Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ, - дипломная работа
Помощь студентам в учебе
СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 8
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
19
РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Актуальность темы дипломного исследования может быть охарактеризована следующими обстоятельствами. Во-первых, реформирование
экономических и политических составляющих российской действительности,
тенденции глобализации, характеризующие общемировой процесс, являются
своего рода вызовом и для системы образования. Развитие российского общества требует от системы образования, в первую очередь от высшей школы,
подготовки не просто профессионалов своего дела и специалистов по той или
иной профессии, но и морально и нравственно развитых, обладающих широкой эрудицией, способностью и стремлением к самообразованию людей.
Именно поэтому в современном вузе у студентов должны формироваться не
только профессиональные, но и общекультурные компетенции. Для этого
необходимо обеспечить приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, помочь осознать им историческое прошлое страны и ее
современных реалий. Кроме того, система образования призвана сформировать у студентов вне зависимости от профиля обучения навыки эффективного социального взаимодействия, личностного самосовершенствования, развивать их коммуникативные способности.
Во-вторых, на сегодняшний день нет однозначного ответа на вопросы о
методах оценки компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3), нет единства взглядов относительно
разработки педагогических инструктивных материалов для оценки компетенций, нет методики, описывающей технологию мониторинга процесса
формирования и определения уровня сформированности компетенции.
В-третьих, компетентностный подход в образовании предполагает изменение, в первую очередь, системы оценивания учебных достижений учащихся, поэтому от организации процесса оценивания и объективности выставленных отметок в целом зависит отношение обучающихся к учебной деятельности, их познавательная мотивация.
Все вышесказанное обуславливает актуальность разработки универсальной методики определения уровня сформированности общекультурных
компетенций.
Степень разработанности темы дипломной работы. Исследованию
проблем сформированности общекультурных компетенций у студентов вуза
в последнее время стало уделяться особое внимание, которое получило свое
развитие в следующих направлениях.
Детерминированность личностного становления молодого человека
воздействием окружающей среды теоретически обоснована в трудах Л.П.
Буевой, В.А. Караковского, В.Г. Крючкова, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.Д. Семенова и др.
Общие закономерности процесса формирования профессионально-личностного саморазвития определены в трудах В.И. Андреева, Н.Р. Битяновой, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеева2 и др.
Заканчивая рассмотрение проведенного исследования, следует отметить полученные при этом результаты.
Во-первых, в работе были рассмотрены существующие и введены некоторые новые понятия, образующие категориальный аппарат технологии
оценки сформированности компетенций студентов вузов.
Во-вторых, для более точного исследования общекультурные компетенции Института управления НИУ БелГУ были отсортированы в семантически близкие группы.
В-третьих, была разработана программа социологического исследования, предполагающая проведение анкетного опроса студентов и экспертов
для оценки уровня сформированности каждой общекультурной компетенций
отдельно и общего состояния сформированности из всей выборочной совокупности, а также для оценки в их возрастном (для I иIV курсов) и гендерном
(для юношей и девушек) разрезах.
В-четвертых, анализ результатов проведенных исследований показал,
что:
а) частные общекультурные компетенции сформированы в полном объеме у 51,9%, студентов-управленцев, частично – у 36,4%;
б) возрастной анализ уровня сформированности ОК обозначил наличие
различий: наблюдается высокий уровень сформированности ОК у студентов
IV курса, объясняемый большим сроком обучения в вузе;
в) гендерный анализ показал наличие некоторых отличий, вызванных
психологическими и социальными стереотипами юношей и девушек;
г) ответы экспертов косвенно подтвердили приведенные выше выводы.
Характерно, что большинство экспертов указало на важность усваивания общекультурных компетенций, на необходимость осознанности студентами того, что в процессе обучения происходит формирование общекультурных компетенций.45
По итогам проведенного анализа результатов исследования с учетом
мнения экспертов были сформулированы общие рекомендации по улучшению работы со студентами в плане повышения их уровня сформированности
общекультурных компетенций.
Данная работа лишь обозначила проблему оценки уровня сформированности общекультурных компетенций у студентов, наметила основные
направления ее исследования и получила предварительные результаты. Исследования в этом направлении следует продолжать, привлекая не только социологические, но и психологические, и педагогические методы.