ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Лингвометодические основы формирования орфографических
навыков 7
1.2. Психологические основы формирования орфографического навыка ....13
1.3. Особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Анализ методических подходов к формированию навыков правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 31
2.1. Изучение состояния навыка правописания безударной гласной в корне
слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 31
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим
недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
В последние годы значительно возросло количество детей, имеющих нарушения речевого развития. Патология речевого развития оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка, его адаптации к школьному обучению и развитию познавательной деятельности (И.Т. Власенко, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская и др.).
Дети с речевой патологией часто сталкиваются с различными трудностями обучения в начальной школе. В логопедической и педагогической литературе отмечается, что у детей с нарушениями в речевом развитии возникают трудности в усвоении школьной программы по русскому языку и отмечается большое количество как дисграфических, так и дизорфографических ошибок на письме (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.В. Прищепова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.).
Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает высокий уровень сформированности фонематической, морфологической и синтаксической стороны речи, психологическую готовность к овладению письмом (Н.Н. Алгазина, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.).
Системное недоразвитие речи, снижение познавательной деятельности обучающихся с общим недоразвитием речи в значительной степени затрудняет овладение программой массовой школы по русскому языку. Особую проблему для детей с общим недоразвитием речи представляет овладение орфографическими навыками, что проявляется в таком нарушении письма, как дизорфография (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.В. Прищепова, И.Н. Садовникова, В.В. Тарасун, А.В. Ястребова и др.).
В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И.В. Прищепова, Р.И. Лалаева). Дети с дизорфографией составляют значительную часть неуспевающих учащихся по родному языку (Т.П. Бессонова, Н.Ю. Горбачевская, О.В. Елецкая, И.В. Прищепова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.). Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития.
Среди проявлений дизорфографии особое место занимают трудности формирования навыка правописания безударных гласных в корне слова. Ошибки на правописание безударной гласной в корне слова являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах (Г.Г. Мисаренко, Л.Е. Тарасова, Л.А. Фролова). В связи с этим остается актуальным вопрос поиска эффективных средств в формировании навыка правописания безударной гласной в корне слова. Р.И. Жуковская, З.В. Мануйленко указывают на возможности использования дидактических игр в формировании навыка правописания безударной гласной в корне слова, так как они способствуют приобретению у младших школьников с общим недоразвитием речи определенных знаний, умений и навыков. В связи с этим выбранную нами тему выпускной квалификационной работы можно рассматривать как актуальную.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические аспекты коррекционно-педагогической работы по формированию правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направления коррекционно-педагогической работы по формированию навыка правописания орфограммы безударной гласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи должны определятся психологическими особенностями овладения навыком правописания рассматриваемой орфограммы, а также когнитивно-речевыми особенностями детей с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили:
- системный подход к анализу речевого нарушения (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.);
- исследования в области дизорфографии (О.И. Азова, О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова, И.Н. Садовникова);
- методические рекомендации по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова (П.С. Жадек, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, М.С. Соловейчик и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этап).
3) количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложением.
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе лежит работа системного изучения различных видов орфограмм. Школьники должны понять и усвоить суть этих орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Специфическая неспособность освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил в литературе рассматривается как вид нарушения письма-дизорфография. В связи с увеличением числа детей с нарушениями письменной речи и усложнением структуры речевого расстройства проблеме устранения дизорфографии у младших школьников отводится важное место в современной логопедии. В основе нарушений формирования орфографических умений и навыков у школьников с дизорфографией лежит общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций, психологических предпосылок формирования орфографического навыка, орфографической зоркости. Проблема устранения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи находится на этапе поиска оптимальных путей, методов и приемов создания целостной системы педагогической коррекции.
Анализ литературных данных и изучение письма младших школьников с общим недоразвитием речи позволил нам разработать методические рекомендации по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с ОНР. Для этого, первоначально мы провели констатирующий эксперимент, который позволил указать нам на то, что самое большое количество дизорфографических ошибок учащиеся с общим недоразвитием речи допускают при написании правил, подчиняющихся морфологическому принципу написания, а именно написание безударной гласной в корне слова. Мы выявили, что основные трудности у учащихся проявлялись: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем. Многие младшие школьники с общим недоразвитием речи не умели формулировать орфографические правила, использовать лингвистические термины. Особенность ошибок при правописании безударных гласных в корне слова заключалось в том, что учащиеся, вместо родственных слов подбирали слова, сходные по звуковому образу, но далекие по семантике.
На основе принципов, задач и направлений коррекционно-педагогического воздействия с учетом школьной программы нами было разработано тематическое планирование.
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987 г.
2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М., Академия, 2010 г. - 447 с.
3. Асмолов, А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., Просвещение, 2013 г. - 152 с.
4. Афанасьев П.О., Шапошников И.Н. Учебник русского языка для начальной школы. Грамматика и правописание. 6-е изд. — М.: Учпедгиз, 1938г. - 64 с.
5. Бетенькова, Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка - М., Астрель. 2012 г.
6. Бетенькова, Н. М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М., Астрель, 2002 г.
7. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности: избранные труды / Е.И. Бойко. М., 2014 г.
8. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1996 г.
9. Богоявленский Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики//Вопросы психологии-1958 г.-№4- с.54 -59.
10. Божович Л.И. Значение осознавания языковых обобщений в обучении правописанию //Известия АПН РСФСР 1946 г. - Вып. 10- с.82 -103.
11. Божович Л.И. Психологический анализ употребления правила на безударные гласные корня//Советская педагогика-1957 г.- №5-6-с. 181 -194.
12. Бунаков Н.И. Родной язык как предмет изучения в начальной школе с трехгодичным курсом. - М., 1953 г.
13. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка // Избр. пед. соч. М., 1992 г. с. 30-45.
14. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель - М., АСТАстрель Транзиткнига, 2005 г.- 384, (16) с.- (Высшая школа)
15. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982 г.
16. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии-М.: Учпедгиз, 1951г.- 119 с.
17. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. 4.1. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1949 г.-154с.
18. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие М.: Айрис-пресс, 2012 г. - 96 с.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 г.
20. Елецкая, О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. Методические рекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - М.: Школьная Пресса, 2013 г. - 64 с.
21. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992г.
22. Жуйков С.Ф,- Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку -М., Пе дагогика, 1979 г.-184.
23. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Кн. для логопеда. /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатб., АРД ЛТД, 1998 г. - 320 с.
24. Земская, Е.А. Русский язык: синтаксис. - М., Дрофа, 2012. - 272 с.
25. Ивановская О.Г, Л. Я. Гадасина, Т. В. Николаева, С. Ф. Савченко / Дисграфия и дизорфография. Изучение, методика, сказки. Издательство: КАРО ISBN: 978-5-89815-977-1, 2008 г.
26. Камынина, А. Современный русский язык. Морфология. - М., Издательство МГУ, 2013. - 240 с.
27. Котков П.И. О работе с безударными гласными/Русский язык в школе-1956г.-№3. с.48-52.
28. Кудрявцев В.Д. Правописание безударных гласных // Русский язык и литература в советской школе. -1935г. №2. - с. 12-16.
29. Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова. - СПб., СпбГУПМ, 1999 г. - 36 с.
30. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. М., Просвещение, 1967г. - 366 с.
31. Львов М. Р. Орфография и русский язык / М. Р. Львов. - М., 2004г. - 475 с.
32. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов / М. Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская- 2 -е изд., - М., Просвещение, 1987 г. - 462 с.
33. Львов М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2002 г.
34. Моисеев А.И., Звуки и буквы, буквы и цифры.,М.: Просвещение 1987.— 192 с.:
35. Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению
грамотным письмом. Профилактика дизорфографии: учебно-методич.
пособие / Л. Г. Парамонова. - СПб., Детство-Пресс, 2011 г. - 54 с.
36. Парубченко, Л. Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв) / Л. Б. Парубченко. - Барнаул, 2013г. - 352 с.
37. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи//Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПБ., Образование, 1992 г. - 140с. - с. 124 - 131.
38. Покровский П.Л. Приёмы проверки написания слов с «непроверяемыми» орфограммами//Русский язык в школе,- 1979 г.-№ 4 С. 43 - 51.281.
39. Разумовская М.М. Занятия по орфографии //Русский язык в школе. -1976г. №6. - с. 33-39.
40. Разумовская М.М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения// Русский язык в школе. 1978 г. -№ 3 - с. 8-13.
41. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах-М., Просвещение, 1979 г.-427 с.
42. Рождественский, Н.С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию. - М., 1961г.
43. Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М., 1960 г.
44. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/М., Владос, 1997 г.¬
45. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). - М., Классике Стиль, 2003г.- 160 с.
46. Современный русский язык / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - 6-е изд. - М., Логос, 2014г. - 527 с.
47. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I - IV). - М., 1980 г. - 192 с.
48. Тарасун В.В . Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992 г.
49. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной — 2-е изд., испр. - М., АРКТИ, 240 с.
50. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М., ЛКИ, 2014 г.
51. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997 г.