ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Социально-коммуникативное развитие как одно из направлений
дошкольного образования 10
1.2. Лингвистический и социолингвистический аспекты этикетного
общения 22
1.3. Особенности этикетного общения дошкольников с общим
недоразвитием речи 34
1.4. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования навыков этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Организация изучения состояния навыка этикетного общения у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 51
2.2. Анализ результатов изучения навыка этикетного общения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 59
2.3. Программа коррекционной работы по формированию навыков этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
на логопедических занятиях 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Социально-коммуникативное развитие как одно из направлений
дошкольного образования 10
1.2. Лингвистический и социолингвистический аспекты этикетного
общения 22
1.3. Особенности этикетного общения дошкольников с общим
недоразвитием речи 34
1.4. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования навыков этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Организация изучения состояния навыка этикетного общения у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 51
2.2. Анализ результатов изучения навыка этикетного общения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 59
2.3. Программа коррекционной работы по формированию навыков этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
на логопедических занятиях 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М.Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.В. Микляева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова), психолого-педагогическом (В.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, О.С. Павлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, О.О. Шацкая и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических
нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи остается актуальной. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико- грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская). Такие дети испытывают трудности в общении, которые проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П. Глухов, Н.К. Усольцева), смешение иерархии целей общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина, Е.Г. Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова).
Решение задач формирования основ коммуникативной культуры в коррекционной педагогике имеет свою специфику, связанную с особенностями психофизического, интеллектуального и речевого развития детей с различной патологией, и рассматривается как одно из условий их успешной социализации (О.Ф. Коробкова, О.С. Павлова, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.).
В логопедии формирование коммуникативной компетентности понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).
Изучению особенностей коммуникации и ее формированию у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) посвящены работы О.В. Дзюбы, Н.Ю. Кузьменковой, О.С. Павловой, Е.О. Смирновой, Л.Г. Соловьевой и др.
Одним из недостаточно изученных вопросов в области коммуникативно-речевых умений детей с общим недоразвитием речи выступает этикетное общение, как составной частью коммуникативной культуры, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с ОНР.
Н.И. Формановская отмечает, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них речевой этикет .
Этикет общения как совокупность формул и выражений, лексическое значение и грамматическое оформление которых зависят от условий ситуации общения, может служить средством взаимосвязи данных компонентов коммуникативной компетентности.
В многочисленных работах показано, что нормотипичные дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста испытывают трудности в овладении этикетным общением (А.Г. Арушанова, М.И. Крюковой, И.Н. Курочкина, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Е.А. Скачкова, Е.О. Смирновой, Н.И. Формановская, Т.М. Юртайкина).
Исследования Н.Ю. Кузьменковой продемонстрировало также эту проблему у дошкольников с ОНР.
В рамках сложившейся коммуникативной направленности процесса развития речи и обучения русскому языку в дошкольных образовательных организациях и школе проблема воспитания культуры общения, обучения этикетному общению получила методическую разработку в трудах Г.А. Богдановой, Н.Е. Богуславской, В.В. Бушелевой, В.В. Гербовой, В.И. Капинос, Н.С. Карпинской, И.Н. Курочкиной, Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой, Н.А. Халезовой и др.
Но в то же время Н.Ю. Кузьменкова указывает на недостаточную разработанность содержательной и методической составляющих коррекционной работы по формированию у дошкольников с ОНР навыка этикетного общения, учитывающих специфику их когнитивного и коммуникативно-речевого развития, в логопедической практике недостаточно целенаправленно и систематично ведётся работа в данном направлении.
Это позволяет нам выявить следующее противоречие: между требованиями к коммуникативному развитию, в частности, к этикетному общению выпускников ДОО и трудностями овладения навыком этикетного общения дошкольниками с общим недоразвитием речи, недостаточной разработанностью организационно-содержательных аспектов коррекционной работы в этом направлении
В связи с этим выбор нашей темы можно считать актуальным.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: этикетное общение старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерны трудности формирования навыка этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития, формирование этого навыка требует специально организованной коррекционной работы на логопедических занятиях, которая должна быть целенаправленной, ориентированной на создание потребности и стремления к установлению и поддержанию положительных контактов с окружающими; на усвоение определенной суммы формул этикетного общения, помогающих выражению доброжелательности; на формирование способности чувствовать и осознавать особенности использования этических средств разговорной речи в различных ситуациях; на формирование доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Определить состояние и особенности навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.);
- о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности ребенка (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Д. Парыгин и др.);
- коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А.А .Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- исследования в области этикетного общения (Т.А. Ладыженская, И.С. Малетина, Н.И. Формановская);
- положения о комплексном и дифференцированном подходах к реализации коррекционно-педагогической работы (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.):
- исследования в области коммуникативно речевого развития детей с общим недоразвитием речи (О.В. Дзюба, М.И. Крюковой Н.Ю. Кузьменкова, О.С. Павлова, Е.О. Смирнова, Л.Г. Соловьева).
Научная новизна исследования:
1) раскрыты особенности этикетно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР, определены типовые ошибки употребления формул речевого этикета дошкольниками данной категории;
2) определены организационно-содержательные аспекты
коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: на основе полученных данных подтверждены теоретические положения об особенностях коммуникативно-речевого развития детей с ОНР, в частности, этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
Практическая значимость исследования: разработана программа коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, которая может быть использована в логопедической практике.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, анкетирование, проектирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
На первом этапе (01.09.2016 - 01.05.2017 гг.) осуществлялся
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; осуществлялась разработка программы экспериментального исследования.
На втором этапе (01.05.2017 - 25.11.2017 гг.) проводился
констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Осуществлялись обработка, анализ, описание полученных данных, уточнение теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (25.11.2017 - 25.12.2017 гг.) осуществлялась
разработка программы коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, формулировались основные выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для дошкольников с ОНР характерны трудности овладения навыком этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
2. Для формирования навыка этикетного общения у дошкольников с ОНР должна быть организована целенаправленная, систематическая коррекционная работа на логопедических занятиях.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XI Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 29 февраля 2016 г.); XIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 30 апреля 2016 г.); на II Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития образования и науки» (г. Чебоксары, 30 июля 2017 г.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа.
нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи остается актуальной. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико- грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская). Такие дети испытывают трудности в общении, которые проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П. Глухов, Н.К. Усольцева), смешение иерархии целей общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина, Е.Г. Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова).
Решение задач формирования основ коммуникативной культуры в коррекционной педагогике имеет свою специфику, связанную с особенностями психофизического, интеллектуального и речевого развития детей с различной патологией, и рассматривается как одно из условий их успешной социализации (О.Ф. Коробкова, О.С. Павлова, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева и др.).
В логопедии формирование коммуникативной компетентности понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).
Изучению особенностей коммуникации и ее формированию у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) посвящены работы О.В. Дзюбы, Н.Ю. Кузьменковой, О.С. Павловой, Е.О. Смирновой, Л.Г. Соловьевой и др.
Одним из недостаточно изученных вопросов в области коммуникативно-речевых умений детей с общим недоразвитием речи выступает этикетное общение, как составной частью коммуникативной культуры, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с ОНР.
Н.И. Формановская отмечает, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них речевой этикет .
Этикет общения как совокупность формул и выражений, лексическое значение и грамматическое оформление которых зависят от условий ситуации общения, может служить средством взаимосвязи данных компонентов коммуникативной компетентности.
В многочисленных работах показано, что нормотипичные дети как дошкольного, так и младшего школьного возраста испытывают трудности в овладении этикетным общением (А.Г. Арушанова, М.И. Крюковой, И.Н. Курочкина, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Е.А. Скачкова, Е.О. Смирновой, Н.И. Формановская, Т.М. Юртайкина).
Исследования Н.Ю. Кузьменковой продемонстрировало также эту проблему у дошкольников с ОНР.
В рамках сложившейся коммуникативной направленности процесса развития речи и обучения русскому языку в дошкольных образовательных организациях и школе проблема воспитания культуры общения, обучения этикетному общению получила методическую разработку в трудах Г.А. Богдановой, Н.Е. Богуславской, В.В. Бушелевой, В.В. Гербовой, В.И. Капинос, Н.С. Карпинской, И.Н. Курочкиной, Т.А. Ладыженской, О.С. Ушаковой, Н.А. Халезовой и др.
Но в то же время Н.Ю. Кузьменкова указывает на недостаточную разработанность содержательной и методической составляющих коррекционной работы по формированию у дошкольников с ОНР навыка этикетного общения, учитывающих специфику их когнитивного и коммуникативно-речевого развития, в логопедической практике недостаточно целенаправленно и систематично ведётся работа в данном направлении.
Это позволяет нам выявить следующее противоречие: между требованиями к коммуникативному развитию, в частности, к этикетному общению выпускников ДОО и трудностями овладения навыком этикетного общения дошкольниками с общим недоразвитием речи, недостаточной разработанностью организационно-содержательных аспектов коррекционной работы в этом направлении
В связи с этим выбор нашей темы можно считать актуальным.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: этикетное общение старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерны трудности формирования навыка этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития, формирование этого навыка требует специально организованной коррекционной работы на логопедических занятиях, которая должна быть целенаправленной, ориентированной на создание потребности и стремления к установлению и поддержанию положительных контактов с окружающими; на усвоение определенной суммы формул этикетного общения, помогающих выражению доброжелательности; на формирование способности чувствовать и осознавать особенности использования этических средств разговорной речи в различных ситуациях; на формирование доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Определить состояние и особенности навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.);
- о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности ребенка (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Д. Парыгин и др.);
- коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А.А .Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- исследования в области этикетного общения (Т.А. Ладыженская, И.С. Малетина, Н.И. Формановская);
- положения о комплексном и дифференцированном подходах к реализации коррекционно-педагогической работы (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.):
- исследования в области коммуникативно речевого развития детей с общим недоразвитием речи (О.В. Дзюба, М.И. Крюковой Н.Ю. Кузьменкова, О.С. Павлова, Е.О. Смирнова, Л.Г. Соловьева).
Научная новизна исследования:
1) раскрыты особенности этикетно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР, определены типовые ошибки употребления формул речевого этикета дошкольниками данной категории;
2) определены организационно-содержательные аспекты
коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: на основе полученных данных подтверждены теоретические положения об особенностях коммуникативно-речевого развития детей с ОНР, в частности, этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
Практическая значимость исследования: разработана программа коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, которая может быть использована в логопедической практике.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, анкетирование, проектирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
На первом этапе (01.09.2016 - 01.05.2017 гг.) осуществлялся
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; осуществлялась разработка программы экспериментального исследования.
На втором этапе (01.05.2017 - 25.11.2017 гг.) проводился
констатирующий эксперимент с целью изучения уровня сформированности навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Осуществлялись обработка, анализ, описание полученных данных, уточнение теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (25.11.2017 - 25.12.2017 гг.) осуществлялась
разработка программы коррекционной работы по формированию навыка этикетного общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, формулировались основные выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для дошкольников с ОНР характерны трудности овладения навыком этикетного общения, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
2. Для формирования навыка этикетного общения у дошкольников с ОНР должна быть организована целенаправленная, систематическая коррекционная работа на логопедических занятиях.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XI Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 29 февраля 2016 г.); XIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 30 апреля 2016 г.); на II Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития образования и науки» (г. Чебоксары, 30 июля 2017 г.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа.
Формирование у старших дошкольников коммуникативной компетентности как умения организовывать общение как деятельность возможно рассматривать в единстве трех ее составляющих: развитие коммуникативных умений детей, обучение дошкольников этикетному общению, развитие коммуникативных навыков.
Анализ лингвистической литературы показал разработанность проблемы этикетного общения в разных аспектах: лингвистическом, социолингвистическом.
Исходя из этого, этикетное общение - важная часть культуры поведения и общения народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. В этикетном общении отразилась не только национальная специфика культуры, но и исторический опыт народа; он содержит большое количество фразеологичных, пословично - поговорочных формул.
При анализе специальной литературы обнаружились многочисленные исследования, посвященные изучению коммуникативно-речевым
особенностям детей с общим недоразвитием речи, в которых отмечается, что для дошкольников с ОНР характерно употребление слов в неточном значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм; многочисленные повторения, в возвращении к ранее сказанному; шаблонность, т.е. использование заученных формулировок; изобилие необоснованных пауз в речи; единичность случаев активной вербальной коммуникации; отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности; специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов.
В плане овладения навыками этикетного общения у них имеются следующие особенности: затруднения при продуцировании; большое количество этикетных ошибок, проявляющихся в отсутствии формулы этикетного общения; удвоенное употреблении этикетной формулы; искажение структуры этикетного высказывания, что позволяет говорить о недостаточном, фрагментарном овладении дошкольников с ОНР этикетной лексикой и адекватных речевых реакций в типовых ситуациях этикетного общения; недостаточно развито умение использовать обращения, мотивировки для развертывания этикетных формул у дошкольников с ОНР; трудности развертывание формул с помощью мотивировок, а также употребление ласковых форм обращения; недостаточность овладения синонимическим многообразием языковых средств этикетным общением.
Исследователями также отмечается, что д'ети с общим наруш^ени^ем имеют потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы и при правильно организованном педагогическом процессе с учетом психофизических, речевых особенностей детей возможно более спешное овладение навыками коммуникации.
Проведенное исследование показало, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи формирование навыка этикетного общения большая часть детей получила по 1 баллу (25детей) и по 2 балла (15 детей), малая часть детей получала 3 балла (5детей). Из полученного анализа о сформированности навыка этикетного общения видно, что высокого уровня - нет, не у кого из детей старшего докольного возраста с общим недоразвитием речи; средний уровень - у 8 детей (53,3%); низкий уровень - у 7 детей (46,6%).
Нами был подтвержден имеющийся в литературе факт о том, что при отсутствии целенаправленного обучения старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не способны овладеть этикетной лексикой и навыками ее использования на уровне, достаточном для свободного общения в типовых этикетных ситуациях.
Проведя диагностику навыков этикетного общения у старших дошкольников с ОНР и проанализировав её результаты, мы решили, что для детей данной группы необходимо организовать коррекционную работы по формированию навыков этикетного общения в совокупности с развитием всех сторон речи. Процесс формирования навыка этикетного общения должен быть целенаправленным и ориентирован на создание потребности и стремления к установлению и поддержанию положительных контактов с окружающими; усвоение определенной суммы формул этикетного общения, помогающих выражению доброжелательности; формирование способности чувствовать и осознавать особенности использования этических средств разговорной речи в различных ситуациях; формирование доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми.
Нами была разработана программа коррекционной работы учителя- логопеда по формированию навыков этикетного общения у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
Анализ лингвистической литературы показал разработанность проблемы этикетного общения в разных аспектах: лингвистическом, социолингвистическом.
Исходя из этого, этикетное общение - важная часть культуры поведения и общения народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. В этикетном общении отразилась не только национальная специфика культуры, но и исторический опыт народа; он содержит большое количество фразеологичных, пословично - поговорочных формул.
При анализе специальной литературы обнаружились многочисленные исследования, посвященные изучению коммуникативно-речевым
особенностям детей с общим недоразвитием речи, в которых отмечается, что для дошкольников с ОНР характерно употребление слов в неточном значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм; многочисленные повторения, в возвращении к ранее сказанному; шаблонность, т.е. использование заученных формулировок; изобилие необоснованных пауз в речи; единичность случаев активной вербальной коммуникации; отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности; специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов.
В плане овладения навыками этикетного общения у них имеются следующие особенности: затруднения при продуцировании; большое количество этикетных ошибок, проявляющихся в отсутствии формулы этикетного общения; удвоенное употреблении этикетной формулы; искажение структуры этикетного высказывания, что позволяет говорить о недостаточном, фрагментарном овладении дошкольников с ОНР этикетной лексикой и адекватных речевых реакций в типовых ситуациях этикетного общения; недостаточно развито умение использовать обращения, мотивировки для развертывания этикетных формул у дошкольников с ОНР; трудности развертывание формул с помощью мотивировок, а также употребление ласковых форм обращения; недостаточность овладения синонимическим многообразием языковых средств этикетным общением.
Исследователями также отмечается, что д'ети с общим наруш^ени^ем имеют потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы и при правильно организованном педагогическом процессе с учетом психофизических, речевых особенностей детей возможно более спешное овладение навыками коммуникации.
Проведенное исследование показало, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи формирование навыка этикетного общения большая часть детей получила по 1 баллу (25детей) и по 2 балла (15 детей), малая часть детей получала 3 балла (5детей). Из полученного анализа о сформированности навыка этикетного общения видно, что высокого уровня - нет, не у кого из детей старшего докольного возраста с общим недоразвитием речи; средний уровень - у 8 детей (53,3%); низкий уровень - у 7 детей (46,6%).
Нами был подтвержден имеющийся в литературе факт о том, что при отсутствии целенаправленного обучения старшие дошкольники с общим недоразвитием речи не способны овладеть этикетной лексикой и навыками ее использования на уровне, достаточном для свободного общения в типовых этикетных ситуациях.
Проведя диагностику навыков этикетного общения у старших дошкольников с ОНР и проанализировав её результаты, мы решили, что для детей данной группы необходимо организовать коррекционную работы по формированию навыков этикетного общения в совокупности с развитием всех сторон речи. Процесс формирования навыка этикетного общения должен быть целенаправленным и ориентирован на создание потребности и стремления к установлению и поддержанию положительных контактов с окружающими; усвоение определенной суммы формул этикетного общения, помогающих выражению доброжелательности; формирование способности чувствовать и осознавать особенности использования этических средств разговорной речи в различных ситуациях; формирование доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми.
Нами была разработана программа коррекционной работы учителя- логопеда по формированию навыков этикетного общения у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
Подобные работы
- Формирование навыков речевого поведения старших дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017



