Этнические танцы в трэвел-медиатекстах: стилистико-речевая репрезентация
|
Введение 3
Глава 1. Этнический танец как отражение национальной культуры 6
1.1. Этнический танец в трэвел-журналистике 6
1.2. Композиционно-речевые способы и приемы медиатекстов 16
Глава 2. Композиционно-речевое оформление описания этнических танцев в трэвел-медиатекстах 28
2.1. Формы композиционно-речевого описания этнических танцев 28
2.2. Средства, создающие композиционно-речевые формы 38
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Глава 1. Этнический танец как отражение национальной культуры 6
1.1. Этнический танец в трэвел-журналистике 6
1.2. Композиционно-речевые способы и приемы медиатекстов 16
Глава 2. Композиционно-речевое оформление описания этнических танцев в трэвел-медиатекстах 28
2.1. Формы композиционно-речевого описания этнических танцев 28
2.2. Средства, создающие композиционно-речевые формы 38
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Данная дипломная работа посвящена анализу описания этнических танцев в трэвел-медиатекстах. Журналистика путешествий, или трэвел- журналистика, становится все более востребованной массовой аудиторией. Интерес к медиатекстам о путешествиях у современного российского читателя вызван различными причинами, к которым, на наш взгляд, можно отнести традицию чтения произведений русских путешественников девятнадцатого века (Н.М. Пржевальского, М.В. Певцова, В.К. Арсеньева и др.), чьи путевые очерки до сих пор считаются вершиной жанра; разочарование в массовой художественной литературе и уход от нее к документалистике, а также популярность путешествия как формы социокультурной деятельности.
Актуальность выбранной темы связана с рядом обстоятельств. Во- первых, описание этнических танцев - один из активно используемых способов индивидуализации специфики страны. Этот сегмент журналистского дискурса всегда интересен массовой аудитории. Умение в слове выразить увиденное - важная часть коммуникативной культуры журналиста. Следовательно, задача совершенствования стилистического оформления такого типа публикаций является профессионально востребованной.
Во-вторых, научная актуальность проблемы связана с тем, что в центре внимания оказались речевые структуры журналистского текста. Особенности речевого оформления медиатекстов в центре внимания медиалингвистики - активно развивающегося сегодня научного направления, посвященного исследованию эффективных способов текстовой деятельности профессионала .
Научная новизна состоит в том, что исследованию подвергаются приемы средства и способы стилистического оформления публикаций, ранее не рассматривавшихся в исследовательской литературе.
Цель данной работы - выявление языковых средств актуализации восприятия и оценки этнических танцев в трэвел-медиатексте.
Поставленная цель определила следующие задачи:
-создать необходимый для анализа текстов понятийно-терминологический аппарат;
-выяснить, из каких частей состоит описание этнического танца в трэвел-журналистике;
-выявить, какие композиционно-речевые способы и приемы мобилизуются в таких описаниях.
Объектом исследования являются трэвел-медиатексты, содержащие описания этнических танцев.
Предметом исследования являются стилистические особенности описания танцев в трэвел-медиатексте.
Теоретическая база ВКР представлена научными исследованиями российских ученых и журналистов Л.Р. Дускаевой, Т.Ю. Редькиной, И.М. Кобозевой, А.А Колосовой, Н.А. Кузьминой, И.А. Стернина, А.А. Тертычного, А.В. Зеленщикова, Ю.В Рождественского, А.В. Бондарко, А.А. Климова, А.М Новикова и др.
Эмпирическую базу данной работы составляют журналистские материалы, посвященные путешествиям, в которых присутствует описание этнического танца. Источниками эмпирического материала послужили номера журналов «Уральский следопыт», «Вокруг Света», «National Geographic», «Discovery» и «Geo» c 1970 по 2016 годы. Всего было проанализировано 25 материалов.
Хронологические рамки исследования: апрель 1970 г. - февраль 2016 г.
Методика анализа. В процессе исследования мы использовали ряд теоретических методов: индукции, дедукции, анализа и синтеза, типологии, наблюдения и др. Эти методы позволяют устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми объектами, явлениями или между их определенными признаками. В научных выводах одно суждение исходит от другого, на основе уже существующих выводов делается новый.
Также был использован метод лингвостилистического анализа. Это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения, наблюдаемого и выявленного в процессе исследования.
Практическое значение исследования определяется возможностью выработки рекомендаций основанных на изучении речевых профессиональных действий востребованных журналистской практикой.
Структура работы продиктована особенностью выбранной темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе будет раскрыто понятие этнического танца и трэвел- медиатекста, его функции и структура. Будут рассмотрены признаки композиционно-речевых форм. Далее мы выясняем, какое место описание этнического танца может занимать в трэвел-журналистике, какова интенциональность такого рода текстов, благодаря чему устанавливается их смысловая структура.
Вторая глава работы будет посвящена описанию композиционно-стилистических способов, приемов создания текста, а также анализу материалов, составляющих эмпирическую базу нашего исследования, выявлению средств актуализации ситуации восприятия и оценки танца.
Актуальность выбранной темы связана с рядом обстоятельств. Во- первых, описание этнических танцев - один из активно используемых способов индивидуализации специфики страны. Этот сегмент журналистского дискурса всегда интересен массовой аудитории. Умение в слове выразить увиденное - важная часть коммуникативной культуры журналиста. Следовательно, задача совершенствования стилистического оформления такого типа публикаций является профессионально востребованной.
Во-вторых, научная актуальность проблемы связана с тем, что в центре внимания оказались речевые структуры журналистского текста. Особенности речевого оформления медиатекстов в центре внимания медиалингвистики - активно развивающегося сегодня научного направления, посвященного исследованию эффективных способов текстовой деятельности профессионала .
Научная новизна состоит в том, что исследованию подвергаются приемы средства и способы стилистического оформления публикаций, ранее не рассматривавшихся в исследовательской литературе.
Цель данной работы - выявление языковых средств актуализации восприятия и оценки этнических танцев в трэвел-медиатексте.
Поставленная цель определила следующие задачи:
-создать необходимый для анализа текстов понятийно-терминологический аппарат;
-выяснить, из каких частей состоит описание этнического танца в трэвел-журналистике;
-выявить, какие композиционно-речевые способы и приемы мобилизуются в таких описаниях.
Объектом исследования являются трэвел-медиатексты, содержащие описания этнических танцев.
Предметом исследования являются стилистические особенности описания танцев в трэвел-медиатексте.
Теоретическая база ВКР представлена научными исследованиями российских ученых и журналистов Л.Р. Дускаевой, Т.Ю. Редькиной, И.М. Кобозевой, А.А Колосовой, Н.А. Кузьминой, И.А. Стернина, А.А. Тертычного, А.В. Зеленщикова, Ю.В Рождественского, А.В. Бондарко, А.А. Климова, А.М Новикова и др.
Эмпирическую базу данной работы составляют журналистские материалы, посвященные путешествиям, в которых присутствует описание этнического танца. Источниками эмпирического материала послужили номера журналов «Уральский следопыт», «Вокруг Света», «National Geographic», «Discovery» и «Geo» c 1970 по 2016 годы. Всего было проанализировано 25 материалов.
Хронологические рамки исследования: апрель 1970 г. - февраль 2016 г.
Методика анализа. В процессе исследования мы использовали ряд теоретических методов: индукции, дедукции, анализа и синтеза, типологии, наблюдения и др. Эти методы позволяют устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми объектами, явлениями или между их определенными признаками. В научных выводах одно суждение исходит от другого, на основе уже существующих выводов делается новый.
Также был использован метод лингвостилистического анализа. Это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения, наблюдаемого и выявленного в процессе исследования.
Практическое значение исследования определяется возможностью выработки рекомендаций основанных на изучении речевых профессиональных действий востребованных журналистской практикой.
Структура работы продиктована особенностью выбранной темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе будет раскрыто понятие этнического танца и трэвел- медиатекста, его функции и структура. Будут рассмотрены признаки композиционно-речевых форм. Далее мы выясняем, какое место описание этнического танца может занимать в трэвел-журналистике, какова интенциональность такого рода текстов, благодаря чему устанавливается их смысловая структура.
Вторая глава работы будет посвящена описанию композиционно-стилистических способов, приемов создания текста, а также анализу материалов, составляющих эмпирическую базу нашего исследования, выявлению средств актуализации ситуации восприятия и оценки танца.
В данной работе перед нами был поставлен ряд задач: создать необходимый понятийно-терминологический аппарат, выяснить, из каких частей состоит описание этнического танца в трэвел-журналистике, выявить какие композиционно-речевые способы и приемы мобилизуются в таких описаниях.
В первом параграфе теоретической части, с помощью изученной литературы мы раскрыли понятия трэвел-медиатекста и этнического танца, составили список жанрообразующих форм трэвел-журналистики. Было установлено, что к основному жанру трэвел-журналистики относится путевой очерк. Во втором параграфе теоретической части мы рассмотрели особенности, признаки и структуру композиционно-речевых форм, а также установили, что в трэвел-медиатекстах преобладают такие типы КРФ как описание и повествование.
В практической части мы выяснили, что в трэвел-медиатекстах, посвященных этническим танцам используются довольно разнообразные стилистические приемы для описания танцев: интимизация, усиление динамики действия, гиперболизация. Были выявлены определенные средства художественной выразительности, которыми в большей степени пользовались авторы, чтобы передать национальный характер и дух народа, а также наиболее ярко показать свое видение мира через описание танца: эпитеты, экзотизмы, сравнения, заимствования, архаизмы. Динамика танца передана с помощью разнообразных глагольных форм, а использование стилистических приемов и средств выразительности позволяет уточнить образ танцевальных движений. Для создания эффекта присутствия повествование ведется в настоящем времени.
Отличительной особенностью трэвел-медиатекста является наличие авторской оценки, чаще всего - положительной. Она может быть выражена разными способами: оценочной лексикой, наречиями, глаголами с соответствующей семантикой. Положительная оценка поддерживается □мотивами - именами прилагательными, глаголами и глагольными формами, наречиями, а также образными средствами
В наше время трэвел-журналистика становится все более популярной и соответственно количество трэвел-медиатекстов на эту тему растет, но нельзя утверждать, что все они выполнены на высоком уровне. После стилистического анализа было установлено, что практически во всех трэвел- медиатекстах, описывающих этнические танцы были допущены ошибки: не хватало одной из составляющих, которые необходимы для полного восприятия текста и передачи национального духа народа, также, авторы предпринимали недостаточно стилистических усилий, чтобы в полной мере преподнести текст читателю. Композиция танца (ряд частей танцевальных комбинаций), танцевальный текст (движения, жестикуляция, мимика) и рисунок танца (расположение и перемещение танцующих) в полной мере были представлены не во всех материалах.
Как мы выяснили, танец является одной из форм проявления отношения одной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности. В отличие от языка и ментальности, которые изучены в большей степени танец, как высокохудожественная форма воплощения национального характера остается малоизученным. Хотя именно этнический танец, являясь частью обряда и ритуала празднично-развлекательной, народно-художественной и профессиональной культуры представляет собой целостность пластики, мимики, движения и музыки и, следовательно, может быть рассмотрен как национальное начало культуры, национальный характер. Обычаи многих народов мира отразились не только в приметах, образе жизни и обрядах, но и в танцах, необычайных ярких и по-своему оригинальных.
Главной целью описания этнических танцев в трэвел-медиатекстов является передача духовного опыта, национального характера того или иного народа, демонстрация культуры другой страны. Для достижения поставленной цели необходимо более серьезно относится к написанию такого рода материала. Журналисту, работающему в трэвел-изданиях, очень важно стать идейным вдохновителем, своеобразным проводником в мир путешествий. Он должен не просто заинтересовать читателя, но и собрать свою аудиторию. Этого можно добиться с помощью оригинальности и живости текста, используя различные стилистические приемы и языковые средства.
Наше исследование может послужить хорошим материалом для дальнейшего изучения выбранной нами темы.
В первом параграфе теоретической части, с помощью изученной литературы мы раскрыли понятия трэвел-медиатекста и этнического танца, составили список жанрообразующих форм трэвел-журналистики. Было установлено, что к основному жанру трэвел-журналистики относится путевой очерк. Во втором параграфе теоретической части мы рассмотрели особенности, признаки и структуру композиционно-речевых форм, а также установили, что в трэвел-медиатекстах преобладают такие типы КРФ как описание и повествование.
В практической части мы выяснили, что в трэвел-медиатекстах, посвященных этническим танцам используются довольно разнообразные стилистические приемы для описания танцев: интимизация, усиление динамики действия, гиперболизация. Были выявлены определенные средства художественной выразительности, которыми в большей степени пользовались авторы, чтобы передать национальный характер и дух народа, а также наиболее ярко показать свое видение мира через описание танца: эпитеты, экзотизмы, сравнения, заимствования, архаизмы. Динамика танца передана с помощью разнообразных глагольных форм, а использование стилистических приемов и средств выразительности позволяет уточнить образ танцевальных движений. Для создания эффекта присутствия повествование ведется в настоящем времени.
Отличительной особенностью трэвел-медиатекста является наличие авторской оценки, чаще всего - положительной. Она может быть выражена разными способами: оценочной лексикой, наречиями, глаголами с соответствующей семантикой. Положительная оценка поддерживается □мотивами - именами прилагательными, глаголами и глагольными формами, наречиями, а также образными средствами
В наше время трэвел-журналистика становится все более популярной и соответственно количество трэвел-медиатекстов на эту тему растет, но нельзя утверждать, что все они выполнены на высоком уровне. После стилистического анализа было установлено, что практически во всех трэвел- медиатекстах, описывающих этнические танцы были допущены ошибки: не хватало одной из составляющих, которые необходимы для полного восприятия текста и передачи национального духа народа, также, авторы предпринимали недостаточно стилистических усилий, чтобы в полной мере преподнести текст читателю. Композиция танца (ряд частей танцевальных комбинаций), танцевальный текст (движения, жестикуляция, мимика) и рисунок танца (расположение и перемещение танцующих) в полной мере были представлены не во всех материалах.
Как мы выяснили, танец является одной из форм проявления отношения одной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности. В отличие от языка и ментальности, которые изучены в большей степени танец, как высокохудожественная форма воплощения национального характера остается малоизученным. Хотя именно этнический танец, являясь частью обряда и ритуала празднично-развлекательной, народно-художественной и профессиональной культуры представляет собой целостность пластики, мимики, движения и музыки и, следовательно, может быть рассмотрен как национальное начало культуры, национальный характер. Обычаи многих народов мира отразились не только в приметах, образе жизни и обрядах, но и в танцах, необычайных ярких и по-своему оригинальных.
Главной целью описания этнических танцев в трэвел-медиатекстов является передача духовного опыта, национального характера того или иного народа, демонстрация культуры другой страны. Для достижения поставленной цели необходимо более серьезно относится к написанию такого рода материала. Журналисту, работающему в трэвел-изданиях, очень важно стать идейным вдохновителем, своеобразным проводником в мир путешествий. Он должен не просто заинтересовать читателя, но и собрать свою аудиторию. Этого можно добиться с помощью оригинальности и живости текста, используя различные стилистические приемы и языковые средства.
Наше исследование может послужить хорошим материалом для дальнейшего изучения выбранной нами темы.
Подобные работы
- Этнические танцы в трэвел-медиатекстах: стилистико-речевая репрезентация
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2016



