Введение 3
Глава I. Проблема коммуникации и факторов, обеспечивающих коммуникативные тенденции ....8
§1. Изучение коммуникативных процессов в психологии 8
§2. Изучение детерминант коммуникативного поведения в психологии.... 15
§3. Исследование "образа - Я" в психологии 23
§4. Операциональные единицы в социальной перцепции 34
Глава 2. Экспериментальное исследование факторов, определяющих
коммуникативные тенденции в системе личности 39
§1. Выявление групп, различающихся по уровню потребности в
коммуникации 39
§2. Определение объективных характеристик испытуемых 45
§3. Изучение представлений человека о собственных качествах и качествах
людей, составляющих окружение 54
§4. Выявление тенденций самооценивания личности 87
§5. Выявление особенностей социальной перцепции 97
Глава 3. Выделение факторов, влияющих на коммуникацию 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЯ 140
Актуальность темы. Интерес психологов к коммуникативной сфере личности объясняется стремлением исследователей решить ряд проблем, замыкающихся на коммуникации. В социокультурном плане остается центральной проблема коммуникации, обеспечивающей согласованность поведения отдельных личностей, а также социальных и этнических групп. В психологическом плане проблема преодоления замкнутости, закрытости личности также является одной из ведущих.
Внимание к этим проблемам задается потребностями общества в установлении или восстановлении связей между людьми для решения собственно общественных задач: социальных, политических, экономических. Данные потребности общества обусловлены наличием следующего ряда проблем, проявляющихся на уровне общества и отдельно взятой личности. Раскроем эти проблемы.
• В последнее время в Российской Федерации возникли многочисленные группы, противостоящие друг другу, замкнутые в своих концепциях. Для достижения консенсуса, необходимого для демократического управления страной, важно установление позитивной коммуникации.
• В системе образования возможность формирования коммуникативных связей между учителем и учеником остается острой проблемой, так как стремление к коммуникации остается либо односторонним, либо нерезультативным, поскольку не учитываются факторы, обеспечивающие реализацию этого стремления.
• Общая коммуникативная культура большого числа людей разных поколений, являясь недостаточной, затрудняет продуктивность установления связей, что приводит к общей невротизации граждан.
Все это свидетельствует о потребности общества в научной информации о закономерностях построения коммуникации, на основе
А
которой могут быть установлены контакты между людьми.
Сказанное позволяет нам заключить, что выделение факторов, определяющих коммуникативные тенденции, остается актуальной задачей, так как обеспечит возможность усиления тенденций к коммуникации, возможность управления коммуникативными процессами, что будет способствовать решению проблемы сближения людей и построения взаимоприемлемых отношений.
В психологической науке аспекты межличностной коммуникации уже исследовались рядом авторов: А.А.Брудный, Э.Д.Шукуров, Ю.А.Шерковин и др. Эти исследователи рассматривали семантические аспекты коммуникации, соотнесенность между отдельными смысловыми группами и принятие этих смысловых конструкций. Велись также исследования в рамках общей конструкции системы общения, в которых общение рассматривалось либо как деятельность, либо как самостоятельное явление (Г.А.Андреева,
А.А.Леонтьев, М.М.Лисина, А.В.Мудрик, Н.Н.Обозов, А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, Л.Б.Филонов). Отдельными авторами изучались процессы построения взаимоприемлемых и доверительных отношений (А.Г.Ковалев,
Н.Я.Гозман, Л.Р.Кричевский). Ряд авторов исследовали причины, вызывающие затруднения в общении и взаимодействии, в связи с возникновением психологических барьеров и психологических защит (Л.И.Божович, А.Д.Глоточкин, В.С.Мухина, М.С.Неймарк, Л.С.Славина). Исследовались также механизмы возникновения барьеров (Н.С.Алексеева,
З.А.Нолиу, Л.Б.Филонов). Выяснению природы коммуникативных процессов были посвящены исследования, направленные в основном на анализ мотивов возникновения конкретных тенденций. (Б.А.Сосновский, А.Н.Леонтьев, Ю.М.Орлов, В.К.Вилюнас, В.Г.Леонтьев).
Вместе с тем некоторые вопросы остались нерешенными: 1) каков набор качеств личности, вызывающий коммуникативные тенденции;2)каковы факторы, обеспечивающие реализацию этих тенденций.
5
С решением этих вопросов связана лишь работа Н. С. Ильенковой, которая выявила не связанные между собой факторы, вызывающие коммуникативную активность. Анализировались только большие и меньшие связи, определяющие, с одной стороны, активность, а с другой стороны, пассивность во взаимодействии и в системе коммуникации.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о целесообразности выделения факторов, определяющих коммуникативные тенденции в системе личности, в качестве объекта исследования, а особенности возникновения этих тенденций в качестве предмета исследования.
’ Цель исследования: выявление факторов, определяющих возникновение и становление коммуникативных тенденций.
Гипотеза исследования. Устойчивая коммуникативная тенденция возникает на разных мотивационных основаниях, усиливающих общую потребность в коммуникации. Коммуникативная тенденция развивается под влиянием сферы индивидуального сознания, обеспечивающего включение сочетаний личностных качеств для повышения эффективности формирования своих связей с социумом.
В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. По литературным источникам определить существующее состояние проблемы исследования коммуникации. Выделить наиболее перспективные линии анализа.
2. Провести эксперименты по разделению участвующих в опытах лиц на категории, значимые с точки зрения включенности и вовлеченности в общение.
3. Получить сведения о личностных свойствах испытуемых той же выборки для соотнесения в дальнейшем этих характеристик с определенными тенденциями.
4. Соотнести параметры измеряемых качеств для выявления связей и
6
зависимостей коммуникативной сферы с отдельными свойствами и качествами испытуемых.
5. Путем анализа устойчивых сочетаний связей между параметрами определить основные факторы, вызывающие коммуникативные тенденции.
Методическое обеспечение исследования. Наряду с общеизвестными методами изучения качеств личности (EPI, MMPI), использовались модифицированные варианты методик «Самооценки-самовыражения» (СО- СВ), «Соотнесенных качеств» (СК), применяемых в комплексных исследованиях, проводимых под руководством Л.Б.Филонова, а также варианты методик: «Общительность» - для определения уровня коммуникативности по объективным и субъективным показателям, «Чтение портрета», позволяющая выявить индивидуальные особенности испытуемых при анализе черт людей, запечатленных на фотографии.
Для обработки данных применялись методы прикладной статистики (частотный, корреляционный анализ).
Анализ литературных источников показал, что поиск факторов, обеспечивающих коммуникативную тенденцию, не включал анализ представлений людей о силе и слабости своих качеств.
Применение классификации личностных качеств по семантико-функциональному критерию для обработки данных, полученных с помощью диагностических методик, в которых в качестве стимула, либо результата обследования выступают операциональные единицы, расширяет
i
диагностические возможности этих методик, позволяя систематизировать материал для его статистической обработки.
Оказалось возможным выделение групп качеств наиболее привлекательных для людей исследуемой популяции. Привлекательными являются качества четырех блоков: построение отношений, свобода общения, эмоциональная устойчивость, деловая эффективность. Оценка выраженности этих качеств у другого человека определяет характер отношения к нему.
Выделены группы качеств (деловая эффективность, конвенциональность), о выраженности которых в первую очередь заявляют испытуемые. Выбор той или иной группы качеств для демонстрации является признаком сформировавшейся у личности тенденции.
Применение широко известных объективных диагностических методик позволило не только получить данные, имеющие критериальное значение по отношению к показателям других методик, входящих в диагностический блок, но и позволило выявить ряд закономерностей. Так, показатели высоко коммуникативных по методике MMPI свидетельствуют о низкой напряженности лиц этой группы, следовательно, коммуникативная деятельность снимает напряжение, оздоравливает личность.
Содержательный анализ отдельных шкал (гипомании - MMPI, экстраверсии - EPI), имеющих интегральный характер, позволил сделать
139
вывод о том, что интегративные параметры могут быть связаны с отдельной сферой реализации лишь частью своих компонентов.
Анализ данных по результатам исследования особенностей социальной перцепции показал, что сформированная коммуникативная тенденция проявляется и на перцептивном уровне, организуя поиск и выделение определенных личностных качеств у другого человека.
Примененные в исследовании методы позволили выделить специфические факторы, определяющие усиление коммуникативной тенденции.
Основные выводы исследования:
Коммуникативная тенденция является достаточно мощной, значимой для существования личности, поскольку именно в коммуникативном поле решаются многие индивидуальные проблемы.
Начало коммуникации связано с анализом характеристик другого человека на предмет возможностей развития с ним отношений и общения.
Всякая коммуникативная тенденция всегда означает включение личностных качеств индивида, определяющих конечную результативность реализации тенденции.
Факторами, усиливающими коммуникативные тенденции, являются:
- представление о силе выраженности качеств, способствующих преодолению препятствий;
- самооценка коммуникативных возможностей;
- приписывание коммуникативности социальному окружению.
Конвенциональность как стратегия установления коммуникации
оказывается слабо эффективной.
Возникшая коммуникативная тенденция может быть предметом коррекции со стороны ее сформировавшего индивида и может быть переструктурирована, если она недостаточно эффективна.
1. Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со
старшеклассниками: Дис. ... ^канкпсихол.наук. - М., 1989. - 238 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагогика,
1982.
3. Андреева Г.М. Процессы казуальной атрибуции в межличностных восприятиях. Вопр...., 1979, №6, с.26-37.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. - 324 с.
5. Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги расследования. Психологических журнал. 1992, Т. 13, №5, с. 12-25.
6. Артемова ЕЮ. Человек в субъективной семантике. М, 1980, 128 с. 7^Дртемова Е.Ю., Ковалев А.Г., Семмлет Н.В. Изображение как
инструмент измерения межличностных отношений. Вопр...., 1990, №2, с. 120-
125.
8. Артемова Е.Ю., Назарова Л.С. Об изучении перцентивных универсалий. Психология исследований. М, 1977, с.3-10.
9. Барабанщиков В.А., Кольцова В.А. Гуманизм, системность, общение. Психологический журнал. 1992, Т. 13, №3, с.6-13.
10. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психологии. - М., “Медицина”, 1976. - 186 с.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. /Общ. ред. М.С.Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.- 399 с.: ил.
12. Берн Э. Секс в человеческой любви: Пер. с англ. - М.: Изд. произв. об-е "ИКС", 1990. - 223 с.
141
13. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
14. Бодалёв А.А. Личность в общении: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
15. Бодалёв А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 188 с.
16. Божович Л.И., Славин Л.С., Ендовицкая Т.В. Психологическое изучение произвольного внимания // Вопросы психологии. - 1976. - №4. - С.115-127.
17. Брудный А.А. Мир общения. - Фр. 1977.
18. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. О соотношении языка, сознания и действительности. - Фр. 1972.
19. Брудный А.А. Сознание и понимание. - Фр. 1982.
20. Брудный А.А. Философско-методические проблемы теории общения. - Фр. 1982.
21. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. Вопросы психологии, 1993, №5. - С. 99-
105.
22. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения при общении. - М., 1983.
23. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Автор дисс. канд. псих. наук. - М., 1977.
24. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 1992.
25. Голдберг Л.С., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт. "Большая пятерка" докторов в английском и русском языках. Психологические журналы, 1993. Т. 14, №4., - С. 32-39.
26. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.: Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер с англ. /Общ. ред. и
142
послесл. Л.А.Петровской. - М.: Изд.группа "Прогресс", "Прогресс. Универс", 1995. - 336 с.: ил.
27. Дридзе Т.М. Психология общения. - Рига, 1979.
28. Дридзе Т.М. Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.,
1975.
29. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Наука, 1984.
30. Дьяконов Г.В. Психология первичного впечатления о другом человеке. Автор дисс. канд. псих. наук. - М., 1979.
31. Жуков Ю.М., Точность и дифференцированность межличностного восприятия. Автор дисс. канд. псих. наук. - М., 1981.
32. Залевская А.А. Психолингвистическое исследование принципов организации лексикона человека. - Л.3 1980.
33. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. - Вор.: Изд-во Вор. ун-та., 1990. - 208 с.
34. Зачесова И.А., Павлова Н.Д. Отражение в речи особенностей взаимодействия партнеров общения. Вопр. психол. 1990, №1, с. 136-139.
35. Зимняя И.А. Предметный план речевой деятельности. - Саратов,
1988.
36. Зимняя И.А. Проблемы речевой деятельности. - М. 1983.
37. Зимняя И.А. Психологический механизм порождения и восприятия