Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления коммуникациями в международной продуктовой ИТ-компании 7
1.1 Особенности коммуникаций в ИТ 7
1.2 Персонализация контента и коммуникаций 15
1.3 Задачи коммуникаций в компании 19
1.3.1 Области деятельности 19
1.3.2 Работа со стейкхолдерами 29
1.3.3 Обзор инструментов и кейсов по их использованию 35
1.4 Выстраивание процессов управления коммуникациями
Глава 2. Управление коммуникациями в международной продуктовой ИТ- компании на примере ABBYY 48
2.1 Описание бизнеса ABBYY и основных конкурентов
2.2 Общая структура компании, организация процессов коммуникаций 50
2.3 Совокупная оценка результата 69
Заключение 74
Список источников 77
Приложения
Несмотря на большое количество профессиональной литературы, обучающих массовым коммуникациям факультетов, курсов и форумов, существует не так много компаний, где отделы маркетинга, PR, GR, HR- брендинга и продаж хорошо структурированы и работают в синергии ради общих целей. Еще меньше структур, деятельность которых логична и прозрачна. Именно поэтому так важны грамотно настроенные процессы в коммуникационных департаментах. Правильная организация работы, понимание, через какие точки проходит аудитория и что даст в общении с ней максимальный результат, определяет общую продуктивность коммуникации.
В отрасли информационных технологий, где ситуация осложняется еще и трудностью продвигаемой темы, а также тем, что многие новые приемы, каналы и техники используются впервые именно здесь, понимание коммуникаций в целом и влияния каждого ее элемента на конечный результат становится залогом гармоничного развития бренда, репутации компании и, косвенно, ее роста. В международных компаниях с несколькими продвигаемыми технологиями или продуктами задача ставится еще более остро — необходимо согласовывать стратегии между головным офисом и локальными, а также балансировать время сотрудников между различными продуктами. Именно эта тема и будет рассмотрена в рамках этой работы.
Объект исследования — управление коммуникациями в ИТ-отрасли.
Предмет исследования — особенности организации процессов внешних коммуникаций в международной продуктовой ИТ-компании (а именно маркетинга, PR, GR, HR-брендинга).
Цель исследования заключается в описании прозрачной и эффективной организации сквозных процессов внешних коммуникаций в международных продуктовых ИТ-компаниях. Для этого будут выполнены следующие задачи:
1. Описание специфики коммуникаций в ИТ и места коммуникаций в общем результате работы компании.
2. Описание вариантов организации работы коммуникационных подразделений с учетом международной структуры и набора сложных продуктов для продвижения.
3. Описание основных целей и задач, которые выполняют в таких компаниях коммуникационные подразделения, а также основных групп общественности.
4. Обзор инструментов, на которые делают ставку такие компании.
5. Описание способов оценки работы департаментов по коммуникациям.
6. Рассмотрение эффективной и прозрачной системы сквозных коммуникаций в международной продуктовой ИТ-компании на примере ABBYY.
Таким образом, работа предполагает изучение процессов коммуникаций в комплексе — от организации системы и стратегии до исследования групп общественности и оценки результата работы.
Специфика предмета исследования заключается в его практическом характере, а также в быстро меняющейся реальности исследуемой отрасли, что обуславливает малое количество публикаций на эту тему, которые не устарели и полностью охватывают проблематику исследования.
Используемые методы исследования — это включенное наблюдение, экспертные интервью, контент-анализ.
Информационной базой для исследования стали экспертные интервью с сотрудниками компании ABBYY, а также с руководителями коммуникационных подразделений в других международных продуктовых ИТ-компаниях. Кроме того, проводились контент-анализ публичных материалов о компании ABBYY и других компаний, подпадающих под ограничения данной работы. Также использовались профессиональная литература и материалы СМИ.
В настоящее время существует не так много литературы, которая в полной мере описывает проблематику исследуемой темы. Первым русскоязычным источником, описывающим специфику коммуникаций в ИТ стала книга Филипа Гурова, описавшего, кроме того, основные технологии, помогающие в продвижении компаний данного сектора, ключевые инструменты и типы игроков рынка.
Проблематику связи коммуникаций с целями бизнеса, а также формирование стратегии коммуникаций можно изучить по работе Котлера, посвященной стратегическому менеджменту, где рассматриваются основные подходы к разработке стратегий, различные методики, модели и приемы из области стратегического менеджмента, которые помогают быть эффективнее, чем конкуренты и расти быстрее.
Также важную тему развили в своей книге Минтусов и Филатова, рассмотревшие основные аспекты взаимодействия коммерческих компаний с государственными органами, привели самые эффективные инструменты, а также рассказали об отличиях и основах GR и лоббизма как деятельности.
Большую работу проделали эксперты консалтинговой компании McKinsey, опросившие клиентов и руководителей компаний из различных отраслей. Специалисты выяснили, что бренд и репутация — один из важнейших факторов выбора, влияющий на продажу не только в B2C, но и в В2В-коммуникациях, где зачастую продажу приписывают лишь мастерству менеджеров и сети связей, в то время как репутация — поддерживающий, но важнейший фактор выбора.
Интересный взгляд на трансформацию коммуникаций развивается в книге #FuturePRoof, опубликованной британской ассоциацией PR-профессионалов — Chartered Institute of Public Relations, где эксперты из разных отраслей, рассуждали об основных тенденциях и проблемах этих процессов в современных компаниях
Однако раскрыть в книге сложную тему коммуникаций в ИТ, где каждый день происходят серьезные изменения, невозможно. Много полезной информации и качественных данных о различных аспектах коммуникаций представлено в блоге Гарвардской школы бизнеса, журналах Harvard Business Publishing, Mashable, The Guardian, The Wall Street Journal, Huffington Post, Fortune, Forbes, в отчетах аналитических агентств Gartner, Gallop, Accenture, IDC, Forrester Research, на блог-платформе Medium, а также в блоге Reputation Institute и Institute for Public Relations.
В современных условиях, когда, мировая экономика находится в стагнации, тип потребления информации аудиторией, сильно перегруженной большим количеством сообщений, меняется, а на растущем ИТ-рынке обостряется конкуренция, изменяется и становится более ценной роль коммуникаций как одного из факторов выбора. Кроме того, у технологических компаний появляются новые экономические модели, новые формы и каналы взаимодействия с аудиторией. Все это также трансформирует модель общения компаний с их аудиториями и заставляет специалистов по коммуникациям искать наиболее продуктивные подходы к организации работы. Процессы, то есть прозрачная и понятная всем участникам система взаимодействия компании с аудиториями, это основа заметных и влияющих на бизнес результатов. Организация процессов и была рассмотрена автором в этой работе.
В ходе исследования были изучены различные источники: профессиональные издания, кейсы коммуникаций различных международных ИТ-компаний, проведены и проанализированы экспертные интервью.
Можно сделать вывод, что были выполнены все задачи, поставленные на старте.
В о-первых, были выявлены основные особенности процессов коммуникаций в ИТ в сравнении с другими отраслями, а также уточнено, какие место и значение имеют коммуникации в работе бизнеса в целом.
Основные особенности — это необходимость описывать сложно устроенные технологические решения, учитывая знания аудитории — в B2B- коммуникации это взаимодействие одновременно с технически продвинутыми и далекими от понимания устройства платформ стейкхолдерами. Кроме того, это необходимость организовать продолжительную позитивную коммуникацию со множеством точек касания и учетом выгод этих двух аудиторий, необходимость, в некоторых случаях, формировать рынок под разрабатываемые продукты и уметь ярко и нестандартным способом показывать возможности сложно устроенных информационных продуктов. Также, в связи с недостатком квалифицированных кадров и быстрым развитием технологий, ИТ-компании вынуждены много сил отдавать привлечению профессионалов в производство и инвесторов, которые помогут профинансировать этот дорогостоящий процесс. Еще один специфический аспект взаимодействия с аудиторией в ИТ — это персонализация, точечное взаимодействие, отход от массового подхода и многочисленные эксперименты с каналами и формой сообщений. При этом роль репутации и бренда — один из основных факторов выбора продуктов и партнеров, который нельзя посчитать напрямую, но без которого вести бизнес было бы много сложнее.
Во-вторых, в работе описаны варианты того, как могут быть устроены подразделения по коммуникациям с учетом международной структуры и набора сложных продуктов, которым необходимо продвижение.
В-третьих, были перечислены и описаны основные цели, задачи и группы общественности, с которыми возможно придется работать коммуникационным подразделениям в международных продуктовых ИТ-компаниях.
В-четвертых, был проведет обзор инструментов, которые используют такие компании для взаимодействия с аудиториями и достижения своих коммуникационных и бизнес-целей.
Кроме того, в работе раскрыты методы оценки результата деятельности департаментов по коммуникациям в таких компаниях.
Также на основе наблюдения и экспертных интервью было проведено исследование, по результатам которого в работе рассмотрена организация прозрачной и эффективной системы сквозных коммуникаций в международной продуктовой ИТ-компании ABBYY.
Таким образом, цель работы — описание прозрачной и эффективной организации сквозных процессов внешних коммуникаций в международных продуктовых ИТ-компаниях — была достигнута в полной мере.
Возвращаясь к проблеме актуальности и практической ценности работы, важно упомянуть, что не смотря на увеличение числа работ, исследующих различные аспекты коммуникационных процессов, довольно мало из них посвящены такой важной части мировой экономики как ИТ, которая особенно важна для российского рынка, поскольку это одна из немногочисленных отраслей, российское происхождение которых ценится на мировом рынке. Кроме того, в работе были рассмотрены коммуникации в целом, а не одна конкретная функция как PR или маркетинг. Таким образом, эффективно и прозрачно организованная система коммуникаций при грамотном подходе может развиваться в международных продуктовых ИТ-компаниях не просто как функция, но как существенное преимущество, которое поможет компании отличаться от конкурентов и добиваться поставленных целей в разных направлениях своей деятельности.
В заключение необходимо еще раз отметить, что, по мнению автора, традиционная организация коммуникаций в ИТ и других секторах экономики трансформируются, вслед за чем стирается грань между традиционно разделёнными отделами маркетинга, PR, GR, HR-брендинга, внутренними коммуникациями — сейчас модель больше напоминает ситуацию, когда существуют аудитории, с которыми нужно работать и различные инструменты, которые зачастую у различных отделов пересекаются. Тем важнее для компании разработать понятную всем структуру, когда каждый сотрудник понимает свою зону работы и за какие показатели он ответственен.
1. Борд Д. За кулисами роуд-шоу // Интернет-проект «IR в России». [Электронный ресурс] // http://www.ir-consult.ru/files/zakulisy roudshou.pdf(Дата обращения - 02.04.2017).
2. Ведомости. Персона: «Евангелист - профессия творческая» [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/11/24/evangelist-professiya-tvorcheskaya
3. Гимельберг Э., журнал «Финансовый директор», «Как заинтересовать инвестора» № 4 за 2007 год
4. Гуров Ф. PR IT-компаний: российская практика // Альпина Паблишер. - 2016. - 144 с.
5. Дюжинов И. IR-стратегия компании в условиях отмены IPO // Интернет- проект «IR в России». [Электронный ресурс] // http://www.ir-consult.ru/files/ir strategy ipo.pdf(Дата обращения - 02.04.2017).
6. Жогота С. Планирование и организация финансовых роуд-шоу // Интернет-проект «IR в России». [Электронный ресурс] // http://www.ir- consult.ru/files/planir roudshou.pdf(Дата обращения - 02.04.2017).
7. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы // Альпина Паблишер. - 2016. - 144 с.
8. Ларионов И. Опыт построения IR-службы в компании реального сектора// Интернет-проект «IR в России». [Электронный ресурс] // http://www.ir- consult.ru(Дата обращения - 02.04.2017).
9. М. Гладуэлл «Переломный момент» - М.: издательство Альпина Паблишер, 2013. - 162 с.
10. Робертс К. Lovemarks: Бренды будущего // Альпина Паблишер. - 2005. - 224 с.
11. Минтусов И.Е., Филатова О .Г. GR: теория и практика - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2013. - 180с.
12. Accenture. The Global Review of Data-driven Marketing and Advertising [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017)https://www.accenture.com/us-en/insight-global-review-data-driven-marketing-advertising
13. Airbnb. Как оплатить с помощью PayPal? [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.airbnb.ru/help/article/486/how-do-i-use-paypal-to-pay
14. Airnbnb. Как связать свой аккаунт Airbnb c аккаунтом Facebook? [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.airbnb.ru/help/article/113/how-do-i-connect-my-facebook-and-airbnb-accounts
15. AMA. Why Corporate Brands Matter in B-to-B [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.ama.org/publications/eNewsletters/B2BMarketing/Pages/why-corporate-brands-matter-in-b2b.aspx
16. American Express. Book your travel with American Express & Airbnb® for an even more rewarding experience. [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.americanexpress .com/us/content/airbnb/
17. Brand Finance Nation Brands 2015 [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017)
http://brandfinance.com/images/upload/nation brands 2015 for print.pdf
18. Business Insider. The story of how Travis Kalanick built Uber into the most feared and valuable startup in the world [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://www.businessinsider.com/ubers-history
19. Buyer Persona Institute. What is a Buyer Persona [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://www.buyerpersona.com/what-is-a-buyer-persona
20. Europian Comission: Staff Working Document. Digital Agenda Scoreboard 2013 [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://
ec .europa.eu/di gital-single-market/ sites/di gital-agenda/ files/DAE%20SCOREBOARD%202013%20-%20SWD%202013%20217%20FINAL.pdf
21. Forbes. How A 'Deviant' Philosopher Built Palantir, A CIA-Funded Data- Mining Juggernaut [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.forbes.com/sites/andygreenberg/2013/08/14/agent-of-intelligence-how-a-deviant-philosopher-built-palantir-a-cia-funded-data-mining-juggernaut/#f04f9c677852
22. Forbes: How Uber, Airbnb And Etsy Turned 1,000 Customers Into 1 Million [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.forbes.com/sites/hbsworkingknowledge/2016/11/16/how-uber-airbnb-and-etsy-turned-one-thousand-customers-into-one-million/#18c88a565da9
23. Forbes: What Is A Startup? [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.forbes.com/sites/natalierobehmed/2013/12/16/what-is-a-startup/#23a50a6e4044
24. Fortune. Here Are All the Executives Who Have Left Uber in the Last Month [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://fortune.com/2017/03/20/uber-brian-mcclendon-quits/
25. Forrester Research. The Global Tech Market Outlook For 2017 To 2018 [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.forrester.com/report/The+Global+Tech+Market+Outlook+For+2017+To+2018/-/E-RES 130682?utm source=blog&utm campaign=research social&utm medium=social&utm
content=report bartels
26. Gallup «Global Economic Stagnation: The Fix (Part One)» [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://www.gallup.com/businessjournal/203120/global-economic-stagnation-fix.aspx
27. Gartner CMO Spend Survey 2016-2017 Shows Marketing Budgets Continue to Climb [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://www.gartner.com/smarterwithgartner/gartner-cmo-spend-survey-2016-2017-shows-marketing-budgets-continue-to-climb/
28. Growth hackers: What is the Growth Hacking Movement? [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https:// growthhackers.com/
29.IDC Russia: Цифровая трансформация в действии [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://idcrussia.com/ru/events/63197-digitalisation-now
30.Institute for Public Relations (Blog) - [Электронный ресурс] // http://www.instituteforpr.org/category/blog/(Дата обращения - 02.04.2017)
31. Huffington Post: What is Customer Development and Why Should Entrepreneurs Practice It? [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://www.huffingtonpost.com/michael-b-fishbein/what-is-customer-developm b 4259917.html
32. Hall H. #FuturePRoof - [Электронный ресурс] // http://www.futureproofingcomms.co.uk/(Дата обращения - 02.04.2017)
33. Harvard Business School. Uber: A Winning Strategy [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017)https://rctom.hbs.org/submission/uber-a-winning-strategy/
34. Harvard Business School. Wechat - Leaving Money on the Table or Disrupting Social Platforms with Innovation ? [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017)https://rctom.hbs.org/submission/wechat-leaving-money-on-the-table-or-disrupting-social-platforms-with-innovation/
35. Harvard Business School. Tesla Lights Fire Under Automobile Industry [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017)https://rctom.hbs.org/submission/tesla-lights-fire-under-automobile-industry/
36. Harvard Business School. Palantir: The Hottest Startup You’ve Never Heard Of [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://rctom.hbs.org/ submission/palantir-the-hottest-startup-youve-never-heard-of/
37. Harvard Business School. LinkedIn’s Platform Business Model Poises
Company for Astronomical Future Growth [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017)https://rctom.hbs.org/submission/linkedins-platform-business-model-poises-company-for-astronomical-future-growth/
38. Harvard Business School. My Home Is Your Home: Airbnb Revamps the
Hospitality Industry [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://rctom.hbs.org/submission/my-home-is-your-home-airbnb-revamps-the-hospitality-industry/
39. Harvard Business Publishing (HBP). Real-Time Marketing [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://hbr.org/1995/07/real-time-marketing
40. Live there. Не просто поездка, а целая жизнь [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.airbnb.ru/livethere
41. Lyft Weaves Storytelling, Human Connection into its Content [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://izea.com/2016/04/06/lyft-weaves-storytelling-human-connection-into-its-content/
42. Mashable. The smart marketing strategies behind Slack's extreme growth [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://mashable.com/2015/12/07/marketing-strategy-slack/#O.VQoY4Fyuqt
43. Mashable. Why PR is embracing the PESO model [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://mashable.com/2014/12/05/public-relations-industry/
44. Medium. Uber’s Most Effective Marketing Strategy of All Time Was One You Didn’t Even Notice [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://medium.com/@gbenary/ubers-most-effective-marketing-strategy-of-all-time-was-one-you-didnt-even-notice-12a4a9db5088
45. McKinsey. Business branding. Bringing strategy to life с. 5-10 [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.mckinsey.de/files/b2b branding.pdf
46. Media Tenor International Institute. Reputation and its risks [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.researchgate.net/publication/6460600 Reputation and its risks
47. Nielsen. Глобальное доверие к рекламе. Стратегии успеха на меняющемся рекламном рынке. Сентябрь 2015 г [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://www.nielsen.com/content/dam/nielsenglobal/eu/docs/pdf/
9217 Global Trust in Advertising Report PRINT FINAL RU.pdf
48. Palantir [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.palantir.com/
49. Quora. What is the marketing strategy of SAP? [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017)https://www.quora.com/What-is-the-marketinq-strateqy-of-SAP
50. Quora. What is Uber's marketing strategy?. [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.quora.com/What-is-Ubers-marketing-strategy
51. Reputation Institute. Playing to Win in the Reputation Economy - 2014 Annual Reputation Leaders Survey. [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.reputationinstitute.com/consulting/risk-readiness
52. Revolvy. Stakeholder analysis [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.revolvy.com/main/index.php?
s=Stakeholder%20analysis&item type=topic
53.SAP Community [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.sap.com/community.html
54. The Guardian. A brief history of Facebook [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://www.theguardian.com/technology/2007/jul/25/media.newmedia
55. The Wall Street Journal: Marketing Budgets Vary by Industry [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http://deloitte.wsj .com/cmo/2017/01/24/who-has-the-biggest-marketing-budgets/
56. Wall Street Journal. The Billion Dollar Startup Club by The Wall Street Journal and Dow Jones VentureSource [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) http:// graphics.wsj.com/billion-dollar-club/
57. Uber. #UberIceCream: Delivering Ice Cream For Good [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://newsroom.uber.com/australia/ubericecream2016/
58. Uber. O #UberTREE, O #UberTREE [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://newsroom.uber.com/o-ubertree-o-ubertree/
59. Uber [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://newsroom.uber.com/uber-spotify-music-for-your-ride/
60. Uber. Ride More and Spend Less With Dubai First [электронный ресурс] // (дата обращения 01.05.2017) https://newsroom.uber.com/uae/df/
61. Waddington S. #2PR STACK - [Электронный ресурс] // https://prstack.co/pdf/prstack2 tackling pr workflow ebook.pdf(Дата обращения - 02.04.2017)