Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ СТИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ИЗ ТЕКСТИЛЯ

Работа №72126

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛ 11
1.1. Исторические особенности художественной обработки ткани 11
1.2. Методика обучения техникам художественного текстиля 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛЮ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ 28
2.1. Психолого-педагогические особенности учащихся 6-8 классов на
внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству 28
2.2. Организация занятий по художественному текстилю с целью обучения приемам стилизации в процессе творческой работы подростков над
декоративной композицией 35
ГЛАВА III. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ - ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ИЗ ТКАНИ 48
3.1. Творческие поиски и методика выполнения текстильной декоративной
композиции «Рождество» 48
3.2. Основные технологические и художественные особенности работы над
текстильной декоративно композицией 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 5


Всестороннее развитие личности и сегодня остается одной из важнейших задач на занятиях изобразительного искусства и художественного творчества. В процессе знакомства с различными видами творческой деятельности ребенок получает первые художественные впечатления. Искусство призвано пробудить в маленьком человеке высшие чувства, помочь ему правильно воспринимать прекрасное, научиться «общению» с произведениями мастеров. Главной задачей художника является привлечь внимание зрителей, по-новому посмотреть на окружающий мир, увидеть в обычных предметах необычную суть.
На уроках изобразительного искусства, в кружковой работе, особенно на первоначальном этапе обучения при построении композиции, среди определяющих факторов можно выделить художественное обобщение. Особая обобщенность формы, специфическая выразительность деталей присущи изображению, выполненному при помощи стилизации в процессе декоративного рисования, а также при выполнении эскиза изделий декоративно-прикладного искусства. При этом натурным рисованием можно смело называть реалистическое изображение предметов, объектов и явлений окружающего мира. А декоративным рисованием принято называть изображение, в котором присутствует творческая переработка, специально продуманные изменения образов предметов при помощи стилизации или художественного обобщения, иногда применяя народные традиции, творческие находки мастеров искусства.
В процессе разработки различных декоративных композиций и применения метода творческой стилизации предполагается преобразование реалистического объекта в художественный символ. Таким образом, в процессе занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством дети учатся творчески преобразовывать реально существующие предметы, объекты природы и окружающего мира. Основной задачей будущего художника в данном процессе становится создание нового художественного образа, который может обладать повышенной выразительностью и декоративностью. Истинно новым становятся такие творческие образы, которых нельзя встретить в окружающей действительности.
Одним из необходимых средств, при создании художественного образа в процессе разработки декоративного изображения считается стилизация. Стилизацией можно назвать способ творческого отражения предметов и объектов действительности в процессе их художественной переработки и специального видоизменения при минимально или максимально возможном необходимом творческом обобщении. Обобщение, как особый принцип отражения общих признаков явлений и объектов окружающего мира способствует более четкой ориентации в мире вещей и людей, нахождению сходства в различных материальных объектах, помогает более точному и глубокому восприятию самого себя и других людей. Таким образом, можно отметить, что стилизация - это такой способ преобразования действительности, при котором у учеников формируются фундаментальные знания о способах изображения, развивается художественно-обобщенный способ мышления и восприятия действительности, складываются особые представления об образном отражении окружающего мира, воспитывается понимание особенностей авторского или национального стиля.
Стиль как неизменная и устойчивая составляющая объектов национальной культуры, диктует принципы стилизации в конкретных видах декоративно-прикладного искусства. Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн в своем исследовании «История стилей в искусстве» определяют стиль как «художественное выражение восприятия мира, свойственного людям определенной эпохи и страны. В нем получает зримое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры» [37,с.165].
школах и школах искусств («Декоративная композиция», «Декоративное рисование») появляется возможность обучения детей художественной интерпретации объектов реального мира. Отдельные элементы, этих учебных предметов с успехом применяются и в практике общеобразовательных школ.
У учителей изобразительного искусства часто возникает вопрос: действительно ли существует необходимость обучения детей стилизации изображения, если они ещё недостаточно овладели элементарной изобразительной грамотой. Ответ на этот вопрос скорее не будет однозначным. Но можно предположить, что, считая «стилизацию» и «декоративность» особой качественной особенностью творческого произведения, определяемую его композиционно-пластическим и колористическим строем, можно попытаться доказать, что изучая приёмы стилизации в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, обучающемуся будет не так сложно разбираться в законах изобразительной грамоты, а также проще развивать свой творческий художественный вкус, свои творческие способности.
Как показала практика, занятия детей художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством существенным образом воздействует на их сознание, формирует мировоззрение, стимулирует творческое развитие личности.
В современной художественной педагогике отдельных моментов обучения стилизации в изобразительном искусстве касались Э.М. Белютин, В. С. Кузин, Б.Ф. Ломов, Б. М. Неменский, И. Г. Орловский, Н. Н. Ростовцев, Е. Е. Рожкова, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова, Е. В. Шорохов. При этом, применительно к школьной практике, чаще всего это относилось к методическим особенностям проведения уроков декоративного рисования, сводилось к обучению принципам стилизации растений, фигуры человека и животных, для создания композиций по мотивам народных промыслов нашей страны: Гжели, Городца, Жостова, Мстеры, Хохломы, и др., при знакомстве с образами и традициями создания русских народных игрушек: дымковской, филимоновской; матрёшек: Загорской, Семёновской, Полхов- Майдановской и др.
Методики декоративного рисования вышеуказанных авторов несомненно содержат множество замечательных практических советов, показывают особую ценность знакомства учащихся с процессом создания изделий народных промыслов. В работе кружков декоративно-прикладного искусства применяется на современном этапе огромное количество методических находок, используются авторские программы. Они касаются обучения различным видам и техникам декоративно-прикладного искусства. Однако, для обучения детей процессу обучения приемам стилизации для создания целостной декоративной композиции в области художественного текстиля недостаточно разработана методическая система обучения, и, значит, не решена одна из проблем современной художественной школы, которая заключается в том, что педагоги очень редко используют в практике обучения детей декоративно-прикладному искусству всестороннее изучение приемов стилизации при создании творческих композиций.
Актуальность данного исследования состоит в решении данной проблемы.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы выделить и систематизировать принципы стилизации в декоративно- прикладном искусстве, а также показать эффективность использования элементов создания декоративной композиции в области обучения детей художественному текстилю.
Объект исследования - процесс формирования у обучающихся умений выполнять декоративные стилизованные композиции на примере произведений художественного текстиля.
Предмет исследования - приёмы и методы обучения стилизации в декоративно-прикладном искусстве.
Гипотеза исследования - обучение детей приемам стилизации на занятиях декоративно-прикладным искусством будет эффективным если:
- педагог сможет разъяснить учащимся суть понятия «стилизация в декоративно-прикладном искусстве»;
- процесс обучения стилизации в работе над произведениями художественного текстиля будет основан на наблюдении объектов окружающего мира, изучении аналогов произведений мастеров декоративно- прикладного искусства и народных промыслов, получении знаний о возможных принципах и способах построения декоративной композиции; формировании умения преобразовывать реальные образы в типическо- обобщенные художественные образы;
- будет соблюдаться последовательность освоения обучающимися сведений о стилизации в декоративно-прикладном искусстве в процессе выполнения специально разработанной системы заданий и практических упражнений и работы над творческой композицией.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники, методическую литературу по теме исследования;
2. Изучить исторические особенности развития декоративной композиции в искусстве и конкретно в художественном текстиле;
3. Выявить методические особенности работы над стилизованными
изображениями в процессе создания изделия декоративно-прикладного искусства и определить значимость освоения приемов стилизации для учебного процесса;
4. Разработать специальную систему по обучению приемам стилизации при создании декоративной композиции художественного текстиля
5. Изучить возможности практического применения знаний о принципах стилизации в создании произведения в области художественного текстиля.
Методологической основой исследования стали основные научные положения психологии, художественной педагогики, методики преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства, теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, разработанные Л.С.Выготским, Н.П. Бесчастным, Е.И.Игнатьевым, В.С.Кузиным, В.И. Костиным, Г.М.Логвиненко, Б.М.Неменским Н.М.Сокольниковой, H. Н. Ростовцевым, Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостовым.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
- методы теоретического анализа;
- педагогическое наблюдение;
- изучение и анализ современного педагогического опыта;
- беседа с учащимися;
- анализ современных методических разработок, пособий, учебных программ для внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству;
- наблюдение и анализ творческой деятельности учащихся (рисунки, эскизы, творческие изделия), анализ самостоятельной работы обучающихся;
- экспериментальный метод - метод психолого-педагогического эксперимента с целью выявления количественных и качественных результатов.
Научная новизна исследования:
Была сделана попытка научно обосновать принципы обучения приемам стилизации обучающихся на кружке декоративно-прикладного искусства, были определены психолого-педагогические основы формирования навыков создания стилизованной композиции в области художественного текстиля.
Теоретическая значимость исследования:
I. Проанализирован исторический процесс декоративной композиции в художественном текстиле;
2. Выявлены принципы стилизации в декоративно-прикладном искусстве.
Практическая значимость исследования:
Разработана система заданий и упражнений по освоению методов и приёмов создания стилизованных композиций в декоративно-прикладном искусстве, которая может быть использована в художественных школах, школах искусств, в кружковой работе в общеобразовательной школе. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке учебных пособий по обучению декоративно-прикладному искусству, художественному текстилю.
Достоверность исследования: опора на результаты исследований по педагогике, психологии, методике преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства (в соответствии с темой данного исследования), a также теоретические и экспериментальные результаты данного исследования, которые позволяют создавать методологический подход к решению поставленной проблемы с применением разнообразных методов исследования, целей, задач и логике работы по опытно-экспериментальной проверке основных положений исследования.
Апробация выпускной квалификационной работы и внедрение результатов исследования были осуществлены в процессе педагогической деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству со школьниками среднего звена.
База исследования: МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода
Этапы исследования:
Этап 1. На первом этапе была определена тема исследования, была сформулирована проблема исследования, его аппарат.
Этап 2. В 2016 -17 учебном году была разработана модель проведения эксперимента на базе МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода
На данном этапе определялось содержание методов и приемов по изучению приёмов стилизации в декоративно-прикладном искусстве, оформилась основная мысль творческой части выпускной квалификационной работы.
Этап 3. На третьем этапе, в 2017-18 году был проведён педагогический эксперимент по обучению детей 6-8 классов особенностям стилизации в декоративной композиции. По окончанию эксперимента были подведены итоги, была оформлена текстовая часть дипломной работы, выполнена творческая часть диплома.
Структура выпускной квалификационной работы:
ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.
Полный состав ВКР:
1. Теоретическая часть (в теоретической части содержится материал по истории развития художественного текстиля, видов художественного текстиля, применяемых в практике кружков декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе).
2. Методическая часть (в методической части приводится описание экспериментальной работы с учащимися 6-8 классов МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода с приложениями (элементы программы «Волшебные лоскутки», методические материалы, фото творческих работ учащихся).
3. Творческая часть (в творческой части ВКР представлен поисковый материал, разработка эскизов и творческое изделие - декоративная текстильная композиция «Рождество»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическая разработка проблемы выявления возможных приемов освоения стилизации изображения в процессе работы над текстильной декоративной композицией и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в сделать следующие выводы:
1. Лоскутная мозаика или лоскутное шитье - это особое направление декоративно-прикладного искусства, имеющее конкретные творческие и технологические особенности, в котором соединяются сложившиеся народные традиции разработки подобных композиций и современные творческие направления; это такой вид художественно-творческой деятельности, который позволяет подростку создавать интересные, оригинальные композиции с учетом достаточно доступного материала для творчества, и достижения конкретного результата - художественного продукта, обладающего практической значимостью.
2. Методика обучения подростков декоративно-прикладному искусству в кружковой работе предполагает разнообразные традиционные и инновационные формы и методы работы (экскурсии, мастер-классы, выставки, тематическое занятие с приглашением гостей, временное творческое объединение, «погружение в эпоху или творческую систему мастера», и др.).
3. В соответствии с поставленной целью, связанной с освоениями подростками приемов стилизации изображения для разработки декоративной текстильной композиции, была изучена и проанализирована научно-методическая литература по данной проблеме. На основе изученного и практически освоенного материала по художественной обработке ткани на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству, в процессе проведения уроков по изобразительному искусству на педагогической практике был составлен проект программы кружка «Волшебные лоскутки».
Целью кружка является формирование у учащихся умений и навыков работы в области художественной обработки ткани, изготовления изделия из текстильных лоскутков.
4. Обучение технике лоскутного шитья предполагает освоение подростками конкретных этапов творческого процесса: знакомство с историей данного вида ДПИ, изучение основ цветоведения, композиции, технологии обработки тканей, которые требуются для создания творческого произведения в области художественного текстиля. Процесс обучения в кружке имеет три взаимосвязанных, последовательных этапа: освоение техники текстильных орнаментальных композиций, знакомство с техникой выполнения сюжетных композиций, в основе которых лежит принцип стилизации изображения. условно-декоративном плане, освоение техники лоскутного шитья, применительно к объемным формам.
5. Работа по освоению приемов стилизации при создании декоративных композиций включает изучение теоретического материала по теме задания, выполнение натурных набросков, зарисовок, преобразование реалистических изображений в условно-стилизованные в соответствии с будущей композицией. Алгоритм работы над творческим произведением в технике лоскутной аппликации предполагает работу над эскизом композиции путем применения импровизации и стилизации, подбор ткани, выполнение композиции в материале и ее оформление.
6. Результаты исследовательской работы показали наличие положительного эффекта в процессе использования на практике экспериментальной программы кружка, показывает наличие перспективы ее дальнейшего применения в педагогической практике и учебной работе студентов.



1. Баженова, И.Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1989. - 178с.
2. Байкова, А.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. - 3-е изд, испр. И доп. - М.: Педагогика, 2003. - 289с.
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Дизайн», - М.: ВЛАДОС, 2010. - 335 с.
4. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учебное пособие для студентов. - М.: Академия, 2006- 217с.
5. Власова, А.А., Карельская, И.Б., Ерменко, Л.В. Рукоделие в школе. - СПб.: Лениздат, 2006. - 161с.
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред.. Шпикаловой Т.Я,. Поровской Г.А. — М.: ВЛАДОС, 2000 — 272 с.
7. Волков, И. Ф. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
8. Волчек, Н.М. Лоскутное шитье: Швейная мастерская. - Минск: Современная литература, 2006 - 79с.
9. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте- 2-е изд. - М.: Просвещение. 1967. - 254с.
10. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 324с.
11. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. - изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 312с.
12. Добринская, Е.И., Соколов, Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л.:Знание, 1983. - 189с.
13. Еременко, Т.И. Рукоделие. - М.: Легкопромбыт, 2004. - 382с.
14. Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. - М.: МПСИ: Флинта, 2006. - 256с.
15. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы. - М.: Народная газета, 2004. - 236с.
16. Котряков, Н.В. Современные требования к проблемам трудового воспитания // Школа и производство. - 1997. - №2. - С.9-11
17. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - 3-е изд. - М.1998
18. Кузин В.С. Методика преподавания изобр. искусства в 1—3 классах: Пособие для учителей. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 1983. — 191 с., ил. — (Б-ка учителя нач. классов)
19. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.: ил
20. Мельников, Д.П., Хамин, М.Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. - М.: Просвещение, 1997. - 139с.
21. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 2006 - 123с.
22. Нагель, О.И. Ситуация успеха: детские работы на профессиональных выставках // Школа и производство. - 2008 - №2. - С.36.
23. Народные художественные промыслы. под ред. О.С. Поповой. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192с., ил.
24. Никоненко, Н.М. Декоративно-прикладное творчество. - Ростов-на- дону: Феникс, 2004. - 2304с.
25. Неменская Л.А. Каждый народ - художник. - Учебник для начальной школы.- М.: 2002
26. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического
воспитания: кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
27. Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях
дополнительного художественного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Пискулина Светлана
Сергеевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2009. - 159 с.: ил.
28. Огерчук, Л.Ю. Волшебная швейная игла. - М.: Школа-Пресс, 2006. - 98с.
29. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Издв-во Проспект, 2004. - 532с.
30. Пидкасистый, П.И. Педагогика. - М., 2002. - 345с.
31. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительвое искусство и художественный труд 1—8 классы/под рел. Неменского Б.М.: пособие для учителей. — С. 53.
32. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2001.
33. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях и иллюстрациях // Классный руководитель. - 2004. - №2. - С.23-29.
34. Степанова, О.Э. Книга домашнего руководителя. - Ростов-на-дону: Феникс, 2005. - 251с.
35. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. - М.: Академия,1999. - 368с., ил.
36. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Монография. - М.1997.
37. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве М.: Гардарики, 2006. - 295 с.
38. Соболев, Н.Н.Очерки по истории украшения тканей [Текст] / Н. Н. Соболев. - Москва ; Ленинград : Academia, 1934. - 433 с., 5 л. ил. : ил.;
25 см. - (Искусствоведение/ Под общ. ред. А. В. Луначарского и Абрама Эфроса).Школа и производство // Научно-методический журнал. - 2008. - №4. - С.23-32
39. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. -М.: Просвещение.1979.
Интернет-источники:
1. http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство"
приложение к "1 сентября" 2. http://festival.1september.ru/articles/510585/,http://festival.1september.ru/subjects/28/- Фестиваль педагогических идей
"Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО.
3. http://fcior.edu.ru/- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
4. http://www.art-olonya.ru/olony68.htmlНародные промыслы.
5. http: //www. metodkabinet.eu/T emKollekzii/NarodnyePromysly.htmlНародные промыслы.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ