Психолого-педагогическая профилактика синдрома эмоциональною
|
Введение 4
1. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций
1.1. Феномен эмоционального выгорания как
психологическая проблема современности: понятие и характерные особенности 9
1.2. Специфика эмоционального выгорания у
сотрудников образовательных организаций 15
1.3. Условия психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных
организаций 20
Выводы по первой главе 30
2. Экспериментальная работа по исследованию синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций
2.1. Диагностика уровня эмоционального выгорания у
сотрудников образовательных организаций 32
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных
организаций 39
2.3. Сравнительный анализ результатов 42
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы
Приложения
1. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций
1.1. Феномен эмоционального выгорания как
психологическая проблема современности: понятие и характерные особенности 9
1.2. Специфика эмоционального выгорания у
сотрудников образовательных организаций 15
1.3. Условия психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных
организаций 20
Выводы по первой главе 30
2. Экспериментальная работа по исследованию синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций
2.1. Диагностика уровня эмоционального выгорания у
сотрудников образовательных организаций 32
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных
организаций 39
2.3. Сравнительный анализ результатов 42
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. В условии преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает проблема эффективности профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных организациях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов. По данным статистики, от 12% до 48% педагогов имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Выгорание, по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс, следствие «душевного переутомления»».
Актуальность исследования состоит в том, что современный педагогический работник призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, форм и методов обучения, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания. Результатом этих процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и роли.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации сотрудника образовательной организации.
Проблемы профессионального становления и развития субъекта, формирования индивидуального стиля деятельности освещены в работах К.А. Абульхановой- Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других классиков отечественной психологии. Более частные вопросы негативных вариантов развития личности в профессии - профессиональные деформации, деструкции, отклоняющееся поведение, - выступают центральной темой в трудах С.П. Безносова, P.M. Грановской, Т.А. Жалагиной, Э.Ф. Зеера, Е.Ю. Пряжниковой и др. Общие и частные вопросы психологической профилактики профессионального выгорания личности довольно широко освещены в современных научных источниках, кандидатских и докторских диссертациях (Д.А. Андреева, Н.Е. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Л.С. Павлова и др.)
С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Х. Фреденбергера, социального психолога К. Маслач, в которых они определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности. Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы.
Приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико¬концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Однако особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится разработка организационно¬методических условий, связанных с обеспечением психолого¬педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Необходимо обратить внимание, что при профилактической работе по проблеме эмоционального выгорания следует ориентироваться на создание организационно-методических условий, направленных на сохранение здоровья педагогов, снижение риска формирования синдрома эмоционального выгорания и появления кризиса профессии в целом.
Несмотря на то, что вопрос о профилактике эмоционального выгорания достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с педагогами и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в условиях образовательных организаций.
Из данного противоречия вытекает проблема: каковы условия психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов образовательных организаций?
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций будет результативной только в том случае, если:
- проводится своевременная и качественная диагностика уровня эмоционального выгорания, периодически осуществляется мониторинг изменений данного психологического феномена у сотрудников, а также определяются личностные особенности сотрудников, которые способствуют совладающему поведению со стрессами и другими психо-эмоциональными проблемами;
- разработана и апробирована программа по психолого-педагогической профилактике эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций, которая нацелена на создание благоприятного социально¬психологического климата в рабочем коллективе, а также на формирование таких умений и навыков, которые будут ориентированы на стрессоустойчивость и саморегуляцию сотрудников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- раскрыть особенности эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций;
- определить условия психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций;
- разработать, апробировать и оценить эффективность программы психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие положения:
- теория деятельности - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.М.Гальперин, А.В. Петровский и др.;
- субъектный подход - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.
- теория эмоционального выгорания - Т.В. Форманюк, Т.С. Яценко, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, О.Н. Гнездилова, Н.В. Мальцева, К. Маслач, С. Джексон и др.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Теоретическая значимость исследования определяется теоретическим обоснованием психолого¬педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы по психолого-педагогической профилактике синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций. Предложенная психолого-педагогическая программа носит прикладной характер и может быть интересна всем, кто занимается проблемами синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Эмпирическая база исследования: образовательные организации города Ставрополя.
Актуальность исследования состоит в том, что современный педагогический работник призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, форм и методов обучения, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания. Результатом этих процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и роли.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации сотрудника образовательной организации.
Проблемы профессионального становления и развития субъекта, формирования индивидуального стиля деятельности освещены в работах К.А. Абульхановой- Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других классиков отечественной психологии. Более частные вопросы негативных вариантов развития личности в профессии - профессиональные деформации, деструкции, отклоняющееся поведение, - выступают центральной темой в трудах С.П. Безносова, P.M. Грановской, Т.А. Жалагиной, Э.Ф. Зеера, Е.Ю. Пряжниковой и др. Общие и частные вопросы психологической профилактики профессионального выгорания личности довольно широко освещены в современных научных источниках, кандидатских и докторских диссертациях (Д.А. Андреева, Н.Е. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Л.С. Павлова и др.)
С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Х. Фреденбергера, социального психолога К. Маслач, в которых они определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности. Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы.
Приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико¬концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Однако особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится разработка организационно¬методических условий, связанных с обеспечением психолого¬педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Необходимо обратить внимание, что при профилактической работе по проблеме эмоционального выгорания следует ориентироваться на создание организационно-методических условий, направленных на сохранение здоровья педагогов, снижение риска формирования синдрома эмоционального выгорания и появления кризиса профессии в целом.
Несмотря на то, что вопрос о профилактике эмоционального выгорания достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с педагогами и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в условиях образовательных организаций.
Из данного противоречия вытекает проблема: каковы условия психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов образовательных организаций?
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций будет результативной только в том случае, если:
- проводится своевременная и качественная диагностика уровня эмоционального выгорания, периодически осуществляется мониторинг изменений данного психологического феномена у сотрудников, а также определяются личностные особенности сотрудников, которые способствуют совладающему поведению со стрессами и другими психо-эмоциональными проблемами;
- разработана и апробирована программа по психолого-педагогической профилактике эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций, которая нацелена на создание благоприятного социально¬психологического климата в рабочем коллективе, а также на формирование таких умений и навыков, которые будут ориентированы на стрессоустойчивость и саморегуляцию сотрудников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- раскрыть особенности эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций;
- определить условия психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций;
- разработать, апробировать и оценить эффективность программы психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие положения:
- теория деятельности - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.М.Гальперин, А.В. Петровский и др.;
- субъектный подход - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.
- теория эмоционального выгорания - Т.В. Форманюк, Т.С. Яценко, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, О.Н. Гнездилова, Н.В. Мальцева, К. Маслач, С. Джексон и др.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Теоретическая значимость исследования определяется теоретическим обоснованием психолого¬педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы по психолого-педагогической профилактике синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций. Предложенная психолого-педагогическая программа носит прикладной характер и может быть интересна всем, кто занимается проблемами синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Эмпирическая база исследования: образовательные организации города Ставрополя.
Итак, подводя итог проведенному исследованию, необходимо произвести ряд следующих выводов:
1. для современной профессиональной деятельности характерно психоэмоциональное перенапряжение, следственными проявлениями чего являются депрессия, тревога , психосоматические расстройства, болезни различного характера и синдром эмоционального выгорания;
2. стресс является достаточно мощным катализатором для развития различного рода заболеваний у человека , в том числе он является и одной из причин возникновения синдрома эмоционального выгорания.
1. для современной профессиональной деятельности характерно психоэмоциональное перенапряжение, следственными проявлениями чего являются депрессия, тревога , психосоматические расстройства, болезни различного характера и синдром эмоционального выгорания;
2. стресс является достаточно мощным катализатором для развития различного рода заболеваний у человека , в том числе он является и одной из причин возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Подобные работы
- ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (Психофизиология профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС))
Курсовые работы, психофизиология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



