Введение 3
1 Дискалькулия специфическая у детей дошкольного возраста 4
2 Профилактика и коррекция дискалькулии специфической 6
Заключение 8
Список использованных источников 9
Необходимость развивать математические представления у детей дошкольного возраста связана с их практическим значением, так как ежедневно человек использует в своей повседневной жизни арифметические выражения, считает и оперирует числовыми величинами.
Если дети с трудом овладевают счётной деятельностью, одной из возможных причин является дискалькулия, которая проявляется специфическими нарушениями счетных навыков.
Исследование дискалькулии в отечественной науке осуществляется в контексте трех концепций. В работах А. Гермаковска, С. Мнухина, Р. Лалаевой установлено, что дискалькулия обусловлена нарушениями гностико-праксических функций. Г. Капустина в качестве основного механизма дискалькулии выделяет незрелость операций синтеза и обобщения, высокую психическую истощаемость и инертность.
Примечательно, что отечественные исследователи связывают речевые и счётные нарушения, признавая нарушения речи одной из ведущих причин, вызывающих трудности при обучении счёту.
Цель работы: изучить особенности дискалькулии специфической у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, причины и виды дискалькулии.
2. Изучить методы профилактики и коррекции дискалькулии.
Объект исследования: дискалькулия специфическая.
Предмет исследования: особенности дискалькулии специфической у детей дошкольного возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта коррекционно-педагогической деятельности.
Дискалькулия у дошкольников выражается в наличии специфического, сложного и очень стойкого нарушения счетных операций. Дискалькулию в широком смысле рассматривают как не только частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких повторяющихся математических ошибках, но и как несформированность процессов приема и переработки сенсорной информации, математической деятельности, что приводит к снижению уровня математической культуры в целом.
Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции.
Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.