ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 8
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
19
РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Актуальность темы дипломного исследования может быть охарактеризована следующими обстоятельствами. Во-первых, реформирование
экономических и политических составляющих российской действительности,
тенденции глобализации, характеризующие общемировой процесс, являются
своего рода вызовом и для системы образования. Развитие российского общества требует от системы образования, в первую очередь от высшей школы,
подготовки не просто профессионалов своего дела и специалистов по той или
иной профессии, но и морально и нравственно развитых, обладающих широкой эрудицией, способностью и стремлением к самообразованию людей.
Именно поэтому в современном вузе у студентов должны формироваться не
только профессиональные, но и общекультурные компетенции. Для этого
необходимо обеспечить приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, помочь осознать им историческое прошлое страны и ее
современных реалий. Кроме того, система образования призвана сформировать у студентов вне зависимости от профиля обучения навыки эффективного социального взаимодействия, личностного самосовершенствования, развивать их коммуникативные способности.
Во-вторых, на сегодняшний день нет однозначного ответа на вопросы о
методах оценки компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3), нет единства взглядов относительно
разработки педагогических инструктивных материалов для оценки компетенций, нет методики, описывающей технологию мониторинга процесса
формирования и определения уровня сформированности компетенции.
В-третьих, компетентностный подход в образовании предполагает изменение, в первую очередь, системы оценивания учебных достижений учащихся, поэтому от организации процесса оценивания и объективности выставленных отметок в целом зависит отношение обучающихся к учебной деятельности, их познавательная мотивация.
Все вышесказанное обуславливает актуальность разработки универсальной методики определения уровня сформированности общекультурных
компетенций.
Степень разработанности темы дипломной работы. Исследованию
проблем сформированности общекультурных компетенций у студентов вуза
в последнее время стало уделяться особое внимание, которое получило свое
развитие в следующих направлениях.
Детерминированность личностного становления молодого человека
воздействием окружающей среды теоретически обоснована в трудах Л.П.
Буевой, В.А. Караковского, В.Г. Крючкова, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.Д. Семенова и др.
Общие закономерности процесса формирования профессионально-личностного саморазвития определены в трудах В.И. Андреева, Н.Р. Битяновой, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеева2 и др.
Заканчивая рассмотрение проведенного исследования, следует отметить полученные при этом результаты.
Во-первых, в работе были рассмотрены существующие и введены некоторые новые понятия, образующие категориальный аппарат технологии
оценки сформированности компетенций студентов вузов.
Во-вторых, для более точного исследования общекультурные компетенции Института управления НИУ БелГУ были отсортированы в семантически близкие группы.
В-третьих, была разработана программа социологического исследования, предполагающая проведение анкетного опроса студентов и экспертов
для оценки уровня сформированности каждой общекультурной компетенций
отдельно и общего состояния сформированности из всей выборочной совокупности, а также для оценки в их возрастном (для I иIV курсов) и гендерном
(для юношей и девушек) разрезах.
В-четвертых, анализ результатов проведенных исследований показал,
что:
а) частные общекультурные компетенции сформированы в полном объеме у 51,9%, студентов-управленцев, частично – у 36,4%;
б) возрастной анализ уровня сформированности ОК обозначил наличие
различий: наблюдается высокий уровень сформированности ОК у студентов
IV курса, объясняемый большим сроком обучения в вузе;
в) гендерный анализ показал наличие некоторых отличий, вызванных
психологическими и социальными стереотипами юношей и девушек;
г) ответы экспертов косвенно подтвердили приведенные выше выводы.
Характерно, что большинство экспертов указало на важность усваивания общекультурных компетенций, на необходимость осознанности студентами того, что в процессе обучения происходит формирование общекультурных компетенций.45
По итогам проведенного анализа результатов исследования с учетом
мнения экспертов были сформулированы общие рекомендации по улучшению работы со студентами в плане повышения их уровня сформированности
общекультурных компетенций.
Данная работа лишь обозначила проблему оценки уровня сформированности общекультурных компетенций у студентов, наметила основные
направления ее исследования и получила предварительные результаты. Исследования в этом направлении следует продолжать, привлекая не только социологические, но и психологические, и педагогические методы.
1. Абрамова Е.Г. Показатели востребованности выпускников на рынке труда [Текст] / Е.Г. Абрамова // Высшее образование в России. - 2010. - №11. - С. 88-93.
2. Адлер, А.Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М. : Академический проект, 1995. - 240 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Проблемы формирования личности [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М. : Наука, 2001. - 170 с.
4. Андреев, В.И. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / В.И. Андреев. - М. : Педагогика, 2004. - 211 с.
5. Анисимов, П.Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую си-стему высшего профессионального образования [Текст] / П.Ф. Анисимов // Высшее образование в России. - 2010. - № 3. - С. 3-7.
6. Бавина, П.А. Структурирование содержания уровневых образова¬тельных программ [Текст] / П.А. Бавина // Высшее образование в России. - 2012. - № 2. - С. 73-78.
7. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников ву-зов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст] / В.И. Байденко. - М. : Просвещение, 2006. - 170 с.
8. Белухина, Д.А. Что привлекает студентов в учебном процессе [Текст] / Д.А. Белухина. - М. : Наука, 2001. - 237 с.
9. Битянова, Н.Р. Социальная психология [Текст] / Н.Р. Битянова. - М. : Педагогика, 2001. - 121 с.
10. Бодалев, А.А. Мотивы профессионального самоопределения студентов-психологов [Текст] / А.А. Бодалев. - М. : Наука, 2003. - 211 с.
11. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого¬
педагогических исследований [Текст] / Н.М. Борытко. - М. : Вопросы психологии, 2006. - 241 с.
12. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - М. : Просвещение, 2003. - 132 с.
13. Бронзино, Л.Ю. Компетентностный подход в образовании: про¬блема формирования общекультурных компетенций студентов в контек¬сте социокультурной среды вуза [Текст] / Л.Ю. Бронзино // Современные исследования социальных проблем. - 2012. № 6. - С. 10-14.
14. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М. : Педагогика-Пресс, 2003. - 212 с.
15. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к мо-дернизации образования [Текст] / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. № 5. - С. 115-120.
16. Гречухина, Т.И. Формирование общекультурных компетенций у студентов университета: взаимосвязь процессов обучения и воспитания [Текст] / Т.И. Гречухина // Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. № 1. - С. 101-108.
17. Гринкруг, Л.С. Проблемы обновления образовательной системы вуза [Текст] / Л.С. Гринкруг // Высшее образование в России. - 2011. № 7. - С. 20-26.
18. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования [Текст] / Э.Н. Гусинский. - М. : Наука, 2000. - 152 с.
19. Делор, Ж. Образование - сокрытое сокровище. Предисловие к докладу международной комиссии по образованию для XXI века, пред-ставленному ЮНЕСКО [Текст] / Ж. Делор // Университетская книга. - 1997. № 4. - С. 123-129.
20. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.html - Си-стем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
21. Караковский, В.А. Основы социально-культурной деятельности [Текст] / В.А. Караковский. - М. : Наука, 2005. - 142 с.
22. Ким, И.Н. Формирование базовых составляющих профессио-нальной компетентности преподавателя в рамках ФГОС [Текст] / И.Н. Ким // Высшее образование в России. - 2012. №1. - С. 30-32.
23. Кларин, М.В. Развитие «педагогической технологии» и пробле-мы теории обучения [Текст] / М.В. Кларин. - М. : 1997. - 213 с.
24. Коджаспиров, Г.Н. Студент сегодня специалист завтра [Текст] / Г.Н. Коджаспиров. - М. : Просвещение, 2001. - 134 с.
25. Колесникова, И.А. На пути к преодолению всеобщей хаотиза- ции образования [Текст] / И.А. Колесникова. - М. : Наука, 2008. - 212 с.
26. Корнилова, М.В. Формирование межкультурной компетентно-сти: опыт тренинга [Текст] / М.В. Корнилова // Высшее образование в России. - 2012. № 3. С. 151-155.
27. Крылова, Н.Б. Культурология образования
[Текст] / Н.Б. Крылова. - М. : Педагогика, 2000. - 112 с.
28. Кузнецов, В.С. О компетенциях, квалификации и компетентно-сти [Текст] / В.С. Кузнецов, В.А. Кузнецова, В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. С. 34-48.
29. Кузьмина, Н.В. Компетентность в общении [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М. : Наука, 2002. - 213 с.
30. Крючков, В.Г. Психология личности [Текст] / В.Г. Крючков. - М. : Наука, 2004. - 254 с.
31. Ландшеер, В. Концепция «минимальной» компетенции [Текст] / В. Ландшеер // Перспективы: Вопросы образования. - 1998. - № 1. С. 35¬
42.
32. Леви, В. Психология отношений [Текст] / В. Леви. - М. : Наука, 2000. - 141 с.
33. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза [Текст] / Е.В. Леонова // Высшее образова-ние в России. - 2010. - № 2. С. 124-131.
34. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Наука, 2000. - 134 с.
35. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы пси-хологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Логос, 1984. - 203 с.
36. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - 102 с.
37. Маркаров, Д.Э. Высшее образование и бизнес - направления взаимодействия [Текст] / Д.Э. Маркаров, Е.В. Злобин // Высшее образова¬ние в России . - 2011. - № 11. - С. 137-142.
38. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной ком¬петентности учителя [Текст] / А.К. Маркова // Советская педагогика. - 1990. - № 8. - С. 234-250.
39. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М. : Наука, 2007. - 231 с.
40. Новикова, Л.И. Организация воспитательного процесса [Текст] / Л.И. Новикова. - М. : Наука, 2000. - 111 с.
41. Пак, Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения [Текст] / Пак Д.Ю., Пак Ю.Н. // Высшее образование в России. - 2012. - № 2. - С. 67-80.
42. Пиявский, С.А. Реализация компетентностной парадигмы в вузе [Текст] / С.А. Пиявский // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 3-12.
43. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дея¬тельности по образовательным программам высшего образования [Элек¬тронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/12/obr-
dok.html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
44. Прутченков, А.С. Школа жизни. Методические разработки со-циально-психологических тренингов [Текст] / А.С. Прутченков. - М. : Ло-гос, 2000. - 121 с.
45. Сахарова, Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н.С. Сахарова // Вест¬ник СГУ. - 1999. № 3. - С. 124-131.
46. Селиванова, Н.Л. Методологические основы образования про-цесса [Текст] / Н.Л. Селиванова. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - 103 с.
47. Семенов, В.Д. Современные образовательные технологии [Текст] / В.Д. Семенов. - М. : Наука, 2002. - 231 с.
48. Сенашенко, В.С. О проблемах и трудностях становления бака-лавриата в структуре высшего профессионального образования России [Текст] / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2011. - № 12. - С. 36-48.
49. Сергеев, Н.К. Методология педагогики [Текст] / Н.К. Сергеев. - М. : Наука, 2006. - 241 с.
50. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика про¬ектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 172 с.
51. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концеп¬ции развивающего образования [Текст] / В.И. Слободчиков. - М. : Педа¬гогика, 2000. - 216 с.
52. Слободчиков, В.И. Управление образовательным процессом в
педагогическом университет: теория и практика [Текст] /
В.И. Слободчиков. - М. : Педагогика, 2002. - 112 с.
53. Сухомлинский, В.А. Педагогика и психология высшего образо-вания: от деятельности к личности [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М. : Наука, 2001. - 132 с.
54. Татур, Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компе- тентностный подход [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 59-68.
55. Ташкинов, А.А. Инновационная структура университета [Текст] / А.А. Ташкинов // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 76-81.
56. Хуторской, А.В. Образовательные компетенции в дидактике и методике личностно-ориентированного обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Известия МСАО. - 2003. - № 2. С. 54-67.
57. Факторович, А.А. Принципы управления качеством образования в условиях реализации ФГОС [Текст] / А.А. Факторович // Высшее обра¬зование в России. - 2010. - № 12. - С. 40-48.
58. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Режим доступа: : // минобрнауки.рф/documents.ht ml- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификации: академический бакалавр, прикладной
бакалавр) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.edu.ru/db/cgi-bin. html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
60. Фомин, В.Н. Структура и роль социокультурной среды вуза при формировании общекультурных компетенций бакалавров [Текст] / В.Н. Фомин, И.А. Гладкова // Наукоемкие технологии и инновации: сб. докл. Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. Ч. 8. С. 283-293.
61. Фомин, В.Н. К вопросу о классификации общекультурных ком-петентностей по направлениям подготовки бакалавров, осуществляемой БГТУ им. В.Г. Шухова [Текст] / В.Н. Фомин // Наукоемкие технологии и инновации: сб. докл. Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., посвя-щенной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. Ч. 8. С. 260-266.
62. Шестак, Н.В. Профессиональное образование и компетентност- ный подход [Текст] / Н.В. Шестак // Высшее образование в России. - 2010. - № 3. - С. 45-52.
63. Шляпина, В.Г. Формирование научно-исследовательской ком-петенции в условиях бакалавриата [Текст] / В.Г. Шляпина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 12. - С. 231-236.
64. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щур- кова. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 213 с.
65. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного об-разования [Текст] / И.С. Якиманская. - М. : Наука, 2000. - 142 с.
66. Ярулина, Л.П. Формирование базовых управленческих компе-тенций студентов высшей школы [Текст] / Л.П. Ярулина // Современная высшая школа. - 2010. - № 4. - С. 11-18.