ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Социально-экономическое содержание текучести кадров и ее особенности для предприятий торговли 6
1.2 Современные подходы к оценке текучести кадров, задачи по ее снижению 15
1.3 Система методов и показателей оценки регулирования текучести персонала 26
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА В ООО «НЬЮ ВЕЙВ ДИСТРИБЬЮШН» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Нью Вейв
Дистрибьюшн» 33
2.2 Характеристика системы управления персоналом в ООО «Нью Вейв
Дистрибьюшн» 37
2.3 Анализ системы регулирования текучести персонала в ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн» 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА В ООО «НЬЮ ВЕЙВ ДИСТРИБЬЮШН» 55
3.1 Предложения по снижению текучести персонала в ООО «Нью Вейв
Дистрибьюшн» 55
3.2 Обоснование эффективности мероприятий по снижению текучести
персонала в ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день неустойчивость развития экономики непосредственным образом проявляется в росте текучести персонала организаций всех видов и форм собственности. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя пойти на такой шаг готовы далеко не все.
Текучесть кадров ухудшает многие производственные показатели. Прежде всего это упущенная прибыль из-за медленного вхождения в курс дела новичков, снижение производительности труда. Высококвалифицированные специалисты отвлекаются на обучение новых сотрудников. Возникают сложности с мотивацией персонала. Текучесть кадров ухудшает моральный климат в коллективе, что препятствует созданию команды. Такая ситуация - это серьезный сигнал руководству о необходимости разобраться в процессах происходящих в компании.
На уровень текучести персонала оказывают влияние множество факторов: род деятельности предприятия, пол и возраст работающих, общее состояние конъюнктуры. В торговле уровень текучести кадров традиционно выше, чем в производственных отраслях; текучесть женской рабочей силы значительно выше, чем мужской; текучесть рабочей силы ниже в фазе оживления и подъема экономики.
Таким образом, регулирование текучести персонала становится основным фактором, определяющим стратегический успех, устойчивость и стабильность развития организации. При контролируемой текучести возникает возможность вытеснения неконкурентоспособных работников: лиц с пониженной
производительностью труда и работоспособностью, низким или морально устаревшим профессионально-квалификационным уровнем, слабо
сформированными мотивационными установками и т.д. Как следствие, открываются возможности для кадровых перестановок и карьерного роста оставшихся «лучших» сотрудников, которые позволяют организации получить весомое конкурентное преимущество на рынке.
В этой связи актуальной становится работа с увольняющимися и разработка мероприятий по сокращению текучести персонала.
Но несмотря на то, что проблема текучести кадров достаточно освещена в научной литературе, новизна данного исследования состоит в том, что проблема текучести кадров и причины ее появления изучаются в конкретной торговой организации.
Степень научной разработанности. При выполнении данной работы использовались научные и учебно-методические работы следующих авторов: В.Р. Веснина, Е.П. Голубкова, А.В. Гольцова, А.А. Долбунова, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, А.М. Смирновой, Н.П. Тучиной, Г.В. Щекина и других.
Объектом исследования работы является предприятие торговли ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн».
Предметом исследования является уровень текучесть кадров в ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы по снижению текучести персонала на примере ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн».
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты текучести персонала в организации;
2. проанализировать современное социально-экономическое состояние
ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн»;
3. проанализировать существуюу систему регулирования текучести
персонала в ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн»;
4. разработать комплекс мероприятий по снижению текучести персонала ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн», а так же определить их социально-экономическую эффективность.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанной программы и другими организациям.
Информационной базой для работы послужила финансовая и статистическая отчетность предприятия за период 2014-2016 гг.и другие органиационные документы организации.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования как: комплексный и сравнительный анализ показателей; анали документов, наблюдение; анкетирование.
Структура исследования соответствует поставленной цели и задачам исследования и состоит из введения; трех глав; заключения; списка использованной литературы и приложений.
Текучесть кадров - это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Высокий уровень текучести кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия, поэтому, для руководителя главное - создать эффективную систему, которая позволит управлять «текучестью» и минимизировать ее.
Процедура управления текучестью персонала состоит из 3 основных этапов: определение уровня текучести персонала, выявление причин и мотивов текучести и разработка программ регулирования текучестью персонала.
Для изучения основных мотивов текучести кадров целесообразно получить информацию о потребностях, стремлениях и желаниях работников.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн». На его примере, с использованием статистических данных за 2014-2016 гг., различных аналитических методов, проведен анализ состава и структуры персонала.
Проанализировав кадровый состав работников предприятия; рассмотрев анализ движения персонала были рассчитаны коэффициенты на торговом предприятии ООО «Нью Вейв Дистрибьюшн», а так же выявлена текучесть персонала.
В результате выявлена наиболее уязвимая категория сотрудников, составляющих основную текучесть на предприятии: к ним относятся продавцы женского пола до 30 лет, со специальным образованием, отработавшие на предприятии менее или чуть больше года.
Для получения максимально правдивой информации о причинах увольнения проведено анкетирование увольняющихся работников с помощью так называемой «Анкеты на выходе». Кроме того, проведено анкетирование работающих сотрудников с целью выявления мотивирующих факторов, влияющих на удовлетворенность работой, и оказывающие влияние на уровень текучести.
Информация о мотивах и причинах текучести персонала является необходимым условием разработки программы стабилизации коллектива.
В ходе исследования выявлено, что основными причинами текучести персонала являются: низкий уровень оплаты труда, недостатки в материальном стимулировании, в денежном вознаграждении за индивидуальные достижения; выявлено отсутствие карьерного развития, возможностей самореализации работника; а также неудовлетворительность социально-психологическим климатом в коллективе.
Для того, чтобы сократить текучесть персонала, необходимо применять профилактические меры с еще работающими сотрудниками и разработать программу учетом всех факторов, влияющих на текучесть персонала. Этому посвящена третья проектная часть работы.
С учетом всех факторов: предложены возможные варианты устранения причин текучести; разработана программа по снижению текучести персонала; определен срок реализации данной программы - 2 года; определены лица, ответственные за внедрение данной программы.
Кроме того, выделены основные направления по улучшению социально¬психологического климата в коллективе, для чего следует:
- регулярное проведение диагностика социально-психологического климата в коллективе и оценки степени удовлетворенности потребностей сотрудников путем анкетирования;
- совершенствование процессом отбора кадров, путем внедрение системы психологического тестирования и личного собеседования;
- выработка программы помощи адаптации на новом месте;
- налаженных коммуникаций внутри коллектива, путем
беспрепятственного обмена информацией, как между сотрудниками так и доступность руководства;
- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование и развитие организационной культуры, посредством проведения корпоративных мероприятий.
Таким образом, с уменьшением текучести, в коллективе установится более благоприятная психологическая обстановка, а предложенная программа позволит минимизировать затраты, связанные с текучестью персонала.
1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации Л.Н. Банникова [Текст] : учебное пособие. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 151 с.
2. Аскарова, В.В. Проблемы текучести персонала в организациях [Текст] // Отдел кадров. - 2008. - № 2.-С.48-49.
3. Беннетт, Р. Коэффициенты расчета текучести кадров[Электронный ресурс] - http: //www.elitarium.ru (Дата обращения 04.03.2017).
4. Бухалков М.И. Совершенствование организации и нормирование труда в современном производстве [Текст] : Учебное пособие / М.И. Бухалков - Самара: СамГТУ, 2006.
5. Батаршева А. Психология управления персоналом [Текст] / Е. Борисова Служба кадров: Ежемесячный журнал. - M. - 2003. - №10. - С. 19-21.
6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала [Текст] : Пособие по кадровой работе / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 230 с.
7. Григорьева И. Текучесть кадров [Электронный ресурс] - www.bonsk.ru (Дата обращения 05.03.2017).
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. [Текст] - М.: Проспект, 2008.
9. Гольцов А. В. Методы снижения текучести кадров [Текст] // Маркетинг. - 2006. - № 2. - с.39-43.
10. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом [Текст]: Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 352с.
11. Голубков Е.П. Анализ текучести кадров на предприятии А.В. Гольцов Маркетинг. - 2006. - №2. - С. 39-43.
12. Долбунов А. А. Текучесть кадров - основная проблема предприятий [Текст] // Маркетинг. - 2006. - № 12. - с.57-64.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом [Текст] : Учебник для вузов / А.П. Егошин. - Новгород: Издательство «Март», 2000. - 238 с.
14.Зорин А.Л. Справочник экономиста в формулах и примерах [Текст] : учебное пособие / А.Л. Зорин - М.: Профессиональное издательство, 2008.
15. Иванов А.П. Менеджмент [Текст] : конспект лекций / О.В. Ижбулатов Управление персоналом. - 2007. - №1. - С. 70-73.
16. Кабушкин Н.Н. Основы кадрового менеджмента [Текст] : учебное пособие / М.В. Каймакова. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 80 с.
17. Котельникова Н.В. Экономика организаций [Текст] : учебное пособие / Ю. Красикова Управление персоналом. - 2005. - №11. - С. 27-32.
18. Как правильно мотивировать сотрудников?. - Режим доступа:
http:www.shine.mdarticle.php? агйс1е=25(Дата обращения 04.03.2017).
19. Каменипера, С.Е. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа. - 2005. - 613с.
20. Кибанов, А. Покидая прежнее место работы [Текст] // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 3.-С.21-28.
21. Кибанов, А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Реламентация труда [Текст] - М.: ПРИОР, 2007, 376 с.
22. Клемина Т.Н. Гибкие системы вознаграждения персонала за рубежом
Персонал-Микс. - 2001. - №1. - Режим доступа: http:www.personal-
mix.ruportal12voznag.html (Дата обращения 04.03.2017).
23. Каверина, Ю. Почему люди уходят и что с этим делать [Электронный ресурс] - www.kadrovik.ru (Дата обращения 12.03.2017).
24. Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов - М.: ЮНИТИ, 2006.
25. Коробейников, О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия [Текст]: Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2003.
26. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия [Текст] : Учебное
пособие / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: ЗАО Бизнес-школа
«Интел-синтез», 2001. - 376 с.
27. Магура, М.И. Поиск и отбор персонала [Текст] : учебное пособие / М.И. Магура, - М.: Дело, 2007.
28. Маковская Н. Анализ человеческих ресурсов в системе управления персоналом [Текст] / Н.А. Маренков. - М.: Трикса: Академ. Проект, 2005. - 460 с.
29. Могилевкин Е.А. Мотивация и демотивация профессиональной
деятельности персонала [Текст] / Е.Б. Моргунов. - М.: Дело, 2005. - 354 с.
30. Небалуева Л.А. Измерение удовлетворенности персонала [Текст] / Е.А. Новиков. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 281 с.
31. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] - СПб.: Речь, 2004.
32. Никифорова, Л. Анализируйте текучесть персонала, и вы много узнаете о компании [Текст] // Кадровое дело. 2006. - № 2.-С.11-15.
33. Новикова Е.Д. Корпоративная культура и управление изменениями [Текст] / С.Н. Паркинсон, М.К. Рустомджи. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 272 с.
34.Опросник для исследования удовлетворенности трудом [Электронный ресурс] - http://www.market-journal.com/psihupravlenie/112.html (Дата
обращения 04.03.2017).
35. Перцова Н. Как управлять текучестью персонала [Текст] // Секрет фирмы. 2008. - № 9.
36. Постановление Госкомстата от 31.11.01 Г. № 891 «Инструкция об
использовании численности работников и использовании рабочего
времени» [Электронный ресурс] - СПС «Гарант» (Дата обращения 04.03.2017).
37. Проблема текучести кадров и пути её решения [Электронный ресурс] - http://www.job.ws/articles/tekuchest.html (Дата обращения 11.03.2017).
38. Попазова, О.А. Экономика труда [Текст] - СПб.: Вектор, 2005. - 192 с.
39. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст] - М.: Аспект- Пресс, 2000.- 172 с.
40. Пустынникова, Ю. Почему уходят квалифицированные сотрудники и руководители? [Текст] //Кадровый менеджмент. - 2005. - № 1.-С.5-8.
41. Ребрин, Ю. И. Основы экономики и управления производством [Текст] : учебное пособие / Ю. И Ребрин - Таганрог: ТРТУ, 2002. - 516с.
42. Ремизов, Н.Д. Менеджмент персонала предприятия [Текст] : учебное пособие / Н.Д. Ремизов - М.: Дело 2005.
43. Рубцов, Л. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная [Текст] / Л. Рубцов, В. Гагаринов // ЧТ. - 2002. - №7.-С.28-33.
44. Свистунов, В. Современные подходы к оценке текучести персонала [Текст] / В. Свистунов, М. Тюленева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 6.
45. Смирнов, Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом [Текст] // Кадры, персонал. - 2005. - № 6.-С.29-35.
46. Сотникова, С. Диагностика текучести персонала в торговле [Текст] / С. Сотникова, Ю. Соловьева // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - № 11.
47. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] : учебное пособие / В.В. Травин. - М.: Высшая школа, 2005. - 362 с.
48. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - СПС «Гарант» (Дата обращения 04.03.2017).
49. Тучина Н.П. Текучесть кадров: диагноз или симптом? [Текст] / Е. Уварова Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №9. - С. 33.
50. Управление персоналом организации [Текст] : Учебное пособие/ под ред. А.Я. Кибанова - М.: ИНФРА-М, 2007.
51. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / под ред. Т.Ю. Базарова.- М.: Академия, 2009.
52. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики [Текст] : / под ред. Марра, - М.: ЮНИТИ, 2006.
53. Управление персоналом организации [Текст] : Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М: ЮНИТИ, 2002. -560 с.
54. Управление текучестью кадров и трудовой дисциплиной [Электронный
ресурс] - ййр://’№№№.шагкеЕ]оигпа1.сот/р81йиргау1еше/6Ей1:ш1(Дата
обращения 11.03.2017).
55. Филина Ф.Н. Как бороться с текучестью кадров // Российский бухгалтер
[Электронный ресурс] - /ййр://’№№№.го8Ьий.ш(Дата обращения
14.03.2017).
56. Цветаев В.М. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / С.В. Шекшня. - М.: Юрист, 2008. - 268 с.
57. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст]: учебное пособие / С.В. Шекшня М.: Юнити, 2007.
58. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] : Учебник
/ Г.В. Щекин. - М.: Дело, 2002. - 213 с.