Введение 4
1 Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации 7
1.1 Страховые взносы в Российской Федерации: понятие, значение и
классификация 7
1.2 Эволюция системы исчисления и уплаты страховых взносов в Российской
Федерации 12
1.3 Нормативно-правовое регулирование исчисления и уплаты страховых
взносов в Российской Федерации 21
2 Администрирование страховых взносов в Российской Федерации 31
2.1 Организация администрирования страховых взносов в Российской
Федерации 31
2.2 Анализ администрирования страховых взносов в Российской Федерации 38
2.3 Направления совершенствования системы страховых взносов в Российской
Федерации 48
Заключение 60
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Отсутствие заинтересованности работодателей в уплате социальных страховых взносов требует новых путей улучшения работы всей системы пенсионного, медицинского и социального страхования. Проведение государственных социальных реформ в последние десятилетия предполагает внесение изменений в организацию работы по начислению и сбору страховых платежей.
В целях увеличения собираемости социальных платежей государственные органы разрабатывают и проводят различные мероприятия по легализации «серой» заработной платы.
С 2010 года в России на смену упраздненного единого социального налога была создана иная система социального страхования населения, сосредоточенная во внебюджетных фондах, таких как Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Учитывая особую важность социального фактора, его влияния на общественные процессы, государство создает системы обязательного государственного социального страхования, дающее возможность значительной концентрации ресурсов во внебюджетных фондах и, тем самым, обеспечение социальной защиты населения страны.
Администрирование страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) с 1 января 2017 года перешло к налоговым органам. Страховые взносы вновь относятся к налоговым платежам, и, соответственно, к ним применяются положения Налогового кодекса. При этом социальное страхование от несчастных случаев на производстве по-прежнему контролируется ФСС.
Права и обязанности налоговых органов по отношению к федеральным взносам такие же, как по отношению к налогам и сборам. В то же время контроль за достоверностью сведений о стаже остается за органами Пенсионного фонда. Таким образом, ожидается систематизация и централизация контроля в связи с осуществлением всех функций налоговыми органами. Возможно, что вносимые в законодательство изменения являются первым шагом к унификации процедуры уплаты взносов и подачи отчетности, что приведет к снижению административной нагрузки на бизнес.
Актуальность данной выпускной работы заключается в том, что система страховых взносов касается каждого гражданина страны.
В связи с этим, целью исследования является изучение темы «Страховые взносы: действующая практика и направления совершенствования».
В рамках данной квалификационной работы рассмотрены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов в РФ, дано их понятие, значение и классификация;
- исследована эволюция системы исчисления и уплаты страховых взносов в РФ;
- дана характеристика нормативно-правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов в РФ;
- рассмотрена действующая организация администрирования страховых взносов в РФ;
- проведен анализ администрирования страховых взносов в РФ;
- отражены направления совершенствования системы страховых взносов в РФ.
Особенности исчисления и уплаты страховых взносов исследовались в работах следующих авторов: Зубова Н.Г., Тресницкий А.Б., Волошин К.В., Свешникова О.Н., Гарина Н.Е., Карсакова А.Е., Ролдугина В.Р., Крайнова И.М., Савельева Н.А.
Объектом исследования данной работы является действующая система исчисления и уплаты страховых взносов.
Предметом исследования являются настоящий механизм исчисления и уплаты страховых взносов, направления совершенствования страховых взносов.
Теоретической основой данной работы является законодательство Российской Федерации, также в процессе написание квалификационной работы были использованы законодательная база с последними обновлениями и дополнениями, учебно-методические пособия, статьи журналов, электронные ресурсы, статистические данные РФ и стран Организации экономического сотрудничества и развития, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.
Методы исследования, используемые для достижения цели данной работы: аналитические, группировок, сравнения, комплексно-экономического анализа, экономико-статистические.
Значимость выполняемой выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы могут стать теоретической основой для написания диссертационного исследования и иного рода работ, для подготовки материалов в целях учебного процесса. Кроме того, результаты дипломной работы можно применить при совершенствовании законодательства РФ в части процесса управления страховыми взносами.
Структура дипломной работы представляет из себя: введение, две логически выстроенные главы, заключение, список использованных источников , приложения.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов в РФ, исследована эволюция системы исчисления и уплаты страховых взносов, дана характеристика нормативно-правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов, исследовано администрирование страховых взносов в РФ, проведен анализ администрирования страховых взносов и выявлены направления совершенствования системы страховых взносов в РФ.
В настоящее время в связи с экономическим кризисом в России развитие бизнеса сдерживается в немалой степени и высокой налоговой нагрузкой. Налогоплательщики помимо налоговых отчислений в бюджетную систему РФ вынуждены уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. В целом уплата страховых взносов работодателями имеет значительный потенциал для бюджетной системы страны.
Кризис в экономике России, при наличии дефицита бюджетов всех уровней, включая дотационные бюджеты внебюджетных фондов, подтолкнул правительство нашей страны к вышеуказанным изменениям, и эти изменения преследовали две основные конкретные цели:
- совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов;
- укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов по страховым взносам.
Все обязательные страховые взносы представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджетную систему и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение социальных гарантий, таких как пенсионные выплаты и пособия по нетрудоспособности, а также иные социальные выплаты.
Общий объём финансовых ресурсов социальных государственных внебюджетных фондов, по данным Министерства Финансов, за период с 2011 по 2017 гг. увеличился в 1,8 раз с 5,8 млрд р. до 10,7 млрд р. Расходы фондов за тот же период выросли почти в 2 раза с 5,4 млрд р. в 2011 г. до 10,7 млрд р. в 2017 г. Темп роста расходов фондов превысил темп роста доходов, что является негативным фактор. доходы фондов формируются преимущественно за счёт обязательных страховых платежей (в ПФР и ФФОМС). Они являются ключевым источником формирования доходной части бюджетов государственных социальных фондов. Так, доходы ФФОМС в 2011-2017 гг. формировались за счёт страховых взносов на 97,3%, доходы ФСС на 87%. В формировании бюджета ПФР доля страховых взносов составила в 2014 г. 60%, в 2015 г. снизилась до 54%; эта тенденция сохранилась и до 2017 г.
Оценка структуры и динамики поступлений в бюджеты социальных государственных внебюджетных фондов показала, что в рассматриваемом направлении существуют проблемы, от государства требуются мероприятия, которые будут направлены на приведение сбалансированности бюджетов социальных государственных внебюджетных фондов.
Основанием для уклонения от уплаты страховых взносов в России, как и во всем мире, является несовершенство системы обложения страховыми взносами. В целях повышения собираемости страховых взносов административные функции законодательно были переданы от внебюджетных фондов к Федеральной налоговой службе. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС с 2017 г. регулируется НК РФ.
В целях оптимизации собираемости страховых взносов налоговые органы создают на уровне инспекций комиссии по легализации заработной платы, а также сопоставлениеб ее значений со среднеотраслевыми по региону. Кроме того, создаются межведомственные рабочие группы по снижению неформальной занятости населения. На законодательном уровне для отдельных категорий плательщиков вводятся налоговые «каникулы» от уплаты страховых взносов.
Помимо выше перечисленных действий, не исключено, что Правительством РФ будут внесены корректировки в тарифные значения страховых взносов с учетом будущих изменений ставок по иным налогам. Это связано с тем высоким налоговым бременем, которое сейчас ложится на плательщиков взносов в нашей стране.
В части контрольных мероприятий следует выделить, что отчетность по страховым взносам принимают все три ведомства: и ФНС, и ПФР, и ФСС. В целом их полномочия разделяются на:
- ФНС проводит камеральные проверки согласно нормам НК РФ. Выездные проверки затрагивают только правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. Их налоговые органы совместно с представителями ФСС;
- ПФР проводит и камеральные, и выездные проверки за периоды, истекшие до 1 января 2017 г.;
- ФСС также проводит камеральные проверки за периоды до 2017 года, а выездные - до 2016 г. Также фонд проверяет расходы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В конце стоит отметить, что кампания 2017 года по переходу администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов к ФНС принесла положительные итоги для бюджета. Результаты фискальной деятельности налоговыми органами в части собираемости страховых взносов оказались высокими, что свидетельствует о целесообразности передачи функций администратора страховых взносов ФНС.