Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 10
1.3 Методики оценки конкурентоспособности предприятия 17
Глава 2 Разработка рекомендаций по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 45
2.3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности пред¬
приятия 51
2.4 Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций..55
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность выпускной квалификационной работы. В условиях рыночной экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Объект исследования - завод по производству высокопроизводительной почвообрабатывающей и другой сельскохозяйственной техники ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в целях развития программы повышения конкурентоспособности на предприятии ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности на предприятии ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• обобщить сущность системы повышения конкурентоспособности;
• выделить особенности развития систем повышения конкурентоспособности.
• дать организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова»;
• разработать предложения по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Ряза-нова»;
• оценить предложенные рекомендации по совершенствованию про-граммы повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме совершенствования конкурентоспособности предприятия.
В работах Антипова Ю. А. [3], Беляев В. Н.[4], Васильева Н. А. [7], Портера М. [31], Рудычева А. А. [33], Селименкова Р. Ю.[34], Семеновой И. И. [36] и Черкасова М.Н.[42] широко освещены вопросы применения и взаимодействия элементов комплекса конкурентоспособности предприятия.
Основы повышения конкурентоспособности подробно изложены в трудах Воронова А. А. [10], Гвазава Д. Г. [12], Гончаренко Л.П.[13], Жданкина Н. А.[16], Криворотова В. В.[22], Солдатовой И.Ю. [39] и Эриашвили Н. Д.[48].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы и бухгалтерская отчетность ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический, нормативный, балансовый методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы повышения конкурентоспособности ОАО «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы конкуренции, проведен анализ конкурентоспособности предприятия, разработаны рекомендации по совершенствованию программы повышения конкурентоспособности предприятия:
а) исследованы теоретические основы конкурентоспособности пред-приятия; понятие и сущность конкурентоспособности; факторы, влияющие на конкурентоспособность, изучены методики оценки конкурентоспособности.
б) дана общая характеристика ОАО «Белагромаш-Сервис», изучена история создания и развития предприятия, виды выпускаемой продукции. Показана организационно-управленческая структура, построенная по линейно-функциональному признаку.
Достоинствами данной структуры являются привлечение к управлению более компетентных специалистов, оперативность решения вопросов в не-стандартных ситуациях, получение непротиворечивых заданий, полная персональная ответственность за результаты работы. Есть и свои недостатки - затрудненность коммуникаций, лояльность к своему функциональному под-разделению, а не к организации в целом, чрезмерная загрузка общего руководителя оперативными вопросами.
В целом можно сделать вывод, что организационная структура сформирована эффективно, таким образом, чтобы максимально упростить и упорядочить систему производства, подчиненность персонала, передачу информации внутри завода.
в) проанализированы основные экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за исследуемый период. Из проведенного анализа рентабельности, можно сделать вывод, что рентабельность оборотных активов снизилась в 2014 году на 27,396% по отношению к 2013 году, что свидетельствует о неэффективной работе предприятия.
г) произведен анализ текущей конкурентоспособности предприятия. В ходе анализа выяснилось, что показатель конкурентоспособности предприятия ОАО «Белагромаш-Сервис» равен 0,821, таким образом, на рынке сельскохозяйственной техники ЦФО предприятие является «занявшим рыночную нишу».
Исходя из проведенного анализа конкурентоспособности, можно сделать вывод, что такие предприятия, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «Белагромаш-Сервис» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка.
д) предложен комплекс проектных рекомендаций и приведен расчет их эффективности. Основными проектными рекомендациями являются:
• переподготовка производственного персонала и повышение квалификации управленческих кадров;
• проведение рекламной кампании.
Бюджет первой рекомендации попереподготовка производственного персонала и повышение квалификации управленческих кадров составил 172 800 руб., а срок окупаемости составил 3,64 года.
Бюджет второй рекомендации по проведению рекламной кампании составил 180 000 руб., а срок окупаемости 2 года.
Исходя из произведенных расчетов, можно сделать вывод, что проектные рекомендации рентабельны, улучшат экономические показатели, что повлияет на конкурентоспособность предприятия. Внедрение данных рекомендаций на предприятии снизит брак готовой продукции и увеличит чистую прибыль.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2011. - 31 с.
2. 2.Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной
ответственностью: федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ
//http://www.garant.ru/.
3. Антипов Ю. А. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы / Ю. А. Антипов // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - № 3 (89). - С. 89-90.
4. Беляев В. Н. Конкурентоспособность предприятий аграрного комплекса / В.Н. Беляев. - Екб.: Дельта, 2012. - 70 с.
5. Бутко Г. П. Стратегия обеспечения конкурентоспособности пред-приятий лесного комплекса / Г. П. Бутко. - М.: Инфра , 2013. - 227 с.
6. Бухгалтерская отчетность Открытого акционерного общества «Белагромаш-Сервис» за 2012 -2014 гг.
7. Васильева Н. А. Условия формирования конкурентных преимуществ реального сектора экономики / Н. А. Васильева // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2011. - № 7 (41). - С. 56-60.
8. Виханский О.С. Менеджмент: век XXI: Сборник статей / О.С. Ви- ханский. -М.: Инфра-М, 2016. -352 с.
9. Волчков А. Н. Инновационная активность фирмы на основе применения механизма воспроизводства и обновления основных фондов - стратегический ресурс сохранения конкурентоспособности и экономического ро¬ста / А. Н. Волчков // Инженерный журнал. - 2014. - № 5 (49). - С. 41-46.
10. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции /
А. А. Воронов // Стандарты и качество. - 2014. - № 11 (78). - С. 44-47.
11. Воронов Ю.П. Бенчмаркинг в конкурентной разведке / Ю. П. Воронов. - Спб.: ЭКО. - 2012.- С. 2-18.
12. Гвазава Д. Г. Экономические аспекты деятельности аграрных предприятий / Д. Г. Гвазава // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2013. - № 6 (51). - С.47-50.
13. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник. / Л. П. Гончаренко. - М.: КНОРУС, - 2012. - 212 с.
14. Данилов И.П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. / И. П. Данилов, Данилова Т.В. - М.: ИнфраМ, 2013. - 172 с.
15. Демченко А. О. Роль технологических инноваций в стратегии раз-вития предприятия / О. А. Демченко // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 9. - 109 с.
16. Жданкин Н. А. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия / Н. А. Жданкин // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2013. - № 7 (97). - 152 с.
17. Залищевский Г. Д. Инновационная деятельность и научно-технический прогресс / Г. Д. Залищевский // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 5 (54). - С. 105-107.
18. Илышева Н. Н. Оценка показателей инновационной деятельности организации / Н. Н. Ильшева // Качество. Инновации. Образование. - 2014. - № 2 (56). - С. 26-30.
19. Кабакова Э. В. Взаимосвязь конкуренции и инновационной деятельности / Э. В. Кабакова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 12. - С.108-111.
20. Клочков В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности отечественных предприятий / В. В. Клочков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 10. - С. 74-82.
21. Коробкин. А.З. Экономика организации отрасли // А. З. Коробкин.— М. : Издательство Гревцова, 2013. — 286 с.
22. Криворотое В. В. Конкурентоспособность предприятия : источники формирования, оценка, пути повышения. / В. В. Криворотое // Маркетинг успеха. - 2013. - № 17. - С. 21-24.
23. Кузьменко В. А. Комплексная оценка инновационных проектов создания новых товаров / В. А. Кузьменко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 9. - 21-28 с.
24. Лебедева Н. Н. Инновационная активность предприятий как условие их конкурентоспособности / Н. Н. Лебедева // Маркетинг и менеджмент. - 2012. - № 14. - 104 с.
25. Лукашин А. С. Система менеджмента качества. А. С. Лукашин. - Спб.: Аврора, - 2012. - 154 с.
26. Львова А. Л. Диалектика брэнда. Смена имиджа в целом и имени фирмы в частности становится еще одним фактором повышения конкурентоспособности / А. Л. Львова // Директор. - 2014. - № 17. - 197 с.
27. Напхоненко Н. В. Коммерциализация технологий и конкурентоспособность предприятий / Н. В. Напханенко // Маркетинг успеха. - 2013. - № 22. - 187 с.
28. Устав Открытого акционерного общества «Белагромаш-Сервис имени В.М. Рязанова», 2014г.
29. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие. / В. Л. Полукаров , - М.: КНОРУС, - 2012. - 199 с.
30. Портер. М. Международная конкуренция. / М. Портер, - М.: Вильямс, 2012.- 256 с.
31. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. / М. Портер, - М.: Альпина Бизнес Букс, - 2012, - 261 с.
32. Пилчер Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности / Т. Пилчер // Европейское качество. - 2014. - №19. - 213 с.
33. Рудычев А. А. Конкурентоспособность товаров : теоретико-методологический аспект // Строительные материалы. - 2013. - N 8. - 2-7 с.
34. Селименков Р. Ю. Пути повышения конкурентоспособности аграрного предприятия / Р. Ю. Селименков // Финансовая аналитика : проблемы и решения. - 2012. - № 9 (57). - С. 60-67.
35. Семенов В. М. Развитие технико-технологических инноваций как основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий /
В. М. Семенов // Экономика и управление. - 2012. - № 5. - С. 67-77.
36. Семенова И. И. История менеджмента: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / И. И. Семенова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. - 196 с.
37. Смерин Л.С. Комплексный экономический анализ: учебное пособие. / Л. С. Смернин. - М.: КНОРУС, - 2012. - 250 с.
38. Смирнов Э.А. Теория организации: учебное пособие. / Э. А. Смирнов. - М.: РИОР, - 2011. - 166 с.
39. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие. / И. Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, - 2012.- 213 с.
40. Сысоева Е.Ф. Финансовый менеджмент: учебник. / Е. Ф. Сысоева,
- М.: КНОРУС, - 2012, - 136 с.
41. Чернов И. П. Опыт разработки стратегической концепции завода сельскохозяйственной техники / И. П. Чернов // Индустриальный маркетинг.
- 2012. - № 3.- C. 212-219.
42. Черкасов М.Н. Конкурентоспособность отечественных производственных предприятий / М. Н. Черкасов // Вопросы экономических наук. — 2014. - № 7. - С. 93-97.
43. Шевченко И. В. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий с позиции мирового опыта / И. В. Шевченко // Финансы и кредит. - 2014. - № 10. - С. 6-10.
44. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. / А. Д. Шермет. - М.: Инфра-М, - 2013. - 239 с.
45. Шейхи А. Ю. Пути удовлетворения требований к продукции будущего / А. Ю. Шейхи // Маркетинг успеха. - 2011. - № 19. - С.52-59.
46. Шувалов В. Н. Влияние инновационной активности на повышение конкурентоспособности предприятия / В. Н. Шувалов // Российское предпринимательство. - 2013. - № 11. - 214 с.
47. Шумаев В. А. Развитие экономики на основе инноваций и логистической координации / В. А. Шумаев // Логистика сегодня. - 2012. - № 9. -С.64-73.
48. Эриашвили Н. Д. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / Н. Д. Эриашвили - М. : ЮНИТИ-ДАНА, - 2012, - 168 с.
49. Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие. / Юркаева В. С. - М.: Дашков и К, 2012, - 238 с.
50. Юрьева Д.В. Особенности формирования конкурентного механизма для оценки конкурентоспособности предприятий / Д. В. Юрьева // Маркетолог. - 2012, - 175 с.