ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ПОДХОДА К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 12
1.1. Анализ релевантных базовых моделей поведения потребителей 12
1.1.1. Модель процесса покупки Ф. Котлера и К. Келлера 12
1.1.2. Модель процесса принятия решения В. Хойера, Д. Макинниса и Р.
Питерса 16
1.2. Построение компонентов модели поведения потребителей на рынке молочной
продукции 21
Выводы 24
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 26
2.1. Оценка спроса на рынке молочной продукции России и Санкт-Петербурга 26
2.2. Ключевые тренды в поведении потребителей на рынке молочной продукции
России и Санкт-Петербурга 30
2.2.1. Ориентация на здоровый образ жизни 30
2.2.2. Ускорение темпов жизни 33
2.2.3. Переход на сберегательную модель потребления 34
2.3. Адаптация компонентов модели поведения потребителей к особенностям рынка молочной продукции Санкт-Петербурга и происходящим на нём изменениям 38
2.3.1. Социально-демографические характеристики 38
2.3.2. Поиск информации (этап I) 39
2.3.3. Оценка вариантов (этап II) 42
2.3.4. Принятие решения (этап III) 44
2.3.5. Поведение после покупки (этап IV) 46
Выводы 48
3.1. Описательное количественное исследование поведения потребителей на
рынке молочной продукции Санкт-Петербурга 53
3.1.1. Постановка гипотез исследования 53
3.1.2. Разработка дизайна исследования 55
3.1.3. Разработка анкеты 56
3.1.4. Построение выборки 59
3.1.5. Анализ данных 62
3.1.6. Ограничения исследования и дальнейшие перспективы 65
3.2. Практические рекомендации для компаний рынка молочной продукции
Санкт-Петербурга 67
Выводы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Приложение 1а. Анкета опроса: приветствие 80
Приложение 1б. Анкета опроса: вопросы 1-5 81
Приложение 1в. Анкета опроса: вопросы 6-7 82
Приложение 1г. Анкета опроса: вопросы 8-9 83
Приложение 1д. Анкета опроса: вопрос 10 84
Приложение 1е. Анкета опроса: вопросы 11-12 85
Приложение 1ж. Анкета опроса: вопросы 13-15 86
Приложение 1з. Анкета опроса: вопросы 16-17 87
Приложение 1и. Анкета опроса: вопросы 18-19 88
Приложение 1к. Анкета опроса: вопросы 20-24 89
Приложение 1л. Анкета опроса: вопросы 25-27 90
Приложение 2а. Таблица переменных 91
Приложение 2б. Таблица переменных (продолжение) 92
Приложение 2в. Таблица переменных (продолжение) 93
Приложение 2г. Таблица переменных (продолжение) 94
Приложение 2д. Таблица переменных (продолжение) 95
Приложение 2е. Таблица переменных (продолжение) 96
Приложение 2ж. Таблица переменных (продолжение) 97
Приложение 2з. Таблица переменных (продолжение) 98
Приложение 2и. Таблица переменных (продолжение) 99
Приложение 2к. Таблица переменных (продолжение) 100
Приложение 2л. Таблица переменных (окончание) 101
Приложение 3. Форма тестирования анкеты исследования 102
Приложение 4а. Описательная статистика по переменным исследования с
интервальными и пропорциональными шкалами 103
Приложение 4б. Описательная статистика по переменным исследования с
номинальными шкалами 104
Приложение 4в. Описательная статистика по переменным исследования с
номинальными шкалами (продолжение) 105
Приложение 4г. Описательная статистика по переменным исследования с
номинальными шкалами (продолжение) 106
Приложение 4д. Описательная статистика по переменным исследования с
номинальными шкалами (окончание) 107
Приложение 5а. Описательная статистика по переменным, характеризующим способы потребления 108
Приложение 5б. Описательная статистика по переменным, характеризующим способы потребления (продолжение) 109
Приложение 5в. Описательная статистика по переменным, характеризующим способы потребления (продолжение) 110
Приложение 5 г. Описательная статистика по переменным, характеризующим способы потребления (продолжение) 111
Приложение 5д. Описательная статистика по переменным, характеризующим способы потребления (продолжение) 112
Приложение 5е. Описательная статистика по переменным, характеризующим
способы потребления (окончание) 113
Приложение 6а. Описательная статистика по переменным, характеризующим
частоту покупок 114
Приложение 6б. Описательная статистика по переменным, характеризующим
частоту покупок (продолжение) 115
Приложение 6в. Описательная статистика по переменным, характеризующим
частоту покупок (продолжение) 116
Приложение 6г. Описательная статистика по переменным, характеризующим
частоту покупок (продолжение) 117
Приложение 6д. Описательная статистика по переменным, характеризующим
частоту покупок (продолжение) 118
Приложение 6е. Описательная статистика по переменным, характеризующим
частоту покупок (окончание) 119
Приложение 7а. Описательная статистика по порядковым переменным 120
Приложение 7б. Описательная статистика по порядковым переменным
(продолжение) 121
Приложение 7в. Описательная статистика по порядковым переменным
(продолжение) 122
Приложение 7г. Описательная статистика по порядковым переменным
(окончание) 123
Приложение 8а. Проверка необходимых допущений для проведения
регрессионного анализа 124
Приложение 8б. Проверка необходимых допущений для проведения
регрессионного анализа (продолжение) 125
Приложение 8в. Проверка необходимых допущений для проведения
регрессионного анализа (окончание) 126
Приложение 9. Результаты регрессионного анализа для проверки 1 гипотезы исследования 127
Приложение 10. Результаты проведения теста для проверки 2 гипотезы исследования 128Приложение 11. Частотные таблицы для переменных, задействованных в
проверке 2 гипотезы исследования 129
Приложение 12. Проверка предположения 1 на основании анализа описательной статистики 130
Приложение 13. Проверка предположения 2 на основании анализа описательной статистики 131
Приложение 14. Описательная статистика по принятию решения о покупке молочных продуктов и совершении покупки 132
Приложение 15. Статистическая проверка предположений 3 и 4 133
Поведение потребителей как область исследований занимает отдельное место среди маркетинговых активностей компании. Находясь в постоянном фокусе внимания у компаний, ориентированных на рынок, потребители в силу изменения своих вкусов, привычек и предпочтений в большей или меньшей степени вынуждают компании подстраиваться под их в некотором смысле «скоротечные» нравы, адаптируя под меняющиеся условия маркетинговые стратегии, программы, инструменты.
Изменение предпочтений и моделей поведения потребителей может происходить эволюционно - постепенно и «естественно» - таким образом, что компании на соответствующих рынках успевают отследить динамику происходящих смещений и предпринять меры, позволяющие в максимальной степени эти изменения учесть с наиболее выгодными для компании и потребителя последствиями.
Альтернативным вариантом таким постепенным смещениям могут быть резкие, иногда непредсказуемые сдвиги - своего рода революции в поведении потребителей, вызванные появлением новых технологий или изменениями в окружающей среде.
Ярким примером такого сдвига могут служить процессы, происходящие сегодня в российской экономике. Существенное изменение политической обстановки для страны после включения Крыма в состав России повлекло за собой ряд ожидаемых экономических последствий.
Уменьшение реальных доходов населения и снижение покупательной способности рубля повлекло за собой переориентацию потребителей на внутренний рынок, уменьшение потребления и экономию. Тем не менее, несмотря на сложившееся под воздействие этих факторов давление на потребителя, ряд привычек и трендов, начавших своё развитие ещё до кризиса, не исчез полностью, а преобразовался с поправкой на существующую экономическую ситуацию. Так, на рынке молока и молочной продукции потребители по-прежнему желают приобретать вкусные и полезные продукты, причём хотят иметь возможность делать это в как можно более высоком темпе - «на ходу». Однако подобные продукты, как правило, имеют цены выше среднерыночных и далеко не всегда могут быть предложены со скидкой, что совсем не на руку «новоявленному» потребителю и усугубляется ещё и снижением покупательной способности. Откажется ли потребитель в таком случае от здорового питания? Чем он готов пожертвовать? На что он готов пойти?
Описанные выше вопросы самим фактом своего существования подчёркивают необходимость пристального изучения поведения потребителей, особенно в условиях существенных «сдвигов». Компаниям, находящимся не в лучших условиях, чем потребители, просто необходимо добиваться максимальной эффективности использования своих ресурсов. Достижение целей с наименьшими затратами выходит на первый план и в условиях, когда массовый рынок не предоставляет значительных возможностей для дифференциации и действия компаний должны быть максимально чётко спланированы.
Санкт-Петербург в течение долгого времени является городом, в котором молочные продукты составляют значительную часть культуры потребления в целом. Во-первых, в городе всегда был достаточно высокий уровень потребления молока на душу населения - он намного превышал соответствующие значения для большинства городов России и был близок к рекомендуемому Минздравсоцразвития среднедушевому уровню потребления [Росстат, 2015]. Во-вторых, в силу особенностей географического положения, Санкт-Петербург в значительной мере обеспечивался молочной продукцией из-за рубежа. Позиции, которые некоторые иностранные бренды занимали на рынке Санкт-Петербурга, нетипичны для большинства городов России, и тем более значительны изменения, происходящие из-за запрета ввоза молочной продукции из ряда стран.
Описанные выше факторы делают рынок молочной продукции Санкт-Петербурга показательным с точки зрения более глубокого понимания изменений в поведении потребителей - происходящее замещение может восприниматься довольно остро именно потому, что создаётся контраст между прошлыми условиями и нынешними.
Говоря о рынке молочной продукции, необходимо обозначить его товарные границы. В данной работе рынки «молочной продукции» и «молока и молочной продукции» используются как синонимы. К данной категории относятся все продукты, изготовленные из коровьего молока, в том числе и питьевое коровье молоко. В категорию входят такие товарные группы, как: пастеризованное, ультрапастеризованное и стерилизованное молоко (в пакетах и бутылках), козье молоко, ароматизированные молочные напитки с вкусовыми добавками, молочные коктейли, порошковое молоко (молочный порошок), напитки с содержанием молочного порошка, молочные коктейли, твёрдые и мягкие сыры, плавленые и творожные сыры в упаковке, кефир, сметана и сливки в упаковке, ряженка (упакованная), простокваша (в упаковке), концентрированное молоко, сгущённые молочные продукты с сахаром, творог без добавок (в упаковке), зернёный творог (в упаковке), мягкие творожки (в упаковке), питьевой йогурт, густой йогурт, пудинги, сливочное масло в упаковке и маргарин и спреды в упаковке [Euromonitor, 2016].
Важной особенностью молочного рынка является тот факт, что потребитель и покупатель могут во многом отличаться, равно как и совмещать эти роли. В первую очередь это связано с семейным потреблением молочных продуктов, где процесс принятия решения о покупке и собственно её совершения варьируется в зависимости от распределения ролей.
С учётом вышесказанного, цель данной работы является определение изменений в поведении потребителей, вызванных коррекцией предложения на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга вследствие действия продовольственного эмбарго.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
1. Сформировать общую модель поведения потребителей, релевантную проводимому исследованию.
2. Выявить ключевые тренды в изменении поведения потребителей на рынках молочной продукции России и Санкт-Петербурга.
3. Адаптировать разработанную модель к рынку молочной продукции Санкт-Петербурга.
4. На основе данных эмпирического исследования верифицировать выводы относительно изменений в поведении потребителей на рынке молочной продукции Санкт- Петербурга;
5. Разработать практические рекомендации для компаний рынка молочной продукции Санкт-Петербурга с учётом выявленных изменений.
Предметом исследования является поведение потребителей на рынке молочной продукции.
Объектом исследования являются жители Санкт-Петербурга - потребители молочной продукции.
Структура работы соответствует логике поставленных задач.
Первая глава посвящена выводу общей модели поведения потребителей, релевантной рынку молочной продукции. В модели выделяются значимые с точки зрения анализа происходящих изменений этапы, которые в дальнейшем структурируются и выражаются через системы переменных, каждая из которых, в свою очередь, отражает значимый аспект поведения потребителей на рынке.
Вторая глава включает в себя анализ рынка молочной продукции Санкт-Петербурга в целях уточнения факторов, которые могут оказывать влияние на происходящие изменения в целом и на поведение потребителей в частности. Во втором параграфе главы выводятся основные тренды в поведении потребителей, отражающие специфику и сложность сдвигов. В завершение второй главы предложенная в первой главе модель уточняется на основе собранных сведений данных для структурирования понимания выделенных трендов и выявления существующих пробелов в интерпретации поведения потребителей на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга.
Третья глава посвящена верификации вторичных данных, построению гипотез и формулировке вопросов исследования по аспектам поведения потребителей, по которым информации недостаточно, и проведении соответствующего количественного исследования. По итогам обработки первичных данных вместе со вторичными предполагается написание рекомендаций для компаний, работающих на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга.
Основными источниками информации при написании работы послужили работы таких авторов, как Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй, П. Б. Любецкий, H. C. Ates, M. Ceylan, I. M. Chaney, S. E. Beatty, S. M. Smith, M. Gram, W. D. Hoyer, D. J. MacInnis, R. Pieters; Ph. Kotler, K. L. Keller, N. K. Malhotra, D. F. Birks, P. Wills, G. Laurent, J.-N. Kapferer, W.C. Rodgers, K.C. Schneider, а также аналитическая информация из «Ведомостей», «Интерфакса», «РБК», Euromonitor, MarketLine, Nielsen и данные собственного исследования.
В настоящей работе проведён комплексный анализ изменений в поведении потребителей на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга, обусловленных взаимодействием долгосрочных и краткосрочных трендов. Анализ особенностей поведения потребителей на теоретическом, модельном и практическом уровнях позволил выделить наиболее значимые изменения, оказывающие влияние на деятельность всех компаний, представленных на рынке.
На начальном этапе исследования была разработана общая модель поведения потребителей, объясняющая базовую логику процесса принятия решения потребителем на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга. Ценность данной модели в том, что она вводит в рассмотрение собственно принятие решения о покупке и ряд предшествующих и последующих факторов и процессов, которые позволяют не только описать, но и объяснить поведение потребителей в рамках каждого из рассматриваемых в модели этапов. Введённая в модель группа переменных, отвечающих за социально-демографические характеристики потребителей, позволяет при её использовании в значительной мере структурировать особенностей поведения потребителей различных групп.
Проведённый анализ спроса на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга и России показал, что конъюнктурные изменения, характерные для российского рынка, в целом свойственны и рынку Санкт-Петербурга. Объём рынка значительно замедлил темпы прироста как в номинальных, так и в реальных значениях. С одной стороны, это свидетельствует о кризисном состоянии экономики, а с другой - в текущих условиях - говорит о близости спроса на рынке к его потенциалу.
Проведённое на базе общей модели поведения потребителей поисковое исследование по вторичным источникам информации позволило выявить три ключевых тренда в поведении потребителей на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга:
1. ориентация на здоровый образ жизни;
2. ускорение темпов жизни;
3. стремление к экономии.
Первые два из представленных трендов являются долгосрочными и относительно более устойчивыми, чем третий - кризисный. Тем не менее, воздействие именно последнего тренда на поведение потребителей произвело к появлению наибольшего количества изменений.
В рамках каждого из приведённых выше трендов были выделены соответствующие паттерны поведения. Так, ориентация на здоровый образ жизни представлена потреблением
молочных продуктов с низкой жирностью, увеличением потребления свежего (пастеризованного) молока, поиском молочных продуктов, сочетающих в себе одновременно приятный вкус и полезность, а также отказом от потребления обогащённого молока.
Ускорение темпов жизни включает в себя два основных паттерна поведения: увеличение потребления питьевого йогурта (как отдельно, так и в сочетании с другими продуктами) и поиск «быстрых» молочных продуктов - готовых к употреблению или которые можно использовать для быстрого приготовления пищи в сочетании с другими ингредиентами.
Как уже было отмечено выше, на сегодняшний день наиболее влиятельным трендом, генерирующим наибольшее количество различных паттернов поведения, является кризисный тренд перехода на сберегательную модель поведения. Его характеризуют такие паттерны потребительского поведения, как: переход на более дешёвые бренды молочных продуктов, увеличение покупок товаров по скидкам, увеличение объёмов покупок за раз, рост потребления товаров под СТМ розничных сетей, увеличение потребления традиционных молочных продуктов, предпочтение российских продуктов и брендов зарубежным, предпочтение локальных (региональных) молочных продуктов привозимым из других регионов, покупка молочных продуктов в «современных» сетевых форматах торговых точек.
Присутствие в поведении потребителей в некотором смысле противоположных паттернов поведения одновременно, с одной стороны, создаёт значительное количество ситуаций, в которых принимаемые потребителями решения неочевидны, а с другой, - открывает ряд возможностей для создания новых предложений.
Анализ поведенческих трендов позволил внести необходимые корректировки в общую модель поведения потребителей и разработать адаптированную модель поведения потребителей на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга. Разработанная модель ввела в рассмотрение необходимые для дальнейшего анализа переменные, которые были использованы на следующем этапе исследования - описательном, основной задачей которого была верификация ряда особенностей поведения потребителей.
Выборка, которая легла в основу данного количественного исследования, в значительной мере обеспечивает репрезентативность исследуемой совокупности и позволяет обобщить полученные по ней результаты до масштабов Санкт-Петербурга. Тем не менее, в процессе сбора и обработки данных возникли небольшие отклонения, которые накладывают определённые ограничения на полученные результаты: незначительное уменьшение размеров выборки и частичное несоблюдение квот.
Перед проведением описательного исследования были выдвинуты две гипотезы, по результатам проверки которых первая - о наличии положительной связи между уровнем воспринимаемого риска (вероятности риска и значимости риска) и вовлечённости (личной вовлечённости) - была принята, а вторая - о значимости для большинства потребителей таких характеристик молочной продукции, как объём/масса упаковки, бренд, страна происхождения и наличие растительного масла в составе продукта - была отклонена.
На основании полученных на обоих этапах исследования - поисковом и описатель-ном - данным были разработаны практические рекомендации компаниям различных типов, представленных на рынке. Так, розничным сетям целесообразно сосредоточиться на выпуске традиционных молочных продуктов под СТМ, причём расположение завода партнёра-изготовителя и привлекательность СТМ как бренда практически не окажут негативного эффекта на восприятие такого предложения.
Локальные молокоперерабатывающие заводы находятся в наиболее выигрышном положении, так как их предложение фактически сочетает два важнейших потребительских тренда: ориентацию на здоровый образ жизни и стремление к экономии. Концентрация на традиционных молочных продуктах для данного типа компания наиболее рациональна.
Зарубежные компании, пострадавшие из-за введения санкций и эмбарго, вынуждены искать более точечные решения в силу существующих законодательных ограничений и перераспределения рыночных долей. Таким решением, в частности, может служить выпуск «чистых» товаров в группах йогуртов и глазированных сырков без искусственных красителей, консервантов и растительных жиров, что позволит дифференцировать предложение и занять относительно свободное пространство на рынке.
Небольшим фермерским хозяйствам, предлагающим высокомаржинальные товары, целесообразно обратиться к приёмам удержания клиентов с высокой покупательной способностью, таких как акции игрового и неценового стимулирования продаж, что позволит повысить число повторных покупок.
Таким образом, все поставленные в начале исследования задачи были выполнены, а цель - достигнута.
Дальнейшие перспективы исследований в данной области можно условно разделить на две группы: «интенсивные» и «экстенсивные».
К «интенсивным» исследованиям можно отнести изыскания, проводимые по менее изученным аспектам поведения потребителей в рамках разработанной модели. Собранные данные позволяют оценить отдельные характеристики в различных проекциях, в чём содержится значительный потенциал расширения данного исследования. Имеющиеся данные характеризуют поведение потребителей на всех выделенных в рамках модели этапах, однако в рамках настоящего исследования использовалась только их часть, так как значительное число особенностей поведения потребителей было в достаточной мере описано при помощи вторичных данных.
Под «экстенсивными» исследованиями понимаются работы, в которых также изучаются изменения поведения потребителей на рынке молочной продукции Санкт-Петербурга, однако в рамках других моделей и других укрупнённых этапов, как предшествующих рассматриваемому в работе, так и последующих.
В каком бы из приведённых направлений ни проводились дальнейшие исследования, их необходимость и ценность неоднократно доказывались и иллюстрировались в данной работе.
1. Аакер Д. Маркетинговые исследования / Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй. - 7-е изд. - СПб [и др.] : Питер, 2004. - 848 с.
2. Галицкий Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика / Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2014. - 570 с.
3. Гипермаркеты: толпа расходится [Электронный ресурс] // Nielsen. — Режим до-ступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2015/hypermarkets-vs-discounters-
katya-pestereva.html (дата обращения: 21.04.2016).
4. ГОСТ Р 53952-2010 [Электронный ресурс] // Библиотека ГОСТов. - Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/50/50509.shtml(дата обращения: 21.04.2016)
5. Губанов Р. Условия и решения для внедрения новация при упаковке молока, творога, кефира и сметаны / Р.С. Губанов // Логистика сегодня - 2014. - № 05 (65) - С. 318¬325.
6. Инфографика: настроение российских потребителей в I квартале 2016 года [Электронный ресурс] // Nielsen. - Режим доступа:
http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2016/infographics-consumer-confidence-q1- 2016-russia.html(дата обращения: 21.04.2016)
7. Инфографика: настроение российских потребителей в IV квартале 2015 года [Электронный ресурс] // Nielsen. — Режим доступа:
http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2016/infographics-consumer-confidence-q4-2015-russia.html (дата обращения: 21.04.2016).
8. Итоги всероссийской переписи населения 2010 [Электронный ресурс] // Росстат. -
Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/re-
sources/565a33804d2ec8c4aa0daf822b39c5 c5/%D 1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-
%D0%BF%D0%B5%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%B 1%D 1%83%D 1 %80%D0%B3.rar (дата обращения: 21.04.2016)
9. Кислые будни чернозёмных молочников [Электронный ресурс] // ABIREG.RU. - Ре-жим доступа: http://www.abireg.ru/n_50222.html(дата обращения: 21.04.2016)
10. Кризис 2015: промежуточные итоги для рынка FMCG [Электронный ресурс] // Nielsen. — Режим доступа:http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2015/ilona-lepp-blog-q4-2015.html (дата обращения: 21.04.2016).
11. Любецкий П. Исследование поведения потребителей молочной продукции в Республике Беларусь / П. Б. Любецкий // Маркетинг и маркетинговые исследования - 2016. - № 02 (122) - С. 144-156.
12. Молочный рынок на перепутье: удастся ли выйти на рост? [Электронный ресурс] // DairyNews. — Режим доступа:http://www.dairynews.ru/news/molochnyy-rynok-na-perepute-udastsya-li-vyyti-na-r.html (дата обращения: 21.04.2016).
13. Мы то, что мы едим [Электронный ресурс] // Nielsen. — Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/reports/2014/we-are-what-we-eat-russia-2015.html(дата обращения: 21.04.2016).
14. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/(дата обращения: 21.04.2016)
15. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации - 2015 [Электронный ресурс] // Росстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/sx/sx-potr15.rar (дата обращения: 21.04.2016)
16. Правильное питание: возможность превратить намерение в покупку [Электронный
ресурс] // Nielsen. — Режим доступа:
http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2015/healthy-eating-new-opportunity-for-growth.html (дата обращения: 21.04.2016).
17. Правительство собирается ввести акцизы на «вредные» продукты [Электронный ресурс] // Ведомости. - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/05/626927-aktsizi-vrednie- produkti(дата обращения: 21.04.2016)
18. Производство сыров имеет больше всего преимуществ в молочной отрасли, - экс-перты [Электронный ресурс] // DairyNews. - Режим доступа: http://www.dairynews.ru/photoreports/proizvodstvo-syrov-imeet-bolshe-vsego- preimushches.html(дата обращения: 21.04.2016)
19. Россельхознадзор: сфальсифицировано 11% молочной продукции, по отдельным видам - до 50% [Электронный ресурс] // Ведомости. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/news/2016/02/29/631793-rosselhoznadzor- sfalsifitsirovano(дата обращения: 21.04.2016)
20. Российские потребители «нащупали» стабильность в кризисе [Электронный ресурс]
// Nielsen. — Режим доступа:
http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2016/consumer-confidence-index-q4-2015-russia.html (дата обращения: 21.04.2016).
21. Российский покупатель в режиме экономии [Электронный ресурс] // Nielsen. — Ре-жим доступа:http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/reports/2014/rossijskij-pokupatel-v-rezhime-ekonomii.html (дата обращения: 21.04.2016).
22. Россияне переходят на модель выживания [Электронный ресурс] // Ведомости. —
Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/10/628309-
rossiyane-vizhivaniya (дата обращения: 21.04.2016).
23. Стремительный рост цен заставил ограничиться в покупках [Электронный ресурс] // Nielsen. — Режим доступа:http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2015/Russian-shopper-in-crisis-march-2015.html (дата обращения: 21.04.2016).
24. Сырные снеки в России. Каковы перспективы? [Электронный ресурс] // Business Ex¬cellence. - Режим доступа:http://be-mag.ru/ds-news/index.php?ELEMENT_ID=48411(дата обращения: 21.04.2016)
25. Фальсификат захватил треть всех магазинных полок [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/spb_sz/29/12/2015/568254139a79477bfcd4e6ff(дата обращения: 21.04.2016)
26. Частные марки: будет ли жизнь после кризиса? [Электронный ресурс] // Nielsen. — Режим доступа:http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2016/private-label-Russia-2016.html (дата обращения: 21.04.2016).
27. Численность населения Санкт-Петербурга на 1 января 2016 года [Электронный ре-сурс] // Росстат. - Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/con-
nect/rosstat_ts/petrostat/resources/d1a49f804e3a2b55818ffdfd7f06bf82/nas_g.pdf (дата обращения: 21.04.2016)
28. Что значит жить по-русски [Электронный ресурс] // Nielsen. — Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2015/life-attitudes-russia-2015.html (дата обращения: 21.04.2016).
29. Что нужно знать о новом российском покупателе [Электронный ресурс] // Nielsen.
— Режим доступа:http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2014/what-we-should-know-about-new-russian-shopper.html (дата обращения: 21.04.2016).
30. 78% россиян уверены в возможности обеспечить РФ местными продуктами [Элек-тронный ресурс] // Интерфакс. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/463926(дата обращения: 21.04.2016)
31. Ates H. Effects of socio-economic factors on the consumption of milk, yoghurt, and cheese: insights from Turkey / H. C. Ates, M. Ceylan // British food journal. - 2010. - Vol. 112, N 3. - P. 234-250.
32. Beatty S. B. External search effort: an investigation across several product categories / S. B. Beatty, S. M. Smith // Journal of consumer research. - 1987. - Vol. 14, N 1. - P. 83-95.
33. Brand shares (umbrella - historical owner) | historic | retail value RSP | % breakdown [Электронный ресурс] // Euromonitor International. — Режим доступа: http://www.por- tal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
34. Chaney I. M. External search effort for wine / I. M. Chaney // Journal of wine marketing. - 2000. - Vol. 12, N 2. - P. 5-21.
35. Channel comparison for 2000-2014 in local currency, % of total [Электронный ресурс] // MarketLine. — Режим доступа: http://advantage.marketline.com/(дата обращения: 21.04.2016).
36. Cheese in Russia [Электронный ресурс] // Euromonitor International. — Режим до-ступа: http://www.portal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
37. Company shares (umbrella - historical owner) | historic | retail value RSP | % breakdown [Электронный ресурс] // Euromonitor International. — Режим доступа: http://www.por- tal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
38. Consumer lifestyles in Russia [Электронный ресурс] // Euromonitor International. — Ре¬жим доступа: http://www.portal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
39. Danone утверждает, что выпускает продукция без пальмового масла [Электронный
ресурс] // Ведомости. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/busi-
ness/news/2016/01/20/624787-danone (дата обращения: 21.04.2016)
40. Distribution | historic | retail value RSP | % breakdown [Электронный ресурс] // Eu-romonitor International. — Режим доступа: http://www.portal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
41. Drinking milk products in Russia [Электронный ресурс] // Euromonitor International. — Режим доступа: http://www.portal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
42. Gram M. Buying food for the family: negotiations in parent/child supermarket shopping: an observational study from Denmark and the United States / M. Gram // Journal of con-temporary ethnography. - 2015. - Vol. 44, N 2. - P. 169-195.
43. Gulliver P. Assessing women’s perceived benefits, barriers, and stage of change for meet¬ing milk product consumption recommendations / P. Gulliver, C. C. Horwath // Journal of the American dietetic association. - 2001. - Vol. 101, N 11. - P. 1354-1357.
44. Hoyer, Wayne D. Consumer behavior / Wayne D. Hoyer, Deborah J. MacInnis, Rik Pieters.
- 6th ed. - United States of America: South-Western, Cengage Learning, 2013. - 540 p.
45. Huang C.-H. Consumer willingness to pay for organic fresh milk in Taiwan / C.-H. Huang, C.-H. Lee // China agricultural economic review. - 2014. - Vol. 6, N 2. - P. 198-211.
46. Jung M. A qualitative investigation of adults’ perceived benefits, barriers and strategies for consuming milk and milk products / M. E. Jung, C. Mistry, J. E. Bourne, M.-J. Perrier, K. A. M. Ginis, A. E. Latimer-Cheung // Health education journal. - 2015. - Vol. 74, N 3. - P. 364-378.
47. Mitsostergios K.T. Attitudes and perceptions of fresh pasteurized milk consumers: a qual¬itative and quantitative survey /K.T. Mitsostergios, C.H. Skiadas // British Food Journal.
- 1994. - Vol. 96, N 7. - P. 4-10.
48. Kotler, Philip Marketing management / Philip Kotler, Kevin Lane Keller. - 14th ed. - New Jersey: Prentice Hall, 2012. - 812 p.
49. Laurent G. Measuring consumer involvement profiles / G. Laurent, J.-N. Kapferer // Jour¬nal of marketing research. - 1985. - Vol. 22, N 1. - P. 41-53.
50. Liem D. Short communication: influence of labeling on Australian and Chinese consum-ers’ liking of milk with short (pasteurized) and long (UHT) shelf life / D. G. Liem, D. P. Bolhuis, X. Hu, R. S. J. Keast // Journal of dairy science. - 2016. - Vol. 99, N 3. - P. 1747¬1754.
51. Malhotra, Naresh A. Marketing research: an applied approach/ Naresh A. Malhotra, David F. Birks, Peter Wills. - 4th ed. - Prentice Hall, 2012. - 1037 p.
52. Market sizes | historic | retail value RSP | RUB mn | current prices [Электронный ресурс] // Euromonitor International. — Режим доступа: http://www.portal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
53. Market value by age for 2003-2012 in local currency [Электронный ресурс] // Market-Line. — Режим доступа: http://advantage.marketline.com/ (дата обращения:
21.04.2016).
54. Market value by age for 2003-2012 in local currency, % of total [Электронный ресурс] // MarketLine. — Режим доступа: http://advantage.marketline.com/(дата обращения: 21.04.2016).
55. Market value by brand for 2002-2014 in local currency, % of total [Электронный ресурс] // MarketLine. — Режим доступа: http://advantage.marketline.com/(дата обращения: 21.04.2016).
56. Market value by category for 2000-2019 in millions of local currency [Электронный ресурс] // MarketLine. — Режим доступа: http://advantage.marketline.com/(дата обращения: 21.04.2016).
57. Market value by company for 2002-2014 in local currency, % of total [Электронный ресурс] // MarketLine. — Режим доступа: http://advantage.marketline.com/(дата обращения: 21.04.2016).
58. Market value by country for 2000-2019 in millions of local currency [Электронный ресурс] // MarketLine. — Режим доступа: http://advantage.marketline.com/(дата обращения: 21.04.2016).
59. Nielsen: более 60% россиян склоняются к покупке после прочтения отзывов потребителей, опубликованных онлайн, и ознакомления с контентом на сайтах брендов, более половины доверяют этим источникам информации [Электронный ресурс] // Nielsen. - Режим доступа: http://www.nielsen.eom/ru/ru/press-room/2015/Nielsen- TrustinAdv-PressRelease.html(дата обращения: 21.04.2016)
60. Other dairy in Russia [Электронный ресурс] // Euromonitor International. — Режим доступа: http://www.portal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).
61. Park N. Effects of ego involvement and social norms on individuals’ uploading intention on Wikipedia: a comparative study between the United States and South Korea / N. Park, H. S. Oh, N. Kang // Journal of the association for information science and technology. - 2015. - Vol. 66, N 7. - P. 1494-1506.
62. Rodgers W. An empirical evaluation of the Kapferer-Laurent consumer involvement pro-file scale / W. C. Rodgers, K. C. Schneider // Psychology and marketing. - 1993. - Vol. 10, N 4. - P. 333-345.
63. Survey Sample Size Calculator [Электронный ресурс] // FluidSurveys. - Режим до-ступа: http://fluidsurveys.com/survey-sample-size-calculator/ (дата обращения:
21.04.2016)
64. Yoghurt and sour milk products in Russia [Электронный ресурс] // Euromonitor Interna¬tional. — Режим доступа: http://www.portal.euromonitor.com/(дата обращения: 21.04.2016).