Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Работа №72383

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы107
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Семейно-демографическая политика: понятие, сущность,
основные направления
1.2. Информационное сопровождение семейно-демографической
политики: содержание и ресурсы
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНО-
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. Изучение проблем информационного сопровождения
семейно-демографической политики на муниципальном уровне
2.2. Информационная кампания «Разные дети - одинаковые мечты» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия мир переживает переход от «индустриального» общества к «обществу информационному». Формирование единого информационного пространства России и входящих в нее регионов, повышение эффективности использования информационных ресурсов, создание условий для качественного информационного обеспечения, решения стратегических и оперативных задач социального развития страны и отдельных регионов являются одним из основных направлений осуществления государственной социальной политики. Одной из основных задач органов власти является совершенствование использования информационных ресурсов в реализации семейно-демографической политики.
В современных условиях семейно-демографическая политика должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам «семейного аспекта». Семейно-демографическая политика в Российской Федерации выступает в качестве инструмента воздействия как на условия жизнедеятельности семьи, так и на ее функциональные характеристики и ценностные установки. Общество заинтересовано в здоровой, активно функционирующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие, создавая тем самым условия для развития общества в целом. В то же время, принимаемые в социальной практике меры не охватывают необходимого комплекса проблем и носят краткосрочный характер. В результате коренные интересы социального института семьи зачастую не учитываются. Семейно-демографическая политика не может ограничиваться лишь поддержкой экономической самостоятельности семьи. Настоятельным требованием времени становится учет всех сторон деятельности семьи. Необходим переход от политической декларативности к реальным мерам по осуществлению приоритетов и целей семейно-демографической политики, который возможен при учете специфики конкретной семьи.
Следует отметить, что осуществить такой переход возможно лишь в условиях, когда будет налажено взаимодействие всех субъектов, в чью компетенцию входит социально-правовая регуляция деятельности семьи, и вопрос разработки целевых программ семейно-демографической политики, таким образом, становится приоритетным, так как в обществе возрастает осознание необходимости глобальных и радикальных мер изменений в отношении этой политики, конкретизируется сфера ее компетенции, определяются оптимальные типы и модели семьи, формы семейного поведения. Таким образом, для формирования научно-обоснованной семейно-демографической политики особую актуальность приобретает ее информационное сопровождение.
Степень разработанности темы исследования. С XX века взгляд на информацию распространился как на общественный ресурс, аналогичный материальным и трудовым ресурсам. Понимание сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерности формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов впервые раскрыты Г.Р. Громовой. В 70-х годах A. Осттингер, С.В. Симонович, Ф. Хендлером начала разрабатываться программа по формированию политики в области информационных ресурсов. Г.И. Кирилова, B. А. Остейковский в своих работах раскрывают классификацию информационных ресурсов по характеру использования, степени обобщения, по категориям доступа, способам организации и использования. Способы сбора и создания информационного сопровождения системы социальной защиты описаны в работах В.М. Литвиненова, В.А. Митькиной, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.
В зарубежной теоретической мысли проблемы информатизации социальной сферы впервые начали рассматриваться основоположниками теорий постиндустриального и информационного общества Д. Беллом, Н. Винером, М. Кастельсом и Э. Тоффлером в США; М. Понятовским, А. Туреном во Франции; Н. Луманом и Ю. Хабермасом в Германии; И. Масудой в Японии начиная с 60-х гг. XX в.
Концептуальная основа накопления знаний о процессе информатизации в России была заложена в трудах отечественных ученых Р.Ф. Авдеева, А.П. Ершова, И.С. Мелюхина, А.И. Ракитова, А.Д. Урсула и др. в конце 1980х - начале 1990-х гг. Как отмечает И.С. Мелюхин, именно в период конца 80-х, начала 90-х гг. появилась большая часть научных исследований в области информатизации социальной сферы.
Теоретические основы и общие методологические вопросы формирования демографической политики и управления демографическими процессами представлены в трудах А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Я. Боярского, Д.И. Валентея, A. Г. Вишневского, А.Г. Волкова, А.Я. Кваши, Г.П. Киселевой, В.И. Козлова, B. П. Пискунова, Л.Л. Рыбакрвского, В.С. Стешенко, Б.Ц. Урланиса и др.
Социально-экономические аспекты государственной семейной политики и вопросы социальной защиты семьи рассматриваются в работах С.В. Дармодехина,
5 Н.Ф. Дивицыной, В.В. Елизарова, Н.В. Зверевой, А.М. Илышева, В.А. Ионцева, Г.И. Климантовой, Е.В. Кузнецовой, И.В. Лаврентьевой, Г.И. Осадчей, Л.И. Савинова, Л.В. Топчего, Е.Н. Феоктистовой, Е.И. Холостовой и др.
Среди трудов зарубежных авторов, исследовавших вопросы семейной и демографической политики, следует отметить работы Г.С. Беккера, Б. Берельсона, Э. Валковича, Д. Ван де Каа, К. Вандескрика, Дж. Говарда, П. Калатбари, А. Карлсона, Дж. Колодуэлла, Р. Лестага, Ли Вэя, П. Макдональда, И. Маринеску, К. Милтеньи, 3. Павлика, Ж.Б. Пиша, Р. Пресса, А. И. Романюка, Э. Россета, Н. Смелзера, А. Сови и других.
Существенный вклад в разработку принципов демографической политики внесли отечественные ученые. В частности, Е.Г. Слуцкий и И.И. Сигов обосновали природно-географические и геополитические факторы формирования демографической политики; С.С. Бразевич, Л.Т. Волчкова, И.И. Елисеева, Н.А. Кармаев, М.А. Клупт, О.П.Литовка, К.М. Оганян, А.И. Шишкин и др. определили биологические, медико-организационные, социально-средовые факторы формирования демографической политики; И.И. Дискин, В.В. Петухов, В.Н. Томалинцев, Ф.Э. Шереги определили значение фактора девиантного поведения в реализации демографической политики государства; Н.Е. Колесников, С.В. Кузнецов, В.К. Потемкин, Е.В. Тишин определили влияние степени развитости социальной инфраструктуры регионов на процессы воспроизводства населения.
В научной литературе выделяются следующие направления в исследовании социально-демографических процессов: разработка теории народонаселения (А.Я. Боярский, Д.И. Валентей, Н.В. Зверева, С.П. Капица, Г.М. Коростелев, В.М. Медков, Д.К. Шелестов); операционализация понятия «качество населения» в контексте демографического развития (П.Л. Капица, В.П. Корчагин, Я.И. Рубин, А.А. Саграсов); анализ специфики и тенденций воспроизводства населения (В.Н. Архангельский, Г.А. Бондарская, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский, Р.Т. Насибуллин, А.Б. Синельников); семейно-брачные отношения, репродуктивное поведение семьи, семейная политика (А.И. Антонов, Э.К. Васильева, А.Г. Волков, Ю.А. Гаспарян, С.И. Голод, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехин, В.В. Елизаров, С.В. Захаров, Л.В. Карцева, Г.И. Климантова, М.С. Мацковский, Н.М. Римашевская, А.Г. Харчев, Н.А. Шнейдерман); социально-демографические проблемы города и села (Ю.В. Арутюнян, СД. Климова, Б.В. Прохоров, Ф.С Файзуллин); медицинская демография (К.И. Журавлева, Ю.П. Лисицин, А.В. Сахно).
Разработке проблем реализации государственной семейной политики в современных условиях, определению ее места и роли в социальной деятельности государства посвящены работы Г.И. Авциновой, Г.И. Кареловой, Г.И. Клемантовой, Л.Т. Шинелевой и др.
Вопросы реализации семейной политики на региональном уровне исследовали такие ученые, как В.Н. Архангельский, Н.В. Васильева, Е.С. Баразгова, О.В. Козловская, М.В. Гордеева, В.В. Терехина, Л.В. Гришина, А.В. Артюхов и др.
Объектом исследования является информационное сопровождение семейно-демографической политики.
Предмет исследования - специфика информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне.
Цель исследования - раскрыть специфику информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне и предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Задачи:
• раскрыть теоретические основания информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне;
• описать специфику информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне;
• провести диагностику проблем информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне на примере муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области;
• предложить рекомендации по совершенствованию информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория системного подхода (В.Н. Андреев, В.В. Краевский и др.); теория открытых и активных развивающихся систем (А.А. Армонд, В. Глушков и др.); теория влияния социальной среды на формирование личности (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.Г. Харчев и др.); теория социальных систем (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер); теория ситуационного подхода (П. Друкер, Ф. Каст и др.). Автором использованы теории и концепции, связанные с проблемой организации внутриорганизационного и межорганизационного информационного взаимодействия (Н.С. Данакин, B.C. Дудченко, А.И. Пригожин, А.В. Стрыгин, В.В. Щербина и др.).
Исследование опирается на теорию информационного общества как методологическую основу анализа процесса информатизации социальной сферы, первую очередь - на идеи и положения о природе социальных изменений, происходящих с субъектами в условиях формирования нового типа общества (Р.Ф. Абдеев, В.А. Аникин, Д. Белл, И.В. Бестужев, Э. Буткявичене, С.В. Горюнова, Т.Е. Демидова, В.А. Копылов, Н.В. Корытникова, Ю.Л. Лежнина, И.С. Мелюхин, А.И. Ракитов, Л. Ринкявичус, А.Н. Тесленко, Н.Е. Тихонова, Э. Тоффлер, А.Д. Урсул и др.). Методологической базой исследования послужила также социальная информатика, позволяющая выделять и рассматривать основные тенденции и социальные проблемы, возникающие в обществе под влиянием процесса информатизации (К.К. Колин, И.В. Соколова и др.)
При работе над дипломной работой использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос (интервьюирование), массовый опрос (анкетирование), математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального, системного анализа и метод моделирования. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации, а также указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативно-правовые документы в отношении Белгородской области; статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, статистическая и отчетная информация УСЗН администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Изучение проблем информационного сопровождения семейно-демографической политики на муниципальном уровне» (ноябрь 2015 - апрель 2016г.) - опрос (интервьюирование) специалистов на базе УСЗН администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области. (n=12), опрос (анкетирование) семей, проживающих в муниципальном районе «Алексеевский район и город Алексеевка» (n=80).
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем: раскрыта сущность информационного сопровождения семейно-демографической политики; изучены информационные технологии при реализации семейно-демографической политики; дана характеристика мнения специалистов социальных служб и семей по проблеме. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по применению информационных ресурсов при реализации семейно-демографической политики. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.
Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования информационного сопровождения семейно-демографической политики на территории муниципального образования.
Апробация работы. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе исследования дается характеристика основных понятий по теме исследования, рассматривается сущность семейно-демографической политики, анализируется программно-целевой метод как механизм реализации семейно-демографической политики. Автором делается вывод о том, что взаимодействие между государством и семьей, позиция государства в отношении вмешательства или невмешательства в приватную жизнь граждан являются важными факторами при рассмотрении различных моделей семейной политики, поскольку показывают, как распределяется ответственность за благополучие семьи между основными акторами (семьей и государством).
Политическая значимость государственной семейной политики заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи.
В исследовании делается вывод о том, что, несмотря на некоторую схожесть семейной и демографической политики, вследствие которой нередко происходит их смешение, между ними имеется принципиальное отличие: семейная политика в отличие от демографической не нацелена на изменение показателей демографического воспроизводства и достижение конкретных демографических результатов. В исследовании используется следующее понятие: семейно-демографическая политика - это специальный комплекс целей, средств и механизмов их реализации, посредством которых государство и другие социальные институты осуществляют научно-обоснованное воздействие на общество либо его отдельные группы, направленный на укрепление института семьи, создание необходимых условий для выполнения им своих функций, повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни и, в конечном счете, на обеспечение воспроизводства населения.
В рамках реализации региональной семейно-демографической политики определены основные направления: оказание своевременной комплексной социальной поддержки семьи на ранних этапах проявления семейного неблагополучия; раннее выявление и оказание своевременной эффективной помощи женщинам; формирование
79 системы предупреждения нарушений прав несовершеннолетних и жестокого обращения с ними; содействие в преодолении изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, оказание комплексной социальной поддержки; организация системы активной поддержки родителей в воспитании и развитии детей, укрепление их родительской роли, совершенствование просветительской и образовательной работы с родителями.
В работе анализируются результаты опроса семей, воспитывающих несовершеннолетних детей и интервьюирования работников социальных служб с целью изучения общественного мнения по вопросам эффективности реализации социальных программ в области семейно-демографической политики. В результате опроса выявлены факторы, отражающие негативные изменения, происходящие в общественном сознании: падение общего интереса к институту брака, увеличение рентной установки на семью, увеличение количества неформальных браков, либерализация отношений к консенсуальным союзам. Мы считаем, что перечисленные негативные изменения общественного сознания по отношению к институту семьи и брака являются одним из следствий незрелости и, зачастую, спонтанности семейно-демографической политики, разбалансированности принимаемых целевых программ
Автором делается вывод о том, что семейно-демографическая политика на муниципальном уровне должна носить не компенсаторный, а опережающий, предваряющий характер: должна быть ориентирована не на исправление ошибок семейной и общественной практики, а на создание и поддержку благополучной, трудоспособной, самостоятельно функционирующей семьи. В районе должна быть налажена и отрегулирована постоянная «обратная связь» с населением, которая может осуществляться в форме изучения общественного мнения об эффективности социальных программ в области семейно-демографической.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ