ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖАНР ТОК-ШОУ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1.1. Возникновение жанра и его становление на российском телевидении 6
1.2. Жанрообразующие элементы ток-шоу 12
ГЛАВА II. ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ ТОК-ШОУ 22
2.1. Жанровая специфика ток-шоу «Поединок» 22
2.2. Реализация формата ток-шоу в программе «60 минут» 34
2.3. Сравнительный анализ ток-шоу «Поединок» и «60 минут» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Современное телевидение предлагает зрителю множество различных телеканалов, передач, форматов и жанров. Очевидно, что задача любого телеканала состоит в том, чтобы привлечь максимальное количество зрителей и удержать завоеванную аудиторию. В условиях жесточайшей конкуренции телеканалы находят новые формы программ, которые бы способствовали привлечению внимания аудитории. На сегодняшний день одним из самых популярных и востребованных зрителем является жанр ток-шоу. На российском телевидении большинство крупных каналов имеют своё уникальное (чаще всего не одно) ток-шоу. Они разделяются по методам ведения разговора, тематике, направленности и т.д. Главное то, что зритель может увидеть плюрализм мнений, выслушать экспертов, героев и сделать самостоятельные выводы относительно волнующих его тем. Достаточно молодой для отечественного телевидения жанр стремительно развивается и подстраивается под российский телеформат. При этом жанровое определение программ представляет известную проблему для теории журналистики. Особенно в ее отечественном варианте, так как большинство ток-шоу являются кальками западных проектов. Актуальность данного исследования обусловлена высокой популярностью жанра ток-шоу на российском телевидении, а также стремительным увеличением числа передач этого жанра, которые еще не были подвергнуты теоретическому анализу и сравнению.
Объектом исследования являются ток-шоу «60 минут» и «Поединок» на телеканале «Россия-1».
Предметом исследования является жанровая специфика телепрограмм «60 минут» и «Поединок».
Целью данной работы является выявление жанровых особенностей телепрограмм «60 минут» и «Поединок» на телеканале «Россия -1».
Поставленные цели предполагают решение ряда конкретных задач:
1) изучить историю возникновения жанра ток-шоу и его становления на отечественном телевидении;
2) изучить основные жанрообразующие элементы ток-шоу;
3) изучить особенности программы «Поединок»;
4) определить специфику программы «60 минут»;
5) провести компаративный анализ изученных ток-шоу.
При проведении исследования были использованы следующие методы: ведущий метод - описательный, использовались также методы проблемно-тематического анализа и жанровых характеристик, сравнительного анализа, элементы контент-анализа.
Материалом исследования послужили передачи жанра ток-шоу «Поединок» и «60 минут», вышедшие в эфир за 2016-2017 гг., отобранные методом сплошной выборки.
Теоретической базой являются работы российских и зарубежных исследователей в сфере изучения жанров журналистики, и конкретно жанра ток-шоу - Кузнецова Г.В., Вакуровой Н.В., Могилевской Э.
Эмпирической базой послужили выпуски ток-шоу «Поединок» (30) и «60 минут» (30) за 2016-2017 гг., отобранные методом сплошной выборки.
Структура работы. Композиция работы отвечает поставленным задачам. Исследование состоит из Введения, двух Глав, Выводов к главам, Заключения, Списка используемой литературы и Списка цитируемых источников. Во Введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель исследования, его задачи, методы, практическая значимость дипломной работы. Первая глава включает теоретический аспект жанра ток-шоу, описание основных этапов его развития, и анализ работ, посвященных специфике данного жанра. Во второй главе представлена общая характеристика программ «60 минут» и «Поединок», а также анализ и сопоставление жанровых особенностей данных ток -шоу. В Заключении излагаются основные выводы дипломного исследования, касающиеся специфики жанра ток-шоу и его реализации в исследуемых программах.
В исследовании нами был подробно изучен вопрос специфики жанра ток-шоу. В первой главе изложен теоретический материал, посвященный жанру ток-шоу, его становлению и развитию на отечественном телевидении.
Ток-шоу - жанр, который зародился в Америке в 60-е годы ХХ века. В России относительно молодой данный жанр появился благодаря Владимиру Познеру, который сотрудничал с его основателем Филом Донахнью, и совместно с ним вел телемосты, которые считаются первым видом ток-шоу, появившемся на отечественном телевидении.
Сущность ток-шоу заключается в том, что в студию приглашаются различные участники, имеющую свою точку зрения по тому или иному вопросу. Основная задача ток-шоу - представить телезрителям различные мнения.
Существуют различные виды ток-шоу. Так, например, Вакурова Н.В. выделяет различные типы ток-шоу в зависимости от общей структуры и метода ведения беседы. Она разделяет такие виды как: телемост, теледебаты, беседа, дискуссия. В зависимости от тематического наполнения выделяют также общественно-политические ток-шоу, социальные, бытовые, и культурно-просветительские. Также ток-шоу можно разделить по степени развлекательности, вовлеченности телезрителей и так далее.
Говоря о специфике конкретных ток-шоу, отметим, что каждая передача имеет набор определенных характеристик, которые позволяют говорить о ее специфике, к таким характеристикам можно отнести канал, на котором выходит шоу, тематическое содержание, участники ток-шоу, и некоторые другие. Однако главную роль в ток-шоу выполняет ведущий. Его манера ведения разговора, умение направлять спикеров, урегулировать возникающие конфликты, чувство юмора, харизма, индивидуальный подход определяют весь ход программы. От умений и навыков ведущего зависит и успех программы. Любое ток-шоу ассоциируется с именем ведущего.
Ток-шоу один из самых популярных жанров на российском телевидении. Сегодня практически все каналы имеют свои ток-шоу, многие из них идут в прайм-тайм. Жанр ток-шоу является интересным для телезрителей, так как всегда подразумевает интересную тему, оживленную беседу, накал страстей, и зрелищность. Несмотря на то, что это разговорный жанр, его отличает высокая зрелищность, и, как отмечают, некоторые исследователи, театральность. Любое ток-шоу строится по определенному сценарию, согласно которому в нем есть завязка, кульминация и развязка. Ведущие ток-шоу также своего рода актеры, старающиеся максимально проявить себя, они используют не только речь, но мимику и жесты. Образ ведущего - главный образ все передачи.
Современные ведущие стараются сделать свои программы максимально зрелищными, для чего приглашают в студии харизматичных и экспрессивных участников, способных вести оживленный разговор, яростно отстаивать свою позицию, вызывать симпатию у зрителя.
В бакалаврском исследовании мы проанализировали два общественно-политических ток-шоу, которые выходят на телеканале «Россия 1» - «60 минут» с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым и «Поединок» с Владимиром Соловьевым.
Ток-шоу Владимира Соловьева представляет собой выступление двух спикеров, представляющих кардинально противоположные точки зрения на самые актуальные вопросы. Среди основных тем, которые обсуждаются в студии - вопрос «русского мира», положение России в мире, ее отношения с другими государствами, в первую очередь странами Запада и Украиной. Отличительной чертой шоу является возможность смс-голосования, с помощью которого определяется победитель. Однако его имя практически всегда известно с самого начала передачи. В первом раунде ведущий дает возможность высказаться обеим сторонам, но с первых минут становится понятно, чьей позиции придерживается сам Владимир Соловьев. Он активно участвует в обсуждении, спорит, или же наоборот поддерживает. Владимир Соловьев представляет собой тип ведущего-провокатора, он всегда задает провокационные вопросы, третий раунд полностью состоит из вопросов ведущего своим спикерам. Отдельно стоит выделить чувство юмора ведущего, который использует его, например, чтобы сгладить обстановку, не позволить участникам переходить на личности, и в целом, чтобы высказать свою точку зрения.
Владимир Соловьев всегда отстаивает позицию Россию, активно спорит с представителями других точек зрения, но при этом дает им высказать свое мнение, а потом полностью и аргументированно его опровергает.
Программа «60 минут» имеет другую структуру. В студию приглашают от 6 до 9 человек, которые представляют разные стороны, однако, не всегда придерживаются разных мнений. Программа может включать как острые дискуссии, так и спокойные обсуждения. Ток-шоу выходит ежедневно пять раз в неделю, поэтому откликается на все актуальные события, которые считает интересными в рамках своей тематики. Основные вопросы, которые затрагиваются на ток-шоу - это также вопросы отношений России с Западом и Украиной. Абсолютное большинство выпусков посвящено проблемам Украины.
Ведущие предоставляют слово всем гостям, при этом, как правило, сами задают вопросы, направляя разговор в нужную сторону. Они активно пользуются дополнительными материалами (фото, видео, инфографикой), которые всегда служат в поддержку их мнения. Ведущие практически никогда не перебивают участников, чья позиция им близка, тогда же как участники, представляющие противоположное мнения, даже если имеют возможность высказаться, всегда остаются в меньшинстве. Ведущие максимально дают понять, что не принимают их точку зрения в серьез, с иронией высказываются об их позиции. Задача ведущих защищать позицию России, формировать ее благоприятный образ у зрителей, и критиковать правительство стран Запада и Украины.
Главной чертой проанализированных нами ток-шоу является то, что при видимом многообразии мнений и свободе их выражения, итог всегда очевиден. На наш взгляд, задача ведущих представить возможные мнения телезрителю, и опровергнуть то, которое они сами считают неверным.
1. Агуреев А. Ток-шоу по-американски // Независимая газета. —
2003. -29 мар. // (http://www.ng.ru/+v/2002-03-29).
2. Багиров Э.Г Очерки теории телевидения. М., 2009.
3. Бирбом М. Хозяин ток-шоу // Спутник-ТВ. 2005. №7.
4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2003.
5. Вакурова Н.В, Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебно-методическое пособие / Н.В. Вакурова, Л.И.Московкин - М.: Мастерская телевизионной журналистики, 2013.
6. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках / Учебное пособие. Москва, Высшая школа, 2009.
7. Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления: Учебное пособие / Б.Д. Гаймакова, С.К. Макарова, В.И. Новикова, М.П. Оссовская. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 283 с.
8. .Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий / А.А, Грабельников. - М., 2004.
9. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 2005.
10. Енин Е. Дао разговорной программы / Е. Енин. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2006. - 224 с.
11. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб., 2001.
12. Князев Александр. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учебное пособие / А. Князев //- Бишкек, КРСУ - 2001.
13. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста / Л.Е. Кройчик // Ред.-сост. С.Г Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП. - 2000.
14. Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ М.: Издательство Московского университета, 2011.
15. http ://cyclowiki.org/wiki/Шоу_Оnры_Уинфри
16. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Учебное пособие. СПб, 2001.
17. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - М., 2000.
18. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М., 2000.
19. Лукина М. Технология интервью / М. Лукина. - М, 2003.
20. Матвеева Л.В. Психология телевизионных коммуникаций / Л.В.Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М., 2004.
21. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Г.С. Мельник. - СПб.: Питер, 2005.
22. Милан Крум. Феномен ток-шоу: лекарство или яд для души? / К. Милан // Литературная газета. - 2000. - № 3.
23. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы /С.А. Михайлов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
24. Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М.: Изд. ИПК
работников ТВ и РВ, 2013.
25. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования, 2006.
26. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М., 2003. - С. 116-117.
27. Мясникова М.А. Художественные программы на телевидении: Учебный комплект / М.А. Мясникова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - 296 с.
28. Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечение
закономерностей / А.А. Новикова // Предисл. А.А Шереля. - М., 2012.
29. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» / В.Ф. Олешко // - М.: РИП-холдинг.
30. Основы творческой деятельности журналиста // Под. ред. С.Г, Корконосенко. - СПб. и Лен, обл., 2000.
31. Прохоров Е.Г. Введение в теорию журналистики / Е.Г. Прохоров. - М., 2003.
32. Садков П. Ток-шоу - это война // Комсомольская правда - 2007. - №12.
33. 7. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: Учебное пособие / О.Р. Самарцев; под общей редакцией Я.Н. Засурского. - М.: Академический Проект, 2007. - 527 с.
34. Саруханов В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов / В.А. Саруханов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
35. Саппак В.С. Телевидение и мы. Четыре беседы. М.: Искусство,
2000.- 182 с.
36. Саппак В., Шитова В. Семь лет в театре. Телевидение и мы. М.: Искусство, 2000. - 280 с.
37. Система средств массовой информации России / под. ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.
38. Телевизионная журналистика: Учебник. - 4-е издание /
Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я.Юровский. - М.: Изд. МГУ! - 2002.
39. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно- психологический подход / А.А. Тертычный. - М., 1998.
40. Шепель В.М. Имиджелогия: Как нравится людям / В.М. Шепель. - М., 2002.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Поединок (телепередача) [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Поединок_(телепередача) (дата обращения 6.05.2017).
2. 60 минут (ток-шоу) [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. - https://ru.wikipedia.org/wiki/60_минут_(ток-шоу) (дата обращения 6.05.2017).