Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений

Работа №72442

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки детей сиротских учреждений к самостоятельной жизни 12
1.1 Сиротство как социальное явление и форма государственного
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12
1.2 Социальная дезадаптация детей сиротских учреждений в
постинтернатный период 19
1.3 Педагогические условия подготовки детей к самостоятельной жизни в
условиях сиротских учреждений 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по реализации
педагогических условий подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях
сиротских учреждений 31
2.1 Разработка авторской программы «Шаг за шагом», реализующей
педагогические условия подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротского учреждения 31
2.2 Критериально-оценочный аппарат и диагностический
инструментарий 49
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по
подготовке детей к самостоятельной жизни в условиях сиротского учреждения 53
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список литературы и источников 67
Приложения


У детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из стен сиротских учреждений возникает масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека.
Анализ постинтернатного устройства воспитанников сиротских учреждений свидетельствует о том, что часть выпускников отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью, социально-бытовой некомпетентностью [1, 54]. Дети, находящиеся в сиротском учреждении не ощущает проблем, государство берет на себя обязательства по обучению, воспитанию, обеспечению их всем самым необходимым. Практические, научные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в сиротском учреждении, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную[22]. Умение планировать бюджет, распоряжаться карманными деньгами, вести домашнее хозяйство, которое у семейного ребенка воспитывается на примере мамы и папы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется.
Исследования Е.Н. Алтынцевой, Е.Н. Степанова, Л.М. Лузиной [2; 46] показывают, что индекс самостоятельности у воспитанников интернатных заведений вдвое ниже, чем у сверстников, которые воспитываются в семье. После выхода из учреждения выпускник не в состоянии перейти на самостоятельное жизнеобеспечение. Самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ним проблемы, к которым он реально не готов. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, в организации своего быта, в создании семьи, в воспитании детей. Они не умеют составлять и соблюдать бюджет, организовывать свободное время, отстаивать свои юридические права, осуществить поход в ЖКХ и т.д. [6, 14].
Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений: 10% - кончает жизнь самоубийством, 40% - попадает в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становится преступниками и лишь 10% - нормально адаптируется в обществе. В итоге 80% выпускников сиротских учреждений порождают так называемую «вторичную волну сиротства». Чаще распадаются браки, заключенные выпускниками сиротских учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот, или же не умея сохранить собственную семью, выпускники сдают своих детей в те же сиротские учреждения, где воспитывались сами.
Всё это является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой с каждым годом, как показывает практика, не снижается.
В педагогике проблеме подготовки к самостоятельной жизни детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений, внимание практически не уделялось. Многие педагогические деятели сходились во мнении, что подготовка к самостоятельной жизни естественным путём идёт в семье [4]. Поэтому их внимание, в основном, направлено было на решение таких вопросов: кому отдать предпочтение в воспитании будущей успешной самодостаточной личности - семье или школе. Однако на современном этапе развития нашей страны общественное и научное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом, подготовке их к самостоятельной постинтернатной жизнедеятельности [12].
Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей.
В работах В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых [32; 37; 38] анализируются проблемы подготовки к самостоятельной жизни детей сиротских учреждений, даются рекомендации.
Проблема социальной адаптации выпускников сиротских учреждений рассматривается в научных трудах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А. Н. Майорова, О.Е. Лебедева и т. д. [30; 39; 27].
Вопросам необходимости развития постинтернатного сопровождения, а также моделям постинтернатной адаптации, посвящены работы Е. Е. Чепурных, Г.В. Семьи, Г.Н. Травниковой, В.Г. Боровика [27; 40; 41; 49].
В последние годы над этой проблемой работают Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова [42]. В работах С. В. Ерофеевой [10] важным аспектом адаптации выпускника сиротского учреждения в обществе считается уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно социальная и бытовая адаптация.
Таким образом, проблема постинтернатной социальной интеграции детей, лишенных родительского попечения, является предметом обсуждения в современном научном мире. Однако следует отметить, что проблема подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений в педагогической науке и практике, на мой взгляд, недостаточно полно освещена. Недостаточно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений.
В современной педагогике наблюдается противоречие между объективно возрастающими требованиями общества по подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни [Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 п.57 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"] [36], с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, с другой стороны.
На основании выявленных противоречий и исследовательской установки на поиск новых путей и способов их разрешения, определена проблема
исследования: каковы педагогические условия подготовки детей к
самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений.
Цель исследования состоит в выявлении и опытно - экспериментальном обосновании педагогических условий эффективной подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений.
Объектом исследования является процесс подготовки к самостоятельной жизни детей сиротских учреждений.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования у детей сиротских учреждений готовности к самостоятельной жизни.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс подготовки детей сиротских учреждений к самостоятельной жизни будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создании среды, максимально приближенной к домашней (семейной);
- организации социально открытого образовательного пространства;
- использование различных форм и методов обучения для обеспечения детей - сирот социально значимым практическим опытом на основе внедрения и реализации программы «Шаг за шагом» по социально - бытовому ориентированию детей в условиях сиротского учреждения;
- определения общих требований к выпускникам сиротского учреждения по социально значимым компетентностям и критериев оценки сформированных умений и навыков.
В соответствии с целью исследования определены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть сущность такого явления, как «социальное сиротство» и провести анализ, основных форм государственного устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Выявить педагогические условия, способствующие подготовке детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений;
3. Разработать и реализовать авторскую программу, направленную на подготовку детей - сирот к самостоятельной жизни.
4. Проверить эффективность педагогических условий подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений.
Методологическая основа исследования определена теоретическими концепциями, которые разработаны в педагогической науки. Существенное значение для определения ведущих позиций данного исследования имели работы И.А.Залысиной, А.И.Захарова, Э.А.Минковой, Л.Я.Олиференко, А.М.Прихожан, Е.О.Смирновой, В.С.Мухиной, Е.А.Стреблевой, Н.Н.Толстых, Н.Г.Травниковой, Т.А.Шиловой, Т.И.Шульги [16; 31; 51; 37; 38; 51],
посвященные общим закономерностям психического и личностного развития детей, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях.
Исходные теоретические позиции автора:
Значимыми для данного исследования являются научные труды А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан, С.В. Ерофеевой [17; 37; 238] и др., посвященные вопросам подготовки детей к самостоятельной жизни.
Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, а также необходимой нормативно-правовой документации; педагогическое наблюдение (изучение и обобщение социально-бытовой некомпетентности выпускников детского дома); экспериментальная реализация авторской программы по подготовке воспитанников сиротских учреждений к самостоятельной жизни; тестирование по авторской методике (диагностирование уровня обученности по программе «Шаг за шагом»); статистическая обработка; анализ и обобщение полученных результатов.
База исследования. Эмпирическую основу данной работы составляют результаты исследования, проведенного на базе ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» с. Надежда Ставропольского края, а также детских домов Ставропольского края, где была предложена и частично реализована программа дополнительного образования «Шаг за шагом», реализующая педагогические условия подготовки детей сиротских учреждений к самостоятельной постинтернатной жизнедеятельности. В исследование принимали участие воспитанники сиротских учреждений 9-11 классов, в количестве 50 человек.
Организация и этапы исследования:
1 этап (2018г.). На первом этапе проводился анализ научной литературы, исследование состояния проблемы, определение ее актуальности, изучение передового опыта работы организаций сиротских учреждений в аспекте темы, постановка целей, задач, рабочей гипотезы, формирование понятийного аппарата.
2 этап (2018-2019гг.). На этом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных данных. Разрабатывалась и была реализована авторская программа, направленная на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений.
3 этап (2019-2020гг.). На данном этапе проводилась систематизация и анализ полученных данных в результате исследования. Проверка в экспериментальном режиме педагогических условий подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений, обрабатывались и оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов специалистами системы сиротских учреждений в работе с воспитанниками сиротских учреждений для их дальнейшей успешной постинтернатной жизнедеятельности.
Достоверность и обоснованность выводов исследования:
Разработанная автором программа и диагностический материал к ней, составленые в соответствии с возрастными особенностями детей сиротских учреждений, проверены в ходе эксперимента. Обоснованность выводов подтверждается результативностью деятельности педагога, всевозможными грамотами и дипломами детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Научные положения автора:
1. Педагогическими условиями эффективной подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений являются:
- создание среды, максимально приближенной к домашней (семейной). В традиционных семейных условиях сама семья оказывает ключевое влияние на жизненное самоопределение детей, поэтому в сиротских учреждениях такое влияние следует восполнить организацией семейных групп, в которых роль родителя выполняет воспитатель.
- организация социально открытого образовательного пространства. Условия сиротских учреждений приводят к искажению процесса социализации. Для формирования навыков взаимодействия с социумом необходимо сиротское учреждение сделать максимально социально открытым.
- использование различных форм и методов обучения для обеспечения детей - сирот социально значимым практическим опытом, необходимым для успешной постинтернатной жизнедеятельности;
- определение общих требований к выпускникам сиротского учреждения по социально значимым компетентностям и критерий оценки сформированных умений и навыков.
2. Авторская программа «Шаг зашагом» (реализующая
вышеперечисленные педагогические условия), предназначенная для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в условиях сиротского учреждения включает направления: «Сельскохозяйственная компетентность»,
«Домоводство», «Кулинария», «Социальные инфраструктуры», «Финансы», «Проектирование профессионального жизненного пути».
3. Система критериально - оценочной экспертизы подготовленности выпускников сиротского учреждения к самостоятельной жизни как фактора их успешной интеграции в общество, включающая в себя критерии оценки следующих социально значимых компетенций: бытовой подготовленности (компетентность в ведении домашнего хозяйства), трудовой подготовленности (компетентность в сфере сельскохозяйственного труда), финансовой подготовленности, подготовленности в обращении с социальными инфраструктурами (компетентность в сфере обращения с социально значимыми организациями и учреждениями), профессиональной подготовленности (компетентность в сфере профессиональных отношений).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети - сироты — это одна из самых обездоленных категорий населения нашей страны. Одной из наиболее привычных форм устройства детей - сирот является государственное образовательно-воспитательное учреждение - «Детский дом». Главным документом, регулирующим деятельность сиротских учреждений, является Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 п.57 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [36]. Согласно этому документу основными задачами детского дома являются создание для детей условий для воспитания, получения образования, подготовки к самостоятельной жизни, оказание помощи в выборе профессии.
В результате выполненной опытно - экспериментальной работы были получены следующие выводы и результаты:
1. Уточнена сущность понятия «социальное сиротство». Проведен анализ, основных форм государственного устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Выявлены педагогические причины, приводящие к постинтернатной дезадаптации выпускников сиротских учреждений на примере ГКУ «Детский дом (смешанный)№13» Ставропольского края. Педагогические условия в сложившейся практике детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни оказались недостаточно эффективны, поскольку не обеспечивали сформированность необходимого уровня социально - бытовых, кулинарных, финансовых, сельскохозяйственных умений и навыков для дальнейшей успешной постинтернатной автономной жизнедеятельности;
3. Уточнены и конкретизированы проблемы, затрудняющих успешную самостоятельную постинтернатную жизнедеятельности воспитанников детского дома.
4. Определены педагогические условия, способствующие повышению уровня подготовленности воспитанников детского дома к самостоятельной жизни;
5. Разработана и внедрена в педагогическую практику детских домов дополнительная образовательная программа «Шаг за шагом» по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
6. Выделены уровни и показатели готовности к самостоятельной жизни воспитанников детского дома, критерии оценки определения результативности освоения заявленной программы по социально - бытовому ориентированию.
7. Установлено, что созданные педагогические условия в результате внедрения и реализации заявленной программы обеспечивают повышение уровня сформированности у воспитанников детских домов социально - бытовых, финансовых, сельскохозяйственных умений и навыков, умений и навыков в сфере профессиональных отношений, способствуют получению опыта обращения с социальными инфраструктурами, что значительно облегчает процесс ппостинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждений в современных условиях.
8. Осуществлено распространение педагогического опыта по подготовке детей к самостоятельной жизни в условиях сиротского учреждения.
В результате реализаци заявленной программы по подготовке воспитанников сиротских учреждений к самостоятельной жизни согласно проведенным диагностикам заметно увеличилось количество выпускников, имеющих высокий и средней уровень подготовленности к самостоятельной жизни, снизилось количество выпускников, имеющих низкий уровень.
А это означает, что педагогические условия заявленной авторской программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в условиях детского дома показали себя эффективными. Они позволили выработать у воспитанников такие социально значимые умения и навыки, которые являются необходимыми для будущей самостоятельной личности в современных экономических условиях.
В ходе опытно - экспериментальной работы была подтверждена гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что процесс подготовки детей сиротских учреждений к самостоятельной жизни будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создании среды, максимально приближенной к домашней (семейной);
- организации социально открытого образовательного пространства;
- использование различных форм и методов обучения для обеспечения детей - сирот социально значимым практическим опытом на основе внедрения и реализации программы «Шаг за шагом» по социально - бытовому ориентированию детей в условиях сиротского учреждения;
- определения общих требований к выпускникам сиротского учреждения по социально значимым компетентностям и критериев оценки сформированных умений и навыков.
Таким образом, цель работы заключающаяся в выявление и опытно - экспериментальном обосновании педагогических условий эффективной подготовки детей к самостоятельной жизни в условиях сиротских учреждений - достигнута.
Данная работа не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. В перспективах работы предполагается дальнейшая реализация педагогических условий заявленной программы по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в государственных учреждениях данного вида для дальнейшей их успешной постинтернатной жизнедеятельности.



1. Абельбейсов В. А. Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. - 2011. - №1. - C. 53-58.
2. Алтынцева, Е.Н. Факторы формирования жизненного самоопределения старшеклассников учреждений для детей-сирот / Е.Н. Алтынцева// Социально-педагогическая работа. - 2011. - № 6. - С. 28-36.
3. Андрианова, Е.И. Подготовка и проведение педагогического
исследования: учебное пособие для вузов / Е.И. Андрианова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный
педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Министерство образования и науки РФ. - Ульяновск: УлГПУ, 2013. - 116 с.
4. Арамов И. А. Изучение ребенка в детском доме. // Детский дом. - 2015. - № 1. - С.33-37.
5. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей- сирот. Ярославль, 2014. - 112 с.
6. Белоус А. В. Проблемы социальной адаптации детей-сирот / А.В. Белоус // Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки социальных педагогов: сб. науч. статей. - Армавир: Ред.-изд. центр АГПУ, - 2009. - С. 14-21.
7. Бережнова Л.Н. Депривация в образовательном процессе. СПб., 2012. - 140 с.
8. Бондаренко Ю. Жизненная компетентность воспитанников учреждений интернатного типа. [Электронный ресурс].- URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Pfto/2009_2/files/ped_02_09_Bondarenko.
9. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с
10. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2014. - 150 с.
11. Горовая В.И. Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей сирот к самостоятельной жизни / Детский дом. - №32 (3,2009). - С.13-19
12. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // СОЦИС. - 2012. - № 10. - С. 62-70.
13. Дементьева И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания // СОЦИС. - 2008. - № 9. - С.72-78.
14. Дорожкина О. Трудная пора жизнеустройства // Социальная работа. - 2003. - № 1.- С.30-32.
15. Дроздова А.П. Влияние среды на воспитание личности.
[Электронный ресурс]. - URL: - Режим доступа: http: //www.book-chel.rulind.php
16. Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии: Научный журнал. - 1985. - № 4. - с. 31-37. [Электронный ресурс]. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=36018.
17. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник и практикум для СПО / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 219 с.
18. Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Науковедение. - 2014. - № 4 (23). [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf.
19. Исмаилова Р.И. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни
и их социально-трудовой адаптации // Педагогическое сообщество «Мое образование». [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--j1ahfl.xn--
p1ai/library/iz_opita_raboti_podgotovka_vospitannikov_k_samosto_001835.html
20. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.
21. Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - 120 с.
22. Копкова Д. К. Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 739-741.
23. Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика // ОБЖ. - 2010. - №11. - С. 57-58.
24. Крымчаков Л.Ю. Особенности социально -педагогической поддержки детей-сирот в их подготовке к самостоятельной жизни // Вестник Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля. Серия «Педагогика и психология». Педагогическая наука. - 2015. - № 2 (10). - С. 48-52.
25. Куган Б.А., Савиных В.Л. Социально психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. Курган, 2015. - 123 с.
26. Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2010. - 420 с.
27. Лебедева О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад. / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2012. - 208 с.
28. Лоза Т.В. Формы и методы подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в условиях их социального сопровождения // Луганский национальный университет имени Т. Шевченко Научные записки кафедры педагогики Выпуск XXXVII, - 2014. - С. 197-202.
29. Малаева Д.А. Социальное сиротство в современной России / Д.А. Малаева // Социальная профилактика и здоровье. - 2016. - № 1 - С.19-23.
30. Малукас, Н.В. Проводник в мире взрослых [Текст] / Малукас, Н.В. // Соц. работа. - 2008. - №3. - С. 10-11.
31. МинковаЭ.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «СИМС». - 1995. С.97.
32. Мухина В. С. Лишенные родительского попечительства:
Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. М.:
Просвещение, 1991. - 223 с.
33. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. - 2013. - №1. С. 321-323.
34. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. / Осадчая и др.; под ред. академика РАН В. И. Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2009. - 120 с.
35. Павлова Т.А. Жизненные перспективы выпускников детского дома. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedsovet.su/publ/161-1-0-3213
36. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 п.57 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - 2015.
37. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. - 158 с.
38. Прихожан А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства/ Прихожан А. М, Толстых Н. Н. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
39. Радина Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов /Н . К. Радина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2004. - 193 с.
40. Семья Г.В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Полиграф сервис. - 2001. - 160 с.
41. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И. Социально -психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 1999. - 140 с.
42. .Семья Г.В., Н.Ф. Плясов, Г.И. Плясова Психолого -педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.,2006.- 232 с.
43. Социализация и образование социальных сирот. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей: Доклад/ Лебедев О. Е., Майоров А. Н., Чепурных Е. Е., Золотухина В. И., Семья Г. В.; Под ред. Майорова А. Н.- М.: «Интеллект-центр». - 2002. - 208 с.
44. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б. В. Куприянов, Е. А Салина, Н. Т. Крылова, А. В. Миновская; ред А. В. Мудрик. - М.: Издат. центр «Академия», 2014. - 240 с.
45. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: научн.-метод. пособие для работников соц. приютов. / Г. М. Иващенко, Е. Б. Бреева, и т. д. М.: НИИ семьи, 2012. - 264 с.
46. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
47. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676. [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс
48. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - 2015.
49. Чепурных Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях// Народное образование. - 2001. - № 7. - С.45-56.
50. Шарапова Ф.А. Педагогические основы формирования положительной жизненной позиции у детей-сирот. Республика Таджикистан. - 2015. - С. 45-71.
51. Шульга Т. И., Олиференко А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы. - 2003. - 400 с.
52. Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот/ Алиева М. А, Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Трошихина Е. Г. и др.; Под ред. Трошихиной Е. Г. - СПб. - 2000. - 201 с.
53. Ярославцева, Н. В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей-сирот // Работник социальной службы. - 2003. - № 2. - С.25-28.
54. detdom26.ru сайт ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с. Надежда Ставропольского края.
55. https://old.altspu.ru/nir/scipub/mnko-mag/ сайт Международного научного журнала «Мир, Наука, Культура, Образование». Беспалова Н.Н. Профилактика вторичного сиротства на примере деятельности ГКУ «Детский дом (смешанный) №13 Ставропольского края. - 2019. - №3 (76). С. 220 - 221.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ