ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 6
1.1 Отраслевой анализ машиностроительного комплекса в России: проблемы и
тенденции развития 6
1.2 Особенности функционирования и состояние инновационного развития
машиностроительной отрасли Орловской области 14
1.3 Теоретические основы формирования стратегии инновационного развития в
системе менеджмента современного предприятия 23
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА АО «ПРОМПРИБОР» ЗА 2017-2019 ГОДЫ 31
2.1 Общая характеристика АО «Промприбор» и его бизнес-среда 31
2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 36
2.3 Анализ существующей системы управления объекта исследования 45
2.4 Оценка системы стратегического и инновационного менеджмента в АО
«Промприбор» 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Стратегическая концепция инновационного развития АО
«Промприбор» 63
3.2 Паспорт стратегии инновационного развития АО «Промприбор» 71
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерская отчетность АО «Промприбор» за 2017 - 2019 годы 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Основные показатели результатов финансово-хозяйственной
деятельности АО «Промприбор» за 2017 - 2019 годы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Организационная структура АО «Промприбор» 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Структура управления АО «Промприбор» 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Оценка эффективности системы управления АО
«Промприбор» 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оценка уровня стратегического потенциала АО
«Промприбор» 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Оценка уровня инновационного развития АО
«Промприбор» 102
На протяжении столетия с момента появления термина экономическая инновация до настоящего времени, когда современный мир невозможно представить без интеллектуальных продуктов и сложнейших технологий, интерес к инновационным процессам остаётся неизменно высоким. При этом новаторство стало неотъемлемым элементом успешного функционирования компаний. Инновация - это уникальный инструмент совершенствования деятельности. И сейчас наступил период особого внимания к вопросам инновационной динамичности фирм. Но, как показывает опыт, не каждое предприятие способно эффективно управлять нововведениями, поскольку значительная доля российского бизнеса не обладает чёткой инновационной стратегией, кроме того не все предприятия привыкли инвестировать средства в собственные исследования и проектирования.
В связи с этим актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе цифровизации экономики и перехода к концепции «Индустрия 4.0» инновационный процесс считается одним из основных факторов процветания предприятия, а стратегический менеджмент выступает в качестве ключевого метода приобретения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе посредством интеграции инноваций и системы управления компанией. Следовательно, важнейшая задача фирмы сводится к формированию и внедрению стратегии инновационного развития предприятия. Именно данный документ помогает организации действовать по пути технологического совершенствования, выбирая перспективные направления инновационных преобразований. То есть положительные результаты от реализации действий по данной форме функционирования предоставляют компании возможность добиться успеха, обеспечить себе долгосрочный рост и повысить свою значимость в экономике.
Рассмотренные выше аспекты подтверждают выбор данной темы, а также обусловливают её важность для исследуемого объекта, так как предприятие, являясь первопроходцем в своей рыночной нише, на протяжении всей своей деятельности приоритетным направлением и потенциалом своего развития считает инновационный процесс, непосредственно связанный с внедрением инновационных разработок, позволяющих максимально удовлетворить различные, в частности индивидуальные, требования заказчиков и потребителей.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение современного состояния и основных проблем стратегического развития предприятий машиностроения, а также разработка стратегии инновационного развития АО «Промприбор» как представителя машиностроительной отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать тенденции и проблемы развития предприятий машиностроительной отрасли на федеральном и региональном уровнях с изучением инновационных аспектов их деятельности;
- рассмотреть теоретические основы формирования стратегии
инновационного развития и её места в системе менеджмента предприятия;
- изучить бизнес - среду и провести анализ деятельности АО «Промприбор»;
- провести анализ системы управления объекта исследования;
- оценить систему стратегического и инновационного менеджмента на предприятии;
- разработать рекомендации по формированию стратегии инновационного развития АО «Промприбор» и оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом выпускной квалификационной работы является АО «Промприбор». Предмет исследования - стратегическая и инновационная деятельность современного машиностроительного предприятия.
Исходные данные представлены современной научно-практической литературой в области стратегического и инновационного менеджмента, аналитическая и практическая части работы раскрываются с использованием фактических материалов объекта исследования, в частности с применением интернет-ресурсов. С целью обработки данных задействован весь спектр методов теоретического и эмпирического исследования.
На основании проведённых исследований можно с уверенностью сказать, что современным элементом хозяйствования, играющим важнейшую роль в процессе роста предприятия, является внедрение и управление инновациями. В частности за счёт формирования стратегии инновационного развития появляется возможность реализовать свои цели, удовлетворяя тем самым внутренние потребности и осуществляя эффективное взаимодействие с внешним окружением компании, преумножая так получаемую прибыль.
Выбранная тема действительно актуальна, кроме того имеет все основания для дальнейшего интенсивного изучения, поскольку нынешние условия экономики диктуют особые требования к процессу осуществления деятельности фирм, когда преобразование бизнес-процессов невозможно представить без перехода на новый этап развития, предполагающего следование глобальным трендам, образующим цифровую трансформацию общества в «Индустрии 4.0». Именно здесь инновации приобретают особую важность, закрепляя за собой право, быть ключевым аспектом стратегического видения организации. Следовательно, обзор данных в рамках рассмотрения материалов по объекту и предмету исследования позволяет сделать определённые выводы, представленные ниже.
В первой главе проведен отраслевой анализ машиностроительного комплекса на федеральном и региональном уровнях, где отмечается стратегическое положение отрасли в контексте национальной экономики России. При этом главным вектором развития становится вопрос активной работы по поиску перспективных точек роста, соответствующих мировым тенденциям становления машиностроения, акцентируя внимание на инновациях и инвестициях. Однако главными проблемами, осложняющими перспективный подход к совершенствованию отрасли, остается низкая инновационная активность регионов страны и ряд производственных факторов машиностроительных предприятий. В том числе на страницах первой главы изучен процесс формирования стратегии инновационного развития компании с обозначением её роли в системе менеджмента организации. К тому же установлена важность применения подобных стратегий в качестве инструмента управления, позволяющего достичь поставленных целей.
Во второй главе был осуществлен комплексный анализ деятельности, оценка инновационного потенциала и стратегического менеджмента объекта исследования - АО «Промприбор» - за 2017 - 2019 годы. Выявлены следующие результаты. Бизнес-среда компании характеризуется увеличением числа конкурентов, широким кругом партнёров и обширным перечнем заказчиков, и как показывает практика, предприятие способно эффективно управлять и взаимодействовать с данным окружением компании. В свою очередь динамика финансово-хозяйственных показателей отражает обеспеченность фирмы достаточным уровнем прибыли в 2019 году, при этом предыдущий год отличается кризисным проявлением, связанным со снижением ключевых параметров работы холдинга. Кроме того, существующая система управления отличается уровнем чуть выше среднего по готовности к продуктивной работе в соответствие с целевыми установками. По направлению стратегического воздействия и инновационного проявления акционерное общество сумело сформировать определенный базис процветания организации. Преимуществом выступает наличие задела как в стратегическом плане, так и в контексте осуществления инновационной деятельности. Недостатки сводятся к отсутствию полноценного механизма управления инновационной составляющей и недоиспользованию мощностей предприятия. В итоге анализа определяются ключевые возможности холдинга, сочетающие в себе интеграцию двух систем менеджмента: стратегического и инновационного, выстраивая тем самым уникальную «спираль развития», особенности которой позволяют устранить имеющиеся пробелы в деятельности и обеспечить успешное положение фирмы в отрасли.
В третьей главе предложена стратегическая концепция развития АО «Промприбор», основанная на инновационном функционировании и состоящая в выборе стратегии лидерства, заключающейся в выходе компании на новый уровень производства путем укрепления технологического лидерства в условиях высокой конкуренции. Приоритетные направления документа представлены комплексным подходом к технологической подготовке производства, управлению инновационной системы, осуществлению масштабных научно-исследовательских работ. Меры реализации стратегии непосредственно связаны с трансформацией компании в контексте организационного, культурного, производственного и инновационного преобразования. То есть главным ориентиром выступает создание инновационного центра компетенций и переход на соответствующий тип организационной культуры. По итогам внедрения стратегии лидерства на предприятии осуществиться качественный рывок в развитии, тем самым достигая своих целей, основанных на создании имиджа инновационной организации и закреплении за собой статуса лидера на рынке нефтегазового оборудования.
Рекомендации, предложенные в третьей главе, обоснованы и имеют практический характер применения, поскольку на данный момент АО «Промприбор» располагает всеми возможностями, начиная с базы ресурсов, таких как финансовые, кадровые, технологические и интеллектуальные, и заканчивая способностью проводить изобретательскую и рационализаторскую деятельность. В частности доказана эффективность подобных мероприятий с точки зрения качественной и количественной оценки, согласно которой будет достигнут положительный результат в сфере совершенствования деятельности холдинга с обеспечением роста прибыли и полной окупаемости затрат на реализацию стратегии. При этом суммарные позитивные последствия выбора стратегии лидерства непосредственно скажутся на приобретении компанией сильных конкурентных преимуществ.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы задачи решены в полном объеме, цель достигнута, то есть, разработана и предложена стратегия инновационного развития предприятия, соответствующая требованиям объекта исследования.
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://www.youngscience.gov.ru/media/files/file/dVwMOeQ2OsjrSsodEazQjnkmICrTHSfh.pdf&ved=2ahUKEwj-n8OayMTpAhUFcZoKHdT CcwQFjADegQIBBAB&usg=AOvVaw3ygy9 3q-2s8jGyLyJJSnv.
2. Стратегия социально-экономического развития Орловской области до
2035 года, утвержденная постановлением Орловского областного совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года №31/823-ОС: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orel-
region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=291&op=8&in=64.
3. Александрова, Т.В. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Александрова, Е.В. Шилова. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2019. - 169с. - Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/boors/uchebnie-posobiya/shilova-innovacionnyj-menedzhment-ch2.pdf.
4. Брылякова, А.Я. Особенности отраслевого консультирования в
машиностроении: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ecjnf.rae.ru/pdf/2017/04/6210.pdf.
5. Гурков, А. Задача машиностроения России - догнать и перегнать Финляндию / А. Гурков // Madeforminds[Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа:https://www.dw.com/ru/.
6. Дудин, М.Н. Управленческое консультирование: учебно -методическое пособие / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников, А.С. Сенин. - М.: Элит, 2016. - 320с.
7. Злобина, И.В. Проблема выбора стратегии развития предприятия в рамках инновационной политики региона / И.В. Злобина, Г.И. Татенко // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов: материалы III Всероссийской научно -практической конференции (12-13 мая 2020 г., Орел). - Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020.
- С. 372-379.
8. Злобина, И.В. Современные аспекты формирования стратегии инновационного развития предприятия / И.В. Злобина, Г.И. Татенко // Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0»: материалы II Всероссийской научно - практической конференции (24-25 октября 2019 г., Орел). - Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. - С. 233-238.
9. Инновации в России: планируем будущее: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/7id 4=2368.
10. Как машиностроению России угнаться за локомотивом инноваций:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d652ed39a794752820edc3f.
11. Каталог группы компаний по производству оборудования АЗС, АГЗС и Нефтебаз - АО «Промприбор» - 2019. - Орёл: Труд, 2019. - 26с.
12. Коробенков, А.В. Цифровая система управления производством - важный шаг к Индустрии 4.0 / А.В. Коробенков // ВЕКТОР высоких технологий. - 2016. - №6 (27). - С. 32-35.
13. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин.
- М.: Дашков и К, 2016. - 248 с. - Режим доступа:https://edanbook.com/book/93310.
14. Куликова, Т.И. Корпоративный имидж организации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Т.И. Куликова - Тула: ТГПУ, 2017. - 109 с. - Режим доступа:https://edanbook.com/book/101535.
15. Мальцева, С.В. Инновационный менеджмент: учебник для
академического бакалавриата / С.В. Мальцева. - М.: Юрайт, 2019. - 527с.
16. Машиностроение: тенденции и прогнозы: аналитическая бюллетень выпуск №37 итоги 2019 года. - М., 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/regions demo.
17. Менх, Л.В. Экономика и организация предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Менх, Е.Е. Румянцева, И.К. Куприна. - Кемерово: КемТИПП, 2016. - 156 с. - Режим доступа:https:ZZe.lanbook.com/book/99561.
18. Методы и модели стратегического управления предприятием
[Электронный ресурс]: монография / Е.В. Акимова, Д.А. Акимов, Е.В. Катунцов, А.Б. Маховиков. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 183с. - Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/47670.html.
19. Морозова, Н.Н. Зарубежный опыт инновационной деятельности машиностроительного комплекса / Н.Н. Морозова, С.М. Воронин // Экономика. Бизнес. Финансы [Электронный ресурс]. - 2019. - №1. - С. 26-31. Режим доступа: http://reo.pac.bv/ispui/handle/123456789/374.
20. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf.
21. Национальная экономика и её структура: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/hozvavstvo rossii/nacionalnava ekonomika i ee struktura/
22. Официальный сайт АО «Промприбор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.prompribor.ru.
23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www. gks.ru.
24. Оценка эффективности инновационной деятельности: учебник / С.Н. Яшин, И.Л. Туккель, Е.В. Кошелев, С.А. Макаров, Ю.С. Коробова. - Нижний Новгород: изд-во Нижегородского госуниверситета, 2018. - 409с.
25. Портал машиностроения - источник отраслевой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.mashportal.ru/.
26. Портал Орловской области - публичный информационный центр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://orel-region.ru/index.php.
27. Проведение организационно-управленческих мероприятий и
определение основных показателей (индикаторов) программ инновационного развития: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.econmotion.ru/nomecs-790-1.html.
28. Программа стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2025
года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https ://www.kamaz.ru/about/development/ strate gy.
29. Промышленность России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruxpert.ru/Промышленность России.
30. Раскрытие информации АО «Промприбор» в сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www. disclosure .ru/ issuer/5702000191.
31. Рейтинг РБК «500 крупнейших по выручке компаний России»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.rbc/ru/rbc500/
32. Роботизация процессов vs. Традиционные подходы к повышению
производительности: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://dms-
solutions.co/ru/blog-ru/robotic-process-automation-vs-traditional-operational-strategies/
33. Русакова, Е.В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия: учебное пособие / Е.В. Русакова. - СПБ.: Питер, 2017. - 224с.
34. Рятов, К. Функциональный менеджмент: как из хаоса создать порядок, преодолеть неопределенность и добиться успеха: учебное пособие / К. Рятов. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 176с.
35. Современный инструментарий принятия управленческих решений: теоретические аспекты [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.А. Тронина, Г.И. Татенко, В.А. Князева, Н.С. Лаушкина, И.В. Мусатова. - Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2017. - 235 с. Режим доступа:http://elib.oreluniver.ru/uchebniki-i-uch-posobiya/sovremennyj -instrumentarij -prinyatiya-upravlenches.html.
36. Стратегия инновационного развития предприятия [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https:// spravochnick.ru/ innovacionnyy menedzhment/innovacionnoe razvititie predpriyatiya/ strate giya innovacionno go razvitiya predpriyatiya/
37. Тронина, И.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / И.А. Тронина, Г.И. Татенко. - Орёл: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2017. - 230с.
38. Управление инновационным развитием промышленных экономических
систем [Электронный ресурс]: международные стандарты менеджмента: учебное пособие / И.А Тронина, И.Л. Авдеева, С.С. Бахтина, Л.В. Парахина. - Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2017. - 155 с. Режим доступа:
http://elib.oreluniver.ru/uchebniki-i-uch-posobiya/upravlenie-innovacionnym-razvitiem-promyshlennyh-e.html.
39. Шваб, К.М. Четвёртая промышленная революция / К.М. Шваб - М.: Эксмо, 2016. - 138с.
40. Шемякина, Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление: учебное пособие / Т.Ю. Шемякина. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 240с.