Введение 4
1 Теоретические аспекты развития рынка негосударственного пенсионного
страхования в России 8
1.2 Пенсионное страхование: содержание, виды, формы, структура рынка 8
1.3 Государственное регулирование и надзор на рынке негосударственного
пенсионного страхования: мировой опыт н российская практика 16
1.3 Пруденциальные нормативы оценки финансовой устойчивости участников
рынка негосударственного пенсионного страхования 28
2 Перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в
РФ 38
2.1 Анализ показателей развития рынка негосударственного пенсионного страхования 38
2.2 Оценка финансовой устойчивости страховых компаний - участников рынка негосударственного пенсионного страхования на основе пруденциальных нормативов
2.3 Направления реформирования российского рынка негосударственного пенсионного страхования
Заключение
Список использованных источников
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В настоящее время пенсионная система является одним из ключевых звеньев в сфере социального обеспечения граждан каждой страны. Главной социально-экономической задачей пенсионной системы является поддержание уровня благосостояния населения, которого они достигли за всю свою долгую трудовую деятельность. На протяжении последних двух десятилетий реформа пенсионной системы рассматривалась в качестве одной из первоочередных задач государственной социальной политики. Практическая реализация основных положений пенсионной реформы встретило серьёзные трудности, и привела к противоречивым результатам. Очевидно, что проведение современной пенсионной реформы в России оказалось гораздо более сложным процессом, чем предполагалось ранее.
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения проблем формирования страховых моделей пенсионных систем, механизмов государственного регулирования рынка пенсионных накоплений граждан и оценки рисков с целью обеспечения стабильности пенсионного рынка.
Пенсионная система Российской Федерации сегодня не способна удовлетворить социальные потребности граждан в получении пенсионного обеспечения. Подавляющее большинство граждан России, несмотря на многократное реформирование пенсионной системы, не удовлетворены результатами этих реформ.
Пенсионное страхование относится к наиболее важным формам финансовой деятельности. Обобщение международного опыта свидетельствует о том, что пенсионный рынок переживает ряд серьёзных изменений в мире. Слияние капиталов крупнейших финансовых конгломератов, смещение активного роста рынка в Азиатско-Тихоокеанский регион, возрастание информационной доступности результатов деятельности субъектов пенсионного рынка являются мировым трендом на пенсионном рынке.
Опираясь на опыт зарубежных стран, можно предложить многоуровневую страховую модель формирования пенсионной системы. Внедрение в отечественную практику современных риск-ориентированных подходов к регулированию пенсионной системы позволит снизить риски кризисного развития субъектов пенсионного рынка.
В работе рассматривается анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ, зарубежный опыт развития негосударственного пенсионного страхования, вносятся предложения по внедрению новых страховых продуктов для субъектов пенсионного рынка РФ.
Воспроизводство пенсионных накоплений на рыночной основе требует осуществления множества социальных, экономических, регулятивных и финансовых институций, включая интеграцию и развитие фондового, страхового, кредитного рынков. Создание страховой модели формирования пенсионного рынка, разработка пруденциальных нормативов для осуществления действенного финансового контроля субъектов рынка является необходимым условием для развития рынка пенсионного страхования.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование тенденций и перспектив развития рынка негосударственного пенсионного страхования в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы развития рынка негосударственного пенсионного страхования;
- оценить перспективы развития рынка негосударственного пенсионного страхования в РФ;
- определить направления реформирования российского
рынка негосударственного пенсионного страхования.
Объектом исследования является рынок негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Предметом исследования - тенденции и перспективы рынка негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Методологической базой исследования послужили общенаучные и специальные методы научного познания: анализ и синтез, системный подход, методы статистического, сравнительного анализа, методы логической оценки.
Структура дипломной работы включает 2 главы, введение, заключение, список использованных источников, приложения.
Работа изложена на 70 листах, аналитический материал представлен в 13 таблицах, проиллюстрирован 9 рисунками. В списке использованных источников - 51 источник.
Вопросы развития пенсионных моделей рассматривались в работах российских и зарубежных учёных: Ж. В. Писаренко, Н. П. Кузнецовой, Е. В. Козловой, Л. К. Васюковой, Д. Блэйка и др.
Статистической базой работы явились статистические данные о деятельности субъектов рынка негосударственного пенсионного страхования Банка России, статистические данные о деятельности международного страхового рынка международной группа Swisse Re, рейтингового агентства «Эксперт Ра», Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ), бухгалтерской отчётности деятельности субъектов рынка негосударственного пенсионного страхования, и другие информационные источники.
Информационной базой для анализа деятельности участников рынка негосударственного пенсионного страхования и оценки эффективности деятельности исследуемых организаций явились федеральные законы, нормативные документы Банка России, внутренние документы страховщиков.
Пенсионная система Российской Федерации - это сложная система, которая включает в себя государственное и негосударственное обеспечение, последнее в свою очередь может осуществляться через негосударственные пенсионные фонды и страховые организации, сегодня не способна удовлетворить социальные потребности граждан в получении пенсионного обеспечения. Подавляющее большинство граждан России после выхода на пенсию остаются за чертой бедности, и несмотря на многократное реформирование пенсионной системы, не удовлетворены результатами этих реформ.
Воспроизводство пенсионных накоплений на рыночной основе требует осуществления множества социальных, экономических, регулятивных и финансовых институций, включая интеграцию и развитие фондового, страхового, кредитного рынков. Создание страховой модели формирования пенсионного рынка, разработка пруденциальных нормативов для осуществления действенного финансового контроля субъектов рынка является необходимым условием для развития рынка негосударственного пенсионного страхования.
Рынок негосударственного пенсионного страхования является частью общенациональной пенсионной системы РФ, реализует свою деятельность, основной направленностью которой является решение социально-экономической задачи в обеспечении гражданам достойного уровня жизни в случае потери трудоспособности.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов в России регулируется Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ФЗ-№75 от 7.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно последнему, негосударственный пенсионный фонд представляет собой организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
В ходе проведения исследования было выявлено, что с каждым годом число средств, которые выделяются из бюджета РФ на выплату пенсий увеличиваются, что приносит дополнительную нагрузку на бюджет. Согласно Росстату, располагаемые доходы населения снижаются, теряя свою покупательную способность, вследствие этого возникает вопрос: «Где же брать населению средства для вложения их в финансовые инструменты для создания своих пенсионных накоплений?» Ответ кроется в том, что государство готово со своей стороны делать все для повышения финансовой грамотности в стране, ликвидирует неплатежеспособные и финансово не устойчивые фонды для того, чтобы гражданин мог с полной уверенностью размещать свои накопления и преумножать. Так за последний год их число вновь сократилось до 74, но это не предел, как стало известно четыре крупных фонда НПФ РГС, НПФ «Доверие», НПФ Лукойл-Гарант и НПФ энергетики сольются под единым брендом, следовательно, число НПФ будет еще сокращаться.
В целом по итогам 2017 года количество людей, выбравших НПФ для размещения своей накопительной пенсии, превысило 34 миллионов человек, для сравнения, на 1 января 2017 года, таких было 30 миллионов человек, а по итогам 2015 года - 26 миллионов. За прошедший год количество клиентов НПФ выросло на 15%, против роста на 13% в 2016 году.
Во второй главе был произведен анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Анализируя все вышеприведенные расчеты показателей, мы можем говорить о финансовой устойчивости страховых компаний, как о показателе, который находится на достаточном уровне, для обеспечения своей деятельности, что же касается негосударственных пенсионных фондов, то здесь ситуация такова, как говорилось ранее НПФ РГС объединяется с НПФ Электроэнергетики и НПФ Лукойл-Гарант, под единым брендом, поэтому отрицательные показатели НПФ РГС не стоит более рассматривать как отдельного игрока рынка негосударственного пенсионного страхования в России. Что же касается других фондов, то мы видим, что количество застрахованных лиц в них растет, а фонды, аккумулируя средства граждан, остаются платежеспособными и финансово устойчивыми фондами.
Для построения негосударственного уровня общенациональной системы пенсионного обеспечения в России необходимо сформировать предложение на рынке негосударственного пенсионного страхования, которое качественно отвечало бы запросам потребителей. Прежде всего это касается разнообразия вариантов пенсионных планов и сберегательно-страховых схем, предлагаемых страховщиками и фондами.
Формирование новой системы аккумулирования средств для увеличения накопительной части пенсии, которая будет предусматривать добровольные накопления, возможно с помощью формирования индивидуального пенсионного капитала. Участникам такой системы необходимо будет предоставить налоговые льготы, в частности по налогу на доходы физических лиц.
Дальнейшее снижение ставок по банковским депозитам может стимулировать граждан искать более доходные инструменты, в том числе и вкладывать в пенсионные программы, ведь они могут обеспечить возможность долгосрочного накопления. Еще одним стимулом для роста популярности пенсионных программ у граждан могло бы стать расширение налоговых льгот. Сейчас тем, кто решил самостоятельно копить на пенсию, государство возвращает НДФЛ от суммы не более 120 тысяч рублей в год.
Необходим переход от бюджетно-страховой к страховой модели пенсионной системы. Полный переход на страховые принципы работы негосударственных пенсионных фондов и государственного пенсионного фонда являются необходимой мерой по совершенствованию системы пенсионного обеспечения.
1. Конституция Российской Федерации. - М. : Юрид. Лит., 2013. - 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
часть первая: от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ : принят Гос. Думой 21.10.1994 г. : [ред. от 23.05.2018 г.]. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e.
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166- ФЗ: принят Гос. Думой 30.11.2001 г. : [ред. от 07.03.2018 г.]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419.
4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ: принят Гос. Думой 30.11.2001 г. : [ред. от 23.04.2018 г.]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447.
5. О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс]:
федер. закон Рос. Федерации от 07 мая 1998 г. №75-ФЗ: принят Гос. Думой 08.04.1998 г.: [ред. от 07.03.2018 г.]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626.
6. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28660.
7. О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 7 августа 1995 г. № 790. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7509.
8. О порядке осуществления Банком России мониторинга деятельности страховщиков [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 18 января 2016 г.
№ 3935-У. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194723.
9. Адамчук, Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации / Н.Г. Адамчук. - М. : Научные труды МГИМО, 2014. - 591 с.
10. Адамчук, Н.Г. Страховой рынок Европейского союза / Н.Г. Адамчук. - Издательство «МГИМО-Университет», 2016. - 238 с.
11. Бончик, В.М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты: учебник / В.М. Бончик. - М. : Издательская торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. - 400 с.
12. Васюкова, Л.К., Мосолова, Н.А. Государственное финансовое регулирование страхового рынка: мировой опыт и его использование в России: монография / Л.К. Васюкова, Н.А. Мосолова - М. : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. - 128 с.
13. Васюкова, Л.К Ключевые риски страхового рынка АТР в условиях глобализации международных экономических отношений / Л.К. Васюкова; науч. ред. В.А. Останин и др. // Материалы III евразийской научно-практической конференции c международным участием, 17-18 ноября 2016 г., г. Владивосток. Т.1. - Владивосток: Приморский филиал РАНХиГС, 2016. - С. 215-218.
14. Гвозденко, А.А. Страхование. - М. : Проспект, 2014. - 464 с.
15. Деятельность НПФ 2017 [Электронный ресурс] // Инвестфонд. - Режим доступа: http://www.investfunds.ru/printable/comments/1120.
16. Жук, И.Н. Страховой надзор - 2017. Заглядывая в год грядущий.
Интервью 28.12.2016 г. [Электронный ресурс] / И.Н. Жук // Информационное агентство «МИГ». - Режим доступа: http://www.insur-info.ru
/printable/comments/1120.
17. Жук, И.Н. Развитие страхового надзора - текущий момент и ближайшие перспективы. Интервью 17.04.2017 г. [Электронный ресурс] / И.Н. Жук // Информационное агентство «МИГ». - Режим доступа: http://www.msur- info.ru/printable/ comments/1136.
18. Козлова, Е.В. основы социального и пенсионного страхования в России: учебное пособие / Е.В. Козлова. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
19. Насырова, Г.А. Регулирование деятельности страховых организаций на основе пруденциального подхода / Г.А. Насырова // Эффективное антикризисное управление. - 2015. - № 4 (91). - С. 60-68.
20. Насырова, Г.А. Институциональное обеспечение системы регулирования страховой деятельности: диссертация на соискание уч. степени доктора экон. наук: 08.00.10. [Электронный ресурс] / Г.А. Насырова. - Режим доступа: http://www. dslib.net /finansy/ institucionalnoe-obespechenie-sistemy- regulirovanij astrahovoj -dej atelnosti.html.
21. Никифорова, О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 124 с.
22. Ниналалова, Ф.И., Маллаева, М.И. Финансовые инструменты повышения качества жизни населения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. - №14. - С. 24-31.
23. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.pfrf.ru.
24. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
25. Писаренко, Ж.В. Регулирование страховой деятельности / Ж.В. Писаренко, Н.П. Кузнецова; науч. ред. С.А.Белозёров. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 437 с.
26. Прогноз развития страхового рынка в 2018 году: сдержанный
оптимизм. Исследование рынка [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». - Режим доступа:
http://raexpert.ru/researches/insurance/prognoz_2018.
27. Рейтинги финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». - Режим доступа: https: //raexpert.ru/ratings/npf.
28. Крупнейшие страховые компании в 2017 году [Электронный ресурс] //
http://riarating.ru/insurance_companies/20180307/630085122.html.
29. Крупнейшие НПФ России - итоги 2017 года [Электронный ресурс] //
РИАРЕЙТИНГ. - Режим http://riarating.ru/investment_companies/20180510/630090861.html.
30. Субъекты страхового дела [Электронный ресурс] // Центральный Банк России. - Режим доступа:http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_insurance.
31. Финансовые результаты деятельности АО ВТБ Страхование Жизни
2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vtbinslife.ru/upload/iblock/8df/auditorskoe-zaklyuchenie-i-finansovaya- otchetnost-po-msfo-za-2017-god.pdf.
32. Финансовые результаты деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд за 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.vtbnpf.ru/achievment/result.
33. Финансовые результаты деятельности АО НПФ «Сбербанка» за 2017
г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.npfsberbanka.ru/about/information-to-be-disclosed.
34. Финансовые результаты деятельности ООО СК «Росгосстрах-Жизнь»
за 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //rgslife.ru/upload/iblock/c79/bukhgalterskiy_balans_strakhovshchika_2017.pdf.
35. Финансовые результаты деятельности ООО СК «Согаз-Жизнь» за
2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sogaz-
life.ru/upload/iblock/f90/f904c93de769908f7521cc4dc766d0da.pdf.
36. Финансовые результаты деятельности ООО СК «Сбербанк страхование жизни» за 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //sberins .ru/upload/ 13/13af938464dd6550cc4b91d13 f9bbcf9 .pdf.
37. Финансовые результаты деятельности НПФ РГС за 2017 г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npfrgs.ru/media/products/NPF/fond/2018/Otchetnost_MFSO_2017_i_audit orsko e_zakluchenie.pdf.
38. Финансовые результаты деятельности АО НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления» за 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gazfond- pn.ru/upload/iblock/ca9/АО%20НПФ%20ГАЗФОНД%20пенсионные%20накоплени я_Годовая%20БФО_2017%20год_формы.рсИ'.
39. Фёдорова, Т.А. Страхование / Т.А. Фёдорова. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 1009 с.
40. Финансовые результаты деятельности страховых компаний 2015-2017 гг. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http: //www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/strah-org.htm.
41. Финансовые результаты деятельности мирового страхового рынка. 2013-2015 гг. [Электронный ресурс] // Страховая группа Swisse Re. Официальный сайт. - Режим доступа: http:// www.swissere.com.
42. Финогенова, Ю.Ю. Управление рисками в системе негосударственного пенсионного страхования. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. - 110 с.
43. Харитонова, Ю.Н., Макарова, Г.Ю., Дремова, Е.С. Деятельность пенсионного фонда России в социальном обеспечении населения // Экономика: вчера, сегодня. Завтра. 2017. - Том 7. - №2А. - С. 18-27.
44. Худяков, А.И. Теория страхования/ А.И. Худяков. - М.: Издательство «Статут», 2015. - 656 с.
45. Чумакова, М.К. Проблемы функционирования пенсионной системы РФ и пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2015. - №9-2. - С. 176-178.
46. Directive 2009/138/EC of the European Parlament and of the Council of 25 November 2009 on the taking-up and pursuit of the business of Insurance and Reinsurance (Solvency II) (recast) // Official Jornal of the European Union (O JEU). 17.12.2009. L 335. P. 1-155.
47. Pensions at a Glance: Asia/Pacific 2013. - Paris : OECD, 2013. - 364 p.