Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки

Работа №7221

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы152стр.
Год сдачи1999
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
774
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И 14
ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
§1. Состояние проблемы исследования и анализ профессиональных требований к сотруднику налоговой полиции как
субъекту эффективного межличностного общения
§2. Особенности и содержание деятельности и межличностного общения сотрудника налоговой полиции
§3. Психолого-акмеологические факторы эффективности 43
общения сотрудника налоговой полиции.
Глава 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО 62 МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
§1. Критерии и показатели развития навыков эффективного 62 межличностного общения офицеров налоговой полиции §2. Типичные трудности в межличностном общении офицера налоговой полиции
§3. Технологии развития навыков эффективного общения в 93 процессе профессиональной подготовки офицеров ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
ЛИТЕРАТУРА 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 142




Актуальность проблемы исследования
Развитие и эффективное использование человеческих ресурсов, повышение компетентности и профессионализма - одно из основных условий решения сложных и ответственных задач, стоящих перед офицерским составом налоговой полиции. В условиях активных социально- экономических преобразований особенно важным является формирование социально развитой, зрелой в гражданском, профессиональном и нравственном отношении личности. Необходимым средством и условием, обеспечивающим достижение этой цели, является общение между людьми.
Как отмечал Б.Ф.Ломов, общение выступает важнейшим компонентом данного процесса, как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта, ее результат - это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношение с другим человеком, с другими людьми.
Значимость общения в профессиональной деятельности офицера налоговой полиции обусловливается следующими обстоятельствами:
• в межличностном общении осуществляется всесторонний обмен опытом, результатами профессиональной деятельности;
• в общении формируется общность настроений, взглядов, достигается взаимопонимание, вырабатываются привычки и традиции;
• в непосредственном общении постигаются мотивы действий, установки, появляется возможность прогнозирования действий, отношений сторон в будущем;
• общение также дает возможность влиять в известной степени на мотивы, цели, ценности другого человека.
Тем не менее, проведенный нами опрос показал, что 56,6% работников налоговой полиции испытывают трудности в общении, 42,5% хотели

бы получить знания, как улучшить свои взаимоотношения с окружающими, в том числе и в профессиональной деятельности, а 38,2% отметили, что решать эту проблему необходимо еще в ходе профессиональной подготовки специалиста.
В этой связи особую важность приобретает внедрение целостной системы обучения общению офицеров налоговой полиции как в процессе их профессиональной подготовки, так и в ходе непосредственной профессиональной деятельности. В этом процессе большую роль способны сыграть методы, ориентированные на личностный подход к образованию офицерских кадров, индивидуальные технологии обучения офицеров навыкам продуктивного общения.
Состояние разработанности проблемы исследования. Категория общения была и остается предметом специального анализа в философии (Л.П. Буева, И.И. Барсуков, Ф.И. Макаров, Б.Д. Парыгин, Ю.М. Смоленцев, Ф. М. Соковин и др.), социологии (Г.В. Булацкий, М.С. Коган, И.С. Кон, Ю.Д. Прилюк, Н.В. Теслюк и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Д. Глоточкин, А.И. Гончаров,
B. В. Девятко, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Ильин, С. Л. Кандыбович, А.Г. Кова¬лев, В.А. Кольцова, Е.С. Кузьмин. А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Ю.Панасюк, А.В. Петровский, Л.А.Петровская, И.В. Страхов, Э.П. Утлик, Л.М. Фридман. Н.Ф. Феденко. А.Ф. Шикун, И.М. Юсупов и др.) педа-гогике (А.В. Барабанщиков, А.Н. Капустин, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик,
C. С. Муцинов, В.Н. Мушкатов, А.И. Щербаков и др.), психолингвистике (А.П. Василевич, А.А. Леонтьев, P.M. Фрумкина и др.), психотерапии (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович), а также в биологии, медицине, этнографии и др.
По данным опроса 170 специалистов налоговой полиции, 1998г.

Вместе с тем, проведенный анализ указывает на отсутствие единой точки зрения на явления, определяющие сущность феномена общения, его специфики в деятельности профессионала налоговой полиции. Это относится к обоснованию критериев и показателей эффективности общения, классификации трудностей общения, изучению его особенностей для конкретной профессиональной группы - офицеры налоговой полиции -, к раз-работке конкретных технологий формирования навыков эффективного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки.
Отмеченное выше обусловило выбор темы исследования и определило его конкретное содержание.
Цель исследования состоит в выявлении психолого- акмеологических факторов эффективного межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки и разработке конкретных технологий его оптимизации.
Объект исследования - межличностное общение офицеров налоговой полиции.
Предмет исследования - пути оптимизации межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки.
Гипотезы исследования
Эффективная профессиональная деятельность офицера налоговой полиции предполагает в качестве основного условия владение навыками продуктивного межличностного общения и взаимодействия, специфика которого проявляется в непосредственно-личностном и интенсивном характере взаимодействия с людьми в процессе выполнения служебных задач, что с необходимостью должно учитываться в ходе профессиональной подготовки.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило получить новые данные об оптимизации общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки. Так, в результате анализа генезиса проблемы уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции, определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности и осуществлена их классификация для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.
Исследование позволило выявить две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющих на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающихся по причинной обусловленности. Первичные трудности (робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность) в большей степени определяются биологическими и пси-хофизиологическими свойствами человека. Вторичные трудности (неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении - коммуникативные, смысловые, лингвистические) в большей степени носят психогенный и социогенный характер.
Проведенное исследование позволило доказать, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение), жестикуляция.
Показано, что оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности, таких как психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.-311 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. - М.: Наука, 1977.-224 с.
4. Аминов Н. А. Модель управления образованием и стили преподавания. //Вопросы психологии. - 1994. - № 2 - С. 37-49.
5. Аналитическая записка "О состояниях и перспективах развития кадро¬вой ситуации в федеральных органах государственной власти" (стати-стический анализ). - М.: РАГС, 1995.- С.3-34.
6. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диаг-ностика. //Вопросы психологии, 1968. -№ 6 - С. 21-33.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун¬та, 1968.-339 с.
9. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах. - М.: Педа-гогика, 1982. - 279 с.
10. Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования соци¬альной перцепции. //Вопросы психологии.- 1977.- №2.
11 .Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцеп-тивных процессов и особенности его содержания. //Межличностное восприятие в группе. - М.-1981.- С.34-67.
12. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном вос-приятии. //Вопросы психологии. -1979. -№6.
13. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения //Общение и деятельность. - Прага, 1981.-С.З-89.

14. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:МГУ, 1980.- 144с.
15. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1985.- 267с.
16. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. - М.: Экономика, 1991. - 310 с.
17. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеоло- гии. - М.: РАГС, 1995. - 272 с.
18. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях //Психологический журнал.- 1994.- № 3.- С.99-105.
19. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977.-263 с.
20. Арутюнян М.Ю. , Петровская Л.А. Обратная связь в системе воспри¬ятия человека человеком //Психология межличностного познания. - М., 1981.
21. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономер¬ные основы и основные методы. - М.: Высшая школа, 1988. - 150 с.
22. Асеев В. Г]. Мотивация поведения личности. - М.: Мысль, 1976. - 162с.
23. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
24. Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1984.
25. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977.-386 с.
26. Балаховский А.Л. Военно-педагогическое творчество как объект фило¬софского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис... докт. философ, наук.: ВПА, 1989. - 379 с.
27. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно¬педагогического процесса. - М.: ВПА, 1967. - 209 с.

28. Барабанщиков А.В., Конюхов Н.И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. - М.: ВПА, 1982.-72 с.
ф 29.Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотноше¬
ний. //Учен, записки Ленингр. ун-та. - Вып. 7. - Л., 1980.
30. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М.: РАО, 1993. - 40 с.
31. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995.
32. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978. - 297 с.
33. Бобров В.А. Психологические исследования проблемы профессионали¬зации личности. - М., 1991. - 162 с.
34. Богомолова Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора * //Проблемы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -
#
Краснодар, 1978.
35. Богомолова Н.Н. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации. //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.
36. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань: Ряз. высш. школа МВД, 1994. - 90 с.
37. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993.-31 с.
38. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
39. Бодалев А.А. Изучение зрелого человека - важная задача ак- меологической науки. //Труды НИИВО. - М.- 1993, С.5-11.
40. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983.
41. Бодалев А.А. О предмете акмеологии //Психологический журнал.-
1993. -№5.- С. 34-42.
122

42. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям. //Общение как предмет теоре¬тических и прикладных исследований. -Тезисы Всесоюзного симпозиу¬ма. - Л.:ЛГУ, 1973.
43. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: Служба доверия, 1994. - 316 с.
44. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формирова¬нии личности. //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука, 1981, С. 159-177.
45. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала //Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1975, С. 142-161.
46. Братусь Б.С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте. //Вестник МГУ, Серия 14: Психология, 1989.- № 2.
47. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: Знание, 1985.- 64с.
48. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.:Наука, 1994.
49. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994.- 109 с.
50. Брушлинский А. В. Проблемы психологии развития. - М.- 1994.
51. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Наука, 1978.
52. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологиче¬ской диагностике. - Санкт-Петербург, 1999.
53. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная амери¬канская психология развития. - М.: МГУ, 1986. - 127 с.
54. Введение в профессию: Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. - М., 1992. - 76 с.
55. Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их фор¬мирования. - М.: ВПА, 1971.-271 с.

56. Витцлак Г. Основы психодиагностики. //Психодиагностика: теория и практика. Сборник статей. - М.: Прогресс, 1986, С. 4-10.
57. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - Л.: Лениздат,
1980.
58. Волков А. Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками: Учебное пособие. - М.: МО СССР, 1975. - 189 с.
59. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность и пути формирования. - Ростов-на-Дону, 1995. - 189 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ