ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ 8
1.1 Особенности рассмотрения конфликта в зарубежной и отечественной
психологии 8
1.2 Сущность и понятие конфликтологической компетентности педагога .... 16
1.3 Этапы профессионального становления педагога 24
1.4 Проблема, задачи и гипотезы исследования 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЫБОРКИ 37
2.1 Этапы исследования и характеристика выборки 37
2.2 Компоненты конфликтологической компетенции личности и их методы
диагностики 38
2.3 Статистические методы анализа эмпирических данных 48
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 50
3.1 Результаты корреляционного анализа между параметрами
конфликтологической компетентности педагогов с параметрами педагогического стажа и возраста 50
3.2 Результаты корреляционного анализа между параметрами
конфликтологической компетентности по группам профессионального
становления 53
3.3 Факторная структура конфликтологической компетентности педагогов . 67
ВЫВОДЫ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Приложения 85
Актуальность исследования. Тема конфликтологической компетенции педагога очень актуальна в наше время, так как конфликты неотъемлемая часть нашей жизни, том числе и в сфере образования, а качество образования является важным не только для школы, но и для всего общества. В Российских образовательных учреждениях в связи с внедрением новых образовательных реформ, социально - экономических и политических условий, жизнь педагога сопровождают различные конфликтные ситуации. Причинами конфликта может быть отстаивание лидирующего положения и социальных ролей, дележ материальных благ, деловые разногласия, расхождения норм общения и поведения. Конфликты в педагогическом коллективе в учебных заведениях неблагоприятно сказываются на качестве обучения и воспитания учеников (Зимняя, 2004).
В современном мире учитель должен уметь руководить и организовывать учебный процесс, вовремя распознать имеющие разногласия, понять причины и выбрать правильную стратегию поведения в решении конфликтной ситуации, иметь навыки работы в стрессовых ситуациях, находить подход к ученикам и их родителям. А также быть способным сотрудничать с коллегами и администрацией. А самое главное педагог должен уметь продуктивно решать различные конфликты - обладать конфликтологической компетентностью (Волчек, 2014).
Проблема. Несмотря на достаточное количество работ на тему конфликтологическая компетентность. Проводя анализ литературы, до сих пор остается ряд вопросов, требующих дальнейших уточнений, в том числе исследований, посвященных взаимосвязи конфликтологической
компетентности учителей и трудового стажа работы. Данная работа направлена на решение этой проблемы.
Теоретические основания исследования: в работе используются следующие подходы к исследованию конфликта и способов поведения
личности в конфликтной ситуации: Р. Блейка, Дж. Мутона, К. Томаса (стратегии поведения в конфликтных ситуациях), Н.В. Гришиной, А.Я Анцупова, С.М. Емельяновой. А также исследования в конфликтологической компетенции Е.И Петровской, А.И. Шипиловой, А. Я. Анцупова, М.М Кашапова, М.В Башкина, Л.М Митиной. Также используются подходы профессионального становления и развития педагога исследователей: Э.Ф Зеера, И.А Зимний, Е.А Климова, А.Л. Марковой, Н.В. Клюевой и других.
Научная новизна исследования заключается в получении новых эмпирических данных относительно конфликтологической компетентности с разным стажем профессиональной деятельности педагогов в МБОУ «Филипповская ООШ», «Комсомольская ООШ».
Цель исследования заключается в изучении особенностей конфликтологической компетентности педагогов с разным стажем профессиональной деятельности.
Объектом исследования является личностные особенности конфликтного поведения и стаж профессиональной деятельности педагогов.
Предмет: конфликтологическая компетентность педагогов в
зависимости от стажа профессиональной деятельности.
Гипотезы:
1. Конфликтологическая компетентность значимо связана со стажем профессиональной деятельности педагога. Так, педагоги, обладающие конфликтологической компетентностью, имеют больший стаж профессиональной деятельности.
2. Компоненты конфликтологической компетентности имеют различный характер взаимосвязей в группах педагогов с разным стажем педагогической деятельности. Так предполагается, что с увеличением стажа педагогической деятельности количество и уровень взаимосвязей увеличивается.
3. В эмпирическом плане в структуре конфликтологической мотивационно - ценностного, интеллектуально - познавательного, действенно - практического и эмоционально - волевого.
Задачи исследования:
1. Определить особенности развития и разрешения конфликта в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить сущность и понятия конфликтологической компетентности педагога.
3. Изучить этапы профессионального становления педагога.
4. Проанализировать особенности взаимосвязей конфликтологической компетентности и стажа профессиональной деятельности педагогов.
Базой проведения исследования стала Филипповская и Комсомольская ООШ, Пермского края, Кунгурского района. В исследовании приняли участие педагоги. Всего в исследовании приняли участие 60 человек женского пола. Их возраст составил от 23 до 60 лет. Стаж респондентов от 1 года до 35 лет.
Практическая значимость: заключается в возможности использования полученных результатов в деятельности психологических служб образовательных учреждений: проводить различные мероприятия по повышению конфликтологической компетентности у педагогов, учитывая педагогический стаж работы. И данный материал может помочь при подготовке лекций, дипломных и научных трудов.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, была изучена конфликтологическая компетентность педагогов с разным стажем профессиональной деятельности.
В теоретической части исследования были рассмотрены такие аспекты как: особенности рассмотрения конфликта в зарубежной и отечественной психологии, сущность и понятие конфликтологической компетентности, этапы профессионального становления педагогов.
Проанализировав литературные источники в работе используются следующие подходы к исследованию конфликта и способов поведения личности в конфликтной ситуации: Р. Блейка, Дж. Мутона, К. Томаса , Н.В. Гришина, А.Я Анцупов, С.М. Емельянов. А также исследования в конфликтологической компетенции Е.И Петровская, А.И Шипилов, А. Я. Анцупов, М.М Кашапов, М.В Башкин. В профессиональном становление и развитии педагога, исследовательские подходы: Э.Ф Зеера, И.А Зимний, Е.А Климова, А.Л. Марковой, Л.М Митиной.
Так же при изучении литературы стало понятно, что исследований, в основе которых лежит конфликтологическая компетентность педагогов достаточно много, а исследований конфликтологической компетентности педагогов в зависимости от трудового стажа не проводилось. Рассматривались такие темы как: «Психолого - педагогические предпосылки профессионально - личностного становления и развития педагога профессиональной школы» А.В Батаршев (2013), «Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации» Е.С Борисова (2017), «Конфликтологическая компетентность учителя общеобразовательной школы как научное понятие» Т.Р Саралиева (2011), «Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах» Т.Н. Севастова (2009).
Базой проведения исследования стала Филипповская и Комсомольская ООШ, Пермского края, Кунгурского района. В исследовании приняли участие педагоги. Всего в исследовании приняли участие 60 человек женского пола. Их возраст составил от 23 до 60 лет. Стаж респондентов от 1 года до 35 лет.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей конфликтологической компетентности педагогов с разным стажем профессиональной деятельности.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что все выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение - частично. Анализ первой гипотезы, что есть взаимосвязи показателей конфликтологической компетентности, стажа профессиональной деятельности педагога и возраста, показал, что возраст и стаж имеет зависимость только от таких показателей, как соперничество и не терпимость к мнению других. Других взаимосвязей показателей конфлиектологической компетентности выявлено не было, таким образом гипотеза подтверждена частично.
Вторая гипотеза исследования заключалась в том, что компоненты конфликтологической компетентности имеют различный характер взаимосвязей для педагогов с разным стажем педагогической деятельности и что с увеличением стажа педагогической деятельности количество и уровень взаимосвязей увеличивается, подтвердилась не полностью. Так как на ряду с выделенными значимыми взаимосвязями компонентов конфликтологической компетентности педагогов по отдельным группам, присутствовали и те компоненты конфликтологической компетентности педагогов, которые были присущи нескольким группам. Также анализ показал, что с увеличением стажа педагогической деятельности уровень конфликтологической компетенции, возрастает, но потом опять возвращается к позициям в конфликте не конструктивного характера.
Далее мы проверяли тритью гипотезу, что в структуре конфликтологической компетентности в эмпирическом плане возможно
выделить следующие компоненты: мотивационно - ценностный,
интеллектуально - познавательный, действенно - практический и эмоционально - волевой. В ходе анализа было выявлено, что наиболее выделяются два компонента: мотивационно - ценностный, а также частично преобладает интеллектуально - познавательный компонент. В остальных факторах компоненты конфликтологической компетенции ярко не выражены, или перемешиваются между собой. Таким образом, данная гипотеза так же подтверждена частично.
1. Анцупов А.Я. Проблема конфликта. //Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - М.: Наука, 2005. - 355 с.
2. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2006. -528 с.
3. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова/. М.: Просвещение. - 231с.
4. Батаршев А.В Психолого - педагогические предпосылки
профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Журнал профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-predposylki- professionalno-lichnostnogo-stanovleniya-i-razvitiya-pedagoga- professionalnoy-shkoly (дата обращения 10.10.19)
5. Башкин М.В. Конфликтная компетентность: метод. указания / М.В. Башкин; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 72 с.
6. Белякова Е.Г. Профессиональный путь педагога: механизмы, модели, сценарии: учебное пособие / Е. Г. Белякова; - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. - 152 с.
7. Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль» СПб.: Прайм- Еврознак, 2001. - 512 с.
8. Борисова Е.С. Проблема конфликтологической компетентности в
пространстве общеобразовательной организации// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико - биологические науки. - 2017 - URL:
http://www.ssc.smr.ru/mediazj ournals/izvestia_hum/2017/2017_2_28_32.pdf (дата обращения 2.10.19)
9. Вербицкий А.А. Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования Вербицкий А.А., Щербакова О.И // - «МПГУ». - 2016. -441с.
10. Волчек В.В Конфликтная компетентность преподавателя //Молодой ученый. - 2014 - №7. - с.494-499. - URL https://moluch.ru/archive/66/10901/ (дата обращения: 5.09.2019).
11. Гафурова Н.В. Психология профессионального образования: конспект лекций / Н. В. Гафурова, В. И. Лях, Е. В. Феськова и др. - Красноярск: ИПК СФУ. - 2009. - URL:http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1834/u_lecture.pdf (дата обращения: 5.10.2019)
12. ГришинаН.В. Психология конфликта - СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 464 с.
13. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
14. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001. - 256 с.
16. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В. И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.
17. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 376 с.
18. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа
компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 106 с.
19. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М. Наука, 2006. - 359 с
20. Зигмунд Фрейд. Психология масс и анализ человеческого Я. - СПБ Москва, 2016. -196 с.
21. Канаева Н.А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности// Психология: традиции и инновации. Международная научная конференция.: Уфа. - 2012. - URL: https://moluch.ru/conf7psy/archive/35/2762/ (дата обращения: 25.10.19)
22. Кашапов М.М. Психология конфликтной компетентности: учебное пособие для вузов/М.М Кашапов, М.В Башкин. -2-е изд, испр. И доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019.
23. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. Высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
24. КозыревГ.И. Основы конфликтологии: учебник 2-е изд; пеераб. И доп. М.: ИД «Форум»: инфра - М. - 2010-240 с.
25. Коновалова В. Конфликты в организации: старые и новые проблемы / В. Коновалова // Кадровик. - 2008. - № 7. - С. 4-13.
26. Кошелев А.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. // - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 216
27. Корытова Г.С., Никифорова Н.А. Профессиональное становление
личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели. Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - URL https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-lichnosti- pedagoga-problemnoe-pole-i-kontseptualnye-modeli (дата обращения
15.10.19)
28. Красильников И.А Учеб. Пособие для студентов фак. Психологии, обучающихся по спец. 020400 «Психология»/Сост. И.А. Красильников.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2013.
29. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001 - 318с.
30. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.пед. ун-та, 2013. 229 с.
31. Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д., 2005. - 263 с.
32. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. СПб., 2005. - 54 с.
33. Леонтьев Д.А. Тест «Смысложизненные ориентации»,
URL:https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika- szho-d-a-leontev (дата обращения: 18.11.19)
34. ЛеонтьевД.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000, 18 с.
35. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
36. Макаров Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению, менеджменту/ Спб.; Альфа, 2000. -172с.
37. Медведева Г.И Эмпирическое исследование «Описания поведения c
помощью теста Томаса» - 2013 Библиофонд URL
https://forpsy.ru/works/test/empiricheskoe-issledovanie-opisaniya-povedeniya- c-pomoschyu-testa-tomasa/ (дата обращения 8.10.19)
38. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
39. МорозовА.В. Социальная конфликтология.// Морозов А.В. Дедов Н.П М., Академия, 2002. - 453 с.
40. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. - СПб: СПб ГУП, 2011. - 533 с.
41.. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. Спб: Речь, 2009. - 544с.
42. Саралиева Т.Р Конфликтологическая компетентность учителя общеобразовательной школы как научное понятие/ Сибирский педагогический журнал. - 2011. - URL
:https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktologicheskaya-kompetentnost- uchitelya-obscheobrazovatelnoy-shkoly-kak-nauchnoe-ponyatie ( дата
обращения 02.10.19)
43. Севастова Т.Н. Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах//Молодой учёный.-2009.-№9.-167-169.- URL ййр8://шо1исй.ги/агсй1уе/9/601/(дата обращения: 09.11.2019)
44. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. Москва: Просвещение, 1981. 192 с.
45. Теплоухов А.П., Плещев А.М., Пешков Н.А. Моделирование процесса
формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта//Вестник Шадринского гос-го пед. университета. - 2015. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya- konfliktologicheskoy-kompetentnosti-buduschih-spetsialistov-sfery- fizicheskogo-vospitaniya-i (дата обращения:26.09.19).
46. Карелина А.А Тест Томаса К. «Описания поведения в конфликте» // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М., 2011. - Т.2. - С. 69-77.
47. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Фетискин Н.П, Козлов В.В, Мануйлов Г.М., М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 - 490 с.
48. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
49. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б. И. Хасан. — Красноярск: Красноярский госуниверситет, 1996. - 157 с.
50. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. Монография. - СПб.: Питер, 2011. - 250 с.
51. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. - М., 2001. URL :https://www.studmed.ru/view/coy-ln-prakticheskaya-konfliktologiya-kniga- peгvaya_7866bd00faa.htшl(дата обращения: 20.10.2019)
52. Щербакова О.И. «Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования»// Щербакова О.И, Вербицкий А.А. - СПБ Москва: МПГУ, 2016. - 413 с.
53. Шеина, А. В. Конфликтология: учеб. пособие / А. В. Шеина, Н. А. Банько; Б. А. Карташов. - Волгоград, «ИУНЛ» ГТУ, 2013. - 76 с.
54. Шеламова. Г.М. Деловая культура и психология //Учебник для нач. проф. Образования., - 5 изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2006. 160 с.