СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 10
1.3 Методики оценки конкурентоспособности предприятия 17
Глава 2 Разработка рекомендаций по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 45
2.3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности пред¬
приятия 51
2.4 Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций..55
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 10
1.3 Методики оценки конкурентоспособности предприятия 17
Глава 2 Разработка рекомендаций по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 45
2.3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности пред¬
приятия 51
2.4 Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций..55
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность выпускной квалификационной работы. В условиях рыночной экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Объект исследования - завод по производству высокопроизводительной почвообрабатывающей и другой сельскохозяйственной техники ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в целях развития программы повышения конкурентоспособности на предприятии ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности на предприятии ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• обобщить сущность системы повышения конкурентоспособности;
• выделить особенности развития систем повышения конкурентоспособности.
• дать организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова»;
• разработать предложения по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Ряза-нова»;
• оценить предложенные рекомендации по совершенствованию про-граммы повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме совершенствования конкурентоспособности предприятия.
В работах Антипова Ю. А. [3], Беляев В. Н.[4], Васильева Н. А. [7], Портера М. [31], Рудычева А. А. [33], Селименкова Р. Ю.[34], Семеновой И. И. [36] и Черкасова М.Н.[42] широко освещены вопросы применения и взаимодействия элементов комплекса конкурентоспособности предприятия.
Основы повышения конкурентоспособности подробно изложены в трудах Воронова А. А. [10], Гвазава Д. Г. [12], Гончаренко Л.П.[13], Жданкина Н. А.[16], Криворотова В. В.[22], Солдатовой И.Ю. [39] и Эриашвили Н. Д.[48].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы и бухгалтерская отчетность ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический, нормативный, балансовый методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Объект исследования - завод по производству высокопроизводительной почвообрабатывающей и другой сельскохозяйственной техники ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в целях развития программы повышения конкурентоспособности на предприятии ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности на предприятии ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• обобщить сущность системы повышения конкурентоспособности;
• выделить особенности развития систем повышения конкурентоспособности.
• дать организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова»;
• разработать предложения по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Ряза-нова»;
• оценить предложенные рекомендации по совершенствованию про-граммы повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме совершенствования конкурентоспособности предприятия.
В работах Антипова Ю. А. [3], Беляев В. Н.[4], Васильева Н. А. [7], Портера М. [31], Рудычева А. А. [33], Селименкова Р. Ю.[34], Семеновой И. И. [36] и Черкасова М.Н.[42] широко освещены вопросы применения и взаимодействия элементов комплекса конкурентоспособности предприятия.
Основы повышения конкурентоспособности подробно изложены в трудах Воронова А. А. [10], Гвазава Д. Г. [12], Гончаренко Л.П.[13], Жданкина Н. А.[16], Криворотова В. В.[22], Солдатовой И.Ю. [39] и Эриашвили Н. Д.[48].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы и бухгалтерская отчетность ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический, нормативный, балансовый методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы конкуренции, проведен анализ конкурентоспособности предприятия, разработаны рекомендации по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности предприятия:
а) исследованы теоретические основы конкурентоспособности пред-приятия; понятие и сущность конкурентоспособности; факторы, влияющие на конкурентоспособность, изучены методики оценки конкурентоспособности.
б) дана общая характеристика ОАО «Белагромаш-Сервис», изучена история создания и развития предприятия, виды выпускаемой продукции. Показана организационно-управленческая структура, построенная по линейно-функциональному признаку.
Достоинствами данной структуры являются привлечение к управлению более компетентных специалистов, оперативность решения вопросов в не-стандартных ситуациях, получение непротиворечивых заданий, полная персональная ответственность за результаты работы. Есть и свои недостатки - затрудненность коммуникаций, лояльность к своему функциональному под-разделению, а не к организации в целом, чрезмерная загрузка общего руководителя оперативными вопросами.
В целом можно сделать вывод, что организационная структура сформирована эффективно, таким образом, чтобы максимально упростить и упорядочить систему производства, подчиненность персонала, передачу информации внутри завода.
в) проанализированы основные экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за исследуемый период. Из проведенного анализа рентабельности, можно сделать вывод, что рентабельность оборотных активов снизилась в 2014 году на 27,396% по отношению к 2013 году, что свидетельствует о неэффективной работе предприятия.
г) произведен анализ текущей конкурентоспособности предприятия. В ходе анализа выяснилось, что показатель конкурентоспособности предприятия ОАО «Белагромаш-Сервис» равен 0,821, таким образом, на рынке сельскохозяйственной техники ЦФО предприятие является «занявшим рыночную нишу».
Исходя из проведенного анализа конкурентоспособности, можно сделать вывод, что такие предприятия, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «Белагромаш-Сервис» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка.
д) предложен комплекс проектных рекомендаций и приведен расчет их эффективности. Основными проектными рекомендациями являются:
• переподготовка производственного персонала и повышение квалификации управленческих кадров;
• проведение рекламной кампании.
Бюджет первой рекомендации попереподготовка производственного персонала и повышение квалификации управленческих кадров составил 172 800 руб., а срок окупаемости составил 3,64 года.
Бюджет второй рекомендации по проведению рекламной кампании составил 180 000 руб., а срок окупаемости 2 года.
Исходя из произведенных расчетов, можно сделать вывод, что проектные рекомендации рентабельны, улучшат экономические показатели, что повлияет на конкурентоспособность предприятия. Внедрение данных рекомендаций на предприятии снизит брак готовой продукции и увеличит чистую прибыль.
а) исследованы теоретические основы конкурентоспособности пред-приятия; понятие и сущность конкурентоспособности; факторы, влияющие на конкурентоспособность, изучены методики оценки конкурентоспособности.
б) дана общая характеристика ОАО «Белагромаш-Сервис», изучена история создания и развития предприятия, виды выпускаемой продукции. Показана организационно-управленческая структура, построенная по линейно-функциональному признаку.
Достоинствами данной структуры являются привлечение к управлению более компетентных специалистов, оперативность решения вопросов в не-стандартных ситуациях, получение непротиворечивых заданий, полная персональная ответственность за результаты работы. Есть и свои недостатки - затрудненность коммуникаций, лояльность к своему функциональному под-разделению, а не к организации в целом, чрезмерная загрузка общего руководителя оперативными вопросами.
В целом можно сделать вывод, что организационная структура сформирована эффективно, таким образом, чтобы максимально упростить и упорядочить систему производства, подчиненность персонала, передачу информации внутри завода.
в) проанализированы основные экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за исследуемый период. Из проведенного анализа рентабельности, можно сделать вывод, что рентабельность оборотных активов снизилась в 2014 году на 27,396% по отношению к 2013 году, что свидетельствует о неэффективной работе предприятия.
г) произведен анализ текущей конкурентоспособности предприятия. В ходе анализа выяснилось, что показатель конкурентоспособности предприятия ОАО «Белагромаш-Сервис» равен 0,821, таким образом, на рынке сельскохозяйственной техники ЦФО предприятие является «занявшим рыночную нишу».
Исходя из проведенного анализа конкурентоспособности, можно сделать вывод, что такие предприятия, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «Белагромаш-Сервис» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка.
д) предложен комплекс проектных рекомендаций и приведен расчет их эффективности. Основными проектными рекомендациями являются:
• переподготовка производственного персонала и повышение квалификации управленческих кадров;
• проведение рекламной кампании.
Бюджет первой рекомендации попереподготовка производственного персонала и повышение квалификации управленческих кадров составил 172 800 руб., а срок окупаемости составил 3,64 года.
Бюджет второй рекомендации по проведению рекламной кампании составил 180 000 руб., а срок окупаемости 2 года.
Исходя из произведенных расчетов, можно сделать вывод, что проектные рекомендации рентабельны, улучшат экономические показатели, что повлияет на конкурентоспособность предприятия. Внедрение данных рекомендаций на предприятии снизит брак готовой продукции и увеличит чистую прибыль.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Увеличение объема продаж за счёт повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Цветолюбово»)
Бакалаврская работа, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Оценка уровня конкурентоспособности предприятия и разработка комплекса мер по его повышению на примере ООО Томскнефтехим
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



