Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА БЫТОВЫХ ДЕТАЛЕЙ В «ЖИТИИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА»

Работа №72076

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Гл. 1. Историко-культурная ситуация в России XVII в. Раскол и
старообрядчество
Гл. 2. Житие протопопа Аввакума: история написания
Гл. 3. Основные проблемы в изучении творчества Аввакума во второй
половине XIX в.
Гл. 4. Поэтика Жития Аввакума: проблема жанра и бытового плана
Гл. 5 Анализ эпизодов Жития протопопа Аввакума
Заключение
Библиография
Приложение

Житие протопопа Аввакума — одно из тех произведений русской средневековой литературы, которое, несмотря на обширную традицию его изучения, продолжает вызывать научный интерес у историков, филологов, лингвистов, культурологов. Этот интерес объясняется тем, что сочинения Аввакума занимают «пограничное» положение между книжностью средневекового типа и литературой Нового времени, литературой как таковой. В Житии, как ни в каком другом произведении второй половины XVII в., проявились личность самого автора и его писательское мастерство.
XVII столетие, названное «переходной эпохой» и «бунташным веком», было ознаменовано такими потрясениями, как Смутное время, появление новой правящей династии, многочисленные бунты и восстания. Но особое место занимает церковная реформа, получившая впоследствии название «церковный раскол».
Реформа, начатая Никоном сразу после избрания его патриархом в 1652 г1., задевала далеко не только обрядовую сторону церкви. Изменения в церковном уставе, правка богослужебный книг, смена двуперстия на троеперстие носили глубоко идеологический характер. Переход на новый устав многим казался ересью, а жестокие казни, гонения и пытки, которыми государство преследовало нежелающих отречься от древнего обряда, в глазах населения стали доказательствами наступления «последних времён» и прихода Антихриста.
С. А. Зеньковский в труде «Русское Старообрядчество» подробно описывает причины, ход и последствия раскола, в том числе и готовность людей умереть во имя Христа в «очищающем» огне. Вопрос веры был решающим для человека XVII века. Поэтому сохранение «истинной веры» стало долгом и настоящим подвигом.
Раскол породил своих «героев». Одним из самых почитаемых людей стал рьяный деятель движения старообрядчества, настоящий пример стойкости и веры, автор около 90 сочинений, в том числе знаменитого автобиографического Жития, мученик протопоп Аввакум, заживо сожжённый по приказу царя Фёдора Алексеевича в Пустозерске вместе с тремя другими соузниками в 1682 г. после почти пятнадцатилетнего пребывания в земляной тюрьме. Он навсегда о стался в памяти нации символом старообрядчества и мученичества.
Крепкая вера и глубокая консервативность по отношению к церковному уставу и обряду парадоксальным образом сочетаются с новшествами в литературной деятельности. Многочисленные сочинения (и особенно автобиографическое Житие) делают Аввакума настоящим новатором, нарушающим жанровые каноны житийной литературы, так как именно он первый отождествил свою деятельность с деяниями апостолов, а в русской литературе о ставил замечательные в проповедническом и стилистическом смысле сочинения.
Житие, написанное им самим по благословению духовного отца и соузника Епифания, представляет собой один из самых сложных и интересных произведений жанра агиографии. Существенный вклад в его изучение внесли как исследователи XIX в. (А. К. Бороздин, Н. С. Тихонравов, Н. И. Субботин и др.), так и учёные XX в. (В. В. Виноградова, Н. С. Демкова, Н. М. Герасимова, В. Е. Гусев, Д. С. Лихачёв, А. М. Панченко, Н. В. Понырко, А. Н. Робинсон и др.). Однако до сих пор остаётся ряд вопросов, на которые сложно дать однозначные ответы. Обширна также научная лингвистическая литература о языке сочинений протопопа Аввакума. Понимая всю значимость такого изучения, мы, тем не менее, сосредоточим своё внимание на другой проблеме, относящейся к анализу работы писателя со словом в связи с основной идеей и поэтикой его Жития. Так, одной из важных проблем исследования представляется характеристика и особенности функционирования бытовых деталей в тексте Жития, изучение которых является актуальным. Сочетание бытового и символического планов, как представляется, делают его многосмысловым текстом. Бытовые детали у Аввакума, которые отражают реальные стороны его жизни, одновременно отсылают читателя к разным ассоциативным рядам, в том числе, к истории Священного Писания. Таким образом, целью нашего исследования является описание и анализ бытовых деталей в Житии протопопа Аввакума. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть отдельные эпизоды в описании мученических гонений Аввакума;
2. Выявить в них связь с символикой евангельской истории;
3. Описать механизмы писательской манеры Аввакума как часть поэтики его Жития.
Результат проведённого исследования поможет раскрыть новые смыслы при интерпретации этого важного литературного текста второй половины XVII в.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения функций бытовых деталей в автобиографическом Житии протопопа Аввакума мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, включение Аввакумом в свой текст биографических подробностей оказывается не случайным. Насыщенный бытовой пласт текста содержит в себе параллели с евангельскими сюжетами.
Так, нам удалось выяснить, что в основу Жития положен мотив подражания жизни Христа (imitatio Christi), который реализуется через подробное описание событий, на первый взгляд не содержащих в себе подобного символического значения, как, например, в сценах ареста Аввакума и его заточения в Андроньевом монастыре. Отобранные писателем факты своей жизни выстроены и описаны в тексте таким образом, что события из жизни протопопа приобретают значение важнейших моментов жизни Спасителя, таких как распятие, погребение, затем воскресение и даже апокрифическая история сошествия в ад. Для анализа нами были привлечены не только тексты четырех евангелий, но и иконографические изображения. Мотив imitatio Christi не только свидетельствует об избранности Аввакума, но и делает его жизнеописание примером для сторонников старой веры в борьбе с реформами церкви, которые считались раскольниками ересью, а сам патриарх Никон воспринимался старообрядцами как Антихрист.
Во-вторых, нам удалось выявить наиболее важный символ для Аввакума — символ креста, непосредственно связанный с распятием Спасителя. Этот символ возникает в Житии неоднократно и включается в текст разными способами. Однако наиболее оригинальным и новаторским приемом является прием визуализации. Через описание физических подробностей, а именно положения тела Аввакума, которого везут на суд с растянутыми руками, возникает символическое подобие распятия на кресте Христа. Более того, возникающие в тексте протопопа отсылки к евангельской истории, как правило, не только соответствуют конкретному фрагменту евангелия, но и имеют между собой тесную связь. В результате, биографические подробности выстраиваются таким образом, что разворачиваются на символическом уровне в полноценную евангельскую историю ключевых эпизодов жизни Иисуса Христа.
Более того, помимо возникающих параллелей с последними днями жизни Спасителя, в тексте потенциально содержатся связи с другими знаменитыми сюжетами евангелия, как, например, бегство Иосифа и Марии с младенцем в Египет. Такие аналогии в тексте не всегда очевидны и содержатся подспудно, поэтому этот аспект представляет собой значительное поле для дальнейшего изучения.
В-третьих, нами была предпринята попытка интерпретации ряда эпизодов, в которых возникает такая деталь, как порог. Интересно, что с реально-бытовой стороны Аввакум описывает порог как границу между пространствами, а также как препятствие на реке. Однако в каждом фрагменте текста, в котором возникала эта деталь, содержался символический смысл границы между сакральным и профанным пространствами, между миром живых и миром мертвых.
Таким образом, любое включение Аввакумом в текст реальных подробностей имеет особую символическую функцию. Особенностью поэтики протопопа является особая близость сакрального и мирского, что позволяет приобрести вещам, используемым в быту, символическое сакральное значение, не умаляя при этом значимости церковной утвари и всего, что относится к обрядовой сфере (как, например, в случае с кинутой Логгином в алтарь рубахой, которая заменила воздух).
Обращение к конкретным "бытовым" эпизодам Жития позволяет рассматривать его как двуплановый литературный текст, в котором бытовые сцены не снижают главной идеи Аввакума —отстаивание истинной веры через страдания и муки, а, напротив, включают быт в сакральное пространство духовной жизни его автора. Проблема поэтики бытовых деталей достаточно обширна и нуждается в дальнейшем исследовании.


1. Аввакум. Пятая челобитная // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960. С 195 - 202.
2. Гудзий Н. К. Комментарий // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М., 1934. С. 371-474.
3. Жизнеописание Аввакума (текст) // Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М., 1963. С. 139 — 178.
4. Житие Андрея Юродивого // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т.2.: XI-XII вв. Спб., 1999. С. 330 — 359.
5. Робинсон А. Н. Комментарии // Жизнеописания протопопа Аввакума и Епифания. М., 1963. С. 209 — 308.
Справочные издания:
1. Библейский словарь: энциклопедический словарь / сост. Эрик Нюстрем; пер. со швед. под ред. И. С. Свенсона. Спб., 2008. 527 с.
2. Отин Е. С. Частотный словарь «Жития» протопопа Аввкума // Донецкий национальный университет. Киев, 2014. 436 с. .
3. Православная энциклопедия в 45 т. М., 2005. Т. 9 : Владимирская икона Божией Матери — второе пришествие. 752 с.
4. Православная энциклопедия в 45 т. М., 2007. Т. 15 : Дмитрий — дополнения к «Актам историческим». 749 с.
Научная литература:
1. Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. (издание второе, дополненное и исправленное). Спб., 1900. 320 С.
2. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. 1. Вып. 1—21. Спб., 1889. 992 С.
3. Виноградов В. В. К изучению стиля протопопа Аввакума, принципов его словоупотребления // ТОДРЛ / Отв. ред. В. И. Малышев. М. — Л., 1958. Т. 14. С. 371-379.
4. Виноградов В. В. О задачах стилистики. Наблюдение над стилем Жития протопопа Аввакума // Русская речь: сборники статей. Под ред. Л. В. Щербы. Л., 1923. С. 195 — 293.
5. Водясова О. А. Функции материального мира в житийной литературе второй половины XVII в. автореф., Ярославль, 2007. 13 С.
6. Геннеп. А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 198 с.
7. Герасимова Н. М. Поэтика «Жития» Аввакума // Прагматика текста: фольклор, литература, культура. СПб, 2012. С. 177 — 272.
8. Гудзий Н. К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление // Аввакум, протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1997. С. 7 — 59.
9. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 318 С.
10. Гусев В. Е. Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума // ТОДРЛ. М. — Л., 1957. Т. 13. С. 273 — 282.
11. Гусев В. Е. Великий писатель древней Руси // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. С. 236 — 263.
12. Дёмин А. С. Реально — бытовые детали в Житии протопопа Аввакума (к вопросу о художественной детали) // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII — начало XVIII в.). М., 1971. С. 231 - 249.
13. Демкова Н. С. Драматизация повествования в сочинениях протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 302 — 316.
14. Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история произведения). Л., 1974. 168 с.
15. Душечкина Е. В. Стилистика русской бытовой повести XVII в. [Повесть о Фроле Скобееве]. Уч. материал, по древнерусской литературе., Таллин, 1986. 92 с.
16.Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Белоруссия, Минск, 2007. 543 С.
17. Карташев А.Я. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.2. С. 70 — 148.
18. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. 483 с.
19. Крушельницкая Е. В. К вопросу об автобиографизме в древнерусской литературе // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. Спб., 2005. Т. 1. С. 102-121.
20. Лихачёв Д. С, Панчеко А. М., Понырко Н. В. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976. 206 с.
21. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971. 414 с.
22. Лихачёв Д. С. Развитие русской литературы X — XVII вв. Эпохи и стили., Л., 1973. 254 с.
23. Лихачёв Д. С. Сочинение протопопа Аввакума // Великое наследие. Классические произведения Древней Руси. Спб., 2007. С. 360 — 376.
24. Лихачёв Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М. - Л., 1958. 186 с.
25. Малышев И. В. Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём 1917 — 1957 // ТОДРЛ. Л., 1954. Т. 10. С. 435 — 446.
26. Панченко А. М. Аввакум как новатор // Русская литература. 1982. №4. С. 142 — 152.
27. Панченко А. М. Литература «переходного века» // История русской литературы: В 4 т. / Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. Спб., 1980 — 1983. Т. 1. С. 291 —407.
28. Паскаль Пьер. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2011. 680 С.
29. Понырко Н. В. Три жития — три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии. СПб., 2010.292 С.
30. Понырко Н. В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 379-387.
31. Ранчин А. М . Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI —XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, «Записка» Елеазара Анзерского, жития Аввакума и Епифания) // Автопортрет славянина. М., 1999. С. 21 — 42.
32. Робинсон А. Н. Исповедь — проповедь (о художе ственности «Жития» Аввакума) // Историко-филологические исследования. Сб. статей к семидесятипятилетию акад. Н. И. Конрада. М., 1967. С. 358 — 370.
6. Робинсон А. Н. Творчество Аввакума и Епифания, русских писателей XVII века // Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М., 1963. С. 3 — 135.
33. Рождественская М. В. Плач Адама и «адамический текст» в древнеславянской рукописной традиции // Studia Cerania: journal of the Waldemar Ceran Research Centre for the History and Culture of the Mediterranean Area and South-East Europe. Лодзи., Польша, 2014. Т. 4. С. 161-170.
34. Субботин. Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. В 9 т. М., 1870. Т. 5. 388 С.
35. Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI-XII вв. // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970. C. 31-66.
36. Топоров В. Н. Московские люди XVII века (к злобе дня) // Philologia slavica. М., 1993. С. 191 — 219.
37. Хант П. Премудрость в Житии протопопа Аввакума и проблема новаторства // Книга в литературном и культурном пространстве эпох (XI - XX века). Новосибирск., 2011. С. 871-908.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ