Введение 4
Глава 1. Реклама и семиотика. Теоретический обзор, актуальные тенденции
1.1 Реклама - сфера междисциплинарных интересов. Определение рекламы 13
1.2 Видеореклама: особенности и тенденции развития 18
1.3 Рекламная коммуникация. Семиотический аспект 24
1.4 Восприятие рекламы 30
Глава 2. Проблема информационной избыточности видеорекламы: психосемантическое исследование
2.1 О процедуре исследования 34
2.2 Анализ полученных результатов 38
Заключение 57
Библиография 60
Приложения
Прежде всего, следует отметить, что мы живем в рамках различных переплетающихся, интегрирующихся между собой знаковых комплексов и систем. Без знаков, особенно конвенциональных, индивиды не смогли бы понимать друг друга, и мир был бы погружен в хаос, поскольку коммуникация или, точнее, эффективная коммуникация, не была бы возможна.
Актуальность и необходимость проведения исследований по восприятию визуальных образов в целом и соответствующей категории рекламных текстов в частности, связана с увеличивающимся в геометрической прогрессии количеством визуальных образов в современной культуре, влиянию этих образов на массовое сознание, их роли в современном мире: отмечающейся уже несколько десятилетий визуализацией культуры, в том числе усилением визуализации массовых и маркетинговых коммуникаций. В рекламе изображения берут на себя все большую смысловую нагрузку, наблюдается рост вложений рекламодателей в продвижение с акцентом на визуальную составляющую (баннеры, плакаты, видео и пр.), а также отмечается рост эффективности именно этих каналов в сравнении с другими.
Данные изменения отражаются в работах многих исследователей СМК, которые отмечают: «визуальность является формообразующим принципом культуры» ; визуальные образы не только дополняют текстовую, вербальную, реальность, но восприятие мира практически сместилось от вербальных способов восприятия к визуальным ; наступила новая визуальная эпоха, «множественность визуальных образов вплетена в повседневность»; «образы конструируют и формируют наше постижение мира». В ответ на возросшую визуализацию дизайнерами был выдвинут лозунг «тотальной визуализации», которая должна упорядочить разрозненную визуальную информацию. Мы живем в информационном обществе, где преобладают колоссальные потоки информации, визуальный язык - отклик на текущую ситуацию, с одной стороны он решает вопрос сложности обработки масштабного количества данных за счет наглядности, возможности быстро воспринять вложенные смыслы. С другой стороны - количество визуальной информации увеличивается с такой скоростью, что не исключено, что скоро мы будем жить и в визуальном информационном шуме. Поэтому особенно важно исследовать и вырабатывать стратегии наиболее грамотной и эффективной подачи информации, которые позволят достигать необходимого коммуникационного эффекта за меньшее количество «воздействий» на рецепиента, чем принято сейчас.
Также исследователи отмечают связанные с визуализацией изменения в мышлении и восприятии реальности. По мнению Ги Дебора: «современное общество - это «общество спектакля», которое «не является зрелищным случайно или поверхностно - в самой своей основе оно является зрительским», где присутствует тотальное засилье образов, которые можно понимать и истолковывать в условиях их нового функционирования в качестве полноправных товаров» .
В связи с все более глубокой интеграцией новых технологий в повседневную реальность информационный поток и скорость жизни только про-должают нарастать, а количество «обрушиваемой» ежедневно на индивидуума информации уже сейчас находится на уровне больше приемлемого для усвоения и анализа на осознанном уровне. Только в интернете в рекламной сфере пользователь ежедневно сталкивается не менее чем с 400 РС, и этот «информационный шум» будет и дальше увеличиваться. С учетом данной тенденции роста и глобализации можно предположить, что роль иконических знаковых систем также продолжит усиливаться.
Доминирующими медийными каналами сейчас являются телевидение и интернет, наблюдается рост сегментов видеорекламы в интернете и на телевидении. В нашей работе мы будем исследовать вербальный и иконический регистры видеорекламы, находящиеся в динамике на примере рекламных материалов косметических брендов, взятых за 2016-17 год.
В данном сегменте в 1 квартале 2015 года бюджет на телерекламу на федеральных каналах составил 2,2 млрд рублей, в 1 квартале 2016 года 3,2 млрд, показав, несмотря на бурное развитие интернета прирост год к году в 46%. По итогам 2016 года сегмент косметики входит в топ-3 самых больших бюджетов на рекламу. При этом в целом в 1 квартале 2016 года наблюдался прирост в 19% для федеральных и 12% для региональных размещений. По объемам рекламы за 2016 год лидирует телевидение, второе место занимает онлайн-реклама. При этом в относительном приросте год к году лидером стала онлайн-реклама (прирост на 24%). В целом видео-продвижение в интернете используют 62% рекламодателей. В стратегии продвижения в интернете производителей продукции наблюдается явный перевес в сторону использования иконических знаковых систем, 50% используемых форматов примерно в равной пропорции занимают - баннерная реклама и видеореклама. В целом в конце 2016 года можно было наблюдать рост расходов на видеорекламу в интернете - он составил 18% и составили 4,1 млрд руб, при этом рост аудитории онлайн-видео составил 12%.
Рейтинг крупнейших рекламодателей в онлайн-видеорекламе возглавил Procter &Gamble, именно видеорекламу парфюмерно-косметических брендов этого концерна мы рассмотрим в нашем исследовании. За апрель-ноябрь 2016 года концерн потратил на видеорекламу в интернете 213 млн руб. В то время падения многих видов медийной рекламы, рынок видеорекламы растет. «В предыдущие годы видеореклама была одним из самых динамично развивающихся на рынке интернет-рекламы, ежегодно ее объемы увеличивались на 50% и даже 80%, — комментирует генеральный директор Gazprom- Media Digital Наталья Дмитриева. — То, что в сегодняшних условиях, когда многие сегменты рекламного рынка показывают отрицательный прирост, видеореклама продолжает расти, говорит о сохраняющемся потенциале этого рынка и высоком интересе рекламодателей к размещению в интернет- видео». При этом, исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что формат видео-продвижения в интернете сейчас рассматривается крупными брендами как вспомогательный по отношению к РК на телевидении.
Актуальность психосемантических исследований визуальных РС обусловлена динамическим развитием иконических знаковых систем и, как следствие, востребованностью вопросов смыслового восприятия этих систем, их влияния на сознание потребителей. В отличие от опросов, тестов и фокус- групп, проведение и анализ результатов которых сильно осложняется умением участников формулировать свои мысли и субъективностью их интерпретаций собственного восприятия, анализ на основе семиотики и психосемантики демонстрирует коннотативные значения и позволяет избежать упомянутых неточностей, так «содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) необходимо требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира». При этом рост визуальных рекламных сообщений, а также сопровождающие визуальную рекламу характеристики, такие как агрессивность, повторяемость («В первый раз человек смотрит на рекламное сообщение и не видит его; <...> на семнадцатый он вносит в свой план покупку этой вещи; <...> на двадцатый раз он вновь видит рекламное объявление - и покупает эту вещь» ) и избыточность способствуют росту негатива к рекламным сообщениям в целом. Рекламист Репьев отмечает: «к каждой новой рекламе мы все подходим с презумпцией виновности». Поэтому крайне важно изучать РС, искать корреляции и факторы, учет которых поможет в разработке наиболее грамотных стратегий и, возможно, позволит сделать рекламу менее навязчивой и агрессивной без потери в эффективности.
Темой работы является психосемантическое исследование видеорекламы парфюмерно-косметических и уходовых средств на примере рекламных видео-кампаний ведущего рекламодателя в данном сегменте - Procter &Gamble.
Объектом исследования является видеореклама парфюмерно-косметических средств.
Предметом являются сравнительные особенности восприятия видео-рекламы в зависимости от наличия или отсутствия вербальной информации, выраженной в звуковой и письменной форме.
Цель работы: выявить роль вербальной информации в процессе восприятия видеорекламы.
Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
- рассмотреть формат видеорекламы в семиотическом аспекте как креолизованный текст;
- рассмотреть структуру и особенности строения видеорекламы, выделить ее элементы, визуальные и вербальные компоненты;
- провести психосемантическое исследование и сравнить особенности восприятия видеорекламы в полном (оригинальном) и неполном форма-те (с исключением звука и вербальных компонентов).
Научная новизна: в ходе исследования делается попытка экспериментальной деконструкции полимодальной семиотической структуры рекламного сообщения на составляющие элементы с целью выявления их роли в процессе восприятия.
Практическая значимость состоит в том, что полученные в результате эмпирического исследования данные могут быть полезны при разработке эффективных видео-РС.
Эмпирическая база исследования составлена из образцов транслировавшейся в России видео-рекламы концерна Procter&Gamble следующих брендов - Pantene, Venus.
Хронологические рамки исследования: исследование проводилось с 12 по 16 апреля 2017 года, в качестве стимульного материала использовались видеоролики производства 2016 - 2017 г.г. Отбор роликов именно за данный период обусловлен тем, что сегмент косметической продукции динамично развивается: как в плане регулярности вывода на рынок новых продуктов, так и в аспекте тестирования новых рекламных подходов и технологий. Мы же заинтересованы в наиболее актуальных данных.
Гипотеза: Видеореклама информационно избыточна. Частичное или полное исключение вербальной информации способно снизить напряжение и стимулировать интерес аудитории. В случае, если гипотеза верна, можно ожидать следующих результатов:
1) семантические пространства полных и неполных роликов будут отличаться;
2) неполные видеоролики (лишенные избыточной вербальной информации) будут восприниматься как более приятные и менее напрягающие.
Основными методами данного исследования являются:
- Теоретические: анализ соответствующей научной литературы, научных работ, обзоров и исследований рынка;
- Эмпирические: метод семантического дифференциала;
- Экспериментальный: целенаправленное воздействие на исследуемый процесс (восприятие рекламы) с помощью варьирования стимульного материала (структуры роликов);
- Методы математической обработки полученных в ходе эмпирического исследования данных: факторный анализ в SPSS методом максимума правдоподобия и методом главных компонент с вращением варимакс и нормализацией Кайзера.
Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку анализ вербального и визуального мышления реципиентов видеореклама затрагивает вопросы теории массовых коммуникаций, семиотики и психологии. Поэтому теоретическую базу исследования составили работы: теоретиков СМК, маркетинга и рекламы (Вартанова Е. Л., Гиляревский Р С., Лотман Ю. М., Пронин Е.И., Федотова Л. Н., Ученова В. В., Барт Р., Бодрийяр Ж., Эко У и др.), представителей психологической науки (Юнг К. Г., Фрейд З., Выготский Л. С. и др.) и психосемантики (Петренко В. Ф., Артемьева Е. Ю., Кшенина Н. Н.) и др.
Структура данной работы обусловлена целями и задачами работы.
Первая глава посвящена рассмотрению явления рекламы в семиотическом аспекте, обзору научных работ по психосемантике, семиотике и рекламе, анализу последних тенденций на рекламном рынке в целом и в видеосегменте в частности.
Во второй главе описано эмпирическое психосемантическое исследование семантических пространств разномодальных рекламных видеороликов.
В библиографии представлен список рассмотренных исследований, научных и теоретических работ, а также отобранных для исследования видео-материалов.
Материал, использованный при проведении эмпирического исследования, и полученные в результате матрицы данных представлены в приложениях.
Видеореклама сегодня в отличие от некоторых других форматов демонстрирует хороший прирост в бюджетах рекламодателей и общий интерес к данной сфере, появляются новые решения, и все больше интернет-площадок предоставляет возможность размещения данного рекламного формата . При этом рост бюджетов в сегменте происходит не за счет оттока от оффлайн-видеорекламы, телевидение по-прежнему является ключевым рекламораспространителем, продвигающим видеоматериалы.
Поскольку видеореклама является результатом объединения нескольких форм репрезентации информации, в первой главе мы рассмотрели рекламу как полимодальный тип креолизованного текста.
Во второй части работы мы изучали восприятие видеорекламы в зависимости от наличия/отсутствия аудиоряда и письменной и/или устной вербальной информации в видео-материале.
В результате проведенного исследования подтвердились следующие гипотезы:
1) СП полных и неполных видеороликов отличаются: при факторном анализе было получено в SPSS разное количество факторов - по 5 факторов выделилось у «Неполных 1-ого типа» (без звука и текста) и «Полных роли-ков»: оценка, напряжение, тягучесть, выразительность и понятность; 4 фактора - у «Неполных 2-ого типа» (без звука, с графическим текстом) - отсутствует фактор выразительность, остальные совпадают с факторами других типов роликов. Уменьшение числа факторов, как правило, связано с меньшей дифференцированностью, упрощенностью восприятия. Это относится и к нашему случаю: судя по средним значениям роликов по шкалам, «Неполные 2-ого типа» (с графическим текстом, без звука) воспринимаются как более противные, суетливые, вульгарные, глупые.
2) Содержательно по значениям/шкалам, СП также отличались:
- так в отличие от полных роликов, неполные содержат в факторах Оценка и Тягучесть в дополнение к совпадающим шкалам - Навязчивый/Отстраненный и Затянутый/Лаконичный; фактор выразительность отсутствует у «Неполных 2-ого типа», а у других категорий представлен разными шкалами и, судя по всему, обусловлен больше сюжетом рекламного ролика, нежели наличием или отсутствием вербальной информации; в факторе Напряжение у роликов без текста и звука, в отличие от прочих рекламных материалов нет шкалы Полезный/Бесполезный, вместо нее присутствует шкала Жизнерадостный/Унылый;
- «Неполные 2-ого типа» (с письменным текстом, но без звука) ближе остальных к полюсу «Отстраненный» по шкале «Навязчивый/Отстраненный».
3) Полные ролики кажутся респондентам напрягающими и тягучими, а полностью очищенные от вербальной информации - более расслабляющими, содержательными, приятными и динамичными. Таким образом, неполные ролики по сумме факторных оценок воспринимались более позитивно.
4) При сравнении неполных роликов разной степени редуцированности, оказалось, что наиболее редуцированные (без звука и письменного текста) воспринимаются лучше, чем ролики с сохранным письменным текстом.
Размышляя о причинах более позитивного восприятия редуцированных роликов (без звука и письменного текста), можно предположить, что рекламные сообщения слишком перегружены избыточной информацией, которая слишком «кричит» и многократно дублируется в разных модальностях: и пишется и проговаривается. Это утомляет реципиента и вызывает эмоциональное сопротивление. Поэтому, хотя полномодальные ролики воспринимались как более понятные, редуцированные - нравились респондентам больше. Этот результат заставляет задуматься о необходимости совершенствования языка и выразительных средств рекламы как полимодального текста.
При анализе рекламного пространства следует помнить, что любой рекламный текст, - будь то печатный материал, видеоролик или баннер в интернете, - как правило, содержит в себе совокупность простых и сложных знаков, которые, вступая во взаимодействие друг с другом, формируют те или иные смыслы и причинно-следственные связи в сознании зрителя. В видеорекламе в этом процессе участвуют также приемы монтажа. В частности имеет смысл изучить влияние не только вербальной информации, но также приемов монтажа и типов графической информации (их наличия и особенностей).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.
Б. Ханиной. М, 1999.
2. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. М.,1974.
3. АКАР. Исследования. Объем рекламы в средствах ее распространения в
январе-сентябре 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7077.
4. Бозорова М. А. Специфика телевизионного рекламного текста // Science
Time. № 10 (22). 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-televizionnogo-reklamnogo-teksta.
5. Бодрийар Ж. Призрак толпы. М., 2007.
6. Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
7. Барт Р Мифологии. М., 2004.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2005.
9. Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Гринберг Т. Э., Гуреева А. Н., Дунай Д.
B. , Иванова А. Е., Лазутина Г. В., Лукина М. М., Макеенко М. И., Минаева О. Д., Панкеев И. А., Полуэхтова И. А., Рихтер А. Г., Смирнов С.
C. , Смирнова О. В., Сухарева В. А., Ткачева Н. В., Фролова Т. И., Шепилова Г. Г., Эль-Бакри Т.В. Медиасистема России: учебное пособие / под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2015.
10. Видеореклама в интернете продолжает расти. 2016. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.advertology.ru/article136352.htm.
11. Видеореклама остается единственным растущим сегментом в Рунете.
2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dtgroup.ru/blog/runet- videoreklama/.
12. Гиляревский Р С. Текст как элемент информационной технологии // Вест.
Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. №2.
13. Ги Эрнест Дебор. Общество спектакля. М., 2000.
14. Горелов. И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2009.
15. Геращенко Л. Л. Психоанализ и реклама. М., 2006.
16. Донцов А. И., Дроздова А. В. Визуальное воздействие интернет-рекламы
на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал. №2 (10). 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/ download/elibrary_23297639_49691903.pdf.
17. Дроздова А. В. Трансформация повседневных практик человека: от текста
к визуальному образу. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/ download/elibrary_18027051_54700295.pdf.
18. Дергачева М. О., Пендикова И. Г. Архетипическое в образах персонажей
современной медиаиндустрии // сборник Визуальная культура: Дизайн, реклама, информационные технологии. Для 15-ой Международной научно-практической конференции. О., 2016.
19. Дмитриева Л. М., Сибин М. С. Реклама как конструкт виртуального пространства культуры. М., 2011.
20. Дружинин А. Google сравнил ROI видеорекламы на ТВ и онлайн. 2016.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/google- sravnil-roi-videoreklamy-na-tv-i-v-onlajn-21970.html.
21. Емченко Е. П. Жизненный мир повседневности человека в современной
телевизионной рекламе // Вестник культуры и искусств. № 4 (24). 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ zhiznennyy-mir-povsednevnosti-cheloveka-v-sovremennoy-televizionnoy- reklame.
22.Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2005.
23.Закон “О рекламе” в ред. от 5 декабря 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/.
24. Ковшиков В. А., Пухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности . [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/ chapter. php/103649/3/Gluhov%2C_Kovshikov_- _Psiholingvistika._Teoriya_rechevoii_deyatel%27nosti.html.
25. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 2007.
26. Косаревская Т. Е., Кутькина Р Р Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания. В., 2009.
27. Кшенина Н. Н. Слово и образ в рекламном тексте: психосемантический
анализ: дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2007.
28. Коломиец В. П. Телевизионная реклама как средство конструирования
смыслов // Мир России. Социология. Этнология. № 1. том 6. 1997.
[Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ televizionnaya-reklama-kak-sredstvo-konstruirovaniya-smyslov.
29. Куценко И. За счет чего ТВ-реклама наращивает бюджеты Havas Media
проанализировал рынок национальной ТВ-рекламы в первом полугодии 2016 года. 2016. [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.sostav.ru/ publication/tv-2016-ostorozhnym-zdes-ne-mesto-23113.html.
30. Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург, 2004.
31. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. [Электронный ресурс].
URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_01.php.
32. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста. Т., 1992.
33. Лыкова Н.Н. История языкознания в текстах и лицах: учебное пособие.М., 2010.
34. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003.
35. Морозова И. Г. Рекламный сталкер. М., 2002.
36. Миловидов В. А. Введение в семиологию. М., 2015.
37. Мингинович В. А. Механизмы трансформации архетипов в современной
рекламе. 2015. [Электронный ресурс]. URL: www.sgu.ru/files/conf/files/2015/10.
38. Милош И. Доверие россиян к рекламе осталось в минусе. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/doverie- rossiyan-k-reklame-ostalos-v-minuse-25109.html.
39. Макарова Е. Рекламе предсказали рост. 2016. [Электронный ресурс]. URL:
http://kommersant.ru/doc/3144564.
40. Назайкин Н. А. Иллюстрирование рекламы. М., 2004.
41. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М., 2004.
42.Омахель М. Телереклама пошла в рост. Анализ ТВ-сегмента от АЦ Vi. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/ telereklama-poshla-v-rost-analiz-tv-segmenta-ot-ats-vi-22237.html.
43.Gazprom-Media Digital: объем видеорекламы в Рунете составит 6 млрд рублей в 2016 году. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cossa.ru/news/125176/.
44.Ортега-И-Гаснет Х. Восстание масс. М., 2002.
45. Петренко В. Ф. Основы психосемантки: учебное пособие. М., 1983 и М.,2010.
46. Папандина А., Парфентьева И. Каждая пятая компания в России выбрала
рекламу только в интернете. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rbc.ru/technology_and_media/ 25/10/2016/580f67279a7947c8327ff93e.
47. Папандина А. Рекламный рынок России вернулся на докризисный уровень. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/ technology_and_media/09/11/2016/5822e6979a7947680697c021.
48. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 2006.
49. Репьев А. П. Рекламное мышление. [Электронный ресурс]. URL:
www.repiev.ru/articles/rekl_m.
50. Ремесник Д. В. Феномен проконсьюмеристической медиаиндустрии //
Молодой ученый. 2014. №13.
51. Ражнова С. А. Грани слова в текстах телевизионной рекламы // Журналистский ежегодник. № 4. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grani-slova-v-tekstah-televizionnoy-reklamy.
52. Российские телеканалы договариваются о создании единой системы продаж видеорекламы в интернете. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://rns.online/it-and-media/Rossiiskie-telekanali-dogovarivayutsya-o- sozdanii-edinoi-sistemi-prodazh-videoreklami-v-internete-2017-03-07/.
53. Расходы на на видеорекламу в рунете выросли на 18% в 2016 году. 2017.
[Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/news/digital/ 2017/01/12/157093.phtml.
54. Рынок видеорекламы в Рунете в 2016 году вырастет на 18%. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/news/releases/ 2016/10/11/137602.phtml.
55. Рынок ТВ-рекламы в следующем году вернется к докризисные показателям. [Электронный ресурс]. URL: http://www.advertology.ru/
article139349.htm
56. Ситников В. П. Мир глазами фотографа // Вест. Моск. ун-та. 10. М., 2004.
57. Сендидж Ч. Реклама: теория и практика. М., 2001.
58. Самарцев О. Р., Латенкова В. М. Психосемантические аспекты восприятия
интерактивного дискурса в интернет-СМИ // Журнал Вестник. №2 (71). 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ psihosemanticheskie-aspekty-vospriyatiya-interaktivnogo-diskursa-v- internet-smi.
59. Садыков Д. О. Видеореклама как креолизованный семиотический феномен // Master’s Journal. 2015. [Электронный ресурс]. URL: vestnik.pstu.ru/get/_res/file.pdf.
60. Гома С. Онлайн-шум увеличивает доходность брендов. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-pepper.ru/news/fashion-brands-and- social-networking-platforms-research.html.
61. Ученова В. В. Философия рекламы. М., 2003.
62. Федотова Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе: Учебник. М.,2005.
63. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2009.
64. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
65.Эко У Отсутствующая структура. С.-Петербург, 2004.
66. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997.
67. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 2016.
68. Deloitte. Медиапотребление в России. Ключевые тенденции. 2016. [Элек¬
тронный ресурс]. URL: www.2.deloitte.com.
69.IAB Rus. Документ: лояльные форматы интернет-рекламы. [Электронный
ресурс]. URL: http://iabrus.ru/projects/831.
70.IAB Russia Digital Advertisers Barometer 2016. Перспективы развития интерактивной рекламы в России. Взгляд рекламодателей. [Электронный ресурс]. URL: http://datainsight.ru/iabbrometer2016?fm=emlnews.
71. Rose D. Three Dimensions of Psychosemantics. [Электронный ресурс]. URL:
http://gth.krammerbuch.at/sites/default/files/articles/Create%20Article/ Rose_Psychosemantics.pdf.
72. Красавченко И. А., Федотова Л. Н. Экспертная оценка телерекламы. // Со¬
циология: 4М. 2004. №18.
73. Полный видеоролик Venus. [Электронный ресурс]. URL: https://
www.youtube.com/watch?v=ah90XCPRNss.
74. Полный видеоролик Pantene Pro-V. [Электронный ресурс]. URL: https://
www.youtube.com/watch?v=7naKVCsmdx4.
75.Очищенный от текста в кадре и звука видеоролик Venus. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_L238fm0yoY.
76.Очищенный от текста в кадре и звука видеоролик Pantene Pro-V. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0m_ik33IZos.
77. Очищенный от аудиоряда Pantene ВАУздушная пенка, текст в кадре присутствует. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=UU_CP7FyuVw.