Введение
Глава 1. Розничная торговля как вид экономической деятельности
1.1. Понятие и этапы развития розничной торговли
1.2. Современное состояние и основные тенденции в развитии мировой розничной торговле
1.3. Стратегии выхода на зарубежный рынок
Выводы
Глава 2. Развитие рынка розничной торговли в Китае (1981 г. - по настоящее время)
2.1. Период 1981 - 1990 гг.: доминирование государственной собственности
2.2 Период 1991-2000 гг.: диверсификация розничной торговли
2.3. Присоединение к ВТО и его влияние на сферу розничной торговли
2.4. SWOT-анализ индустрии розничной торговли в КНР
Выводы
Глава 3. Выход иностранных розничных продавцов на китайский рынок в условиях его либерализации
3.1. Изменение условий деятельности на китайском рынке розничной торговли в результате выполнения обязательств в рамках ВТО
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В современных условиях розничные торговые предприятия КНР предоставляют диверсифицированный ассортимент продукции, предлагают все больше услуг, осуществляют деятельность в рамках различных форматов ритейла, активно взаимодействуют с ведущими мировыми розничными сетями и расширяют сферу своего влияния на зарубежных рынках. Тенденции в индустрии розничной торговли в Китае стали определять не только местные игроки. Зарубежные компании самым активным образом усиливают экспансию в этой области, напрямую воздействуя на изменение реальной картины. Длительный и еще незавершившийся процесс постепенной либерализации ритейла в Китае представляет интерес для многих исследователей. Его актуальность определяется несколькими моментами: во- первых, мы рассматриваем страну, которая с 2012 года и по сей день занимает второе место в мире по инвестиционной привлекательности; во-вторых, изучая особенности эволюции ритейла в КНР в условиях глобализации, мы определяем и общемировые тенденции в розничной сфере; в-третьих, анализируя результаты хозяйственной деятельности ведущих зарубежных лидеров ритейла на китайском рынке, мы можем предположить, что будет происходить в целом в крупнейшей экономике мира в ближайшее время; и, наконец, в-четвертых, рассматривая опыт ведения бизнеса иностранных розничных сетей в КНР, мы можем разработать оптимальную стратегию для российских ритейлеров, которые в последнее время активнейшим образом штурмуют Поднебесную.
Цель данной работы состоит в выявлении основных стратегий и условий развития иностранных розничных продавцов в Китае после его присоединения к ВТО.
Для достижения поставленной цели исследования автор считает необходимым решить следующие задачи:
1. рассмотреть становление мировой розничной торговли с исторической точки зрения;
2. определить основные тенденции развития глобального ритейла;
3. выявить главные причины интернационализации компаний и общие стратегии выхода на внешний рынок;
4. изучить основные этапы развития и тенденции розничной торговли в Китае;
5. рассмотреть эволюцию развития на китайском рынке ключевых групп иностранных розничных продавцов;
6. обозначить основные стратегии, применяемые зарубежными ритейл- компаниями на китайском рынке;
7. провести сравнительный анализ стратегий выхода иностранных компаний на китайский рынок ритейла для определения наиболее оптимального варианта.
Объектом данного исследования является розничная торговля Китая, а предметом - совокупность факторов, характеризующих данную отрасль экономики.
Основным методом, используемым при написании работы, является анализ научной литературы и журнальных статей по данному вопросу.
Методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных экономистов. В первую очередь следует упомянуть значимый труд д.э.н. Майкла Леви и д.э.н. Бартона А. Вейтца, «Основы розничной торговли». В книге подробно описано что представляет из себя розничный бизнес, рассмотрены различные форматы ритейла, дано определение такого понятия, как «потребительское поведение» и подвергнуты анализу рыночные стратегии в сфере розничной торговли. Неоценимый вклад в изучение данного вопроса внесла работа Монкина О.А. «Современные формы сбытовых структур в розничной торговле в зарубежных странах», в которой представлено множество статистических данных и ценных выводов. Нельзя не отметить работу Поповой Л.В. «Реформирование системы отношений собственности в КНР: институциональный анализ», в которой рассмотрены институциональные предпосылки реформирования отношений собственности в КНР в период экономической реформы (после 1978 г.).
Если говорить о периодических изданиях, то стоит отметить журнал «Вестник McKinsey. Теория и практика управления». В этом журнале собрана бесценная коллекция трудов российских и зарубежных экономистов, в число которых можно отнести статью Манакова Д., Газина Г. «Наука поглощений». Огромное значение для исследования имеет статья Серебренниковой О.В., которая была представлена на ХЫУ международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук»: «Розничная торговля: исторический аспект развития». В ней произведен обзор состояния мирового ритейла в различные исторические периоды, приведено большое количество статистических данных. Необходимо отметить, работу Платоновой Ю.О. «Детерминанты развития мировой и отечественной розничной торговли» в «Вестнике Самарского государственного экономического университета».
Литература зарубежных авторов стала основой данного исследования. Стоит начать с работы американского экономиста Филипа Котлера «Маркетинговый менеджмент» («Marketing management»), которую называют «Библией маркетинга». В ней описывается ситуация, присущая современной экономике, отмечается, что ее законы абсолютно отличаются от тех, что использовались в прошлом веке. Кроме того, здесь упоминается о задачах маркетинга, его концепциях, инструментах и понятиях. Далее можно выделить труд Нейла Хердона мл. и Гуйцзюнь Чжуана «Трансформация структуры конкуренции в розничной торговле Китая» («The transforming structure of competition in China’s retail industry»), который дает полное представление об изменениях, которые произошли на китайской рынке ритейла за последнее время.
Стоит отметить и китайских авторов, публикующих работы на английском языке. Гао Вана, Фей Лю и Си Лиу «Развитие розничной торговли в Китае 1981-2005 гг.» («The Development of the Retailing Industry in China 1981-2005»). Работа представляет собой подробное описание основных периодов становления ритейла в КНР, используя в качестве основы единую систему анализа различных экономических показателей.
Дополнительными информационными источниками данного исследования также явились и ряд электронных ресурсов: Всемирной торговой организации, консалтинговой компании Ernst&Young, аудиторской компании Deloitte.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы и заключения.
В основной части, состоящей из трех глав, которые в свою очередь подразделяются на небольшие параграфы, рассматривается в общих чертах: розничная торговля как один из основных видов экономической деятельности, основные этапы развития мировой розничной торговли, определяется периодизация становления ритейла в Китае, подвергаются анализу различные стадии трансформации китайской розничной торговли, приводятся статистические данные, предоставляется информация о стратегиях ведения хозяйственной деятельности иностранных розничных компаний в КНР и условиях, в которых они функционируют и т.д.
В заключении подводится итог проделанной работы, проводится анализ основных этапов работы.
Исследование развития розничной торговли в экономике отдельно взятой страны занимает одно из ключевых мест в экономической науке. Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.
Развитие современной мировой розничной торговли на данный момент определяется несколькими тенденциями. В первую очередь это ускорение процессов глобализации ритейла и выход на рынки развивающихся стран, что тесно связано с транснационализацией капитала. Сетевая торговля в полной мере помогает контролировать такой капитал. В целях расширения своего бизнеса и получения экономии от масштаба деятельности в розничной торговле сетевые операторы выходят на зарубежные рынки.
Еще одна тенденция развития мирового ритейла связана с бурно развивающими рынками стран Азии. Страны данного региона демонстрируют самые высокие показатели темпов экономического роста в мире. Большинство розничных продавцов и инвесторов среди прочих выделяют Индию и Китай.
Данное исследование позволяет подвести основные итоги трансформации ритейла в Китае, остановиться на главных его аспектах. На основании анализа ключевых этапов развития ритейла, мы делаем выводы, что его становление в КНР было длительным и постепенным процессом. Данное обстоятельство можно связать изменениями отношений собственности, которые происходили в аналогичный период. Основным драйвером изменений является присоединение к ВТО и дальнейшая либерализация экономики страны.
До вступления в ВТО в 1992 году Государственный Совет КНР впервые допускает иностранные инвестиции в сфере ритейла на экспериментальной основе в 6 крупнейших городов Китая, а также в 5 СЭЗ. Однако наложен ряд ограничений на деятельность иностранных розничных продавцов (географическая дистрибуция, форма собственности, формат розничной торговли, товарный ряд)
В июне 1999 года Госсовет провозглашает новую политику, в соответствии с которой иностранным розничным продавцам разрешается осуществлять хозяйственную деятельность во всех провинциальных центрах. Однако войти на китайский рынок они могут лишь путем создания совместных или кооперативных предприятий с допустимой долей их уставного капитала в 65%.
В 2001 году Китай вступает во Всемирную торговую организацию. На основании Соглашения с ВТО, КНР взял обязательство постепенно открывать рынок для иностранных розничных продавцов, что в дальнейшем поспособствовало активной экспансии зарубежных компаний.
В 2004 году после пересмотра некоторых статей Соглашения с ВТО, касающихся рассматриваемой индустрии, либерализация сферы розничной торговли в КНР достигла иного, более высокого уровня. Иностранным ритейлерам позволено вести хозяйственную деятельность на всей территории Китая и создавать розничные предприятия, находящиеся в их полной собственности. Кроме этого, с этого периода провинциальные власти получили право приятия решения в отношении доступа будущих зарубежных ритейлеров на провинциальный рынок (кроме предприятий со 100% иностранным капиталом).
Новый пересмотр в 2015 году статей, касающихся ПИИ в розничной торговле, привел к увеличения количество позиций в категории «поощряемые и ограничиваемые направления деятельности» и их сокращению в категории «запрещенные направления деятельности». Несмотря на то, что Китай с 2012 года по настоящий момент занимает второе место в мире по инвестиционной привлекательности и объемы зарубежных инвестиций действительно колоссальны, в 2016 году индекс ограничений на ПИИ у КНР был одним из самых высокий в сравнении с другими странами.
В будущем, судя по мировым трендам, ожидается дальнейшая либерализация экономики Китая в целом и сектора розничной торговли, в частности. Это может позволить иностранным игрокам занять более значительную долю рынка ритейла (на 2016 г. доля рынка иностранных компаний составляет всего 12% по объему продаж).
В Китае, благодаря градационному движению в сторону рынка, изменения внутри страны проходили не настолько болезненно, а результаты, которые мы видим в Китае сейчас, доказывают, что именно этот способ являлся наиболее приемлемым. Также можно сделать вывод, что постепенное развитие многоукладной экономки в КНР является исторически обоснованным. Только таким образом Китай мог преодолеть отсталость по многим показателями, решить множество социально-экономических проблем, повысить эффективность производства и т.д.
Говоря о тенденциях будущего развития розничной торговли в Китае, мы можем сделать несколько предположений. Во-первых, дальнейшее расширение сферы влияния иностранных ритейлеров и укрепление их позиций на рынке. Во- вторых, расширение деятельности будет происходить в основном за счет покупки или поглощения других торговых предприятий. В-третьих, сетевые магазины станут самым распространенным форматом торговых предприятий и будут служить организационной основой для последующего развития сектора.
В-четвертых, розничные продавцы будут руководствоваться инновационными подходами при ведении хозяйственной деятельность, уровень использования информационно-коммуникационных технологий значительно увеличится. И, наконец, рыночная концентрация будет стабильно повышаться, а конкуренция ужесточаться, что серьезным образом скажется на прибыльности торговых предприятий.
Для достижения цели работы, выявления основных стратегий и условий развития иностранных розничных продавцов в Китае после его присоединения к ВТО, в третьей главе рассмотрена эволюция развития основных групп розничных компаний на китайском рынке с целью определения наиболее успешных кейсов.
В данной работе определены две главные стратегии выхода на китайский рынок ритейла. Во-первых, значительная часть компаний используют франчайзинг, который позволяет легко адаптироваться к культурным особенностям страны и снижает финансовые риски иностранной сети. Данная стратегия в большей степени используется для открытия мелко- и среднеформатных торговых сетей и магазинов с непродовольственной продукцией.
Во-вторых, более крупные игроки создают дочерние предприятия на территории Китая, которые занимаются управлением торговой сети. Это позволяет им интегрировать собственную корпоративную культуру, а также более эффективно управлять сетью и расширять ее по всей территории Китая.
В работе был проведен сравнительный анализ отличительных особенностей стратегий иностранных розничных компаний, наиболее успешно оперирующих на рынке Китая. Анализ позволил выявить основные аспекты стратегий, которые позволяют реализовывать поставленные руководством компании задачи по интеграции на рынок КНР. Из основных отличительных показателей выбранных стратегий автором выделены: формат розничного магазина, категории реализуемых товаров и схема размещения магазинов сети.
Наиболее приемлемыми форматами розничных магазинов являются гипермаркет, супермаркет и специализированный магазин. В отношении категорий реализуемых товаров зарубежными ритейлерами, на сегодняшний день на рынке КНР наибольших успех имеют: товары широкого потребления и продукты, одежда, товары для дома и мебель.
Наконец, в своей стратегии компании выбирают формат размещения сети на территории страны. Существует два основных подхода: ориентация на крупные мегаполисы и открытие большого количества торговых точек в рамках нескольких городов, а также более масштабная географическая экспансия, которая позволяет обеспечить присутствие компании во всех регионах КНР.
1. Ковалев К.Ю., Уваров С. А., Щеглов П.Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. — СПб.: Питер, 2006.
2. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001.
3. Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. - СПб: Питер, 2009.
4. Монкин О.А. Современные формы сбытовых структур в розничной торговле в зарубежных странах [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд.эконом. наук (08.00.14) / Монкин Олег Александрович. -М., 2012.
5. Попова Л. В. Реформирование системы отношений собственности в КНР: институциональный анализ. СПб, 2011.
6. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
7. Сурвилло В. Г. Интернационализация крупных российских промышленных фирм: на примере компании «Русский алюминий» [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.14) / Сурвилло Владимир Геннадьевич. — СПб., 2003.
8. Amanda Yin, Barry Liu, Steve Shi. Suning: Strategic management. 2011.
9. Chinese Domestic Market Statistical Yearbook 1990. - Beijing: Chinese Statistical Publishing House, 1991.
10. Chinese Chain Store Statistical Yearbook 2006. - Beijing: Chinese Statistical Publishing House, 2007.
11. Gao Wang, Fei Lu, Xi Liu. The Development of the Retailing Industry in China 1981-2005. - Beijing, 2008.
12. Guijun Zhuang, Neil C. Herdon Jr., Joe Nan Zhou. The transforming structure of competition in China’s retail industry. - Philadelphia, 2003.
13. Henry Chin, Alan Chow. The case for China retail: issues and opportunities. - Parsippany, 2012.
14. Kotler F. Marketing management. - Upper Saddle River: Pearson Custom Publishing, 2022.
15. National Statistical Bureau. Chinese Commerce and Foreign Trade Statistical Materials 1998. - Beijing: Chinese Statistical Publishing House, 1999.
16. Shuguang Wang. China’s New Retail Economy: A Geographic Perspective. - UK: Routledge, 2014.
17. $^ВД. Suning $;^ЙДЖЖ - ЖЖ: ШИЖ±- 2006^. (Чэн Чжимин. Истинное значение развития Suning. - Пекин: China Machine Press. 2006).
18. $^ВД. ^W^I$**:WW - ЖЖ:Ф^ШШ±. 2011Ж. (Чэн Чжимин. Скрытая мощь Suning: инновационный маркетинг. - Пекин: CITIC. 2011).
19. $^ВД. ^Ж#О^Ж:«Ж» - ЖЖ:Ф^ШШ±. 2011Ж. (Чэн Чжимин. Скрытая мощь Suning: трудная дорога к информатизации. - Пекин: CITIC. 2011).
20. $^ВД. ^Ж#О^ШШ». - ЖЖ:Ф^ШШ±. 2011Ж. (Чэн Чжимин. Скрытая мощь Suning: мудрость построения организации. - Пекин: CITIC. 2011).
Статьи, опубликованные в сборнике, журнале, газете:
21. Беккер Е.И., Горностаева Ж.В. Развитие торговых розничных сетей в Российской Федерации//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011.№6.
22. Воловиков С. А., Илларионова С. А. Особенности российского рынка бытовой техники // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. №2.
23. Манаков Д., Газин Г. Наука поглощений // Вестник McKinsey. Теория и практика управления. 2003. №2(4).
24. Наварро К., Мартинес А., Рипсэм Т Большое влияние маленького формата: новая тенденция в розничной торговле/ Перевод Н. Коцюбы//Управление каналами дистрибуции. 2009. №2(18).
25. Перский Ю. К., Новикова П. В. Интернационализация российской компании: роль и задачи менеджеров // Вестник ПНИПУ Социально- экономические науки. 2012. № 16 (41).
26. Платонова Ю.О. Детерминанты развития мировой и отечественной розничной торговли // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. №2.
27. Платонова Ю.О. Современные тенденции развития розничной торговли // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. №3.
28. Подповетная Ю.В., Булгакова М.В. Анализ коммерческой деятельности крупных розничных сетей магазинов бытовой техники // Управление в современных системах. 2014. №4.
29. Серебренникова О.В. Розничная торговля: исторический аспект развития. // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. №6.
30. Стефанов П. Эффективная розничная торговля - важный фактор социальной стабильности. // Научно-технический журнал. 2010. №5.
31. Фетисова О.В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2009. №2(15).
32. Чан В. Л. Стратегии выхода компаний на новые внешние рынки // Молодой ученый. 2011. №7. Т.1.
33. Shuguang Wang. Foreign retailers in post-WTO China: stories of success and setbacks.// Asia Pacific Business Review. Vol.15. №1. January, 2009.
34. Yingchan Edwin Tang, Pui-Wan Ruby Lee. China retailing in transition - a dynamic and evolutionary perspective // PanPacific Management Review. 1998. №1(18)
35. ЭДЖВД. ^^^^^WWJ // Business Value. 2013 ^. №1. (Лю Сянмин.
Основные вехи Suning // Business Value. 2013. №1)
Интернет-ресурсы и электронные базы данных:
36. 5 главных тенденций мирового ритейла [Электронный ресурс] // Slon Magazine - онлайн-журнал об экономике и политике [сайт]. URL: http:// slon.ru/economics/5_glavnykh_tendentsiy_mirovogo_riteyla-846059.xhtml (дата обращения: 23.12.16)
37. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2015 году [Электронный ресурс] // Торговое представительство Российской Федерации в КНР [Сайт]. URL: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/ 3459cc1a-36d4-44d0-90d6-f62a4cc03848/Economics_China_2015.pdf (дата обращения: 30.01.17)
38. Компания Suning запускает Краудсорсинговую платформу, нацеленную на китайские стартапы [Электронный ресурс] // Портал крауд-сервисов [сайт]. URL:
http://crowdsourcing.ru/article/ kompaniya_suning_zapuskaet_kraudsorsingovuyu_platformu_nacelennuyu_na_kitajskie _startapy (дата обращения: 20.04.17)
39. Определение термина «Интернационализация» [Электронный ресурс] // Словарь «Академик» [Сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/1325/ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (дата обращения: 21.03.17)
40. Миллиарды в китайской сети [Электронный ресурс] // BRICS Business
Management [сайт]. URL: http://bricsmagazine.com/ru/articles/milliardy-v-
kitayskoy-seti (дата обращения: 13.12.16)
41. Мировая розничная торговля демонстрирует устойчивый рост [Электронный ресурс] // Журнал «Экономика и жизнь» Январь, 2015. №1 [сайт]. URL: http:// www.eg-online.ru/article/269008/(дата обращения: 09.04.17)
42. Мировой ритейл в цифрах и фактах // Журнал " Практика торговли". Январь, 2013. URL: http://www.retailmagazine.ru/article.php?numn=7241 (дата обращения: 09.01.17)
43. Рассвет электронной торговли в Китае [Электронный ресурс] // Вести Экономика [сайт] URL: http://www.vestifinance.ru/articles/27535/print(дата обращения: 07.02.17)
44. Свободные экономические зоны в Китае: современный этап развития [Электронный ресурс] // Синология.ру: история и культура Китая [сайт].
URL: http://www.synologia.ru/a/CBo6ogHbie_9KOHOMH4ecKHe_3OHbi_B_KHTae
(дата обращения: 25.12.16)
45. FDI Regulatory Restrictiveness Index [Электронный ресурс] // The Organisation for Economic Co-operation and Development [сайт] URL: http://www.oecd.org/ investment/fdiindex.htm (дата обращения: 11.04.17).
46. Три гиганта китайского интернета, которые намерены захватить мир [Электронный ресурс] // VC.ru[Сайт]. URL: https://vc.ru/p/china-it(дата обращения: 31.01.17)
47. Что такое ERP система? [Электронный ресурс] // ЦМД-софт [сайт] URL: http://www.cmdsoft.ru/information_systems/erp/what_is_erp_system/(дата обращения: 13.04.17).
48. Шакирова Э.Р. История развития розничной торговли. - C.2 [Электронный ресурс] // РЭУ им. Г.В. Плеханова Казанский институт [сайт]. URL: http:// kirgteu.com/nauchnaya_deyatelnost/kalendar_nauchnyh_meropriyatij/ internetkonferencii/ vserossijskaya_studencheskaya_nauchnaya_internetkonferenciya/ materialy_internet_konferencii/sekciya_1/1_shakirova/ (дата обращения: 05.01.17)
49. «2015 ^ФШ^^Ж5М»^Ж(ТОП 100 сетевых предприятий Китая 2015 г.) [Электронный ресурс] // China Chain Store &Franchise Association [сайт]. URL: https://www.fbicgroup.com/sites/default/files/ CCFA_2015_Top%20100_TL_160505.pdf (дата обращения: 26.01.17)
50. China Statistical Yearbook - 2001 [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics of China [сайт]. URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/ yearlydata/YB2001e/ml/indexE.htm (дата обращения: 22.12.16).
51. China Statistical Yearbook - 2016 [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics of China [сайт]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/ indexeh.htm (дата обращения: 23.12.16)
52. China’s Retail Revolution. Market Brief 2014 [Электронный ресурс] // Sovereign Group Resources Limited [Сайт]. URL: https:// www.sovereigngroup.com/downloads/ China_Retail_Revolution_Market_Brief_2014.pdf (дата обращения: 26.03.17)
53. Enterprise Resource Planning [Электронный ресурс] //Исследовательская и консалтинговая компания Garner [сайт]. URL: http://www.gartner.com/it- glossary/enterprise-resource-planning-erp/(дата обращения: 15.04.17).
54. IHS: Китай обойдет США по объему ВВП к 2024 году [Электронный ресурс] // Вести Экономика [сайт]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/46676/print(дата обращения: 30.12.16)
55. Microsoft и Suning договорились о сотрудничестве [Электронный ресурс] // All Nokia, мир мобильных [сайт]. URL: http://allnokia.ru/news/92709/(дата обращения: 01.05.17)
56. Protocols of accession for new members since 1995 [Электронный ресурс] // WTO [Сайт]. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/ completeacc_e.htm#chn (дата обращения: 04.04.17)
57. Rapid-growth markets [Электронный ресурс] // Ernst&Young [Сайт]. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Rapid-growth-markets-July- forecast-2014//EY-Rapid-growth-markets-July-forecast-2014.pdf(дата обращения: 24.04.17)
58. Retail 2020: Вся власть - покупателю. Установление связи с потребителем [Электронный ресурс] // Jones Lang LaSalle [сайт]. URL: http://www.jll.ru/ russia/ru-ru/исследования/46/retail-2020- вся - власть - покупателю - установление-связи-с-потребителем (дата обращения: 01.05.17)
59. Retail 2020: Выходя за рамки ритейла [Электронный ресурс] // Jones Lang LaSalle [сайт]. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/исследования/48/retail-2020- выходя-за-рамки-ритейла (дата обращения: 01.05.17)
60. Retail 2020: Золотая лихорадка в сети [Электронный ресурс] // Jones Lang LaSalle [сайт]. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/исследования/47/retail-2020- золотая-лихорадка-в-Сети (дата обращения: 01.05.17)
61. Retail 2020: Идеальный шторм? [Электронный ресурс] // Jones Lang LaSalle [сайт]. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/исследования/57/retail-2020- идеальный-шторм (дата обращения: 01.05.17)
62. Retail 2020: Идем на Восток [Электронный ресурс] // Jones Lang LaSalle [сайт]. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/HCMegoBaHHa/56/retail-2020-HgeM-Ha- восток (дата обращения: 01.02.17)
63. Retail 2020: Удобный шопинг [Электронный ресурс] // Jones Lang LaSalle [сайт]. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/исслeдoвaния/55/retail-2020- удобный-шопннг (дата обращения: 01.05.17)
64. Retail 2022: How the Economist Intelligence Unit sees the retail landscape changing over the next decade. - C.2 [Электронный ресурс] // Economist Intelligence Unit [сайт]. URL: http://www.acotex.org/wp-content/uploads/ Web20130212Como_sera_el_retail_en_2020.pdf (дата обращения: 23.12.16)
65. Retail in China: The Next Big Thing? [Электронный ресурс] // BRIC Stoplight China Retail Report 2011 [сайт]. URL: http://www.thomaswhite.com/pdf/bric- spotlight-report-china-retail-june-11.pdf(дата обращения: 18.02.17)
66. Retail market in China 2013 [Электронный ресурс] // Fung Business Intelligence Centre [сайт]. URL: http://www.funggroup.com/eng/knowledge/ research7china_dis_issue114.pdf (дата обращения: 26.01.17)
67. Spotlight on China Retail [Электронный ресурсф/Fung Business Intelligence
Centre [Сайт]. URL: https://www.fbicgroup.com/sites/default/files/
Spotlight%20on%20China%20Retail%20APR%2015.pdf (дата обращения: 31.01.17)
68. The Changing Face of Chinas Retail Market [Электронный ресурс] // The Fung Group [сайт]. URL: http://www.funggroup.com/eng/knowledge/research/ china_dis_issue120.pdf (дата обращения 14.03.17)
69. The 2016 Global Retail Development Index. Global Retail Expansion at a
Crossroads [Электронный ресурс|//A.T.Kearney Global Management Consulting Firm [Сайт]. URL: https://www.atkearney.com/documents/10192/8226719/
Global+Retail+Expansion+at+a+Crossroads-2016+GRDI.pdf/dc845ffc- fe28-4623-bdd4-b36f3a443787 (дата обращения: 31.01.17)
70. Walmart in China: Strategic Business Analysis [Электронный ресурс]// SlideShare [Сайт]. URL: http://www.slideshare.net/catjo1966/strategic-business- analysis-august-2011(дата обращения: 30.01.17)
71. World economic outlook database [Электронный ресурс] // International Monetary Fund [сайт]. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/01/ weodata/index.aspx (дата обращения: 29.12.16)
72. Ж^МЙЙЙ^^ЖМ^Ш^^Ж (Путь спасения Carrefour:om магазинов «шаговой доступности» до электронной коммерции) [Электронный ресурс]// Tencent [Сайт]. URL: http://sh.qq.Com/a/20150323/022382.htm(дата обращения: 30.01.17)