УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 12
РАЗДЕЛ II. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬
ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА 32
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 12
РАЗДЕЛ II. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО¬
ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА 32
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время общество характеризуется обеднением духовности человека, обесцениванием нравственных идеалов, кризисом общественного сознания, размытостью культурных ценностей, в связи, с чем проблема управления развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих является актуальной.
В основе профессионально-этической культуры заложены профессиональная культура человека, гармония высокоразвитого профессионального мышления, знаний, чувств и творческой деятельности, способствующей эффективной организации общения с людьми, а также представления о социальной значимости конкретного вида труда, профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, чести и ответственности. Она оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества.
По результатам исследований С.В. Алиевой, В.С. Мухаметжановой и Л.Д. Паруниной профессионально-этическая культура муниципальных служащих характеризуется преимущественно низким уровнем своего развития . Об этом косвенно свидетельствует и дефицит фундаментальных и прикладных исследований применительно к предмету настоящего исследования.
Отсюда, актуальность исследования определяется следующим образом: во-первых, эффективность деятельности муниципальных структур во многом зависит от профессионально-этической культуры служащих; во-вторых, в настоящее время наблюдается низкий уровень профессионально -этической культуры муниципальных служащих; в-третьих, развитая профессионально¬этическая культура муниципальных служащих способствует формированию качественно новых гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения, демократической культуры взаимоотношений.
Данные положения являются предпосылкой для исследования уровня профессионально-этической культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района и разработки путей совершенствования управления ее развитием.
Степень изученности темы. Профессионально-этическая культура специалистов все чаще становится объектом научных исследований. Прежде всего, она рассматривается в публикациях, посвященных подготовке специалистов различного профиля к профессиональной деятельности, развития у них профессионально важных качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми социальным окружением, в частности, в работах Н.И. Аргониной, Е.А. Вызулина, О.В. Дивненко, И.В. Кондратович, Е.А. Корчагиной, С.И. Левковича, Н.И. Никитиной, Е. П. Якубовой .
Общим вопросам развития профессионально-этической культуры современного специалиста посвящены труды В.Н. Бобрикова, Ч.Ф. Валлиулиной, А.А. Вотинова, А.Г. Дурцевой, Н.В. Куриловича, А.В. Шарова .
Отдельные элементы культуры рассмотрены в работах авторов, исследующих состояние системы современного муниципального управления - Н.П. Варфоломеевой, А.А. Еремина, В.Н. Ильина,
С.Ю. Кабашова, Н.Г. Ломовой, А.А. Мадьярова, Т.П. Макаровой,
Л.Д. Паруниной .
Вопросы развития этической и духовно -нравственной культуры муниципальных служащих нашли свое отражение в трудах таких исследователей как К.Ю. Багратуни, Н.В. Даналиной, Е.А. Домников, И.П. Дорошина, А.Н. Ручкин, А.Е. Улунова, С.К. Хаидов, И.Г. Ходжаева .
Таким образом, анализ литературы показал, что проблема управления развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих на сегодняшний день не нашла достаточного отражения и нуждается в дальнейшем теоретико-методологическом анализе.
Изучение вопросов управления развитием профессионально-этической культуры служащих органов муниципального управления и их дефицит в научной литературе обуславливает необходимость теоретического и эмпирического исследования данной проблемы.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью развития профессионально -этической культуры
муниципальных служащих и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по повышению ее уровня.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что низкий уровень профессионально-этической культуры муниципальных служащих обусловлен преимущественным применением в их профессиональной деятельности технологий бюрократического управления и, одновременно с этим, низкой степенью применения инноваций, технологий планирования и прогнозирования в профессиональной деятельности.
Объектом исследования выступает профессионально-этическая культура муниципальных служащих администрации Белгородского района.
Предметом исследования являются методы управления развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию управления профессионально-этической культурой служащих органов местного самоуправления.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих.
2. Провести диагностику уровня профессионально -этической культуры служащих администрации Белгородского района.
3. Разработать комплекс мер, способствующих совершенствованию
управления развитием профессионально-этической культуры
муниципальных служащих.
В основе профессионально-этической культуры заложены профессиональная культура человека, гармония высокоразвитого профессионального мышления, знаний, чувств и творческой деятельности, способствующей эффективной организации общения с людьми, а также представления о социальной значимости конкретного вида труда, профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, чести и ответственности. Она оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества.
По результатам исследований С.В. Алиевой, В.С. Мухаметжановой и Л.Д. Паруниной профессионально-этическая культура муниципальных служащих характеризуется преимущественно низким уровнем своего развития . Об этом косвенно свидетельствует и дефицит фундаментальных и прикладных исследований применительно к предмету настоящего исследования.
Отсюда, актуальность исследования определяется следующим образом: во-первых, эффективность деятельности муниципальных структур во многом зависит от профессионально-этической культуры служащих; во-вторых, в настоящее время наблюдается низкий уровень профессионально -этической культуры муниципальных служащих; в-третьих, развитая профессионально¬этическая культура муниципальных служащих способствует формированию качественно новых гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения, демократической культуры взаимоотношений.
Данные положения являются предпосылкой для исследования уровня профессионально-этической культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района и разработки путей совершенствования управления ее развитием.
Степень изученности темы. Профессионально-этическая культура специалистов все чаще становится объектом научных исследований. Прежде всего, она рассматривается в публикациях, посвященных подготовке специалистов различного профиля к профессиональной деятельности, развития у них профессионально важных качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми социальным окружением, в частности, в работах Н.И. Аргониной, Е.А. Вызулина, О.В. Дивненко, И.В. Кондратович, Е.А. Корчагиной, С.И. Левковича, Н.И. Никитиной, Е. П. Якубовой .
Общим вопросам развития профессионально-этической культуры современного специалиста посвящены труды В.Н. Бобрикова, Ч.Ф. Валлиулиной, А.А. Вотинова, А.Г. Дурцевой, Н.В. Куриловича, А.В. Шарова .
Отдельные элементы культуры рассмотрены в работах авторов, исследующих состояние системы современного муниципального управления - Н.П. Варфоломеевой, А.А. Еремина, В.Н. Ильина,
С.Ю. Кабашова, Н.Г. Ломовой, А.А. Мадьярова, Т.П. Макаровой,
Л.Д. Паруниной .
Вопросы развития этической и духовно -нравственной культуры муниципальных служащих нашли свое отражение в трудах таких исследователей как К.Ю. Багратуни, Н.В. Даналиной, Е.А. Домников, И.П. Дорошина, А.Н. Ручкин, А.Е. Улунова, С.К. Хаидов, И.Г. Ходжаева .
Таким образом, анализ литературы показал, что проблема управления развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих на сегодняшний день не нашла достаточного отражения и нуждается в дальнейшем теоретико-методологическом анализе.
Изучение вопросов управления развитием профессионально-этической культуры служащих органов муниципального управления и их дефицит в научной литературе обуславливает необходимость теоретического и эмпирического исследования данной проблемы.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью развития профессионально -этической культуры
муниципальных служащих и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по повышению ее уровня.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что низкий уровень профессионально-этической культуры муниципальных служащих обусловлен преимущественным применением в их профессиональной деятельности технологий бюрократического управления и, одновременно с этим, низкой степенью применения инноваций, технологий планирования и прогнозирования в профессиональной деятельности.
Объектом исследования выступает профессионально-этическая культура муниципальных служащих администрации Белгородского района.
Предметом исследования являются методы управления развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию управления профессионально-этической культурой служащих органов местного самоуправления.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих.
2. Провести диагностику уровня профессионально -этической культуры служащих администрации Белгородского района.
3. Разработать комплекс мер, способствующих совершенствованию
управления развитием профессионально-этической культуры
муниципальных служащих.
Профессионально-этическая культура служащего является составной частью базовой культуры личности и описывает деятельность человека, который в процессе повседневной работы взаимодействует с людьми, влияя на них, и характеризует его с профессионально-личностной стороны, раскрывая уровень развития знаний, умений, личностных качеств, связанных с областью его профессиональной деятельности.
Профессионально-этическая культура муниципального служащего - это системное качественное состояние личности, которое характеризует уровень профессионально-этического развития специалиста, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и ее результатах, а также способность применять этические нормы и принципы морали в повседневной деятельности и поведении.
В процессе анализа теоретических основ управления профессионально¬этической культуры муниципальных служащих, нами было выявлено, что структура профессионально-этической культуры чиновников объединяет в себя ряд элементов: профессиональные ценности, профессиональные нормы, профессиональные знания, профессиональные навыки, качества личности, мотивация профессиональной деятельности.
Управление развитием профессионально -этической культуры муниципальных служащих является достаточно сложным процессом и в большей степени зависит от личностных особенностей человека. Оно предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления на ее структурные элементы с целью повышения трудового потенциала служащих для решения личных задач и задач в области развития муниципального образования. Субъект управления профессионально-этической культуры муниципальных служащих сложен и многогранен. Субъект управления включает в себя органы местного самоуправления, руководителей, коллектив, окружающий служащего и его самого.
При управлении развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих особое внимание необходимо уделить измерению уровня сформированности данного вида культуры. Данный процесс может осуществляться как оценка качества профессиональной деятельности с привлечением экспертов, проведения тестирования, анкетирования, анализа результатов социологических исследований.
Проблема измерения уровней сформированности профессионально-этической культуры муниципальных служащих связана с проблемой критериев ее оценки. Критерии профессионально-этической культуры выделяются исходя из понимания системы как культуры, определения ее структурных элементов, описание культуры как процесса и итога творческого постижения и осознания ценностей, технологий при профессиональной самореализации личности муниципального служащего.
Об уровне развития профессионально -этической культуры муниципального служащего могут свидетельствовать следующие критерии: ценностное отношение к профессиональной деятельности; уровень технологической компетентности; степень выраженности творческой активности; преобладающий стиль мышления; мотивация к
профессиональному совершенству; степень развития этического компонента.
На основе предложенных критериев, нами были выделены три уровня развития профессионально-этической культуры, каждому из которых соответствует определенный тип культуры: низкий уровень - адаптивный тип, средний - репродуктивный, высокий - креативный.
В настоящее время развитию профессионально -этической культуры муниципальных служащих препятствует социокультурный барьер, связанный с особенностями отечественной культурно-исторической традиции и бюрократический, обусловленный применением технологий бюрократического управления во внутренней среде, ориентированностью сотрудников на качество выполняемых операций, не уделяя необходимого внимания ценностно-смысловому аспекту практической деятельности.
С целью диагностики уровня профессионально этической культуры муниципальных служащих нами было проведено социологическое исследование «Профессионально-этическая культура муниципальных служащих».
Анализ результатов исследования выявил, что набор профессиональных ценностей служащих типичен: отчетливо выраженная установка на профессиональную деятельность и профессиональное развитие. Технологическая компетентность не выражена. Мышление и творческая активность муниципальных служащих ограничены в основном рамками профессиональной деятельности. Этический компонент характеризуется преобладанием у служащих неформальных норм профессиональной этики над организационными.
В настоящее время уровень развития профессионально-этической культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района соответствует среднему (репродуктивному типу культуры). К данной категории относятся, прежде всего, молодые специалисты. Высокий уровень (креативный тип) характерен преимущественно для руководителей и специалистам с большим стажем муниципальной службы.
Переход муниципальных служащих от репродуктивного типа профессионально-этической культуры к креативному осложняется комплексом различных причин: профессиональная деятельность
муниципальных служащих в настоящее время крайне бюрократизирована, при выполнении своих обязанностей специалисты ориентированы, прежде всего, на исполнение требований нормативных актов, служебных инструкций и распоряжений руководителей, что ограничивает инициативу, сокращает возможности творчества; для сотрудников характерна низкая степень применения инноваций, технологий планирования и прогнозирования в профессиональной деятельности; главным мотивационным фактором для муниципальных служащих является самореализация, что ориентирует специалиста «на себя», в то время как его главные задачи заключаются в обеспечении социального обслуживания граждан, исполнении муниципальных заданий и др.
В целях совершенствования управления развитием профессионально - этической культуры муниципальных служащих мы предлагаем реализацию следующих мероприятий:
1. Совершенствование практики повышения квалификации муниципальных служащих в целях развития инновационной, творческой активности, развития навыков принятия управленческих решений, прогнозирования и планирования в профессиональной деятельности, развития этической культуры. Обучение необходимо проводить на основе проектных офисов, подразделений, созданных как на базе образовательных учреждений, так и на рабочих местах.
2. Руководству органов местного самоуправления следует привлекать специалистов, представленных на рынке информационно-консалтинговых центров, для проведения социально-психологических тренингов в целях развития умений и навыков общения и взаимодействия с упражнениями, развивающими интуицию, творческие способности, искусство вербального и невербального общения, умение работать в команде.
3. С целью роста мотивации персонала в отношении желаемого поведения мы предлагаем включить в методику стимулирования муниципальных служащих внутренние конкурсы.
4. В целях определения типа профессионально-этической культуры
муниципальных служащих, руководителям органов местного
самоуправления необходимо организовать систематическое измерение уровня профессионально-этической культуры специалистов. Диагностика должна проводиться на регулярной основе по предложенной системе критериев
Результатом реализации данных мероприятий станет формирование креативного типа профессионально-этической культуры муниципальных служащих, повышение качества выполнения профессиональных обязанностей, и, как следствие, повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления, а также формирование положительного имиджа органов местного самоуправления в целом.
Профессионально-этическая культура муниципального служащего - это системное качественное состояние личности, которое характеризует уровень профессионально-этического развития специалиста, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и ее результатах, а также способность применять этические нормы и принципы морали в повседневной деятельности и поведении.
В процессе анализа теоретических основ управления профессионально¬этической культуры муниципальных служащих, нами было выявлено, что структура профессионально-этической культуры чиновников объединяет в себя ряд элементов: профессиональные ценности, профессиональные нормы, профессиональные знания, профессиональные навыки, качества личности, мотивация профессиональной деятельности.
Управление развитием профессионально -этической культуры муниципальных служащих является достаточно сложным процессом и в большей степени зависит от личностных особенностей человека. Оно предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления на ее структурные элементы с целью повышения трудового потенциала служащих для решения личных задач и задач в области развития муниципального образования. Субъект управления профессионально-этической культуры муниципальных служащих сложен и многогранен. Субъект управления включает в себя органы местного самоуправления, руководителей, коллектив, окружающий служащего и его самого.
При управлении развитием профессионально-этической культуры муниципальных служащих особое внимание необходимо уделить измерению уровня сформированности данного вида культуры. Данный процесс может осуществляться как оценка качества профессиональной деятельности с привлечением экспертов, проведения тестирования, анкетирования, анализа результатов социологических исследований.
Проблема измерения уровней сформированности профессионально-этической культуры муниципальных служащих связана с проблемой критериев ее оценки. Критерии профессионально-этической культуры выделяются исходя из понимания системы как культуры, определения ее структурных элементов, описание культуры как процесса и итога творческого постижения и осознания ценностей, технологий при профессиональной самореализации личности муниципального служащего.
Об уровне развития профессионально -этической культуры муниципального служащего могут свидетельствовать следующие критерии: ценностное отношение к профессиональной деятельности; уровень технологической компетентности; степень выраженности творческой активности; преобладающий стиль мышления; мотивация к
профессиональному совершенству; степень развития этического компонента.
На основе предложенных критериев, нами были выделены три уровня развития профессионально-этической культуры, каждому из которых соответствует определенный тип культуры: низкий уровень - адаптивный тип, средний - репродуктивный, высокий - креативный.
В настоящее время развитию профессионально -этической культуры муниципальных служащих препятствует социокультурный барьер, связанный с особенностями отечественной культурно-исторической традиции и бюрократический, обусловленный применением технологий бюрократического управления во внутренней среде, ориентированностью сотрудников на качество выполняемых операций, не уделяя необходимого внимания ценностно-смысловому аспекту практической деятельности.
С целью диагностики уровня профессионально этической культуры муниципальных служащих нами было проведено социологическое исследование «Профессионально-этическая культура муниципальных служащих».
Анализ результатов исследования выявил, что набор профессиональных ценностей служащих типичен: отчетливо выраженная установка на профессиональную деятельность и профессиональное развитие. Технологическая компетентность не выражена. Мышление и творческая активность муниципальных служащих ограничены в основном рамками профессиональной деятельности. Этический компонент характеризуется преобладанием у служащих неформальных норм профессиональной этики над организационными.
В настоящее время уровень развития профессионально-этической культуры муниципальных служащих администрации Белгородского района соответствует среднему (репродуктивному типу культуры). К данной категории относятся, прежде всего, молодые специалисты. Высокий уровень (креативный тип) характерен преимущественно для руководителей и специалистам с большим стажем муниципальной службы.
Переход муниципальных служащих от репродуктивного типа профессионально-этической культуры к креативному осложняется комплексом различных причин: профессиональная деятельность
муниципальных служащих в настоящее время крайне бюрократизирована, при выполнении своих обязанностей специалисты ориентированы, прежде всего, на исполнение требований нормативных актов, служебных инструкций и распоряжений руководителей, что ограничивает инициативу, сокращает возможности творчества; для сотрудников характерна низкая степень применения инноваций, технологий планирования и прогнозирования в профессиональной деятельности; главным мотивационным фактором для муниципальных служащих является самореализация, что ориентирует специалиста «на себя», в то время как его главные задачи заключаются в обеспечении социального обслуживания граждан, исполнении муниципальных заданий и др.
В целях совершенствования управления развитием профессионально - этической культуры муниципальных служащих мы предлагаем реализацию следующих мероприятий:
1. Совершенствование практики повышения квалификации муниципальных служащих в целях развития инновационной, творческой активности, развития навыков принятия управленческих решений, прогнозирования и планирования в профессиональной деятельности, развития этической культуры. Обучение необходимо проводить на основе проектных офисов, подразделений, созданных как на базе образовательных учреждений, так и на рабочих местах.
2. Руководству органов местного самоуправления следует привлекать специалистов, представленных на рынке информационно-консалтинговых центров, для проведения социально-психологических тренингов в целях развития умений и навыков общения и взаимодействия с упражнениями, развивающими интуицию, творческие способности, искусство вербального и невербального общения, умение работать в команде.
3. С целью роста мотивации персонала в отношении желаемого поведения мы предлагаем включить в методику стимулирования муниципальных служащих внутренние конкурсы.
4. В целях определения типа профессионально-этической культуры
муниципальных служащих, руководителям органов местного
самоуправления необходимо организовать систематическое измерение уровня профессионально-этической культуры специалистов. Диагностика должна проводиться на регулярной основе по предложенной системе критериев
Результатом реализации данных мероприятий станет формирование креативного типа профессионально-этической культуры муниципальных служащих, повышение качества выполнения профессиональных обязанностей, и, как следствие, повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления, а также формирование положительного имиджа органов местного самоуправления в целом.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
СОВРЕМЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО (НА
ПРИМЕРЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ «ГОРОД
ВАЛУЙКИ И ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН»)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРУЖСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ИВНЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000



