ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Морально-этический аспект конфуцианства 12
1.1 История возникновения конфуцианства 12
1.2 Этика и моральные нормы конфуцианства 22
Глава 2 Конфуцианские мотивы в современном японском кинематографе 38
2.1 История японского кинематографа 39
2.2 Герои японского кино 47
2.3 Популярность японского кино на Западе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данной магистерской диссертации заключается в том, что в настоящее время наблюдается актуализация проблем межкультурного диалога, и в то же время возрастает потребность в таком направлении развития современной цивилизации, которое способствует единству мира при всем разнообразии его составляющих.
Но что может способствовать единству мира, как не популяризация учения о этическом и гуманном отношении людей друг к другу? Поэтому конфуцианская концепция морали и этики, призывающая человека к гуманности по отношению к другим, не только не теряет актуальности и по сей день, но и предлагает способ внести свой вклад в недавнее возрождение этики добродетели.
В свою очередь, проблемы как межкультурного, так и межличностного диалога с наибольшей остротой и эффективностью осмысливаются в современном визуальном искусстве, одним из центральных представителей которого является искусство кино. Современный кинематограф, особенно авторский, чутко реагируя на актуальные проблемы современности, создает продукт, позволяющий зрителям как обратить внимание на этическую составляющую человеческих отношений, так и расширить свои знания и понимание других культур, в данном случае - культуры Японии, с которой у России в последнее время происходит усиление культурного обмена.
Степень изученности проблемы.
Анализ литературы показал недостаточную степень изученности проблемы в отечественной историографии, что составляет один из наиболее значимых аргументов для подготовки настоящего исследования. Так, труды современных авторов Р. Н. Юренева 1, И. В. Мельникова и Е. Л. Катасоновой
представляют собой преимущественно статьи на узкую тематику, основной темой которых является история японского кинематографа. Комплексный подход к исследованию как современного, так и всего кинематографа Японии отражен в трудах И. Ю. Генса и А. В. Долина , однако, ни один из них не посвятил свои работы теме влияния конфуцианства на японское киноискусство. Этические проблемы конфуцианства и его влияние на общественную жизнь восточных обществ в целом исследовались в работах многих российских авторов, включая Л. С. Васильева , А. А. Гусейнова , А. И. Кобзева , но никто из вышеперечисленных ученых не обращался к теме кинематографа. На данный момент в современной историографии можно встретить множество статей, посвященных японского кинематографу, в том числе его истории, аниме культуре и пр., однако, исследования по теме данной магистерской работы в отечественной историографии отсутствуют, в отличие от западной историографии, где влиянию морального и этического аспектов конфуцианства посвящали свои работы многие ученые. Среди них Сато Тадао , Р. Торне , С. Принц , М. Берксон и др., кто обращался в своих книгах и статьях как к теме влияния конфуцианской этики на японскую культуру, так и конкретно к отражению данной моральных норм конфуцианства в современном японском кинематографе. Также следует отметить труды различных авторов, посвященные киноискусству как в целом, так и в отдельно взятых странах.
Среди них - исследователи японского кинематографа - С. Принц , Тадао Сато 14, М. Маер , Д. Бордуэлл , Ли Сюэу .
Помимо этого, необходимо упомянуть авторов, которые внесли свой вклад в исследование конфуцианства. Это как и сами основоположники главных конфуцианских текстов, Конфуций, Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы, так и зарубежные ученые, среди которых В.Тернер , Д. Гарднер , Дж. Р. Левенсон 20. К российским исследователям можно отнести А. Кобзева , Ф. Быкова , Л. Переломова и других ученых, внесших огромный вклад в отечественную историографию, посвященную конфуцианству.
Так, например, А. И. Кобзев не только пишет о жизненных принципах Конфуция, но и акцентирует свое внимание на конфуцианской космогонии, вопросах о “добре” и “зле”, представленных в конфуцианстве понятиями “гармонии” и, соответственно, “хаоса”, благодаря чему его статья “Великое учение - конфуцианский катехизис” относится еще и к тем источникам, которые представляют в данной работе базу по исследованию конфуцианской этики и морали.
Большое значение для данной работы имеют труды преимущественно зарубежных исследователей, позволившие нам получить подробное представление о личности Конфуция. К этому типу источников относится труд Д. К. Гарднера “Конфуцианство: очень краткое вступление” , который, не смотря на свое название, представляет собой объемную работу, в которой автор большое внимание уделяет не только основным постулатам конфуцианского учения, но и самому Конфуцию, тому, под какими влияниями и при каких обстоятельствах складывалась его жизнь, и что способствовало формированию его мировоззрения. Другие источники представляют собой статьи таких авторов, как Фань Юлань , Т. Р. Эймс , А. И. Кобзев , и как раскрывают тему личности Конфуция, так и затрагивают историю становления конфуцианства в Китае. К авторам, исследующим данную тему, также можно отнести Л. Л. Карин , В. Вон , Кван-Лой Шан , Б. Ван Норден , Чан-Ин Чен .
Еще один ряд источников представляют собой исследования конфуцианской концепции о “совершенном человеке” (цзюнь цзы) и о добродетелях. Наиболее ценными в качестве этого типа источников для данной магистерской диссертации является труд Марка Берксона , в котором автор рассуждает о роли цзюнь цзы в сохранении традиции ритуала и приходит к выводу о консолидирующей роли ритуалов в китайском обществе; труд Чен Янг Ли о роли благодетелей в гармонизации человеческой жизни и межличностных отношений, без которой, как утверждает автор, невозможно построение этического общества; а также работа Марка М. Фланагана , которая интересна его тщательным подходом к теме добродетелей с двух точек зрения - восточной и западной.
Значительный вклад в проблемы этики и морали внесли многие философы, включая Сократа, Аристотеля , Сенеку . В средневековой философии обращение к данной теме содержится в произведениях Августина Аврелия и Фомы Аквинского , в современной - в трудах О. Шпенглера и Ф.Х. Кессиди , а также в работах наших соотечественников О. Г. Дробницкого , А. И. Титаренко , А.Ф. Лосева .
Итак, мы можем утверждать, что выбранная тема магистерской диссертации не является широкой изученной в отечественной историографии, в то время как для зарубежных исследователей японского киноискусства она представляет интерес.
Объектом исследования магистерской диссертации является конфуцианская этика в японском кинематографе с 1950-х гг.
Предметом исследования магистерской диссертации является морально - этический аспект конфуцианства как фактор, играющий роль в популярности современного японского кинематографа на Западе.
Цель данной работы состоит в выявлении конфуцианской этической и моральной составляющей в современном японском кинематографе, а также в определении той роли, которую она играет в приобретении популярности данного кинематографа на Западе.
Вышеуказанная цель ставит перед собой задачи, такие как:
- исследовать морально-этический аспект
конфуцианства;
- охарактеризовать понятие “современного
кинематографа Японии”;
- проанализировать наиболее популярные японские фильмы;
- проследить раскрытие конфуцианского морально¬
этического аспекта в современном японском кинематографе;
- выявить роль моральных и этических принципов конфуцианства в современных японских фильмах и их популярности для западного зрителя.
Дата, взятая за основание точки отсчета хронологических рамок нашей работы - 1897 г., дата появления в Японии первых кинематографических
устройств. Конечной датой хронологических рамок является май 2019 года, когда Хирокадзу Корээда получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Магазинные воришки» на 71-м Каннском кинофестивале. На данный момент это - последняя из наград, полученная японскими режиссерами на международных кинофестивалях.
Географические рамки магистерской диссертации не могут быть обозначены предельно четко, так как предмет исследования предполагает рассмотрение его на западной геополитической арене. Однако, если отстраниться от этого, то географические рамки преимущественно охватывают Японию, США и страны Европейского союза.
Методологическая база и методы исследования данной работы представляют собой как общенаучные методы исследования (анализ, абстрагирование, дедукция, индукция, обобщение, статистический метод), так и специальные методы, например, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический.
Базовым культурологическим подходом, применяемый в работе, является цивилизационный подход, который используется для выявления культурной специфики, а именно - конфуцианской этики и норм морали в японском кинематографе. Методологические основания данного подхода представлены в работах Данилевского Н.Я. , Сорокина П.А. , Тойнби А. , Шпенглера О. и Хантингтона С. Ф. .
Понятие “современный японский кинематограф”, обозначенное в названии нашей работы, также предполагает под собой определение хронологических рамок. Нижняя рамка - 1951-й год, когда фильм “Расёмон” японского режиссера Акиры Куросавы выиграл «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, тем самым ознаменовав выход японского кино на международную арену. Верхняя рамка совпадает с конечной датой хронологических рамок данной магистерской диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем фактом, что данное исследование позволяет проанализировать частные примеры взаимодействия восточного (японского) менталитета, отраженного в киноискусстве, и западного зрителя в более широком культурно-историческом контексте. «Культурный диалог» несет в себе важную информацию о стремлениях и потребностях его участников. Проанализировав, в какие моменты японский кинематограф особенно ярко отражает конфуцианский моральные ценности и этику, а также какие именно особенности данных фильмов привлекли внимание западного зрителя, наше исследование формирует принципиально новое понимание ценностных ориентиров, определяющих развитие современного японского киноискусства.
Практическая новизна исследования заключается в возможности создания рекомендаций для понимания японского кино носителями иных культурно-цивилизационных ареалов.
Источниковую базу исследования магистерской диссертации
составляют различные источники письменного характера и видеоисточники, в том числе художественные и документальные фильмы.
Главным образом в основу исследования легли тексты русских переводов трудов Конфуция, Лао-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы - основоположников классической китайской философской мысли. Обращаясь к трактату “Лунь Юй”, который представляет собой базис исследования, мы анализируем переводы В.П. Васильева (один из первых - 1884 г.), Л.С. Переломова и Н. И. Монастырева .
Источниковую базу для эмпирического анализа представляют работы японских режиссеров, творивших с 1950-х годов по настоящее время. Особое значение для нас имели режиссёры и фильмы, получившие награды на западных кинофестивалях. Таким образом, изученными в экспериментальной части исследования были:
1. Фильмы реж. Акира Куросава: Расёмон (1951), Жить (1952), Семь самураев (1954), Телохранитель (1961), Отважный самурай (1962), Дерсу Узала (1975), Тень воина (1980);
2. мультипликационные фильмы Хаяо Миядзаки: Мой сосед Тоторо (1988), Порко Россо (1992), Принцесса Мононоке (1997), Унесённые призраками (2001), Ходячий замок (2004);
3. фильмы реж. Такэси Китано: Точка кипения (1990), Сонатина (1993), Затойчи (2003);
4. фильмы реж. Такаси Миике: Телохранитель Киба (1993), Мокрая псина (1997);
5. фильмы реж. Хироси Инагаки: Самурай: Путь воина (1954), Самурайская сага (1959);
6. фильм реж. Сёхэй Имамура: Легенда о Нараяме (1993);
7. фильм реж. Ясудзиро Одзу: Токийская повесть (1953);
8. фильм реж. Хирокадзу Корээда: Магазинные воришки (2018);
9. фильм реж. Тадаси Имаи: Повесть о жестоком Бусидо (1963);
10. фильм реж. Кэй Кумаи: Сандакан, публичный дом №8 (1974);
11. фильм реж. Кобо Абэ: Женщина в песках (1962);
12. мультипликационный фильм Исао Такахата: Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (1994).
Проведя исследование, можно констатировать, что морально-этический аспект играл в конфуцианском учении важную роль, являясь гармонизирующим фактором в социокультурной и политической жизни традиционного китайского общества, а затем и тех обществ, куда оно распространилось, в том числе и в японском. Морально-этический аспект конфуцианства отражен в понятии “добродетелей”, которыми должен обладать человек, а добродетели, в свою очередь, неотрывно связаны с понятием “благородного мужа” - идеала совершенной личности, обладающего пятью основными добродетелями: жэнь (гуманностью), ли (следованием ритуалам), синь (искренностью), йи (праведностью) и чжи (мудростью).
Проанализировав наиболее успешные на западной арене японские фильмы, мы выделили три типа персонажей: самурай, якудза и обычный человек (часто называемый маленьким человеком). Рассмотрев образы самурая и якудзы, мы приходим к заключению, что самурай и якудза - это благородный муж японского кинематографа, а обычный человек является носителем большинства конфуцианских добродетелей.
Самурай представляет собой высокообразованного человека, обученного не только искусству боя, но и живописи, каллиграфии, и т.д., а также использующего в бою только холодное оружие, что делает его носителем ли - ритуала. Самураи в фильмах помогают людям (жэнь - гуманность, доброжелательность), попавшим в беду, чаще всего - защищают деревню от бандитов, причем безвозмездно (синь - добросовестность). Якудза старой формации были такими же, как самураи, помогали простым людям и защищали их не из корыстных целей, а из солидарности к рабочему классу, поэтому современный герой фильмах о якудза - прототип самурая, обладающий теми же добродетелями. Вместе с тем, верность старым идеям и кодексу у протагониста-якудза делает его носителем ли. Йи - праведность заключена в четком следовании кодексу Бусидо у самурая, и нинкё:до - у якудза. А
обладание чжи позволяет данным типам героев побеждать не только благодаря силе, но и мудрости.
Третий тип героев японского кино обладает всеми необходимыми добродетелями и может считаться благородным мужем только в исключительных случаях, как, например, в мультфильмах режиссера Хаяо Миядзяки. В основном для обычного человека характерна гуманность жэнь, а также искренность синь, без которой защита своих ценностей и упорство, характерные для этого типа персонажа, превратятся в бесчестный и корыстный путь. Соблюдение ритуалов ли - неотъемлемая часть жизни обычного человека, за нарушение которой он часто бывает наказан, и обусловленная не только конфуцианской идеей о гармонии, невозможной без соблюдения ритуалов, но и восточным менталитетом в целом.
Рассматривая проблему популярности японского кино за пределами страны можно заключить, что причинами этой популярности являются:
1. Экзотика японской культуры для западного зрителя, а также политика японских режиссеров, основанная на культурной осведомленности - адаптации культурной специфики своей страны для принятия ее в стране с другой культурой.
2. Новизна художественных приемов, используемых японскими режиссерами в своих фильмах.
3. Понятность героя японского кино для западного зрителя.
4. Интерес западного зрителя к японской мультипликации (которая также отражает культуру страны) и ее стремительный успех на западной арене.
5. Инвестиции государства в киноиндустрию.
Проанализировав вышеперечисленные выводы, можно заключить, что культурная составляющая является ключевым фактором в популярности современного японского кино на Западе.
Итак, в связи с тем, что герои японского кино несут в себе канонические конфуцианские добродетели, и, более того, два из трех основных типов героев являются воплощениями образа «благородного мужа» - совершенной личности, обладающей пятью основными добродетелями конфуцианства, мы можем прийти к выводу, что конфуцианский этическо-моральный аспект находит свое отражение в героях современного японского кино, и, следовательно, влияет на весь современный японский кинематограф.
Кроме того, основываясь на том, что популярность японского кино обусловлена, в первую очередь, культурной составляющей, которую наиболее ярко раскрывают герои кино, а уже затем - остальными факторами, мы можем сделать вывод о том, что этическо-моральный аспект конфуцианства не только находит свое отражение в японском современном кинематографе, но и играет важную роль в популярности данного кинематографа на Западе.
1. Классика японского кино: якудза. [Электронный ресурс]: Искусство кино.
- 10.02.2020. URL: https://kinoart.ru/events/klassika-yaponsko go-kino-
yakudza-moskva (дата обращения: 05.06.2020).
2. Мэн-цзы. [Электронный ресурс]: 2020 г. URL: https://ctext.org/mengzi. (дата обращения: 19.04.2020).
3. Неустроева Анна. 11 особенностей японского киноязыка. [Электронный ресурс]: Синемафия. - 2017. URL: http://www.cinemafia.ru/posts/826/ (дата обращения: 07.06.2020).
4. Этика конфуцианства. [Электронный ресурс]: textlib. URL:
http://textb.net/16/12.html (дата обращения: 22.04.2020).
b. на английском языке
5. Ames T. R. Confucius. Chinese philosopher. [Электронный ресурс]:
Encyclopedia Britannica. - 2020. URL:
https://www.britannica.com/topic/xiao-Confucianism (дата обращения: 19. 04. 2020).
6. Aris Teon. Filial Piety (^) in Chinese Culture. [Электронный ресурс]: The Great China Journal. - 2016. URL: https://china-journal.org/2016/03/14/filial- piety-in-chinese-culture/ (дата обращения: 29.04.2020).
7. Cheng, Linlin. The Spread of Confucianism in Hayao Miyazaki’s Animations.
[Электронный ресурс]: Scientific Research. - 2016. URL:
https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=71617 (дата
обращения: 07.06.2020).
8. Chronology of Japanese Cinema. [Электронный ресурс]: EigaNove. - 2019.
URL: http://eiga9.altervista.org/chronology.html (дата обращения:
05.04.2020).
9. Five classics & four books. [Электронный ресурс]: Cult of Confucius. - 2010. URL:
https://academics.hamilton.edu/asian studies/home/culttemp/sitePages/fiveclas sics.html (дата обращения: 19.04.2020).
10. The Meaning of Ren in Confucianism. [Электронный ресурс]: Beijing
Tourism. URL: http://english.visitbeijing.com.cn/a1/a-
XAIFLS648C5A9BA2C8A39F (дата обращения: 28.04.2020).
11. Thomson David. Tokyo Story: No 4 best arthouse film of all time
[Электронный ресурс]: The Guardian. - vol 10. - 2010. URL:
https://www.theguardian.com/film/2010/oct/20/tokyo-story-ozu-arthouse (дата обращения: 03.06.2020).
12. Chronology of Japanese Cinema. [Электронный ресурс]: EigaNove. - 2019.
URL: http://eiga9.altervista.org/chronology.html (дата обращения:
05.04.2020).
13. Deason, Rachel. A Brief History of China: Warring States [Электронный
ресурс]: Culture trip. 2017. URL:
https://theculturetrip.com/asia/china/articles/a-brief-history-of-china-warring- states/ (дата обращения: 18.04.2020).
14. Directors’ 10 Greatest Films of All Time. [Электронный ресурс]: BFI. - 2020. URL: https://www.bfi.org.uk/news/sight-sound-2012-directors-top-ten (дата обращения: 03.06.2020).
15. Kehr Dave. Anime, Japanese Cinema's Second Golden Age. [Электронный
ресурс]: The New York Times. - vol. 1, - 2002. URL:
https://www.nytimes.com/2002/01/20/movies/film-anime-japanese-cinema-s- second-golden-age.html (дата обращения: 03.06.2020).
16. Maher, Michael. From Godzilla to R2D2: Japan’s Influence on Modern
Cinema. [Электронный ресурс]: the Beat. - 2015. URL: https://www.premiumbeat.com/blog/iapans-influence-on-cinema-after-wwii/ (дата обращения: 05.05.2020).
17. Top 50 countries ranked by number of feature films produced, 2008-2017.
[Электронный ресурс]: Screen Australia. URL:
https://www.screenaustralia.gov.au/fact-finders/international-context/world- rankings/feature-films-and-cinemas (дата обращения 05.05.2020).
18. Top 50 countries ranked by number of feature films produced, 2005-2010.
[Электронный ресурс]: Screen Australia. URL:
https://web.archive.org/web/20121027152501/http://screenaustralia.gov.au/res earch/statistics/acompfilms.asp (дата обращения 05.05.2020).
19. Xiao. Confucianism. [Электронный ресурс]: Encyclopedia Britannica. - 2020. URL: https://www.britannica.com/topic/tianming (дата обращения: 29.04.2020).
20. Xin: Keeping your word, being faithful. [Электронный ресурс]: Shenzhen
Daily. - 2010. URl: http://www.szdaily.com/content/2013-
09/12/content 8518961.htm (дата обращения: 29.04.2020).
c. на корейском языке
21. Ильбон самураи ёнхва топ-10 (Топ-10 японских фильмов о самураях) [Электронный ресурс]: Иксутыриммуби (Extreme movie) - 2016. URL: https://extmovie.com/movietalk/10413673 (дата обращения 07.06.2020).
22. Ильбон якуджа ёнхва суджак 14 пён (14 шедевров японского кино о якудза) [Электронный ресурс]: Хонджанет (Hottea.net) - 2016. URL: https://extmovie.com/movietalk/10413673 (дата обращения 23.05.2020).
Список литературы
а. на русском языке
23. Быков Ф. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае// АН СССР. Ин-т народов Азии. - М. - 1966. - 242 с.
24. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев; 2-е изд. // М.: Восточная литература, - 2001. - 488 с.
25. Генс, И. Ю. Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-х гг. / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. // М. : Искусство. - 1988.
— 271 с.
26. Гусейнов А. А. Введение в этику // М.: Изд-во Московского ун-та. - 1985.
- 208 с.
27. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. / составление, вступительная статья и комментарии А. А. Галактионова. // СПБ.: Изд-во «Глаголъ». - 1995. — 552 с.
28. Долин. А.В. Такеси Китано. Детские годы // М.: Новое литературное обозрение. - 2006. - 216 с.
29. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. // Ред. Литвинова Л. В. Том 1 // АН СССР. Мысль. - М. - 1972. - 363 с.
30. Древнекитайская философия: эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. // М. - Наука. Гл. Ред. Вост. Лит. - 1990. - 210 с.
31. Катасонова Елена Леонидовна Якудза-эйга: история жанра [Электронный
ресурс]: Ежегодник Япония. - 2015. - №44. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/yakudza-eyga-istoriya-zhanra (дата
обращения: 06.06.2020).
32. Карамазов В. Д. Всеобщая история религий мира. // АСТ. - М. - 2011 г. - 1500 с.
33. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу // М.: Мысль. - 1972. - 312 с.
34. Кобзев А.И. «Великое учение» - конфуцианский катехизис / Историко-философский ежегодник. // М. -1986. - С. 227-251.
35. Кобзев А. И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае / Этика и ритуал в традиционном Китае. // М., - 1988. - 430 с.
36. Конфуций. Беседы и суждения. Антология русских переводов XIX-XX вв. / Сост., общ. ред. Р.В. Грищенкова. 2-е изд. // СПб.: Изд-во «Кристалл», 2001. - 1120 с.
37. Конфуций. Уроки мудрости. Луньюй. // М. - 1999. - 958 с.
38. Конфуцианский трактат «Чжун юн» // Переводы и исследования / сост. А. Е. Лукьянов; отв. ред. М. Л. Титаренко. // М.: Восточ. литература. - 2003. - 247 с.
39. Конфуциева летопись «Чуньцю» («Весны и осени») [Текст] / пер. и примеч. Н. И. Монастырева; исслед. Д. В. Деопика и А. М. Карапетьянца // М.: Восточ. литература, 1999. - 452 с.
40. Краткий словарь по этике / Общ. ред. О.Г.Дробницкого // М.: Политиздат. - 1965. - 543 с.
41. Левикова С.И. Этическая концепция Иммануила Канта как ключ к
пониманию поведения людей // Преподаватель XXI век. 2014. №2.
[Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskaya- kontseptsiva-immanuila-kanta-kak-klvuch-k-ponimanivu-povedeniya-lvudev (дата обращения: 22.04.2020).
42. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии // М.: Мысль. - 1993. - 959 с.
43. Лунь юй / Перев. В. П.Васильева // Беседы и суждения Конфуция. // СПб., 2001. - 368 с.
44. «Лунь юй» //Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х томах. Т.1. // Москва. 1972. - 175 с.
45. Лю, Сян. Чжаньго цэ (планы сражающихся царств). - Т. 1-3. - 4-е изд. / Лю Сян. // Шанхай. - 1995. - 1390 с.
46. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) // Директ-Медиа - Москва. - 2015. - 628 c.
47. Паксютов Георгий Давидович. О японской киноиндустрии языком цифр
// Японские исследования. 2017. №2. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-yaponskoy-kinoindustrii-yazykom-tsifr (дата обращения: 06.06.2020).
48. Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй» // М., 2000. - 588 с.
49. Разин А. В. Этика: Учебник / А.В. Разин. - 4-e изд., перераб. и доп. // М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.
50. Сато, Тадао. Два ведущих мужских персонажа японского кино.
[Электронный ресурс]: ВикиЧтение. URL:
https://culture.wikireading.ru/52959 (дата обращения: 05.06.2020)
51. Сато Тадао. Кино Японии. // Радуга, М. - 1988. - 224 с.
52. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию / Пер. с лат. С. Ошерова. // М.: Художественная литература, 1986. - 541 с.
53. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / пер. с англ. В. В. Сапова. // Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. — 1054 с.
54. Сыма Цянь. Исторические записки. T.l // М. - 1972. - 439 c.
55. Сыма Цянь. Исторические записки. Т.2 // М. - 1972. - 635 c.
56. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. // М.: Рольф. - 2001. — 640 с.
57. Урман, А. Жизнь якудза в фильмах Такеши Китано // [Электронный
ресурс]: сигма. - Vostok Magazine. - vol. 2, 2015. URL:
https:// syg.ma/ @vostok-magazine/zhizn-iakudza-v-filmakh-takieshi-kitano (дата обращения: 06.06.2020).
58. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // АСТ. - М. - 2003. - 603 с.
59. Шпенглер О. Закат Европы // «Наука». - М. - 1993. — 592 с.
60. Ши Цзин (Канон песен) // Сы шу у цзин (Четыре книги [и] Пять канонов) : в 2 т. - Т. 2. // Тяньцзинь. - 2007. - 850 с.
61. Юренев Р.Н. Японское киноискусство // Вопросы киноискусства: сборник статей и материалов / Отв. ред. С. Фрейлих. // М. : Издательство Академии наук СССР. - 1956. - C. 121-163.
b. на английском языке
62. Berkson Mark. Xunzi as a Theorist and Defender of Ritual // Dao Companion to the Philosophy of Xunzi, vol. 7. - 2016. - 232 p.
63. Bryan Van Norden. Confucius and the Analects // New York: Oxford University Press. - 2002. - P. 53-72.
64. Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. // New York: Bookman Associates. - 1957. - 376 c.
65. Cheng, Chung-ying. On yi as a universal principle of specific application in Confucian morality // Philosophy East and West. - vol. 22 (3) - 1972. - P. 269¬280.
66. Chenyang Li. The Confucian Philosophy of Harmony // Routledge. - NY. - 2014. - 216 p.
67. Chichung Huang. The Analects of Confucius (Lun Yu) // Oxford University Press. - 1997. - 224 p.
68. Confucian Ethics and Virtue Ethics // The Journal of Chinese Philosophy, vol. 8. - 2001. - P. 285-300.
69. Daniel K. Gardner. Confucianism: a very short introduction. // Oxford University Press. - 2014. - 122 p.
70. David Bordwell. Poetics of Cinema // Taylor & Francis group. - NY. - 2008. - 499 p.
71. Diener P. Religion and Morality: An Introduction. // Louisville, Westminster John Knox Press. - 1997. - 122 p.
72. Donagan, A. The Theory of Morality. // Chicago: The University of Chicago Press. - 1977. 294 p.
73. Flanagan, M. Frank. Confucius, the Analects and Western Education // Continuum International Publishing Group. - NY. - 2011. - 215 p.
74. Fujisawa C. Zen and Shinto. The Story of Japanese Philosophy. // N.: Global Booksearch. - USA. - 1959. - 92 p.
75. Fung, Yeou-Lan. Chinese Philosophy and a Future World Philosophy. // The Philosophical Review, 1948. - № 57. - P. 56-97.
76. Gert B. Morality. Its nature and justification. // Oxford University Press. - 1998. - 422 p.
77. Hsin-chung Yao. An introduction to Confucianism. // Cambridge University Press. - 2000. - 315 p.
78. Hsu Shihlien Leonard. The Political Philosophy of Confucianism: An Interpretation of the Social and Political Ideas of Confucius, His Forerunners and His Early Disciples // Routledge. - 2005. - 257 p.
79. Jae-un Kang. The land of scholars: two thousand years of Korean Confucianism. // Homa & Sekey Books, - 2006. - 515 p.
80. Karyn L. Lai. Confucian Moral Thinking // Philosophy East and West. Vol. 45, No. 2. // Comparative and Asian Philosophy in Australia and New Zealand.
- 1995. - 249-272 pp.
81. Kutcher, N. Mourning in Late Imperial China: Filial Piety and the State. // Cambridge University Press. - 2006. - 228 p.
82. Levenson J.R. Confucian China and its modern fate: a Trilogy // MPublishing.
- 1968. - 177 p.
83. Moon, S., Song, R. The roles of cultural elements in international retailing of cultural products: An application to the motion picture industry // Journal of Retailing. - №1. - 2005. - P. 154-170.
84. New Confucianism: A Critical Examination / ed. by John Makeham // New York: Palgrave Macmillan, 2003. - 261 p.
85. Nornes, Abe Mark. Noriaki Tsuchimoto and the Reverse View Documentary. The Documentaries of Noriaki Tsuchimoto. // Zakka Films. - 2011. - 190 p.
86.Oldberding Amy. Perspectives on Moral Failure in the Analects // Dao Companion to the Philosophy of Xunzi, vol. 4. - 2014. - 359 p.