Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №72468

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Социально-коммуникативное развитие как одно из направлений
дошкольного образования 10
1.2. Лингвистический и социолингвистический аспекты этикетного
общения 22
1.3. Особенности этикетного общения дошкольников с общим
недоразвитием речи 34
1.4. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования навыков этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Организация изучения состояния навыка этикетного общения у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 51
2.2. Анализ результатов изучения навыка этикетного общения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 59
2.3. Программа коррекционной работы по формированию навыков этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
на логопедических занятиях 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 112


Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М.Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.В. Микляева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова), психолого-педагогическом (В.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, О.С. Павлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, О.О. Шацкая и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических
нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи остается актуальной. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико- грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская). Такие дети испытывают трудности в общении, которые проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П. Глухов, Н.К. Усольцева), смешение иерархии целей общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина, Е.Г. Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова).
Решение задач формирования основ коммуникативной культуры в коррекционной педагогике имеет свою специфику, связанную с особенностями психофизического, интеллектуального и речевого развития детей с различной патологией, и рассматривается как одно из условий их успешной социализации (О.Ф. Коробкова, О.С. Павлова, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.).
В логопедии формирование коммуникативной компетентности понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).
Изучению особенностей коммуникации и ее формированию у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) посвящены работы О.В. Дзюбы, Н.Ю. Кузьменковой, О.С. Павловой, Е.О. Смирновой, Л.Г. Соловьевой и др.
Одним из недостаточно изученных вопросов в области коммуникативно-речевых умений детей с общим недоразвитием речи выступает этикетное общение, как составной частью коммуникативной культуры, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с ОНР.
Н.И. Формановская отмечает, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них речевой этикет .
Этикет общения как совокупность формул и выражений, лексическое значение и грамматическое оформление которых зависят от условий ситуации общения, может служить средством взаимосвязи данных компонентов коммуникативной компетентности.
В многочисленных работах показано, что нормотипичные дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста испытывают трудности в овладении этикетным общением (А.Г. Арушанова, М.И. Крюковой, И.Н. Курочкина, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Е.А. Скачкова, Е.О. Смирновой, Н.И. Формановская, Т.М. Юртайкина).
Исследования Н.Ю. Кузьменковой продемонстрировало также эту проблему у дошкольников с ОНР.
В рамках сложившейся коммуникативной направленности процесса развития речи и обучения русскому языку в дошкольных образовательных организациях и школе проблема воспитания культуры общения, обучения этикетному общению получила методическую разработку в трудах Г.А. Богдановой, Н.Е. Богуславской, В.В. Бушелевой, В.В. Гербовой, В.И. Капинос, Н.С. Карпинской, И.Н. Курочкиной, Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой, Н.А. Халезовой и др.
Но в то же время Н.Ю. Кузьменкова указывает на недостаточную разработанность содержательной и методической составляющих коррекционной работы по формированию у дошкольников с ОНР навыка этикетного общения, учитывающих специфику их когнитивного и коммуникативно-речевого развития, в логопедической практике недостаточно целенаправленно и систематично ведётся работа в данном направлении.
Это позволяет нам выявить следующее противоречие: между требованиями к коммуникативному развитию, в частности, к этикетному общению выпускников ДОО и трудностями овладения навыком этикетного общения дошкольниками с общим недоразвитием речи, недостаточной разработанностью организационно-содержательных аспектов коррекционной работы в этом направлении
В связи с этим выбор нашей темы можно считать актуальным.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: этикетное общение старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерны трудности формирования навыка этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития, формирование этого навыка требует специально организованной коррекционной работы на логопедических занятиях, которая должна быть целенаправленной, ориентированной на создание потребности и стремления к установлению и поддержанию положительных контактов с окружающими; на усвоение определенной суммы формул этикетного общения, помогающих выражению доброжелательности; на формирование способности чувствовать и осознавать особенности использования этических средств разговорной речи в различных ситуациях; на формирование доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Определить состояние и особенности навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.);
- о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности ребенка (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Д. Парыгин и др.);
- коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А.А .Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- исследования в области этикетного общения (Т.А. Ладыженская, И.С. Малетина, Н.И. Формановская);
- положения о комплексном и дифференцированном подходах к реализации коррекционно-педагогической работы (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.):
- исследования в области коммуникативно речевого развития детей с общим недоразвитием речи (О.В. Дзюба, М.И. Крюковой Н.Ю. Кузьменкова, О.С. Павлова, Е.О. Смирнова, Л.Г. Соловьева).
Научная новизна исследования:
1) раскрыты особенности этикетно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР, определены типовые ошибки употребления формул речевого этикета дошкольниками данной категории;
2) определены организационно-содержательные аспекты
коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: на основе полученных данных подтверждены теоретические положения об особенностях коммуникативно-речевого развития детей с ОНР, в частности, этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
Практическая значимость исследования: разработана программа коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, которая может быть использована в логопедической практике.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, анкетирование, проектирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
На первом этапе (01.09.2016 - 01.05.2017 гг.) осуществлялся
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; осуществлялась разработка программы экспериментального исследования.
На втором этапе (01.05.2017 - 25.11.2017 гг.) проводился
констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Осуществлялись обработка, анализ, описание полученных данных, уточнение теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (25.11.2017 - 25.12.2017 гг.) осуществлялась
разработка программы коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, формулировались основные выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для дошкольников с ОНР характерны трудности овладения навыком этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
2. Для формирования навыка этикетного общения у дошкольников с ОНР должна быть организована целенаправленная, систематическая коррекционная работа на логопедических занятиях.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XI Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 29 февраля 2016 г.); XIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 30 апреля 2016 г.); на II Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития образования и науки» (г. Чебоксары, 30 июля 2017 г.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование у старших дошкольников коммуникативной компетентности как умения организовывать общение как деятельность возможно рассматривать в единстве трех ее составляющих: развитие коммуникативных умений детей, обучение дошкольников этикетному общению, развитие коммуникативных навыков.
Анализ лингвистической литературы показал разработанность проблемы этикетного общения в разных аспектах: лингвистическом, социолингвистическом.
Исходя из этого, этикетное общение - важная часть культуры поведения и общения народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. В этикетном общении отразилась не только национальная специфика культуры, но и исторический опыт народа; он содержит большое количество фразеологичных, пословично - поговорочных формул.
При анализе специальной литературы обнаружились многочисленные исследования, посвященные изучению коммуникативно-речевым
особенностям детей с общим недоразвитием речи, в которых отмечается, что для дошкольников с ОНР характерно употребление слов в неточном значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм; многочисленные повторения, в возвращении к ранее сказанному; шаблонность, т.е. использование заученных формулировок; изобилие необоснованных пауз в речи; единичность случаев активной вербальной коммуникации; отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности; специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов.
В плане овладения навыками этикетного общения у них имеются следующие особенности: затруднения при продуцировании; большое количество этикетных ошибок, проявляющихся в отсутствии формулы этикетного общения; удвоенное употреблении этикетной формулы; искажение структуры этикетного высказывания, что позволяет говорить о недостаточном, фрагментарном овладении дошкольников с ОНР этикетной лексикой и адекватных речевых реакций в типовых ситуациях этикетного общения; недостаточно развито умение использовать обращения, мотивировки для развертывания этикетных формул у дошкольников с ОНР; трудности развертывание формул с помощью мотивировок, а также употребление ласковых форм обращения; недостаточность овладения синонимическим многообразием языковых средств этикетным общением.
Исследователями также отмечается, что д'ети с общим наруш^ени^ем имеют потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы и при правильно организованном педагогическом процессе с учетом психофизических, речевых особенностей детей возможно более спешное овладение навыками коммуникации.
Проведенное исследование показало, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи формирование навыка этикетного общения большая часть детей получила по 1 баллу (25детей) и по 2 балла (15 детей), малая часть детей получала 3 балла (5детей). Из полученного анализа о сформированности навыка этикетного общения видно, что высокого уровня - нет, не у кого из детей старшего докольного возраста с общим недоразвитием речи; средний уровень - у 8 детей (53,3%); низкий уровень - у 7 детей (46,6%).
Нами был подтвержден имеющийся в литературе факт о том, что при отсутствии целенаправленного обучения старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не способны овладеть этикетной лексикой и навыками ее использования на уровне, достаточном для свободного общения в типовых этикетных ситуациях.
Проведя диагностику навыков этикетного общения у старших дошкольников с ОНР и проанализировав её результаты, мы решили, что для детей данной группы необходимо организовать коррекционную работы по формированию навыков этикетного общения в совокупности с развитием всех сторон речи. Процесс формирования навыка этикетного общения должен быть целенаправленным и ориентирован на создание потребности и стремления к установлению и поддержанию положительных контактов с окружающими; усвоение определенной суммы формул этикетного общения, помогающих выражению доброжелательности; формирование способности чувствовать и осознавать особенности использования этических средств разговорной речи в различных ситуациях; формирование доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми.
Нами была разработана программа коррекционной работы учителя- логопеда по формированию навыков этикетного общения у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.



1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной
компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст]: автореф. дис. - Волгоград, 2001.
2. Антонова, Л.Г. Речевой этикет [Текст]/: (Уроки о правилах речевого этикета) //Развитие речи. Уроки риторики: Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - С. 5983.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]/ Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 272 с
4. Базаева, М.Р. К вопросу о национальной специфике речевого этикета [Текст] / Иностранные языки. Зарубежная литература. - Ереван, 1988. - Вып.№ 8. - 45-49с.
5. .Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета [Текст]/: 2-е изд., испр. и доп. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 672с.
6. Богуславская, Н.Е., Купина, H.A. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст]/ - Екатеринбург: «Арго», 1997.- 192с.
7. Бочарова, Т.И. Методика обучения этикетно-непринужденному монологу [Текст]: дисс. канд. пед. наук:13.00.01.-М., 2000.- 162с.
8. Брянская, Е. И. Диагностические особенности выявления уровня
коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР[Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,
2013. — 90-93с.
9. Веракса, Н.Е., Комарова Т.С. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-roj denia-do- shkoli.pdf.
10. Гвазава, В.И. Русский речевой этикет: Социокультурный аспект [Текст]: дисс. канд. филол. наук: 10.02.01. - Краснодар, 2000. - 179с.
11. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст]- М.: Просвещение, 1983. - 182с.
12. Городецкий, Б.Ю. От лингвистики языка к лингвистике общения [Текст]/ Языковое и социальное познание. - М.: ЦС фил ос. (методол.) семинаров при президиуме АН СССР, 1990. - 40-41с.
13. Грибова, O.E. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией [Текст]// Дефектология. - 1995. - №6. - С.7-16.
14. Давыдова, Л.З. Функционирование единиц речевого этикета в прямых и косвенных речевых актах [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук /Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л., 1990. - 17с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0.
16. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Москов. гос. гум. университет им. М.А. Шолохова. - М.,2009.
17. Дружинина, М.А. Использование кейс-стади в процессе освоения старшими дошкольниками форм речевого этикета [Текст] /Дружинина, М.А. //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения /Выпуск№ 27 / 2012, ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика. ВАК РФ: 13.00.00.УДК: 37.
18. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст]: автореф. дис. докт. психол. наук. - Л., 1991. - 32 с.
19. Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании [Текст]: // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 8-15. 2011. №4. - 8-15с.
20. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст]: //- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 220 с.
21. Жумашева, Т.С., Ошакпаева, С.К. Формирование
коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа [Текст]: // Молодой ученый. - 2014. - №4. - 958-962с.
22. Завалко, Е.А. Особенности формирования коммуникативных навыков на начальном этапе развития речи (на материале наблюдений за собственным ребенком) [Текст]:/Функционирование языка: категории и методы исследования: Материалы региональной научной конференции / Под ред. H.A. Илюхиной. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. С. 111¬117.
23. Зырьянова, Е.А. Формирование умений речевого этикета младших школьников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. - Ч., 2011.
24. Казарцева, О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения [Текст] / - М.: Флинта: Наука, 1999. - 496с.
25. Капинос, В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности [Текст]:// РЯШ. - 1978. - №4. - 58-66с.
26. Коренева, A.B. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевому общению [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. — М.,1994,17с.
27. Корчинова, О.В. Детский этикет [Текст]: / Серия «Мир вашего ребенка» Ростов н /Д: Феникс, 2002. - 192с.
28. Костомаров, В.Г. Русский речевой этикет [Текст]: // Рус. яз. за рубежом. - 1967. - №1. - С. 56-62.
29. Красовская, Е.В., Данилова, А.Н. Формирование
коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]://Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 80-82.
30. Крысин, Л.П. О речевом этикете [Текст]// Дошкольное
воспитание. 1975. -№2. - С. 55-60.
31. Крюкова, М.И. Методические средства развития навыков речевого этикета у младших школьников [Текст]/ ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского» - Я.,2015.
32. Кузьменкова, Н.Ю. Формирование коммуникативной
способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. - М., 2006.
33. Купина, H.A., Матвеева Т.В. Правильность речи и основы речевого этикета [Текст]:// учебное пособие для учителя / Департамент образования администрации Свердл. обл. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во,1995.-73с.
34. Курочкина, И.Н. Мир общения: уроки этикета для младших школьников: Программа и метод, разраб. занятий [Текст] / И.Н. Курочкина; Правительство Москвы, Ком. образования, Моск. гор. пед. ун-т. - М.: Жизнь и мысль, 2000. - 189с.
35. Ладыженская, Т.А. «Живое слово» Устная речь как средство и предмет обучения [Текст]: // учебное пособие по спец. курсу для студ. пед. ин-тов. - М., 1986.- 124с.
36. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
37. Максимова, С.И. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста [Текст] // Детский сад: теория и практика. -2013. - № 3. - 3-4с.
38. Малетина, И.С. Воспитание словесной вежливости у детей 4-6 лет в условиях разновозрастной группы [Текст]: дис. канд. пед. наук. - М., 1991. -163с.
39. Моринин, Ю.Н. Поздравление в системе речевого этикета [Текст] // Функционирование языковых единиц в разных речевых сферах: факторы, тенденции, модели. - Волгоград, 1995. - С. 29-30.
40. Насонкина, С.А. Уроки этикета [Текст]://- СПб: Изд-во
«Акцидент», 1997. - 40с.
41. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст]://- Л., 1979. - 160 с.
42. Общая психология [Текст] //: Курс лекций / Сост. Рогов Е.И. - М.: ВЛАДОС, 1995.-448с.
43. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] //: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
44. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] // - М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
45. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой [Текст] // Агафонова И.Н. - 2009. - №2. - С. 4-9.
46. Рубцов, В.В., Юдина, Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования [Текст] // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - 519с.
47. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст]/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.
48. Скачкова, Е.А. Особенности формирования речевого этикета как элемента культуры общения младшего школьника / Е.А. Скачкова // Проблемы педагогического образования: сб. научи, статей / Под ред. Е.А. Левановой. - Выпуск 39. - М.:МНГУ, 2011. - С. 78-81.
49. Скачкова, Е.А. Система формирования навыков речевого этикета у детей младшего школьного возраста / Е.А. Скачкова // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей / Под ред. Е.А. Левановой. - Выпуск 39. -М.:МПГУ, 2011. - С. 116-119.
50. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 384с
51. Смелкова, З.С. Речевой этикет [Текст]/Смелкова З.С. Азбука общения: Кн. для преподавателей риторики в школе/- Самара: СИПКРО, 1995. - 203с.
52. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 2007. - № 4. - 35-43с.
53. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - 1996. - №1. — С. 17-24.
54. Сомкова, О.Н. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / О. Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - 40с.
55. Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение [Текст]. Ростов на Дону,- 2004.
56. Сусов, И.П. Проблемы языкового общения, его единиц и правил [Текст] // Коммуникативные единицы языка: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. - M., 1994.-144с.
57. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03.-М., 1999.- 173с.
58. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // - М.: Министерство Образования РСФСР, 1991. -41с.
59. Формановская, Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении [Текст] // - М.: Знание, 1982. - 160с.
60. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты [Текст] // - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1987.- 158с.
61. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения [Текст] // - М.: Высшая школа, 1989. - 156с.
62. Формановская, Н.И. Речевой этикет как регулирующие правила речевого поведения [Текст] // Функционирование литературного языка в уральском городе: Сб. науч. тр. - Свердловск, УрГУ, 1990. - 13-30с.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]// ййрз://минобрнауки. рф/документы/6261.
64. Халилова, Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология [Текст] / Л.Б. Халилова, А.С. Володина. - М., 2013. 152с.
65. Шаховская, С.Н. Логопедия [Текст] / С.Н. Шаховская, Л.С. Волкова. - 3-е изд. - М.: Владос, 2012. - 364 с.
66. Шипицина, Л.М., Защиринская, У.В., Воронова, А.Н., Нилова, Т.А. Азбука общения[Текст] // -С-Пб:2003.
67. Шкатова, JI.A. Речевой этикет: если вы покупатель. [Текст] // Русская речь. - 1986. -№2.-С. 60-64.
68. Шкатова, JI.A. Речевой этикет. «У меня зазвонил телефон...» [Текст] // Русская речь. - 1986. - №4. - С. 48-54.
69. Шульженко, Г.А. Просьба и сопровождающие ее элементы речевого этикета: (К проблеме интенционального смысла единиц речевого этикета в прагматике диалога) [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук. - Саратов, 1992.- 18с.
70. Юртайкина, Т.М., Арушанова, А.Г. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников [Текст]:// Программы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. А. М. Шахнаровича. -М., 1993.

Семёнов А.С. Электроразведка методом естественного электрического поля. Ленинград, изд. «Недра», 1980 г., с. 341-342
Справочник по электрохимии под ред. А.М. Сухотина, Ленинград: «Химия». 1981. - 488 с.
Фридрихсберг Д.А., Курс коллоидной химии. Ленинград, изд. «Химия», 1984 г., с. 178-226
Тархов А.Г. О Геоэлектрическом поле фильтрации // Известия АН СССР, географии и геофизики. 1946. - Т. 10. - №5. - с.463-468.
Bogoslovsky V., Ogilvy A., 1970a. Application of geophysical methods for studying the technical status of earth dams. Geophysical ProspectingVolume 18, Issue Supplement s1, pages 758-773, December
Bogoslovsky, V., Ogilvy A.,1973. Deformations of natural electric fields near drainage structures. Geophys. Prospect., 21, 716- 723,
Boleve, A., Revil, A., Janod, F., Mattiuzzo, J.L., Fry, J.-J., 2009. Preferential fluid flow pathways in embankment dams imaged by self-potential tomography. Near Surf. Geophys. 7, 447-462.
Corwin R. F., Hoover D. B., 1979. The Self-Potential method in geothermal exploration, Geophysics, 44, 226- 245
Darnet M., Marquis G., Sailhac P., 2003. Estimating aquifer hydraulic properties from the inversion of surface Streaming Potential (SP) anomalies. Geophysical research letters, vol. 30, № 13, 1679
Fagerlund, F., Heinson, G., 2003. Detecting subsurface groundwater flow in fractured rock using self-potential (SP) methods. Environmental Geology 43:782-794
Gorelik, A.M., Nesterenko, I.P., 1956. Metod potentsialov elektrofil'tratsii pri opredelenii radiusa depressionnoi voronki v khode otkachki iz skvazhini. (Method of electrofiltration potential in the determination of radius of the depression cone during a pumping test from borehole, in Russian). Izv. Akad. Nauk. SSSR Ser. Geofiz. 11, 1361-1363
Ishido T, Pritchett JW, 1999. Numerical simulation of electrokinetic potentials associated with subsurface fluid flow. Geophys. J. Res 104:15247-15259
Jardani A., Revil A., Barrash W., Crespy A., Rizzo E., Straface S., Cardiff M., Malama B., Miller C., Johnson T., 2009. Reconstruction of the Water Table from Self-Potential Data: A Bayesian Approach. Ground water, Vol. 47, No. 2 March-April 2009, p. 213-227
Maineult A., Strobach E., Renner J. Self-potential signals induced by periodic pumping tests. Journal of geophysical research, vol. 113, B01203, 2008
Malama B., Revil A., Kuhlman K. L., 2009. A semi-analytical solution for transient streaming potentials associated with confined aquifer pumping tests. Geophys. J. Int. 176, 1007-1016
Malama B., Kuhlman K. L., Revil A., 2009. Theory of transient streaming potentials associated with axial-symmetric flow in unconfined aquifers. Geophys. J. Int. 179, 990-1003
Revil, A., Naudet, V., Nouzaret, J. Pessel, M., 2003. Principles of electrography applied to self-potential electrokinetic sources and hydrogeological applications. Water Resources Research. issn: 0043-1397.
Revil, A., Mahardika, H., 2013. Coupled hydromechanical and electromagnetic
disturbances in unsaturated porous materials. Water Resour. Res. 49.
Rizzo, E., Suski, B., Revil, A., Straface, S., Troisi, S., 2004. Self-potential signals associated with pumping tests experiments. Geophys. J. Res. 109, B10203.
Sill W. R., 1983. ’’Self-potential modeling from primary flows.” Geophysics, 48(1), 76-86. Ishido, T., Mizutani, H., 1981. Experimental and theoretical basis of electrokinetic phenomena in rock-water systems and its applications to geophysics. J. Geophys. Res. 86, 1763-1775.
Soueid Ahmed, A., Jardani, A., Revil, A., Dupont, J.P., 2014. Hydraulic conductivity field characterization from the joint inversion of hydraulic heads and self-potential data. Water Resour. Res. 50 (4), 3502-3522.
Straface S., Rizzo E., Gianpaolo V., Chidichimo F. Estimation of hydraulic conductivity in a large scale laboratory model by means of the self-potential method. International Water Technology Journal, Vol. 1 - Issue 1, June 2011
Straface S., Chidichimo F., Rizzo E., Riva M., Barrash W., Revil A., Cardiff M., Guadagnini A., 2011. Joint inversion of steady-state hydrologic and self-potential data for 3D hydraulic conductivity distribution at the Boise Hydrogeophysical Research Site. Journal of Hydrology 407, 115-128
Suski B., Rizzo E, Revil A. A Sandbox Experiment of Self-Potential Signals Associated with a Pumping Test. Vadose zone journal, vol. 3, November 2004
Titov K., Revil A., Konosavsky P., Straface S., Troisi S., 2005. Numerical modelling of selfpotential signals associated with a pumping test experiment. Geophys. J. Int. 162, 641-650.
Titov K., Konosavsky P., Narbut M., 2015. Pumping test in a layered aquifer: Numerical analysis of self-potential signals. Journal of Applied Geophysics, 123, 188-193
http://geophys.geol.msu.ru/ - Сайт лаборатории электроразведки кафедры геофизики Геологического ф-та МГУ им. М.ВА.Ломоносова.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ