Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ ПРОЕКТА

Работа №72374

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
271
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ ПРОЕКТА 7
1.1 Институциональные предпосылки управления стейкхолдерами.... 7
1.2 Современный подход к работе со стейкхолдерами в организации.. 12
1.3 Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами на
основе государственно-частного партнёрства 35
ГЛАВА 2 ОБЗОР СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 42
2.1 Особенности методологии управления заинтересованными
сторонами в стандартах PMBoK, PRINCE2, ГОСТ Р ИСО 21500— 2014 42
2.2 Анализ взаимодействия стейкхолдеров на основе государственно-частного партнёрства в Белгородской области 57
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ ПРОЕКТА 63
3.1 Разработка структуры и содержания принципов и методов
управления заинтересованными сторонами проекта 63
3.2 Практическая реализация и анализ эффективности разработанной
методологии управления заинтересованными сторонами проекта.. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние два десятилетия представителей научного сообщества все больше интересуют актуальные проблемы управления заинтересованными сторонами, а также влияние стейкхолдер-менеджмента на устойчивое развитие компании.
Тенденция повсеместного внедрения проектного управления в систему управления как в государственном секторе, так и в частном, обусловила необходимость управления функциональными областями знаний и процессами проектного менеджмента. Так, распространение практик управления проектами включает проблему управления заинтересованными сторонами в проектном менеджменте. Механизмы управления заинтересованными сторонами, взятые из стратегического менеджмента, не могут быть транслированы на менеджмент проекта, так как проектное управление носит тактический характер, требует быстрых, активных действий и столь же оперативного управления заинтересованными сторонами.
Заинтересованная сторона - любая группа или индивид, способная влиять или влияющая на достижение цели организации, на способность предприятия приносить доход, а также все бенефициары и источники риска. Под заинтересованными сторонами понимаются как субъекты хозяйственной деятельности, состоящие в прямых экономических отношениях с организацией, так и все общество в целом и каждый его член в отдельности.
Управление стейкхолдерами проекта включает в себя постоянную коммуникацию с ними для лучшего понимания их потребностей и ожиданий, решения проблем по мере их возникновения, гармонизацию интересов и, при необходимости, разрешения конфликта интересов, содействие надлежащему привлечению стейкхолдеров к принятию проектных решений и другим видам деятельности в проекте. В новой версии PMBOK® подчёркивается, что удовлетворённость стейкхолдеров результатами проекта относится к ключевым целям проекта.
Фирмы быстрее добиваются успеха, когда они соотносят свои внутренние ресурсы и возможности с потребностями внешнего окружения (заинтересованных сторон). При этом влияние заинтересованных сторон на исход и успех проекта существенно выше, чем в корпоративном управлении, так как проекты конечны, хозяйственная деятельность в них более интенсивна. При этом, однако, методология их анализа находится в начале разработки.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью методологии управления заинтересованными сторонами проекта.
Проблема исследования заключается в недостаточном методологическом обеспечении процессов управления заинтересованными сторонами в проекте и ограниченном спектре используемого для указанной цели прикладного инструментария.
Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, лежащие в основе взаимодействия заинтересованных сторон в процессе жизненного цикла проекта.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления проектной деятельности между организацией, заинтересованными лицами и государством.
Целью исследования является дополнение методологии управления заинтересованными сторонами проекта.
Задачи исследования:
- обобщить теоретические предпосылки возникновения предметной области управления заинтересованными сторонами проекта;
- обобщить современный подход к работе со стейкхолдерами в организации;
- определить механизм взаимодействия государства и бизнеса в рамках принципа государственно-частного партнёрства;
- выявить особенности методологии управления заинтересованными сторонами в стандартах PMBoK, PRINCE2, ГОСТ Р ИСО 21500—2014;
- проанализировать взаимодействие стейкхолдеров на основе государственно-частного партнёрства в Белгородской области;
- разработать структуру и содержание принципов и методов управления заинтересованными сторонами проекта;
- определить практическое применение и проанализировать эффективность разработанной методологии управления заинтересованными сторонами проекта.
Гипотеза. Разработанная методология управления заинтересованными сторонами проекта на основе государственно-частного партнёрства позволит эффективно управлять ограничениями проекта: сроками, качеством, стоимостью.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информативные ресурсы сети Интернет по исследуемой тематике, научные статьи и работы как отечественных, так и зарубежных авторов, результаты авторского исследования.
Степень разработанности проблемы.
Большой вклад в развитие отечественной научной мысли по вопросам применения различных подходов управления заинтересованными сторонами проекта внесли М.А. Петров, С.Д. Фурта, Т.Б. Соломатина, Ю. Е. Благов, Т. Хоппл.
Непосредственно изучению методологических аспектов управления заинтересованными сторонами посвящены работы зарубежных учёных И. Ансоффа, Дж. Харрисона, С. Джона, Г. Ньюбоуда, Г. Луфмана, Р.К. Митчелла, А. Менделоу, Джонсона, С. Дворачека, Р.Е. Фримена, Д. Кэмпбела, Д. Стоунхауса, Б. Хьюстона.
Методы исследования: системный, функциональный, аналитический, статистический, графический методы.
Научная новизна работы. Автором предложена дополненная методология управления заинтересованными сторонами проекта, основанного на государственно - частном партнёрстве, позволяющая повысить эффективность использования ресурсов проекта и вероятность успешного завершения проекта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученная методология управления заинтересованными сторонами проекта может применяться как для проектов, основанных на государственно- частном партнерстве в Белгородской области, так и в других регионах.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях и публиковались в научных сборниках:
1. Журнал «Современные научные исследования и разработки»,
статья «Сравнительный анализ моделей управления заинтересованными сторонами проекта» [22];
2. Сборник материалов XXXIX Международной научно-практической конференции: «Theory and practice of scientific research», статья «Современное понимание региональной социальной политики» [21].
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения научного исследования, были обобщены теоретические предпосылки возникновения предметной области управления заинтересованными сторонами проекта. Существуют различные подходы к классификации стейкхолдеров, предлагаемые разными авторами, как отечественными, так и иностранными. В частности, Р.Э. Фримен в своей работе указывает, что стейкхолдеры могут быть как внутреннего окружения (работники, акционеры, поставщики и покупатели), так и внешнего (общественные организации (по защите прав покупателей, экологические), государственные органы, средства массовой информации, конкуренты, специальные группы). Данная классификация является наиболее распространенной при классификации заинтересованных сторон организации.
Обобщив современный подход к работе со стейкхолдерами в организации, мы выяснили, что каждая из моделей не является универсальной, так как имеет как свои достоинства, так и недостатки, и не учитывает факторы и особенности поведения стейкхолдеров во внешней среде. Рассмотрев методы управления заинтересованными сторонами проекта, мы выстроили определённый сценарий работы в процессе анализа заинтересованных сторон проекта, который включил в себя 7 шагов.
Во второй части работы мы выявили особенности методологии управления заинтересованными сторонами в стандартах PMBoK, PRINCE2, ГОСТ Р ИСО 21500—2014. Так, в стандартах PRINCE 2, PMBOK и ИСО 21500 государство не определено как отдельная заинтересованная сторона проекта. Государство здесь выступает как регулирующий, либо контролирующий орган. Также оно может выступать поставщиком каких - либо ресурсов, либо пользователем продукта проекта. В рассмотренных стандартах не рассматривается государство с точки зрения партнёра. Отношения с таким партнёром будут отличаться от частного партнёра, круг заинтересованных сторон будет изменяться, а также будут отличны способы взаимодействия с ними.
Проанализировано взаимодействие стейкхолдеров на основе государственно-частного партнёрства в Белгородской области. Так, для Белгородской области проекты, основанные на государственно-частном партнёрстве, имеют стратегическую важность: наибольшее их число направлено на улучшение благосостояния населения и имеют социальный характер.
В третьей главе была разработана структура и содержание принципов и методов управления заинтересованными сторонами проекта. Методология управления заинтересованными сторонами проекта, основанном на государственно-частном партнёрстве, включила в себя основные принципы взаимодействия со стейкхолдерами, структура взаимодействия и набор конкретных методов при работе с заинтересованными сторонами проекта.
Также было определено практическое применение и проанализирована эффективность разработанной методологии управления заинтересованными сторонами проекта с помощью показателя ROI.



1. Баженов, A.B., Новые финансовые возможности реализации региональных инвестиционных проектов на условиях государственно¬частного партнерства [Текст] / А.В. Баженов, В.А. Кабашкин // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — №8 (8). — 2017.
2. Баженов, A.B., Повышение эффективности управления финансами в рамках ГЧП [Текст] / А.В. Баженов, В.А. Кабашкин // Бюджет, июль (№7), 2016.
3. Белгородская область в цифрах 2017 // Краткий статистический сборник / Белгородстат. - 2017. - 272 с.
4. Белокон, А. И., Управление заинтересованными сторонами в окружении проекта [Текст] / А.И. Белкон, С.А. Маланчий, Т.В. Коцюба // Вестник ПДАБА. - 2016. - №4 (217).
5. Беляева, И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект [Текст] / И.Ю. Беляева // Москва: КНОРУС. - 2016. - №1.
6. Батаева Б. С. Корпоративная социальная ответственность в зеркале общественных ожиданий / Б. С. Батаева //Вестник Финансовой академии. - 2007. - №. 1. - С. 91-97. 2. Батаева Б. С. Политика российских компаний в отношении местных сообществ в решении социальных проблем регионов / Б. С. Батаева //Экономика и управление. - 2010. - №. 9. - С. 26-31.
7. Белоусов К. Ю. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании (диссертация), 2015, URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/758/disser/Disser Belloussov.pdf 4.
8. Беляева И. И. обеспечение устойчивого развития территорий: взаимодействие бизнеса и власти / И. И. Беляева // Научно-практический журнал. - 2013. - с. 4-8
9. Благов, Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: вызовы управленческому образованию [Текст] / Ю.Е. Благов // Вестник Санкт-Петербургского университета: менеджмент. - 2015. - № 2. С. 143-156.
10. Богданов, В. В. Управление проектами [Текст] / В.В. Богданов // Корпоративная система — шаг за шагом. — Москва : Манн, Иванов и Фербер - 2012. — 248 с.
11. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления [Текст] / В.Г. Варнавский // Вестник Санкт- Петербургского университета: менеджмент. - 2017. - № 2. С. 89-102.
12. Володин, В.В. Основные концепции стандартизации управления
проектами / В.В. Вородин, А.Г. Дмитриев, В.И. Хабаров // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, - №2 (2015) - Режим доступа:
http: //naukovedenie.ru/PDF/96EVN215.pdf.
13. ГОСТ Р ИСО 21500-2014 - Руководство по проектному
менеджменту [Текст] : нац.стандарт Рос. Федерации - Офиц. Издание - Москва, СтандартИнформ, - 2015.
14. Горобняк, А.А. Перспективы развития государственно-частного партнерства в России [Текст] / А.А. Горобняк, Г.А. Сызранцев // Известия БГУ. - 2016. - №4.
15. Грабарь, В.В. Анализ заинтересованных сторон проекта: методология, методика, инструменты [Текст] / В.В. Грабарь, М.М. Салмаков // ARS ADMINISTRANDI. - 2014. - №2.
16. Медведева, Е.М. Среда взаимодействия заинтересованных сторон проекта как объект управления проекта содействия процессам развития организации [Текст] / Е.М. Медведева // Управление проектами и развитие производства. - 2013. - №2 (38).
17. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» [Текст] / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - Москва : Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32
18. Катькало, В.С. Ресурсная концепция стратегического
управления: генезис основных идей и понятий [Текст] / В.С. Катькало // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». - 2012. Вып. 4. - С. 20-43.
19. Катькало, В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы [Текст] / В.С. Катькало // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». 2012. - № 2, 3.
20. Ким, Е.А. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие проектно-ориентированной компании [Текст] / Е.А. Ким, Р.Н. Ким // Вестник ГУУ. 2013. - №2.
21. Костина, С.А. Современное понимание региональной социальной политики / С.А. Костина // Theory and practice of scientific research. XXXIX Международная научно-практическая конференция. - [Электронный ресурс]. - Москва: Издательство «Олимп», 2018. -с.119- 121
22. Костина, С.А. Сравнительный анализ моделей управления заинтересованными сторонами проекта / С.А. Костина // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и разработки». - [Электронный ресурс]. - Москва: Издательство «Олимп», 2018. -с.363-368
23. Костылев, А.А. Проектное управление по стандарту ISO 21500:2012: обзор и перспектива использования [Текст] / А.А. Костылев // Социально-экономические явления и процессы. 2014. - №12.
24. Коуз, Р. Г. Природа фирмы [Текст] / Р.Г. Коуз // Вестник СПбГУ. Серия «Экономика». - 2018 - №4. - С. 72 - 86.
25. Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент [Текст] / Д. Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б. Хьюстон // Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. — Москва : Проспект, - 2013.
26. Лавренюк, К.И. Анализ эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с основными группами заинтересованных сторон [Текст] / К.И. Лавренюк // Территория новых возможностей. — 2013. - №1 (19).
27. Манохина, Н.В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды [Текст] / Н.В. Манохина // Вестник СГСЭУ. -
2012. - № 5.
28. Петров, М.А. Механизмы согласования позиций
заинтересованных сторон в процессе разработки и реализации стратегии фирмы [Текст] : дисс. канд. эконом. наук. СПб, - 2015- 211 с.
29. Петров, М.А. Теория заинтересованных сторон: пути
практического применения [Текст] / М.А. Петров // Вестник СПбГУ. — Серия 8. — 2014. — Вып. 2(16). — С. 51-68.
30. Петров, М.А. Теория заинтересованных сторона: пути
практического применения [Текст] / М.А. Петров // Вестник СпбГУ. 2016. - № 16. С. 51-68.
31. Полковников, А.В. Управление проектами. Полный курс MBA [Текст] / А.В. Полковников, М.Ф. Дубовик // Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015 - 552 с.
32. Пьянкова, К. В. Государственно-частное партнерство: преимущества и недостатки для государства и бизнеса [Текст] /К.В. Пьянкова, Н.Н. Косвинцев // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. - 2010. - №4.
33. Ярошенко, Р.Ф. Управление успехом финансируемых проектов на модели стратегического доверия заинтересованных сторон [Текст] / Р.Ф. Ярошенко // Управление проектами и развитие производства. - 2018. - №4 (28).
34. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®).- Пятое издание.
35. Русак, Т.А. Современные тенденции повышения эффективности проектов [Текст] / Т.А. Русак // Вестник ГУУ. - 2015. - №9.
36. Солодухин, К.С. Проблемы применения теории
заинтересованных сторон в стратегическом управлении организацией [Текст] / К.С. Солодухин // Проблемы современной экономики (4) / М.: - 2017. С.152-156.
37. Солодухин, К.С. Модель оценки значимости заинтересованных сторон стейкхолдер-компании [Текст] / К.С. Солодухин // Интеграл (3): 104-107. - 2016.
38. Солодухин, К.С. Модели поддержки принятия стратегических решений на основе системы сбалансированных показателей [Текст] / К.С. Солодухин// Экономические науки / Москва : - 2015. С. 253-260.
39. Солодухин, К.С. Постановка системы сбалансированных показателей в стейкхолдер-компании [Текст] / К.С. Солодухин // Контроллинг (2): 64-69. - 2016.
40. Урусова, Э.А. Государственно-частное партнерство [Текст] /
Э.А. Урусова, Т.Э. Шумилова, А.К. А.К. Межак, Ю.В. Иванов // ПСЭ. -
2013. - №2 (46).
41. Успешное управление проектами с помощью PRINCE 2. Стандарт по управлению проектами Великобритании. [Текст] / изд. AXELOS - 314 с.
42. Фурта, С.Д. Карта заинтересованных сторон — инструмент анализа окружения бизнеса [Текст] / С.Д. Фурта, Т.Б. Соломатина // Инициативы XXI века. —2010. — №1. — С. 22 - 27.
43. Фурта, С.Д. Управление стейкхолдерами проекта: ревизия 5-го издания PMBOK® Guide (I часть) [Текст] / С.Д. Фурта, Т.Б. Соломатина, Т.Хоппл // Инициативы XXI века. — 2013. — № 4. — С. 15.
44. Ansoff, I. Managing strategic surprise by response to weak signals / I. Ansoff //California Management Review. Vol. 18. No. 2. pp. 21-33.
45. Mitchell R., Agle B., Wood D. (1997). «Toward a theory of stakeholder identification and salience: defining the principle of who and what really counts». Academy of Management Review, Vol. 22(4), р. 853-887.
46. Mainardes E, Alves H., Raposo M. (2012). «A model for stakeholder classification and stakeholder relationships». Management Decision, Vol. 50(10), рр. 1861-1879
47. Bourn L. (2006). Project Relationships and The Stakeholders
CIRCLETM. -
http://www.stakeholdermapping.com/index.php/download_file/view/26/92/.
48. Johnson G., Scholes K., Whittington R. (2008). Exploring Corporate Strategy. Harlow: Pearson Education Limited.
49. Private Health Policy Toolkit. Tools for Engaging the Private Health Sector (2013). Washington: The World Bank Group.
50. Dworatschek S. (2000). «Lecture on PM in a master programme». IPMI, Vol. 4.
51. Fassin Y. The stakeholder model refined / Y. Fassin //Journal of business ethics. - 2009. - Т. 84. - №. 1. - С. 113-135.
52. Freeman R. E. 1984. Strategic Managements Stakeholder Approach. Pitman Publishing: London.
53. Foorman J. (1999). «Stakeholder influence strategies». Academy of Management Review, Vol. 24(2), рр. 191-205.
54. Harrison, J. Strategic management of organizations and stakeholders /
J. Harrison, C. John. -N.Y., 1996.
55. Mitroff I., Kilmann К. (1984). Corporate Tragedies, Product Tampering, Sabotage, and Other Catastrophes. New York: Praeger.
56. Gardner J., Rachlin R., Sweeny H. (1986). Handbook of Strategic Planning. John Wiley & Sons Inc., Hoboken, NJ. Conference on Information Systems. Cambridge, MA, 1991.
57. Mendelow A. ‘Stakeholder Mapping’, Proceedings of the 2nd International
58. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redefining the Corporation: Stakeholder


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ