Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №72413

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Характеристика графомоторных навыков и их развитие в дошкольном
возрасте 7
1.2. Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты формирования графомоторных навыков у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение графомоторных навыков у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи и анализ результатов исследования 26
2.2. Направления, содержание и средства формирования графомоторных навыков
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

В настоящее время формированию графомоторных навыков уделяют внимание все специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста. Для дошкольников развитие графомоторных навыков имеет важное значение: во- первых, графомоторные навыки участвуют в графической деятельности детей - рисовании, обводках, лепке и т.д., во-вторых, графомоторные навыки являются основой дальнейшего формирования функционального базиса письма, как утверждают М, М. Безруких, С.Е. Большакова и т.д. У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения графомоторных навыков, что связано с особенностями когнитивной сферы, которые проявляются в слабой развитости мелкой моторики, недостаточности зрительно-пространственной ориентировки, плохой координации движений, неправильном положении руки во время графомоторной деятельности (Е.В. Диулина, М.М. Кольцова, Р.И. Лалаева и т.д.).
Техника овладения графомоторными навыками требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания, включает способ удержания ручки или карандаша во время рисования, силу нажима, точность и плавность движений.
В работах И.Т. Власенко, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, отмечается то, что сформированность графомоторных навыков зависит от зрелости их предпосылок, к которым относят пространственный, динамический и ритмический факторы. А зрелость проявляется в способности ребенка к последовательным выполнениям действий.
В работах В.В. Бабиной, О.С. Бот, А.В. Венгер, исследовалась сформированность оптико-пространственной ориентации, а также динамические и ритмические аспекты, показателями которых являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространственных представлений.
Такие отечественные ученые как Л.А. Венгер, Н.Н. Волоскова, Е.И. Игнатьева, О.А. Карабанова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская посвящали свои исследования проблемам формирования графомоторного навыка и исследовали влияние зрительного восприятия на способность рисования и письма.
Изучением графической деятельности занимались зарубежные психологи: Ж. Пиаже, М. Фростиг и др., отечественные: Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.С. Пантина, Е.Н. Потапова, И.С. Якиманская.
Т.С. Комарова создала классификацию навыков и умений, составляющих технику рисования, в которую входят: обобщенные способы изображения; формообразующие движения; сенсорные способности к графической деятельности. Разработала методы формирования графомоторных навыков.
М. Фростинг в своих исследованиях отмечала, что в дошкольном возрасте овладение графомоторными навыками представляет для детей особую сложность. Эти трудности она связывает с несформированностью у них отдельных свойств зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, оптико-пространственных отношений, фигуро-фоновых отношений.
По данным исследований Т. П. Буцыкиной и Г.М. Вартапетовой, около 33% дошкольников с общим недоразвитием речи - испытывают незначительные затруднения кинестетической и кинетической организации движений, 41% имеют выраженные нарушения графомоторных навыков, отмечают Т.А. Аристова, И.Н. Вихрова, О.И. Крупенчук, С.Н. Лысюк, Э.Г. Симерницкая.
В связи с выше сказанным выбранная нами тема «Логопедическая работа по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить организационно-содержательные аспекты логопедической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности графомоторных навыков и их предпосылок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-содержательные аспекты логопедической работы по формированию графомоторных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - для детей с общим недоразвитием речи характерна несформированность графомоторных функций, обусловленная особенностями их невербального развития. Логопедическая работа по формированию графомоторных навыков будет эффективной, если будет осуществляться целенаправленно, систематически с использованием дидактических игр и упражнений, отобранных с учетом изучаемых на логопедических занятиях лексических тем и предполагающих формирование как самих графомоторных навыков, так и их предпосылок.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) изучить состояние графомоторных навыков и их предпосылок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) разработать методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования явились
1) исследования в области взаимосвязи речи и тонкой моторики (О.С. Бот, М.М. Кольцова, Л.П. Савина);
2) исследования в области графомоторных навыков детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (М.М. Безруких, Я.И. Гостунская, С.Е. Гаврина, М.В. Квач, Р.И. Лалаева, Т.А. Ткаченко);
3) исследования в области формирования предпосылок графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (Т.С. Комарова, Н.С. Пантина, М. Фростинг и др.).
Методами исследования явились:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: анализ продуктов деятельности детей, тестирование;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15.
«Дружная семейка» г. Белгород.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Графомоторный навык - это положение или движение пишущей руки, позволяющее изображать письменные знаки и их соединения, рисовать, раскрашивать и т.д.
Наиболее благоприятным периодом для развития графомоторных навыков является старший дошкольный возраст. Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, внимания.
У детей с ОНР наблюдаются нарушения зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентировки. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно - временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Это обусловлено нарушением и недоразвитием у них предпосылок формирования графомоторных навыков.
Проведенное нами исследование позволило подтвердить эти факты и установить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения динамики и скорости движений. Это проявлялось в медленном темпе выполнения заданий при исследовании состояния ручной моторики. У некоторых дошкольников движения отличались общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью движений. У детей данной категории снижены динамические характеристики движений: переключаемость с одних положений рук на другие, выполнение заданий, не следуя инструкциям. Результаты выполнения заданий на сформированность предпосылок графомоторных навыков показали, что у 60% испытуемых выявлен средний уровень, они справлялись с заданиями самостоятельно, допуская минимальное количество ошибок, исправляя их самостоятельно. У 40 % испытуемых выявлен низкий уровень, при выполнении заданий эти дети испытывали значительные трудности при выполнении заданий, допускали большое количество ошибок, были невнимательны, отвлекались. Результаты выполнения заданий на сформированность собственно графомоторных навыков позволили выявить, что у 40% детей дошкольного возраста выявлен средний уровень сформированности графомоторных навыков, у 60% дошкольников - низкий уровень. Однако показатели низкого уровня, в соответствии с полученными данными, показывают, что данное состояние находится на границе со средним уровнем.
Уровень развития графомоторных навыков зависит от координации движений, оптико-пространственных ориентировок, чувства ритма, а также внимания и контроля за своей деятельностью. Для успешного развития графомоторных навыков требуется специальное обучение, которое следует проводить по таким направлениями как:
- развитие оптико-пространственной ориентации;
- развитие сомато- пространственной ориентации;
- развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги);
- развитие ориентации относительно своего тела, а также относительно другого предмета;
- развитие временно- пространственной ориентации;
- развитие динамической и ритмической организации движений.
В качестве средства формирования графомоторных навыков мы рассматриваем дидактические игры и упражнения, так как именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, а также они позволяют воздействовать на мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентировку, зрительно-моторную координацию, совершенствуют внимание, память, произвольную регуляцию за выполнением своих действий.
Нами был создан кейс дидактических игр и упражнений в соответствии с лексическими темами и выделенными направлениями работы по формированию графомоторных навыков. Предложенные там игры и упражнения реализуют поставленные цели по формированию предпосылок графомоторных навыков и собственно графомоторных навыков. Данный кейс может быть использован при проведении групповых (фронтальных) и индивидуальных занятий учителя- логопеда, а также использован воспитателями и рекомендован родителям с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях.



1. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1982. 287с.
2. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: изд. центр «Академия», 2003. -59 с.
3. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: методическое пособие к прописям [Текст] / М.М. Безруких.- М.: Просвещение, 2002.- 238с.
4. Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Епифанова. - М.: Новая школа, 2004.-81 с.
5. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова.- М.: Сфера, 2009.- 73с.
6. Визель, Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.Г. Визель.- М.:Астрель, 2005.- 217с.
7. Гаврина, С.Е. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.-СПб.: АСТ Харвест, 2008.- 24с.
8. Диулина, Е.В. Проявление мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями речи. [Текст] / Е.В. Диулина, Е. Е. Романова .- СПб.: Школа- ПРЕСС, 2007.- 85с.
9. Ефимова, С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст] / М. М. Безруких, С.П. Ефимова.- Тула.: Арктоус,
2000. -88с.
10. Запорожец, A.B. Развитие произвольных движений [Текст] /
A. B. Запорожец. - М.: АПН РСФСР, 1960. 430 с.
11. Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа [Текст] /
B. П. Зинченко. - М.: МГУ, 1969. - 105 с.
12. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно¬предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. [Текст] / О.Б. Иншакова.- М.: Владос, 2003.- 183с.
13. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. [Текст]/ М.М. Кольцова, М.С. Рузина.- СПб, 2006.- 224с.
14. Комарова, Т.С. Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. / Комарова Т.С.- М., 1965.- 17 с.
15. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ А.Н. Корнев.- СПб.: Мим, 1997.-286с.
16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 160 с.
17. Лалаева, Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии (логопедическая работа в коррекционных классах) [Текст]/ Р.И. Лалаева. - М.:Владос, 18998.- 185с.
18. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст]/ А.Р. Лурия. - М.: ACADEMIA, 2002. - 345 с.
19. Логопедия [Текст] учебное пособие для студ.дефектол.фак.пед.вузаов/ под.ред. Волковой Л.С. 5-е изд.- М.: перераб.идоп. Изд.: ВЛАДОС, 2009.- 703с.
20. Новотворцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду [Текст] / Н.В. Новотворцева.- Ярославль.: Академия развития, 2003.- 240с.
21. Новикова, Е.Ф. Как подготовить руку ребенка в письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. [Текст] / Е.В. Новикова.- М.: «Гном и Д», 2003.-40с.
22. Павлова, Т.А. Методы активного социально-психологоческого обучения [Текст] / Т.А. Павлова, Н.В. Матяш.-2е изд.,стер.- М.: изд. центр «Академия», 2010.- 96с.
23. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте [Текст] / Т.П. Сальникова.- М.: Воронеж, 2001.- 98с.
24. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: Учебное пособие/ И.Н. Садовникова. - М.: Владос,
2001. - 255 с.
25. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии [Текст]: Практическое руководство для учителей и логопедов. / А.Л. Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2001.- 128с.
26. Топоркова, И.Г. Подготовка руки к письму. Для детей 4-5 лет. [Текст] / И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.- М.: Росмэн, 2006.- 59с.
27. Триггер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст]: пособие для учителя. / Р.Д. Триггер.- Смоленск: ООО Изд-во «Асооциация XXI век», 2000.¬80с.
28. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009.—223 с.
29. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2005.- 65с.
30. Ванюшкин, В.В. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития [Электронный ресурс] / В.В. Ванюшкин // [сайт] /http://docviewer.yandex.ru. -Екатеринбург, 1999 - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/275429971/ru
31. Воскобович, В.В. Методика Воскобовича [Электронный ресурс] / В.В. Воскобович // [сайт] / http://mama.neolove.ru -Москва, 2016- Режим доступа: http: //mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_voskobovicha/metodika_vo skobovicha.html# 5
32. Глебова, А.О. Формирование графомоторных умений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.О. Глебова // [сайт] /http://nauka- pedagogika.com- Москва , 2009 - Режим доступа:
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie- graficheskih-umeniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
33. Елецкая, О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс] / О.В. Елецкая // [сайт] // http:// web.snauka.ru.- М., 2011- Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2505
34. Колдунова, К.П. Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / К.П. Колдунова // [сайт] // http:// moluch.ru.- М., 2016- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27799/
35. Купина, Н.В., Кондарева, Л.В., Золотухина, Л.И. Формирование
предпосылок графомотоных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов [Электронный ресурс]/ Н.В. Купина, Л.В. Кондарева, Л.И. Золотухина // [сайт]//http://moluch.ru.- М., 2016- Режим доступа:
https://moluch.ru/th/4/archive/48/1624/
36. Кислякова, О.М., Р.Л. Бабушкина . Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]/ Г.Р. Шашкина // [сайт]// http://www.dissercat.com.- М., 1995.- Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/logopedicheskaya-ritmika-dlya-detei-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi
37. Чиркина, Г.В., Русецкая М.Н. Визуальный тренажер. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет [Электронный ресурс]/ Г.В. Чиркина, М.Н. Русецкая http://logopedkniga.ru.- М., 2007.- Режим доступа:
http://logopedkniga.ru/products?chirkina-rusetskaya-vizualnyy-trenazher-albom-dlya-zanyatiy-s-detmi-&act=more&cat=53&id=786


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ