Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения (на примере программ «Воскресное время», «Вести недели» и «Итоги недели»)

Работа №72316

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
414
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ИНФОТЕЙНМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ
МЕДИЙНОЙ ПРАКТИКЕ 9
1.1. Появление и развитие инфотейнмента как метода подачи
журналистской информации 9
1.2. Особенности использования метода инфотейнмента на
современном российском телевидении 12
1.3. Арсенал приемов в рамках метода инфотейнмента на современном
российском телевидении 16
Выводы к Главе I 22
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНФОТЕЙНМЕНТА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ .... 24
2.1. Анализ информационно-аналитической программы «Вести
недели» с Дмитрием Киселевым на телеканале «Россия 1» 24
2.2. Арсенал приемов метода инфотейнмента, применяемый при
создании программы «Воскресное время» на «Первом канале» 34
2.3. Особенности использования метода инфотейнмента в программе
«Итоги недели» на телеканале «НТВ» 44
Выводы к Главе II 56
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Список использованных источников 66
ПРИЛОЖЕНИЯ


В начале 1980-х гг. новости на телевидении преподносились в строгой и сухой манере. Этот формат вскоре наскучил аудитории. Телеканалы стали массово терять зрителя. Для того чтобы исправить эту ситуацию журналисты и продюсеры информационных программ решили добавлять в новости развлекательные компоненты на уровне языка, структуры новостного сюжета, монтажа и звука.
Сегодня информация на новостном телевидении - это уже не перечисление сухих фактов и событий, а медийный продукт, главной целью которого является информирование масс через развлечение. Данный феномен получил название «инфотейнмент».
Актуальность. Зародившийся в конце XX в. инфотейнмент в настоящее время является неотъемлемой частью современной медиакультуры. Он включает в себя несколько способов и методов подачи новостной информации, начиная от языка, заканчивая имиджевым построением той или иной программы. Инфотейнмент на телевидении регулярно пополняется новыми средствами преподнесения новостей для аудитории. Это активно развивающийся процесс.
Однако именно из-за быстрого темпа развития и всеобъемлющего распространения данный феномен недостаточно изучен, не хватает научно-теоретического обобщения и осмысления инфотейнмента. Отметим также, что в русском языке в настоящий момент нет эквивалента понятию «инфотейнмент», что указывает на недостаточную разработанность темы в отечественной медианауке.
Следовательно, актуальность темы нашей дипломной работы связана со значительным распространением изучаемого явления и заключается в необходимости систематизировать приемы метода инфотейнмента, используемых в российских информационно-аналитических программах.
Объектом исследования выступает метод инфотейнмента на современном новостном телевидении.
Предметом исследования - специфика и особенности использования метода инфотейнмента на современном российском телевидении.
Цель дипломной работы - исследование особенностей использования метода инфотейнмента на современном российском телевидении.
Для достижения цели в работе поставлен ряд задач:
1. Изучить историю возникновения и распространения инфотейнмента;
2. Исследовать основные качества данного явления и дать их характеристики;
3. Выявить особенности использования метода инфотейнмента на современном новостном телевидении;
4. Систематизировать арсенал приемов метода инфотейнмента, использующийся на современном российском телевидении в рамках новостных программ;
5. Проанализировать практическое использование метода инфотейнмента в новостных российских телевизионных программах.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, предметом и объектом исследования и включают в себя:
- изучение и обобщение зарубежной и отечественной теории о методе «инфотейнмент»;
- реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и сравнительные методы использовались для систематизации теоретического материала;
- метод анализа и синтеза применялся при отборе и изучении эмпирического материала исследования;
- описательный метод использовался при анализе приемов инфотейнмента, которые применяются на современном новостном российском телевидении.
Теоретическая база. Изучением структуры и содержания инфотейнмента за рубежом занимались такие специалисты в области медиа, как американский теоретик Нил Постман, немецкая исследовательница Гайдемари Шумахер, ученые Андреас Виттвен, Лотар Микос и другие.
В отечественной науке нет отдельного масштабного исследования феномена «инфотейнмент». Проблемы инфотейнмента в своих работах рассматривали Л.М. Землянова, Е.Л. Вартанова, Б.Н. Лозовский.
Одним из основных исследований «инфотейнмента», на которое мы будем опираться в нашей дипломной работе, стало исследование теоретика Е.М. Драгун «Инфотейнмент как явление современной культуры». В данной работе собраны основные компоненты изучения феномена инфотейнмента на современном телевидении.
Эмпирическая база исследования включает в себя около 60 новостных российских телевизионных выпусков программ за период с января по май 2017 года, а именно: информационно-аналитические программы «Вести недели» с Дмитрием Киселевым на телеканале «Россия 1», «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой на телеканале «НТВ» и «Воскресное время» на «Первом канале».
Нами были выбраны итоговые информационно-аналитические программы. Это оправдывается, в первую очередь тем, что у данных передач выше рейтинг, чем у ежедневных новостных выпусков. Так же стоит отметить, что в итоговых информационно-аналитических программах метод инфотейнмента выражен ярче за счет того, что передачи создаются в течение длительного времени, в отличие от ежедневных новостных программах, а, следовательно, материал подается более основательно и расширено.
Хронологические рамки исследования охватывают период с января по май 2017 года. Это оправдывается тем, что нами поставлена цель проанализировать современное российское телевидение, поэтому в качестве эмпирического материала были взяты недавно вышедшие актуальные программы.
Степень научной разработанности темы на сегодняшний день представляется неполной, так как из-за динамичного развития метод инфотейнмента недостаточно изучен теоретиками медиа, при этом он является основополагающим методом при создании новостных программ на современном телевидении. Стоит отметить, что в отечественной науке нет полноценной работы, которая бы комплексно описывала феномен инфотейнмента.
Новизна данного исследования состоит в том, что в работе исследуется метод инфотейнмента на современном новостном телевидении непосредственно на примере информационно-аналитических программ на ведущих российских телеканалах, анализируется специфика использования данного феномена и систематизируются применяемые в программах приемы.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы с целью проведения дальнейшего изучения феномена инфотейнмента. Ценность исследования состоит в том, что в данной работе систематизируются и анализируются приемы, которые используют журналисты и создатели программ на современном российском телевидении для привлечения внимания аудитории.
Гипотеза дипломной работы. Инфотейнмент как метод представления журналистской информации на современном телевидении является общим явлением, которое охватывает сегодня все типы телевизионного вещания. Новостные телепрограммы не остались в стороне. Особенно наглядно весь арсенал приемов инфотеймента, реализуемый в новостном телевещании, можно наблюдать в итоговых программах. Эта тенденция опосредована тем фактом, что подготовка итоговых программ требует тщательной проработки и подбора материала. Инфотейнмент - метод представления журналистского материала, облегчающий восприятие сложной информации, однако, частотное использование приемов изучаемого нами феномена, может привести к потере ценности новостного сообщения и сместить акценты внимания с содержания на визуальные эффекты.
Положения, выносимые на защиту:
1. Инфотейнмент - активно развивающийся и распространяющийся феномен на современном телевидении. В настоящее время современные информационно-аналитические программы основаны именно на использовании метода инфотейнмента;
2. Арсенал приемов в рамках метода инфотейнмента можно разделить на вербальные (лексические) и невербальные приемы. Последнюю группу приемов составляют фрагментарность, детализация, яркая образность, эмоциональность, имидж ведущего, персоноцентричность, а также информационные технологии;
3. Степень использования приемов метода инфотейнмента в разных информационно-аналитических программах зависит от целевой установки телеканала и его аудитории;
4. В настоящее время программы ищут особые средства и приемы использования инфотейнмента для привлечения большего числа телезрителей.
Структура и содержание работы определяются указанными целью, задачами и методологическими установками данного исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка использованных источников.
Во введении дается обзор изученности проблемы, излагаются актуальность, цели, задачи исследования, методы, новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Феномен инфотейнмента в современной медийной практике» рассматриваются особенности использования инфотейнмента и классифицируются приемы данного феномена.
Во второй главе «Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения» анализируются приемы инфотейнмента, которые применяются в современных информационно-аналитических программах в практике российского новостного телевизионного вещания.
В заключении сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для дальнейших исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале 1980-х гг. продюсеры и журналисты - телевизионщики были вынуждены искать новые пути представления информации аудитории, так как рейтинги новостных программ стремительно падали. Зритель устал от серьезной, сухой информации. Результатом работы над этой проблемой стало появление нового метода - инфотейнмента.
На российском телевидении данный феномен появился в начале 1990-х гг. после начала перестройки и становления в России рыночной экономики. В это время в нашей стране информация стала коммерциализироваться, а телеканалы искать способы увеличения рейтингов, и, соответственно, новые источники дохода. Обратившись к опыту западных коллег, российские журналисты стали постепенно использовать в своих программах метод инфотейнмента.
Анализ феномена инфотейнмента позволил нам выявить ряд особенностей данного явления на современном российском телевидении.
Инфотейнмент возник под влиянием интересов аудитории и развития информационных технологий. В настоящее время под инфотейнментом понимают доступную и привлекательную форму подачи сложного, в основном, политического материала для массовой аудитории.
Частота использование приемов метода инфотейнмента в информационно-аналитических программах зависит от следующих факторов: целевая аудитория и установка, функция, жанр, метод, а также рейтинги телепередачи.
Первой программой, созданной в рамках инфотейнмента на современном российском телевидении, стала телепередача «Намедни» Леонида Парфенова. Её создатели систематизировали знания, взятые из опыта западных коллег, и составили свою систему жанров и приемов, на которой и по сей день пользуются журналисты-телевизионщики.
Арсенал приемов в рамках метода инфотейнмента можно разделить на вербальные (лексические) и невербальные приемы. Последнюю группу приемов можно представить следующим образом: технические, структурные, имиджевые и художественные средства - это фрагментарность, детализация, яркая образность, эмоциональность, имидж ведущего, персоноцентричность, а также информационные технологии.
В программе «Вести недели» с Дмитрием Киселевым, производящаяся государственным телеканалом «Россия 1», умеренно используют методы инфотейнмента. В основном, приемы данного феномена применяются в структуре передачи. Она достаточно систематизирована и наполнена вставками, которые концентрируют внимание зрителя на главном. В «Вестях недели» активно используется инфографика, сюжеты строятся на нескольких видах монтажа, при съемке применяются различные технические средства, в структуре репортерских материалов присутствуют вставки из социальных сетей, хроники и оперативной съемки. Одним из главных приемов инфотейнмента, использованных в программе «Вести недели», является средство персонификации. Вокруг образа Дмитрия Киселева строится передача. Он - авторитетное лицо среди своей аудитории, его мнение интересно зрителю и привлекает внимание противников его позиции.
Подобное умеренное использование инфотейнмента, с одной стороны, позволяет аудитории получить информацию, представленную в развлекательной форме, с другой - отсутствие интерактивного общения и излишнее использование социальных диалектов отталкивает телезрителя.
Метод инфотейнмента в программе «Воскресное время» используется крайне скудно. Он выражается в языковых средствах, структуре, детализации и монтаже. Телепередача не перегружена большим количеством инфографики. Интерактив со зрителем отсутствует, даже видео из социальных сетей используется нечасто. В основном, журналисты «Первого канала» основываются на классических приемах построения новостной информации. Личность ведущего Валерия Фадеева проявляется не ярко. Таким образом, программа «Воскресное время» на «Первом канале» не отвечает современным тенденциям к подаче новостной информации в формате инфотейнмента.
Приемы изучаемого нами феномена широко применяются в программе «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой на телеканале «НТВ». Инфотейнмент активно проявляется в технических приемах данной программы: это объемная и динамичная инфографика, различные методы монтажа и комбинированная съемка. Речь журналистов «НТВ» эмоциональна и метафорична, ведущая Ирада Зейналова часто прибегает к сарказму и старается логически связать все сюжеты одного выпуска. Также особенностью данной программы являются рубрики «Интервью» и «Мнение эксперта». Подобные формы отсутствуют в других анализируемых нами передачах. Важна и фигура самой Ирады Зейналовой. Программа «Итоги недели» считается авторской, поэтому вокруг образа ведущей строится весь сюжет, а также журналистка не только ведет эфир, но и сама снимает репортажи с различных событий.
Таким образом, количественное использование приемов метода инфотейнмента влияет на качество информационно-аналитической программы и зависит от модели телевизионного вещания, от аудитории канала и задачи, стоящей перед создателями телепередачи. Чем чаще журналисты прибегают к инфотейнменту, тем тяжелее зрителю воспринимать информацию. Программа постепенно перестает выполнять главную функцию - информационную - и становится развлекательной телепередачей.
Феномен инфотейнмента прочно проник на современное российское новостное телевидение, однако, он так и остается не до конца изученным исследователями журналистики. По этой причине создателям телепрограмм не всегда удается успешно и эффективно воспользоваться всеми приемами данного метода подачи информации. Следовательно, дальнейшие исследования приёмов инфотейнмента, их использование на современном новостном российском телевидении, выявление результативности данных средств и изучение влияния рассматриваемого нами феномена на аудиторию, необходимы.



1. Багиров, Э. Основы телевизионной журналистики / Э. Багиров, А. Юровский, Р. Борецкий - М.: Кнорус, 1987.
2. Беспамятова Г.Н. Российский телевизионный infotainment: истоки и особенности коммуникации в современном мире // Матер. росс. науч.- практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации» / под ред. проф. В.В. Тулупова. - Воронеж. 2005. - С. 148 - 150.
3. Васильева, Л. А. Делаем новости / Л. А.Васильева - М: Аспект- Пресс, 2002.
4. Васильева, Т.В. Курс радиотелевизионной журналистики / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров - Спб., 2004. - 288 с.
5. Вартанов, А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках / А. Вартанов - М.: Высшая школа, 2003.
6. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / учеб. пособие / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - с.60.
7. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк - М.: Кнорус, 2010. - 256 с.
8. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения / учеб. пособие / Н.А. Голядкин. - М.: Аспект Пресс, 2014. - с. 188.
9. Горохова, Н. Художественно-выразительные средства экрана в трёх частях / Н. Горохова - М., 1995.
10. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дис. ...канд. культур. наук / Е.М. Драгун. - М., 2015. - 175 с.
11. Егоров, В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии / В. Егоров. - М., 1997. - 92 с.
12. Ерёмина Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа // Электронный научный
журнал «Медиаскоп», 2013, №4. Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/node/1429
13. Зверева, Н. Школа регионального тележурналиста / Н. Зверева - М.: Аспект-Пресс, 2004.
14. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций // Толковый словарь терминов и концепций / под ред. Л.М. Земляновой. - М., 1999. - 74 с.
15. Зорков Н.Н. Инфотейнмент на российском телевидении / Н.Н. Зорков // электронный научно-культурологический журнал Relga, 2005, №1.
- с. 68-91.
16. Ильченко, С. Н. Эволюция системы жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства / С. Н. Ильченко - М.: Журналист, 2009.
17. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания / учеб. пособие / С.Н. Ильченко. - СПб: Санкт- Петербуржский университет, 2006. - с.139.
18. Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент / Н. Картозия // Меди@льманах. - 2003. - №3. - с. 11-26.
19. Князев, А. Основы тележурналистики и телерепортажа / А. Князев
- Б.: КРСУ - 2001.
20. Ковалев, П. А. Российская телевизионная аудитория / П. А. Ковалев. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2007. - 198 с.
21. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста / С. Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
22. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Ю. Юровский - М.: Высшая школа, 2002.
23. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина - М: Аспект-Пресс, 2001.
24. Михалкович, В. И. О сущности телевидения / В. И. Михалкович. - Мю: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1998.
25. Новикова, А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А. А. Новикова. - СПб, 2008 - 208 с.
26. НТВ. «Итоги недели» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/peredacha(дата обращения 9.06.2017).
27. Парфенов, Л. Нам возвращают наш портрет: заметки о телевидении / Л. Парфенов, Е. Чекалова - М.: Искусство, 1990.
28. Поберезникова, Е. В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения / Е.В. Поберезникова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 222 с.
29. Познин, В. Основы монтажа изображения / В. Познин - СПб, 2000
30. Попов, А. В. Маркетинговые игры / А. В. Попов - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2006. - 320 с.
31. РИА Новости. Новый ведущий «Вестей недели» планирует изменить формат программы [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/media/(дата обращения 4.06.2017).
32. Россия сегодня. «Вести недели» с Дмитрием Киселевым признаны самой популярной аналитической программой у россиян [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com(дата обращения 4.06.2017).
33. Самарцев, О. Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики / учеб. пособие для вузов / О. Р. Самарцев. - М.: Академический Проект, 2007. - 527 с.
34. Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и
реалити-шоу / Л. Стойков // электронный научно-культурологический журнал Relga, 2007, №4. Режим доступа:
http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid= 1729&level 1 =main&level2=articles
35. Тертычный, А. Миг жизнь явит репортаж... / А. Тертычный - М.: Журналист, 2002 - С. 75-77
36. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961.
37. Удовиченко, Р. В. Развлекательное телевидение и потребности аудитории (на примере телепрограмм холдинга «СТС Медиа») / Р.В. Удовиченко - М., 2013.
38. Филиппова А.Н. Интерпретация понятия инфотейнмент: «формат» или «жанр» / А.Н. Филиппова // Всероссийский научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», 2014, №9. - С. 296-300.
39. Хренов, Н. Развлекательные функции телеэстрады / Н. Хренов // Телевизионная эстрада. - М.: Искусство, 1981. - С. 20 - 37.
40. Шевелев, Г. А. История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков / под ред. Г. А. Шевелева. - М.: Аспект Пресс, 2012.
41. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики / учеб. пособие / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - с. 221.
42. Энциклопедия мировой индустрии СМИ // Е. Л. Вартанова, М. И. Гутова, В. Л. Иваницкий; под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2006.
43. Darfur is Dying [Electronic resource] / Wikipedia, the free encyclopedia. - Mode of Acoess: http://en.wikipedia.org/wiki/Darfur_is_ Dying - Engl.
44. Shumacher H. Infotainment - Asthetik im Fernsehen der Gegenwart / Medienlust und Mediaennutz / Hrsg. L. Bosshart, W. Hoffman-Riem. Munchen, 1994, s. 478.
Список использованных источников
1. «Вести недели» с Дмитрием Киселевым, ««Россия 1»». Выпуски: 15.01.2017, 22.01.2017, 29.01.2017, 05.02.2017, 12.02.2017, 19.02.2017, 26.02.2017, 5.03.2017, 12.03.2017, 19.03.2017, 26.03.2017, 2.04.2017, 9.04.2017, 16.04.2017, 23.04.2017, 14.05.2017, 21.05.2017, 28.05.2017.
2. «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой, «НТВ». Выпуски: 22.01.2017, 29.01.2017, 05.02.2017, 12.02.2017, 19.02.2017, 26.02.2017, 5.03.2017, 12.03.2017, 19.03.2017, 26.03.2017, 2.04.2017, 9.04.2017, 16.04.2017, 23.04.2017, 30.04.2017, 14.05.2017, 21.05.2017, 28.05.2017.
3. «Воскресное «Время», «Первом канале». Выпуски: 15.01.2017,
22.01.2017, 29.01.2017, 05.02.2017, 12.02.2017, 19.02.2017, 26.02.2017,
5.03.2017, 12.03.2017, 19.03.2017, 26.03.2017, 2.04.2017, 23.04.2017,
30.04.2017, 14.05.2017, 21.05.2017, 28.05.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ