Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая профилактика синдрома эмоциональною

Работа №72354

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы199
Год сдачи2020
Стоимость5050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций
1.1. Феномен эмоционального выгорания как
психологическая проблема современности: понятие и характерные особенности 9
1.2. Специфика эмоционального выгорания у
сотрудников образовательных организаций 15
1.3. Условия психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных
организаций 20
Выводы по первой главе 30
2. Экспериментальная работа по исследованию синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций
2.1. Диагностика уровня эмоционального выгорания у
сотрудников образовательных организаций 32
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных
организаций 39
2.3. Сравнительный анализ результатов 42
Выводы по второй главе 47
Заключение 48 
Список использованной литературы
Приложения


Актуальность исследования. В условии преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает проблема эффективности профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных организациях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов. По данным статистики, от 12% до 48% педагогов имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Выгорание, по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс, следствие «душевного переутомления»».
Актуальность исследования состоит в том, что современный педагогический работник призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, форм и методов обучения, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания. Результатом этих процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и роли.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации сотрудника образовательной организации.
Проблемы профессионального становления и развития субъекта, формирования индивидуального стиля деятельности освещены в работах К.А. Абульхановой- Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других классиков отечественной психологии. Более частные вопросы негативных вариантов развития личности в профессии - профессиональные деформации, деструкции, отклоняющееся поведение, - выступают центральной темой в трудах С.П. Безносова, P.M. Грановской, Т.А. Жалагиной, Э.Ф. Зеера, Е.Ю. Пряжниковой и др. Общие и частные вопросы психологической профилактики профессионального выгорания личности довольно широко освещены в современных научных источниках, кандидатских и докторских диссертациях (Д.А. Андреева, Н.Е. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Л.С. Павлова и др.)
С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Х. Фреденбергера, социального психолога К. Маслач, в которых они определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности. Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы.
Приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико¬концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Однако особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится разработка организационно¬методических условий, связанных с обеспечением психолого¬педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Необходимо обратить внимание, что при профилактической работе по проблеме эмоционального выгорания следует ориентироваться на создание организационно-методических условий, направленных на сохранение здоровья педагогов, снижение риска формирования синдрома эмоционального выгорания и появления кризиса профессии в целом.
Несмотря на то, что вопрос о профилактике эмоционального выгорания достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с педагогами и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в условиях образовательных организаций.
Из данного противоречия вытекает проблема: каковы условия психолого-педагогической профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов образовательных организаций?
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций будет результативной только в том случае, если:
- проводится своевременная и качественная диагностика уровня эмоционального выгорания, периодически осуществляется мониторинг изменений данного психологического феномена у сотрудников, а также определяются личностные особенности сотрудников, которые способствуют совладающему поведению со стрессами и другими психо-эмоциональными проблемами;
- разработана и апробирована программа по психолого-педагогической профилактике эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций, которая нацелена на создание благоприятного социально¬психологического климата в рабочем коллективе, а также на формирование таких умений и навыков, которые будут ориентированы на стрессоустойчивость и саморегуляцию сотрудников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- раскрыть особенности эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций;
- определить условия психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций;
- разработать, апробировать и оценить эффективность программы психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие положения:
- теория деятельности - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.М.Гальперин, А.В. Петровский и др.;
- субъектный подход - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.
- теория эмоционального выгорания - Т.В. Форманюк, Т.С. Яценко, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, О.Н. Гнездилова, Н.В. Мальцева, К. Маслач, С. Джексон и др.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Теоретическая значимость исследования определяется теоретическим обоснованием психолого¬педагогических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы по психолого-педагогической профилактике синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций. Предложенная психолого-педагогическая программа носит прикладной характер и может быть интересна всем, кто занимается проблемами синдрома эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций.
Эмпирическая база исследования: образовательные организации города Ставрополя.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, подводя итог проведенному исследованию, необходимо произвести ряд следующих выводов:
1. для современной профессиональной деятельности характерно психоэмоциональное перенапряжение, следственными проявлениями чего являются депрессия, тревога , психосоматические расстройства, болезни различного характера и синдром эмоционального выгорания;
2. стресс является достаточно мощным катализатором для развития различного рода заболеваний у человека , в том числе он является и одной из причин возникновения синдрома эмоционального выгорания.


1. А ба бков В.А . А да пта ция к стре ссу. Основы те ории, диа гностики, те ра пии [Те кст] / В.А . А ба бков, М. Пе рре . - СПб.: Ре чь, 2004. - 166 с.
2. А ба бков В.А . За щитные психологиче ские ме ха низмы и копинги: а на лиз вза имоотноше ний [Те кст] / В. А .А ба бков. - СПб.: Ре чь, 2004. - 158 с.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-16.
4. Богданова М.В. Саморегуляция личности: от защит к созиданию [Текст] / М.В. Богданова, Е.Л. Доценко. Тюме нь: Мандр и Ка, 2010. - 204 с.
5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть
2. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т.27. - №2. - С. 113-123.
6. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть
3. Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] /В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т.27. - №3. - С. 106-116.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР-СЭ, 2006. - 528 с.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты фе номена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96¬103.
9. Валявский А.С. Оздоравливающие учебные игры. Практикум. Информация к действию для практичных родите лей [Текст] / А.С. Валявский, А.С. Яковис. - СПб. : СУМОМ, 2012. - 352 с.
10. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и пробле мными для личности ситуациями: Пособие для врачей и ме дицинских психологов [Текст] / 109 Л.И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е.Р. Исаева и др. - СПб. : Изд-во НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. - 40с.
11. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля [Текст] / Л.И. Вассерман, О.Ф. Е рышев, Е.Б. Клубова. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтере ва, 2005. - 50 с.
12. Вассерман Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Уч.-метод. пособие [Текст] / Л.И. Вассе рман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.
13. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика [Текст] / Н. Е. Водопьянова. - СПб. : СПбГУ, 2011. - 160 с.
14. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса [Те кст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
15. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диа гностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
16. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образова нии: учебное пособие [Текст] / М.А. Гончаров. - М. : КНОРУС, 2010. - 480 с.
17. Грановская Р.М. Психологическая защита [Текст] / Р.М. Грановская. - СПб. : Речь, 2007. - 476 с.
18. Ежова О. Н. Формирование у педагогов адаптивных копингстратегий поведения как условие сохранения и подде ржания их психического здоровья [Текст] / О.Н. Ежова. - Са мара, 2003. - 180 с.
19. Зеленова И.В. Программа деятельности педагога- психолога в обра зова те льном учре жде нии по сохра не нию психического здоровья педагогов [Текст] / И.В. Зеленова // Школьный психолог. - 2005. - №13.
20. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов, как объяснительная модель возникновения стресса [Текст] / Т.Ю. Иванова // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 119-135.
21. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: Моногра фия [Текст] / Е.Р. Исаева. - СПб. : Издательство СПбГМУ,
2009. - 136 с.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профе ссиональной деятельности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с.
23. Карвасарский Б.Д. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стре ссовых ситуаций и методы их определения: пособие для вра чей и психологов [Текст] / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. - СПб. : Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. - 28 с.
24. Козлова О.В. Тренинг «Преодоления синдрома профессионального выгорания» [Текст] / О.В. Козлова. - М.: Медицина, 2003. - 36 с.
25. Кононович К.Ю. Притчи тренера, или искусство слов попадать прямо в сердце [Текст] /К.Ю. Кононович. - СПб.: Речь, 2010. - 160с.
26. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы [Текст] / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2010. - 64 с.
27. Кузьмина Ю.М. Эмоциональное выгорание в профе ссиональной деятельности специалистов социальной ра боты: проявление и профилактика: монография [Текст] / Ю.М. Кузьмина. - Казань: КГТУ, 2007. - 154 с.
28. Куприянов Р.В.Психодиагностика стресса: пра ктикум [Текст] / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
29. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу [Текст] / Р. Лаза рус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. - Женева, 1989. - С. 121-126.
30. Лазарус Р. Совладание (coping) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. [Текст] / Под ред. Р. Корсини, А. А уэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. - 760 с.
31. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг [Текст] / Р. Ла зарус. - М. : Медицина, 1984. - 131 с.
32. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.
33. Леньков С.Л. Защитно-совла дающее поведение, ка к фактор профессионального здоровья и эффективности ра боты учителя [Текст] / С.Л. Леньков, А.К. Зиньковский, А.В. Антоновский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2011. - № 1. - С. 23- 36.
34. Либина А.В. Совладающий интеллект [Текст] / А.В. Либина. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
35. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник пра ктического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2004. - 992с.
36. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Ма клаков. - СПб. : Питер, 2003. - С. 455-468.
37. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный поте нциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / А.Г. Маклаков // Психологический журна л. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
38. Минияров В.М. Формирование копинг-стратегий пе дагогов в состоянии эмоционального выгорания [Текст] / В.М. Минияров, Е.А. Василевская // Известия Самарского на учного центра Российской академии наук. - 2015. - Т.17. - №1(2) - С. 388-393.
39. Митина Л.М. Психология труда и профе ссиона льного развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. - М. : Акаде мия, 2004. - 320 с.
40. Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стре ссоустойчивости» [Текст] / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. - СПб. : Речь, 2009. - 250 с.
41. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.А. Морева. - М. : Просвещение, 2003. - 304 с.
42. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследова нию действий профессионала [Текст] / В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33. - № 3. - С. 98-111. 112
43. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство [Текст] / В.И. Моросанова. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.
44. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизне нными трудностями. Теоретический анализ [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной а нтропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2.
45. Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической за щиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие [Текст] / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. - Казань, 2003. - 98 с.
46. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: ме ханизмы и стратегии [Текст] / А.А. Налчаджян. - М. : Эксмо,
2010. - 368 с.
47. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочаве р // Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 5. - С. 20-30.
48. Никольская И.М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб. : Речь,
2006. - 352 с.
49. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р.В. Овча рова. - Курган: Изд-во КГУ, 2006. - 187 с.
50. Овчарова Р.В. Психология менеджмента [Текст] / Р.В. Овчарова. - Курган: Изд-во КГУ, 2005. - 122 с.
51. Перре М. Стресс и копинг как факторы влияния. Клиническая психология [Текст] / М. Перре, А-Р. Лайрейте р, У. Бауман. - СПб. : Питер, 2007.
52. Психология саморегуляции в XXI веке [Текст] : колле кт. моногр. / отв. ред. В.И. Моросанова. - СПб. ; М. : Не стор-История, 2011. - 468 с.
53. Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 23-25 сент. 2010г.: 2 т. [Текст] / отв. ред. : Т.Л. Крюкова, М.В. Са поровская С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 241 с.
54. Психология стресса и совладающего поведения: ма териалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013г. : в 2 т. [Текст] / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - 586 с.
55. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы: [Электронный ре сурс] / Е.И. Рассказова Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.02.2016).
56. Реан А.А. Психология адаптации личности [Те кст] / А.А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Пра йм - ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
57. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения : практич. пособие [Текст] / Е. И. Рогов. - 4-е изд., пе рераб. и доп. — М. : Издате льство Юрайт, 2014. - 412 с. - Серия : Настольная книга спе циа листа.
58. Сандомирский М. Е. Защита от стресса: телесные технологии [Текст] / М.Е. Сандомирский. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.
59. Сидоренко Е.В. Методы математической обра ботки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь,
2007. - 350 с.
60. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера [Те кст] / К. Торн. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.
61. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы [Текст] / С. Фолкман. - М. : Медицина, 1984. - 54 с.
62. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения [Текст] / Х. Хекхаузен, сост. и обща я редакция Н. В. Гришиной // 114 Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. - СПб. : Питер, 2001. - С. 58-91.
63. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.
64. A mirkhan J.H. A Factor analytically drived measure of coping: The coping strategy indicator. [Text] / J.H. Amirkha n // J. Personality Soc. Psychol. - 1990. -V. 59, №5. - P. 166-174.
65. Carver C.S. Assessing coping strategies: a theoretica lly based approach [Text] / C.S. Carver, M.F. Scheier, J.K. We intra ub // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. - V. 56. - P. 267-283.
66. Cohen F. Measurement of coping [Text] / F. Cohen // A. Monat and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. - N.-Y, 1991. - P. 228-244.
67. Frydenberg E. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? [Text] / E. Frydenberg, R. Lewis // American E ducational Research Journal. - Fall 2000. - V. 37, № 3. - P. 727¬745.
68. Maddi S.R., Khoshaba, D.M. Hardiness and mental he alth [Text] / S.R. Maddi, D.M. Khoshaba // J. of Personality Asse ssment. - 1994. - V.63, № 2. - Р. 265-274.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ