Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №72284

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие моторных функций и их формирование в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования моторных функций у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17
1.3. Современное состояние исследований и разработок в области
формирования моторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИЗИБОРДА 29
2.1. Изучение моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 2 9
2.2. Методические рекомендации по использованию бизиборда 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтобы повысить эффективность коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), следует затронуть проблему формирования моторных функций дошкольника с ОНР, которая очень актуальна, так как сформированная моторика играет важную роль в успешности речевого, когнитивного и психофизического развития ребенка.
Положение об исключительной роли двигательного анализатора в развитии высших психологических функций человека опираются на многочисленные данные отечественных и зарубежных исследователей. Исследования И.И. Сеченова, И.П. Павлова, А.А, Ухтомского, В.И. Бехтерева, М.М. Кольцова, Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.
Данные многих авторов показывают, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. Движение по данным М.М. Кольцовой рассматривается, как важнейший фактор в развитии обобщающей функции мозга. Главным двигательным центром является кора головного мозга.
Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений, где речь представлена высшим уровнем организации движений.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучал и подтвердил в своих исследованиях А.Р. Лурия. Считается, что активность речевого центра в левом полушарии обусловлена ведущей ролью руки в деятельности, в частности трудовой.
М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие затронули проблему развития артикуляционной моторики с целью развития речи и профилактики звукопроизношения.
В трудах М.М. Кольцовой и ее сотрудников и последователей экспериментально доказана и теоретически обоснована связь развития тонкой моторики руки с речью.
Исследования отечественных физиологов Т.Н. Андриевской, Л.В. Антаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой подтверждают связь развития рук с развитием мозга и показывают, что систематическая целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка.
Об отставании в развитии от нормы и неравномерном формировании моторных функций у детей с ОНР, упоминают в своих трудах Е.Г. Валяева, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович.
В.В. Цвынтарный отмечает ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с целым рядом других двигательных нарушений и, особенно, нарушений тонкой дифференцированной моторики пальцев рук у детей с ОНР.
Научный поиск путей оптимизации обучения детей с общим недоразвитием речи позволил ведущим ученым и специалистам показать, что коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции. Однако этот вопрос разработан недостаточно детально. Поэтому, необходимо оптимизировать средства и методы по формированию моторных функций, что простимулирует действие речевых зон головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.
В связи с вышесказанным, выбранную нами тему: «Формирование моторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи», можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
развивающей работе по формированию моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель работы: определить организационно-методические аспекты использования бизиборда в коррекционно-развивающей работе по формированию моторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности моторных функций.
Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа по
формированию моторных функций детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием бизиборда.
Гипотеза исследования: для детей с общим недоразвитием речи характерно, несформированность моторных функций.
Коррекционно-развивающая деятельность по формированию моторных функций у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективнее при выполнении следующих условий:
- включение в образовательный процесс и систематическое проведение;
- учет когнитивных и речевых особенностей старших дошкольников с ОНР;
- использование бизиборда, с учетом лексических тем, который реализует формирование моторных функций по всем направлениям.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
теоретически обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по использованию бизиборда в коррекционно-развивающей работе по формированию моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория тесной связи функций речи и моторной сферы ребенка В.М. Бехтерева, М.М.
Кольцовой, рефлекторная концепция И.М. Сеченова и И.П. Павлова положение о роли кинестетических ощущений, исследования Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой влияния тренировки движения пальцев на развитие речи и повышение работоспособности коры головного мозга, исследования в области психомоторного развития детей с ОНР (А.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина, М.М. Кольцова)
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научно-методической литературы по проблеме исследования); эмпирический метод: наблюдение, тестирование;
количественный и качественный анализ данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» города Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди детей старшего дошкольного возраста все чаще встречается речевое нарушение, как общее недоразвитие речи. Детям присуще: значительное отставание в развитии тонкой моторики рук, общая, артикуляционная и мимическая моторика недостаточно сформированы (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарской, Ю.В. Герасименко, В.А. Киселева, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, М.А. Поваляева, А.В. Семенович и др.).
Важность изучения моторных функций у детей с нарушениями речи связана тем, что речь тесно связана с определенным уровнем развития моторики (М. Аксенова, В.М. Бехтерев М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, Л.В. Фомина и др.).
Исследованию моторики у детей с общим недоразвитием речи посвящены работы Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарской, Ю.В. Герасименко, В.А. Киселева, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, М.А. Поваляева, А.В. Семенович и др.
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному вопросу позволил установить, что моторная и речевая функции параллельны, зависимы и взаимосвязаны в своем развитии. Развитие моторных функций является важным фактором, который стимулирует развитие речи, познавательной деятельности и психики.
Проведенное нами изучение моторных функций старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволило констатировать, что большинство детей (60 %), относятся к критической группе,
характеризующейся:
1. Недостаточной сформированностью общей, мелкой и артикуляционной моторики (низкие показатели выполнения заданий). При обследовании произвольной мимической моторики дети показали высокие и средние результаты.
2. Особенности общей моторики проявлялись в неловкости, трудностях выполнения заданий по словесной инструкции, недостаточной точности, плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, медленном темпе выполнения заданий, быстрой утомляемости.
3. Особенности артикуляционной моторики проявлялись в не выдерживание большинства артикуляционных поз в течение заданного счета, изменении объема, силы и точности движений, несформированности орального праксиса, наличие синкинезий.
4. Особенности мелкой моторики проявлялись в трудности и плавности воспроизведения предложенных движений, медленном темпе выполнения заданий, наличии добавочных движений, персевераций, перестановок.
Результаты практического исследования показали, что у старших дошкольников с ОНР имеются свойственные данной форме нарушения в формировании моторных функций.
В связи с этим возникла потребность в разработке методических рекомендаций по формированию моторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и использованием бизиборда, которые могут быть полезны логопедам-практикам для совершенствования коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у старших дошкольников с ОНР. Ведь максимально эффективная коррекционно-развивающая работа будет возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению.



1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: Учеб. Пособие / М.К. Акимова - СПб.: Питер, 2005. - 303 с.
2. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст]: Метод. пособие / Е.А. Алябьева — М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа [Текст] / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ, 2007 - 780с.
5. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2008 - 304 с.
6. Бадалян, Л.О. Детская неврология [Текст]: Учеб. пособие / Л.О.Бадалян. - 4-е изд. - М.: МЕДпресс информ, 2016 - 608 с.
7. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие/ Г.В. Бабина. - М., 2012 [Электронный ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru /. (дата обращения 20.10.2017)
8. Бернштейн, И.А. О построении движения [Текст] / И.А. Бернштейн - М.: Просвещение, 2005 - 213 с.
9. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: Методическое пособие / Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
10. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с
биоэнергопластикой. [Текст] / Р.Г. Бушлякова - М.: Детство-Пресс, 2011 - 156 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А.Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 -144с.
12. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л. С. Волкова. - М.: Знание, 2010. - 215 с.
13. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. завед./ Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2002. - 272 с.
14. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т.В. Волосовец,, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др — М.: Академия, 2000 г. - 200 с.
15. Воробьева, Т.А. Мяч и речь. [Текст] / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук — СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.
16. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т. Г. Визель.- М.:АСТ: Транзиткнига, 2005. - 384с.
17. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст]: Библиотека практикующего логопеда. - М.: Знание, 2007. - 450 с
18. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 2¬е изд., перераб. - М.: Академия, 2002 - 272 с.
19. Дудьев, В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология [Текст] / В.П. Дудьев. - Барнаул: БГПУ, 2005. - 359 с.
20. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда [Текст] /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. - 320 с.
21.Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений: избранные психологические труды, том 2 [Текст] / А.В. Запорожец. - Москва: Педагогика, 1999. - 296 с.
22. Зиновьева, Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по
системе Монтессори [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 156-158. — URL
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/144/6491/ (дата обращения:
13.05.2018
23. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов [Текст] / Е.П. Ильин. — Спб: Питер, 2003. — 384с
24. Киселева, В.А. Развитие тонкой моторики [Текст]: Дошкольное
воспитиние / В.А. Киселева. — М.: Чистые пруды, 2006. — №1.-
с.12-14
25. Костылева, Н.Ю.Покажи и расскажи [Текст] / Н.Ю. Костылева. — М.:ТЦ СФЕРА, 2007. — 62 с.
26. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст] / М.М. Кольцова - М.: Педагогика, 2005. - 143 с.
27. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]/ М.М. Кольцова, М.С. Рузина — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.
28. Коноваленко, С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы
коррекционной логопедической работы с детьми [Текст] / С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. — М.:«ГНОМ»,2013. — 32с.
29. Кононова, Е.А. Основы развития психомоторики у дошкольников //
Наука и образование: открытия, перспективы, имена. - 2015. - № 4; [Электронный ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://www.nauobraz.esrae.ru/28-161 /. (дата
обращения 1.11.2017).
30. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн.заведений. [Текст]/ Б. П. Пузанова. - М.: 2014.-268c.
31. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика [Текст]: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, - СПб.: Корона. Век, 2016. - 80 с.
32. Левина, Р.Е. Основы теории логопедии [Текст]: Учеб. Пособие для учителей / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
33. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст]/ Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Питер, 2001. - 190 с.
34. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при
локальных поражениях мозга [Текст] / А.Р. Лурия. - М.,
Академический проект, 2000. - 356 с.
35. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст]/ Г.А. Любина, О.В. Желонкина// Дошкольное воспитание. - 2003 - №4 - С. 32-36
36. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР [Текст]/ М. Волосовец. - М.: Знание, 2009. - 260 с.
37. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст]: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
38. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]/ М.А. Поваляева - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002- 448 с.
39. Серебрякова, Н.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы [Текст]/ Е.А. Каралашвили. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.
40. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. [Текст] / А.В. Семенович - М.: Академия, 2002 - 232 с.
41. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга. [Текст] / И.М.Сеченов // Избранные произведения. - М., 2010. - 509 с.
42. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]: Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Дана, 2008. - 550 с.
43. Учебно-практическое пособие по дисциплине «Основы логопедии с
практикумом по звукопроизношению» / О.М. Морозова. -
Челябинск, 2009 -28 с. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https: //infourok.ru/uchebno-
prakticheskoe posobie k discipline osnovy logopedii s praktikumom po zvukoproiznosheniyu-358804.htm (дата обращения: 20.10.2017).
44. Филичева, Т.Б., Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: Кн. для логопеда [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М.: Знание, 2009. - 280 с.
45. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии: Учебное пособие [Текст] / О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М.: Эскимо, 2015. - 320 с.
46. Фисенко, М.А. Подготовка руки к письму. Подготовительная группа [Текст] /М.А. Фисенко. - Волгоград: Корифей, 2009 - 96 с.
47. Фомина, Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. Проблемы речи и психолингвистики. [Текст] /Л.В. Фомина. - М.: МГПИИЯ, 2006 - 90 с.
48. Фомичева, М.В. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения. [Текст]: практикум по логопедии /
М.В.Фомичева. - М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,1989. - 239 с.
49. Хризман, Т.П. Об отношении ассоциативных зон коры головного мозга к организации сложной произвольной деятельности у детей от 1 года до 4 лет по данным ЭЭГ. Тезисы 5-го научного совещания. [Текст] / Хризман Т.П. - Л.: 1997. - С. 11-13.
50. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками - развиваем речь [Текст] / В.В. Цвынтарный, - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. - 32с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ