Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИАЛОГ Е.Х. ГОНАТАСА И Д.П. ПАПАДИЦАСА

Работа №72261

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Биографическая справка (дружеский литературный круг) 8
Глава 2. Поэтический диалог 19
Глава 3. Работа над журналом «Проти Или» 33
3.1. Содержание журнала 33
3.2. Типография братьев Тарусопулосов 41
3.3. Подготовка третьего номера «Проти Или» 44
Глава 4. Тексты «Проти Или» как поиск решения языкового вопроса 48
Заключение 66
Библиография 68
Приложение 1

Настоящая работа посвящена творчеству и дружбе двух греческих поэтов, переводчиков и издателей второй половины XX века: Димитриса П. Пападицаса (1922-1987) и Эпаминондаса Х. Гонатаса (1924-2006). Заголовок «Поэтика экзистенциализма» представляется в данном случае оправданным. Экзистенциализм возникает как ответ на вызов рационализма и следствие неуверенности человека в завтрашнем дне, потери веры в прогресс. «В экзистенциализме начала - середины ХХ века разрыв человека с человечеством обретает этико-психологические очертания - как неизбывное одиночество индивида, невозможность общения, бессмысленность бытия, кризис "сущностной, родовой" основы личности» [Эпштейн 1998]. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности [Гайденко 2010].
Герои нашего повествования, юность которых выпала на самые драматические годы истории Новой Греции, в полной мере осознают хрупкость и драматичность бытия, зыбкость границы между объектом и субъектом, действительностью и сном. Им все же удается найти свой собственный путь преодоления - но для них экзистенция, прежде всего, находит свое воплощение в языковом созидании, в поэтических прорывах, причем в этом контексте собственное творчество для них нисколько не менее значимо, чем голоса их талантливых предшественников и современников. Кроме того, как будет показано в работе, антидотом трагической реальности служит в описываемой ситуации диалог. Гонатас и Пападицас обращаются к диалогу как способу выживания, как некой архетипической модели общения прекрасной античности. И снова речь идет о диалоге и с близким другом и современником, и с Иоанном Мосхом, писавшим в VI веке.
Целью настоящего исследования является раскрытие их творческой позиции посредством подробного рассмотрения их диалога и сотрудничества. Важным результатом дружбы двух литераторов был выпуск двух номеров журнала «Проти Или» - в работе будет сделана попытка доказать, что эти два роскошных шедевра типографского искусства являлись не случайной подборкой текстов, отражающих вкусы издателей, а продуманным ответом на вызов греческого языкового вопроса. В сущности, журнал «Проти Или» действительно предвосхищал становление греческого языкового стандарта. С точки зрения авторов, языковое будущее Греции - не минималистский извод димотики, а опора на наиболее выдающиеся памятники - явление, которое в современном греческом определяется как языковое разнообразие
Исследование ставит перед собой следующие задачи:
- анализ специфики творческого диалога Э. Гонатаса и Д. Пападицаса и попытка определения их философской и идеологической позиции,
- изучение истории создания журнала и анализ его содержания с последующим введением в научный обиход его материалов,
-изучение возможного влияния журнала на становление литературной нормы греческого языка и динамику литературного процесса Греции ,
- изучение влияния периода 50-х - 60-х гг. на их последующую деятельность.
Диалог Пападицаса и Гонатаса, как кажется, архетипически восходит к древней традиции греческих диалогов. В одном из своих писем Гонатасу Пападицас пишет:
«...II tpi/ia nou vi®0® yia usva elvai кап то ло/л') i;;po, лерюоОтеро ало ад;;«ф1ко, кат1 uav а’т10ш1] Oavarou...»
«.Дружеские чувства, которые я испытываю к тебе, это нечто святое, превосходящее родственные, братские отношения. Некая форма противостояния смерти.» [Ilanadiroa; 2000: 70].
Они с большим вниманием и любовью относились к творчеству друг друга, обменивались мнениями и прислушивались к дружеским советам. Часто Гонатас был первым, кому Пападицас доверял читать свои произведения в процессе работы над ними:
«Novia рои, 0еХш va рои ypayeic; ареошд. Де 0еХш aXX®v eviunooeig, av еддршо) TOV HanaTOovp».
«Нондас, я хочу, чтобы ты сразу же мне ответил. Меня не волнуют мнения других, мне важен ты - и Папацонис» [ 1 lanaSiroag 2000: 50].
Это общение действительно сыграло очень важную роль в их биографии и помогло им в обретении своего творческого пути. Результатом этого общения стало основание в 1959 году совместного издательства «Проти Или» и одноименного журнала «Проти Или / Поэтические тексты». Этот журнал стал некоторым пространством, в котором были созданы условия для ведения литературного диалога посредством публикации текстов и комментариев к ним. Там же были впервые опубликованы некоторые произведения самих авторов. Существующие на сегодняшний день исследования, посвященные Пападицасу [AvayvooTaKp 1980], [Kapaviovpg 1981], [AaSia 1983, 1988] и Гонатасу [Apnau^onouXoH 1980, 2000], обращают основное внимание на их индивидуальное творчество, упоминая лишь вскользь об их дружбе и совместной работе, сыгравшей крайне важную роль в их становлении. Поэтому представляется важным обратиться к этому журналу, в котором нашли своё отражение все стороны их литературной деятельности: поэтическое творчество, переводы и издательское дело, что поможет понять характер диалога двух авторов и их творческую позицию. Ещё одним важным источником по этой теме являются письма Димитриса Пападицаса своему другу, написанные в 1960-1965 гг. и опубликованные в книге «Пиши мне даже на ходу» в 2000 году. В них, помимо всего прочего, присутствуют комментарии Пападицаса произведений Гонатаса и его собственных, что позволяет читателю заглянуть в их творческую мастерскую. К сожалению, ответных писем Э. Гонатаса не сохранилось, но его письма другим литераторам подробно описывают процесс подготовки журнала.
Основное внимание в исследовании уделено временному промежутку с конца 50-х по начало 60-х гг., переломному моменту в творчестве Э. Гонатаса и Д. Пападицаса. Если их ранние работы, так или иначе, создавались под впечатлением от исторических событий и атмосферы эпохи Второй Мировой и Гражданской войны, то с этих пор они пытались найти новую основу для своего творчества. Пападицас осознаёт своё высокое призвание как поэт и разрабатывает собственную концепцию «новой поэзии», которую позднее охарактеризует как «поэзию, раскрывающую высшие смыслы» («логрор алокаХнлнкр иу/рло'»’ voppairov»), способную вознести человека над безвыходностью положения, тревогой и отчаянием и помочь ему понять божественное [Пала51тоад 1997: 161-168]. Подобному осознанию своей роли способствовало посещение Пещеры Апокалипсиса на острове Патмос. После этого путешествия Пападицас создаёт пространное поэтическое произведение «На Патмосе», которое стало воплощением идеи «апокалипсической поэзии». Поэт в данном случае следует классической модели экзистенциального поведения - на грани жизни и смерти человек, в соотвествии с этой моделью, обретает новые возможности и изменения интуитивного прозрения. Эпаминондас Гонтас, балансирующий до сих пор на грани поэзии и прозы, всё больше склоняется в сторону прозы.
Структура работы
Исследование состоит из введения, определяющего его цель и основные задачи, четырёх глав и заключения. Первая глава посвящена краткому описанию биографии литераторов на фоне исторических событий и атмосферы эпохи. Особое внимание уделяется кругу их общения. Во второй главе предлагается сравнение их творчества и творческих механизмов. Третья глава представляет собой исследование истории создания литературного журнала «Проти Или». Четвёртая глава посвящена рассмотрению его содержания, которое предлагается воспринимать сквозь призму диалога. В диалог вступают не только его создатели, но и сами тексты разных эпох и авторов, помещённые в журнале. Большое внимание уделено вопросу о языке и решению греческого языкового вопроса посредством публикуемых в журнале текстов. В приложении к исследованию представлены иллюстрации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы было показать важность и своеобразие диалога, развернувшегося на страницах журнала «Проти Или» и в жизни двух выдающихся литераторов - Димитриса Пападицаса и Эпаминондаса Гонатаса. В фокусе нашего внимания были годы созидания, когда выпускался журнал (конец 50-х - начало 60-х гг.) Становление героев происходило в контексте самого драматического и периода истории Греции - оккупация, жестокая кражданская война, потрясшая до основания греческое общество, когда впервые за тысячелетия брат шел на брата. В соответствии с философией экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию» человек должен оказаться именно в такой, пограничной ситуации. Только таким образом можно достичь «интимного» понимания мира [Гайденко 2010]. Экзистенциальный опыт, «понимание», по Хайдеггеру, с точки зрения наших героев возможно лишь через языковое осмысление. А самой близкой для них формой языкового выражения становится диалог (вряд ли при этом они имели в виду концепцию диалога М.М. Бахтина, хотя в действительности их диалог - прекрасное подтверждение этой идеи диалогичности мироздания). Мы попытались максимально полно воспроизвести настроение эпохи, исторический контекст, воссоздать значимые детали биографий наших героев для того, чтобы достаточно аргументированно обосновать наш главный тезис - два роскошных тома иллюстрированного журнала Проти Или, представляющие собой шедевр типографского искусства, никак не связаны со стилистикой и риторикой Башни из слоновой кости. Скорее, это интересный пример постмодернистского каталога, причем речь здесь не идет о случайном наборе примеров, а о продуманном с железной логикой каталоге прецедентов. Пападицас и Гонатас предлагают ряд решений для мучавшего Грецию на протяжении длительного времени (конец XIX и большая часть XX вв.) языкового вопроса.
Они, так же, как и гениальный Дионисий Соломос думают в данном случае только «о свободе и языке», и так же ясно понимают значимость этой свободы и возможность ее воплощения - через языковую свободу. Они предлагают решение, по которому Греция пыталась идти много раз - путь «языкового разнообразия», у/тоооткр логкШа. Мы можем констатировать, что сегодня Греция действительно обладает невероятно широким диапазоном возможностей для выражения одной и той же мысли. Это связано не только с богатой палитрой регистров, но, главным образом, с тем, что диахрония греческого языка продолжает существовать и проявляться в синхронии.
В результате проделанной работы в научный обиход были введены материалы журнала «Проти Или». Следует оговориться, что в данном случае речь идет о довольно специфическом издании, которое фактически представляет собой диалог двух литераторов, некоторую проекцию их доверительной дружеской беседы. Очевидным отличием анализируемого журнала является то, что круг его создателей ограничен двумя собеседниками - кажется, что в данном случае форма журнала воспринималась ими как некий создаваемый ими жанр, который в то же самое время является продолжением классической формы, введенной в обиход в Древней Греции и прославившей греков - а именно диалога.
В исследовании было показано, что рассматриваемый журнал можно определить как вариант диалога. Представляется, что нам удалось обосновать данный тезис.



Гоуатад Е.Х. - Пала31тоад Д.П. Прштц 'Y/ц / Пощтжа Kstpsva. A0pva: Прштц ТХц 1959.
rovaiag Е.Х. - Пала31тоад Д.П. Прштц Y/ц / Пощтжа Kslpsva [2]. A0^va: Прштц Y/ц, 1961.
rovaiag 1994 - rovaiag Е.Х. SuvSvxsu^q отр MiKeXa ХартоиХарц // Ta Nea, AOpva, 4 1оиу(ои 1994. S. 13-16.
Готато.д 2003 - Гоуатйд Е.Х. Хит;;ут;;идц отцу AvacTO.cia NaToiva // Дкфш.'), теи/од 444. AOpva: 2003. S. 70-80.
Го¥атйд 2007 - Го¥атйд Е.Х. ЕлтотоХц OTOV NIKDЕyyov6лouХo // КатаХоуод 23. ЕкЗооек; «Хпурц». AOpva, 2007. S. 37-41.
Го¥атйд 2007а - Го¥атйд Е.Х. ЕлтотоХц опр’ Alps Млха1К(ют;;’ // КатаХоуод
23. ЕкЗооек; «Хпурц». AOpva, 2007. S. 44-50.
Го¥атйд 2009 - Го¥атйд Е.Х. ЕлтотоХц OTOV№ко Ка%т(тоц // КатаХоуод 24. ЕкЗооек; «Хпурц». AOpva, 2009. S. 47-51.
Гоп/тад 2009 - Гоп/тад Е.Х. То 0ара0ро. AOpva: Прштц YХц, 1963.
Пала31тоад 1985 - Пала31тоад Д.П. Xuу;;ут;;uqp a^v Мар(а Троилакц // Дшра^ш теп/од 133, A0^va: 1985. S. 138-144.
Пала31тоад 1989 - Пала31тоад Д.П. Пд ЗТеоолтрои. A0^va: AотрoХаPog / BuOtivq, 1989.
Пала31тоад 2000 - Пала31тоад Д.П. Na рои урафе1д, еотш ка1 PaЗ^Zovтag. ЕлтотоХед OTOVЕ.Х. ^vara 1960-1965. A0^va: ЕкЗооегд Патакц, 2000.
Пала31тоад 2000 - Пала31тоад Д.П. По(цоц. A0^va: Меуад AотрoХаPog / Е^^ц, 1997.
Wols 2003 - Wols Пофрата ка1 арорторо! / акоиареХед, o%e3ia, рштоураршд (лароио(аоц - ретарраоц Е.Х. Гovaтаg). A0^va: Хтг/рр, 2003.
Использованная литература
Browning 1983 - Browning R. Medieval and Modern Greek. Cambridge:
Cambridge University Press, 1983.
Hesseling, Pernot 1913 - Hesselind D.C., Pernot H. Eporonaiyvia / Bibliotheque Grecque Vulgaire, T.10. Paris, Athenes: 1913.
Horrocks 1997 - Horrocks G. Greek: A History of the Language and its Speakers. New York: Longman, 1997.
Pinthus 1920 - Pinthus K. Menschheits Dammerung / Symphonie jungster Dichtung. Berlin: Ernst Rowohlt Verlag, 1920.
Mackridge 2010 - Mackridge P. H naveXXpvia npopopiKp yX®ooa, o Popeiog povpriopog Kai TO SpporiKo rpayouSi // Euruyiopog: Lipp orov EparooOsvp Г. Kayopsvo. loavviva: Haveniorppio loavvivov, 2010. E. 339-349.
Peri 1999 - Peri M. Tou noOou appoorppsvog / larpiKp Kai Hoipop orov EporoKpiro. HpaKxeio: naveniorppiaKeg EKSooeig Kpprpg, 1999.
Vitti 1997 - Vitti M. H yevia rou Tpiavra. ISeoXoyia Kai poppp. AOpva: Epppg, 1977.
Wagner 1879 - Wagner W. Das ABC der Liebe. Eine Sammlung Rodischer Liebeslieder. Leipzig, 1879.
ApnarZononXou 1980 - ApnarZononXou Ф. . ..Sev avOioav paraiog. AvOoXoyia uneppeaXiopon. AOpva: NepeXp, 1980. E. 71-77.
ApnarZononXou 2000 - ApnarZononXou Ф. H ypapp Kai p Paoavog: gprppara XoyorexviKpg avanapaoraopg. AOpva: NepeXp, 2000. E. 84-100.
AvayvooraKp 1980 - AvayvooraKp N. MayiKeg eiKoveg: BaKaXo, Ea/ronppg, HanaSiroag, Knpou, Eepeppg, Neorepeg raoeig orpv ne^oypapia, Senrepp SK8oop. AOpva: NepeXp, 1980. E. 44-75.
EyyovonouXog 1977 - EyyovonouXog N. Hoippara A'. AOpva: 'iKapog, 1977.
Kapavr®vpg 1981 - Kapavr®vpg A. 1 IpooconiKo pe rpv noipop rou
А.П. HanaSiroa. Avapopeg orov uneppeaXiopo. AOpva: Ev®op, 1981.
КаоЗауХрд 1990 - КаоЗауХрд Е. X. То ауХаотеууо тилоурарею ТШУ аЗеХршу ТароиоолоиХои. A0pva: Аура, 1990.
АаЗш 1983 - ЛаЗю. Е. Погртед ка1 аруаю ЕХХаЗа (EiKeXiavog - Еереррд - ПалаЗ1тоад). A0pva: Oi екЗоощд i®v p(X®v, 1983. S. 95-157.
Ла.Зю. 1988 - Ла.Зю Е. Вю%роvоyрaф^a тои А.П. ПалаЗ1тоа // 1 кшкрсох’ю. уш TOVА.П. ПалаЗ1тоа, Тетра.Зю. «ЕиОихрд», т;;0у. 28, А0^а: 1988. S. 215-218.
Макррд 1986 - Макррд Г.В. Гралта (еюаушугко орршшца - appeiAaeig - елше/шю. Е.Х. Гоvaтag). А0^а: ВlpXюлшX£^оv трд «Еот(ад», 1986.
Еаутоиррд 2000 - Еаутоиррд М. Поюд штат о терХод Хауод / ЕцуорШед. А0ф>а: екЗоошд Каотатиэтр А.Е., 2000.
ХафрРаойеюи 1992 - ХафрРаойеюи В. М1Хтод Еаутоиррд / Н ларакатц/р тои илерреа/тоцои. А0^а: Вф/лолсоХеют трд «Еот(ад», 1992.
Хрротакрд 1992 - Хрротакрд Л. Ги.оруод Макррд / Ефаоте ПроаууеХог тои Хаоид (ОЗруод атаутюрюрд кгтршшх' лроосоло»’ 1). A0рva: Хаод &
КоиХтобра, 1992.
Гайденко 2010 - Гайденко П.П. Экзистенциализм // Новая философская энциклопедия, 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
Елоева 1992 - Елоева Ф.А. Введение в новогреческую филологию: Учеб. пособие. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1992.
Елоева 2014 - Елоева Ф.А., Емельянов В.В. Кафаревуса в современной новогреческой литературе - лингвистический эксперимент или отражение диахронии? К истории шумер. Anzil: орфография, семантика, этимология // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVIII / Отв. редактор Н.Н. Казанский. СПб.: Наука, 2014. С. 268-275.
Кисилиер 2011 - Кисилиер М.Л. Местоименные клитики в «Луге Духовном» Иоанна Мосха. СПб: Нестор-История, 2011.
Кисилиер, Федченко 2014 - Кисилиер М.Л., Федченко В.В. О языке
новогреческой литературы // Acta Linguastica Petropolitana. Труды
института лингвистических исследований. Т. VII, ч.1. Отв. редактор Н.Н. Казанский. СПб: Наука, 2014. С. 409-444.
Эпштейн 1998 - Эпштейн М.Н. Информационный разрыв и травма
постмодерна (1998). Доступно по ссылке:
http: //old.russ.ru/j ournal/travmp/98- 10-08/epsht.htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ