Формирование стратегии инновационного развития предприятия
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 6
1.1 Отраслевой анализ машиностроительного комплекса в России: проблемы и
тенденции развития 6
1.2 Особенности функционирования и состояние инновационного развития
машиностроительной отрасли Орловской области 14
1.3 Теоретические основы формирования стратегии инновационного развития в
системе менеджмента современного предприятия 23
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА АО «ПРОМПРИБОР» ЗА 2017-2019 ГОДЫ 31
2.1 Общая характеристика АО «Промприбор» и его бизнес-среда 31
2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 36
2.3 Анализ существующей системы управления объекта исследования 45
2.4 Оценка системы стратегического и инновационного менеджмента в АО
«Промприбор» 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Стратегическая концепция инновационного развития АО
«Промприбор» 63
3.2 Паспорт стратегии инновационного развития АО «Промприбор» 71
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерская отчетность АО «Промприбор» за 2017 - 2019 годы 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Основные показатели результатов финансово-хозяйственной
деятельности АО «Промприбор» за 2017 - 2019 годы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Организационная структура АО «Промприбор» 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Структура управления АО «Промприбор» 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Оценка эффективности системы управления АО
«Промприбор» 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оценка уровня стратегического потенциала АО
«Промприбор» 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Оценка уровня инновационного развития АО
«Промприбор» 102
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 6
1.1 Отраслевой анализ машиностроительного комплекса в России: проблемы и
тенденции развития 6
1.2 Особенности функционирования и состояние инновационного развития
машиностроительной отрасли Орловской области 14
1.3 Теоретические основы формирования стратегии инновационного развития в
системе менеджмента современного предприятия 23
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА АО «ПРОМПРИБОР» ЗА 2017-2019 ГОДЫ 31
2.1 Общая характеристика АО «Промприбор» и его бизнес-среда 31
2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 36
2.3 Анализ существующей системы управления объекта исследования 45
2.4 Оценка системы стратегического и инновационного менеджмента в АО
«Промприбор» 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Стратегическая концепция инновационного развития АО
«Промприбор» 63
3.2 Паспорт стратегии инновационного развития АО «Промприбор» 71
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерская отчетность АО «Промприбор» за 2017 - 2019 годы 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Основные показатели результатов финансово-хозяйственной
деятельности АО «Промприбор» за 2017 - 2019 годы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Организационная структура АО «Промприбор» 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Структура управления АО «Промприбор» 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Оценка эффективности системы управления АО
«Промприбор» 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оценка уровня стратегического потенциала АО
«Промприбор» 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Оценка уровня инновационного развития АО
«Промприбор» 102
На протяжении столетия с момента появления термина экономическая инновация до настоящего времени, когда современный мир невозможно представить без интеллектуальных продуктов и сложнейших технологий, интерес к инновационным процессам остаётся неизменно высоким. При этом новаторство стало неотъемлемым элементом успешного функционирования компаний. Инновация - это уникальный инструмент совершенствования деятельности. И сейчас наступил период особого внимания к вопросам инновационной динамичности фирм. Но, как показывает опыт, не каждое предприятие способно эффективно управлять нововведениями, поскольку значительная доля российского бизнеса не обладает чёткой инновационной стратегией, кроме того не все предприятия привыкли инвестировать средства в собственные исследования и проектирования.
В связи с этим актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе цифровизации экономики и перехода к концепции «Индустрия 4.0» инновационный процесс считается одним из основных факторов процветания предприятия, а стратегический менеджмент выступает в качестве ключевого метода приобретения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе посредством интеграции инноваций и системы управления компанией. Следовательно, важнейшая задача фирмы сводится к формированию и внедрению стратегии инновационного развития предприятия. Именно данный документ помогает организации действовать по пути технологического совершенствования, выбирая перспективные направления инновационных преобразований. То есть положительные результаты от реализации действий по данной форме функционирования предоставляют компании возможность добиться успеха, обеспечить себе долгосрочный рост и повысить свою значимость в экономике.
Рассмотренные выше аспекты подтверждают выбор данной темы, а также обусловливают её важность для исследуемого объекта, так как предприятие, являясь первопроходцем в своей рыночной нише, на протяжении всей своей деятельности приоритетным направлением и потенциалом своего развития считает инновационный процесс, непосредственно связанный с внедрением инновационных разработок, позволяющих максимально удовлетворить различные, в частности индивидуальные, требования заказчиков и потребителей.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение современного состояния и основных проблем стратегического развития предприятий машиностроения, а также разработка стратегии инновационного развития АО «Промприбор» как представителя машиностроительной отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать тенденции и проблемы развития предприятий машиностроительной отрасли на федеральном и региональном уровнях с изучением инновационных аспектов их деятельности;
- рассмотреть теоретические основы формирования стратегии
инновационного развития и её места в системе менеджмента предприятия;
- изучить бизнес - среду и провести анализ деятельности АО «Промприбор»;
- провести анализ системы управления объекта исследования;
- оценить систему стратегического и инновационного менеджмента на предприятии;
- разработать рекомендации по формированию стратегии инновационного развития АО «Промприбор» и оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом выпускной квалификационной работы является АО «Промприбор». Предмет исследования - стратегическая и инновационная деятельность современного машиностроительного предприятия.
Исходные данные представлены современной научно-практической литературой в области стратегического и инновационного менеджмента, аналитическая и практическая части работы раскрываются с использованием фактических материалов объекта исследования, в частности с применением интернет-ресурсов. С целью обработки данных задействован весь спектр методов теоретического и эмпирического исследования.
В связи с этим актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе цифровизации экономики и перехода к концепции «Индустрия 4.0» инновационный процесс считается одним из основных факторов процветания предприятия, а стратегический менеджмент выступает в качестве ключевого метода приобретения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе посредством интеграции инноваций и системы управления компанией. Следовательно, важнейшая задача фирмы сводится к формированию и внедрению стратегии инновационного развития предприятия. Именно данный документ помогает организации действовать по пути технологического совершенствования, выбирая перспективные направления инновационных преобразований. То есть положительные результаты от реализации действий по данной форме функционирования предоставляют компании возможность добиться успеха, обеспечить себе долгосрочный рост и повысить свою значимость в экономике.
Рассмотренные выше аспекты подтверждают выбор данной темы, а также обусловливают её важность для исследуемого объекта, так как предприятие, являясь первопроходцем в своей рыночной нише, на протяжении всей своей деятельности приоритетным направлением и потенциалом своего развития считает инновационный процесс, непосредственно связанный с внедрением инновационных разработок, позволяющих максимально удовлетворить различные, в частности индивидуальные, требования заказчиков и потребителей.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение современного состояния и основных проблем стратегического развития предприятий машиностроения, а также разработка стратегии инновационного развития АО «Промприбор» как представителя машиностроительной отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать тенденции и проблемы развития предприятий машиностроительной отрасли на федеральном и региональном уровнях с изучением инновационных аспектов их деятельности;
- рассмотреть теоретические основы формирования стратегии
инновационного развития и её места в системе менеджмента предприятия;
- изучить бизнес - среду и провести анализ деятельности АО «Промприбор»;
- провести анализ системы управления объекта исследования;
- оценить систему стратегического и инновационного менеджмента на предприятии;
- разработать рекомендации по формированию стратегии инновационного развития АО «Промприбор» и оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом выпускной квалификационной работы является АО «Промприбор». Предмет исследования - стратегическая и инновационная деятельность современного машиностроительного предприятия.
Исходные данные представлены современной научно-практической литературой в области стратегического и инновационного менеджмента, аналитическая и практическая части работы раскрываются с использованием фактических материалов объекта исследования, в частности с применением интернет-ресурсов. С целью обработки данных задействован весь спектр методов теоретического и эмпирического исследования.
На основании проведённых исследований можно с уверенностью сказать, что современным элементом хозяйствования, играющим важнейшую роль в процессе роста предприятия, является внедрение и управление инновациями. В частности за счёт формирования стратегии инновационного развития появляется возможность реализовать свои цели, удовлетворяя тем самым внутренние потребности и осуществляя эффективное взаимодействие с внешним окружением компании, преумножая так получаемую прибыль.
Выбранная тема действительно актуальна, кроме того имеет все основания для дальнейшего интенсивного изучения, поскольку нынешние условия экономики диктуют особые требования к процессу осуществления деятельности фирм, когда преобразование бизнес-процессов невозможно представить без перехода на новый этап развития, предполагающего следование глобальным трендам, образующим цифровую трансформацию общества в «Индустрии 4.0». Именно здесь инновации приобретают особую важность, закрепляя за собой право, быть ключевым аспектом стратегического видения организации. Следовательно, обзор данных в рамках рассмотрения материалов по объекту и предмету исследования позволяет сделать определённые выводы, представленные ниже.
В первой главе проведен отраслевой анализ машиностроительного комплекса на федеральном и региональном уровнях, где отмечается стратегическое положение отрасли в контексте национальной экономики России. При этом главным вектором развития становится вопрос активной работы по поиску перспективных точек роста, соответствующих мировым тенденциям становления машиностроения, акцентируя внимание на инновациях и инвестициях. Однако главными проблемами, осложняющими перспективный подход к совершенствованию отрасли, остается низкая инновационная активность регионов страны и ряд производственных факторов машиностроительных предприятий. В том числе на страницах первой главы изучен процесс формирования стратегии инновационного развития компании с обозначением её роли в системе менеджмента организации. К тому же установлена важность применения подобных стратегий в качестве инструмента управления, позволяющего достичь поставленных целей.
Во второй главе был осуществлен комплексный анализ деятельности, оценка инновационного потенциала и стратегического менеджмента объекта исследования - АО «Промприбор» - за 2017 - 2019 годы. Выявлены следующие результаты. Бизнес-среда компании характеризуется увеличением числа конкурентов, широким кругом партнёров и обширным перечнем заказчиков, и как показывает практика, предприятие способно эффективно управлять и взаимодействовать с данным окружением компании. В свою очередь динамика финансово-хозяйственных показателей отражает обеспеченность фирмы достаточным уровнем прибыли в 2019 году, при этом предыдущий год отличается кризисным проявлением, связанным со снижением ключевых параметров работы холдинга. Кроме того, существующая система управления отличается уровнем чуть выше среднего по готовности к продуктивной работе в соответствие с целевыми установками. По направлению стратегического воздействия и инновационного проявления акционерное общество сумело сформировать определенный базис процветания организации. Преимуществом выступает наличие задела как в стратегическом плане, так и в контексте осуществления инновационной деятельности. Недостатки сводятся к отсутствию полноценного механизма управления инновационной составляющей и недоиспользованию мощностей предприятия. В итоге анализа определяются ключевые возможности холдинга, сочетающие в себе интеграцию двух систем менеджмента: стратегического и инновационного, выстраивая тем самым уникальную «спираль развития», особенности которой позволяют устранить имеющиеся пробелы в деятельности и обеспечить успешное положение фирмы в отрасли.
В третьей главе предложена стратегическая концепция развития АО «Промприбор», основанная на инновационном функционировании и состоящая в выборе стратегии лидерства, заключающейся в выходе компании на новый уровень производства путем укрепления технологического лидерства в условиях высокой конкуренции. Приоритетные направления документа представлены комплексным подходом к технологической подготовке производства, управлению инновационной системы, осуществлению масштабных научно-исследовательских работ. Меры реализации стратегии непосредственно связаны с трансформацией компании в контексте организационного, культурного, производственного и инновационного преобразования. То есть главным ориентиром выступает создание инновационного центра компетенций и переход на соответствующий тип организационной культуры. По итогам внедрения стратегии лидерства на предприятии осуществиться качественный рывок в развитии, тем самым достигая своих целей, основанных на создании имиджа инновационной организации и закреплении за собой статуса лидера на рынке нефтегазового оборудования.
Рекомендации, предложенные в третьей главе, обоснованы и имеют практический характер применения, поскольку на данный момент АО «Промприбор» располагает всеми возможностями, начиная с базы ресурсов, таких как финансовые, кадровые, технологические и интеллектуальные, и заканчивая способностью проводить изобретательскую и рационализаторскую деятельность. В частности доказана эффективность подобных мероприятий с точки зрения качественной и количественной оценки, согласно которой будет достигнут положительный результат в сфере совершенствования деятельности холдинга с обеспечением роста прибыли и полной окупаемости затрат на реализацию стратегии. При этом суммарные позитивные последствия выбора стратегии лидерства непосредственно скажутся на приобретении компанией сильных конкурентных преимуществ.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы задачи решены в полном объеме, цель достигнута, то есть, разработана и предложена стратегия инновационного развития предприятия, соответствующая требованиям объекта исследования.
Выбранная тема действительно актуальна, кроме того имеет все основания для дальнейшего интенсивного изучения, поскольку нынешние условия экономики диктуют особые требования к процессу осуществления деятельности фирм, когда преобразование бизнес-процессов невозможно представить без перехода на новый этап развития, предполагающего следование глобальным трендам, образующим цифровую трансформацию общества в «Индустрии 4.0». Именно здесь инновации приобретают особую важность, закрепляя за собой право, быть ключевым аспектом стратегического видения организации. Следовательно, обзор данных в рамках рассмотрения материалов по объекту и предмету исследования позволяет сделать определённые выводы, представленные ниже.
В первой главе проведен отраслевой анализ машиностроительного комплекса на федеральном и региональном уровнях, где отмечается стратегическое положение отрасли в контексте национальной экономики России. При этом главным вектором развития становится вопрос активной работы по поиску перспективных точек роста, соответствующих мировым тенденциям становления машиностроения, акцентируя внимание на инновациях и инвестициях. Однако главными проблемами, осложняющими перспективный подход к совершенствованию отрасли, остается низкая инновационная активность регионов страны и ряд производственных факторов машиностроительных предприятий. В том числе на страницах первой главы изучен процесс формирования стратегии инновационного развития компании с обозначением её роли в системе менеджмента организации. К тому же установлена важность применения подобных стратегий в качестве инструмента управления, позволяющего достичь поставленных целей.
Во второй главе был осуществлен комплексный анализ деятельности, оценка инновационного потенциала и стратегического менеджмента объекта исследования - АО «Промприбор» - за 2017 - 2019 годы. Выявлены следующие результаты. Бизнес-среда компании характеризуется увеличением числа конкурентов, широким кругом партнёров и обширным перечнем заказчиков, и как показывает практика, предприятие способно эффективно управлять и взаимодействовать с данным окружением компании. В свою очередь динамика финансово-хозяйственных показателей отражает обеспеченность фирмы достаточным уровнем прибыли в 2019 году, при этом предыдущий год отличается кризисным проявлением, связанным со снижением ключевых параметров работы холдинга. Кроме того, существующая система управления отличается уровнем чуть выше среднего по готовности к продуктивной работе в соответствие с целевыми установками. По направлению стратегического воздействия и инновационного проявления акционерное общество сумело сформировать определенный базис процветания организации. Преимуществом выступает наличие задела как в стратегическом плане, так и в контексте осуществления инновационной деятельности. Недостатки сводятся к отсутствию полноценного механизма управления инновационной составляющей и недоиспользованию мощностей предприятия. В итоге анализа определяются ключевые возможности холдинга, сочетающие в себе интеграцию двух систем менеджмента: стратегического и инновационного, выстраивая тем самым уникальную «спираль развития», особенности которой позволяют устранить имеющиеся пробелы в деятельности и обеспечить успешное положение фирмы в отрасли.
В третьей главе предложена стратегическая концепция развития АО «Промприбор», основанная на инновационном функционировании и состоящая в выборе стратегии лидерства, заключающейся в выходе компании на новый уровень производства путем укрепления технологического лидерства в условиях высокой конкуренции. Приоритетные направления документа представлены комплексным подходом к технологической подготовке производства, управлению инновационной системы, осуществлению масштабных научно-исследовательских работ. Меры реализации стратегии непосредственно связаны с трансформацией компании в контексте организационного, культурного, производственного и инновационного преобразования. То есть главным ориентиром выступает создание инновационного центра компетенций и переход на соответствующий тип организационной культуры. По итогам внедрения стратегии лидерства на предприятии осуществиться качественный рывок в развитии, тем самым достигая своих целей, основанных на создании имиджа инновационной организации и закреплении за собой статуса лидера на рынке нефтегазового оборудования.
Рекомендации, предложенные в третьей главе, обоснованы и имеют практический характер применения, поскольку на данный момент АО «Промприбор» располагает всеми возможностями, начиная с базы ресурсов, таких как финансовые, кадровые, технологические и интеллектуальные, и заканчивая способностью проводить изобретательскую и рационализаторскую деятельность. В частности доказана эффективность подобных мероприятий с точки зрения качественной и количественной оценки, согласно которой будет достигнут положительный результат в сфере совершенствования деятельности холдинга с обеспечением роста прибыли и полной окупаемости затрат на реализацию стратегии. При этом суммарные позитивные последствия выбора стратегии лидерства непосредственно скажутся на приобретении компанией сильных конкурентных преимуществ.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы задачи решены в полном объеме, цель достигнута, то есть, разработана и предложена стратегия инновационного развития предприятия, соответствующая требованиям объекта исследования.
Подобные работы
- Разработка мероприятий по формированию стратегии инновационного развития предприятия (на примере ООО «Металл Мастер»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Разработка стратегии инновационного развития предприятия сферы услуг, на материалах ООО «Деловой партнер»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Формирование стратегии устойчивого развития предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - Разработка и внедрение организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг.На материалах: ООО «Край Спорт Ресурс»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Методы управления инновационным развитием предприятия сферы услуг
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА В ПОВЫШЕНИИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАРСАЛА»)
Главы к дипломным работам, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы управления инновационным развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018



