Последние сорок лет мы стали свидетелями возрождения интереса к апокалиптической литературе. Е.Кейсмен утверждал, что «Апокалиптическая литература - мать всей христианской эсхатологии». Вопросы ее происхождения, ее особенности и значения вызывают оживленную дискуссию. Так, на рубеже веков она привлекла интерес ученных Дж.Вайса и А.Швейцара , а также британских ученых Р.Г. Чарльза и Ф. С. Беркитта , которые проделали кропотливую работу над толкованием и исследованием книг, относящихся к апокалиптической литературе.
Ф.С.Беркитт выделил шесть книг в каноне ветхого завета, в которых автор поднимает вопросы эсхотологии : книга пророка Исайи (24-27, 33-35, 56-66), книга пророка Иеремии(33:14-26), книга пророка Даниила(7-12), книга пророка Иоиля и книга пророка Иезекиля(38-39). Предметом моего исследования будет книга пророка Исайи,24-27 главы которой представляют интерес для изучения эсхотологических представлений того времени. Эти главы интересны своими яркими образами, метафорическим изложением и картиной эсхатологического пира, которая отсутствует в других пророческих книгах Ветхого завета.
Цель данного исследования- провести анализ 24-27 глав книги пророка Исайи и определить, относится ли данная книга к жанру эсхатологической литературы.
Задачи исследования данной работы:
1) Определить жанр эсхатологии
2) Рассмотреть особенности иудейской эсхатологии
3) Проанализировать, какие элементы иудейской эсхатологии проявляются в 24-27 главах книги пророка Исайи
Подводя итоги, следует сказать, что, исследуя элементы апокалептического жанра в книге пророка Исайи, мы выявили такие элементы, как пророчество о катастрофе, суд над язычниками , воскресение благодаря Божьему замыслу, обновление творения через новый завет Бога и человека, заключенный посредством пира, цикличность повествования Великого апокалипсиса Исайи соответствует ветхозаветному эсхатологическому мышлению.
Рассмотрев данные элементы в данных главах Исайи, можно судить в первую очередь о влиянии угаритской мифологии. Преемственность образов из угаритских текстов говорит о том, что угаритские мифы были широкого известны среди ветхозаветных иудеев, скорее всего они передавались устной традицией, так что пророки ветхого завета были зависимы от них.
Таким образом, 24-27 главы книги пророка Исайи являются ярким примером эсхатологической литературы.
1. А.Д.Вейсман, Греческо- русский словарь (изд. 5 , Санкт-Петербург, 1899)
2. А.П. Лопухин, Толковая Библия (1912,Санкт- Петербург)
3. W. D.Barker, Isaiah’s King Polemic; An Exegetical Study in Isaiah 24-27 (Tubingen, 2014)
4. F.D Brown, S. R. Driver, Charles A. Briggs, The enhanced Brown-Driver- Briggs Hebrew and English lexicon (Oxford, 1906)
5. F.C. Burkitt, Jewish and Christian Apocalypses (1914, London)
6. S. L. Cook , The Apocalyptic Literature (Interpreting Biblical Texts; Nashville: Abingdon, 2003)
7. J. Day, God's Conflict with the Dragon and the Sea(1985,London)
8. F.C.Delitzsch, Biblical Commentary on the Prophecies of Isaiah( 1866, Germany)
9. G. R. Driver, Linguistic and textual problems: Isaiah (1951, London)
8. K. Elliger et W.Rudolf, Biblia Hebraica Stuttgartensia ( Deutshe Bibelgesellschaft, Stuttgard, Germany, 1997)
9. J. Goldingay, Isaiah (NIBC; Peabody: Hendrickson Publishers, 2001)
10. Gray, A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Isaiah(1912,New York)
11. P. Hanson , The Dawn of Apocalyptic (Philadelphia: Fortress, 1975)
12. P. Hanson , Apocalypses and Apocalypticism (Philadelphia, 1970)
13. K. Koch,The Rediscovery of Apocalyptictrans. (London, 1910)
14. S.Koehler, W.Baumgartner, The Hebrew and aramaic Lixicon of the Old Testament (Berlin, 1987)
15. The Oxford English Dictionary (OED)
16. J. B . Pritchard, Ancient near eastern texts 'Relating to the Old Testament ( New Jersey,1969)17. A. Rahlfs,Septuaginta(1935, 1979 Deutusche
Bibelgesellschaft, Stuttgart, Germany)
18. Russell, D. S., The Method and Message of Jewish Apocalyptic (London: SCM, 1964)
19. E. Tov. Textual Criticism of the Hebrew Bible (Minneapolis and Assen/Maastricht: Fortress Press and Van Gorcum, 1992)
20. J. C. VanderKam, Apocalyptic Literature, in The Cambridge Companion to Biblical Interpretation(Cambridge: Cambridge University Press, 1998).
21. J. Weiss, Jesus Proclamation of the Kindom of God,(ET London 1971);