Стратегия и механизмы формирования конкурентоспособной системы управления промышленным предприятием
|
ВВЕДЕНИЕ 4
* 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1 Сущность и основные понятия, применяемые при выработке стратегии деятельности предприятия 10
1.2 Общая характеристика производства на промышленном предприятии и
системный подход к его управлению 30
13 Конкуренция как фактор, определяющий эффективность функционирования промышленных предприятий 48
2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Анализ промышленности и промышленной политики РФ 69
2.2 Методика разработки стратегии управления промышленным предприятием
в условиях конкуренции 101
I 2.3 Формирование конкурентоспособного механизма управления промышленным
# предприятием в современных условиях 116
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Концептуальная операциональная диагностическая модель стратегии развития предприятия 132
3.2 Измерение уровня реализации стратегии и тактики предприятия 143
3.3 Стратегия управления предприятием на основе создания конкурентных преимуществ (на примере ЗАО «Погрузчик») 151
* ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 166
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Динамика производства промышленной продукции
'У
J
по отраслям 179
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Продукция выпускаемая ЗАО «Погрузчик» 184
^ ПРИЛОЖЕНИЕ В — Затраты по НИОКР по ЗАО «Погрузчик» 185
ПРИЛОЖЕНИЕ Г — Прогноз производства промышленной продукции
на 2005-2008 г.г 187
* 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1 Сущность и основные понятия, применяемые при выработке стратегии деятельности предприятия 10
1.2 Общая характеристика производства на промышленном предприятии и
системный подход к его управлению 30
13 Конкуренция как фактор, определяющий эффективность функционирования промышленных предприятий 48
2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Анализ промышленности и промышленной политики РФ 69
2.2 Методика разработки стратегии управления промышленным предприятием
в условиях конкуренции 101
I 2.3 Формирование конкурентоспособного механизма управления промышленным
# предприятием в современных условиях 116
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Концептуальная операциональная диагностическая модель стратегии развития предприятия 132
3.2 Измерение уровня реализации стратегии и тактики предприятия 143
3.3 Стратегия управления предприятием на основе создания конкурентных преимуществ (на примере ЗАО «Погрузчик») 151
* ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 166
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Динамика производства промышленной продукции
'У
J
по отраслям 179
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Продукция выпускаемая ЗАО «Погрузчик» 184
^ ПРИЛОЖЕНИЕ В — Затраты по НИОКР по ЗАО «Погрузчик» 185
ПРИЛОЖЕНИЕ Г — Прогноз производства промышленной продукции
на 2005-2008 г.г 187
Актуальность темы исследования. Ускорение изменений во внешней среде, появление новых запросов, возрастающая конкуренция, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческого фактора, а также ряд других причин повысили актуальность выработки стратегии деятельности предприятия.
Промышленные предприятия, являясь сложными системами, с переходом российской экономики к свободному рынку столкнулись с рядом проблем, обусловленных появлением на рынке новых групп производителей, ведущих агрессивную маркетинговую политику, оказывая на предприятие внешнее воз-действие и заставляя его работать по правилам, которые диктует свободный рынок. Свободные рыночные отношения влекут за собой усиление конкурентной борьбы и заставляют предприятия придерживаться такой политики, которая направлена на создание конкурентных преимуществ выпускаемой продукции, а также заставляют по-новому взглянуть на управление предприятием. Управление предприятием (организацией) представляет собой целенаправленное воздействие на управляемые процессы для реализации поставленных ею целей.
Производственная деятельность, являясь главной функцией предприятия, построена на основе рационального сочетания в пространстве и времени средств и предметов труда и протекает в подразделениях для выполнения конкретных целей. Управление производством - это непрерывный процесс, обеспечивающий реализацию целей предприятия по выпуску продукции на основе создания необходимых условий для его эффективного протекания.
Основными проблемами, с которыми столкнулись предприятия при переходе к рынку - это разрыв экономических связей, кризис неплатежей, недостаток оборотных средств для ведения бизнеса, снижение платежеспособного спроса и др. На рынке появилось большое количество производителей, как из ближнего, так и дальнего зарубежья, ведущих политику, направленную на ослабление позиций отечественных производителей. Они, устанавливая более низкие цены на свою продукцию, подрывают экономическую базу отечественного производства. Оправившись от кризиса, отечественные производители столкнулись со множеством конкурентов, которые заняли их рыночные позиции, и оказались не готовы к ведению конкурентной борьбы. Ведение честной конкурентной борьбы предполагает наличие у предприятия определенных конкурентных преимуществ по сравнению с остальными, а также определенного механизма управления своей деятельностью на основе выработки стратегических ориентиров. Однако методическая и методологическая база, сложившейся на предприятиях, не позволяет им эффективно планировать свою деятельность как в целом, так и производства, в частности, что требует выработки положений, касающихся стратегической направленности производственного процесса с учетом влияния действия конкурентов и динамично меняющейся внешней среды. Этим и объясняется актуальность темы исследования.
Состояние изученности проблемы. Вопросам стратегического управления развитием предприятия посвящены исследования ряда зарубежных ученых: Аллена М., Акоффа Р., Ансоффа И., Боумэна К., Карлофа Б., Кинга У., Климанда Д., Коно Т., Кунца X., Татеси К., Томпсона А., Тейлора Б. и других. Изучению данной проблемы посвящены труды Виханского О.С, Глазьева С.Ю., Евенко И.Б., Мильнера Б.З., Степанова М.В., Стерлинг И.В., Уткина Э.А., Фат- хутдинова Р.А. и ряда других ученых нашей страны. Однако следует заметить, что большинство перечисленных ученых исследуют методологию и методику стратегического управления в целом. Исследованию же проблем стратегического управления промышленным предприятием в конкурентной среде, от¬носящихся к разработке и обоснованию стратегий развития производства на длительную перспективу в сложных экономических условиях, которым посвящена данная диссертационная работа, явно недостаточно уделяется внимания. Имеющиеся многочисленные исследования, посвященные управлению развитием предприятий, определению их оптимального размера и механизма управления производственным процессом, относятся к условиям централизованного управления экономикой или к периоду становления рыночных отношений. Теоретические положения, посвященные этим проблемам в директивной экономике, требуют сегодня дальнейшего развития с учетом функционирования предприятий в современных условиях. Имеющиеся же разработки зарубежных ученых, по-священные данным проблемам, не учитывают особенностей и условий развития российской экономики.
Поэтому, несмотря на достаточное внимание ученых к проблеме стратегического управления, многие задачи, особенно управление производственной деятельностью в условиях российской экономики, не достаточно исследованы и ждут своего решения.
Таким образом, отсутствие разработок и опыта, невозможность полного использования западных подходов к проблеме управления в условиях конкурентной среды в специфических российских условиях делают исследование в данном направлении актуальным и обуславливают выбор темы исследования.
Промышленные предприятия, являясь сложными системами, с переходом российской экономики к свободному рынку столкнулись с рядом проблем, обусловленных появлением на рынке новых групп производителей, ведущих агрессивную маркетинговую политику, оказывая на предприятие внешнее воз-действие и заставляя его работать по правилам, которые диктует свободный рынок. Свободные рыночные отношения влекут за собой усиление конкурентной борьбы и заставляют предприятия придерживаться такой политики, которая направлена на создание конкурентных преимуществ выпускаемой продукции, а также заставляют по-новому взглянуть на управление предприятием. Управление предприятием (организацией) представляет собой целенаправленное воздействие на управляемые процессы для реализации поставленных ею целей.
Производственная деятельность, являясь главной функцией предприятия, построена на основе рационального сочетания в пространстве и времени средств и предметов труда и протекает в подразделениях для выполнения конкретных целей. Управление производством - это непрерывный процесс, обеспечивающий реализацию целей предприятия по выпуску продукции на основе создания необходимых условий для его эффективного протекания.
Основными проблемами, с которыми столкнулись предприятия при переходе к рынку - это разрыв экономических связей, кризис неплатежей, недостаток оборотных средств для ведения бизнеса, снижение платежеспособного спроса и др. На рынке появилось большое количество производителей, как из ближнего, так и дальнего зарубежья, ведущих политику, направленную на ослабление позиций отечественных производителей. Они, устанавливая более низкие цены на свою продукцию, подрывают экономическую базу отечественного производства. Оправившись от кризиса, отечественные производители столкнулись со множеством конкурентов, которые заняли их рыночные позиции, и оказались не готовы к ведению конкурентной борьбы. Ведение честной конкурентной борьбы предполагает наличие у предприятия определенных конкурентных преимуществ по сравнению с остальными, а также определенного механизма управления своей деятельностью на основе выработки стратегических ориентиров. Однако методическая и методологическая база, сложившейся на предприятиях, не позволяет им эффективно планировать свою деятельность как в целом, так и производства, в частности, что требует выработки положений, касающихся стратегической направленности производственного процесса с учетом влияния действия конкурентов и динамично меняющейся внешней среды. Этим и объясняется актуальность темы исследования.
Состояние изученности проблемы. Вопросам стратегического управления развитием предприятия посвящены исследования ряда зарубежных ученых: Аллена М., Акоффа Р., Ансоффа И., Боумэна К., Карлофа Б., Кинга У., Климанда Д., Коно Т., Кунца X., Татеси К., Томпсона А., Тейлора Б. и других. Изучению данной проблемы посвящены труды Виханского О.С, Глазьева С.Ю., Евенко И.Б., Мильнера Б.З., Степанова М.В., Стерлинг И.В., Уткина Э.А., Фат- хутдинова Р.А. и ряда других ученых нашей страны. Однако следует заметить, что большинство перечисленных ученых исследуют методологию и методику стратегического управления в целом. Исследованию же проблем стратегического управления промышленным предприятием в конкурентной среде, от¬носящихся к разработке и обоснованию стратегий развития производства на длительную перспективу в сложных экономических условиях, которым посвящена данная диссертационная работа, явно недостаточно уделяется внимания. Имеющиеся многочисленные исследования, посвященные управлению развитием предприятий, определению их оптимального размера и механизма управления производственным процессом, относятся к условиям централизованного управления экономикой или к периоду становления рыночных отношений. Теоретические положения, посвященные этим проблемам в директивной экономике, требуют сегодня дальнейшего развития с учетом функционирования предприятий в современных условиях. Имеющиеся же разработки зарубежных ученых, по-священные данным проблемам, не учитывают особенностей и условий развития российской экономики.
Поэтому, несмотря на достаточное внимание ученых к проблеме стратегического управления, многие задачи, особенно управление производственной деятельностью в условиях российской экономики, не достаточно исследованы и ждут своего решения.
Таким образом, отсутствие разработок и опыта, невозможность полного использования западных подходов к проблеме управления в условиях конкурентной среды в специфических российских условиях делают исследование в данном направлении актуальным и обуславливают выбор темы исследования.
Выполненное исследование позволило разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса формирования стратегии управления промышленным предприятием на основе использования современных инструментов стратегического менеджмента.
1. Исследование теоретических положений, а также анализ практического опыта формирования стратегий предприятия, позволили обосновать необходимость совершенствования процесса выработки стратегии с учетом влияния конкуренции на деятельность предприятия. В этой связи предприятиям необходимо учитывать установки, оказывающие влияние на их стратегический потенциал и конкурентоспособность на рынке.
2. При проведении диссертационного исследования было установлено, что в системе рыночных отношений предприятие выступает как система, открытая для экономического сотрудничества. Факторы внутренней и внешней среды оказывают существенное влияние на все элементы управления, что ведет к серьезному изменению содержания производственно-хозяйственной и управленческой деятельности. В соответствии с этим в диссертации разработана модель управления предприятием с учетом внутренних и внешних воздействий, которая учитывает целевую направленность предприятия, стратегию развития производства и меры по совершенствованию системы управления с участием работников в процессе управления.
3. Рыночные условия хозяйствования, которыми характеризуется современная экономика России, определяют высокую актуальность научной обоснованности управленческих решений, глубокого изучения и всестороннего анализа экономических явлений и процессов, происходящих на разных уровнях хозяйственного механизма государства, в том числе на уровне отдельных предприятий. При этом анализ как метод проникновения в суть явления превращается в активный рычаг обоснований перспектив экономического развития всей экономики и ее звеньев, из метода оценки - в метод активного регулирования и координации хозяйственных процессов.
Сегодняшнюю ситуацию в промышленности можно характеризовать как структурный кризис, главным признаком, которого является увеличение морального и физического износа основных фондов. Степень износа производственного оборудования в промышленности достигла почти 70 %, а его средний возраст более 16 лет (нормальный срок службы оборудования составляет по мировым стандартам 8-10 лет, сейчас этому параметру удовлетворяет менее 30 % отечественного промышленного оборудования). Это привело к утяжелению структуры на-родного хозяйства, как старыми производствами, так и выпуском продукции низ-кого качества, не способной конкурировать с импортными аналогами. В условиях открытой экономики сохранение конкурентных позиций отечественной промышленности на внутреннем рынке невозможно без её технической реконструкции.
Рассматривая процессы формирования основных направлений развития отечественной промышленности автором выделены 4 основных уровня формирования и реализации стратегии промышленного развития
3. Для стратегического управления промышленным предприятием в условиях конкуренции в целях повышения эффективности процесса выработки стратегии развития автором предложена методика разработки стратегии управления промышленным предприятием на основе использования контуров обратной связи, которая обеспечивает единство процесса целеполагания при отклонениях от ресурсного потенциала предприятия и при поступлении ограниченного массива информации.
1. Исследование теоретических положений, а также анализ практического опыта формирования стратегий предприятия, позволили обосновать необходимость совершенствования процесса выработки стратегии с учетом влияния конкуренции на деятельность предприятия. В этой связи предприятиям необходимо учитывать установки, оказывающие влияние на их стратегический потенциал и конкурентоспособность на рынке.
2. При проведении диссертационного исследования было установлено, что в системе рыночных отношений предприятие выступает как система, открытая для экономического сотрудничества. Факторы внутренней и внешней среды оказывают существенное влияние на все элементы управления, что ведет к серьезному изменению содержания производственно-хозяйственной и управленческой деятельности. В соответствии с этим в диссертации разработана модель управления предприятием с учетом внутренних и внешних воздействий, которая учитывает целевую направленность предприятия, стратегию развития производства и меры по совершенствованию системы управления с участием работников в процессе управления.
3. Рыночные условия хозяйствования, которыми характеризуется современная экономика России, определяют высокую актуальность научной обоснованности управленческих решений, глубокого изучения и всестороннего анализа экономических явлений и процессов, происходящих на разных уровнях хозяйственного механизма государства, в том числе на уровне отдельных предприятий. При этом анализ как метод проникновения в суть явления превращается в активный рычаг обоснований перспектив экономического развития всей экономики и ее звеньев, из метода оценки - в метод активного регулирования и координации хозяйственных процессов.
Сегодняшнюю ситуацию в промышленности можно характеризовать как структурный кризис, главным признаком, которого является увеличение морального и физического износа основных фондов. Степень износа производственного оборудования в промышленности достигла почти 70 %, а его средний возраст более 16 лет (нормальный срок службы оборудования составляет по мировым стандартам 8-10 лет, сейчас этому параметру удовлетворяет менее 30 % отечественного промышленного оборудования). Это привело к утяжелению структуры на-родного хозяйства, как старыми производствами, так и выпуском продукции низ-кого качества, не способной конкурировать с импортными аналогами. В условиях открытой экономики сохранение конкурентных позиций отечественной промышленности на внутреннем рынке невозможно без её технической реконструкции.
Рассматривая процессы формирования основных направлений развития отечественной промышленности автором выделены 4 основных уровня формирования и реализации стратегии промышленного развития
3. Для стратегического управления промышленным предприятием в условиях конкуренции в целях повышения эффективности процесса выработки стратегии развития автором предложена методика разработки стратегии управления промышленным предприятием на основе использования контуров обратной связи, которая обеспечивает единство процесса целеполагания при отклонениях от ресурсного потенциала предприятия и при поступлении ограниченного массива информации.
Подобные работы
- СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование современной системы управления на предприятии
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Управление устойчивым развитием промышленного предприятия на основе прогнозирования его стоимости
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Управление устойчивым развитием промышленного предприятия на основе прогнозирования его стоимости
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий совершенствования системы управления затратами предприятия (на примере ООО «ИЛИ ОКБА»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами на предприятии
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Формирование инновационной стратегии развития промышленного предприятия
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2017 - МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



