1. Вместо введения
2. Как немцы изобрели станок, византийцы привезли античные сокровища, а итальянцы этим всем умело воспользовались
3. Книгопечатание в Венеции: почему так вышло?
4. Венецианские типографии XV века. Изобретения шрифта
antiqua
5. Типографское дело после 1500 года. Изобретение курсива,
poket book и первый best seller
6. Каков же реальный вклад венецианцев (выводы в свете
теории Маклюэна о влиянии средств коммуникаций на развитие общества)
Литература
Гутенберг изобрел печатный станок и навсегда изменил мир. Казалось
бы, прописная истина. Но вот неспокойный народ итальянцы считают, что через типографский станок мир изменили они, а не Гутенберг.
Мало что-то изобрести, рассуждают они, нужно еще этим успешно воспользоваться. Вот, например, сколько бы не говорили в России, что радио
изобрел Попов, а в США – что Тесла, их итальянский конкурент Маркони всю
славу изобретателя радио забрал себе. Случилось это потому, что Маркони не
просто запатентовал свое изобретение, он еще и сделал многое для распространения и популяризации радио.
Тоже самое было, как считают некоторые, и с изобретением Гутенберга,
Немецкий типограф собрал свою чудо-машину к 1453 году, а через десять лет
умер. Конечно, благодаря его ученикам и ученикам его учеников, которые
разъехались по Европе, новые технологии стали доступны повсеместно, но ни
в Германии, ни где-либо еще в Европе так успешно, как в Италии (а в Италии
лучше всего в Венеции), их не применили на практике.3
В немецких землях в первое 50-летие после Гутенберга упорно публиковали религиозные тексты и упорно - средневековым готическим шрифтом
(читай: не хотели расставаться со средневековыми привычками). В Испании и
Португалии на тот момент были свои проблемы и развитие книгопечатания
отложили до следующего столетия. В Англии – та же история. И только в итальянских республиках (Италия официально существует как единое государство только с 1864 года), обстоятельства сложились благоприятно для развития типографского дела.
Именно итальянцы к началу XVI века изобрели почти все классические
типографские приемы и инструменты: ввели романский шрифт, придумали
курсив, научились ставить знаки препинания, оформлять титульные страницы
и графические вставки, уменьшили формат книг до карманного, ввели массовые издания. Они сделали книгу доступной для небогатого читателя и тем самым дали толчок массовому чтению.
Среди итальянских республик самой развитой на тот момент была Венеция. Она-то и стала первым крупным центром книгопечатания в Европе. Почти все перечисленные типографские нововведения – заслуга венецианцев и
ее гостей. Через 25 лет после изобретения станка в Венеции работало около
150 типографий, а на начало XVI века Венеция издает половину всех печатных
материалов Европы. Ни один европейский город не мог похвастаться такими
достижениями.
В этой работе мне хотелось показать, насколько велик вклад Венеции в
развитие книгопечатания, а через книгопечатание – вклад венецианцев в развитие европейского общества в целом.
1. Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства: Т.1: С истории изобретения книгопечатания по XVIII век включи¬тельно. - Спб., ценз, 1889.
2. Маклюэн, Герберт Маршалл. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ре¬сурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2014.02.09.
URL: http: //gtmarket.ru/personnels/marshall -maklyuen/info
3. Клюева Н.В. Маршалл Маклюэн о культуре и коммуникации. 100-летию со дня рождения М.Маклюэна посвящается. М.: Медиаскоп, №4, 2011. URL: http: //www.mediascope.ru/node/917
4. Alessandro Marzo Magno. BOUND IN VENICE. The Serene Republic and the Dawn of the Book. Europa editions. Roma. 2013.
5. Giovanni Gozzini. Storia del giornalismo. Bruno Mondadori.Milano-Torino. 2011.
6. Rosa Salsberg. La lira, la penna e la stampa: cantastorie ed editoria popolare nella Venezia del Cinquecento. - Edizioni CUSL, Universita Cattolica, Milano. 2011. URL:http://www.academia.edu/960873/La lira la penna e la stampa cantastori e ed editoria popolare nella Venezia del Cinquecento
Иллюстрации взяты из: Википедия. Свободная энциклопедия. Статьи: Анти¬ква; Готическое письмо; Aldo Manuzio; Erhard Ratdolt.