Введение 3
Глава 1. Влияние танского конфуцианского законодательства на японские законодательные уложения периода Нара (VIII в.) 29
1.1 Характеристика китайского законодательства «Тан люй шу и» 653 г. (основные положения) 30
1.2 Ориентация японского законодательства «Тайхо рицурё» («Свод
законов Великого сокровища», 702 - 718 гг.) на конфуцианские законы «Тан люй шу и» («Установления Тан», 653 г.) 38
Глава 2. Влияние неоконфуцианства на законодательные уложения японских даймё периода «Сэнгоку» (XV - XVI вв.) 52
2.1 Трактат неоконфуцианского учёного Ли Гоу «Фу го цэ, цян бин цэ,
ань мин цэ» («План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» 1039 г.) 54
2.2 Неоконфуцианский принцип "цзинцзи" в законодательном уложении клана Юки ("Новые законы клана Юки" 1556 г.) 60
2.3 Неоконфуцианский принцип "цзинцзи" в законодательном уложении клана Датэ ("Собрание соринок" 1536 г.) 67
Глава 3. Принципы чжусианской философии в своде законов сёгуната Токугава (1615 - 1683 гг.) 75
3.1 Основные принципы философии неоконфуцианского учёного Чжу
Си (1130-1200 гг.) 78
3.2 Принципы чжусианской философии в законодательстве бакуфу Токугава (1615 - 1649 гг.) 89
Заключение 105
Список использованных источников и литературы 111
История правовых систем представляет собой уникальный по ценности фонд достижений и неудач различных обществ и государств в важнейших областях бытия. Она призвана хранить и передавать достоверные знания и сведения об историческом опыте народов в области обеспечения справедливого разрешения конфликтов, об организации разнообразной деятельности властных учреждений государства, о регламентации участия отдельных социальных групп в делах данного исторического общества. Благодаря изучению различных законодательных источников, перед исследователем предстают в своем развитии все компоненты изучаемой цивилизации - социально-политический, экономический, культурно¬идеологический.
Изучение истории права содействует более чёткому уяснению наиболее типичных и, следовательно, наиболее общих для многих народов обстоятельств и факторов возникновения и эволюции правовых и политических идей, институтов. Право - это своеобразный хранитель и проводник культуры, тесно связанный с историей изучаемой цивилизации. В силу своей познавательной ценности, история государства и его законодательства - это действенный инструмент формирования исторического сознания, который содействует понимаю истоков правового, идеологического миросозерцания, культурного опыта.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена истории влияния китайской конфуцианской философской традиции на становление государственных образований Японского архипелага, начиная с периода Нара (VIII в.) и заканчивая формированием сёгуната Токугава (XVII в.). Работа затрагивает историю взаимодействия средневековой Японии с материковым Китаем, а именно заимствование конфуцианской философии, что отразилось впоследствии на социально-экономической структуре государственных образований Японского архипелага (Японский архипелаг в течение долгого времени находился под влиянием материкового Китая и был частью так называемого «Китайского мира» или «синосферы»). Ярким тому примером служат японские законодательные уложения, которые по своему содержанию были ориентированы либо на своды законов различных китайских династий (рецепция конфуцианского права), либо на дидактические трактаты китайских конфуцианских учёных посвящённых построению экономически и политически сильного государственного образования. Взаимодействие китайской и японской политической культуры прекрасно отображает культурное влияние «Китайского мира» на Японский архипелаг.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является история культурного, экономического, политического взаимодействия Китая и Япония в рамках «синосферы», а предмет - влияние китайской конфуцианской философской, правовой традиции на японские законодательные уложения VIII - XVII вв.
Цель данного исследования - выявить результаты и последствия влияния конфуцианской философии, правовой законодательной традиции на законодательство Японии VIII - XVII вв. Для достижения вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить степень влияния танского конфуцианского
законодательства на японские законодательные уложения периода Нара (VIII
в.) путём сравнения «Установлений Тан» (653 г.) со «Сводом законов
периода Тайхо» (701 г.).
2. Определить влияние неоконфуцианской философии, в частности трактата Ли Г оу «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (1039 г.) на законодательные уложения японских даймё периода «Сэнгоку» (XV - XVI вв.) на примере законодательств самурайских кланов Датэ и Юки.
3. Охарактеризовать влияние принципов чжусианской философии на свод законов сёгуната Токугава первой половины XVII в.
В данной выпускной квалификационной работе используется историко-генетический, историко-сравнительный и текстологический метод. Историко-генетический метод выражен в раскрытии свойств и особенностей источников, с последующим объяснением фактов, выявлении причин их появления, особенностей развития и анализе причинности (этот метод очень полезен в характеристике китайских философских источников, каждый из которых представлял собой различное направление конфуцианской мысли).
Историко-сравнительный метод исторического познания заключается в выявлении сходства и различия между историческими объектами, позволяет выявить общие и особенные черты, а также специфику каждого отдельно рассматриваемого источника (этот метод позволяет дать сравнительную характеристику китайской конфуцианской мысли, японским законодательным актам в различные исторические промежутки с VIII по XVII вв.).
Источниковая база выпускной квалификационной работы определена в соответствии с объектом, предметом, поставленными целью и задачами. В работе используются письменные источники, а именно источники законодательного характера и философские трактаты. Под источниками законодательного характера подразумеваются китайские и японские правовые кодексы, созданные в период VIII-XVII вв., под философскими трактатами подразумеваются философско-дидактические сочинения «Сунской школы» конфуцианства, существовавшей в XI-XII вв. (во времена правления династии Сун в Китае).
В ходе проделанного исследования были выполнены поставленные в данной выпускной квалификационной работе цель и задачи. Целью ВКР являлось выявление результатов и последствий влияния конфуцианской философии, правовой-законодательной традиции на законодательство Японского архипелага VIII - XVII вв. Для достижения вышеуказанной цели, были выполнены следующие пункты:
1. Было доказано влияние танского конфуцианского законодательства на японские законодательные уложения периода Нара (начало-конец VIII в.)
2. Было определено влияние неоконфуцианской философии на законодательные уложения японских даймё периода «Сэнгоку» (XV - XVI вв.)
3. Было охарактеризовано влияние принципов чжусианской философии на свод законов сёгуната Токугава (XVII в.)
Если говорить о периоде VIII в., то из сравнительного анализа «Тан люй шу и» и «Тайхо рицурё» можно сделать вывод об определённой смысловой связи между этими документами (в ходе аналитического сравнения из 183 статей кодекса было выявлено 181 статейное совпадение между «Тайхо рицурё» и «Тан люй шу и»). Ориентация на китайское конфуцианское законодательство - главная черта японских законодательных норм в период социально-экономических преобразований VII-VIII вв. («реформы Тайка»), а проникавшие через кодификацию по китайским образцам конфуцианские идеи о централизованном государстве и о «мудром правителе», обусловили в итоге специфику всей средневековой административно-правовой системы Японии. Кодекс «Тайхо рицурё» является прекрасным примером того, как проходил процесс рецепции конфуцианского уголовного права японскими законодательными 105
уложениями, но ошибочно полагать, что «Тахо рицурё» ориентировалось только на танское законодательное уложение - японские посольства в Китай начала VII в. (ко двору династий Суй, 581-618 гг.) привели к началу заимствований в сфере китайской культуры и в сфере государственной системы (несмотря на огромное влияние «Тан люй шу и», на формирование законодательства «Тайхо рицурё» приложило руку и суйский свод законов «Кайхуан» 583 года). Помимо китайских правовых источников, на создание «Свода Тайхо» оказали влияние и непосредственно японские источники, представлявших из себя смесь из традиционного японского права и конфуцианских законов («Омирё» 669 г. и «Киёмигахарарё» 682 г., которые, однако, не сохранились).
Период «Сэнгоку дзидай» («Эпоха воюющих провинций», вторая половина XV - конец XVI вв.) в истории Японии характеризуется окончательным ослаблением власти бакуфу Муромати и глубокой децентрализацией страны: после «войны годов Онин» (1467 - 1477 гг.) сёгунат Асикага окончательно потерял контроль над политической ситуацией, и государство, которое и в прошлом не отличалось политической стабильностью, окончательно превратилось в конгломерат независимых от Киото владений и княжеств. Правители этих княжеств (в японской историографии именуемых как «сэнгоку даймё») сосредоточили в своих руках всю полноту судебной, законодательно-административной власти, а государственный аппарат бакуфу Муромати уже был неспособен на серьёзное вмешательство в их внутренние дела. В ходе междоусобной борьбы самурайских кланов между собой, всем князьям было выгодно создание внутри своих владений сильной политической системы, способной просуществовать достаточно долгое время в условиях перманентных военных столкновений, и даже не просто пережить бесконечные междоусобные войны (попытаться противостоять амбициям сильных соседей), но и выйти из этого противостояния победителем и навязать свою
структуру управления всей стране. Политическая история эпохи Сэнгоку как раз приводит примеры того, как самурайские правители проводили политику с оттенком неоконфуцианства, направленную на мобилизацию всех внутренних ресурсов (на борьбу с врагами). Именно в таких политических пертурбациях и появились на свет так называемые «княжеские законодательства» (законодательное уложения клана Юки «Юки-си Синхатто» и законодательное уложение клана Датэ «Дзинкайсю»), цель которых - усиление власти главы самурайского клана (князя) внутри своего владения. Анализ китайских и японских источников показал взаимосвязь между княжескими законодательствами, направленными на
институциональное укрепление власти «сюго-даймё» (на упорядочение судебной и административной системы внутри владений самурайского клана), и между средневековыми китайскими неоконфуцианскими трактатами, ставящими перед собой цель построения экономически и политически сильного государства на основе пересмотра некоторых конфуцианских положений (имеется в виду Сунская школа неоконфуцианства XI в., а именно направление так называемых «реформаторов», призывавших пересмотреть традиционное понятие «выгоды» в конфуцианском учении). В качестве сравнения использовался трактата неоконфуцианского учёного Ли Г оу «Фу го цэ, цян бин цэ, ань мин цэ», более известный в русском переводе как «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» 1039 г. - в данном трактате Ли Гоу вывел так называемую формулу «цзинцзи» (кит. «правильное» или «истинное правление»), представляющую собой средство по гармонизации мира в целях улучшения жизни народа и улучшения работы государственного аппарата Сунской династии.
Вышеописанные события «Сэнгоку дзидай» сильно повлияли на мировоззрение первых сёгунов дома Токугава, стремившихся не только ликвидировать последствия междоусобной войны, но и непосредственно сохранить свою власть над Японией. Политический и экономический развал государства в конце XVI - начале XVII вв., социальная аморфность населения, выражавшееся в знаменитом определении «гэкокудзё» (яп. «низы свергают верхи») - всё это говорило о необходимости создания сильной военно-государственной структуры, которая смогла бы обеспечить определённую социально-экономическую стабильность на территории страны и пресечь любые центробежные тенденции (уже само определение «гэкокудзё» свидетельствовало о том, что возвышение представителей низших социальных слоёв имело самое широкое распространение в годы гражданской войны 1467 - 1603 гг.). Уничтожение старой междоусобной системы взаимоотношений и создание сильной военно-государственной структуры стали главными задачами первых сёгунов дома Токугава и огромную роль в процессе создания токугавского режима (в частности законодательства) сыграло именно учение конфуцианского учёного времён династии Сун Чжу Си (представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму, в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного стандарта в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее). Чжуианская философия рассматривала человеческую природу «син» как вместилище двух разных начал - небесного принципа «ли» и материального принципа «ци». С точки зрения чжусианства, главная задача человека была связанна с преодолением собственного «ци» (внутренних желаний и пороков) для того, чтобы соприкоснуться с истинным разумом-законом «ли» и стать совершенномудрым (чжусианская философия наделяла разум-закон «ли» такими составляющими, как «человеколюбие, справедливость, правила, мудрость»). Отсюда чжусианские учёные выводили философскую концепцию о том, что в мире существует пять видов взаимоотношений: государь - поданный, отец - сын, муж - жена, старший брат - младший брат, отношения между друзьями. Как не трудно догадаться, те люди, чья материальная энергия «ци» превалирует над дарованным самим Небом принципом «ли», по своей природе должны подчиняться тем, кто приближен в познании небесного разума-закона «ли» (другу-наставнику, старшему брату, мужу, отцу и самому государю). Практически вся социальная жизнь токугавской Японии стала рассматриваться с позиций вершины, которая управляет низом - такая идеологическая концепция прослеживается во всех государственных установлениях бакуфу Токугава, направленных на закрепление сословности общества и на подчинение низов верхам. Но тем не менее, сёгунат признавал частичную автономию провинциальных князей «даймё» - правовое поле токугавского режима представляло собой сочетание общегосударственного начала с большим числом относительно самостоятельных сегментов (бакуфу частично признавало законодательство местных кланов и их право на самостоятельное решение некоторых вопросов). Произошло своеобразное чжусианское упорядочение правовых источников - на вершине находилось законодательство бакуфу, ниже находилось законодательство местных кланов, которое ориентировались на законы сёгуната, обладающие принципом «ли».
В ходе работы было выявлено, что социально-экономическая структура государственных образований Японского архипелага ориентировалась по большей части на идеалы конфуцианской философской мысли, идеологии, а ярким тому примером служат японские законодательные уложения, которые по своему содержанию были ориентированы на своды законов различных китайских династий (с последующей рецепцией конфуцианского права) и на дидактические трактаты китайских конфуцианских учёных посвящённых построению экономически и политически сильного государственного образования. Будучи в течении долгого времени под влиянием материкового Китая, Японский архипелаг, вплоть до событий второй половины XIX (прибытие «чёрных кораблей» под командованием коммодора Пэрри в 1853 г., события Мэйдзи исин 1868 - 1889 гг.) политически, экономически и
культурно находился в орбите взаимодействия с Китайской империей, служившей идеалом стабильного и мощного государства. Ориентация на Китай в различные промежутки истории Японии проявлялась по-разному - от полного копирования (с незначительными изменениями) государственной устройства династии Суй, Тан в период Асука и Нара (VI - VIII вв.) до дипломатических (торговых) посольств ко двору династии Мин во времена бакуфу Муромати (XIV - XVI вв.), заимствования неоконфуцианской идеологии отдельными японскими княжествами в годы гражданской войны 1467 - 1603 гг. и в годы раннего бакуфу Токугава (XVII в.) для
последующего строительства сильной государственной системы (но с ограничением торговых, дипломатических связей с внешним миром). Лишь после внешнеполитических событий, связанных с «открытием» Японии в середине XIX, поражением Цинской империи в ходе Опиумных войн 1840 - 1842 гг., 1856 - 1860 гг., конфуцианская политическая культура, с точки зрения японских элит, перестала быть конкурентоспособной в противостоянии с «заморскими варварами»: поражения Китая в ходе военных столкновений с мощной коалицией западных держав практически показало слабость внешнеполитической концепции «синосферы», «китаецентризма» и это во многом предопределило последующую ориентацию японской государственности уже на западные («варварские») варианты политического пути развития.
1. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). / Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева [и др.]. М.: Вост. лит., 2004. - 431 с.
2. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. - М.: Наука, 1985. - 380 с.
3. О сознании (Синь): Из философского наследия Чжу Си. / Пер. с кит. А.С. Мартынова и И.Т. Зограф; Вступ. ст. и коммент. к пер. А. С. Мартынова; грам. очерк И. Т. Зограф. - М.: Восточная литература, 2002. - 318 с.
4. Подпалова Г.И. Крестьянское петиционное движение в Японии во второй половине XVII - начале XVIII вв. - М.: Восточ. лит., 1960. - 278с.
5. Полхов С.А. «Дзинкайсю» - законодательное уложение Датэ Танэмунэ // Ежегодник «Япония» - 2012. - № 41. - С. 293-339.
6. Полхов С.А. «Юки-си синхатто» - княжеские законы и наставления для вассалов эпохи Сэнгоку // Ежегодник «Япония» - 2013. - № 42. - С. 175-197.
7. Полхов С.А. «Юки-си синхатто» («Новые законы клана Юки») (1556 г.) // Япония наших дней. - 2013. - № 3 (17). - C. 115-155.
8. Попов К.А. Свод законов «Тайхорё». 702-718 гг. I-XV законы. - М.: Наука, 1985. - 365 с.
9. Попов К.А. Свод законов «Тайхо рицурё». 702-718 гг. Рицу (Уголовный кодекс). -М.: Наука, 1989. - 112 с.
10. Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Танлюй шу и»). Цзюани 1-8. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 384 с.
11. Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Танлюй шу и»). Цзюани 9-16. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. - 304 с.
12. Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Танлюй шу и»). Цзюани 17-25. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. - 384 с.
13. Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Танлюй шу и»). Цзиюани 16 - 30. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. - 416 с.
14. «Стостатейные установления Токугава Иэясу» 1616 г. // Филиппов А.В. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г. и «Кодекс из ста статей» 1742 г. Право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Эдо. - СПб.: СПбГУ, 1998. С. 10-38.
15. Чжу Си. Натурфилософия // Антология мировой философии: в 4 т. / ред. В.В. Соколов [и др.]. Т.1.: Философия Древности и средневековья. - М.: Мысль, 1969. - С. 255 - 257.
16. Чжу Си. Природа человека, его сознание, воля и чувства // Антология мировой философии: в 4 т. / ред. В.В. Соколов [и др.]. Т.1.: Философия Древности и средневековья. - М.: Мысль, 1969. - С. 257 - 259.
17. Чжу Си. О воспитании и знании // Антология мировой философии: в 4 т. / ред. В.В. Соколов [и др.]. Т.1.: Философия Древности и средневековья. - М.: Мысль, 1969. - С. 259 - 261.
Литература:
1. Авдеев А. Государственная идеология сёгуната // «Сенгоку дзидай»: история феодальной Японии URL:
http://www.sengoku.rU/archive/library/history/reviews/215025.htm (дата
обращения: 12.06.19)
2. Антология мировой философии: в 4 т. / ред. В.В. Соколов [и др.]. T.I.: Философия Древности и Средневековья. - М.: Мысль, 1969. - 576 с.
3. Балацкий Д.В. «Тайхо рицурё» - «памятник» истории
средневековой Японии // Молодой учёный. 2016 г. №12 (116). С. 669-674.
4. Духовная культура Китая: в 5 т. / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. T.I: Философия. М.: Восточная литература, 2006. - 727 с.
5. Дацышен В.Г. Общественно-политическая мысль в японском
обществе в эпоху Эдо // Ассоциация японоведов: межрегиональная общественная организация URL:
http: //j apanstudies.ru/index.php?option=com content&task=view&id= 174 (дата
обращения: 12.06.19)
6. Еремин В. Н. История правовой системы Японии - М.:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 293с.
7. Жуков А.Е. История Японии. Том I: с древнейших времён до 1868 г. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 659 с.
8. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. - М.:
Восточная литература, 2002. - 606 с.
9. Конрад Н.И. Философия китайского Возрождения (О сунской
школе) // Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1966. - С. 201 - 239.
10. Краснов. А.Б. Учение Чжу Си о природе человека //
Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики - М., 1982 - С. 126-148.
11. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. М.: Крафт+, 2010. - 352 с.
12. Мартынов А.С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики - М., 1982 - С. 111-125.
13. Мещеряков А.Н. «Сёку Нихонги». Свиток 2. От 1-й луны 1-го года Тайхо (701) до 12-й луны 2-го года Тайхо (702) // История и культура традиционной Японии. Вып. 2. - М.: РГГУ, 2011. С. 39-69.
14. Нагата Х. История философской мысли Японии - М.: Прогресс,
1991. - 416 с.
15. Полхов С.А. «Имагава канамокуроку» // Восток - 2009. - № 6. -
С. 120-137.
16. Полхов С.А. К вопросу о структуре власти сэнгоку даймё (По материалам законов Имагава) // История и культура традиционной Японии - 2011. - № 2. - С. 131-216.
17. Полхов С.А. «Роккаку-си сикимоку» - свод законов периода воюющих провинций» // Ежегодник «Япония» - 2011. - № 40. - С. 181-221.
18. Прасол А. Ф. Военно-политическая организация и социальный уклад Японии в XVI веке // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 5. - С. 64-75.
19. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. - М.: Наука, 2013. - 456 с.
20. Рыбаков В.М. Взаимодополнительность танских законов // Письменные памятники Востока, 2(15), 2011. С. 114—129.
21. Суровень Д.А. Возникновение права и источники права древней Японии // Проблемы курса истории государства и права. Екатеринбург, 2004.
С. 198-226.
22. Суровень Д.А. Классификация преступлений в древней и раннесредневековой Японии // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2016. № 15. С. 204-236.
23. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. М.: Наука, 1990. - 206 с.
24. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, 2007. - 480 с.
25. Трикоз Е.Н. "Тайхо рицурё" - памятник права средневековой
Японии // Авторская платформа Pandia.ru URL:
https://pandia.ru/text/80/209/24951 .php (дата обращения: 10.05.19)
26. Уильям Скотт Уилсон. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб.: Евразия, 2001. - 252 с.
27. Филиппов А.В. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г. и «Кодекс из ста статей» 1742 г. Право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Эдо. - СПб.: СПбГУ, 1998. - 186 с.
28. Цунэо Инако. Современное право Японии. М.: Прогресс, 1981. - 269 с.
29. Sansom G. A history of Japan 1334 - 1615. California: Stanford University Press. 1961. 442 p.