База исследования: МБОУ «СОШ №95» (г. Кемерово), 3 «А» класс.
Есть приложение (анкета).
Если в данной работе подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы формирования нравственности у младших школьников 5
1.1 Характеристика понятия «нравственность», «нравственные представления» 5
1.2 Семья и ее общая характеристика 7
1.3 Особенности формирования нравственности у детей младшего школьного возраста в условиях семейного воспитания 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению сформированности нравственности у младших школьников 18
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных ценностей младших школьников 18
2.2 Система работы с родителями младших школьников в области нравственного воспитания 22
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34
Приложение А 34
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. Воспитание в семье готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством.
Степень теоретической разработанности проблемы. Изучением проблем духовно-нравственного воспитания младших школьников занимаются ученые, педагоги. Известными исследователями являются А.Я. Данилюк, Д.И. Латышина, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Н.П. Шитякова и др.
Важность семейного воспитания и его проблемы освещали такие ученые, педагоги как, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен и др. В научных трудах Л.В. Байбородовой, Д.А. Бежевец, М.Г. Березиной, А.К. Гулова, И.Н. Ражиной и др. были рассмотрены особенности духовно-нравственного воспитания во взаимодействии школы и семьи.
Проблема исследования. Все вышеизложенное показывает, что объединение усилий между семьей и школой показывает более высокую продуктивность на формирование нравственности учащихся начальных классов. Но, все же стоит заметить, что вопросу совместной деятельности семьи и школы еще недостаточно уделено внимания, не определены результативные формы взаимодействия между учителем и родителями, недостаточно практического опыта привлечения активного участия родителей в образовательный процесс учащихся.
Цель работы: изучить и описать систему работы с родителями младших школьников в области нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс формирования нравственности младшего школьника.
Предмет исследования: роль семьи в формировании нравственности младшего школьника.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятия «нравственность», «нравственные представления».
2. Рассмотреть особенности формирования нравственности у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить роль семьи в формировании нравственности у младших школьников.
4. Исследовать уровень сформированности нравственных представлений младших школьников.
5. Разработать систему работы с родителями младших школьников в области нравственного воспитания.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение, классификация, анкетирование, наблюдение и т.д.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 95», 3 «А» класс.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Нравственность – это отражение общественных норм в сознании, поведении и поступках каждого человека, в соответствии с принятыми в обществе преставлениями о добре и зле. Нравственные представления – процесс формирования у подрастающего поколения восприятия чувств, качеств, которые в будущем будут результатом поведения, отношения, поступков в жизни, будучи взрослым.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств. При формировании нравственных представлений у детей младшего школьного возраста следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.
Семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку – та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность. Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на культурно-нравственное развитие личности ребенка.
Нами был проведен диагностический эксперимент по выявлению уровня сформированности нравственных качеств младших школьников. В итоге было выявлено, что нравственные качества у большинства младших школьников сформированы на среднем уровне. На данном уровне поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной для него обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.
Главными партнерами в духовно-нравственном воспитании младших школьников является семья, в которой воспитывается ребенок и школа, в которой обучается ребенок.
Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. – Москва: Эксмо, 2015. – 496с.
2. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – №2. – С.16-21.
3. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
4. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский – Москва: Знание, 2013. – 61 с.
5. Байкова, Л.А Методика воспитательной работы: Учебное пособие / А.Л. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина – Москва: Академия, 2015. – 144 с.
6. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
7. Володина, Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции / Л.О. Володина – Москва: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2014. – 196 с.
8. Гильгенберг, И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / И.В. Гильгенберг – Челябинск, 2012. – 23 с.
9. Гусейнов, A.A. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян – Москва: Гардарика, 2014. – 472 с.
10. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений / О.Н. Истратова. – Москва: изд-во «Феникс», 2017. – 316 с.
11. Караковский, В.А. История воспитательной системы обычной школы//Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. – Москва: Педагогическое общество России, 2014. – С. 7-30.
12. Кирьякова, A.B. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: Учебное пособие / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов – Москва: Компания Спутник +, 2014. – 103 с.
13. Крушельницкая, О.И. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. Пособие / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.
14. Кульневич, C.B. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 2010. – 288 с.
15. Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде / А.Ф. Лазурский – Санкт-Петербург.: Тип. Александрова, 2012. – 40 с.
16. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования / Н.И. Лапин – 2015. – № 5. – С. 3-19.
17. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев – Самара: Издательство СИУ, 2014. – 85 с.
18. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя / В.И. Максакова – Москва: Просвещение, 2013. – 254 с.
19. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 480 с.
20. Нравственность в современном мире – Минск: Изд. ООО «Красико – Принт», 2013. – 128 с.
21. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. – Москва: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014. – 976 с.
22. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. – 528 с.
23. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков – Москва: Новая школа, 2013. – 304 с.
24. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П. Созонов – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2012. – 160 с.
25. Стяжкина, А.С. Создание традиций семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. – Т.14. – С. 51-55.
26. Ушинский, К.Д. Моя система воспитания. О нравственности / Под ред. О.В. Климовой, З.И. Бичаниной. – Москва: АСТ, 2018. – 576 с.
27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель – Москва: Генезис, 2009. – 541 с.
28. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика / И.Ф. Харламов – 2013.- № 3. – С. 52-60.
29. Чепиков, В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. дис. ... д- ра пед. наук / В.Т. Чепиков – Москва, 2007 – 42 с.
30. Шилова, М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Завуч начальной школы / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская – 2013. -№6. – С. 4-20.
31. Шнекендорф, З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика / З.К. Шнекедорф – 2007. – № 2. – С. 43¬50.
32. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова – Москва: Новая школа, 2008. – 206 с.
33. Щуркова, Н.Е. Восхождение к нравственности / Н.Е. Щуркова: Научно-методическое пособие. – Москва: изд-во ИТРК, 2016. – 264 с.
34. Яновская, М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания / М.Г. Яновская – Киров.: Изд-во ВГПУ, 2008. – 93 с.