Введение
1. Теоретические основы учета и контроля основных средств в организациях госсектора 8
1.1. Понятия, классификация, оценка основных средств 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и контроля основных средств ...25
1.3. Функции и методы осуществления контроля 33
2. Бухгалтерский учет движения основных средств на примере Государственного учреждения Ярославской области «Центр бухгалтерского
учета» 42
2.1. Экономико-организационная характеристика ГУ ЯО ЦБУ 42
2.2. Документальное оформление операций с основными средствами 50
2.3. Учёт движения объектов основных средств и отражение операций в
отчетности 61
3. Контроль учета основных средств на примере Государственного
учреждения Ярославской области «Центр бухгалтерского учета» 77
3.1. Источники информации и методические приемы проверки 77
3.2. Планирование проверки. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего
контроля 82
3.3. Методика проверки основных средств 88
Заключение 97
Список использованных источников
Отчетность организаций государственного сектора всегда является объектом особо пристального внимания, так как данные организации расходуют средства, которые формируются рядовыми гражданами. В связи с этим необходимо, чтобы отчетность была отображена правильно и в достаточном объеме. В настоящее время значительно активизировался процесс реформирования бухгалтерского учета основных средств субъектов государственного сектора. К таким субъектам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, а также государственные (муниципальные) учреждения [23, с. 14].
В последние годы проводились масштабные мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в связи с чем с 1 января 2018 года вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ «Основные средства». С этого момента его положения стали обязательны к применению для всех организаций государственного сектора.
Учет основных средств представляет один из главных разделов бухгалтерского учета, так как данные активы являются значительной частью материально-технического обеспечения организации [26, с.56].
Актуальность темы работы заключается в том, что организации госсектора стали первыми, кто начал использовать федеральные стандарты бухгалтерского учета. В связи с этим возник вопрос в удобности новых стандартов, а также в способности организаций к их применению.
Целью выпускной квалификационной работы явилось представление методологии, практики учета и контроля объектов основных средств, а также анализ наличия и движения данных объектов на примере Государственного учреждения Ярославской области «Центр бухгалтерского учета».
Исходя из поставленной цели в работе были определены и решены следующие задачи:
1) рассмотрены теоретические аспекты, такие как: понятие,
классификация и оценка основных средств;
2) описана нормативно-правовая база в отношении учета и контроля основных средств в государственных организациях;
3) отражены функции и методы осуществления контроля;
4) изучен порядок бухгалтерского учета движения основных средств на примере Государственного учреждения Ярославской области «Центр бухгалтерского учета».
Объектом исследования явился бухгалтерский учет движения основных средств Государственного учреждения «Центр бухгалтерского учета».
Предметом исследования выступила совокупность теоретических, организационных и практических аспектов учета основных средств в организациях госсектора.
При выполнении работы теоретико-методологической базой послужили:
1. Нормативно-правовые источники, такие как:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
- Приказ Минфина России «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
- Приказ Минфина России «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».
2. Труды отечественных авторов, таких как: Вахрушина М. А., Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С., Савина А.А. и др.
3. Информационной базой послужила бухгалтерская отчетность Государственного учреждения «Центр бухгалтерского учета» за 2017-2018 гг., первичная учетная документация, бухгалтерские регистры.
На основании работы была опубликована статья в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум».
Основные средства - обладающие полезным потенциалом материальные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения, эффективное использование которых непосредственно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации. Для обеспечения максимальной эффективности данного вида активов, необходимы качественно организованный учет, а также контроль объектов основных средств.
Государственное учреждение Ярославской области «Центр бухгалтерского учета» является казенным учреждением, функционально подчиненным департаменту финансов Ярославской области. Создано в соответствии с Гражданским кодексом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», в соответствии постановлением Правительства Ярославской области «О создании государственного учреждения Ярославской области «Центр бухгалтерского учета» [21]. Учреждение осуществляет свою деятельность с 17.01.2017 г. Главной задачей является ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности для органов исполнительной власти и государственных учреждений Ярославской области.
Для учета объектов основных средств используется счет 010100000 «Основные средства». Отраженные на этом счете объекты группируются в зависимости от их функциональной роли. Единицей учета является инвентарный объект, которому присваивается индивидуальный инвентарный номер.
Учет основных средств ведется с использованием программных продуктов таких как: АС «Планирование», АС «Бюджет», АС «Смета», ГИС «Государственные закупки Ярославской области».
Регистрами аналитического учета являются инвентарные карточки в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества, а также Оборотная ведомость по не финансовым активам.
В ходе проведенного исследования автором был отмечен высокий уровень квалификации работников бухгалтерии ГУ ЯО ЦБУ, а также качественное проведение мер по контролю основных средств .
ВКР включает в себя: введение, первую главу, вторую главу, третью главу и заключение.
В первой главе автор представил теоретические основы учета основных средств, определил состав организаций государственного сектора, привел определение бюджетного учета и его задачи. Раскрыл понятия, классификации и оценки основных средств, привел пример классификации основных средств по составу и назначению, которая является основой аналитического учета . Раскрыл понятие инвестиционной недвижимости.
Кроме этого автор описал нормативно-правовое регулирование учета и контроля основных средств, его историческое развитие. Также автор отметил вклад нововведенных федеральных стандартов для организаций государственного сектора в отношении основных средств, в процесс приближения к международным стандартам, а также повышение качества достоверности учетной и отчетной информации. Автор пришел к выводу, что в настоящее время нет единой трактовки количества и названий уровней регулирования бухгалтерского учета в организациях госсектора. В связи с этим, была поднята проблематика Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Кроме этого в первой главе автор представил функции, виды и способы проведения общегосударственного, независимого и внутрихозяйственного финансового контроля.
Во второй главе автором был рассмотрен реализуемый на практике учет движения основных средств, а именно их поступление, передача, начисление амортизации, проведение инвентаризации и выбытие. Автор представил документальное оформление учета движения основных средств, а также практический пример поступления основного средства и расчета его амортизации. Автором был составлен график документооборота по поступлению и выбытию основных средств, согласно которому осуществляется учет в учреждении.
В завершение второй главы были представлены результаты проведенной в ЦБУ инвентаризации, а также самостоятельно разработанный пример переоценки и выбытия основного средства, раскрывающий порядок учета списания основных средств в ЦБУ.
В третьей главе автором была проведена оценка системы внутреннего контроля в ЦБУ и ее эффективность. В результате ознакомления с системой внутреннего контроля и функционирования бухгалтерского учета было сформировано мнение о качественном уровне хранения основных средств и хорошей организации аналитического учета.
При проверке сохранности основных средств автор использовал основной метод выборочной проверки - инвентаризацию. Инвентаризация основных средств проводилась на основании приказа директора ЦБУ. Результаты инвентаризации были отражены полностью, своевременно. В ЦБУ на период проведения инвентаризации фактическое наличие основных средств совпадало с данными бухгалтерского учета.
Также автор провел проверку правильности оформления документов по поступлению основных средств, что послужило важным доказательством своевременности принятия основных средств к учету. Заключительным этапом проверки было сопоставление показателей в отчетных формах с остатками и оборотами по счетам Главной книги. После изучения и сверки всех соответствующих данному вопросу документов автор убедился в точности всех данных.
На основании сделанных выводов учреждению были предложены следующие рекомендации:
- более внимательно относиться к заполнению всех необходимых реквизитов в инвентарных карточках;
- внеси изменения в учетную политику ГУ ЯО «ЦБУ» (Приложение 1) в отношении основных средств, в соответствии с нововведенными стандартами.
Рекомендации и предложения, указанные в работе, поспособствуют усовершенствованию учета основных средств в ЦБУ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 №51-ФЗ.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 №402-ФЗ.
5. Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих
организациях».
6. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
7. Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н (ред. от 31.10.2017) "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
8. Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 07.03.2018) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
9. Приказ Минфина России от 30.12.1993 №160 «Положение по
бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций».
10. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
11. Приказ Минфина России от 30.03.2015 №52н «Об утверждении форм
первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными)
учреждениями, и Методических указаний по их применению».
12. Приказ Минфина России от 31.10.2017 №170н «Об утверждении
программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. №64н».
13. Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 07.03.2018) "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
14. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 28.02.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
15. Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов" .
16. Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства".
17. Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда".
18. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 07.07.2016) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
19. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".
20. Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
21. Постановление Правительства Ярославской области «О создании государственного учреждения Ярославской области «Центр бухгалтерского учета» от 16.06.2016 №683-п.
Основная литература
22. Вахрушина М.А., Бизина А.С., Сибилева Н.Н., Соколов А.А. Бюджетный учет и отчетность // Учебное пособие под редакцией Вахрушиной М.А., Москва, вузовский учебник ИФРА-М, 2011. - С.281.
23. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э. С. Проблемы дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета основных средств в государственном секторе // Учет в государственном секторе, 2015. - №8. - С. 14-22.
24. Еленевская Е.А. «Учет, анализ, аудит» / Еленевская Е.А., Ким Л.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 146 с.
25. Зборовская Е.Б., Солнцева О.Ю. Практический аудит: Учебное пособие / Е.Б.Зборовская, О.Ю. Солнцева, ЯФ МЭСИ. - Ярославль: Ярославль: «Канцлер», 2012. - 260 с.
26. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» /Кондраков Н.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 78 с.
27. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие/Под ред. проф. M.B. Мельник- М-: ИД ФВК-ПРЕСС, 2003-520 с.
28. Никандрова Л.К., «Бухгалтерский финансовый учет» / Л.К. Никандрова, М.Д. Акатьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 563 с.
29. Савина А.А., Савин И.А., Савин Д.А. Аудит для магистров: Практический аудит: Учебник. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. - 188 с.
30. Сигидов Ю.И. «Бухгалтерский учет и анализ» /Сигидов Ю.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 451 с.
31. Шеремет А.Д., Суйц В.П. «Финансовый учет и отчетность» / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 102 с.
Научные статьи
32. Гуккаев В.Б. Документальное оформление операций с основными средствами/ Гуккаев В.Б. // Консультант бухгалтера. - 2013. - 59 с.
33. Дружиловская, Т.Ю., Дружиловская, Э.С., Маслова, Т.С. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях / Т.Ю.Дружиловская, Э.С Дружиловская, Маслова Т.С. // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - №23. - С.2-18.
34. Купреев В.В. Бухгалтерский учет объектов основных средств. Рекомендации по организации учета. Учет приобретения объектов основных средств / Купреев В.В. // Консультант бухгалтера. - 2013 г. - № 10.
Интернет-ресурсы
35. Консультант Плюс - законодательство РФ кодексы и законы в последней редакции: Официальный сайт [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - 1997-2018. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.05.2018).