ОСВЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В 1930 - 1939 ГГ. В ЭМИГРАНТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТЫ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»)
|
Введение 3
Глава 1. Культурная жизнь русской эмиграции в 1930-1939 гг.
1.1. История русского зарубежья в 1930-1939 гг 10
1.2. Периодическая печать русского зарубежья 15
1.3. Культура русского зарубежья 20
Глава 2. Освещение литературной жизни в газете «Возрождение» (1930-1939 гг.)
2.1. Литературная критика 27
2.2. Критика советской литературы 35
2.3. Информационно-библиографические сообщения 46
Глава 3. Освещение культурной жизни русского зарубежья в газете «Возрождение» (1930-1939 гг.)
3.1. Визуальное искусство (новости кино и живописи) 56
3.2. Балет, музыка, театр 67
3.3. Церковная жизнь 77
Заключение 87
Источники и исследования 92
Приложения 106
Глава 1. Культурная жизнь русской эмиграции в 1930-1939 гг.
1.1. История русского зарубежья в 1930-1939 гг 10
1.2. Периодическая печать русского зарубежья 15
1.3. Культура русского зарубежья 20
Глава 2. Освещение литературной жизни в газете «Возрождение» (1930-1939 гг.)
2.1. Литературная критика 27
2.2. Критика советской литературы 35
2.3. Информационно-библиографические сообщения 46
Глава 3. Освещение культурной жизни русского зарубежья в газете «Возрождение» (1930-1939 гг.)
3.1. Визуальное искусство (новости кино и живописи) 56
3.2. Балет, музыка, театр 67
3.3. Церковная жизнь 77
Заключение 87
Источники и исследования 92
Приложения 106
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития нашего государства все в большей степени прослеживаются тенденции к изучению культуры дореволюционного периода истории, а также возникает интерес к уникальному явлению советского периода - русской культуры в эмиграции. Она хоть существовала и развивалась за рубежом, тем не менее была исконно русским явлением. Подобный интерес и возможность изучения стала реальной лишь после распада СССР и построения демократического общества в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. Исчезновение идеологического контроля позволило изучать доселе запрещенные темы. Однако до сих пор, остается огромный пласт неисследованных и необработанных письменных источников по данному периоду истории русской культуры.
В пределах русской эмиграции XX столетия существовало множество различных печатных изданий, в которых рассматривалась культурная и общественная жизнь русского зарубежья. Так как в начале 20-х ХХ столетия вместе с офицерами белой армии за границу были высланы представители интеллигенции, деятели культуры. В связи с этим событием возникает интерес к одной из самых известных газет русского зарубежья - «Возрождение», на страницах которой есть материал, посвященный общественной и культурной жизни русской диаспоры. Тем более данное печатное издание уделяло большое внимание культурной жизни в связи с тем, что в 30-е годы возникла необходимость сохранения русской культуры, особенно в молодежной среде.
Имеет смысл выяснить, с какими проблемами сталкивались интеллигенция и деятели культуры, каково было их отношение к советской литературе, каким образом выполнялась задача сохранения отечественной культуры вдали от родины.
А также интересным аспектом темы является исследование отношения русской диаспоры к иностранной культуре, поскольку представителей русского зарубежья окружала совсем иная культура. И многие деятели становились участниками западной культуры: снимались в кинофильмах, интересовались иностранной литературой и т.д.
Следовательно, актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:
- во-первых, необходимостью изучения русского зарубежья как феномена русской культуры;
- во-вторых, необходимостью изучения особенностей освещения литературы и литературной критики, отраженных в периодической печати;
- в-третьих, необходимостью сравнения литературной жизни русского зарубежья и СССР, занимающая важное место на страницах газеты «Возрождение»;
- в-четвертых, необходимостью изучения информационно-библиографических рубрик, которые отражали предпочтения представителей русского зарубежья;
- в-пятых, необходимостью исследования кинематографа и других направлений искусства в жизни русского зарубежья, которые освещались на страницах газеты «Возрождение»;
- в-шестых, необходимостью освещения церковной жизни русского зарубежья и СССР, и ее место на страницах печатного органа.
Объектом исследования является культурная жизнь русского зарубежья в 1930-е годы.
Предметом исследования является отражение культурной и жизни на страницах газеты «Возрождение».
Целью исследования является изучение особенностей развития культурной жизни русского зарубежья в 1930-1939 годы на материале газеты «Возрождение».
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
- рассмотреть культурную жизнь русского зарубежья в 1930-е годы;
- выявить особенности развития периодической печати за рубежом и определить тематику публикаций газеты «Возрождение»;
- проанализировать особенности раздела литературной критики газеты «Возрождение» (1930-1939 гг.);
- исследовать информационно-библиографические рубрики газеты «Возрождение» (1930-1939 гг.);
- исследовать освещение культурной жизни русского зарубежья на материале газеты «Возрождение» (1930-1939 гг.);
- исследовать особенности освещения церковной жизни в газете «Возрождение» (1930-1939 гг.).
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 года - по 1939 год в связи с прекращением выпуска газеты «Возрождение».
Географические рамки исследования охватывают территорию Западной Европы, поскольку эмиграция располагалась в большей степени в этом регионе и местом издательства газеты «Возрождение» являлся Париж.
Источниковую базу составляют:
Во-первых,источники периодической печати: публикации в газете «Возрождение» за период 1931-1939 гг. Газета «Возрождение» является аутентичным источником для изучения общественного мнения русского зарубежья. Она была создана в Париже в 1925 году, как ежедневная и доступная газета для любого читателя. Представляло консервативно-монархическое направление. Тематика газеты «Возрождение» была достаточно разнообразной. На страницах газеты есть материал по литературе, политики, религии, культурной жизни русского зарубежья, а также хроника событий, происходящих за рубежом.В 30-е годы газета не потеряет своей популярности. Но во второй половине 30-х годов газета «Возрождение» будет выходить всего лишь один раз в неделю, главной причиной такой ситуации являлась нехватка денежных средств на развитие органа печати. Исходя из имеющегося материала газеты нами были выборочно взяты статьи, новости, хроника, сообщения, которые содержали сведения о развитии культурной жизни русской эмиграции за период 1930- 1939 годы.
Во-вторых, официально опубликованные материалы:
- Декрет ВЦИК «Об административной высылке» от 10 августа 1922, где внимание уделялось лицам, которые представлялись угрозой для власти. К таким лица относились писатели, поэты, философы, историки, художники, у которых были расхождения с официальной идеологией советской власти.
- Речь П.Н. Милюкова на празднике русской культуры, в которой обозначена роль русской эмиграции и связь с культурными традициями России.
Степень изученности темы. В степени изученности заявленной темы можно выделить следующие группы работ:
Во-первых, исследования, которые посвящены жизни русских эмигрантов за рубежом. Наиболее значимым трудом по освещению истории Русского зарубежья является книга М. Раева «Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939» . Автор этого труда принадлежит к младшему поколению историков русского зарубежья. В этом исследовании рассматриваются все явления и процессы, которые касаются русской эмиграции, политическая, экономическая и духовная сферы жизни общества. Данное исследование является своего рода энциклопедией «первой волны» эмиграции.
Наиболее значимыми работами по исследованию истории русского зарубежья являются работы: Шкаренкова Л.К. , Красновой Т.И. , Мамаева Н.П. , в которых исследуется история русской диаспоры за рубежом.
Во-вторых, развитие печатной органов зарубежья нашли отражения во 4 5 6
многих работах авторов: Жирков Г.В. , Краснова Т.И. , Перхин В.В. . Данные работы содержат обширный материал по периодике и литературной жизни Русского зарубежья. В этих работах представлены статистические данные о периодических изданиях.
Особо внимания заслуживает энциклопедия «Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918-1940. Т. 2. Периодика и литературные центры» . В данной энциклопедии присутствуют статьи на тему: литература, журналистика, органы печати, альманахи и пр. За период 1918-1940 гг. в эмиграции выходило более 1000 разновидностей журналов, газет. В этой энциклопедии отобраны наиболее значимые периодические издания 20-30-х годов.
Методологической основой исследования послужила совокупность научных принципов, прежде всего, историзма и объективности. Для получения научных результатов используются следующие методы:
- сравнительно-исторический метод, с помощью которого можно выявить общее и особенное в явлениях культуры русского зарубежья в различных сферах жизни общества, отраженных в периодической печати;
- контент-анализ, позволяющий сделать структурный анализ содержания газеты «Возрождение», и сделать отбор интересующих статей в освещение событий культурной жизни русского зарубежья изучаемого периода.
Научная новизна представленного исследования заключается в следующем:
-во-первых, впервые предпринимается попытка всестороннего исследования освещения культурной жизни русского зарубежья в эмигрантском периодическом издании - газете «Возрождение» в 1930-е годы;
-во-вторых, впервые предметом исторического исследования становится исследование процесса формирования представлений о событиях культутрной (в первую очередь - литературной) жизни в СССР у русских эмигрантов - читателей газеты «Возрождение»;
- в-третьих, автором впервые предпринимается попытка исследования истории Русской Православной церкви за рубежом в информационном простантсве русскоязычных эмигрантских периодических изданий
Практическая значимость.Материалы данного исследования могут быть использованы при изучении истории русского зарубежья.Его результаты могут быть применены в целях учебной и воспитательной работы, а также при подготовке различных мероприятий, посвященные истории печати и культуры русского зарубежья.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы в 2 статьях и 1 тезисах.
Материалы данной работы были представлены в выступлениях на открытой конференции молодых исследователей и ученых конференции «Живая память-2017», региональном научно-практическом семинаре «История православия на Белгородчине в XVII-XXI веках» (2017) , а также на Международном научном форуме «Белгородский диалог-2017» .На основе материалов данного исследования было подготовлен доклад «Репрессии против православного духовенства в СССР в освещении эмигрантской газеты «Возрождение» (1925-1930 гг.)» представленный на круглом столе «Репрессии против православного духовенства в СССР в 1920¬е 1930-е годы: исторические источники и проблемы изучения» (Духовно¬просветительский центр им. митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ», 19 декабря 2016 г.). Далее материалы газеты «Возрождение» были представлены на конференции: «Проблемы использования и хранения архивных документов в современных условиях» .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
В пределах русской эмиграции XX столетия существовало множество различных печатных изданий, в которых рассматривалась культурная и общественная жизнь русского зарубежья. Так как в начале 20-х ХХ столетия вместе с офицерами белой армии за границу были высланы представители интеллигенции, деятели культуры. В связи с этим событием возникает интерес к одной из самых известных газет русского зарубежья - «Возрождение», на страницах которой есть материал, посвященный общественной и культурной жизни русской диаспоры. Тем более данное печатное издание уделяло большое внимание культурной жизни в связи с тем, что в 30-е годы возникла необходимость сохранения русской культуры, особенно в молодежной среде.
Имеет смысл выяснить, с какими проблемами сталкивались интеллигенция и деятели культуры, каково было их отношение к советской литературе, каким образом выполнялась задача сохранения отечественной культуры вдали от родины.
А также интересным аспектом темы является исследование отношения русской диаспоры к иностранной культуре, поскольку представителей русского зарубежья окружала совсем иная культура. И многие деятели становились участниками западной культуры: снимались в кинофильмах, интересовались иностранной литературой и т.д.
Следовательно, актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:
- во-первых, необходимостью изучения русского зарубежья как феномена русской культуры;
- во-вторых, необходимостью изучения особенностей освещения литературы и литературной критики, отраженных в периодической печати;
- в-третьих, необходимостью сравнения литературной жизни русского зарубежья и СССР, занимающая важное место на страницах газеты «Возрождение»;
- в-четвертых, необходимостью изучения информационно-библиографических рубрик, которые отражали предпочтения представителей русского зарубежья;
- в-пятых, необходимостью исследования кинематографа и других направлений искусства в жизни русского зарубежья, которые освещались на страницах газеты «Возрождение»;
- в-шестых, необходимостью освещения церковной жизни русского зарубежья и СССР, и ее место на страницах печатного органа.
Объектом исследования является культурная жизнь русского зарубежья в 1930-е годы.
Предметом исследования является отражение культурной и жизни на страницах газеты «Возрождение».
Целью исследования является изучение особенностей развития культурной жизни русского зарубежья в 1930-1939 годы на материале газеты «Возрождение».
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
- рассмотреть культурную жизнь русского зарубежья в 1930-е годы;
- выявить особенности развития периодической печати за рубежом и определить тематику публикаций газеты «Возрождение»;
- проанализировать особенности раздела литературной критики газеты «Возрождение» (1930-1939 гг.);
- исследовать информационно-библиографические рубрики газеты «Возрождение» (1930-1939 гг.);
- исследовать освещение культурной жизни русского зарубежья на материале газеты «Возрождение» (1930-1939 гг.);
- исследовать особенности освещения церковной жизни в газете «Возрождение» (1930-1939 гг.).
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 года - по 1939 год в связи с прекращением выпуска газеты «Возрождение».
Географические рамки исследования охватывают территорию Западной Европы, поскольку эмиграция располагалась в большей степени в этом регионе и местом издательства газеты «Возрождение» являлся Париж.
Источниковую базу составляют:
Во-первых,источники периодической печати: публикации в газете «Возрождение» за период 1931-1939 гг. Газета «Возрождение» является аутентичным источником для изучения общественного мнения русского зарубежья. Она была создана в Париже в 1925 году, как ежедневная и доступная газета для любого читателя. Представляло консервативно-монархическое направление. Тематика газеты «Возрождение» была достаточно разнообразной. На страницах газеты есть материал по литературе, политики, религии, культурной жизни русского зарубежья, а также хроника событий, происходящих за рубежом.В 30-е годы газета не потеряет своей популярности. Но во второй половине 30-х годов газета «Возрождение» будет выходить всего лишь один раз в неделю, главной причиной такой ситуации являлась нехватка денежных средств на развитие органа печати. Исходя из имеющегося материала газеты нами были выборочно взяты статьи, новости, хроника, сообщения, которые содержали сведения о развитии культурной жизни русской эмиграции за период 1930- 1939 годы.
Во-вторых, официально опубликованные материалы:
- Декрет ВЦИК «Об административной высылке» от 10 августа 1922, где внимание уделялось лицам, которые представлялись угрозой для власти. К таким лица относились писатели, поэты, философы, историки, художники, у которых были расхождения с официальной идеологией советской власти.
- Речь П.Н. Милюкова на празднике русской культуры, в которой обозначена роль русской эмиграции и связь с культурными традициями России.
Степень изученности темы. В степени изученности заявленной темы можно выделить следующие группы работ:
Во-первых, исследования, которые посвящены жизни русских эмигрантов за рубежом. Наиболее значимым трудом по освещению истории Русского зарубежья является книга М. Раева «Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939» . Автор этого труда принадлежит к младшему поколению историков русского зарубежья. В этом исследовании рассматриваются все явления и процессы, которые касаются русской эмиграции, политическая, экономическая и духовная сферы жизни общества. Данное исследование является своего рода энциклопедией «первой волны» эмиграции.
Наиболее значимыми работами по исследованию истории русского зарубежья являются работы: Шкаренкова Л.К. , Красновой Т.И. , Мамаева Н.П. , в которых исследуется история русской диаспоры за рубежом.
Во-вторых, развитие печатной органов зарубежья нашли отражения во 4 5 6
многих работах авторов: Жирков Г.В. , Краснова Т.И. , Перхин В.В. . Данные работы содержат обширный материал по периодике и литературной жизни Русского зарубежья. В этих работах представлены статистические данные о периодических изданиях.
Особо внимания заслуживает энциклопедия «Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918-1940. Т. 2. Периодика и литературные центры» . В данной энциклопедии присутствуют статьи на тему: литература, журналистика, органы печати, альманахи и пр. За период 1918-1940 гг. в эмиграции выходило более 1000 разновидностей журналов, газет. В этой энциклопедии отобраны наиболее значимые периодические издания 20-30-х годов.
Методологической основой исследования послужила совокупность научных принципов, прежде всего, историзма и объективности. Для получения научных результатов используются следующие методы:
- сравнительно-исторический метод, с помощью которого можно выявить общее и особенное в явлениях культуры русского зарубежья в различных сферах жизни общества, отраженных в периодической печати;
- контент-анализ, позволяющий сделать структурный анализ содержания газеты «Возрождение», и сделать отбор интересующих статей в освещение событий культурной жизни русского зарубежья изучаемого периода.
Научная новизна представленного исследования заключается в следующем:
-во-первых, впервые предпринимается попытка всестороннего исследования освещения культурной жизни русского зарубежья в эмигрантском периодическом издании - газете «Возрождение» в 1930-е годы;
-во-вторых, впервые предметом исторического исследования становится исследование процесса формирования представлений о событиях культутрной (в первую очередь - литературной) жизни в СССР у русских эмигрантов - читателей газеты «Возрождение»;
- в-третьих, автором впервые предпринимается попытка исследования истории Русской Православной церкви за рубежом в информационном простантсве русскоязычных эмигрантских периодических изданий
Практическая значимость.Материалы данного исследования могут быть использованы при изучении истории русского зарубежья.Его результаты могут быть применены в целях учебной и воспитательной работы, а также при подготовке различных мероприятий, посвященные истории печати и культуры русского зарубежья.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы в 2 статьях и 1 тезисах.
Материалы данной работы были представлены в выступлениях на открытой конференции молодых исследователей и ученых конференции «Живая память-2017», региональном научно-практическом семинаре «История православия на Белгородчине в XVII-XXI веках» (2017) , а также на Международном научном форуме «Белгородский диалог-2017» .На основе материалов данного исследования было подготовлен доклад «Репрессии против православного духовенства в СССР в освещении эмигрантской газеты «Возрождение» (1925-1930 гг.)» представленный на круглом столе «Репрессии против православного духовенства в СССР в 1920¬е 1930-е годы: исторические источники и проблемы изучения» (Духовно¬просветительский центр им. митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ», 19 декабря 2016 г.). Далее материалы газеты «Возрождение» были представлены на конференции: «Проблемы использования и хранения архивных документов в современных условиях» .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Подводя итога нашего исследования, стоит остановится на основных его положениях.
Изучая русскую эмиграцию, как феномен русской культуры за рубежом, стоит отметить, что географически, наибольшая концентрация переселенцев из советской России концентрировалась именно на территории Европы. Центрами, куда массово бежали противники новой власти, стали такие страны как Германия, Франция, Югославия, Чехословакия, Болгария и т.д. Основной поток изгнанников сосредоточился в таких городах, как Париж, Берлин, Прага. Но и в рамках этих стран, с течением времени происходило перераспределение русского населения.
В 30-х гг. ХХ в. для большинства беженцев стало характерно осознание невозможности возврата на родину, что стало причиной более системного подхода к сохранению национальной самобытности за рубежом, для передачи грядущим поколениям, на что были направлены все имеющиеся силы и возможности. Исключением не стали и основанные эмигрантами средства массовой информации.
Их обширный выбор, а также определенная популярность свидетельствует об определенной успешности ведения данной области. Конечно, далеко не вся периодическая печать выдерживала конкуренцию, и надолго оставалась востребованной, тем не менее издательский процесс эмиграции развивался, свидетельством чего является наличие долговременных изданий. Но и они не пережили временный приход фашистов к власти в Европе. Некоторые из них, такие как газета «Возрождение», исчезла совсем, другие пережили трансформацию и начали издаваться в США.
Культура русской эмиграция находила свое отражение во многих периодических изданиях, исключением не стара и газета «Возрождение», которая своими статьями и заметками пыталась охватить весь спектр культуры, и также отчасти использовалась для сохранения национальной самобытности.
Если рассматривать литературу, как область культуры, на страницах газеты «Возрождение» она имела довольно полное отражение. Литературная критика была в основном представлена литератором В.Ф. Ходасевичем, помимо него в этом же жанре пробовал себя Ю. Мандельштам, который сменил Ходасевича после его смерти и занимал данную нишу до исчезновения газеты. Данными статьями, редакция газеты знакомила читателя с новинками русской и иностранной литературы.
Кроме этого, освещались новости литературных журналов Советской России,таких как «Новый мир», «Красная новь», «Звезда». В «Возрождении» давалась оценка напечатанным произведениям в данной периодике.
Если говорить о постоянных литературных рубриках газеты «Возрождение»: «Библиография», «Россика», «Русские книги за рубежом», «Новинки иностранной литературы», то они, прежде всего, давали краткую характеристику литературной деятельности не только русского зарубежья, но и европейской литературы. Не без внимания оставалась и литература, переводимая с иностранных языков на русский и наоборот.
В целом, литературное творчество имело довольно обширную нишу на страницах газеты «Возрождение». Однако не были единственным отражением культурной жизни русской эмиграции. В 30-е гг. на ее страницах начинает пользоваться популярностью тема кинематографа. Издатели газеты старались следить за новинками как европейского, так и советского кино. На страницы газеты постоянно появлялись статьи с новостями кино, основным содержанием которых становилась характеристика новых фильмов, а также появлялась информация о кинопремьерах. Была создана специальная постоянная рубрика «Новости кино», имевшая, как правило» иллюстративное сопровождение. Помимо этого, появлялась информация о русскоязычных режиссёрах, актеров, которые добились большой популярности за рубежом. И данная тенденция не исчерпала себя на протяжении всего существования газеты «Возрождения».
Не безразличной для русской эмиграции была и судьба советского кинематографа. Конечно, подобная информация на страницах газеты встречалась не часто, в основном по идеологическим соображениям, но определенной обзор данной области все равно велся. В большей степени руководство газеты интересовало именно европейское кино. Можно даже проследить определенное соперничество на страницах газеты между французской и американской киноиндустрией. Можно сказать, даже, что американские и французские фильмы стали частью культуры зарубежья и занимали значительное место в культуре эмиграции 1930-х гг. Они имели большое культурное влияние на представителей как старой эмиграции, так и на растущее поколение выехавших за рубеж.
Новости визуального искусства не ограничивались одним лишь кино, еще одной сферой искусства, которой посвящались небольшие обзоры или статьи конечно же являлась живопись. Причем в появляющихся небольших обзорах и статьях по данной тематике не стремились показать развитие отечественно искусства. Скорее на страницах газеты пытались рассказать о выдающихся выставках как иностранных, так и русских художников, можно сказать, что в рамках русской эмиграции за рубежом стирается грань между русским и зарубежным изобразительным искусством.
Таким образом, освещение кинематографа в газете «Возрождение» осуществлялось по нескольким направлениям: во-первых, обзор
деятельности русских актеров за рубежом; во-вторых, характеристика советского кино; в-третьих, обозрение иностранного кино и его роли в жизни русской эмиграции; и наконец, изобретение и использование новой техники в киноиндустрии. Менее скудным материалом оставалась живопись.
Совершенно другая картина складывалась ситуация с освещением балетного искусства на страницах газеты «Возрождение». Статьи данной области были обширны и касались многих выдающихся русских деятелей балета. Традиции и успех, заложенные еще «Русскими сезонами» С.П. Дягилева, нашли свое продолжение и после исчезновения Российской Империи. Творчество Дягилева продолжил его ученик Лифарь. Пользовавшийся огромной популярностью как среди эмигрантов, так и среди иностранцев русский балет, часто находил освещение на страницах газеты «Возрождение». Кроме балетного искусства в газете часто встречалась информация о театре, художественных выставок и музыкальных новостях. Новости театрального искусства в основном касались выступлений балета на театральной сцене.
На страницах «Возрождение» можно проследить начавшийся подъем в 30-е гг. музыкального искусства. Попадаются небольшие объявления, сообщающие о концертах, которые были посвящены юбилеям, праздникам детей и молодежи.
Творчество деятелей музыкального искусства находило свое отражение с разного ракурса. Помимо творческой их жизни встречалась информация и личного характера, отмечались их взлеты и падения в культурной жизни русской эмиграции. Подобная политика газеты обусловлена привлечением новых читателей.
Большое место на в газете «Возрождение» отводилось церковной жизни. Подобная тенденция характерна несколько угасает лишь в 30-е гг. В 20-е гг. основной темой в данной области являлась полемика метрополитаЕвлогия (Георгиевского), являвшегося до 1930 года митрополитом Западно-Европейкой епархии по назначению патриарха Тихона и митрополита Сергия (Стратогородского) - местоблюстителя патриаршего престола в России. В 30-е гг. из-за перехода Евлогия в экзархи Константинопольского патриарха, накал по данной теме в газете несколько утихает. Возможно, это связано с напряженной международной обстановкой в мире. Либо с переменой издательской линии газеты, где основной упор будет ставится на политические события, происходящие за рубежом и в Советской России.
В рамках которой с 1931 года часто начинают попадаться статьи, касающиеся положения русского духовенства и религии в СССР. Многие статьи имели броский, вызывающий характер, для привлечения внимания читателя.
Стоит сказать, что обзор церковной жизни в СССР редакцией газеты «Возрождение» велось периодически, далеко не все сведения о гонениях на церковь попали на страницы газеты, потому как во второй половине 30-х гг. газета выпускалась с перерывами, и как правило данные сведения не всегда предавались огласке в СССР. Основная линия газеты - против советской власти соблюдалось, тому подтверждения статьи, которые несли чисто антикоммунистический характер.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что так или иначе, газета «Возрождение» отражала если не все, то основные области культуры русской эмиграции. Безусловно, с течением времени менялся объем и количество статей, посвященной той или иной области культуры, происходил перенос внимания редакции к тем или иным отраслям, в зависимости от интересов читателей, политической обстановки в мире, а также личного видения развития газеты самими редакторами. Интерес к культуре русской эмиграции, отраженной на страницах газеты «Возрождение» связан прежде всего с продолжительным периодом существования данного периодического издания, а также большим охватом культурных направлений. В связи с этим невозможно проследить данные тенденции в рамках одного исследования, что требует продолжения изучения данной проблемы.
Изучая русскую эмиграцию, как феномен русской культуры за рубежом, стоит отметить, что географически, наибольшая концентрация переселенцев из советской России концентрировалась именно на территории Европы. Центрами, куда массово бежали противники новой власти, стали такие страны как Германия, Франция, Югославия, Чехословакия, Болгария и т.д. Основной поток изгнанников сосредоточился в таких городах, как Париж, Берлин, Прага. Но и в рамках этих стран, с течением времени происходило перераспределение русского населения.
В 30-х гг. ХХ в. для большинства беженцев стало характерно осознание невозможности возврата на родину, что стало причиной более системного подхода к сохранению национальной самобытности за рубежом, для передачи грядущим поколениям, на что были направлены все имеющиеся силы и возможности. Исключением не стали и основанные эмигрантами средства массовой информации.
Их обширный выбор, а также определенная популярность свидетельствует об определенной успешности ведения данной области. Конечно, далеко не вся периодическая печать выдерживала конкуренцию, и надолго оставалась востребованной, тем не менее издательский процесс эмиграции развивался, свидетельством чего является наличие долговременных изданий. Но и они не пережили временный приход фашистов к власти в Европе. Некоторые из них, такие как газета «Возрождение», исчезла совсем, другие пережили трансформацию и начали издаваться в США.
Культура русской эмиграция находила свое отражение во многих периодических изданиях, исключением не стара и газета «Возрождение», которая своими статьями и заметками пыталась охватить весь спектр культуры, и также отчасти использовалась для сохранения национальной самобытности.
Если рассматривать литературу, как область культуры, на страницах газеты «Возрождение» она имела довольно полное отражение. Литературная критика была в основном представлена литератором В.Ф. Ходасевичем, помимо него в этом же жанре пробовал себя Ю. Мандельштам, который сменил Ходасевича после его смерти и занимал данную нишу до исчезновения газеты. Данными статьями, редакция газеты знакомила читателя с новинками русской и иностранной литературы.
Кроме этого, освещались новости литературных журналов Советской России,таких как «Новый мир», «Красная новь», «Звезда». В «Возрождении» давалась оценка напечатанным произведениям в данной периодике.
Если говорить о постоянных литературных рубриках газеты «Возрождение»: «Библиография», «Россика», «Русские книги за рубежом», «Новинки иностранной литературы», то они, прежде всего, давали краткую характеристику литературной деятельности не только русского зарубежья, но и европейской литературы. Не без внимания оставалась и литература, переводимая с иностранных языков на русский и наоборот.
В целом, литературное творчество имело довольно обширную нишу на страницах газеты «Возрождение». Однако не были единственным отражением культурной жизни русской эмиграции. В 30-е гг. на ее страницах начинает пользоваться популярностью тема кинематографа. Издатели газеты старались следить за новинками как европейского, так и советского кино. На страницы газеты постоянно появлялись статьи с новостями кино, основным содержанием которых становилась характеристика новых фильмов, а также появлялась информация о кинопремьерах. Была создана специальная постоянная рубрика «Новости кино», имевшая, как правило» иллюстративное сопровождение. Помимо этого, появлялась информация о русскоязычных режиссёрах, актеров, которые добились большой популярности за рубежом. И данная тенденция не исчерпала себя на протяжении всего существования газеты «Возрождения».
Не безразличной для русской эмиграции была и судьба советского кинематографа. Конечно, подобная информация на страницах газеты встречалась не часто, в основном по идеологическим соображениям, но определенной обзор данной области все равно велся. В большей степени руководство газеты интересовало именно европейское кино. Можно даже проследить определенное соперничество на страницах газеты между французской и американской киноиндустрией. Можно сказать, даже, что американские и французские фильмы стали частью культуры зарубежья и занимали значительное место в культуре эмиграции 1930-х гг. Они имели большое культурное влияние на представителей как старой эмиграции, так и на растущее поколение выехавших за рубеж.
Новости визуального искусства не ограничивались одним лишь кино, еще одной сферой искусства, которой посвящались небольшие обзоры или статьи конечно же являлась живопись. Причем в появляющихся небольших обзорах и статьях по данной тематике не стремились показать развитие отечественно искусства. Скорее на страницах газеты пытались рассказать о выдающихся выставках как иностранных, так и русских художников, можно сказать, что в рамках русской эмиграции за рубежом стирается грань между русским и зарубежным изобразительным искусством.
Таким образом, освещение кинематографа в газете «Возрождение» осуществлялось по нескольким направлениям: во-первых, обзор
деятельности русских актеров за рубежом; во-вторых, характеристика советского кино; в-третьих, обозрение иностранного кино и его роли в жизни русской эмиграции; и наконец, изобретение и использование новой техники в киноиндустрии. Менее скудным материалом оставалась живопись.
Совершенно другая картина складывалась ситуация с освещением балетного искусства на страницах газеты «Возрождение». Статьи данной области были обширны и касались многих выдающихся русских деятелей балета. Традиции и успех, заложенные еще «Русскими сезонами» С.П. Дягилева, нашли свое продолжение и после исчезновения Российской Империи. Творчество Дягилева продолжил его ученик Лифарь. Пользовавшийся огромной популярностью как среди эмигрантов, так и среди иностранцев русский балет, часто находил освещение на страницах газеты «Возрождение». Кроме балетного искусства в газете часто встречалась информация о театре, художественных выставок и музыкальных новостях. Новости театрального искусства в основном касались выступлений балета на театральной сцене.
На страницах «Возрождение» можно проследить начавшийся подъем в 30-е гг. музыкального искусства. Попадаются небольшие объявления, сообщающие о концертах, которые были посвящены юбилеям, праздникам детей и молодежи.
Творчество деятелей музыкального искусства находило свое отражение с разного ракурса. Помимо творческой их жизни встречалась информация и личного характера, отмечались их взлеты и падения в культурной жизни русской эмиграции. Подобная политика газеты обусловлена привлечением новых читателей.
Большое место на в газете «Возрождение» отводилось церковной жизни. Подобная тенденция характерна несколько угасает лишь в 30-е гг. В 20-е гг. основной темой в данной области являлась полемика метрополитаЕвлогия (Георгиевского), являвшегося до 1930 года митрополитом Западно-Европейкой епархии по назначению патриарха Тихона и митрополита Сергия (Стратогородского) - местоблюстителя патриаршего престола в России. В 30-е гг. из-за перехода Евлогия в экзархи Константинопольского патриарха, накал по данной теме в газете несколько утихает. Возможно, это связано с напряженной международной обстановкой в мире. Либо с переменой издательской линии газеты, где основной упор будет ставится на политические события, происходящие за рубежом и в Советской России.
В рамках которой с 1931 года часто начинают попадаться статьи, касающиеся положения русского духовенства и религии в СССР. Многие статьи имели броский, вызывающий характер, для привлечения внимания читателя.
Стоит сказать, что обзор церковной жизни в СССР редакцией газеты «Возрождение» велось периодически, далеко не все сведения о гонениях на церковь попали на страницы газеты, потому как во второй половине 30-х гг. газета выпускалась с перерывами, и как правило данные сведения не всегда предавались огласке в СССР. Основная линия газеты - против советской власти соблюдалось, тому подтверждения статьи, которые несли чисто антикоммунистический характер.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что так или иначе, газета «Возрождение» отражала если не все, то основные области культуры русской эмиграции. Безусловно, с течением времени менялся объем и количество статей, посвященной той или иной области культуры, происходил перенос внимания редакции к тем или иным отраслям, в зависимости от интересов читателей, политической обстановки в мире, а также личного видения развития газеты самими редакторами. Интерес к культуре русской эмиграции, отраженной на страницах газеты «Возрождение» связан прежде всего с продолжительным периодом существования данного периодического издания, а также большим охватом культурных направлений. В связи с этим невозможно проследить данные тенденции в рамках одного исследования, что требует продолжения изучения данной проблемы.



