Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования нравственных качеств школьников во внеурочной деятельности 10
1.1 Нравственное воспитание - основа формирования личностных качеств . . .10
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности воспитания и развития
нравственных качеств школьников 20
1.3 Формы и методы внеурочной деятельности для формирования
нравственных качеств личности школьников 28
Глава 2 Педагогические условия формирования нравственных качеств
учащихся во внеурочной деятельности 39
2.1 Анализ внеурочной деятельности МОУ СОШ №34 по нравственному
воспитанию школьников 39
2.2 Экспериментальное исследование формирования нравственных качеств
школьников во внеурочной деятельности 46
2.3 Социальный проект - средство формирования нравственных качеств
школьников 55
2.4 Выводы и рекомендации по формированию нравственных качеств
школьников во внеурочной деятельности 67
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложения
Социальные и экономические преобразования, осуществляющиеся в современном российском обществе, существенно изменили его общественную и культурную сферу, значительно повлияли на уровень жизни людей, отразились на ценностных установках молодого поколения, на изменении нравственных ценностей, на отчуждении молодежи от системы воспитания. Педагогический коллектив, общественность встревожены стремительным ростом среди несовершеннолетних подростков правонарушений и преступлений. Ослабление гражданской позиции подростков связано злоупотреблением материальными ценностями, обогащением собственных интересов и упрощением этических норм и правил. Для разрешения возникших проблем необходимо создать такие воспитательные механизмы, которые способны привлечь молодежь к актуальным задачам общества, адекватных современности. В документах «Национальная доктрина образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года» ставится первоочередная задача, направленная на углубление системы воспитания молодого поколения на современном этапе развития российского общества [3].
В сложившейся ситуации особенно остро встает вопрос о необходимости воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к социуму, природе и труду. Приоритет воспитания нравственных качеств определяется тем, что они, как высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные мировые ценности, ценности семьи, труда, культуры, образования, социума и т.д.
Нравственные качества носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно - исторических изменений человеческого общества. Нравственные качества являются составной частью системы ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая различным видам человеческой деятельности гуманистический смысл, насыщенность и эмоциональную окраску.
Спецификой нравственных качеств как основы добродетели, их духовной составляющей является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.
По мнению И.С. Кона, воспитание нравственных качеств происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является подростковый возраст [35, С 84].
Психолого-педагогические подходы к определению понятия нравственности и формированию нравственных качеств, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассмотрены в работах ученых- психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова; ученых-педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой, Г.И. Щукиной и других.
Анализ психолого-педагогической литературы в целом свидетельствует о разработанности данной проблемы. Вместе с тем, вопросы формирования нравственных качеств у младших подростков в процессе проектной внеурочной деятельности остаются недостаточно изученными.
Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для формирования нравственных качеств у подростков школьного возраста. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.) [54].
Таким образом, возникло объективное противоречие между растущей потребностью формирования нравственных качеств у современных школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.
Выше изложенное определило тему исследования: «Возможности внеурочной деятельности в формировании нравственных качеств школьников».
Объект изучения - внеурочная деятельность.
Предмет исследования - формирование нравственных качеств школьников во внеурочной деятельность.
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить особенности формирования нравственных качеств школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственные качества»;
- изучить особенности формирования нравственных качеств в
подростковом возрасте;
- рассмотреть формы и методы внеурочной деятельности по формированию нравственных качеств подростков;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств подростков во внеурочной деятельности;
- предложить практические рекомендации по формированию нравственных качеств младших подростков во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств младших подростков представляет сложное личностное образование, структурными элементами которого являются понятия, идеалы, убеждения, оценочные отношения, умения руководствоваться знаниями в поведении будет результативным, если учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших подростков, применять формы и методы нравственного воспитания, а также включать всех школьников в проектную внеурочную деятельность.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогического опыта, нормативных документов); праксиметрические, экспериментальные (констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент).
Решение поставленных задач по проверке гипотезы осуществлялось в период с 2016г по 2018г. и направлены на изучение научной литературы по теме исследования, определении общей стратегии, подбор методик и проведение диагностики сформированности нравственных качеств младших подростков, изучении педагогического опыта преподавателей МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре, разработке и реализации социальных проектов с нравственным содержанием в процессе внеурочной деятельности, систематизации и обобщении полученных результатов опытно-экспериментальной работы, оформлении текста магистерской диссертации.
Теоретическая значимость и новизна магистерской диссертации состоит в уточнении сущности понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственные качества», определении этапов формирования нравственных качеств, выявлении индивидуальных и возрастных особенностей формирования нравственных качеств школьников подросткового возраста в процессе проектной внеурочной деятельности.
Практическая значимость заключается в разработке социальных проектов с нравственным содержанием, реализуемых во внеурочной деятельности, разработке тематики занятий с нравственным содержанием, отельные выводы и рекомендации могут быть использованы в организации проектной внеурочной деятельности школьников в общеобразовательной школе .
Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты исследования были одобрены и обсуждали на заседаниях кафедры теории и методики технологического образования ФГБОУ ВО «АмГПГУ» (2016-2018гг.), на ежегодном региональном научно -практическом семинаре «Современное технологическое образование» (14.12.3017г., ФГБОУ
ВО «АмГПГУ», г. Комсомольск-на-Амуре), X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум-2018» (01.12.2017- 21.05.2018г.г., г. Москва), материалы исследования опубликованы в сборнике научных статей «Амурский научный вестник» (30.06.2017г., ФГБОУ ВО «АмГПГУ», г. Комсомольск-на-Амуре).
База исследования: МОУ СОШ № 34 города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В диссертации рассматривалась проблема формирования нравственных качеств как системы нравственного воспитания личности школьников в проектной внеурочной деятельности. В ходе теоретического исследования обоснованы психолого-педагогические подходы ученых по проблеме нравственного воспитания. Анализ научных трудов, посвященных проблеме нравственного воспитания личности подростка, позволил выделить следующие положения:
- социальный заказ общества выдвигает в качестве ведущей задачу нравственного образования подрастающего поколения, развития ею нравственных качеств, требует обеспечить более полную реализацию воспитательного потенциала во внеурочной деятельности;
- современная парадигма образования основывается на приоритетности воспитательного аспекта, однако на практике реализация данного аспекта происходит без использования целенаправленной методики формирования нравственных качеств личности учащихся, кроме того, недостаточно исследована специфика нравственного развития личности в проектной внеурочной деятельности.
Выявлено, что под нравственным воспитанием учащихся понимается непрерывный педагогический процесс формирования морально -этических качеств, черт характера, навыков и привычек нравственного поведения. Нравственные качества формируются на основе соотнесения субъектного опыта подростка с существующими в данном социуме нравственными образцами поведения. Главной задачей педагогического коллектива является направление всего процесса воспитания, развития на ценности, адекватные общечеловеческим для того, чтобы школьники идентифицировали себя с определенной общекультурной средой.
Основой нравственного воспитания является процесс формирования нравственных убеждений личности, которые представляют собой единство когнитивного, эмоционально-личностного и практически-действенного компонентов.
В работе, опираясь на исследование В.В. Николиной об этапах становления духовно-нравственных ценностей, были выявлены пять взаимосвязанных и взаимодополняющих этапов в формировании нравственных качеств у школьников подросткового возраста (восприятие - означивание - оценивание - выбор - присвоение).
В данном исследовании под процессом формирования нравственных качеств подростков понимается сложное личностное образование, структурными элементами которого являются понятия, идеалы, убеждения, оценочные отношения, умение руководствоваться знаниями в поведении.
В ходе анализа установлены пять этапов формирования нравственных качеств: перцепционный, ориентированный на построение перцепционного образа, в основе которого лежит синтез духовно-нравственных ощущении; этап означивание связан с пониманием и осмыслением образов знаний и способов действия; этапе оценивания, то есть рассмотрение процессов и явлений в соответствии с принятыми в социуме оценками; этап выбора имеющих личностный смысл понятий и ценностей; этап личностно-смысловой, который является заключительным для присвоения субъектом личностного духовно¬нравственного смысла поведения.
Опытно-экспериментальная работа направлена на изучение педагогического опыта МОУ СОШ № 34, в процессе которой выявлено, что организация проектной внеурочной деятельности имплицитно присутствует нравственная направленность. Сопоставление данных на начальном этапе эксперимента позволило условно выделить уровни сформированности нравственных качеств учащихся 7-х классов и провести индивидуальную градацию. Высокий уровень - имеют полные, глубокие знания об общественных нормах и правила поведения, ценностях и идеалах, собственную оценку общественных явлений и поступков людей и одноклассников, устойчивые умения руководствовать знаниями в поведении; средний - имеют частичные знания об общественных нормах и правила поведения, ценностях и идеалах, полное знание нормах, правилах, ценностях и идеалах при высказывании суждений часто ориентируются на мнение других сверстников, умеют руководствоваться знаниями в поведении при определенной ситуации; низкий - не имеют знаний об общественных нормах, правилах, общечеловеческих ценностях проявляют частичное знаний, негативное или нейтральное отношение к нравственным нормам и правилам, выражена тенденция к отрицательному поведению.
Результаты экспериментальной работы показали, что включение всех подростков в проектную внеурочную деятельность с социально-нравственным содержанием способствует формированию нравственных качеств личности на уровне компонентов когнитивного, эмоционально-личностного и практически- действенного.
В целом в экспериментальной группе возросло число школьников, которых можно отнести к среднему уровню формирования нравственных качеств. В контрольной группе уровень сформированности нравственных качеств претерпели незначительные изменения.
Полученные результаты имеют теоретико-практическую значимость. Они позволяют на качественно новом уровне решать проблему воспитания нравственного потенциала личности подростка в процессе проектной внеурочной деятельности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология : учебное пособие / Г.С. Абрамова.
- 6-е издание. - Москва : Академический проект, 2006. - 702 с. - (Учебное пособие для вузов) . - ISBN 5-902766-13-3 (5-8921-0641-8).
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. - 318 с.
3. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1983. - 129 с.
4. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников/ Ю.К. Бабанский, Г.А. Победоносцев. М.: Педагогика, 1980. - 80 с.
5. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Знание, 1979 - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». - №7).
6. Бакштановский В.И. Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования / ред. В.И. Бакштановский. - Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1980. - 288 с.
7. Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике // Педагогика.
- 2002. - №3. - С.74-77.
8. Блюмкин В.А. Нравственное воспитание Текст. / В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1990.
- 143 с.
9. Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
10. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова.- М., 2000. - 312 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] : избранные психологические труды / Л.И. Божович; ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Институт практической психологии. - Воронеж : МОДЭК, 1995. - 352 с.
12. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979. - 224с.
13. Большаков В.И. Нравственное воспитание учащихся V-VIII классов. Изопыта внеклассной и внешкольной работы / В.И. Большаков, А.Г. Уманский.- М.: Изд-во АПН, 1960.
14. Бондаревская Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника // Советская педагогика. 1980. - №1.
15. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Учебное пособие по спецкурсу/ Ростов-на-Дону, 1976.
16. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. - М.: Менеджер. Роспедагентство, 1994.
17. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся: Для ст. и сред. шк. возраста. Петрозаводск: Карелия, 1991.
18. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края [Электронный ресурс] : монография / Г.И. Веденеева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. - 392 с.
— 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35247.html
19. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
20. Выготский JI.C. Психология развития человека -М.: Смысл, 2003.
21. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России
[Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Д. Горшкова, Л.М. Оробец. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский
государственный технический университет, 2014. - 84 c. — 978-5-7782-2493-3.
— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.html
22. Гришанова З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. Кишинёв: Штиинца, 1979.
23. Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. Калуга: КГПИ, 1971.
24. Гришин Д.М. Руководство самовоспитанием школьников: В помощь классному руководителю и воспитателю / Д.М. Гришин, Я.И. Колдунов. М.: Просвещение, 1975.
25. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1990.
26. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека [Электронный ресурс] : монография / О.А. Павловская [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2011. - 451 с. — 978-985-08¬1359-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10089.html
27. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 333 с.
28. Журавлёв В.Н. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.
29. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. // Педагогика. - 1998. - №7. - С.74.
30. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
31. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Книга для учителя / Д.И. Водзинский, С.В. Лундина, Е.В. Перевозная и др.; Под ред. Д.И. Водзинского, Ж.Е. Завадской. Минск: Нар. Асвета, 1991.
32. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - М., 1998.
33. Кайдалова Е.Г. Нравственное воспитание школьников // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы II Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 27 авг. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 80-87. - ISBN 978-5-9500768-3¬
1.
34. Купрейченко А.Б. Нравственное самоопределение молодежи [Электронный ресурс] / А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2013. — 480 с. — 978-5¬9270-0262-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32133.html
35. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. - 191с.
36. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
37. Кузякин А.О. О вере, культуре и образовании. // Воспитание в школе. - 1993. - №6. - С. 12-14.
38. Кунц О.Р. Проблемы воспитания нравственных отношений между юношами и девушками // Сов. Педагогика. - 1981. - №10.
39. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990.
40. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Юрайт, 2000.
41. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985.
42. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания личности школьника. - М.: Просвещение, 1980.
43. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И.Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1994.
44. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981.
45. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.:
Педагогика, 1984.
46. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ.пед. вузов / Под ред. В.А. Сластёнина. М.: Академия, 2000.
47. Неёлова А.П. Нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе: Пособие для студентов-практикантов и классных руководителей. / М-во просвещения. - Орджоникидзе: Ир., 1971. - 156с.
48. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.
- Калуга, 1997.
49. Орынбаев С.О. Нравственное самовоспитание школьников. Ташкент: ФАН, 1984.
50. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. - 2001. - №6.
51. Рожков, М. И. Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
52. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003.
53. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996.
54. Рубченко О.В., Асланова Е.С. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ [Электронный ресурс] // Амурский научный вестник - 2017. - №1 С.154-159. - дата обновления 30.06.2017. - Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/library/sborstat/1798/17899940/?id=21 (дата обращения 23.06.2018)
55. Рубченко, О.В. ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.scienceforum.ru/2018/2887/2127
56. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и
семейного воспитания в современном мире [Электронный ресурс] / В.А. Абабков [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2013. — 960 c. — 978-5-9270-0259-7. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/32152.html
57. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1993. - 175с.
58. Снегирёва Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. - №2. - C 54.
59. Снегирёва Т.В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте / НИИ педагогики. Кишинёв: Штиинца, 1988.
60. Соболев В.Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Минск, 1994.
61. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). М.: Учпедгиз, 1961.
62. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983.
63. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. - 1984. - №3.
64. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. - М, 2006. - 160с.
65. Фаркаш Э. Нравственные проблемы развития личности. М.: Мысль, 1982.
66. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
67. Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи [Электронный ресурс] : сборник методических материалов / В.А. Горбатюк [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 324 с. — 978-985-503-501-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67784.html
68. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г. Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983.
69. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1983.
70. Холодовский И.И. Воспитание культуры нравственных чувств старшеклассников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/МГПУ. М., 1992.
71. Чернова Е.Б. Нравственные основы отношений юноши и девушки. Л.: Просвещение, 1966.
72. Шерозия Л.Г. Нравственные принципы воспитания старшеклассников и средства их реализации: Тбилиси: ТГПУ, 1989.
73. Штольц, Х. Рудольф, Р. Как воспитывать нравственное поведение. Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996.
74. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
75. Этические беседы со школьниками: Сборник материалов для классного руководителя. М.: Госучпедгиз, 1958.
76. Юревич А.В. Ценностные основания психологической науки и
психология ценностей [Электронный ресурс] / А.В. Юревич, В.Е. Клочко, Е.А. Сергиенко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Институт психологии РАН, 2008. — 344 с. — 978-5-9270-0133-0. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15670.html
77. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. Классный руководитель. 2003. № 4.
78. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
79. Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности: Беседы по этике для старшеклассников. М.: ПРО-ПРЕСС, 2008. — 505 c. — 978-5-89510-039-4.