ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
Глава 1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1.1 Сущность организации внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий России
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий России
1.3 Основные проблемы и тенденции развития промышленных предприятий России
Глава 2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ОАО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ экономических показателей, отражающих финансовую устойчивость предприятия
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия на зарубежном рынке
Глава 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА ЗАРУБЕЖНОМ РЫНКЕ
3.1 Стратегия инновационного развития предприятия как основа повышения его конкурентоспособности на зарубежном рынке
3.2 Определение основных направлений формирования стратегии развития ОАО «инструментальный завод» на зарубежном рынке
3.2 Обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Внешнеэкономическая деятельность — существенная составляющая и важнейшее направление рыночной экономики. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономические связи оказывают воздействие на внутрихозяйственные пропорции, размещение и развитие производительных сил.
Россия обладает огромным промышленным потенциалом, именно поэтому значителен интерес к ней со стороны различных финансово-экономических институтов мирового сообщества. Как результат, наша страна уже представлена во многих из них в качестве равноправного партнера. Это в полной мере соответствует внешнеэкономическим интересам России в целом и отдельных фирм в частности.
Актуальность исследования определена тем, что несмотря на экономический кризис, начавшийся в 2013 г., и политические разногласия в вопросах Украины и Сирии, сложившиеся международные рыночные отношения с участием Российских компаний продолжают развиваться и имеют перспективу роста. В этих условиях крайне важным является получение и поддержание Российскими предприятиями конкурентных преимуществ, которые обеспечат их выживание и успешную работу на внешних рынках.
Конкурентное преимущество является ключевым стратегическим фактором успеха, который определяется в процессе планирования деятельности предприятия при анализе его альтернатив .
Объект исследования: внешнеэкономическая деятельность предприятия ОАО "Инструментальный завод».
Предмет исследования: существующие организационно-экономические механизмы повышения экспортного потенциала коммерческого предприятия с целью обеспечения его конкурентоспособности.
Цель исследования: провести анализ конкурентоспособности коммерческой компании на зарубежном рынке и обосновать пути её повышения
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации и управления внешнеэкономической деятельностью на коммерческом предприятии;
- дать общую характеристику ОАО «Инструментальный завод» и рассмотреть его внешнеэкономическую деятельность;
- определить особенности механизма формирования стратегии фирмы ОАО «Инструментальный завод» в условиях глобальных трансформаций и западных санкций;
- определить основные направления формирования стратегии развития ОАО «ИЗ», адаптированной к сложившимся условиям внешнего рынка;
- с учётом обоснованных критериев оценить эффективность основных мероприятий реализации стратегии развития ОАО «ИЗ».
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют нормативно-законодательные документы регламентирующие деятельность российских компаний на внутреннем и внешнем рынках, труды зарубежных и российских ученых (Борисова Е.Ф., Ламбена Ж.Ж., Парахиной В.Н., Пономаренко Т.В., Портера М., Пострелова А.В. и др.)
Основными методами исследования в работе явились: анализ, методы математической статистики, методы логико-структурного и финансового анализа, метод нормативного прогнозирования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
В результате проведенного в дипломной работе исследования были получены следующие выводы.
Принимая решение о выходе на внешнеэкономические рынки предприятие должно обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Под конкурентоспособностью следует понимать не столько особые свойства конкретного товара, сколько наличие у предприятия самой способности такие товары производить. Иными словами, производитель должен быть конкурентоспособным в области разработки, сокращения сроков освоения производства и выведения на рынок новых товаров, по уровню технологий, а также способности «приложить» к своему товару определенный комплекс дополнительных услуг.
Масштабные изменения в экономических отношениях, в современной технологии и информационном поле привели к резкому возрастанию роли чётко обоснованной стратегии развития фирмы. Правильно выбранная стратегия повышает конкурентоспособность фирмы. В представленной работе рассмотрены необходимость и основные вопросы формирования и реализации стратегии развития фирмы как важнейшего инструмента функционирования хозяйственной деятельности в современных экономических условиях, на примере Московского инструментального завода.
Главная особенность стратегии фирмы состоит в том, что её разработка и реализация является процессом, сопряжённым с необходимостью периодической корректировки содержания, обусловленной динамикой внешней среды, потребностью адаптироваться к условиям внутреннего и внешнего рынков и успешно развиваться. В обстановке серьёзных изменений в макросфере и ближайшем окружении, вызвавших определённый спад в хозяйственной деятельности ОАО «ИЗ», предложена корректировка стратегии функционирования предприятия, его миссии и системы целей. Корректировка стратегии опирается на комплексный подход, в котором процесс определения стратегии представляет собой комбинацию всех факторов внешней и внутренней среды влияющих на функционирование ОАО «ИЗ». Причём как фирма, так и её окружение представляются неотделимыми элементами этого процесса. А обновлённая стратегия, её стратегические цели выступают как средство, позволяющее не только справиться с изменениями в окружающей среде, но и достичь желаемых результатов, обеспечить безопасность фирмы и рентабельность производства.
Анализ внутренней среды ОАО «ИЗ» подтверждает, что потенциал завода обладает достаточными ресурсами для ориентации своей деятельности на выпуск инструментов новых видов и типоразмеров в целях адаптации к сложившейся экономической ситуации и выхода на зарубежные рынки сбыта. Этим обусловлено и уточнение содержания миссии: «Мы существуем для того, чтобы с применением передовой технологии создавать, производить и продавать новые высокоточные инструменты для удовлетворения запросов потребителей на внутреннем и внешнем рынках»
Основные стратегические цели хозяйственной деятельности ОАО «ИЗ» на период некоторой стагнации, спада производства и сбыта продукции (не по вине фирмы) также предложено сориентировать на сохранение внутреннего рынка продаж и выход на зарубежные рынки стран не оказывающих санкционного давления на российские предприятия путём создания условий для оперативного обновления и выпуска конкурентоспособных типов инструмента, не уступающих по качеству и стойкости лучшим мировым образцам.
Что касается корректировки стратегии развития фирмы ОАО «ИЗ» в условиях заметных перемен в экономическом климате страны, то в работе предлагается выбор стратегии развития инновационного товара. Выбор данной стратегии обусловлен рядом причин. Во-первых, за почти столетие функционирования ОАО «ИЗ» сложилась относительно устойчивая география рынка. Во-вторых, даже в обстановке негативных тенденций в экономике страны растет объем заказов на новые инновационные типы инструментов. В третьих, фирма обладает возможностями для выпуска новой продукции к существующим видам с целью выйти на новые рынки сбыта. В четвертых, можно использовать накопленный за многие годы опыт работы компании с покупателями на существующем рынке для формирования .
С избранной стратегией развития ОАО «ИЗ» связанны и сформулированные в представленной работе рекомендации, предложения по определению и использованию мероприятий, нацеленных на совершенствование организационной и хозяйственной деятельности фирмы. В целях сохранения устойчивых позиций ОАО «ИЗ» на освоенном рынке и выходе на перспективные рынки Китая и Индии предлагается ряд взаимосвязанных направлений деятельности:
1. Разработка и освоение производства новых инновационных видов инструментов в дополнение к высокоточным традиционным. На предприятии имеются технологические и финансовые возможности для освоения и выпуска более усовершенствованных вариаций различных групп инструментов, что позволит увеличить объём продаж на внутреннем рынке и создаст возможности для выхода на внешние рынки. Показателем актуальности предложенного направления реализации стратегии является объём продаж в прошедшем году перспективных групп твёрдосплавного инструмента – 114% в противовес объёму сбыта традиционных категорий протяжного инструмента – 2%.
2. Оптимизация издержек производственной деятельности на базе внедрения прогрессивной технологии. Руководством ОАО «ИЗ» уделяется серьёзное внимание экономии материальных затрат, сокращению себестоимости продукции, повышению производительности труда. Снижению издержек производства служит оснащение рабочих участков новым оборудованием японского и немецкого производства, но существуют ещё резервы для обновления производства и повышения производительности труда. Так на одном из участков используется американский станок фирмы «Мичиган», 1937 года выпуска.
3. Проведение гибкой ценовой политики. Эластичностью цены, применением принципа «чем выше объём заказов, тем ниже цена» создаются привлекательные условия для иностранных клиентов и сбыта продукции с маркой «ИЗ» на внешних рынках.
4. Чёткая организация системы менеджмента. Наличие отлаженной системы управления является ключевым фактором успешной деятельности фирмы. Чтобы предприятие в условиях нестабильной внешней среды не стало фирмой нереализованных возможностей необходимо мобилизовать его потенциал, определить пути и способы решения стратегических задач. Важно подходить к управлению как к рациональному процессу, добиваться поставленных целей использованием ресурсов всего предприятия и каждого подразделения, обеспечить взаимосвязь всех структурных подразделений, включающих технологическую цепочку: научные разработки, производство, финансы, маркетинг, сбыт.
5. Активизация маркетинговой деятельности, сохранение наступательной стратегии маркетинга. В настоящее время большинство крупных российских предприятий всё более интенсивно используют маркетинговые инструменты при сбыте продукции. Удельный вес затрат на маркетинг в инструментальной отрасли растёт с каждым годом. Именно маркетинговые средства, за счёт эффективного демонстрирования конкурентных преимуществ товара, способны обеспечить целевой уровень спроса и продаж на внешнем рынке. Для этого целесообразно совершенствовать технологию продвижения продукции на внешний рынок, проработать оптимальную модель сбыта, активизировать рекламную деятельность с применением современных средств информации.
6. Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности. ОАО «ИЗ» обладает необходимыми финансовыми средствами, чтобы обеспечивать проекты по выпуску продукции и рассчитываться по своим обязательствам. Коэффициент покрытия свыше 5,24, ликвидности – 1,42, что создает условия для сохранения стабильных позиций на освоенном рынке. Поэтому целесообразно строить финансовую политику в соответствии со стратегией финансовой устойчивости. Реализация данной стратегии и в общем совершенствование финансовой политики в интересах укрепления позиций ОАО «МИЗ» на рынке требует: ведения финансовой политики адекватной рыночной ситуации; обеспечения устойчивых финансовых отношений с контрагентами; улучшения структуры формирования показателей прибыли; обеспечения безубыточности хозяйственной деятельности; оптимизации потребности в финансировании проектов и др.
7. Развитие кадрового потенциала мотивация персонала. Процесс мотивации является органичной частью всей системы хозяйственной деятельности фирмы. Мотивация предполагает учёт таких факторов как размер оплаты, условия труда, отношения в коллективе. В фирме используются разнообразные меры материального и нематериального стимулирования работы сотрудников. Средняя зарплата в ОАО «ИЗ» на 62% выше средней зарплаты в отрасли, что создаёт возможность для привлечения высококвалифицированных специалистов. Вместе с тем в работе с кадрами наступил период, требующий роста внимания к личности работника, к поискам новых стимулов. Это предусматривает создание системы управления персоналом, основывающейся на экономических и моральных стимулах, а также специальных гарантиях, ориентирующих на сближение интересов персонала с интересами фирмы, на обеспечение заинтересованности работников в результатах своего труда, уверенности, что их труд будет вознаграждён.
Эффективность всех предложенных мероприятий по реализации избранной стратегии развития ОАО «ИЗ» проявится в расширении позиций фирмы в производстве и сбыте продукции, обеспечении рентабельности хозяйственной деятельности, выходе на новые перспективные рынки сбыта.
1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010).
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013)
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
4. Приказ Минэкономразвития РФ от 28.12.2015 N 994
"Об утверждении детального плана - графика реализации государственной программы российской федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов"
5. Приказ Минэкономразвития РФ от 25.01.2011 N 26
"О создании рабочей группы по координации развития внешнеэкономической деятельности в области модернизации экономики России"
6. Афестов Э. А. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА – М, 2015.
7. Баранов В.А. и др. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Басовский Н.Б. Современный стратегический анализ. – М.: ИНФРА-М, 2015.
9. Бондаренко В.В. и др. Менеджмент организации. – М.: КНОРУС, 2013.
10. Белов М. Внешняя торговля России // Экономика и жизнь. № 12. 2011. Верхов В.А. Формирование механизма управления ВЭД промышленного предприятия в новых экономических условиях // Внешнеэкономический бюллетень. №7. 2013. С.21
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Внешнеэкономическая деятельность. 5-ое изд. – М.: ИНФРА – М, 2014.
12. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 7-ое изд. – СПб.: Питер, 2012.
13. Голубков Е.М. Маркетинговые исследования в ВЭД: теория, методология и практика. – М.: Дело и сервис, 2011.
14. Дрыночкин А.В. Маркетинг во внешней торговле // Маркетинг в России и за рубежом. Июль, август. 2011. С.35
15. Евдокимов А. Внешняя торговля России // Экономика и жизнь. №14. 2013. С. 9
16. Жидилев В.В., Коптейн Ю.Н. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА–М. 2012.
17. Зайцев Л.Г., Соколов М.И. Стратегический менеджмент. 2-ое изд. – М.: ИНФРА – М, 2015.
18. Иванова И.А. Менеджмент. 3-е изд. – М.: РИОР, 2011.
19. Кошаров А. Китай выполняет планы // Эксперт. №.10. 2012. С.18
20. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М., 2012. 288
21. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
22. Курлыкова А.В. Внешняя политика России. – М.: ИНФРА – М, 2013.
23. Лифшиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: Учебное пособие - М.: Юрайт, 2014.
24. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2014.
25. Мак-Кин Дэвид. Стратегии (пер. с англ.) – М.: Дело и сервис, 2010.
26. Макогон Ю.В., Миронов В.С. Международная экономика. – Донецк: ДонНУ, 2001. – 76 с.
27. Мерзляков В.Ф. Стратегия развития фирмы на внешних рынках. – Н.Новгород, изд. Гладкова О.В., 2004.
28. Моисеев А.В. Организация управленческой деятельности. – М.: КНОРУС, 2011.
29. Наумов В.Н. Стратегический маркетинг. – М.: ИНФРА–М, 2014.
30. Пивоварова М. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности // Маркетинг. №3. 2010. С.56
31. Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа и конкурентов /Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015.
32. Портер М.Е. Международная конкуренция – М.: РИА, 2010.
33. Пужаев А.В. Экономика внешнеэкономической деятельности. – М.: КНОРУС, 2012.
34. Пустырникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2011.
35. Разу М.Л. Экономика промышленного предприятия – М.: КНОРУС, 2011.
36. Сетков В.И. Менеджмент. – М.: КНОРУС, 2012.
37. Солдатов А.В. и др. Менеджмент организации. – М.: «Книговек», 2014.
38. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: РИОР, 2015.
39. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие - М.: «Эксмо», 2010.
40. Фляйшер К., и др. Стратегический и конкурентный анализ. – М.: БИНОМ, 2011.
41. Шумпетер Й. Теория экономического развития/Пер. с англ. [Текст] - М.: «Прогресс», 1982. - 190 с.
42. Russia – EU: peculiarities of economic relations in present conditions. Part II. Ed. by A.I.Bazhan and others. Reports of the IE RAS, № 311, 2014.
43. European Union – Latin America: economic, political, social cooperation. Reports of the IE RAS, № 308, 2014.
44. N.M.Antyushina Arctic: a New Framework of the International Cooperation. Reports of the IE RAS, № 307, М., 2014.
45. Статистический раздел «Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации» [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140080765391
46. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://merit.consultant.ru/
47. Новости Европейского Союза. [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://eeas.europa.eu/