ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты развития рынка негосударственного пенсионного
страхования в России 8
1.2 Пенсионное страхование: содержание, виды, формы, структура рынка 8
1.3 Государственное регулирование и надзор на рынке негосударственного
пенсионного страхования: мировой опыт н российская практика 16
1.3 Пруденциальные нормативы оценки финансовой устойчивости участников
рынка негосударственного пенсионного страхования 28
2 Перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в
РФ 38
2.1 Анализ показателей развития рынка негосударственного пенсионного страхования 38
2.2 Оценка финансовой устойчивости страховых компаний - участников рынка негосударственного пенсионного страхования на основе пруденциальных нормативов
2.3 Направления реформирования российского рынка негосударственного пенсионного страхования
Заключение
Список использованных источников
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1 Теоретические аспекты развития рынка негосударственного пенсионного
страхования в России 8
1.2 Пенсионное страхование: содержание, виды, формы, структура рынка 8
1.3 Государственное регулирование и надзор на рынке негосударственного
пенсионного страхования: мировой опыт н российская практика 16
1.3 Пруденциальные нормативы оценки финансовой устойчивости участников
рынка негосударственного пенсионного страхования 28
2 Перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в
РФ 38
2.1 Анализ показателей развития рынка негосударственного пенсионного страхования 38
2.2 Оценка финансовой устойчивости страховых компаний - участников рынка негосударственного пенсионного страхования на основе пруденциальных нормативов
2.3 Направления реформирования российского рынка негосударственного пенсионного страхования
Заключение
Список использованных источников
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В настоящее время пенсионная система является одним из ключевых звеньев в сфере социального обеспечения граждан каждой страны. Главной социально-экономической задачей пенсионной системы является поддержание уровня благосостояния населения, которого они достигли за всю свою долгую трудовую деятельность. На протяжении последних двух десятилетий реформа пенсионной системы рассматривалась в качестве одной из первоочередных задач государственной социальной политики. Практическая реализация основных положений пенсионной реформы встретило серьёзные трудности, и привела к противоречивым результатам. Очевидно, что проведение современной пенсионной реформы в России оказалось гораздо более сложным процессом, чем предполагалось ранее.
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения проблем формирования страховых моделей пенсионных систем, механизмов государственного регулирования рынка пенсионных накоплений граждан и оценки рисков с целью обеспечения стабильности пенсионного рынка.
Пенсионная система Российской Федерации сегодня не способна удовлетворить социальные потребности граждан в получении пенсионного обеспечения. Подавляющее большинство граждан России, несмотря на многократное реформирование пенсионной системы, не удовлетворены результатами этих реформ.
Пенсионное страхование относится к наиболее важным формам финансовой деятельности. Обобщение международного опыта свидетельствует о том, что пенсионный рынок переживает ряд серьёзных изменений в мире. Слияние капиталов крупнейших финансовых конгломератов, смещение активного роста рынка в Азиатско-Тихоокеанский регион, возрастание информационной доступности результатов деятельности субъектов пенсионного рынка являются мировым трендом на пенсионном рынке.
Опираясь на опыт зарубежных стран, можно предложить многоуровневую страховую модель формирования пенсионной системы. Внедрение в отечественную практику современных риск-ориентированных подходов к регулированию пенсионной системы позволит снизить риски кризисного развития субъектов пенсионного рынка.
В работе рассматривается анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ, зарубежный опыт развития негосударственного пенсионного страхования, вносятся предложения по внедрению новых страховых продуктов для субъектов пенсионного рынка РФ.
Воспроизводство пенсионных накоплений на рыночной основе требует осуществления множества социальных, экономических, регулятивных и финансовых институций, включая интеграцию и развитие фондового, страхового, кредитного рынков. Создание страховой модели формирования пенсионного рынка, разработка пруденциальных нормативов для осуществления действенного финансового контроля субъектов рынка является необходимым условием для развития рынка пенсионного страхования.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование тенденций и перспектив развития рынка негосударственного пенсионного страхования в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы развития рынка негосударственного пенсионного страхования;
- оценить перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в РФ;
- определить направления реформирования российского
рынка негосударственного пенсионного страхования.
Объектом исследования является рынок негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Предметом исследования - тенденции и перспективы рынка негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Методологической базой исследования послужили общенаучные и специальные методы научного познания: анализ и синтез, системный подход, методы статистического, сравнительного анализа, методы логической оценки.
Структура дипломной работы включает 2 главы, введение, заключение, список использованных источников, приложения.
Работа изложена на 70 листах, аналитический материал представлен в 13 таблицах, проиллюстрирован 9 рисунками. В списке использованных источников - 51 источник.
Вопросы развития пенсионных моделей рассматривались в работах российских и зарубежных учёных: Ж. В. Писаренко, Н. П. Кузнецовой, Е. В. Козловой, Л. К. Васюковой, Д. Блэйка и др.
Статистической базой работы явились статистические данные о деятельности субъектов рынка негосударственного пенсионного страхования Банка России, статистические данные о деятельности международного страхового рынка международной группа Swisse Re, рейтингового агентства «Эксперт Ра», Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ), бухгалтерской отчётности деятельности субъектов рынка негосударственного пенсионного страхования, и другие информационные источники.
Информационной базой для анализа деятельности участников рынка негосударственного пенсионного страхования и оценки эффективности деятельности исследуемых организаций явились федеральные законы, нормативные документы Банка России, внутренние документы страховщиков.
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения проблем формирования страховых моделей пенсионных систем, механизмов государственного регулирования рынка пенсионных накоплений граждан и оценки рисков с целью обеспечения стабильности пенсионного рынка.
Пенсионная система Российской Федерации сегодня не способна удовлетворить социальные потребности граждан в получении пенсионного обеспечения. Подавляющее большинство граждан России, несмотря на многократное реформирование пенсионной системы, не удовлетворены результатами этих реформ.
Пенсионное страхование относится к наиболее важным формам финансовой деятельности. Обобщение международного опыта свидетельствует о том, что пенсионный рынок переживает ряд серьёзных изменений в мире. Слияние капиталов крупнейших финансовых конгломератов, смещение активного роста рынка в Азиатско-Тихоокеанский регион, возрастание информационной доступности результатов деятельности субъектов пенсионного рынка являются мировым трендом на пенсионном рынке.
Опираясь на опыт зарубежных стран, можно предложить многоуровневую страховую модель формирования пенсионной системы. Внедрение в отечественную практику современных риск-ориентированных подходов к регулированию пенсионной системы позволит снизить риски кризисного развития субъектов пенсионного рынка.
В работе рассматривается анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ, зарубежный опыт развития негосударственного пенсионного страхования, вносятся предложения по внедрению новых страховых продуктов для субъектов пенсионного рынка РФ.
Воспроизводство пенсионных накоплений на рыночной основе требует осуществления множества социальных, экономических, регулятивных и финансовых институций, включая интеграцию и развитие фондового, страхового, кредитного рынков. Создание страховой модели формирования пенсионного рынка, разработка пруденциальных нормативов для осуществления действенного финансового контроля субъектов рынка является необходимым условием для развития рынка пенсионного страхования.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование тенденций и перспектив развития рынка негосударственного пенсионного страхования в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы развития рынка негосударственного пенсионного страхования;
- оценить перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в РФ;
- определить направления реформирования российского
рынка негосударственного пенсионного страхования.
Объектом исследования является рынок негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Предметом исследования - тенденции и перспективы рынка негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Методологической базой исследования послужили общенаучные и специальные методы научного познания: анализ и синтез, системный подход, методы статистического, сравнительного анализа, методы логической оценки.
Структура дипломной работы включает 2 главы, введение, заключение, список использованных источников, приложения.
Работа изложена на 70 листах, аналитический материал представлен в 13 таблицах, проиллюстрирован 9 рисунками. В списке использованных источников - 51 источник.
Вопросы развития пенсионных моделей рассматривались в работах российских и зарубежных учёных: Ж. В. Писаренко, Н. П. Кузнецовой, Е. В. Козловой, Л. К. Васюковой, Д. Блэйка и др.
Статистической базой работы явились статистические данные о деятельности субъектов рынка негосударственного пенсионного страхования Банка России, статистические данные о деятельности международного страхового рынка международной группа Swisse Re, рейтингового агентства «Эксперт Ра», Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ), бухгалтерской отчётности деятельности субъектов рынка негосударственного пенсионного страхования, и другие информационные источники.
Информационной базой для анализа деятельности участников рынка негосударственного пенсионного страхования и оценки эффективности деятельности исследуемых организаций явились федеральные законы, нормативные документы Банка России, внутренние документы страховщиков.
Пенсионная система Российской Федерации - это сложная система, которая включает в себя государственное и негосударственное обеспечение, последнее в свою очередь может осуществляться через негосударственные пенсионные фонды и страховые организации, сегодня не способна удовлетворить социальные потребности граждан в получении пенсионного обеспечения. Подавляющее большинство граждан России после выхода на пенсию остаются за чертой бедности, и несмотря на многократное реформирование пенсионной системы, не удовлетворены результатами этих реформ.
Воспроизводство пенсионных накоплений на рыночной основе требует осуществления множества социальных, экономических, регулятивных и финансовых институций, включая интеграцию и развитие фондового, страхового, кредитного рынков. Создание страховой модели формирования пенсионного рынка, разработка пруденциальных нормативов для осуществления действенного финансового контроля субъектов рынка является необходимым условием для развития рынка негосударственного пенсионного страхования.
Рынок негосударственного пенсионного страхования является частью общенациональной пенсионной системы РФ, реализует свою деятельность, основной направленностью которой является решение социально-экономической задачи в обеспечении гражданам достойного уровня жизни в случае потери трудоспособности.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов в России регулируется Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ФЗ-№75 от 7.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно последнему, негосударственный пенсионный фонд представляет собой организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
В ходе проведения исследования было выявлено, что с каждым годом число средств, которые выделяются из бюджета РФ на выплату пенсий увеличиваются, что приносит дополнительную нагрузку на бюджет. Согласно Росстату, располагаемые доходы населения снижаются, теряя свою покупательную способность, вследствие этого возникает вопрос: «Где же брать населению средства для вложения их в финансовые инструменты для создания своих пенсионных накоплений?» Ответ кроется в том, что государство готово со своей стороны делать все для повышения финансовой грамотности в стране, ликвидирует неплатежеспособные и финансово не устойчивые фонды для того, чтобы гражданин мог с полной уверенностью размещать свои накопления и преумножать. Так за последний год их число вновь сократилось до 74, но это не предел, как стало известно четыре крупных фонда НПФ РГС, НПФ «Доверие», НПФ Лукойл-Гарант и НПФ энергетики сольются под единым брендом, следовательно, число НПФ будет еще сокращаться.
В целом по итогам 2017 года количество людей, выбравших НПФ для размещения своей накопительной пенсии, превысило 34 миллионов человек, для сравнения, на 1 января 2017 года, таких было 30 миллионов человек, а по итогам 2015 года - 26 миллионов. За прошедший год количество клиентов НПФ выросло на 15%, против роста на 13% в 2016 году.
Во второй главе был произведен анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Анализируя все вышеприведенные расчеты показателей, мы можем говорить о финансовой устойчивости страховых компаний, как о показателе, который находится на достаточном уровне, для обеспечения своей деятельности, что же касается негосударственных пенсионных фондов, то здесь ситуация такова, как говорилось ранее НПФ РГС объединяется с НПФ Электроэнергетики и НПФ Лукойл-Гарант, под единым брендом, поэтому отрицательные показатели НПФ РГС не стоит более рассматривать как отдельного игрока рынка негосударственного пенсионного страхования в России. Что же касается других фондов, то мы видим, что количество застрахованных лиц в них растет, а фонды, аккумулируя средства граждан, остаются платежеспособными и финансово устойчивыми фондами.
Для построения негосударственного уровня общенациональной системы пенсионного обеспечения в России необходимо сформировать предложение на рынке негосударственного пенсионного страхования, которое качественно отвечало бы запросам потребителей. Прежде всего это касается разнообразия вариантов пенсионных планов и сберегательно-страховых схем, предлагаемых страховщиками и фондами.
Формирование новой системы аккумулирования средств для увеличения накопительной части пенсии, которая будет предусматривать добровольные накопления, возможно с помощью формирования индивидуального пенсионного капитала. Участникам такой системы необходимо будет предоставить налоговые льготы, в частности по налогу на доходы физических лиц.
Дальнейшее снижение ставок по банковским депозитам может стимулировать граждан искать более доходные инструменты, в том числе и вкладывать в пенсионные программы, ведь они могут обеспечить возможность долгосрочного накопления. Еще одним стимулом для роста популярности пенсионных программ у граждан могло бы стать расширение налоговых льгот. Сейчас тем, кто решил самостоятельно копить на пенсию, государство возвращает НДФЛ от суммы не более 120 тысяч рублей в год.
Необходим переход от бюджетно-страховой к страховой модели пенсионной системы. Полный переход на страховые принципы работы негосударственных пенсионных фондов и государственного пенсионного фонда являются необходимой мерой по совершенствованию системы пенсионного обеспечения.
Воспроизводство пенсионных накоплений на рыночной основе требует осуществления множества социальных, экономических, регулятивных и финансовых институций, включая интеграцию и развитие фондового, страхового, кредитного рынков. Создание страховой модели формирования пенсионного рынка, разработка пруденциальных нормативов для осуществления действенного финансового контроля субъектов рынка является необходимым условием для развития рынка негосударственного пенсионного страхования.
Рынок негосударственного пенсионного страхования является частью общенациональной пенсионной системы РФ, реализует свою деятельность, основной направленностью которой является решение социально-экономической задачи в обеспечении гражданам достойного уровня жизни в случае потери трудоспособности.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов в России регулируется Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ФЗ-№75 от 7.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно последнему, негосударственный пенсионный фонд представляет собой организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
В ходе проведения исследования было выявлено, что с каждым годом число средств, которые выделяются из бюджета РФ на выплату пенсий увеличиваются, что приносит дополнительную нагрузку на бюджет. Согласно Росстату, располагаемые доходы населения снижаются, теряя свою покупательную способность, вследствие этого возникает вопрос: «Где же брать населению средства для вложения их в финансовые инструменты для создания своих пенсионных накоплений?» Ответ кроется в том, что государство готово со своей стороны делать все для повышения финансовой грамотности в стране, ликвидирует неплатежеспособные и финансово не устойчивые фонды для того, чтобы гражданин мог с полной уверенностью размещать свои накопления и преумножать. Так за последний год их число вновь сократилось до 74, но это не предел, как стало известно четыре крупных фонда НПФ РГС, НПФ «Доверие», НПФ Лукойл-Гарант и НПФ энергетики сольются под единым брендом, следовательно, число НПФ будет еще сокращаться.
В целом по итогам 2017 года количество людей, выбравших НПФ для размещения своей накопительной пенсии, превысило 34 миллионов человек, для сравнения, на 1 января 2017 года, таких было 30 миллионов человек, а по итогам 2015 года - 26 миллионов. За прошедший год количество клиентов НПФ выросло на 15%, против роста на 13% в 2016 году.
Во второй главе был произведен анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Анализируя все вышеприведенные расчеты показателей, мы можем говорить о финансовой устойчивости страховых компаний, как о показателе, который находится на достаточном уровне, для обеспечения своей деятельности, что же касается негосударственных пенсионных фондов, то здесь ситуация такова, как говорилось ранее НПФ РГС объединяется с НПФ Электроэнергетики и НПФ Лукойл-Гарант, под единым брендом, поэтому отрицательные показатели НПФ РГС не стоит более рассматривать как отдельного игрока рынка негосударственного пенсионного страхования в России. Что же касается других фондов, то мы видим, что количество застрахованных лиц в них растет, а фонды, аккумулируя средства граждан, остаются платежеспособными и финансово устойчивыми фондами.
Для построения негосударственного уровня общенациональной системы пенсионного обеспечения в России необходимо сформировать предложение на рынке негосударственного пенсионного страхования, которое качественно отвечало бы запросам потребителей. Прежде всего это касается разнообразия вариантов пенсионных планов и сберегательно-страховых схем, предлагаемых страховщиками и фондами.
Формирование новой системы аккумулирования средств для увеличения накопительной части пенсии, которая будет предусматривать добровольные накопления, возможно с помощью формирования индивидуального пенсионного капитала. Участникам такой системы необходимо будет предоставить налоговые льготы, в частности по налогу на доходы физических лиц.
Дальнейшее снижение ставок по банковским депозитам может стимулировать граждан искать более доходные инструменты, в том числе и вкладывать в пенсионные программы, ведь они могут обеспечить возможность долгосрочного накопления. Еще одним стимулом для роста популярности пенсионных программ у граждан могло бы стать расширение налоговых льгот. Сейчас тем, кто решил самостоятельно копить на пенсию, государство возвращает НДФЛ от суммы не более 120 тысяч рублей в год.
Необходим переход от бюджетно-страховой к страховой модели пенсионной системы. Полный переход на страховые принципы работы негосударственных пенсионных фондов и государственного пенсионного фонда являются необходимой мерой по совершенствованию системы пенсионного обеспечения.
Подобные работы
- Личное страхование в современной России: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Бакалаврская работа, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы пенсионного страхования в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Добровольное медицинское страхование в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Развитие негосударственных инвестиций в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Рынок страхования в Китае: тенденции и перспективы развития в условиях цифровой экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - Анализ рынка негосударственных пенсионных фондов в РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



