Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №72351

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования личности младшего школьников в процессе групповой работы на уроках русского языка 8
1.1. Проблема формирования личности младшего школьника
в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Групповая работа как форма организации учебного
сотрудничества младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Групповая форма работы как средство формирования
личности младшего школьника в обучении русскому языку 22
Глава 2. Описание экспериментальной работы по формированию личности младшего школьника в процессе групповой работы на уроках русского языка 32
2.1. Диагностика сформированности личности учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Организация и проведение практической работы по
формированию личности младшего школьника на основе использования групповых форм работы на уроках русского языка 40
2.3. Обобщение и выводы по формированию личности младшего школьника на основе использования групповых форм работы
на уроках русского языка 49
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения


Актуальность исследования. Личностное развитие человека осуществляется на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.
Рассматриваемая нами проблема представлена в работах отечественных педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Т.Е. Конникова, Н.К. Крупская, Б.В. Куприянов, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И.
Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова); зарубежных педагогов (Ф.В. Вольтер, И. Кант, Ж.Ж. Руссо); отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе). Психологи отмечают (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Р.С. Буре, А.В. Запорожец), что совершенствование процесса развития личности младших школьников - важная задача современного образования, которая решается, в основном, благодаря нахождению ребенка в коллективе.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный метод, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Развитие личности младшего школьника предусматривается на каждом уроке, поскольку изучаемый материал, безусловно, направлен, прежде всего, на развитие и воспитание личности каждого обучающегося.
Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Умение учиться как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделенной между её участниками форме: в форме учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество и умение учиться - это начало и конец одной и той же способности. Умеющий учиться - это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков - с книгой, кинофильмом, с лектором, коллегой, с любым умелым и знающим человеком.
Немаловажным является и сотрудничество обучающихся друг с другом. Групповая работа является одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества учащихся. В непосредственном взаимодействии с учителем ребенку трудно освоить взрослые, учительские функции, необходимые для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно, для этого ему нужно общение с равными себе, т. е. с детьми.
Несмотря на достаточно широкую разработанность, изучение проблемы формирования личности остается актуальным и в современных условиях.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Формирование личности младшего школьника в процессе групповой работы на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования личности младшего школьника в процессе групповой работы на уроках русского языка.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: формирование личности младшего школьника на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования личности младшего школьника в процессе групповой работы на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование личности младшего
школьника в процессе групповой работы на уроках русского языка будет эффективным, если:
- учебное сотрудничество является основой организации деятельности учащихся на уроках русского языка;
- предпочтение отдается групповым формам организации деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с изучаемым учебным материалом;
- учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагает решение следующих теоретических и практических задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт по предмету исследования.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся моделирование учебного процесса, математическая обработка результатов исследования.
База исследования: 2 «А» класс, МБОУ «СОШ № 29 г. Белгорода».
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий, выдвинутых для решения проблемы выпускной квалификационной работы. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16 г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в выступлении с докладом на Всероссийской конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 26 - 27 ноября 2015 г.); в публикации тезисов в материалах Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород, 24 марта 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методические основы формирования личности младшего школьника в процессе групповой работы на уроках русского языка» охарактеризованы педагогические и психологические взгляды на проблему формирования личности в отечественной и зарубежной науке; показано учебное сотрудничество как основа организации деятельности учащихся на уроках русского языка; представлено описание педагогического опыта в организации групповой формы работы как средства формирования личности младшего школьника в обучении русскому языку.
Во второй главе «Описание экспериментальной работы по формированию личности младшего школьника в процессе групповой работы на уроках русского языка» представлена диагностика учащихся экспериментального класса по предмету исследования; показана организация практической работы по формированию личности младшего школьника на основе использования групповых форм работы на уроках русского языка; представлены обобщения и выводы по формированию личности младшего школьника на основе использования групповых форм работы на уроках русского языка.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет утверждать, в нашей стране формирование личности младшего школьника активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, педагогики и теории управления познавательной деятельностью.
Как показывает анализ педагогической практики в современной начальной школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и развития личности младших школьников.
Общеизвестно, что целью системы современного образования должна быть не унифицированная личность, а личность, обладающая индивидуальностью, способная к непрерывному образованию, гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющая работать с другими и над собой, причём работать не по стереотипу, а с учётом меняющихся условий, требований и т.д. Следовательно, переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к организации процесса самостоятельного овладения детьми нового знания и применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем становится актуальным и востребованным в школьной практике обучения.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что отечественные педагоги Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Т.Е. Конникова, Н.К. Крупская, Б.В. Куприянов, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова приоритет отдавали коллективистским отношениям, и недооценивали богатство межличностных отношений. Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе.
Современные системы развивающего обучения дают возможность использовать групповую форму работы как средство формирования личности младшего школьника.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали обучающиеся 2 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 2 города Белгорода».
В ходе экспериментальной работы нам удалось апробировать те положения гипотезы, которые были сформулированы в самом начале исследования. Мы описали использование групповой работы, которая достаточно эффективно способствуют формированию личности младшего школьника в соответствии с изучаемым на уроке русского языка грамматико¬орфографическим материалом. В ходе исследования мы убедились в том, что использование на уроках русского языка групповой работы способствует формированию личности младшего школьника, а также выявляет важнейшие личностные качества обучающегося. Групповая работа обеспечивает условия, в которых ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует и направляет в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.
Реализация влияния на формирование личности психологического климата является главным педагогическим условием развития личности в коллективе. От того, как влияет коллектив на ребенка, зависит формирование личности младшего школьника. Поэтому, основные усилия учитель должен направить на то, чтобы коллектив был дружным, сплоченным в учебе, чтобы присутствовала активность в общественных делах, толерантность, привязанность к группе и многое другое. Только тогда коллектив будет влиять на формирование личности с положительной стороны.



1. Анохина Г. В. Воспитание младшего школьника на уроках русского языка / Г. В. Анохина // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С.79-80.
2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 198 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983. - 276 с.
5. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская,
A. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
6. Бодалев А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1988. - 105 с.
7. Варламова А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие / А.Я. Варламова. - Волгоград: ВолГУ, 2004. - 174 с.
8. Гордин А. Ю. Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / А.Ю. Гордин. - М.: Педагогика, 1973. - 318 с.
9. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. [Офиц. сайт]. http://logopediya.com/books-pedagogika2/33.php (дата обращения: 14.10.2015).
10. Дружинина В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов /
B. Н. Дружинина. - Санкт-Петербург, 2001. - 656 с.
11. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2008. - 624 с.
13. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 372 с.
14. Ефремова О.Ю. Словарь - справочник / О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2009. - 355 с.
15. Зуева И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946-1991 гг. / И.В. Зуева. - М.: РГБ, 2004. - 345 с.
16. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности/ М. Г. Казакина. - М.: РГБ, 1983. - 19 с.
17. Караковский В.А. Теория и практика воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова.
- М.: Педагогика, 2000. - 219 с.
19. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 2006. - 361 с.
20. Кон И.С. Психология младших школьников: Пособие для учителей / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2005. - 423 с.
21. Косолапов Р.И. С чего начинается личность / Р.И. Косолапов. - М.: Политиздат, 1979. - 238 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. - 276 с.
23. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя / С.Ю. Курганов. - М.: Новая школа, 2000. - 195 с.
24. Крамор Е.В. Методический материал для учителей [Офиц. сайт]. http://infourok.ru (дата обращения: 15.02.2016).
25. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке / Х.И. Лийметс. - М.: Просвещение, 1975. - 162 с.
26. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. / О.В. Лишин.
- М.: Академкнига, 2003. - 336 с.
27. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. - М.: Педагогика, 1976. - 640 с.
28. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1989. - 334 с.
29. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике / А. Н. Моргаевская. - СПб.: Питер, 2009. - 322 с.
30. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено М.: Академический Проект, 2001. - 383 с.
31. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
32. Немов Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов. - М.: Педагогика, 1988. - 149 с.
33. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 190 с.
35. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. -255 с.
36. Плинин А.А. Личностно - ориентированное образование / А.А. Плинин. - М.: Издательство, 2003. - 178 с.
37. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Н.Ю. Посталюк. - М.: Высшая школа, 1992. - 267 с.
38. Равкин З.И. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике / З.И. Равкин. - М.: Педагогика, 2000. - 45 с.
39. Ривин А.Г. Сотрудничество в обучении / А.Г. Ривин. - М.: Просвещение, 1991. - 189 с.
40. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2001. - 928 с.
41. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность / Т.В. Леонтьева, А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова и др.; - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
42. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 287 с.
43. Савельчева О.И. Личностно-ориентированное обучение [Офиц. сайт]. http://docus.me/d/226497/ (дата обращения: 21.02.2016).
44. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
45. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 123с.
46. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Тализина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
47. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: учеб. пособие / Л.П. Федоренко. - М.: Педагогика, 1984. - 340 с.
48. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов. - М.: Педагогика, 1985. - 224 с.
49. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Г.А. Цукерман. - М.: Педагогика, 1992. - 276 с.
50. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 170 с.
51. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогика, 1978. -144 с.
52. Юшакова Т.Г. Групповые формы работы в начальной школе / Т.Г. Юшакова // Начальная школа. -2010. - № 10 - С. 45-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ