Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Склонность к агрессивному поведению у сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания

Работа №72082

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения склонности к агрессивному поведению у сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания 7
1.1. Понятие агрессивного поведения в психологической науке 7
1.2. Проблема изучения синдрома эмоционального выгорания в психологии 14
1.3. Эмоциональное выгорание как фактор риска развития у сотрудников полиции склонности к агрессивному поведению 23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование склонности к агрессивному поведению у сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 35
2.3. Проведение и оценка эффективности психокоррекционной программы снижения у сотрудников полиции эмоционального выгорания и склонности к агрессивному поведению 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Профессиональная деятельность человека - это одна из ведущих форм проявления человеческой активности. Она приводит к профессиональному развитию человека и обусловливает формирование профессионального типа личности (Е.А. Климов, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.С. Пряжникова).
Профессиональная деятельность, сотрудников полиции независимо от того, что ему приходится выполнять на своем рабочем месте, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь, как отдельных людей, социальных групп так и общества в целом (С.П. Безносов, Р.М. Грановская, А.Н. Корнеева).
На современном этапе трансформирования социальной структуры нашего общества, те преобразовательные процессы, которые в нем происходят, отличаются неоднозначными результатами: с одной стороны, улучшаются условия жизни людей, с другой - усугубляются те эффекты, которые усложняют их же жизнь, коммуникации и деятельность. Девальвируются идеологические и нравственные ориентиры, растет конкуренция на рынке труда, социально-психологические стрессы становятся характерным явлением в жизни и на работе. В условиях постоянного эмоционального напряжения существенно возрастают требования, которые общество предъявляет к профессиональным и личностным качествам сотрудников полиции, чья деятельность непосредственно реализуется в системе отношений «человек- человек» (Г.И. Уразаева).
Сотрудник полиции живет и действует в той же социальной среде, что и тот специальный контингент, с которым ему приходится взаимодействовать в процессе своей профессиональной деятельности. Люди, нарушающие закон и все возможные нормы права, в постоянном ежедневном общении оказывают на сотрудника правоохранительных органов постоянное фрустрирующее влияние. Это влияние может проявляться в том, что сотрудник начинает говорить и вести себя так, как те люди, с которыми он вынужден общаться в процессе следствия или выполнения любых других профессиональных обязанностей. Он начинает также мыслить, и вскоре приемлемым для него становятся те способы воздействия, которые, по своей сути, являются абсолютно неправомерными.
Как отмечают Т.И. Рогатинская, К.В. Сельченок, Г.И. Уразаева, сотруднику полиции в какой-то степени необходимо иногда действовать достаточно агрессивно, при этом в жизни не проявлять агрессивность как психологическую характеристику. Однако сам род деятельности способствует повышению уровня агрессивности, что можно рассматривать как одну из форм профессиональной деформации личности.
Профессиональная деятельность сотрудника полиции функционально предъявляет к его личности непрерывно растущие требования, в том числе и к ее моральной устойчивости и благонадежности. Кроме того, его профессиональная деятельность часто выполняется в экстремальных условиях и характеризуется эмоционально напряженным характером содержания. И далеко не каждый сотрудник правоохранительных органов может адаптироваться к не перестающим расти требованиям и эффективно выполнять свои трудовые обязанности и социальные роли в сложных ситуациях общения, и поэтому возрастает возможность возникновения и развития неблагоприятных психофизических, в том числе и эмоциональных состояний. Одним из наиболее опасных состояний, устойчивых и, возможно, прогрессирующих во времени, способствующих формированию агрессивного поведения, но зачастую незаметных для самого человека является эмоциональное (профессиональное) выгорание (А.В. Сухинин, Б. Перлман, Е.А. Хартман).
Синдром (или феномен) эмоционального выгорания проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми,
сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Теоретический анализ научной литературы показал недостаточную разработанность вопроса связи эмоционального выгорания и формирования склонности к агрессивному поведению у сотрудников полиции.
Проблема: каковы особенности склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания в связи с возможностью ее профилактики и психологической коррекции?
Объект исследования: склонность к агрессивному поведению
сотрудников полиции.
Предмет исследования: склонность к агрессивному поведению
сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания.
Цель исследования - выявить особенности склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания в связи с необходимостью ее профилактики и психологической коррекции.
Гипотеза: Сотрудники полиции с разной степенью эмоционального выгорания отличаются по уровню склонности к агрессии и насилию, склонности к прямой вербальной агрессии и уровню несдержанности. Чем выше у них степень эмоционального истощения и деперсонализации и чем ниже уровень профессиональной эффективности, тем выше склонность к прямой вербальной агрессии и несдержанности. Система профилактических и психокоррекционных мероприятий по преодолению эмоционального выгорания у сотрудников полиции способствует снижению склонности к агрессивному поведению.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изучения склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания.
3. Разработать систему профилактической и психокоррекционной работы по преодолению эмоционального выгорания и, как следствие, агрессивного поведения сотрудников полиции.
4. Выявить эффективность предложенных профилактических и психокоррекционных мероприятий снижения у сотрудников полиции эмоционального выгорания и склонности к агрессивному поведению.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы психологии личности (Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), вопросы психических состояний (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.Е. Орел, Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов,), работы Е.А. Климова,
Е.С. Романовой, Т.В. Кудрявцева, В.А. Бодрова, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, посвященные изучению профессионального развития человека, а так же исследования детерминант агрессивного поведения Ч. Ломброзо,
К Хорни, А. Адлера, М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой,
Н.И. Озерецкого и др.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (сравнительные).
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические
методики).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
4. Методы интерпретации.
5. Методы описательной статистики (U - критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции
r - Спирмена и множественного регрессионного анализа (МРА)) на основе пакета статистических программ «SPSS - 19.0».
Методики исследования:
1. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
2. Методика склонности к отклоняющему поведению (А.Н. Орел).
3. Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
4. Методика выявления склонности к суицидальным реакциям (СР - 45) (П.И.Юнацкевич).
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья сотрудников полиции, снижение их эмоционального выгорания и склонности к агрессивному поведению.
Исследование проводилось на базе УМВД по Белгородской области. В исследовании приняли участие 98 сотрудников полиции.
Структура работы: дипломная работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (включающих 69 наименований, из них 2 иностранных), приложений, 3 рисунков, 11 таблиц. Объем работы составляет 63 страниц машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе нашего исследования изучалась проблема склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью
эмоционального выгорания. В результате проведенного исследования нам удалось реализовать все поставленные задачи. А именно: провести теоретический анализ изучения склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания; организовать и провести эмпирическое исследование склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания; разработать систему профилактической работы по преодолению эмоционального выгорания и, как следствие, агрессивного поведения сотрудников полиции; выявить эффективность предложенных профилактических мероприятий снижения у сотрудников полиции эмоционального выгорания и склонности к агрессивному поведению.
Теоретический анализ литературы показал недостаточную разработанность вопроса склонности к агрессивному поведению сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания.
Ведущие современные ученые расходятся во мнениях в вопросах роли эмоционального выгорания в формировании склонности к агрессивному поведению. Так, многие ученые определяют в качестве причин агрессивного поведения влияние процесса социализации, непосредственное социальное окружение личности, нарушение личностных границ, а также роль наследственности и специфическое семейное воспитание. Поэтому, с их точки зрения, ситуативная агрессия свойственна всем людям в определенных условиях и в какой-то степени может быть оправдана. Но наряду с ней выделяют деструктивную умышленную агрессию, которая в большинстве случаев предполагает нарушение моральных и правовых норм. Как правило, такие формы агрессивного поведения связаны с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем, неспособностью к саморегуляции и коррекции собственного поведения.
При этом, и отечественные, и западные ученые едины во мнении о том, что у сотрудников «сгоревших» на работе снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. Эмоциональное выгорание начинается часто незаметно для коллег и даже самого профессионала, а впоследствии предстает в виде упущенных возможностей и очень дорого обходится и самому сотруднику, и государству, в целом.
Эмоциональное выгорание приводит к повышению склонности к агрессивному поведению и часто является следствием использования сотрудником неконструктивных защитных механизмов в профессиональной деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий
интересами раскрытия и расследования преступления); вымещения (вербального оскорбления задержанных); замещения (достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности, формы, удостоверения); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне профессиональной деятельности, сужение круга партнеров по общению).
Эмоциональное выгорание и уход в агрессивное поведение негативно влияют на деловое общение сотрудника полиции и эффективность его служебной деятельности, нарушает целостность личности, снижает показатели её адаптивности и устойчивость, способствует уходу в агрессию, проявляющуюся в агрессивном поведении или в аутоагрессии. То есть, эмоциональное выгорание выступает как значимый фактор риска развития у сотрудников полиции склонности к агрессивному поведению.
В результате эмпирического исследования у сотрудников полиции с разной степенью эмоционального выгорания были выявлены различия в уровне склонности к агрессии и насилию, склонности к прямой вербальной агрессии и уровню несдержанности.
В ходе корреляционного анализа мы подтвердили связь между показателями «эмоциональное выгорание» и «склонность к агрессии и насилию», «прямая вербальная агрессия» и «уровень несдержанности».
Нами была разработана и внедрена в практику психокоррекционная программа «Психологическая коррекция агрессивности у сотрудников полиции с разным уровнем эмоционального выгорания».
Таким образом, по результатам проведенного исследования все задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение. А именно: сотрудники полиции с разной степенью эмоционального выгорания отличаются по уровню склонности к агрессии и насилию, склонности к прямой вербальной агрессии и уровню несдержанности. Чем выше у них степень эмоционального истощения и деперсонализации и чем ниже уровень профессиональной эффективности, тем выше склонность к прямой вербальной агрессии и несдержанности. Система профилактических и психокоррекционных мероприятий по преодолению эмоционального выгорания у сотрудников полиции способствует снижению склонности к агрессивному поведению.


1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине: учебное пособие./А.Г. Абрумова, Ю.А. Юдчиц. - М.: ЛПА «Кафедра-М», 2008.-272 с.
2. Абрумова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика./А.Г. Абрумова // Психологический журнал. 2005. №6. - 261с.
3. Алфимова, В.И. Психогенетика агрессивности./В.И. Алфимова, М.В. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.112-121.
4. Алфимова, М.Б. Психогенетика агрессивности: учебное пособие / М.Б. Алфимова. - СПб.: Питер, 2003. - 418 с.
5. Аминов, Н.А. Психодиагностика специальных способностей социального работника./Н.А. Аминов, Н.А.Морозова // Социальная работа. 2002.- №2.-112с.
6. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: МГУ, 1997.-264с.
7. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова - Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С.32-38.
8. Бандура, А. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс ,2000.
9. Баробанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»./М.В. Баробанова// Вестник МГУ.- сер.14, Психология.- 2000. №1.- 291с.
10. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других./В.В. Бойко - М., 1996.- 469с.
11. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других /
В.В. Бойко.- - М.: Наука, Переизд. м доп., 2003. - 470 с.
12. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии./Б.С. Братусь// Вопросы психологии, 1997, №5. - С.34-47.
13. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике./Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
14. Буданов, А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД./А.В. Буданов - М., 1992.
15. Васильева, Н.Ю. Психологический портрет социального работника./Н.Ю. Васильева// Социальная работа.- 2002.- №5.-294с.
16. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.
17. Грановская, Р.М. Практическая психология/Р.М.Грановская - СПб., 1997. - 429 с.
18. Гурьева, М.В. Профессиональное выгорание сотрудников ОВД/М.В. Гурьева//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД, 2011. - №3. - С. 175-180.
19. Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы./Н.С. Данакин// Российский журнал социальной работы.-
2005. - №1.-54с.
20. Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. - М.: Академия,
2007. - 240 с.
21. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения./Е.В. Змановская - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
22. Иванова, Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-метод. пособие./Е.М. Иванова - М.: МГУ, 1992. - 94 с.
23. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб., Питер, 2007. - 464 с.
24. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. /Е.П. Ильин - СПб.:Питер,2003.- 111 с.
25. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения./Е.П. Ильин - С.- Пб.: Питер, 2014. - 368 с.
26. Камнева, Е.В. Копинг-поведение и профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел/Е.В. Каменева// Современные научные
исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru
27. Климов, Е.А. Психология профессионала./
Е.А. Климов - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
28. Козлов, В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда./В.Н. Козлов - Саратов,2004.214с.
29. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин / /Вопросы психологии. - 2014. - № 13. -
С. 128-135.
30. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2012. - №13. - С. 5-12.
31. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2005. - 431 с.
32. Кулаков, С.А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств./С.А. Кулаков — СПб.: Речь, 2007. 294 с.
33. Лапин, И.П. Зачем «копинг», когда есть совладание?/И.П. Лапин// Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - № 2. - С. 57 -59.
34. Левитов, Н.Д. Психическое состояние агрессии./Н.Д. Левитов// Вопросы психологии, - 1972, - № 6. - С 27-34.
35. Лейтер, М. Преодоление выгорания: шесть стратегий улучшения Ваших отношений с работой. /М. Лейтер, К. Маслач/Jossey-Bass, Imprint, 2015.
- 193 с.
36. Лоренц, К. Агрессия./К. Лоренц -М., 2004.
37. Маслач, К. Профилактика выгорания: новые перспективы/К. Маслач, Дж.Голдберг //Прикладная и профилактическая психология. - 2015.
- Изд. 8. - С. 83-94.
38. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях./А.Г. Маклаков// Психологический журнал. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
39. Маркова, А.К. Психология профессионализма./А.К. Маркова - М.: Знание, 1996. - 308 с.
40. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии личности./ С.К. Нартова-Бочавер//Психол. журн. 2007. - Т. 18. - №
5. - С. 20-30.
41. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы./В.Е. Орел//Психологический журнал, 2001, №1. с.90-101.
42. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии /Э.Пайнс, К. Маслач.- СПб.: Питер, 2000. - 265 с.
43. Пехтерев, В.В. Социальная активность молодых военнослужащих в условиях конфликтного поведения / В.В. Пехтерев // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы. Материалы VII Международной научно-практической конференции, 1-2 июля 2010 г. Отв. ред. В.А. Зобков. - Владимир: ГОУ ВПО ВлГУ, ВИПКРО, Собор, 2011. - 273с.
44. Пехтерев, В.В. Личностные детерминанты межличностных конфликтов в воинских подразделениях / В.В. Пехтерев // Молодёжь - будущее России: материалы II заочной Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 2012. - 197с.
45. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям./Р.Плутчик - Хилсдейл, 1984. - С. 57-63.
46. Психодиагностика [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //psylist.net/praktikum/
47. Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. - М,2007.-49с.
48. Психологические проблемы самореализации личности/ Крылова
А.А., Коростылева А.А.-СПб.: Изд. С-П ун-та, 2007.-264с.
49. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.-СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 2008.-19с.
50. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.-М.: Политиздат, 2009.-158с.
51. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: методика и тесты /Под ред. Д.Я. Райгородского - Самара: Бахрах - М. - 2005. - 672с.
52. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А.
Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 216-251.
53. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности./А.А. Реан // Психологический журнал.- 1996. - №5. - С.3-18.
54. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С.45-55.
55. Решетова, Т.В. Синдром выгорания в социальных профессиях./Т.В. Решетова//Психологический журнал. - Т.23. - 2016. - №3. - С. 85-95.
56. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях /Т.И. Рогатинская//Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85-95
57. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль./Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1992. - №5/6. - С.35-40.
58. Сельченок, К.В. Психология человеческой агрессии./К.В Сельченок- М.:АСТ, 2005. - 653 с.
59. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания./М.М.
Скугаревская// Медицинские новости.-2002.- №7.- Социальная работа:
Российский энциклопедический словарь.- М,2009.- том 1.-378с.
60. Трунов, Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации/Д.Г. Трунов// Психологическая газета. - 2014. - № 6. С. 32-34.
61. Уразаева, Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы/Г.И. Уразаева//Вестник Казанского юридического института МВД России, 2004 - №2 (16) - С. 14-20.
62. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности./Э. Фром - М.: Республика, 2004.- 274 с.
63. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя./Т.В. Фурманюк//Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67.
64. Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. канд. психол. наук - СПб., 2004. - 161 с.
65. Greenberger, R.S.: Job hazard—how "burnout" affects corporate managers and their performance, The Wall Street Journal, April 23, 1991, p. 1.
66. Maslach, C. & Jenkins, S. R., (1994). Psychological health and involvement in interpersonally demanding occupations: A longitudinal perspective. Journal of Organizational Behavior, 15, 101-127.
Электронные издания
67. Режим доступа: http://www.anypsy.ru/glossary/lichnostnyi-smysl
68. Режим доступа: http://www.medliter.com/
69. Режим доступа: http://www.jungland.ru/
70. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/burlachok psi/
71. Режим доступа: http: //www. dslib. net/obwaj a-psixologia/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ