Влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 50 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 11 месяцев и 50 родителей детей старшего дошкольного возраста (мамы).
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 7
1.1. Сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста» 7
1.2. Характеристика стилей родительского общения с ребенком дошкольного возраста 18
1.3. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения 23
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 30
2.1. Процедура и методика исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по определению влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 35
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования 43
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 1 72
Приложение 2 76
Приложение 3 78
Приложение 4 80
Выборка: 50 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 11 месяцев и 50 родителей детей старшего дошкольного возраста (мамы).
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 7
1.1. Сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста» 7
1.2. Характеристика стилей родительского общения с ребенком дошкольного возраста 18
1.3. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения 23
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 30
2.1. Процедура и методика исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по определению влияния стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности 35
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования 43
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 1 72
Приложение 2 76
Приложение 3 78
Приложение 4 80
Проблема исследования: как стиль общения родителей с ребенком дошкольного возраста оказывает влияние на формирование самостоятельности.
Цель исследования – теоретически изучить и эмпирически подтвердить влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Объект исследования – формирование самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи.
Предмет исследования – влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль общения родителей с ребенком оказывает влияние на формирование самостоятельности: при авторитарном и попустительском стиле общения родителей с детьми самостоятельность детей значительно ниже, чем у детей, родители которых в общении с ребенком применяют демократических стиль общения и стиль сотрудничества.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста».
2. Охарактеризовать стили родительского общения с ребенком дошкольного возраста.
3. Описать условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения.
4. Выявить в эмпирическом исследовании влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к возрастным и индивидуальным особенностям развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Е.В. Трифонова и др.;
- подходами к условиям формирования самостоятельности детей дошкольного возраста – Ю. Лагутина, С.Л. Новоселова, Н.Ю. Суворова и др.;
- подходами к специфике стилей родительского общения с детьми дошкольного возраста – А.Я. Варга, М.М. Конина, Ф.А. Махмудова и др.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические – тестирование родителей и детей дошкольного возраста; методы математической статистики с применением r-критерия Пирсона.
Опытно-экспериментальная база исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 40 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется тем, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций для организации работы с родителями по проблеме формирования самостоятельности детей в семье.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Цель исследования – теоретически изучить и эмпирически подтвердить влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Объект исследования – формирование самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи.
Предмет исследования – влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что стиль общения родителей с ребенком оказывает влияние на формирование самостоятельности: при авторитарном и попустительском стиле общения родителей с детьми самостоятельность детей значительно ниже, чем у детей, родители которых в общении с ребенком применяют демократических стиль общения и стиль сотрудничества.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самостоятельность детей дошкольного возраста».
2. Охарактеризовать стили родительского общения с ребенком дошкольного возраста.
3. Описать условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи при разных стилях родительского общения.
4. Выявить в эмпирическом исследовании влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к возрастным и индивидуальным особенностям развития детей дошкольного возраста – Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Е.В. Трифонова и др.;
- подходами к условиям формирования самостоятельности детей дошкольного возраста – Ю. Лагутина, С.Л. Новоселова, Н.Ю. Суворова и др.;
- подходами к специфике стилей родительского общения с детьми дошкольного возраста – А.Я. Варга, М.М. Конина, Ф.А. Махмудова и др.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические – тестирование родителей и детей дошкольного возраста; методы математической статистики с применением r-критерия Пирсона.
Опытно-экспериментальная база исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 40 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется тем, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе воспитателей и психологов дошкольных образовательных организаций для организации работы с родителями по проблеме формирования самостоятельности детей в семье.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Семья играет большую роль в развитии личности ребенка, в том числе и в формировании его самостоятельности. Дети, которые лишены возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, которая состоит из родных и близких им людей, многое теряют и недополучают. Основой психологического благополучия детей являются гармонично выстроенные отношения между всеми членами семьи.
Стили родительского отношения и общения – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.
Стиль родительского отношения оказывает влияние на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должна быть сформирована потребность самостоятельно выполнять целый набор действий: гигиенические требования, элементарный уход за собой и своими вещами, самостоятельность в выборе вида действительности и его содержания и т.д.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Согласно результатам методики С.В. Хусаиновой, Г.С. Прыгина «Проективная методика для диагностики автономности-зависимости у дошкольников 5-7 лет», большинство старших дошкольников было отнесено к типу «зависимые» (44%) и типу «смешанные» (34%). По шкале «автономность» 5 испытуемых набрали 14-15 баллов, 6 испытуемых набрали – 12-13 баллов. По шкале «смешанные» 10 испытуемых набрали 10-11 баллов, 7 испытуемых набрали 8-9 баллов. По шкале «зависимые» 18 испытуемых набрали 5-7 баллов, 4 испытуемых набрали 3 балла. Дошкольников, которые бы набрали 1-2 балла в данной выборке не выявлено.
Результаты по методике «Опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столина показали, что большинству родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста характерны такие стили родительского отношения и общения, как «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Контроль». В целом, отмечая результаты по общей выборке, можно отметить, что испытуемые – это заботливые родители (мамы), которые создают условия для полноценного развития своих детей. Каждый из родителей выбирает стиль воспитания и стиль родительского общения в зависимости от своего миропонимания.
Корреляционный анализ результатов по методикам позволил заключить, что тип родительского отношения и общения оказывает влияние на самостоятельность старших дошкольников: старшие дошкольники проявляют высокую степень самостоятельности (автономности) при таких типах родительского общения, как «принятие-отверждение», «кооперация». При таких тип родительского отношения, как «контроль» и «маленький неудачник» дети имеют смешанный и зависимый тип самостоятельности (автономности).
Стили родительского отношения и общения – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.
Стиль родительского отношения оказывает влияние на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должна быть сформирована потребность самостоятельно выполнять целый набор действий: гигиенические требования, элементарный уход за собой и своими вещами, самостоятельность в выборе вида действительности и его содержания и т.д.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Согласно результатам методики С.В. Хусаиновой, Г.С. Прыгина «Проективная методика для диагностики автономности-зависимости у дошкольников 5-7 лет», большинство старших дошкольников было отнесено к типу «зависимые» (44%) и типу «смешанные» (34%). По шкале «автономность» 5 испытуемых набрали 14-15 баллов, 6 испытуемых набрали – 12-13 баллов. По шкале «смешанные» 10 испытуемых набрали 10-11 баллов, 7 испытуемых набрали 8-9 баллов. По шкале «зависимые» 18 испытуемых набрали 5-7 баллов, 4 испытуемых набрали 3 балла. Дошкольников, которые бы набрали 1-2 балла в данной выборке не выявлено.
Результаты по методике «Опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столина показали, что большинству родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста характерны такие стили родительского отношения и общения, как «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Контроль». В целом, отмечая результаты по общей выборке, можно отметить, что испытуемые – это заботливые родители (мамы), которые создают условия для полноценного развития своих детей. Каждый из родителей выбирает стиль воспитания и стиль родительского общения в зависимости от своего миропонимания.
Корреляционный анализ результатов по методикам позволил заключить, что тип родительского отношения и общения оказывает влияние на самостоятельность старших дошкольников: старшие дошкольники проявляют высокую степень самостоятельности (автономности) при таких типах родительского общения, как «принятие-отверждение», «кооперация». При таких тип родительского отношения, как «контроль» и «маленький неудачник» дети имеют смешанный и зависимый тип самостоятельности (автономности).
Подобные работы
- Влияние стиля общения родителей с ребенком дошкольного возраста на развитие самостоятельности (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Влияние детско-родительских отношений на развитие
самостоятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Родительское отношение матери как фактор эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В МАЛОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Исследование взаимосвязи эмоциональных нарушений и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста (на примере страхов)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ СТРАХОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



