Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИМ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №72228

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЧТЕНИЯ КАК ПРОЦЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение и компоненты навыка чтения 7
1.2. Особенности процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего
образования 13
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОСВАИВАЮЩИМИ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Исследование технических компонентов чтения обучающихся
с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования 25
2.2. Методические рекомендации по содержанию логопедической
работы по совершенствованию технических составляющих навыка чтения обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 56


Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступного образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), значительная часть которых может быть успешно интегрирована в общеобразовательную среду и при создании специальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих удовлетворение их особых образовательных потребностей, способна осваивать программу начальной школы наряду с нормально развивающимися сверстниками в те же временные сроки.
Многочисленные исследования, проведенные в соответствии с разработанным Р.Е. Левиной принципом системного подхода к анализу речевого нарушения, доказали, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в овладении письменно-речевой деятельностью (Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
В последние годы исследователи отмечают увеличение в общеобразовательной школе числа детей с нарушениями чтения и письма (Л.А. Бенько, М.Н. Русецкая, М.М. Аманатова,), а также в целом снижение уровня грамотности подрастающего поколения россиян.
В специальной педагогике также особое внимание уделяется вопросам предупреждения и преодоления нарушений чтения у детей с ОВЗ, в том числе, и с отклонениями в речевом развитии.
Продолжается разработка методологических подходов к формированию чтения в русле фундаментальных исследований Р.Е. Левиной, согласно которым особое внимание отводится развитию фонетико¬фонематической и лексико-грамматической сторон речи (Т.А. Алтухова, О.Е. Грибова, Г.Г. Мисаренко и др.).
В то же время сделан значительный шаг в определении содержания работы по коррекции нарушений чтения с учетом роли других психических функций (внимания, зрительного восприятия, памяти, праксиса) в этиопатогенезе нарушений письменной речи (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, М.Н. Русецкая и др).
Разработана методика формирования начальных навыков чтения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывающая их стартовые возможности в плане готовности как вербального, так и невербального компонента функционального базиса чтения (А.В. Лагутина).
Основы коррекционно-педагогической работы по профилактике и преодолению нарушений письменной речи были заложены в трудах Р.И.Левиной, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. На современном этапе исследования в этой области продолжаются и представлены в работах Т.А Алтуховой, А.Н. Корнева, М.Н. Русецкой и др.
Проблема коррекционно-педагогической работы по преодолению технической составляющей процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи в настоящее время имеет значительное теоретическое и практическое значение. Актуальность исследований в этой области
обусловлена тем, что уменьшению числа детей с нарушениями чтения в ближайшее время не намечается. Это связано с тем, что в
общеобразовательную школу вливается поток учащихся с неярко выраженными нарушениями в физическом, психофизическом, психическом, речевом, умственном развитии. Значительное число учащихся
общеобразовательных школ (4,8% по данным А.Н. Корнева) и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (90,8% по данным Т.А.Алтуховой) испытывают трудности в усвоении навыков чтения.
В значительной части исследований показано, что смысловой компонент читательской деятельности не формируются без наличия базовых технических составляющих. Исходя из актуальности и значимости проблемы коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений технической составляющей процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, была определена тема нашего исследования.
Проблема исследования совершенствование логопедической работы по развитию технической составляющей процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи.
Целью нашего исследования является организация и анализ изучения компонентов технической составляющей процесса чтения в логопедической работе с обучающимися с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования.
Объектом исследования явилась техническая составляющая процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию технической составляющей процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования.
Гипотеза исследования: У обучающихся с ОНР, осваивающим уровень начального общего образования, имеет место нарушение технической составляющей навыка чтения, которое необходимо целенаправленно искоренять в рамках целенаправленного логопедического воздействия.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами, были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования технической составляющей процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования.
2. Изучить состояние технической составляющей процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования.
3. Разработать методические рекомендации по преодолению нарушений технической составляющей процесса чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются: исследования в области психофизиологии и психологии письменной речи (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Т.Г. Егоров, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); исследования в области профилактики и коррекции нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи (Т.А. Алтухова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, М.Н. Русецкая, Л.Ф.Спирова и др.).
Методами исследования выступали: теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий), а также количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоложская основная школа» Белгородского района.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование завершилось, доказав свою теоретическую и практическую значимость.
Анализ психолого-педагогической и психолингвистической
литературы по проблеме формирования технической составляющей процесса чтения детей с общим недоразвитием речи, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее заключение:
Полноценное овладение технических компонентов навыка чтения осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированностилексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, а также от сформированности высших психических функций и развития функционального состояния анализаторных систем мозга.
Нарушения чтения трактуется в рамках трех основных подходов: психофизиологическом, психологическом, психолингвистическом.
Недоразвитие устной речи, способствуют возникновению нарушений чтения с оптическим и моторным дефицитом. Следует отметить, что для успешного овладения навыком чтения необходим достаточный уровень развития как речи, так и других психических функций и процессов.
Нарушение формирования всех компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи и своеобразие психического развития в целом обуславливают трудности и нарушения овладения навыком чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования.
У младших школьников наблюдаются следующие ошибки при чтении, такие как: отрывистое чтение, большие паузы меду словами, затруднение в понимании прочитанного, побуквенное угадывающее чтение, замена одних букв другими, пропуски звуков и слогов, недочитывание окончаний, «застревание» на какой-то букве, слоге, слове, неоднократное повторение их в процессе чтения.
В качествепроведенного констатирующего эксперимента нами было выявлено, что для многих учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи характерно неполноценное формирование технических компонентов навыка чтения. Проанализировав результаты исследования, мы видим, что высокого уровня технических составляющих процесса чтения не выявлено ни у одного ребенка, выше среднего у 40% детей, среднего уровня достигли 20% учащихся, низкий уровень выявлен у 30% учащихся и очень низкий у 10% детей. Наиболее несформированным оказались такие компоненты, как: правильность и выразительность чтения.
В методичсеких рекомендациях по содеранию логопедической работы по предупреждению и преодолению нарушений тех технических компонентов навыка чтения, которые менее сформированы у младших школьников с общим недоразвитием речи (по результатам констатирующего этапа эксперимента): правильность и выразительность. Мы рекомендуем уделяеть внимание традиционным подходам к устранению дислексии направленных на преодоление недоразвития устной речи, но в тоже время акцентировать внимание на преодоление оптико-пространственных и моторных трудностей.
Методические рекомендации логопедической работы по формированию техничсеких составляющих навыка чтения у младших школьников, мы рекомендуем проводить в два этапа: подготовительного и основного. Логопедическую работу рекомендуем проводить по двум наименее сформированным у младших школьников с общим недоразвитием речи технических компонентов чтения - правильность и выразительность.
На подготовительном этапе мы обеспечивали развитие предпосылок формирования технических составляющих навыка чтения (правильность, выразительность). Для этого мы применяли игры и упражнения на развитие: устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической); оптико¬пространственных представлений; зрительного восприятия, анализа и синтеза; зрительной памяти; пространственных ориентировок.
На основном этапе мы проводили работу по формированию технических составляющих навыка чтения (правильность и выразительность). Для этого мы применяли задания и упражнения на развитие: правильности чтением при формировании навыков
прогнозирования и зрительного восприятия, (для предупреждения ошибок угадывания, повторов); морфологических и синтаксических обобщений, которые направлены на уточнение структуры предложения, развитие структуры словоизменения и словообразования; выразительности чтения, на основе образования связей между зрительным восприятием текста и его интонационным оформлением.
Подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов в формировании технических компонентов навыка чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи.



1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / ред. М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М., 1977.- 215 с.
2. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / Т.А. Алтухова // Дефектология. - 1994.-№5.-С.49-55.
3. Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Школьный логопед. - 2005.-№1 (4).-С. 31л3.
4. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - №1 (18). - С. 31-35.
5. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / М.М. Аманатова // Ранняя диагностика и коррекция нарушений письма и чтения: материалы II Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2006. - С. 10-13.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2000. - 232 с.
7. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. /Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.
8. Бабина, Г.В. Трудности смысловой обработки текста при чтении учащимися с нарушениями речи / Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии (14 -16 сентября 2004 года). - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. - С.39-44
9. Безруких, М.М. Особенности речевого развития младших школьников с трудностями обучения письму и чтению / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию профессора Н. Н. Трауготт. - СПб, 2004. - С.247-259.
10. Васильева, Н.Н.. Взаимосвязь трудностей в чтении и показателей фузионных резервов у младших школьников / Н.Н. Васильева, Г.И. Рожкова, А.П. Токарева // Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения: Материалы IV конференции Российской ассоциации дислексии (Москва, 26-27 мая 2009г.) / ред.кол. Г.В. Чиркина, М.Н. Русецкая, Е.Н. Российская. - М.: РДА, МГПУ, УРАО ИКП, 2009. - С. 21-23.
11. Величенкова О.А., Иншакова О.Б., Ахутина Т.В. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников // Школа здоровья. - 2002. - № 3. - С. 20-35.
12. Вишнякова, О.В. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи / О.В. Вишнякова, И.С. Забуга. - М.:Флинта, 2007. - 288 с.
13. Голованова, М.В. Родная речь: Учебник (1-4 кл.) ч.1-2 / М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с.
14. Данилавичюте, Э.А. Прогнозирование и предупреждение трудностей в овладении навыками чтения у дошкольников с НОНР (психолингвистический аспект) / Э.А. Данилавичюте // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии (14 -16 сентября 2004 года). - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. - С.82¬89.
15. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2002. - 176 с.
16. Дмитрова Е.Д. и др. Особенности мозгового обеспечения вербальных процессов у детей с трудностями письма и чтения // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. -№2. - С. 5-12.
17. Егоров, Т.Е. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
18. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР/ Г.И. Жаренкова // Школа для детей с нарушениями речи (пути специального обучения). - М.: Просвещение, 2001 - 111с.
19. Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя. - М.:Просвещение, 2000. - 250с.
20. Казарцева, О.М. Письменная речь / О.М. Казарцева, О.В. Вишнякова. - М.: Флинта. Наука, 2008. - 256 с.
21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
22. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
23. Колповская, И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения / И.К. Колповская // Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2007г. - Кн. II. - С. 439-456.
24. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.:Речь,2003. - 330с.
25. Лагутина, А.В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни / А.В. Лагутина - М.: Национальный книжный центр, 2010.- 176 с.
26. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб.: СОЮЗ, 2001г. - 224 с.
27. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М.:Владос, 2001. - 311 с.
28. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.:Просвещение, 2006. - 248 с.
29. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / под ред. О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. - 140 с.
30. Никашина, Н.А. Устранение нарушений письма и чтения у детей с недоразвитием речи / Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / под ред. Левиной Р. Е. - М.: Просвещение, 2008. - С. 190-212.
31. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: Гном, 2007. - 152с.
32. Российская, Е.Н. Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией / Е.Н. Российская // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии (14-16 сентября 2004 года). - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. - С. 204-213.
33. Русецкая, М.Н. Изучение дидактических возможностей обучения чтению младших школьников с речевыми нарушениями по различным методическим системам / М.Н. Русецкая, Е.Е. Давыдкина // Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения: материалы IV конференции Российской ассоциации дислексии (Москва, 26-27 мая 2009г) / ред. кол. Г.В. Чиркина, М.Н. Русецкая, Е.Н. Российская. - М: РДА, МЕНУ, УРАО ИКП, 2009. - С. 126-129.
34. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие./И.Н. Садовникова - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
35. Симерницкая, Э.Г. Доминантность полушарий./Э.Г. Симерницкая - М.: Просвещение, 2008. - 95 с.
36. Сластья Л.Н. Формирование связной речи 4-5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал. /Л.Н. Сластья - Волгоград: Учитель, 2001. - 232 с.
37. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 2005. - 187 с.
38. Трофимова, В.Н. Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с учащимися, имеющими НВОНР // Школьный логопед. - 2005. - №1 (4). - С.44-52.
39. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2001. - 223 с.
40. Хабарова, С.П. Изучение готовности к овладению навыками чтения детей с речевой патологией // Образование и повышение квалификации работников образования: Сб. науч. тр. - Вып. 13. - Новые исследования молодых ученых в области образования и повышения квалификации. - Минск: Академия последипломного образования, 1998. - Часть 2. - С.127 - 135с.
41. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.:Владос, 2009. - 299 с.
42. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова.- М.: МОДЭК, МПСИ, 2005. - 360 с.
43. Чечерина, Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям / Н.Ю. Чечерина // Я-мама. - 2006. - № 2. - С.6 - 7.
44. Чиркина, Е.В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей / Е.В. Чиркина // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии (14-16 сентября 2004 года). - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. - С.296.
45. Carroll, J.M., Snowling M.J. Language and phonological skills in children at high risk of reading difficulties / J.M. Carroll., M.J. Snowling // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2004. - №45 (3). - P. 631-640
46. Snowling, M.J. Family Risk of Dyslexia Is Continuous: Individual Differences in the Precursors of Reading Skill / M.J. Snowling, A. Gallagher, U. Frith // Child Development.-2003.-March/April.- P.358-373


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ