций до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н. Волоскова, 2001; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002).
Возникает необходимость определения степени выраженности конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции личности выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения для разработки принципиально новых конституционально ориентированных подходов к специализированной психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития.
Цель исследования - разработка вариантов психологической помощи выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения на фоне различной степени выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности.
Задачи исследования.
1. Изучение документации, анамнестических данных, позволяющих установить генезис задержки психического развития, органические признаки патологии мозга у подростков, обучавшихся в классе коррекционно¬развивающего (компенсирующего) обучения.
2. Разработать и провести экспериментально-психологическую индивидуальную дифференциальную диагностику выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения в условиях среднего звена общеобразовательной школы, выделив испытуемых с конституционально-типологичЕской недостаточностью ВНД и
6

психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать оптимальные методы специализированной психологической помощи, направленной на восстановление конституционально-психологических механизмов адаптаций и компенсации выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи подросткам, имеющим конституционально-психотипологическую предиспозицию личности.
Объект исследования - человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования - конституционально-континуальная
сущность и обусловленность аномальной личностной изменчивости выпускников классов коррекционно-развивающего обучения, требующая оказания специализированной психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что одинаковые социальные условия адаптации субъекта подразумевают взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека. Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование конституционально-психотипологической структуры личности, или появление признаков аномальной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности конституциональной детерминированности вероятностной
психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая помощь должна быть адресована к конституционально-психотипологическим механизмам защиты личности.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к психотипологической структуре индивидуальности, предполагающем, что
7

конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования в условиях адаптации к более сложной деятельности, изменяя или нарушая характер компенсаторных и адаптационных возможностей личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составили основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как процессе» (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,
А.И. Донцов, К.К.Платонов, В.П.Зинченко, Б.М.Теплов, А.Г.Асмолов); идея о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (Л.С.Выготский); концепция системогенетического подхода в психологии (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков); континуально-генетическая концепция (А.В.Брушлинский); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е.Личко, К.Леонгард, Г.К.Ушаков); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических психических особенностей (Б.С.Братусь, В.В .Белоус, В.Н. Дружинин, Е.А.Климов, В.С.Мерлин); концепция об аномальной личностной изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально-континуального пространства (И.В.Боев, О.А.Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости органического происхождения (Н.Н.Волоскова, О.А.Минаева); отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (И.В.Боев, О.А.Ахвердова, Н.Н.Волоскова, Э.М.Козлова, Н.А.Куксова, Л.В.Лысенко); генетическая теория типов (К.Конрад, Э.Кречмер, А.Ф.Лазурский, У.Шелдон).
8

Материал и методики исследования. В экспериментально¬психологическом исследовании приняло участие 120 выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения (76 мальчиков и 44 девочки) в возрасте 10-12 лет, проживающих в г. Ставрополе. Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, общеобразовательных школ г. Ставрополя в течение трех лет, что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов психологической помощи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Личность выпускника класса коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, имеющая изначально «неполноценную биологическую основу», взаимодействует с социально-стрессовыми факторами в виде условий среднего звена общеобразовательной школы, что приводит к актуализации конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации, проявляющихся на феноменологическом и экспериментально психологическом уровнях аномальной личностной и поведенческой изменчивостью.
2. Выпускники классов коррекционно-развивающего обучения распределяются в конституционально-континуальном пространстве личности на диапазон психологической нормы-акцентуации с признаками конституционально-типологической недостаточности, обуславливающей непатологический стереотип девиантного поведения, и на диапазон пограничной аномальной личности с признаками сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозицией личности, детерминирующей патологические варианты девиантного поведения.
3. Задержка психического развития подростков органического и конституционального генеза коррелирует с конституционально¬типологической недостаточностью высшей нервной деятельности и психотипологической предиспозицией личности; соматогенного и психогенного генеза - лишь с психотипологической предиспозицией личности, что проявляется разной степенью выраженности аномальной личностной и поведенческой изменчивости в виде низкой успеваемости в школе, эмоционально-коммуникативных и аффективно-регулятивных затруднениий, декомпенсации познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной сферы личности.
4. Подросткам диапазона пограничной аномальной личности с конституционально-типологической недостаточностью ВНД и
135

психотипологической предиспозицией личности, коррелирующей с ЗПР церебро-органического и конституционального генезов, свойственны: ретардация и асинхрония развития; проблемы речевой деятельности - дефекты звукопроизношения, нарушения устной и письменной речи, чтения и письма; высокий уровень личностной, ситуативной тревожности, невротизации и психопатизации; социальная дезадаптация; деформации эмоциональной сферы; личностные и поведенческие нарушения (конфликтность, гетеро- и аутоагрессивность, враждебность, психастеничность).
5. Разработана программа комплексной и комбинированной специализированной психологической помощи, направленной на восстановление конституциональных механизмов психологической компенсации и адаптации, повышение личностной толерантности к социальным условиям среднего звена образовательной среды с использованием концепции сотрудничества, принципов лечебной педагогики, реконструктивной психотерапии и арттерапии. Разработанная нами программа включает применение методик и техник психокоррекции и психотерапии, адекватных конституционально-психотипологической эпилептоидной и шизоидной структурам личности подростка с задержанным развитием церебрально-органического и конституционального генеза, нивелирующих конституционально-типологическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспозицию личности. Методики и техники психологической помощи у подростков с соматогенным и психогенным генезом задержанного развития адекватны истероидной и циклоидной структурам личности, направлены на выявление скрытых психолого¬биологических ресурсов личности и гармонизацию конституционально¬психотипологической предиспозиции личности.
6. Эффективность и адекватность разработанной специализированной психологической помощи, адресованной к аномальной личностной и поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционно¬
136

развивающего (компенсирующего) обучения, может быть объективизирована с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников, позволяющих провести многомерный психологический анализ, регистрирующий позитивную или негативную личностную и психологическую динамику испытуемых.



1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Междун. Пед. академия. 1994. - 237 с.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Медицина, 1976. - 272 с.
3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986. -150 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288
с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах. - Педагогика, 1982. - 320 с.
7. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 47-53.
8. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
9. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. - М., 1998. 154 с.
10. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000. - 272 с.
11. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
12. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М.: Высшая школа, 1991.
- 256 с.
13. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.
138

14. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопр.психологии. - 1997. - № 1. С. 19-25.
15. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
16. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. - Ставрополь, 1999. - 362 с.
17. Боев И.В., Ахвердова О. А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь. - 2001. - 380 с.
18. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1976. - № 6. - С. 43-45.
19. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
20. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
21. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. - М., 1983. - Ч.2. - С. 274-276.
22. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
23. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. - 197 с.
24. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
25. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: Просвещение, 1992.
- 255 с.
26. Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Центр. ин-т усовершенствования врачей. 1976. - С. 20.
139

27. Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего школьного возраста с ЗПР к близким взрослым и сверстникам: Автореферат дисс. канд.психол.наук. - Нижний Новгород.,
1994. - 16 с.
28. Волоскова Н.Н.Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. 2001. - 215 с.
29. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1990. - 288 с.
30. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
31. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1975. - № 6. - С.8-17.
32. Власова Т.А. Проблемы советской дефектологии // Советская педагогика. - 1978. - № 1. - С. 58-68.
33. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская, ЕИ.Захарова, О.А.Карабанова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
34. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М., 1995. - 56 с.
35. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 4. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. Соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. -С.416- 436.
36. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. - М.: Педагогика, 1983. - 432 с.
37. Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенсация // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5. - 368 с.
38. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии //Собр. Соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5. - 368 с.
140

39. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 345 с.
40. Г арбузов В.И. Нервные дети. - Л.: Медицина,1990. - 176 с.
41. Г арбузов В .И. Практическая психотерапия. - СПб.: АО «Сфера», 1994.
- 160 с.
42. Г арбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение.
- М: Медицина, 1977. - 272 с.
43. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. - М.: Фолиум, 1994. - 64 с.
44. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994. - 192 с.
45. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 1987, - 75 с.
46. Групповая психотерапия / Под ред. БДКарвасарского, С.Ледера. - М.,1990.
47. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. - М.: Медицина, 1978. - 296 с.
48. Дети с временными задержками развития / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - М.: Педагогика, 1971. - 296 с.
49. Дефектологический словарь. Редактор Оршанская А.Н. - М.: Педагогика, 1970. - 504 с.
50. Домишкевич С.А., Пермякова В.А., Насонова В.И. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. - Иркутск, 1983. - 73 с.
51. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М.: изд. центр «Академия», 1995. - 170 с.
52. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. - М., 1995. - 50 с.
141

53. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988. - 170 с.
54. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Избр. психолог. труды: в 2-х т. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - Т.
1. - С.223-258.
55. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982. - 216 с.
56. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. -
109 с.
57. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. -
248 с.
58. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. -192 с.
59. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-пресс, 1996. - 333 с.
60. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., изд-во МГУ, 1971. - 100 с.
61. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., изд-во МГУ, 1980. - 157 с.
62. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. - 286 с.
63. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Дети с временными задержками в развитии / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.
- М.: Педагогика, 1971. - С.63-67.
64. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961. - 40 с.
65. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.
66. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Изд. 2-е. - Л., 1985.
- 216 с.
67. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. - 312 с.
142

68. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб., 1998. - С. 4-6.
69. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1980. - 448 с.
70. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 304 с.
71. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1979. -
608 с.
72. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. - Минск, 1984. - 366 с.
73. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы / Под ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2000. - С. 108.
74. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - М.: Наука и техн., 1993. - 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ